Реферат по предмету "Разное"


1. Древняя Русь в X начале X в

Билет № 11. Древняя Русь в X - начале X в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельностьВозникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине тыс. н. э.К V в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (X в.). Это поляне (вдоЛь западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи {в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары, большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.Нестор Приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) «нязей Рюрика, Синеуса иТрувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862 г.).В конце X — начале X в. Древнерусское государство переживало перцод становления. Активно щло формирование его территории и состава. Олег (882-912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912-945) успешно воевал с уличами, Святослав (964-972)—с вятичами. В правление князя Владимира (980-1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финн©: угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой.Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества.Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в X — начале X в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907,911,944,970 гг., русско-византийские договоры 911 и 944 гг., разгром Хазарского каганата в -964-965 гг. и др.). Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского— новгородское*— княжение было передано его старшему сыну. В спучае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал бопее или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) и его сыновей. С его именем связывают появление первого дошедшего до нас памятника письменного права— Русской Правды. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, ря^ довичи, смерды —о положении последних историки не имеют единого мнения).Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.Билет № 21. Борьба Руси против внешней агрессии в X векеЗимой 1237 г. полчища монголо-татар вторглись на территорию Северо-Восточной Руси. Русь переживала период политической раздробленности, поэтому не смогла организовать отпор врагу. Первой жертвой нашествия стало Рязанское княжество, затем Коломна, Москва, Владимир. Не дойдя до Новгорода, войска Батыя повернули на юг. На обратном пути монголо-татарам пришлось преодолеть упорное сопротивление «златогорода» Козельска. Осенью 1240 г. после упорного сопротивления пал Киев. Приняв на себя основной удар, героически сопротивляясь, Русь спасла Западную Европу от опасного агрессора. ,С 1240 г. на Руси установилась золотоордынское иго, продолжавшееся 240 лег. Одновременно с золо-тоордынским нашествием русскому народу в ХШ в. пришлось вести борьбу с немецкими и шведскими захватчиками. Центром этой борьбы стал Новгород, который славился своим богатством и привлекал к себе агрессоров. Первыми ее развязали шведы летом 1240 гм высадившие десант в устье р. Невы. Их внезапно атаковала дружина во главе с князем Александром Ярославовичем. Успех был полным, Александр получил прозвище Невский; В том же 1240 г. немецкие рыцари захватили Изборск, Псков. Невский тщательно готовил отпор врагу. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялось большое сражение, где были разбиты главные силы немецкого ордена. Александр построил свое войско таким образом, чтобы самые мощные силы находились на флангах, а не в центре. Рыцарский клин пробил центр русских, но зато был охвачен «клещами» флангов русских. Потери немцев составили 500 человек.Эта битва остановила немецкое агрессивное продвижение на восток. Северная Русь сохранила свою независимость.2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945-1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты иразличияКультура в первые послевоенные годы развивалась в обстановке, когда власть делала все возможное, чтобы упрочить тоталитарную систему в стране. Эти годы еще 'называют «апогеем сталинизма». Не случайно именно в эти годы принято постановление о журналах «Звезда», «Ленинград», происходят публичное шельмование АЛ. Ахматовой и М.М. Зощенко, критика музыки Д.Д. Шостаковича, В.И. Мурадели, СО Эйзенштейна «Иван Грозный» идр. В науке—осуждены генетика и кибернетика. Началась кампания против «безродных космополитов». В1952 г. возникло «дело врачей» и т.д. и т.п.Духовная атмосфера после XX съезда КПСС совсем другая, действительно атмосфера «оттепели». Это и надежды на обновление социализма, и стремление к творческой свободе, и вера в то, что можно и нужно думать и творить честно, не дожидаясь указаний и не боясь окриков. Достаточно напомнить знаменитые вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие почитателей Е Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рож* дественского; песни Б, Окуджавы и В. Высоцкого; фильм «Летят журавли» М. Калатозова; открытие театра «Современник»; произведения Л, Леонова, Вг Дудинцева, Д. Гранина, А. Твардовского и др.