--PAGE_BREAK--Анализ религиозности российской молодежи позволяет констатировать новое — по сравнению с данными доперестроечного периода
явление. Речь идет о преодолении ранее бытовавших среди молодежи отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что «религия мешает развитию науки», «религия — удел старушек» и т. д.).
Сейчас очень активно проводятся всяческие программы, направленные на молодое поколение. Например, в эти дни проходит молодежный крестный ход «Святой Покров», организованный РПЦ. В свою очередь, мусульманская молодежь Москвы провела 21 сентября ифтар (торжественную трапезу) в одном из столичных кафе. А уж что касается различных акций, направленных против наркомании или распространения СПИДа, то им несть числа. Особенно активны на этом поприще протестанты.
Само собой, все это находит отклик в сердцах молодежи. Многие, например, стремятся ближе познакомиться с исламом, не пугаясь навязанного ему отрицательного имиджа. Другие молодые люди, ведомые своими мотивами, обращают взоры в сторону христианства. Активную миссионерскую деятельность проводит православная молодежная организация «Покров», действующая при одном из храмов в Ясеневе.
Невероятно сложно сказать какие именнл факторы способствуют популярности того или иного вероучения. Еще труднее сказать, что же молодым людям не нравится. Рационально выбрать себе «веру по вкусу», как, например, кресло или автомобиль, просто нельзя. Здесь действуют иные механизмы.
Молодой ум горяч, часто его не проймешь величавой суровостью христианства или ислама. Юношеский максимализм вкупе с духом противостояния массовой культуре, «попсе» увлекает горячие головы в дебри новых религиозных движений. Вот уж где можно развернуться, особенно если учесть, что интерес ко всякого рода оккультным и эзотерическим знаниям подпитывают современные СМИ. Бесчисленные квазинаучные передачи, разгадывающие одну тайну за другой, на самом деле ставят больше вопросов, чем находят ответов.
Оккультизм и эзотерика всегда впечатляли и будут впечатлять молодые неискушенные умы. Интрига, страсть познать то, что другим недоступно, налет таинственности. Велико искушение всем этим заинтересоваться. Мода на альтернативную реальность делает свое дело: увлечение фантастикой и фэнтези, ролевыми играми всех мастей. Грань между реальностью и вымыслом бывает порой настолько тонка, что становится неразличима. Еще одним катализатором выступают невесть откуда взявшиеся в неизмеримом количестве потомственные и доморощенные колдуны, ведьмы и маги, целители и экстрасенсы.
Доступная литература (а в книжных магазинах теперь есть отдельные стенды, которые так и называются – «эзотерика») может превратить увлечение магией из рождественского гадания на топленом воске в дело пусть не всей жизни, но, во всяком случае, многих лет. И действительно, есть группы молодых людей, которые на своих собраниях проводят различные магические обряды и ритуалы. Причем многие такие группы – это не детище однодневного увлечения троих одноклассников, а полноценные сообщества с иерархией, обрядами инициации, доктриной.
Ни для кого не секрет, что молодые люди часто образуют субкультуры по самым разным признакам, как правило, таким критерием выступает музыка. Часто бывает так, что субкультура предлагает некоторый образ духовного развития своего адепта. Среди любителей тяжелой музыки шире распространено увлечение неоязычеством и сатанизмом (в очень широком смысле), чем среди представителей других молодежных течений. Что приводит молодых людей на капище или на черную мессу? Круг общения, мода, а может быть – настоящая вера в Сварога и Велеса? Ответы могут быть самыми разными.
1.4. Социологические исследования
«Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1 — 2%) был среди молодых (среди взрослых — около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых — 34,9%; колеблющихся между верой и неверием — соответственно 27% и 27,6%; безразлично относящихся к религии — 13,9% и 14,7%; неверующих — 14,6% и 13,5%.
Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение с
духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям, всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература.
Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей — отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, — считают себя сторонниками традиционных религий.
Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни («русский — поэтому православный», «татарин — поэтому мусульманин»). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.
Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы: 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.»[5]
Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим группам, а так же конфессиональных.
Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции.
«Более сдержанная позиция молодых верующих проявляется по некоторым пунктам. Например, в ответах на вопрос, нравится ли им в целом сегодняшняя жизнь в России, безоговорочное «да» высказали 9,2% верующих и 6,8% неверующих.
