Реферат по предмету "Социология"


Создание методико-психологического клуба "Школа приемных родителей" по подготовке семей к усыновлению детей сирот при доме ребенка №2 г. Хабаровска

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра: Социологии и социального управления
Специальность: Государственное и муниципальное управление.
Социальный проект
По предмету: Социология управления.
На тему: Создание методико-психологического клуба «Школа приемныхродителей» по подготовке семей к усыновлению детей сирот при доме ребенка №2 г.Хабаровска
Хабаровск
2005

СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность и значимость проекта«Создание «методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” поподготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2».
1.1Обоснование выбора проекта
1.2Цели и задачи проекта
2.Описание проекта и его название
2.1Общая характеристика проекта
2.2Нормативно-правовая база
2.3Организационно-управленческая структура проекта
2.4Кадровый состав проекта
2.5           Финансовоеобеспечение проекта
3. Этапы внедрения проекта.
4. Препятствия ириски внедрения проекта.
5. Ожидаемыеколичественные и качественные результаты проекта.
Список использованной литературы

1. Актуальность и значимостьпроекта – создание «методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” поподготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2».
1.1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРАПРОЕКТА
 
Изменение экономических отношений в Россииповлекло за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества.Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Общество сильнополяризовалось; при этом небольшая часть населения оказалась в значительном«выигрыше», а основная не только проиграла, но и интенсивно скатывается всторону бедности и обнищания. Страдающими группами стали наиболее слабые — детии престарелые. Половина детей проживает в бедных семьях с доходами нижепрожиточного минимума. В них дети не только лишены удовлетворительного питания,но становятся обузой семьи, получают характеристику «лишних», происходит отказот них.
События последних десятилет в России обрушили на детей и их родителей множество проблем. К сожалению,российское государство в значительной степени самоустранилось от помощи ребенкуи его семье в это кризисное время. Основное, чего лишились ребенок и семья, —государственной системы защиты и реального обеспечения своих интересов.
В российской действительности появилось такоеявление как социальное сиротство. Эти дети, имеющие родителей, но вынужденныежить вне своего дома — в детских домах, приютах, интернатах. Официальнаястатистика показывает, что численность «социальных сирот» составляет сегодняболее 685 тыс. человек.
Научную общественность проблема «сиротства»заинтересовала еще в начале 90-х годов. Однако систематических обследований вмасштабах России или крупных регионов не проводилось. Причина — отсутствиесобственных средств и бюджетных ассигнований у научных учреждений, а такжеотсутствие интереса к данной проблеме у властей как местных, так и федеральных.Силами научных коллективов исследования проводились лишь для отдельных городовРоссии.
Проблема «сиротства» детей в течение несколькихлет исследовались Институтом социально-экономических проблем народонаселенияРАН. В обследовании 1995 г. приняло участие 115 детей сирот, находившихся всиротских домах или интернатах г. Самары. Результаты показали, что 62,5% детей,оказавшихся в таких учреждениях, жили до этого в семьях. Это же подтверждают истатданные о поступивших детях.
Около половины (43,7%) обследованных детейпроживали в неполных семьях, т.е. с одним из родителей (практически всегда этомать), 31% — с бабушкой, дедушкой или другими родственниками. Основная причинатакого положения — лишение родителей прав за невыполнение обязанностей поотношению к детям. Лишь 25% детей живут в полной семье, т.е. с отцом и матерью.Однако очень часто в такой семье есть безработный (иногда безработных обародителя), есть другие причины неблагополучия.
Проблема социального сиротства — одна из наиболеесерьезных проблем в России в настоящее время. За последние сто лет Россияпереживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и Революции,после Великой Отечественной войны и сейчас. Сейчас в России насчитывается 867,8тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (для сравнения: после окончанияВеликой Отечественной войны их было меньше — 678 тыс. на весь СССР). Причем эти867,8 тыс. — дети с установленным юридическим статусом, «посчитанные»официально. Есть и такие, чей статус пока не установлен, по оптимистичнымоценкам, их столько же, а по пессимистичным — раза в три больше.
Если в первой половине ХХ века в России основнуюмассу составляли круглые сироты то в начале XXI века 80 — 90% — это сироты«социальные». Девяносто процентов из официальных детей-сирот — ненастоящие сироты, а так называемые социальные сироты и отказные дети. Первыеосиротели из-за лишения их родителей родительских прав, признаниянедееспособными и безвестно отсутствующими, от вторых же родители отказалисьсразу после рождения.
Россия — одна из немногих стран, где процветаетсоциальное сиротство (в этот список входят еще Румыния, Молдавия, Украина иКазахстан). Хотя везде, даже в самых благополучных странах, для социальногосиротства есть объективные предпосылки: бедность, алкоголизм, наркомания,ранние беременности. Значит, дело в другом? В России отсутствует какая-либосистема профилактики социального сиротства и — самое главное — размещения сиротв семьи. Побороть это зло (проблему сиротства) президент Путин недавно поручилПравительству РФ. Модель такой борьбы уже есть, и притом работающая — рольгосударства в ней сужена за счет участия общества. Но любая социальная проблемав нашем обществе требует особого внимания и подхода.
В сегодняшней Россиипроблемы российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток,жилищно-бытовая неустроенность, безработица, дисгармония межличностныхотношений, пренебрежение интересами детей, жестокость и насилие по отношению кребенку и т. д. Из года в год увеличивается число социальных сирот, т. е. такихдетей, которые становятся сиротами при живых родителях. Ежегодное увеличениетакой категории детей за последние десять лет составляет свыше 100 тысяч.
Раньше детей подкидывали,теперь от них отказываются. Сложившаяся ситуация ставит перед государствомзадачу — устроить этих детей, накормить, одеть, обеспечить определенный уровеньобразования и медицинского ухода, подготовить к выходу в самостоятельную жизньдо достижения совершеннолетия. Содержание одного ребенка в сиротском учрежденииобходится государственному или муниципальному бюджету примерно в 3000 рублейежемесячно. Произведя несложный подсчет, мы увидим, что забота о сиротахложится довольно существенным бременем на бюджет нашего государства. Достаточнопосмотреть на тот факт, в каком состоянии находятся 1/3 наших сиротскихприютов. Государство в должной степени не обеспечивает и не выделяетнеобходимое количество денег ни на внешний ремонт зданий социальных приютов,которые уже «поизносились» и требуют капитальную отделку не только с наружи, нои внутри.