Общим для обоих периодов было то, что власть и КПСС не уменьшали идеологическое давление на культуру, требовали «неуклонного проведения партийной линии». Цензура запрещала публикацию неугодных власти романов, показ спектаклей и т.п. Апогеем «антиоттепели» стали гонения на Б.Л. Пастернака; разнос, устроенный Н.С. Хрущевым художникам-абстракционистам на выставке в Манеже.Билет № 31. Культура Руси в XV—XV вв.X1V-XV вв. — это процесс формирования единого Русского государства, преодолевались местные культурные особенности, складывалась единая русская культура. В то же время русская культура освобождалась от византийского влияния, приобретая самобытные национальные черты.Главной темой художественных произведений стало укрепление мощи единого государства, все больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру. После освобождения от ига расширились культурные контакты Руси с другими странами (особенно с Италией). Под воздействием победына Куликовом поле (1380 г.) возникает Куликовский цикл произведений: Сафоний Рязанец—«Задонщина», «СказаниеоМамаевом побоище» неизвестного автора—эти произведения воспевали подвиг Дмитрия Донского, русских воинов. Патриотические мотивы звучат в путевых заметках (жанр хождения) Афанасия Никитина «Хождение затри моря» (XV в.). В 1512 г. появился сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), в котором русский народ, русская история рассматриваются как часть всемирной.В XV в. возрождается летопись. Одним из самых замечательных произведений русского летописания стала московская летопись 1479 г. В XV в. создается владимирская летопись «Сказание о князях Владимир*" ских»; в ней утверждалось, что московские государи вели свое происхождение от римского императора Августа. В этот период оформляется идея о Москве как о «третьем Риме». Она была сформулирована монахом Фипофеем в посланиях к Василию .Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашаются архитекторы из Италии,"лучшие мастера со всей Руси. Под руководством итальянских мастеров (Аристотеля Фиораванти, Марио Руфф, Пьетро Салари) русские мастера построили Кремль (из красного кирпича), "Успенский и Архангельский доборы, Грановитую палату. Псковские мастера воздвигли Благовещенский собор в Кремле. Крупное строительство велось в Новгороде; Наиболее яркими представителями русской национальной школы живописи были Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Живопись этого периода создает образы живых людей, передает душевные переживания — «Троица» Андрея Рублева, фреска Ферапонтова монастыря, созданная Дионисием, «О тебе радуется».Таким образом, создание единого государства привело к формированию русской культуры.2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значениеПеречисленные понятия связаны со столыпинской аграрной реформой (указ 6 ноября 1906 г. и закон 14 июля 1910 г.). Реформа должна была стимулировать развитие аграрного предпринимательства, рынка, создать фермерские хозяйства, укрепить слой мелких и средних собственников, повысить уровень благосостояния российской деревни, снизить социальное напряжение. Столыпин делал ставку на зажиточное, трудолюбивое, самостоятельное крестьянство.Крестьяне получили разрешение выходить вместе с землей из общины, объединять отдельные полосы своего надела в одном месте (отруб), усадьба при этом оставалась в деревне; или могли переносить на него свой двор, тем самым обособив свою усадьбу (хутор); а также покупать землю, расширять хозяйство. Земля переставала быть общинной и превращалась в личную собственность крестьян.Правительство через Крестьянский банк оказывало крестьянам, выходящим из общины, финансовую помощь для приобретения земли.Билет № 41. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XV-XV вв.В XV-XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавшегося этим путём государства» {В.О. Ключевский). Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства.Предпосылки объединения. Особенности процесса объединения русских земель состояли атом, что его экономические и социальные предпосылки созревали постепенно, по мере того как набирал силу сам процесс, отставая от него. Рост населения, восстановление разрушенного хозяйства, освоение заброшенных и новых земель, распространение трехполья, .постепенное оживление городов и торговли—- все это способствовало объединению, но едва ли делало его действительно необходимым. Решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, от покровительства и понукания, к обретению полной независимости, к отказу от унизительных поездок в Орду за ярлыком на великое владимирское, княжение, от уплаты дани, от поборов. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды. Она требовала напряжения всех сил, сплочения, жесткого направляющего начала. Этим началом могла быть только великокняжеская власть, готовая действовать твердо, решительно, безоглядно, даже деспотически. Князья опирались на своих слуг — военных в первую очередь — и расплачивались с нимиземлей, передаваемой в условное владение (из этих слуг и этого землевладения позднее вырастут дворянство, поместная система, крепостное право). предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковнойорганизации, общей веры— православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной Земле Русской. Этапы объединения. Процесс создания единого Российского государства занял длительный период с конца X — начапа XV в. до конца XV — начала ' XV в.Конец X — первая половина XV в,:— образование Московского княжества при кня- зе Данииле Александровиче (конец ХШ в.) и его 1 территориальный рост (Переслаель, Можайск, Коломна), начало соперничества с Тверью за ярлык на великое владимирское княжение,— вокняжение Ивана Даниловича Калиты; он принял участие в карательном походе монголо- . татар против Твери, население которой В1327 г. восстало и убило ханского баскака Чолхана. Результатом было ослабление Твери и приобретение Москвой ярлыка на великое княжение (с 1328 г.). Иван Калита убедил митрополита Петра перенести свою резиденцию из Владимира а Москву. С этого момента православная церковь твердо поддерживала московских князей, в их уеил.иях по объединению страны. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на • скупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества.Вторая половина XV в. В 60-70-е гг. XV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных пробпём. Во-первых, были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался в • Москве. Во-вторых, удалось отвести военную угрозу со стороны великого княжества Литовского. В-треть- . их, — и это особенно важно — Москва добилась решающего перевеса над своим традиционным ft соперником, Тверским княжеством.Событием огромной исторической важности стала победа русского войска (в нем были представлены княжеские дружины едва ли не всех земель Северо-Восточной Руси, не пришли только рязанские и новгородские отряды) в 1380 г. на Куликовом поле над войском татарского темника Мамая.Значение победы на Куликовом поле огромно: Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошеп перелом.Первая половина XV в. Главным событием этого этапа стала феодальная война 1425-1453 гг. между московским князем Василием Темным и коалицией удельных князей, которую возглавил его дядя Юрий, а после смерти Юрия—его троюродные братья Василий Косой и Иван Шемяка. Длительная смута закончилась победой московского князя.Вторая половина XV— начало XV в. Завершающий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана (1462-1505) и первыми годами княжения его сына Василия ll (1505-1533):в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Новгород (1477), Тверь (1485), Псков (1510), Рязань (1521), Смоленск (1514);— «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от двухсотсорокалетне-го монгольского ига.— - завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван принял титул «великого князя Московского и всея Руси», брак с византийской царевной Софьей Палеолог и падение Константинополя под ударами турок-османов (1453) дапи ему основание принять византийского двуглавого орла в качестве герба Российского государства (добавление к нему герба Московско-го княжества — Георгия Победоносца — символизировало роль Москвы как столица державы).2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значениеВышеперечисленные понятия связаны с началом экономической реформы в России с целью перехода экономики страны на рыночные рельсы. В конце октября 1991 г. была обнародована программа радикальных экономических преобразований, в основу которой были положены методы западной программы «шоковойтерапии», приспособленной к российским условиям группой экономистов во главе с Е. Гайдаром: она предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализция цен), конкуренцию, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежавших государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве— «разгосударствление», которое должно было превратить широкие массы в собственников и предпринимателей. Каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.Билет № 51. Преобразования Петра : содержание, итогиК началу XV в. Россия отставала в экономике, вооруженных силах, госупраапении, образовании и культуре от европейских стран. Требовались масштабные реформы. Учтя уроки Нарвского поражения 1700 г., Петр приступил к формированию армии на основе рекрутских наборов. Воинская служба стала пожизненной и легла тяжелым гнетом на плечи народа. Чтобы оснастить армию и флот всем необходимым, была проведена мануфактурная реформа. За 25 лет число мануфактур увеличилось почти в десять раз. Разрешается покупка крепостных крестьян или их приписывание к мануфактурам. Правительство поощряло купцов и промышленников, проводя выгодную для них таможенную политику. Полностью была реорганизована система госуправления. Боярская дума прекратила существование. Высшим органом стал Сенат. Вместо приказов были учреждены коллегии, которые управляли важнейшими отраслями — военной, морской и т.