Определенные различия между верующей и неверующей молодежью сказываются и в степени проявления интереса к политике (среди группы
неверующих в 1,5 раза больше, чем в группе верующих, тех, кто внимательно
следит за политической информацией в стране), а также в степени участия в
работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках и т. д. (в
течение последнего года группа неверующих в два раза больше участвовала в подобных акциях). Приведенные данные говорят о том, что верующие менее склонны к открытым формам протеста: в случае значительного ухудшения жизни молодежи и их семей готовы принять участие в различных акциях протеста 8,2% верующих в Бога, 4,9% колеблющихся, 4,1% верующих в сверхъестественные силы, 9,5% безразлично относящихся к религии и 15,7% неверующих.»[6]
«Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся — колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке.»[7]
1.5.
М
етодологический раздел
Данную проблему лучше всего изучать методом опроса. Источником информации в данном случае может служить словесное или письменное суждение человека. Отталкиваясь от нашей темы лучше выбрать анкетирование, как метод опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуются анкетой. Анкета это — объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая — вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.
Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Таким образом можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
Тема веры является достаточно интимной стороной человеческой жизни. Анкета обеспечивает анонимность, в связи с чем повышается и уровень достоверности данных, полученных в результате опроса.
2.
Эмпирическое исследование
2.1. Интрепретация основных понятий:
Проблемы, влияющие на религиозность современной российской молодежи.
Первичные социализации:
1. Атеизм среди близких родственников
2. Наличие религиозного воспитания
3. Морально-психологическое состояние в семье
4. Отношение к религии в семье
5. Религиозные традиции в семье
6. Традиции чтения молитв в семье
Личностные убеждения:
1. Посещение церкви
2. Наличие религиозной литературы дома
3. Наличие предметов культа в домашнем обиходе
4. Заинтересованность в религии
5. Вера в экстрасенсов и в сверхъестественное
Возможные причины отсутствия религиозной литературы дома:
1. Атеизм среди родителей
Возможные причины отсутствия предметов культа дома:
1. Атеизм среди родителей
2. Отсутствие сочетания с интерьером дома
Религиозность современной молодежи определяют следующие позиции:
— Моральная удовлетворенность после общения с духовными лицами
— Воспитание
— Семейные молитвы
— Традиции религиозных праздников в семье
— Доступность религиозной литературы
— Наличие предметов культа дома
— Потребность в вере
Факторы, влияющие на религиозность современной молодежи можно разделить на объективные и субъективные.
К объективным относится религиозность родителей, воспитание ребенка, ведение курса истории религии в учебных заведениях, компания сверстников, семейные религиозные традиции и т.д.
К субъективным – личные внутренние убеждения индивида.
Всех верующих людей можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные верующие это те, кто, прежде всего, ходят в церковь, соблюдают пост, чтят заповеди и т.д.
Пассивные – просто верят в Бога не соблюдая при этом каких-либо религиозных традиций.
Анализ объекта данного исследования позволяет сформулировать следующие гипотезы.
Общая гипотеза.
Религиозность современной молодежи определяется религиозностью семьи.
Общая гипотеза раскрывается через ряд частных гипотез
:
1. Молодые люди в современном мире все реже обращаются за помощью и поддержкой к родителям
2. Родительский авторитет падает, отчего и доверие к религии уменьшается
3. Исчезают традиции религиозных праздников в семьях
4. Запрет на религию во времена социализма так же накладывает отпечаток атеизма в современном мире
5. Отсутствие курса истории религии в учебных заведениях не позволяет получать дополнительные знания о Вере
6. Современная молодежь все чаще занимается личными делами. Посещение церкви не входит в их планы.
7. Молодые люди не привыкли обращаться за помощью к Богу, так как не получили религиозного воспитания дома
8. Всевозможные научные теории происхождения человека всячески доказывают, что человек произошел не от Бога. Тем самым опровергают достоверность Библии.
2.2 Системный анализ объекта исследования
2. 3. Организационно-методический раздел
Стратегический план и метод исследования.
Предполагается провести аналитико-экспериментальное исследование, поскольку имеются данные для выдвижения объяснительных гипотез, а следовательно и возможность выявить функциональные и каузальные связи изучаемого объекта с последующей выработкой прогноза его будущего состояния и рекомендаций по проведению социально-управленческих оптимизационных мероприятий.