За последниепятьдесят е лет в домах ребенка (детишки здесь живут от грудничкового возрастаи до 4 лет) мало что изменилось. Разве что их крошечные тарелочки теперь моютне с содой, а с “Фэри”, появились игрушки подороже и ходунки цветные турецкие.Не изменилось в их жизни главное — у здешней малышей нет дома, нет ласки,которую дали бы им родители. Ведь, воспитателей бывают один или два на группуребятишек и они не могут дать той любви и заботы, в которой так нуждаютсясироты. Они с надеждой в глазах смотрят на тех людей, которые проходят, чтобывыбрать и усыновить ребенка. И каждый в душе надеется и верит, что это пришлиза ним его будущие мама и папа. Через этот безапелляционный окрик “Мама!”проступает самая главная их мечта.
Все выше сказанноеговорит о данной проблеме, только с точки зрения сложности и важности длягосударства. Но самое главное, это то, какими вырастут дети, которых оставилиродители, как они будут относиться к миру, в котором живут и будут ли онипоступать так же, как поступили с ними. И государство в этом плане должно нетолько содержать этих детей, оно должно стремиться как-то, устроить их в жизни,реализовать, постараться сделать из них личностей, индивидов. А также доказатьнашему российскому обществу, что ребенок, взятый из сиротского дома илидома-интерната ничем не отличается от простого дитя, который живет вполноценной семье, т.к. наше общество ставит таких детей на ступень ниже.
Важно также ипсихологическое состояние таких детей. Дети, оторванные от матери в возрасте до2 — 3 лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, неподлежащие реабилитации. Раннее психическое давление сказывается и на общемсоматическом здоровье ребенка. Все это обусловливает низкий уровень потенциалаздоровья детей-сирот. Исследования, проводимые Центром обучения и исследованияблагосостояния по организации реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся вгосударственной защите, показывают, что длительное содержание детей винтернатных учреждениях задерживает их общее интеллектуальное развитие, а нетолько физическое и психическое.
Прежде в дом ребенка попадали дети,найденные в мусорных баках и чудом оставшиеся в живых; малютки, подброшенные вподъезды домов и подобранные добрыми людьми. Теперь современные мамы-кукушки неразбрасываются новорожденными, а цивилизованно пишут отказную на ребенка еще в родильномдоме либо просто покидают больницу, не оставляя о себе никаких сведений. Оченьредко бывают случаи, чтобы такие мамаши одумывались и забирали своего ребенка.Правда, бывает, что родители из-за сложного финансового положения оставляютмалыша на год-два, а затем увозят его домой. Но, несмотря ни на что, каждый изэтих детей ждет свою маму. Хотя, как правило, больше усыновляют грудничков.
Усыновители чаще всего берут малышейв возрасте до 1-1,5 года, причем в своих пожеланиях могут написать и такое: “Мальчикот 0 и до 3 месяцев, без физических и умственных изъянов, голубоглазый,русский, не склонный к полноте”. Нашим усыновителям ребенок с выраженныминациональными признаками, как правило, не подходит, потому что отечественныемамы хотят, чтобы дитё было “полностью их”. Имитируют беременность, переезжаютв другие города, даже берут декретный отпуск.
Усыновление – это сложный процесс в юридическом иморальном отношении. Чтобы стать настоящими папой и мамой, одних юридическихпроцедур недостаточно. Потенциальные опекуны часто в принципе не представляют,как им нужно себя вести. Это, как говорится, поправимо. Хуже, когда ребенкахотят взять из-за эгоистических соображений — к примеру, ради сохраненияраспадающейся семьи. В таких случаях несовпадение желаемого с действительнымможет стать причиной отказа от ребенка, а значит, колоссальной психическойтравмы для него. К сожалению, возврат детей в сиротские дома случается.
Случаетсяотказ от ребенка, которого усыновили, и не только в российских семьях. Очень частоиностранные родители возвращают детей в Россию. Некоторые сажают приемную дочкуили сына в самолет и навсегда забывают о них. Разумеется, никто не встречает ихв российском аэропорту. Одна семейная пара из США вернула российского ребенкана том основании, что диаметр его головы на 2 см меньше, чем это записано в медицинских документах. Они решили, что ребенок с психическимиотклонениями. Хорошо, что они хотя бы довезли его до детского дома.
Бывают и такие случаи.Одного ребенка вернули после усыновления опеки потому, что он стал задаватьнеожиданные вопросы, например, что с ним будет, если опекуны умрут… Чащевсего отказываются те, у кого есть другие родные дети.
Даже органы опеки боятсявозвратов: много случаев, когда приемные родители переоценили силы и вернулиребенка в госучреждение. И если человек придет в муниципалитет по вопросуусыновления, то, скорее всего, услышит: «Зачем вам это? Вот вы живете, всеу вас хорошо. А знаете, что будет, когда вы возьмете приемного ребенка? Вашажизнь превратится в ад. Так идите домой, и спокойно живите дальше».
В доме ребенка №2 былотказ от усыновления в связи с тем, что мальчик не поладил с другим ребенком всемье. У всех случаются в семьях конфликты. Но своим родным детям мы обычно прощаемто, что приемным детям простить, не готовы. Вообще за последние 10 лет в домеребенка №2 было 6 таких отказов. И при этом в некоторых случаях от детейотказывались уже через несколько лет, т.е. тогда, когда ребенку уже было больше7 лет, и он автоматически теперь был направлен в детский дом.
Были и такие случаи,когда малолетний ребенок сам сбегал от семьи, которая его усыновила. Например,подобный случай произошел из-за того, что на момент усыновления супружескаяпара не имела детей, но через несколько лет у них появился свой родной малыш. Ився любовь этой семьи перешла в строну кровного дитя. А усыновленному ребенкуоставались лишь побои, насмешки и личное отвращение. В итоге после месяцаскитаний по улице ребенка нашли и отправили на государственное попечениеобратно туда, откуда его усыновили.
