--PAGE_BREAK--Музыкальные неформальные молодёжные организации.
Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.
Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные – «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.
Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры(от англ.break-dance— особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает “изломанный танец” или “танец на мостовой”. Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.
Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.
В тот же раздел попадают и битломаны–течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам – Полу Маккартни и Джону Ленону.
Неформальные организации в спорте.
Ведущие представители данного течения — знаменитые футбольные фанаты.Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.
Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами “своих” клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.
Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.
Философствующие неформальные организации.
Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.
Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль “Битлз” и особенно его песня “Земляничные поляны навсегда”. Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».
Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя “системой” (системные ребята, пиплз, пиплы). “Система” — это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели “обновления человеческих отношений” через добро, терпимость, любовь к ближнему.
Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом.
Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация -чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно — философские учения.
Политические неформальные организации.
В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхэды), панки и другие.
Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.
Панки– относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки-преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы.
Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе». Борясь с ними, эти течения хотят личным примером бескорыстных отношений утверждать этику будущего. В качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие разговоры, как правила, носят абстрактно – лозунговый характер. В целом панков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе. В значительной степени социальный паразитизм, поверхностная начитанность при весьма высоком самомнении, особенно в отношении собственных творческих способностей. Выступая против бюрократизма, черствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных путем резкого отвращения общепринятых вещей, демонстрации экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями
Неофашисты (скинхэды).
В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу – фашизм, названный историей «коричневой чумой». Случившееся в 30-40-е годы настолько чудовищно и трагично, что некоторым из молодых людей иногда даже трудно поверить в то, что им рассказывают жившие в те годы.
Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты.
«Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках.
К 1972 г. мода на «скинхэдов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!»
С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки (типа “GRINDERS” или “Dr.MARTENS”).
Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания:
Россия – для русских! Москва – для москвичей!
Adolph
Hitler
.
Mein Kampf.
У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.
Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.
Функции молодежных организаций.
Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.
Прежде всего, сам слой «неформальности» как не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром.
Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни будет, определятся не только по процентам выполнения производственных заданий, но и потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.
Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.
Важнейшая функция молодёжного движения – стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма. Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами.
Влияние молодёжных группировок на личность подростка.
Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.
Ради чего они стали неформалами?
¼ — т.к. деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна.1/5 – т.к. официальные учреждения не помогают в их интересах. 7% — т.к. их увлечения не одобряются обществом.
Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, — об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.
Особенности психологии неформальности.
Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.
Второе слагаемое психологии неформальности – зарождение и поддержание. Он начинает подрожать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделение из окружающей среды — ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.
Третье слагаемое – стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.
Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага — одно из условий существования подобных групп.
Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.
Еще одна особенность – завышение притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.
Глава 5.
Социальные службы в решении молодежных проблем.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи, и интернаты. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
— возрастно-психологические консультирования (контроль за состоянием психологического развития ребёнка);
— семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
— психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
— консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «Брак и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактичнскую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Глава 6.
Структура и задачи социальной работы для молодёжи.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других). продолжение
--PAGE_BREAK--