Реферат по предмету "Философия"


Основы и законы логики

Основыи законы логики

Понятие
Задание 1. Содержание какогопонятия богаче в следующих парах понятий?
а) Конфискация имущества.Дополнительное наказание.
Ответ: Дополнительное наказание- (богаче)- может быть нескольких
видов,
один из них- конфискацияимущества
б) Прокурор. Генеральный прокурор.
Ответ: Прокурор- богаче, может бытьнескольких видов, один из
них генеральный прокурор.
Задание 2. Дайте полнуюлогическую характеристику понятиям.
а) Злонамеренность.
Ответ: Конкретное, положительное,безотносительное,
Бесконечные (категориальнаяформа), нерегистрирующее
Собирательное.
б) Понятие:
Ответ: Абстрактное, положительное,соотносительное,
Бесконечные (категориальнаяформа), Разделительное употребление
понятия, собирательное.
Задание 3. К каждому изданных понятий подберите перекрещивающиеся
Понятия.
а) юрист-
Ответ: адвокат
б) пистолет-
Ответ: арбалет
Задание 4. Определитеотношения между следующими понятиями и выразите эти понятия с помощью круговыхсхем
а) следователь
б) прокурор
в) мастер спорта
г) отец
д) сын
Ответ:
 
/>
 
Задание 5. Какие изследующих отношений между понятиями являются отношениями рода и вида.
а) Китай. Азия.
б) Корень слова. Частьслова-(отношения рода и
вида).
Ответ: Словосочетание- корень словаотносится к родовому
понятию» синтаксис», квиду часть слова.
Задание 6. Проверьтеправильность следующих обобщённых понятий:
а) Метель- сильный ветер-буря- ураган;
Ответ: правильно
б) столица- большойгород- город- населённый пункт
Ответ: неправильно,нарушена последовательность масштаба)
Задание 7. Выясните,заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите видделения, делимое понятие, члены деления, основание деления.
а) Взятки проявляются вформе денег, продуктов питания, ценных
подарков и различныхуслуг.
Ответ: В данном случае деление как таковоеотсутствует. Если
слово «Взятки» берём заделимое понятие То членов деления как
таковых нет; есть либо,то, либо, это.
б) Акты экспертизысостоят из введения, исследования и
заключения.
Ответ : Нарушено правило основания, членыделения должны
делиться по одномупризнаку. Делимое понятие: Акты
экспертизы. Членыделения: Введение, исследование,
заключение. Вид деления:таксономический.
Задание 8. Выясните,являются ли следующие высказывания определениями. В
неправильных определенияхукажите, какие правила нарушены.
а) Винтовая лестница-лестница, имеющая форму винта.
Ответ: Высказывание определением неявляется, и имеется
нарушение правила-наличие круга.
б) Раб- человек, неимеющий свободы.
Ответ: Высказывание является определением,но оно не полное,
т.е. отсутствиедостаточного основания.
Суждение
Задание 9. Изменится лираспределённость терминов при переходе от одного термина к другому в следующемслучае?
1. Большинство из насрешили эту задачу.
2. Многие из нас решилиэту задачу.
3. Некоторые из насрешили эту задачу.
4.Лишь, немногие из насрешили эту задачу.
5. Я решил эту задачу.
Ответ:
/>

1. -Частноутвердительное.
2. -Частноутвердительное.
3. -Частноутвердительное.
4. -Частноутвердительное.
5. –Частноутвердительное.
Не изменится.
Задание 10. Признавпервое суждение в каждой паре приведённых суждений ложным, определите, чтоможет быть связано при этом условии относительно истинности( или ложности)второго суждения той же пары.
а) Все виды лжи заслуживаютпорицания.- Некоторые виды лжи
не заслуживают порицания.
Ответ: По логическому квадрату А и I, общеутвердительное и
частноотрицательное (подчинение).
Некоторые виды лжизаслуживают порицания.
б) Некоторые слушатели несдали зачёт по логике. –Все
слушатели сдали зачёт пологике.
Ответ: Частноотрицательное иобщеутвердительное( не могут
быть одновременноистинными или ложными) О и А.
Некоторые слушатели сдализачёт по логике.
Задание 11. Определителогическое строение, качество и количество
следующих суждений.Определите распределённость терминов и
выразите отношения спомощью круговых схем.
а) Все граждане обладаютдееспособностью и правоспособностью,
за исключением случаев,предусмотренных законом.
Ответ: Общевыделяющее суждение; Все S, суть Р, но не только Р
/>
 

б) Нож, которым совершено убийство,длиннее ножа,
обнаруженного уподозреваемого.
Ответ: некоторые S суть Р. Частноутвердительное.
/>