Конечно, такуювышесказанную информацию авторам проекта было очень сложно достать, т.к. какправило это понижает рейтинг домов ребенка, и каждое такое учреждениерекламирует только хорошие стороны работы, никто не показывает свои минусы. Новсе же, из различных источников авторам удалось получить данные, о которых былосказано выше и уже на этом основании, можно сделать вывод, что проблемавозврата детей существует, и она огромна.
Многие уверены, что отказной ребенок — самый благодарный, поскольку у него нет родственников и не было привязанностей.Это не так. Ребенка проще адаптировать к семье, если у него был опыт семейнойжизни, пусть даже горький. А вот отказные, повторно отказные (т.е. от когоотказались приемные родители) и уличные дети — самые тяжелые категории.
Итак, можно сделать вывод, что когдаречь идет о проблеме детей сирот, то кажется, что хуже для них уже ничегонельзя придумать. Но, несмотря на это, есть еще одна проблема, и оназаключается в возврате этих детей после усыновления. И семьи или органыконтроля, которые этот возврат осуществляют, делают данный шаг по несколькимпричинам:
-           во-первых,многие семьи берут детей из-за пособий, льгот, которые обязано выплачиватьгосударство в таких случаях. Над такими детьми часто издеваются, избивают, иорганы контроля просто обязаны в таких ситуациях вернуть ребенка назад;
-           во-вторых, некоторыесемьи хотят, чтобы ребенок был талантлив в том или ином направлении, но когдаданный талант не раскрывается (нельзя узнать, о таланте у годовалого малыша),то их разочарование превосходит все ожидания, и в этом ребенке они больше ненуждаются;
-           в-третьих,некоторые семьи просто не готовы взять малыша, но делают это из-за каких-либопобуждений, в конечном итоге и этот ребенок оказывается в детском доме и т.д.
Страшно знать, что тебя выкинули, вернули обратно. Втаких случаях дети чувствуют себя ненужными, покинутыми, одинокими. Ониначинают думать, что проблема в них самих. Развивается комплекснеполноценности. Но ведь проблема заключается не в детях, а в тех взрослых,которые думают, что взять ребенка из сиротского дома это так легко. Но онизачастую не понимают, какая ответственность ложится на их плечи. Они неосознают, какую психологическую травму наносят этим детям, которые не в чем неповинны, и которые появились на свет, благодаря минутной слабости их родителей.Трудно вообразить, что в будущем будут представлять собой эти ребята. Неисключено, что они также будут поступать и со своими детьми, т.е. дальше усугублятьпроблемы сиротства в России.
В отличие от РФ зарубежный опыт показывает, что аналогинашего проекта уже существуют. Мы решили попробовать внедрить данный опыт вРоссию. Наш проект поможет семьям понять, нужно ли им усыновлять ребенка, какуюцель они преследуют в принятии данного решения. Мы надеемся, что создание«клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2 поможет также решить проблему в уменьшении процентапоявления сиротства, проводя беседы с матерями, которые хотят отказаться отдетей и осуществляя другие действия в данном направлении.
В городе Хабаровске, как и во многих регионахРоссийской Федерации, с каждым годом растет число беспризорников и социальныхсирот. Поэтому крайне необходимо именно сегодня создавать все больше и большеприютов, в которых будет комфортно детям и подросткам – социальным сиротам. Впротивном случае, если государство не вложит в детей сегодня, завтра мы получимпреступное и маргинальное общество, в котором будет не комфортно всем.
Объектом данного социального проекта являетсяпроцесс профилактической и социально-реабилитационной работы с родителями,которые хотят усыновить ребенка.
Предмет этого проекта — пути совершенствованияпроцесса профилактической и социально-реабилитационной работы.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Основная цель проекта создание «Методико-психологическогоклуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2» — это всестороннее содействие и помощь в решенииширокого круга социальных и правовых вопросов. Она заключаетсяв формировании инновационной системы профилактической исоциально-реабилитационной работы не только с родителями, желающими усыновитьребенка, но и с детьми – социальными сиротами.
Задачи проекта:
o    профилактическаяработа с родителями, желающими усыновить ребенка. Оказание помощи по ликвидациитрудной жизненной ситуации в семье;
o    оказаниеродителям социально-педагогической, социально-правовой и иных социальных услуг,обеспечивающих изменение их ценностных ориентации и социального окружения;
o    чтобыродители научились формировать духовно-нравственные, патриотические качестваличности в детях;
o    развиватьих интеллектуальные, творческие и физические способности;

2. Описание проекта и егоназвание
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПРОЕКТА
Субъектом социального проектированияявляется методико-психологический клуб «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, придоме ребенка №2», который ставит перед собой задачу оптимизации процесса профилактической исоциально-реабилитационной работы с родителями, желающими усыновить ребенка.
Объектом данного социального проекта являетсяпроцесс профилактической и социально-реабилитационной работы с родителями,которые хотят усыновить ребенка.
Предмет этого проекта — пути совершенствованияпроцесса профилактической и социально-реабилитационной работы.
Дляреализации цели и решения задач указанного проекта необходимо осуществитьследующие мероприятия:
1. Разработать штатноерасписание методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” поподготовке семей к усыновлению детей — сирот, при дет. доме №1
2. Подбор персонала дляметодико-психологического клуба “Школа приемных родителей ” по подготовке семейк усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2
3. Выделениеспециализированного помещения для организации клуба, актовый зал на 30 человек,комната психологической разгрузки, зал для лечебной гимнастики, медицинский,юридический кабинет, кабинет социальной помощи, кабинет мед. пункта;
4. Развитие материальной базы клуба: ремонт иоборудование актового зала, приобретение книг и периодических изданий,приобретение столов, стульев, приобретение различных детских тренажеров.
5. подобрать пакет программ и мероприятий по организации ипроведению социальной реабилитации родителей, которые хотят усыновить ребенка.2.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Для реализации проекта посозданию клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлениюдетей — сирот, при доме ребенка №2 необходим пакет нормативных актов:
1. КонституцияРФ от 12.12.1993г
2. Семейныйкодекс РФ
3. Государственнаяпрограмма профилактики сиротства.