Методом сбора эмпирических данных является опрос в форме группового анкетирования. В качестве группы анкетирования выступает студенческая учебная группа, члены которой будут одновременно заполнять анкеты в учебной аудитории. Выбор метода и методики исследования обусловливается тем, что нужно опросить большое количество респондентов(студенты ВУЗа) за короткий срок.
В соответствии с положениями методологического раздела программы исследования анкета включает в себя следующие блоки вопросов:
— контактная часть (религиозность молодежи)
— религиозность семьи
— источники моральной поддержки
— социально-демографические характеристики («паспортичка»)
Операционализация основных понятий.
Контактная часть – религиозность молодежи.
1. Личные религиозные убеждения
2. Отношение к религии
3. Соблюдение традиций
Религиозность семьи:
1. Наличие религиозных атрибутов дома
2. Религиозные традиции семьи
3. Религиозное воспитание
Источники моральной поддержки:
1. Друзья
2. Родители
3. Психолог
4. Священник
Социально-демографические характеристики:
1. Пол
2. Возраст
3. Уровень образования
4. Место обучения
Обоснование выборочной совокупности.
В виду наличия большой генеральной совокупности (9000 чел.) исследование целесообразно провести с использованием выборочного метода. Многолетняя практика массовых опросов показывает, что при величине генеральной совокупности 5000 чел. и более выборочная совокупность должна составлять 10%, но не больше 2000-2500 чел[8].
Применяем гнездовую выборку на примере РГТУ: на каждом факультете с каждого курса выбирается одна-две студенческие группы. Таким образом общая численность опрашиваемых должна составить не менее 30 человек. В РГТУ 9000 студентов обучается на 7 факультетах. В среднем на каждом факультете каждого курса 10 групп. С каждого курса опрашиваем 6 человек.
2.4. Обобщение. Анализ импирических данных
В опросе приняло участие 30 человека (12 мужчин и 18 женщин). Это молодежь в возрасте от 15 до 21 года. Большая половина из которых — студенты высшего учебного заведения. По данным опроса, видно, что только 21% считают себя верующими и чуть меньше половины опрошенных, скорее верят, чем нет. Атеистами чаще оказались мужчины в возрасте до 20 лет. Основная часть респондентов исповедует православие. В вопросе приоритета православия над другими религиями в России единого мнения не оказалось примерно третья часть опрошенных за приоритет православия над другими религиями — 36,36%, примерно столько же человек за другое вероисповедание. У большинства респондентов из предметов культа имеются иконы. А вот религиозную литературу читают только девушки — 6,06% опрошенных. В трудную минуту за помощью к священнику обратилось бы только 6,06%. Почти половина (42,42%) хотели бы прослушать курс по истории религии. При чем положительно на это вопрос отвечали респонденты старше 19 лет. Так же они указали, что предпочитают, чтобы вел этот курс кто-нибудь из духовных лиц. Анализ религиозности российской молодежи позволяет констатировать новое — по сравнению с данными доперестроечного периода явление. Речь идет о преодолении ранее бытовавших среди молодежи отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что «религия мешает развитию науки», «религия — удел старушек» и т. д.). Религиозность современной молодежи определяется религиозностью семьи – и с этим нельзя поспорить. Молитвы родителей, религиозная литература и предметы культа в доме, традиции – все это воспитывает в человеке с детства отношение к религии.
В современном же мире, когда наука и техника идут впереди, вся духовность отходит на второй план. А это порождает другие проблемы: молодые люди рано взрослеют, родительский авторитет падает, традиции устаревают, доверие к религии падает, молодые люди все реже обращаются за помощью и поддержкой к родителям, отсутствие курса истории религии в учебных заведениях не позволяет получать дополнительные знания о вере, современная молодежь все чаще занимается личными делами, посещение церкви не входит в их планы, всевозможные научные теории происхождения человека всячески доказывают, что человек произошел не от Бога, тем самым опровергают достоверность Библии.
Современный мир можно назвать «тяжелым» периодом для религии. Но результаты опроса говорят о том, что есть еще люди для которых вера, важнейшая составляющая часть их жизни.