                                
Задание 12. Рассмотритесложные суждения. Выразите их в символической
записи.
а) Лица, которые умышленно уничтожают,разрушают, портят
памятники культуры,охраняемые государством, привлекаются к
уголовнойответственности.
Суждение- конъюнктивное. a^b1^b2^b3^c (a&b)
б) В советской России, если гражданинзанимался
бродяжничеством или порошайничеством,то наказывается
лишением свободы на срокот года до двух лет.
Ответ: Суждение условное( импликативное). А B.
Основные законы логики
Задание 13. Опираясь назакон непротиворечия, установите, могут ли быть
одновременно истиннымиобе пары суждений.
а) Все слушатели подготовлены у зачётупо логике.- Некоторые
слушатели группы к зачётупо логике не подготовлены.
Ответ: Отношения подпротивности- АО немогут
быть одновременноистинными.
б) К похитила государственныесредства,- Никаких
государственных средствК. не похищала.
Ответ: Частичная совместимость, УО-истинным может быть.
Задание 14. Могут ли бытьодновременно ложными оба суждения в следующих
парах суждений?
а) Каждая юридическая норма относится копределённому
институту права.- Ни однаюридическая норма не относится к
определённому институтуправа.
Ответ: АЕ- Обшеутвердительное иобщеотрицательное суждения,
отношения противоречия.Одновременно ложными быть не могут.
б) Некоторые правовые акты не являютсянормативными.- Все
правовые акты являютсянормативными.
Ответ: ОА отношение подпротивности,ложными одновременно
быть не могут.
 
Непосредственныеумозаключения
Задание 15. При помощилогического квадрата выведите суждения,
противоположные,противоречащие и подчинённые данным.
а) Совершеннолетние имеют право голоса.
Ответ: 1. Никто из совершеннолетних неимеет право
голоса.(отношениепротиворечия).АЕ.
2.Некоторыесовершеннолетние не имеют права голоса. АО-
противоречащие отношения.
3.Некоторыесовершеннолетние имеют право голоса. АО-
отношения подчинения.
б) Ни один слушатель нашей группы некурит.
Ответ: 1. Все слушатели нашей группы курят. ЕА-отношение
противоположности.
2.Некоторые слушателинашей группы курят. ЕI-отношения
противоречия.
3.Некоторые слушателинашей группы не курят. ЕО- отношения
подчинения.
Задание 16. Сделайтевывод путём превращения из следующих посылок.
а) Некоторые преступления могут бытьсовершены путём
активных действий.
Ответ: Некоторые преступления могут бытьсовершены путём
неактивных действий.
б) Мировая война не являетсянеизбежной.
Ответ: Неизбежной является не Мироваявойна.
 
Дедуктивные выводы изпростых посылок
 
Задание 17. Определитесостав, фигуру и модус следующих силлогизмов, найдите вывод, терминысиллогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами спомощью круговых схем.
а) Ни один невиновный не должен бытьпривлечён к уголовной
ответственности иосуждён. Значит И. не должен быть привлечён к
уголовной ответственностии осужден, так как он невиновен.
Ответ: Модус отрицающий.Правильный.
Умозаключение-дедуктивное, вероятностное. Вывод
подтверждается посылкамилишь с определённой степенью
вероятности. Из двухотрицательных посылок нет определённого
вывода. ЕО.
Ни одно S не суть Р
Некоторые S суть Р
I Фигура
/>М                Р
S                 M
 
Вывод: Значит И. не должен быть привлечён куголовной
ответственности иосужден, так как он невиновен.
Большая посылка- недолжен быть привлечён к уголовной
ответственности и осуждён
Меньшая посылка- ЗначитИ. не должен быть привлечён к
уголовной ответственностии осужден,
1.Термин — Ни одинневиновный (общеотрицательный)
/>
 

2.Термин- Значит И. недолжен (частноотрицательный)
/>

б) Н.- свидетель, поэтомуон должен быть предупреждён об
ответственности за дачуложных показаний, так как все свидетели
предупреждаются обответственности за дачу ложных показаний.
Ответ: Индуктивноеумозаключение. Модус утверждающий.
IV- Фигура
/>Р            М
М           S
Некоторые S суть Р
Все S Суть Р
Вывод: Н.- свидетель
Большая посылка- всесвидетели
предупреждаются обответственности за дачу ложных показаний
Меньшая посылка- поэтомуон должен быть предупреждён об
ответственности за дачуложных показаний.
1.Термин Н.- свидетель(частноутверждающий)
/>

2.Термин- все свидетели(общеутверждающий)
/>

Задание 18. Сделайтевывод из посылок, определите фигуру силлогизма,
установите, следует ливывод с необходимостью.
а) Все слушатели Академии ФСИН Россииизучают логику. Иванов-
не слушатель АкадемииФСИН России. Следовательно…
Ответ: Он не изучает логику. Вывод неследует с необходимостью.
II Фигура- Все S суть Р
Некоторые S не суть Р
Следовательно, некоторые S не суть Р
/>Р                 М
S                 M
 