4. Федеральный закон опатронатном воспитании.
5. Закон о статусеспециалиста социальной службы
6. Закон о предотвращениинасилия в семье.
Создание методико-психологическогоклуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2 будет реализовываться на основании следующихнормативно-правовых документов:
1.               Указ ПрезидентаРФ от 06 сентября 1993г №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, защите их прав»;
2. Указ Президента РФ «О президентской программе«Дети России» на 1998 — 2000 годы от 15.01.98. — №29 // Бюллетень нормативныхактов Министерства труда и социального развития РФ. — №2. — 1998. — С. 6.
3. Приказ МинистерстваОбразования РФ от 07. декабря 2003 №3572 «Об утверждении Плана мероприятийМинобразования РФ по реализации Программы по предупреждению социальногосиротства и улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей на 2004-2005 годы».
4. Закон ГосударственнойДумы РФ от 24 июня 1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. ФЗ Государственной ДумыРФ от 21 мая 1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних».
6. ФЗ ГосударственнойДумы РФ от 18 июня 2003 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. РекомендацииМинистерства труда и социального развития РФ от 29 марта 2002 № 25 «Поорганизации деятельн6ости специализированных учреждений для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной реабилитации».
8. Постановление ПравительстваРФ от 27 октября 2000 № 896 «О семейной группе специализированного учреждениядля несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
9. Приказ МинистерстваОбразования РФ от 08 августа 1996 № 404 «О приемной семье».
10. Положение МинистерстваОбразования РФ от 17 июля 1996 г № 829 «О приемной семье».
11. ФЗ государственнаяДума РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об основных гарантиях правребенка в РФ»».
12. ЗаключениеЭкспертного Совета при УПЧ в РФ от 29 января 2002г по теме: «Первоочередныемеры по защите прав детей и детства в РФ».
13. ФЗ ГосударственнойДумы «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ (в части гарантийправ ребенка на семью)».
14. ПостановлениеПравительства Хабаровского края от 23 сентября 2003 № 23-пр «О плане основныхмероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей иподростков в Хабаровском крае до 2006 года».
15. Приложение к решениюХабаровской городской Думы «Городская комплексная межотраслевая целеваяпрограмма «Молодежь Хабаровска (2004-2006 годы)»».
16. Закон г. ХабаровскаХабаровской городской Думы «Об организации работы по опеке, попечительству ипатронату в городе Хабаровске».
17. Распоряжение ГлавыАдминистрации (Губернатора) Хабаровского края «Об утверждении Планапервоочередных мероприятий по развитию семейных форм воспитания и устройствадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных ибеспризорных детей на территории Хабаровского края на 2003-2004годы».
18. ПостановлениеГубернатора Хабаровского края «Об утверждении краевой программы «Профилактика безнадзорностии правонарушений, несовершеннолетних в Амурской области в 2003-2005 годах» от 16.01.01№7 //Сборник нормативных актов Хабаровского края. — 2003. — №1.- С. 12-34.
19. Постановление мэра города Хабаровска«Мероприятия по профилактике социального сиротства, защите детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на 2000 – 2005 годы» от 26.01.00 №90//Сборник нормативных актов администрации г. Хабаровска. — 2000. — №1. — С. 20.
20. Устав методико-психологического клуба «Школаприемных родителей» поподготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2».
21. «Положение о деятельности методико-психологическогоклуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при домеребенка №2».
2.3 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯСТРУКТУРА ПРОЕКТА
1. Общая часть.
Методико-психологический клуб «Школа приемныхродителей» по подготовкесемей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2», является юридическим лицом.
Методико-психологический клуб «Школа приемныхродителей» по подготовкесемей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2»возглавляется директором клуба, который непосредственно подчиняется управлениюсоциальной защитой населения г. Хабаровска.
В своей деятельности методико-психологическийклуб «Школа приемных родителей» стремится к решению следующих задач:
— составление учебных программ для родителей,желающих усыновить ребенка;
— изучение личностных особенностей детей иподростков социальных сирот, проживающих в доме ребенка №2, формирование наэтой основе индивидуальных программ и последующая реализация данных программ сцелью установления хороших взаимоотношений ребенка с будущими родителями;
— изучение личностных особенностей ребенка,которого хотят усыновить;
— научить будущих родителей защите прав изаконных интересов детей, которых семьи хотят усыновить, т.е. работа с юристом;
— организация подготовки специальных кадров (воспитателей,педагогов, психологов, социальных работников, юристов).
2. Задачикадрового персонала:
1) Во-первых,персоналу необходимо объяснить клиентам (семьям), что они хотят дать ребенку,который придет в их дом, кроме конфет, игрушек и чистого белья. Одна из задач — объяснить, что не все пойдет гладко. Да, поначалу может быть эйфория. А потомокажется, что никто тебя не собирается сразу любить, поскольку детдомовскиеумеют подстроиться, стать удобными, но любви их надо учить.
2) Во-вторых,необходимо обсуждать родительские приоритеты. Сегодня многие во главу угластавят успешность. Например, в дом ребенка №2 приходит женщина, которая мечтаетвзять ребенка первого года жизни. Почему бы нет? А потом выясняется, что она — менеджер крупной компании и работу оставлять не собирается. Тогда персоналунеобходимо спросить: для кого вы его берете? Может быть, для няни? Ей нужнорешить, что важнее: оставить работу и воспитывать или не оставлять работу и невоспитывать. Или брать ребенка старшего возраста. Или вообще не брать. А то, чтоу нас часто получается? Ребенку хочется любви, а ему — на, вот тебе французскийязык.
3) В-третьих,можно будет ожидать от семей и такого высказывания: «На подбор ребенка унас есть неделя, потому что у нас отпуск. Давайте объясняйте всепобыстрее». Персоналу необходимо объяснить, что взять ребенка — почти тоже, что родить. Можно родить его в семь месяцев, а можно в девять. Или мечтатьо мальчике, а родится девочка.
В результатесовместной работы на одну тему: научиться любить и принимать чужого ребенка, — к концу занятий слушатели станут близкими людьми. Когда кто-то усыновляет илиоформляет опеку, это событие для всех. Клуб «Школа приемных родителей», сосвоей стороны, будет направлена на поддержку приемной семьи в течениеодного-трех лет: медико-психологическую консультацию можно будет получить влюбое время суток.
