Министерство образованияРоссийской Федерации
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>государственноеобразовательное учреждение
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>высшего профессиональногообразования
Российскийгосударственный социальный университет
Филиал в г. Анапа
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технологиясоциальной работы»
Опека и попечение каксоциальная технология
Студент Лепетюхова ИннаАлексеевна
Преподаватель – рецензентГ.И.Золотова
Содержание
Введение
Опека и попечительствонад детьми
Орган опеки ипопечительства
Опекун (попечитель)
Прекращение опеки ипопечительства
Усыновление (удочерение)
Заключение
Список использованнойлитературы
/>Введение
Предметомсоциальной работы является, прежде всего, человек и его место в обществе,отношение общества к человеку и человека к обществу. Специалист в областисоциальной работы выступает как посредник между государством, призванным бытьзащитником прав своих граждан, и человеком. Необходимость такого посредничестваобусловлена, прежде всего, тем, что государство не всегда выступает тойинстанцией, которая гарантирует права и достойные человека способы егосуществования. Это может быть обусловлено многими причинами, в том числе ивнегосударственного характера. Обратной реакцией человека, который не получаетдостаточных гарантий со стороны государства, является отчуждение,аполитичность, асоциальность. При таком взаимоотношении страдающими сторонамиоказываются обе: и человек, и государство. Социальный работник как посредникмежду человеком и государством, личностью и обществом на основе знаниясоциальных закономерностей и различных форм их практической реализацииадаптирует интересы государства к человеку и интересы человека к государству.Социальная работа, или социономия (от латинских слов «socio» — общество и«nomos» — закон), является одновременно формой общественной деятельности,социальной практикой, синтезом научно-теоретических знаний и учебнойдисциплиной.
Приобретениеквалификации «социальный работник» предполагает, что специалист в этой областизнает историю становления социальной помощи и благотворительности в развитии,как российской государственности, так и в Западной Европе, Америке и другихзарубежных странах. Ему известны особенности системы социального обеспечения исоциальной помощи, как в СССР, так и в современной России.
Профессия — специалист по социальной работе была введена в Российской Федерации в 1991году.
Подготовкапрофессиональных кадров для социальной сферы становится одной из актуальныхпроблем современной науки и практики.
Опека и попечительство над детьми
Опека ипопечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы приоказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются длязащиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости отситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальнуюпрофилактику, адаптацию, коррекцию).
Опека ипопечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав иинтересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается надмалолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособнымивследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестноотсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительствоустанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет,над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребленияспиртными напитками или наркотическими средствами, а также надсовершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровьяв патронаже.
Поддееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать иосуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности иисполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнеговозраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не можетпонимать Значения своих действий или руководить ими, может быть признан судомнедееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функциивыявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются наотделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказываютнеобходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствиепсихического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судахдела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения имопекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения.Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинскоеобслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работникпсихоневрологического или психиатрического диспансера. В соответствии со ст.39Гражданского Кодекса Российской Федерации, при помещении больного в указанноеучреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения имсвоих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
Данные одушевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, паспортподопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашении. Вслучае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращаетсяи ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как позаявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного,психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.
Посуществующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершаетего опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной смомента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то потребованию его опекуна может быть признана судом действительной. Согласновведенной в Гражданский Кодекс страны нормы, сделка, совершенная гражданином,впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судомнедействительной по иску его опекуна. Для этого суду необходимо доказать, что вмомент совершения сделки гражданин не был способен понимать значения своихдействий или руководить ими.
Опека наосновании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующихкак в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим правоустанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствиис законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течениегода по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело опризнании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решениекоторого является основанием для назначения органом опеки и попечительстваопекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему.В соответствии со ст. 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из этогоимущества может быть назначено содержание гражданам, которых безвестноотсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность поего обязательствам. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трехлет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается.