б) Некоторые преступления являются
умышленными.Неосторожноетяжкое телесное повреждение-
преступление.Следовательно…
Ответ: Некоторые преступления не умышленные.
Некоторые S суть Р
Некоторые Р суть S
Следовательно, некоторые S не суть Р
I фигура
/>М         Р
S                 M
Задание 19. Правильно липостроены следующие силлогизмы? Выясните
допущенные ошибки.
а) Идеалистические теориипротиворечат фактам, а эта теория не
идеалистическая, поэтомуона фактам не противоречит.
Ответ: Силлогизм построен неправильно, извсех четырёх фигур
не соблюдены правила выводафигур.
б) Мысль есть движение, адвижение есть свойство всей материи.
Значит, мысль естьсвойство всей материи.
Ответ: Модус утверждающий. Условно-разделительное
умозаключение.
(a ^ b)—c
a—(b- c)
Дедуктивные выводы изсложных посылок
Задание 20. Правомерен лиследующий вывод? Постройте схему умозаключения, найдите основание и следствие. Еслимы назовём Петрова учёным, то тем самым назовём его человеком. Если мы назовёмПетрова человеком, то скажем правду. Следовательно, если мы назовём Петроваучёным, то скажем правду.
Ответ: Сложный силлогизм. Условно-категорическое
Умозаключение, имеетсядве посылки.
Если а суть b, то с
Если а суть с. то d
Если а суть b то d
(a v b)—(a—c)
a v b
Задание 21. Правильно ли сделаны следующиевыводы? Сделайте символическую запись умозаключений.
а) Если суждение являетсяотрицательным, то оно обращается
просто, или вовсе необращается. Данное суждение обращается
просто. Следовательно,оно является отрицательным.
Ответ: Разделительное умозаключение.
Если а суть b, то с или не с
Данное а суть с
Следовательно а суть b
( a ^ b)—c v c (a ^ c)
a ^ b
б) Если приговор необоснован, то он будет отменён. Данный
приговор отменён.Следовательно он не обоснован.
Ответ: Отрицающий модус. Вывод условно-правильный.
Если а не суть b, то с
А суть с
а не суть b
( а ^ -b)—c
a ^ — b
Задание 22. Сделайтевывод из посылки по одному из модусов разделительно- категорическогоумозаключения, постройте его схему.
а) Правонарушения делятсяна преступления и проступки. Данное
правонарушение- проступок.Следовательно…
Ответ: соединительно- разделительноесуждение
Следовательно это один извидов правонарушения.(или:
Преступление тожеправонарушение)
(a ^ b ^ c)—a ^ c
a ^ c
б) Документы, являющиесявещественным доказательством,
остаются при деле в течениивсего срока хранения последнего.
Либо передаютсязаинтересованным лицам. Следовательно…
Ответ: Дизъюнктивное суждение
а суть b или с
а или b или с
(а ^ b) v c
a v b v c
Задание 23. Какой виддоказательства имеется в следующем рассуждении? Нет ли каких- либо ошибок вдоказательстве? Все птицы размножаются яйцами: утконос тоже птица, так как он размножаетсяяйцами.
Ответ: Прямое доказательство в формекатегорического
силлогизма.
Если ( a ^ b)—( c ^ a)
a ^ c
Вместо тезиса а, мыдоказываем тезис b, следовательномы
ничего не доказываем. «Кто слишком мало доказывает, тот
ничего не доказывает».Ошибка- переход в другой ряд.
Задание 24. Какой то человексказал: « Тогда то я солгал». Если это правда, то этот человек является лгуном,но если он сознался в своей лжи, то он сказал правду и его нельзя назватьлгуном.
Следовательно, человек,который солгал, не является лгуном.
Является ли это выражениедоказательством? Какой вид
доказательства? Допущеныли ошибки в доказательстве?
Ответ: Когда то a ^ b,если это с, то а, если а суть b, тос, и он не a
Ошибка: Довод к человеку.Это не доказательство- подмена
доказательства самоготезиса ссылками на личные качества. Вид
– косвенное. Ошибка: отсказанного с условием к сказанному
безусловно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика прицепного состава различных итальянских фирм
Реферат Антимонопольная политика в России 3
Реферат 1 Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации 4
Реферат Обеспечение работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации
Реферат Под сенью Святой Софии
Реферат Ель
Реферат Настольный теннис
Реферат Мотоспорт - виды и особенности
Реферат Отражение сложного жизненного пути в творчестве Федора Достоевского
Реферат Методы решения транспортных задач
Реферат Конституційні засади закріплення організації здійснення державної влади в Україні
Реферат Что такое мультимедийный компьютер
Реферат Знакомство с программой Micro-cap. Изучение характеристик и логических элементов транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ)
Реферат Проблемы становления и укрепления национальной валюты Республики Казахстан
Реферат Проблема времени и пространства в романе МБулгакова Мастер и Маргарита