Впрочем, ещедо формального усыновления с принявшими такое решение будут проводить беседуспециалист по социальной работе, психолог и врач. Социальный работник долженбудет встречаться дома со всеми членами семьи; потом, отдельно — с двумяпоручителями, знающими эту семью не менее пяти лет. Существуют варианты, чтопоручители не согласны с решением своих друзей взять ребенка, но если онискажут, что все равно будут помогать семье, — это очень хорошая рекомендация.
В некоторыхслучаях клуб «Школа приемных родителей» будет настаивать на рекомендации своимвыпускникам не брать ребенка, если администрация и психологи клуба считают, чтосемья готова. И в данных случаях семьи, которым была объявлена этарекомендация, должны будут хорошо обдумать свое решение, т.е. прислушаться кмнению клуба «Школа приемных родителей». Ведь в наше время часто встречаются,что усыновление состоялось без одобрения администрации, психологов ивоспитателей из дома ребенка. Результат – некоторые дети были возвращены вказенное учреждение.
4) Ежедневнокто-то из сотрудников клуба «Школа приемных родителей» должен будетотправляться в роддом №1, чтобы «караулить отказчик». Дежурство должноначинаться в 11.00 и заканчиваться часам к 4 вечера. – Это необходимо для того,чтобы уменьшить процент младенцев, от которых отказываются.
В этойпроцедуре первым действием: необходимо выяснить, почему мать хочет оставитьребенка. На этот разговор, как правило, идут все. И если женщина эмоциональна истрадает от принятого решения, то скорее всего не откажется. Но есть матери, вздравом рассудке по полочкам раскладывающие все до единой причины отказа. Этоглухие отказы. Дай такой хоть золотые горы, она спокойно оставит ребенка иуйдет. Следовательно таких долго отговаривать не следует — это может повлечьеще худшие последствия для ребенка".
Второедействие: необходимо будет проводить разговор с близкими отказчицы, онизачастую пребывают в неведении, и много случаев, когда весть о рождении ребенкародственники встречают с радостью. Необходимо будет иногда производить и прямуюпомощь: при выписке из роддома, в трудоустройстве или решении проблем создоровьем ребенка.
3. Функции кадрового персонала
-          выработкаучебных программ и практических рекомендаций родителям, желающим усыновитьребенка. Эта функция ложится на педагогов общепрофессионального образования;
-          Изучениеличностных особенностей детей и подростков – социальных сирот. Обязанность повыполнению этой функции ложится на психолога;
-          Формированиеи последующая реализация индивидуальных программ реабилитационно-профилактическойработы с детьми. Реализацией этой функции занимаются социальные работники ипсихологи;
-          Защитаправ и законных интересов детей и подростков, а также помощь во временномтрудоустройстве несовершеннолетних. Реализацией этой функции занимаютсясоциальные работники и юрисконсульты.
4. Права и обязанности директораметодико-психологический клуб «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлениюдетей — сирот, при доме ребенка №2».
Директор как руководитель проекта и работникадминистрации, наделяется особыми полномочиями и несет ответственность за:
1)        планированиепроекта;
2)        контрольнад ходом реализации проекта;
3)        расходованиематериальных ресурсов;
4)         координациюработы методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлениюдетей — сирот, при доме ребенка №2»;
5)        контрольза работой методико-психологического клуба «Школа приемных родителей».
Директор как руководитель проекта по созданиюметодико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семейк усыновлению детей-сирот и работник администрации имеет право:
1)        контролироватьход реализации данного проекта;
2)        следитьза расходованием материальных ресурсов
3)        координироватьработу методико-психологического клуба «Школа приемных родителей»;
4)        контролироватьдеятельность методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлениюдетей — сирот, при доме ребенка №2»;
5)        вноситьпредложения по улучшению условий функционирования методико-психологическогоклуба «Школа приемных родителей»;
6)        приниматьучастие в составление реабилитационных программ, их корректировки иконтролировать их внедрение;
7)        заниматьсяподготовкой и проведением совещаний, педагогических часов и педагогическихсоветов;
8)        возглавлятьСовет при директоре;
9)        обобщатьквартальные и годовые отчеты;
10)     заниматьсяорганизацией семинаров, курсов повышения квалификации, своевременной аттестацииперсонала.
5. Права и обязанности персоналаметодико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлениюдетей — сирот, при доме ребенка №2».
o    Вестиобразовательную и воспитательную деятельность;
o    разрабатыватьсобственные программы реабилитационно — профилактической работы, обучения, воспитания,вести научно-исследовательскую деятельность;
o    обучатьродителей, желающих усыновить ребенка решать возникающие жизненные проблемы с наименьшимипотерями;
o    вестиконсультационную работу;
o    даватьюридические консультации;
o    даватьинформацию семьям о самом процессе усыновления ребенка.
o    даватьнеобходимую информацию о самом ребенке семьям, которые хотят его усыновить;
o    взаимодействоватьс другими подобными учреждениями в России и за рубежом, обмениваться опытом.
6. Организация управления
 - деятельность методико-психологического клуба«Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2», подчиняется непосредственно его директору, который всвою очередь подчиняется управлению социальной защитой населения г. Хабаровска;
— Организацией учебного и воспитательного процессазанимаются педагоги, воспитатели, на основе составленных программ психологами;
— составлением индивидуальных программ занимаютсяпсихологи и социальные работники;
— организацией юридического консультированиязанимается юрист.
7. Взаимосвязи
Управлениеметодико-психологическим клубом «Школа приемных родителей» по подготовке семейк усыновлению детей-сирот при доме ребенка №2 осуществляется на основании:
-           Уставаметодико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семейк усыновлению детей-сирот при доме ребенка №2;
-           Положения одеятельности методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» поподготовке семей к усыновлению детей-сирот при доме ребенка №2;
-           Штатногорасписания;
-           договора скомитетом социальной защиты населения администрации г. Хабаровска о совместнойработе по реализации проекта.