д. С целью укреппения власти на местах в 1708 г. страну разделили на восемь губерний—Московская, Петербургская, Архангельская и т.д. В. 1721 г. было ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия —Святейший правительственный синод. В1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника. «Табель о рангах» сделала для дворян службу государству обязательной. Принятие императорского титула в 1721 г. окончательно оформило абсолютизм в стране. Первый музей (Кунсткамера), газеты, светские учебные заведения, выпуск учебников, введение нового годового календаря, многое другое — все это преобразования первой четверти XV в. Петра , которые способствовали европеизации России, укреплению ее авторитета. 2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х—середине 1960-х гг, и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различияXX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путей к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире. Соответственно во внешней политике СССР 1953—1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.).Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. СССР придерживался чрезвычайно жесткой политики по отношению ксоциалистическим странам, требуяот них твердой приверженности советской модели социализма.Вторая половина 60-х—70-е гг. -— время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Это главное отличие 70-х гг. от предыдущего периода. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В1970 г. Л .И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США.Билет № 61. Просвещенный абсолютизм Екатерины Долгое царствование Екатерины (1762—1796) было временем, когда императорская власть пыталась осуществить ядну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного абсолютизма. Историки спорят о том, чем бып просвещенный абсолютизм —утопическим учением просветитепей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или попи-тическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии. Весьма показательна позиция Екатерины в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешипи на пюбой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.'Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767-1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное упожение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина П написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем" говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата.— реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300-400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10-12 уездов (20-30 тыс. душ мужского поле). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее1 исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды., построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции, таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной , сохранилось до 1917 г.;— принятие в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (рсвобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);— принятие в 1785 г. Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограни- ченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской думы;— принятие в 1775 г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;— реформы 1782-1786 гг. в области школьного образования.Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми.И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека, в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины , направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.2. К какому периоду (периодам) в истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связаноПонятие «многопартийность» связано с эпохой перестройки, когда в стране появились политические силы, а затем и партии, оппозиционные КПСС. С 1989 г. началось образование оппозиционных партий. Когда в 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС, процесс этот ускорился.В 1990 г. появились Демократическая партия, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая и др. В 1991 г. многие из них были зарегистрированы (первой — КПСС, второй — ЛДПР).Многопартийность уже существовала в России. В начале XX в. и в ходе первой российской революции 1905-1907 гг. были созданы такие партии, как Партия социалистов-революционеров, «Союз 17 октября», Конституционно-демократическая партия, «Союз русского народа», немного раньше — в 1898 г. — Социал-демократическая рабочая партия.Становление многопартийности и в том и в другом случае связано с процессом демократизации политического режима.