Граждане,которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическимисредствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут бытьограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданскимпроцессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство.Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершатьже другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы ираспоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Последний оказываетподопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей,а также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Наиболее распространеннымиформами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми,неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности посостоянию здоровья являются: патронаж и функционирование системыдомов-интернатов. Патронаж как социальное обслуживание определенной категорииграждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнегодееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельноосуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случаеустановления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) наосновании договора, поручения или доверительного управления, заключенного сподопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечногопопечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные насодержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованиюсовершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем,патронаж над ним прекращается.
В Россиифункционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальноепопечительство над престарелыми и инвалидами, то есть домов-интернатов общеготипа. Число домов-интернатов хотя и незначительно, но растет. Относительноновой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами сталиспециальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар скомплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домоврасполагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказови др.
Отделы(управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляютдееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могутсамостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются впопечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощьдо установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа илиих устройству в дома-интернаты.
Опека ипопечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей,а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетнимиявляются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение ихродительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы.Согласно ст. 56 Семейного Кодекса Российской Федерации, ребенок имеет право назащиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Онвправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки ипопечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Защита государства в отношениидетей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детейна воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение вспециальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите,социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующуюинформацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получаютее от различных граждан, включая тех, кто намеревается стать опекуном илипопечителем. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования ивыявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением актаобследования. В нем указываются: дата и место обследования; информация о лице,проводящем обследование (его должность, фамилия, имя, отчество); информация обобследуемом родителе, не заботящемся о ребенке; информация о семье, гдепроживает в настоящее время ребенок; сведения о семье лица, претендующего навоспитание ребенка, и о нем самом. В акте обследования также содержится рекомендательнаязапись о возможных способах решения проблемы, включая такие, как передачаребенка под присмотр родственников, лишение родительских прав, временноеустройство в детском приюте и др. Причем предпочтительным методом решенияпроблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является не лишениеродительских прав, а временное отлучение от родителей, не заботящихся о своихдетях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты. Во многихрегионах России их количество и численность детей, находящихся там,увеличиваются. Временное отлучение детей от родителей сохраняет надежду навосстановление семьи. А для этого от социального работника требуются навыкиработы с родителями, уклоняющимися от воспитания и содержания своих детей. Каксправедливо отмечается саратовскими учеными в книге «Теория и практикасоциальной работы», изданной в 1995 г. социальный работник может вернутьребенка в семью, обучая родителей необходимым навыкам адекватного реагированияна потребности ребенка. О предпочтительности возвращения детей в семьисвидетельствует и статистика, связанная с дальнейшим нахождением детей,попавших в социальный приют.
Орган опеки и попечительства
Органамиопеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна ипопечителя назначают постановлением главы районной, городской, районной вгороде администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке(попечительстве) или по месту жительства будущего опекуна (попечителя).Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, наотделы или управления образования осуществление необходимых действий по опеке ипопечительству. В их число входит: обследование условий, в которых находитсянесовершеннолетний и оформление акта обследования; в случае необходимости,временное устройство ребенка в специальное детское учреждение (приют,интернат); поиск подходящей кандидатуры опекуна (попечителя); подготовкадокументов, необходимых для назначения опекуна (попечителя) либо для егоотстранения от обязанностей; надзор за деятельностью опекуна (попечителя);оказание помощи в воспитании подопечного и др.
Опекун (попечитель)
Опекуном(попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, заисключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя),лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, еслиусыновление отменено по их вине. Также закон вводит ограничения для опекунов(попечителей) по состоянию здоровья. К заболеваниям, препятствующим исполнениюопекунских (попечительских) обязанностей, относятся такие, как туберкулез,злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и другиетяжелые заболевания.
При выбореопекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболеедостойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладатькачествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверениеустановленного образца.
Гражданинможет быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Еслиребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуетсяеще и согласие ребенка.
В отдельныхслучаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначитьсвоему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь,необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Какправило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека илипопечительство может быть назначена на определенный срок, например, довозвращения из длительной командировки.
Опекунпредставляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях слюбыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его именион вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи идр. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельносовершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком илистипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных,как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласиеих попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки сподопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездноепользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов(попечителей) и их близких родственников.