2.4 КАДРОВЫЙ СОСТАВПРОЕКТА
Кадровый состав методико-психологическогоклуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2 г. Хабаровска:
o    Директор «Домаребенка №2» (1 штат. ед.);
o    Воспитатель (1штат. ед.);
o    Психолог (1 штат.ед.);
o    Социальный работник(1 штат. ед.);
o    Юрист (1 штат.ед.);
o    врач-педиатр (1штат. ед.) ;
o    психотерапевт (1штат. ед.);
o    уборщица (1 штат.ед.).
Итак, общее количествоштатных единиц центра составляет: 8.
К работеметодико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семейк усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2 г. Хабаровска, также могутпривлекаться добровольцы.
2.5ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Расчет издержек на 1 месяц:№ п/п Постоянные издержки
Сумма
(руб.) 1 2 3 1. Аренда помещения 2500 2. Коммунальные платежи 1800 3. Зарплата 39500   Директор приюта 7000 Воспитатель 4500    психолог 6000   Врач-педиатр 4500   Социальный работник 5500 Юрист 6000 психотерапевт 3500 уборщица 2500 4. Амортизация 700   — телефон 350 — компьютеры 300 — принтер 50 5. Переменные издержки 52000 1. Ремонт 6100 2. Оформление документов 200 3. Аренда автомобиля 550 4. Бензин 1750 5. Канцелярские товары 400 6. Дидактический материал 3000 7. Курсы переподготовки и повышения квалификации 20 000 6. Единовременные расходы 145 850 3. Оборудование для комнаты психологической разгрузки 3850 4. Оргтехника 70 000 5. Музыкальный центр 5000 * 2 = 10000 6. Картины
1000 * 5 =
5 000 7. Аквариум с рыбками  7000 8. Мебель 50 000 9 Детский турник комплекции «Горка» 25 000 10. Различные детские игрушки, предназначенные для детей дошкольного возраста 5 000
Итого: Постоянныеиздержки — 44500×1 месяц = 1335 000 руб.
Переменныеиздержки 52000×2 раза в год = 104000 руб.
Единовременныерасходы 175 850 руб.
Нареализацию проекта необходимо затратить: 1614850 руб.
Источникифинансирования
Методико-психологическийклуб «Школа приемных родителей» должен будет существовать:
1)        на гранты ипожертвования. На гранты, т.е.: пишется проект, подается заявка на грант, еслигрант выигран — организация получает средства на реализацию проекта.
2)                необходимосоздание отдела развития и сбора средств, усилия которого будут направлены нато, чтобы привлечь к финансированию программ фонда представителей бизнеса.
3)                источникомфинансирования методико-психологического клуба «Школа приемных родителей»должен являться бюджет г. Хабаровска и Хабаровского края.
4)        Дополнительныеисточники финансирования учреждения также будут состоять из благотворительныхвзносов, добровольных пожертвований юридических и физических лиц, а такжедругих источников в соответствии с законодательством Российской Федерации

3. Этапы внедренияпроекта
1.        Подборспециалистов с 1 января 2006 г. по 31 января 2006 г.
2.        Ремонт иподготовка помещений. На этом этапе производятся ремонтные работы в помещениях,предназначенных для размещения клуба. С 1 февраля по 1 июня 2006г.
3.        Подборспециалистов на должности социального работника, психолога, юриста,библиотекаря. С 1 мая по 31 июля 2006г
4.        Развитиематериально-технической базы клуба. На этом этапе проводится оснащение клубаспециальным инвентарем, мебелью, различными пособиями и т.д. А так же производитсяустановка оборудования для комнаты психологической разгрузки, покупка книг длябиблиотеки. С 1 июня по 1 августа 2006г
5.        Организациякурсов повышения квалификации и переподготовки кадров. На этом этапе повышаютквалификацию, в первую очередь социальный работник и психолог. С 1 июля по 1сентября 2006г.
6.        Открытиеклуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей –сирот при доме ребенка №2 с 25 сентября 2006г.
По времени проведениямногие этапы проходят параллельно, так как они не являются взаимосвязанными.При четком выполнение этапов проекта и полном его финансировании сбоев изадержек быть не должно.
Сроки проведения: С 1 января 2006 г. по 25 сентября 2006 г.Процедура открытиясемейной группы
1.        Подбор ребенка всоответствии с запросом семьи, которая хочет усыновить ребенка.
2.        Информация оребенке-кандидате на проживание в семье, которая хочет усыновить этого ребенка.
3.        Собеседование счленами семьи, которая хочет усыновить ребенка и воспитателями.
4.        Знакомствочленов семьи, которая хочет усыновит ребенка и ребенка, который выбран дляусыновления данной семьей.
5.        Проведениеродительско-детского тренинга «Наша новая семья»
6.        Консультациичленов семьи с психологами клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семейк усыновлению детей-сирот о ребенке, которого они хотят усыновить.
7.        Психологическаяподготовка членов семьи к принятию в их семейную ячейку дитя из дома ребенка.
8.        Проведениеразличных совместных занятий с ребенком в стенах клуба «Школа приемныхродителей» по подготовке семей к усыновлению детей-сирот
9.        Проведениезанятий специальной физкультурой с членами семьи и ребенком, которого онивыбрали для усыновления,
10.     Проведениеиндивидуальных занятий, при которых члены семьи помогают выполнять различныхупражнений, которые необходимы молодому организму, на детских турниках
11.     Хождение ребенкав гости в семью, которая хочет усыновить ребенка (с продолжительностьюпребывания от 2 часов до посещений с ночевкой).
12.      Социальныйконсилиум. Он решает вопрос о передаче ребенка в семью; обсуждает и утверждаетпрограмму реабилитации ребенка, включающую педагогический, психологический,медицинский, логопедический и социальный разделы, а также вопросы взаимоотношенийвоспитанника и семейного воспитателя с кровными родителями.
Социальное сопровождениесемей, которые хотят усыновить ребенка осуществляется на протяжение всегопериода социальными педагогами отделения по работе с семейными группами (наодного специалиста приходится по 15 воспитанников), функции которых весьмаразнообразны и, в основном, направлены на решение возникающих проблем, скоторыми не смог справиться воспитатель.