Билет № 71. Внешняя политика Российской империи во второй половине XV в.: задачи, основные направления, итогиВ 1756-1761 гг. Россия участвовала в Семилетней войне (в составе Версальской коалиции вместе с Францией и Австрией против Пруссии и Англии). Одержав ряд блестящих побед при ГросЕгерсдорфе (1757), Кенигсберге (1758), Кунерсдорфе (1759) и взяв Берлин (1760), Россия в 1761 г. неожиданно вышла из войны: новый император Петр , поклонник прусского короля Фридриха , попытался переориентировать внешнюю политику на союз с Пруссией.В период правления Екатерины (1762—1796) Россия проводила активную внешнюю политику, стремясь решить две главные проблемы—турецкую и польскую. Сущность первой состояла в том, чтобы выйти наконец к Черноморскому побережью: этого требовали и военно-стратегические (обороноспособность южных рубежей), и экономические (свобода торговли в Черном море, возможность экспорта сельскохозяйственной продукции) интересы'России. Что касается второй проблемы, то речь шла о судьбе переживавшей затяжной внутриполитический кризис Польши: плодами этого кризиса стремились воспользоваться Австрия, Пруссия и Россия, которая в расширении своих западных границ видела исторически справедливый акт возвращения отторгнутых еще в X—XV вв. западнорусских земель.Блестящие победы были одержаны русской армией (при Ларге, при Кагуле, 1770, командующий генерал П.А. Румянцев) и флотом (в Чесменском сражении, 1770, командующие адмиралы Г. А. Спиридов и В. Грейг). Кючук-Кайнарджийский мирный договор был подписан в 1774 г. Россия получила земли между Днепром и Южным Бугом, крепости Азов, Керчь и др., добилась права свободного плавания торговых судов по Черному морю и проливам Босфор и Дарда- /^ неллы. Была провозглашена независимость Крыма от Турции. В 1783 г. он был включен в состав России. Военный успех закрепляла активная деятельность по хозяйственному освоению новых территорий, основание новых городов (Николаев, Севастополь и др.), постройка Черноморского флота.Русско-турецкая война 1787-1791 гг. была начата Турцией, потребовавшей вернуть Крым и объявившей военные действия против России. Россия добилась новых успехов. Взятие Очакова войсками Г.А. -Потемкина (1788), победы А.В. Суворова при Фокшанах и реке Рымнике (1789) и взятие Измаила (1790), уничтожение турецкого флота адмиралом Ф.Ф. -Ушаковым в сражениях при Синопе, Самсуне и др. (1790-1791)дали России Крым иОчаков, передвинули ее восточные границы с Буга на Днестр и окончательно утвердили ее на Черном море (таковы условия Ясского мира 1791 г.). Основные цели, которые преследовала Россия на Черном море, были, таким образом, достигнуты.Русскотурецкие войны со всей очевидностью выявили превосходство русского военного искусства. Ф.Ф.Ушаков, П.А. Румянцев, А.В. Суворов разработали новую наступательную стратегию, ввели рассыпной бой, обосновали тактику штыкового боя, взаимодействия пехоты, артиллерии и конницы. В знаменитой «Науке побеждать» А.В. Суворов сформулировал принципы военного искусства, принесшие победы русскому оружию: натиск, быстрота, мужество, инициатива, боевая выучка и патриотизм солдат.На польском направлении Россия также добилась того, к чему стремилась. Первый раздел Польши (1772) между Россией, Пруссией и Австрией дал России восточнобелорусские земли. По условиям второго раздела (1793) Россия получила центральную часть Белоруссии с Минском и Правобережную Украину, по третьему разделу (1795) —Литву, Курляндию, Западную Белоруссию. Экономически и .. стратегически Россия выигрывала: плодород- "' ные земли Украины и возможность отодвинуть потенциально опасные западные границы были важным достижением. В то же время Россия, Австрия и Пруссия усиливались за счет Польши, более чем на столетие лишившейся государственной самостоятельности.Заключительное десятилетие XV в. подтвердило роль России как великой европейской державы (знаменитое высказывание канцлера А.А. Безбородко о том, что без России «ни одна пушка выпалить не смела», убедительно доказывает эту мысль). Революция во Франции и особенно якобинский террор 1793 г. подтолкнули Екатерину к вступлению в антифранцузскую коалицию. Лишь кончина императрицы сорвала поход русской армии под командованием А.В. Суворова в Европу. Он был прообразом итальянского похода (1799), в ходе которого войска А.В. Суворова нанесли поражение французам в Северной Италии. Швейцарский поход, завершившийся знаменитым переходом через заснеженные Альпы, был последним актом в истории антифранцузской коалиции 1798—1799 гг.: Павел принял решение о переориентации «внешнеполитических союзов на Францию.2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражалиПонятие «реабилитация» относится уже к первым годам после смерти Сталина (1953 - 1956), когда были реабилитированы десятки тысяч человек, жертвы «дела врачей», «Ленинградского дела», военные, осужденные после Великой Оте- чественной войны, и др. Процесс реабилитации у у . набрал силу после XX съезда КПСС (1956) и доклада на нем Н.