Опекун(попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощадиили на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешениена раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны(попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретаютна него самостоятельные права.
Опекунам ипопечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляютсвои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны ипопечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержаниеребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся подопекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитаниев связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими илинедееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а такжев связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, срозыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов.Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживаютотдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся вдлительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечныхгосударством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.
Денежныесредства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются ихопекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет,а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства необлагаются налогами.
Прекращение опеки и попечительства
Прекращениеопеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматическитрансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом.Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенкомсовершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретаетполную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствиеэмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору(контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательскойдеятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с моментавступления в брак.
Опека ипопечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного.Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстраненииопекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.
Освобождениеот обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенкародителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детскиеучреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарноедетское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бываетвызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.
Опекун(попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбойоб освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такогоотказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшемуматериального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель)отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств,то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполненияобязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями,опекунами, попечителями, приемными родителями.
Особенностьютехнологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц являетсято, что принимается такое решение единолично постановлением главы местнойадминистрации. Предварительно все необходимые для этого документы передаются ворганы опеки и попечительства, где готовится соответствующий проектпостановления. Принятое местной администрацией решение об опеке(попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими июридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.
Всоответствии с законодательным нововведением, орган опеки и попечительстваобязан обеспечить устройство ребенка в течение месяца со дня, когда этомуоргану стало известно о необходимости устройства ребенка, оставшегося безпопечения родителей. Согласно ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации,до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исполнениеобязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки ипопечительства, независимо от того, истек месячный срок или нет. Такойнормативный подход направлен на недопущение случаев, когда лицам, признаннымнедееспособными, опекун или попечитель мог по разным причинам длительное время неназначаться.
Правами иобязанностями опекуна (попечителя) обладают по отношению к приемному ребенку(детям) приемные родители. Они обязаны воспитывать ребенка (детей), заботитьсяо его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условиядля получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемныеродители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищаютего интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.
Передачаребенка (детей) в приемную семью осуществляется органами опеки и попечительствас учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного,лечебно-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичногоучреждения, в котором находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка,достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Договор о передачеребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, накоторый он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образованияребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности поотношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания ипоследствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказываетприемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиямижизни и воспитания детей.
Всоответствии с Положением «О приемной семье», утвержденном ПостановлениемПравительства Российской Федерации в июле 1996 г., на содержание каждогоприемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства напитание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметовхозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Таким детямпредоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерациидля воспитанников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.
Органыместного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют приемнымсемьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья,приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретенияпродуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам,магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественнымправом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории,оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемныхродителей с детьми.
Следуетотметить, что приемным родителям предусмотрена оплата их труда. По действующемуположению, ее размер в зависимости от количества взятых на воспитание детей,устанавливается законом субъектов Российской Федерации.
ПринятиеГражданского, Семейного Кодексов Российской Федерации, других законов иподзаконных актов создало дополнительные возможности для защиты прав иинтересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако вреальной жизни и в конце 90-х гг. сохранилась острота этой проблемы.Неблагоприятной тенденцией стал рост детской преступности, социальногосиротства.
ВГосударственном докладе 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации»отмечалось, что опека (попечительство) была установлена в нашей стране над 67863 детьми. Характерно, что по сравнению с предыдущим 1996 г. число детей,переданных под опеку и попечительство, сократилось почти на 5 000. Вопределенной мере это объясняется тем, что государство не выполнялообязательств, взятых на себя по содержанию таких детей. И подтверждением томуслужит факт, что в 1997 г. денежное содержание выплачивалось только на 56%подопечных детей. Из-за сложного экономического положения ситуация существеннымобразом не была выправлена и в 1998—1999 гг. Дефицит государственных бюджетныхсредств на социальные нужды становился хроническим.
Однако вотдельных регионах страны, несмотря на серьезные проблемы с государственнымбюджетным финансированием, удавалось за счет перераспределения средств местныхбюджетов поддерживать сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следуетотметить, что местные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетнихсовместно с органами опеки и попечительства, передав на воспитание детей вприемные семьи, оказывали таким семьям правовую и психологическую помощь,наблюдали за тем, как содержатся и воспитываются дети.