Анализ эффективностиработы с воспитанником проводится на основе разработанных специалистами Центракритериев в период подготовки документов на консилиум. Отношения специалистов ичленов семейной строятся на принципах взаимопонимания, уважения, партнерства.Сложные проблемы решаются на уровне заведующего отделением по работе с семейнымигруппами, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе,директора.
Как показывает опыт, вбольшинстве семей в конце первого и третьего месяцев между членами семейнойгруппы могут иметь место взаимные претензии, недовольство друг другом (такназываемый «эффект срывания масок»). Это объясняется тем, чтовоспитанник «прощупывает» границы дозволенного в данном коллективе,пытается найти свое место. Через три месяца ребенок чувствует себя полноправнымчленом семьи, он устает быть в постоянном напряжении, чтобы делать так какнадо, начинает постепенно жить и поступать так, как привык раньше, как хочется.Справиться с
подобными проявлениямипомогает педагогическое мастерство воспитателя и социального педагога,вмешательство психологов клуба «Дружная семья».

4. Препятствия и риски внедрения проекта
1. Кадровые препятствия.
Основную сложность представляет подготовка ипереподготовка персонала. Особенно трудно набрать персонал на должностьвоспитателей. Отсутствие глубокого понимания принципов работы с такой труднойкатегорией детей, как дети – сироты может очень сильно препятствовать быстромувнедрению методики работы с ними.
Низкая заработная плата работников приюта можетсказаться на качестве персонала.
2. Управленческие препятствия.
Они связаны со сложностью проекта, требующегочетких управленческих действий и глубоких знаний о сущности объекта управления.Таким образом, ошибка в подборе специалиста на ключевую должность этого проекта(директор приюта) может решающим образом сказаться на его реализации.
3. Финансовые препятствия.
Недостаток средств, выделяемых на социальнуюсферу, может препятствовать запланированным этапам реализации проекта.

5. Ожидаемыеколичественные и качественные результаты проекта
Основныйсмысл занятий — отвестибудущих родителей от позиции «я возьму ребенка, я все ему дам, у него всебудет» и привести к позиции «я ему помогу». В клубе «Школаприемных родителей » ценится и отрицательный результат, когда человек послеполугода занятий говорит: «Я еще не готов принять ребенка в семью».Скорее всего, через полтора-два года он, решив свои личные проблемы, сновапридет к ним.
Продолжительностьбесплатных занятий — сто часов. Сто часов индивидуального и командноготренинга, семинаров по медицине и возрастной психологии, ролевых игр. В курсвключены поездки в сиротские учреждения (около 20 часов) — для нагляднойдемонстрации того, какими бывают эти дети, как они могут себя вести. Посетителиклуба «Школа приемных родителей» школы становятся волонтерами в детских домах,домах ребенка и больницах — там, как правило, не хватает персонала, апотенциальные родители получают шанс проверить свои намерения (это еще ивозможность ближе познакомиться с конкретным ребенком).
В оказаниипсихосоциальной помощи участвуют разные специалисты, включая социальныхработников, врачей, психологов, юристов. Ведущими методами работы являютсяпсихологическое консультирование и психосоциальная терапия, которые частичноиспользуются в деятельности социальных и медицинских работников, и составляютосновное содержание деятельности психолога.
Психолог работает, исходяиз перспективных и текущих целей. Перспективные цели заключаются в адаптацииклиентов в микросоциуме. Текущие цели осуществляются в ежедневной работе,которая предусматривает:
-          оказаниеэкстренной психологической помощи;
-          диагностикупсихологических процессов;
-          коррекциювыявленных нарушений;
-          психологическоепросвещение сотрудников клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей кусыновлению детей-сирот;
-          проведение психологическихтренингов для формирования у семей, которые хотят взять ребенка из дома-ребенкапредставления о том, как вести себя с детьми дошкольного возраста.
Психологическоеконсультирование в данном случае представляет собой определенным образоморганизованную беседу между членами новой семьи и терапевтом, выстраиваемую сучетом фундаментальных принципов клиент- центрированной терапии:
-          каждая личностьимеет безусловную ценность и заслуживает уважения;
-          каждая личность всостоянии быть ответственной за себя;
-          каждая личностьимеет право выбирать ценности и самостоятельно принимать решения.
Психосоциальная терапия,которую мы используем как основной метод в подготовки семей — понятие болееширокое, чем психологическое консультирование, и включает в себя не тольконепосредственную работу с психологами, но и различные социально-психологическиемероприятия, индивидуальные и групповые.
У нас это сеансыпсихотерапии в комнатах психо-эмоциональной разгрузки и мультисенсорной. Этобольной раздел арттерапевтической работы, которую проводит специалист –музыкотерапевт по своей методике.
Особое внимание вкомплексе социально-психологических мероприятий уделяется терапии творческимсамовыражением (используя методику А.М. Бурно), библиотерапии, прикладнымискусством.
Все этисоциально-реабилитационные мероприятия направлены на оптимизацию отношений,которые должны сложиться у ребенка с новой семьей, приобретение социальныхнавыков и овладение новыми моделями поведения, необходимыми для гармоничногоразвития и позиционирования личности в микросоциуме новой семьи.
Психологическоепросвещение специалистов, работающих с семьями и детьми, которых выбрали этисемьи для усыновления — один из важнейших разделов работы психологическойслужбы клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлениюдетей-сирот. Разработана учебная программа по вопросам психологии и этики труда«Семинар нерешенных проблем». Проводятся индивидуальныеконсультирования и групповые формы работы с сотрудниками по темам: «Основыпрофессионального общения», «Конфликтология».
Специалисты клуба «Школаприемных родителей» по поготовке семей к усыновлению детей-сирот занимающиесясоциально-психологической подготовкой семей, постоянно повышают свойпрофессиональный уровень путем посещения семинаров, дней специалистов вметодическом объединении психологов г. Хабаровска. Ценную учебно-методическуюинформацию дают выписываемые в клубе «Школа приемных родителей» по подготовкесемей к усыновлению детей-сирот журналы «Социальная работа», «Психологиядетей и семей».
Методико-психологическийклуб «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей-сиротдолжен стать агентством, в котором есть весь спектр услуг, ориентированных наребенка. У него должны быть налажены связи с органами опеки, здравоохранения,милицией, судами — всеми, кто обычно задействован в процессе усыновления.