Заключение
Проблема религиозности и духовности является очень важной проблемой нашего века – века информации. Когда все чаще люди ставят материальное выше духовного. Атеизм – не просто личное решение человека. Это своеобразный результат и воспитания, и морально-психологической поддержки подростка, и его окружения, и взаимоотношения со сверстниками… И что же важнее? Что больше влияет что меньше? Мы не можем ответить однозначно. Тема религии потому и изучена не до конца, потому что является одной из самых интимных тем. Не каждый человек сможет поведать свои переживания.
Подавляющее большинство российских христианских верующих среди молодежи не посещают церкви регулярно, не становятся постоянными прихожанами в силу факторов, обусловленных в целом наличием глубокого внутриорганизационного кризиса в церкви. Расхождения во взглядах лидеров церквей и самих верующих на факторы, определяющие их мотивацию относительно участия в деятельности церкви, очевидны. Эти расхождения между верующими, не удовлетворяющими свои духовные потребности при активной включенности в церковную жизнь, и самой церковью, в лице лидеров. Имеющих взгляд на проблему, не совпадающий с позицией верующих, что служит проявлением существующего кризиса. Люди нуждаются в большей открытости, гибкости церкви, ее большей толерантности по отношению к ним. Церковь должна быть менее поверхностной и более нравственной, чем в настоящее время.
Следующий фактор состоит в том, что век информации берет свое. Моледежь стремится с быстроте получения конечного результата. Вера имеет для них меньший приоритет, чем к примеру, высшее образование и карьера.
Так же, не будем забывать о том, что в жестком ритме современной жизни некоторые юноши и девушки просто на просто даже не успевают подумать о том, какая религия им ближе? Стоит ли изберать для себя веру?
Хотя скорее напрашивается мысль о том, что они не хотят об этом задумываться. Ведь вера не приносит никакой материальной выгоды. И здесь уже встает другой, более страшный вопрос о бездуховности нового поколения. Поколения, прешедшего на смену советскому строю.
Все эти факторы говорят о малом интересе молодежи в сфере религий. Но статистика на лицо. А значит в сердцах русских людей еще осталось место для веры.
В итоге проведенной работы отметим следующее:
1. Православие по сей день является религией номер один в России. Не смотря на все тяготы и проблемы люди продолжают традиции, воспитывают верующее поколение. Не случайно из 33 опрошенных дувушек и юношей только трое ответили, что они атеисты.
2. «Перенеся» запрет на религию в СССР, и даже во время научно-технической револючии и в наш век информации православие идет на подъем. К сожалению молодые люди перестают читать религиозную литературу, реже ходят в церковь… За то традиции возраждаются и передаются из поколения в поколение. Православие немного меняется со временем, но суть его остается.
Тема «религии» одна из основных тем на протяжении всей человеческой жизни, ведь религия – это вера. Это то что со времен появления жизни на Земле помогало, давало силы и было опорой для всего человечества. Вера всегда сподвигала людей на великие подвиги. В наш век высоких технологий, особенно у молодежи, вера встает на второй план. А это верный путь к бездуховности. Именно поэтому изучение отношения современной молодежи к религии особенно важно. Вера – интимная сторона жизни человека, не каждый станет «выкладывать» свою душу перед социологом. От этого изучение религии во все времена являлось неполным и недостаточным. Наша задача, как исследователей, проникнуть в суть, помочь человеку расткрыться и быть может что-то понять для самого себя.
Графики. Таблицы.
1.
Наименование признака
Число респондентов
Доля (%)
Да
7
21,21
Скорее да, чем нет
14
42,42
Скорее нет, чем да
1
3,03
Нет
3
9,09
Затрудняюсь ответить
4
12,12
2.
3.
Наименование признака
Число респондентов
Доля (%)
Да
12
36,36
Нет
12
36,36
Возможно
9
27,27
4.
Наименование признака
Число респондентов
Доля (%)
Иконы
21
63,63
Распятья
7
21,21
Образа
2
6,06
Не ответили
2
6,06
5.
Наименование признака
Число респондентов
Доля (%)
Да
2
6,06
Нет
31
93,93
8.
Наименование признака
Число респондентов
Доля (%)
Положительно
14
42,42
Отрицательно
11
33,33
Затрудняюсь ответить
8
24,24
9.
Наименование признака
Число респондентов
Доля (%)
Духовное лицо
11
33,33
Светское лицо
10
30,30
Не ответили
12
36,36
Библиографический список
1. Гараджа В. И. Социология религии. 1995. С. 105-106.
продолжение
--PAGE_BREAK--