Усыновление (удочерение)
Наряду сопекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей,оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение).Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своихусыновителей. Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и ихродственники взаимно приравниваются в личных, имущественных правах иобязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление может бытьосуществлено на основе судебного решения.
Лицо,желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки ипопечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. Послеэтого гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установленииконтакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновительобращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемогоребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В ходеподготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительствапредставляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствииинтересам ребенка. К заключению прилагается акт обследования условий жизнизаявителя, свидетельство о рождении усыновляемого ребенка, медицинскоезаключение о состоянии его здоровья, физического и умственного развития,согласие на усыновление опекуна, приемных родителей, руководителя учреждения, вкотором находится ребенок, а также согласие ребенка (если он достиг 10 лет) на усыновление,изменение имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве егородителей в свидетельство о рождении. При усыновлении ребенка гражданамиРоссийской Федерации, постоянно проживающими за пределами нашей страны,иностранными гражданами или лицами без гражданства в судебную инстанциюпредставляется и документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка нацентрализованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью.
В ходесудебного разбирательства по делу об усыновлении выясняется, соответствует лиусыновление интересам ребенка, могут ли заявители быть усыновителями, имеет лиребенок согласие на усыновление. Одним из обстоятельств, подлежащихустановлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте,по закону, должна быть не менее 16 лет. С 1 января 1997 г. Уголовным КодексомРоссийской Федерации предусматривается уголовная ответственность за незаконноеусыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей повоспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.
ФедеральныйЗакон «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс РоссийскойФедерации» (июнь 1998 г.) усилил государственный контроль за усыновлением, вчастности, усыновлением международным. Законом запрещена посредническаядеятельность по усыновлению детей. Увеличен перечень оснований, по которым недопускается усыновление детей. Ст. 165 Семейного Кодекса дополнена пунктом, вкотором говорится, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданамиРоссийской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами безгражданства, за пределами территории Российской Федерации осуществляетсяконсульскими учреждениями в пределах, допускаемых нормами международного права.Консульские учреждения Российской Федерации обязаны брать указанных детей научет, где они состоят до достижения ими совершеннолетия.
Заключение
Опека ипопечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не всостоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К ихчислу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченныесудом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками,совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а такжемалолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду соформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенкаявляются приемная семья и усыновление. Как уже отмечалось, приемные родителиобладают по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна(попечителя). Нередки случаи, когда опекуны или попечители усыновляют своихподопечных. Некоторые специалисты по социальному праву (Ю.Беспалов и др.) небез основания полагают, что было бы целесообразно установить правовую норму,согласно которой, до принятия судебного решения об усыновлении, ребенокпередавался бы заявителю на определенное время, например, на срок 6 месяцев подопеку или попечительство. Тогда опека (попечительство) стали бы обязательнойпроцедурой, предшествующей усыновлению.
В современныхусловиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки ипопечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты,прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособныхграждан, является неспособность государства в полной мере выполнять своиобязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки ипопечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени всоциально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены клучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке ипопечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.
/>Список литературы
Социальная педагогика: теория,методика, опыт исследования. — Свердловск, 1988.
Бочарова В.Г. Педагогикасоциальной работы. — М., 1994.
Мудрик А.В. Введение всоциальную педагогику. — Пенза, 1994.
Никитин В.А. Началасоциальной педагогики. — М., 1996.
Теория и практикавоспитательных систем. — М., 1993.
Основы социальной работы:Учебник/отв.ред.П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2001. –395 с.
Радугин А.А., РадугинК.А. Социология: курс лекций. – М.: 1997
Чорбинский С.И.Социальная работа и социальные программы в США. — М., 1992. Энциклопедиясоциальной работы. / Пер. с англ. — М., 1994. В 3 т.
Фирсов М.В., СтуденоваЕ.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — -432с.
В.И. Курбатова,Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники,учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576с.