Но вустранении повышенного процента появления детей сирот в России, а в частности вгороде Хабаровске методико-психологический клуб «Школа приемных родителей» поподготовке семей к усыновлению детей-сирот не сможет справиться один, емунеобходима будет помощь государства. От государства не требуется ничегосверхъестественного. Наоборот, оно должно отказаться от нынешней«сверхъестественной» монополии в деле призрения сирот (с чем оно всеравно не справляется), но при этом обеспечить реальный контроль над процессом.Следует для начала привести федеральное законодательство к единому знаменателю:зафиксировать цели и полномочия органов опеки и попечительства, принципы их работы,направленной на устройство детей в семьи. А затем надо реформировать этиорганы. И здесь тоже не стоит изобретать велосипед.
В миреотработана трехступенчатая система, из которой в России сегодня в наличиитолько первая ступень — государственная. В действительности, государство(федерация, регион, город, муниципалитет) выполняет функцию«смотрящего». Оно контролирует и координирует, держит банк данных подетям-сиротам. Остальные, практические функции делегируются уполномоченнымслужбам (созданным заново или на базе уже существующих учреждений социальнойзащиты, образования и здравоохранения) и лицензированным агентствам.
Агентствасоздаются либо специалистами, имеющими профессиональную мотивацию, либозаинтересованными людьми, религиозными организациями, приемными родителями. Онимогут быть универсальными, как клуб, о котором говорит автор в проекте, а могутвыбрать определенную нишу: подготовка приемных родителей; работа с семьямиэмигрантов; размещение детей-инвалидов, детей с ограниченным сроком жизни,ВИЧ-контактных детей и др.
И, конечноже, на все это должны выделяться средства из федерального или местного бюджета.Во всем мире общественные и благотворительные деньги, собираемые агентством,подобным которым будет являться клуб «Школа приемных родителей» по подготовкесемей к усыновлению детей-сирот, идут на запуск проекта, а не на его«прокорм». Статей затрат две: компенсация затрат уполномоченнойслужбе (или лицензированному агентству) на оказанные социальные услуги икомпенсация патронатной семье.
Но отчиновников можно услышать: «Наше общество не готово к размещению детей всемьи». Но вот, например, в Самаре общество оказалось готово. Там созданоГлавное управление по вопросам семьи, материнства и детства — государственныйорган, осуществляющий единое руководство деятельностью разветвленной сетиучреждений социального обслуживания семьи и детей. В 2003 году этих учрежденийбыло более ста. Результат: в области стали закрываться детские дома и былповышен уровень контроля за приемными детьми.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что кроме открытия клуба «Школа приемныхродителей» по подготовке детей к усыновлению детей -сирот необходима поддержкагосударства, как в финансовом отношении, так и в области усиления органовконтроля над усыновленными детьми и детей-сирот.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.           ПриказМинистерства Образования РФ от 07. декабря 2003 №3572 «Об утверждении Планамероприятий Минобразования РФ по реализации Программы по предупреждениюсоциального сиротства и улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей на 2004-2005 годы».
2.           ПоложениеМинистерства Образования РФ от 17 июля 1996 г № 829 «О приемной семье».
3.           ПостановлениеПравительства Хабаровского края от 23 сентября 2003 № 23-пр «О плане основныхмероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей иподростков в Хабаровском крае до 2006 года».
4.           Ахмарова Г.О. Осемейно-воспитательных группах.// Социальное обеспечение. – 2003. — №11. – С.84.
5.           Бореева Л.И.Социальное сиротство. Опыт социологического исследования// Социс. – 2004. — №4.– С.44.
6.           Горева С.В.Стратегия интенсивной реабилитации дезадаптированных подростков на базесоциально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.// Вестникпсихосоциального и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. — №3. – С.96.
7.           Коринь Л.П.Комплексное сопровождение воспитанников в семейных воспитательных группахсоциально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.// Работниксоциальной службы. – 2004. — №2. – С.77.
8.           Котельникова А.Е.Семейно-воспитательные группы// Социальная защита. – 2003. — №11. – С.63.
9.           Чиганов И.К.Правовые аспекты проблемы социального сиротства в России/ Социальная политика исоциология. – 2004. — №2. – С.84.
10.         Малдончев Л.С.Новый старт программы «Дети России».// Социальное обеспечение – 2002. — №9. –С.51.
11.         Матвеенко В.Е.Актуальные вопросы социальной психологии России// Международная жизнь. – 1999.- №4. – С.48
12.         Починюк А.Н. Недолжно быть в стране беспризорных детей.// Социальная работа. – 203. — №1. –С.59.
13.         Понятовская В.И.Как прервать цепочку сиротства// Социальная защита. – 2003 — №7. – С.77.
14.         Тетенева П.А.Социально-психологическая реабилитация в условиях дома интерната// Социальнаяработа. – 2004. — №1. – С.74.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие Древней Греции
Реферат Poem Fading Away Essay Research Paper as
Реферат Агентство Республики Казахстан по статистике Департамент статистики Актюбинской области
Реферат специальные административно-правовые режимы
Реферат Умысел в российском законодательстве
Реферат Оборудование для переработки и комплексного использования сырья
Реферат Аналіз повісті І. Нечуй-Левицького «Кайдашева сім’я» Врозмові синів Кайдаша про можливе одруження Карпа, в яку втручається І старий Омелько, намічається той конфлікт між батьком І синами, що далі набере більшого розвитку І стане
Реферат Рынок труда и занятости отечественный и зарубежный опыт Правовой и экономический аспекты
Реферат Республика Хакасия 2
Реферат The Yellow Wallpaper Essay Research Paper Critical
Реферат 1. Жизненный цикл фирмы. Три этапа развития фирмы. Природа кризисных ситуаций в коллективах. Особенности рекламной дея-ти для каждого этапа развития фирмы
Реферат Исследования резисторного усилительного каскада
Реферат Межнациональные конфликты Фашизм
Реферат Основные сюжеты Ветхого Завета
Реферат Вещества, улучшающие цвет, аромат и вкус продуктов