С. Хрущева о культе личности Сталина. В частности, в 1956 -1957 гг. были реабилитированы некоторые народы, подвергшиеся депортации, — балкарцы, калмыки, чеченцы, ингуши и др.Реформа 1957 г. заменила отраслевые министерства территориальными советами народного хозяйства — совнархозами. Принципиальных изменений в управлении не Произошло, суть командной экономической системы не изменилась. После снятия Хрущева (1964) реформа была полностью ликвидирована.В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане и Западной Сибири. В оборот было введено 42 млн га пашни. К концу 50-х гг. на целине выращивали почти 40— зерновых.Эти понятия, относящиеся к разным сферам жизни общества, отражают характерные для того времени стремление к обновлению общества, надежды на обновление социализма, порожденные смертью Сталина и XX съездом партии,—обновление жизни страны в целом и каждого ее гражданина в отдельности.Билет № 81. Культура и общественная мысль России во второй половине XV в.В XV в. в России сложилась система светского образования.Отличительная особенность системы образования в XV в.—ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян (Шляхетский корпус, 1731, Смольный институт благородных девиц, 1764), духовенства (духовные семинарии и академии), купечества (коммерческая школа), солдат (солдатские школы). Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесел и др., не были сословными. Решающим шагом в создании единой системы обраэованиясталоучреждениев80-х гг. обшеобразовательныхшкол: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах.Первым в России стал основанный в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова Московский университет.Еще в первой половине XV в. усилиями Ф. Прокоповича, И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира разрабатывалась идея «регулярного государства»—абсолютной монархии, рациональноустроенной и подчиненной мудрой воле опирающегося на закон, а не на силу правителя. Эти представления были близки Екатерине , сочетавшей их с идеями французских просветителей о короле-философе, реформаторе, врачующем общественные недуги. Абсолютистские теории критиковали и консервативные мыслители, выступавшие за усиление влияния родовитого дворянства (М. М. Щербатов), и либералы, предлагавшие допустить дворянство и свободные сословия к управлению государством (Н. И. Новиков), и первый представитель революционной идеологии в России А Н. Радищев, обосновывавший законность свержения тиранической власти («Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» со знаменитой характеристикой царя как «злодея, злодеев всех лютейшего»).В литературе XV в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Его ярчайшими представителями были М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин, А.Д. Кантемир, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков и др. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина).Увлечение античным искусством второй половины XV в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершинами стали постройки Ч. Камерона (дворцовая резиденция в Павловске, Александровский дворец в Царском Селе), В.И. Баженова (дом Пашкова в Москве), М.Ф. Казакова (здание Московского университета, дом князя Голицына и др.), И.Е. Старова (Таврический дворец в Петербурге). С классицизмом связаны и выдающиеся достижения скульптуры («Медный всадник» Э.М. Фальконе, памятник А.В. Суворову работы М.И. Козловского, памятник Минину и Пожарскому работы И.П. Мартоса, скульптурные портреты, созданные Ф.И. Шубиным).Излюбленный жанр русских живописцев XV в. — портрет. В нем работали Д.Г. Левицкий («Екатериназаконодательни-ца»,портреты Н.И. Новикова, воспитанниц Смольного института), Ф.С. Рокотов (портрет В. Майкова), В.Л. Борови


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Догляд за жінкою після пологів
Реферат Frustrations With Japan Essay Research Paper
Реферат Законодательство по ценным бумагам
Реферат Анімізм і шаманізм
Реферат Методики экстренной психологической помощи
Реферат Характеристика принятия Христианства на Руси и Великий Киевский князь Владимир в Истории государства
Реферат Основы организации бухгалтерского учета на предприятии ЗАО "Черемшанская МСО-ТАПС"
Реферат Сознание: происхождение и сущность
Реферат Рецензия на произведение Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Реферат Эффективность работы военно-медицинского учреждения
Реферат Теории ЖБ Сэя Ф Бастиа Т Мальтуса Историческая школа в Германии
Реферат Организационно-правовые основы, направления и пределы деятельности полиции ФРГ
Реферат Молекулярные механизмы старения
Реферат Валютный контроль в России
Реферат Вплив фізичних вправ на фізичний розвиток дошкільників