Реферат по предмету "Социология"


Молодежная политика белорусского государства

--PAGE_BREAK--2. Государственная молодежная политика – важнейшее направление идеологической деятельности государства.


Государственная молодёжная политика суверенной Беларуси органически связана  со спецификой переживаемого Республикой Беларусь современного этапа социально-экономического и духовно-нравственного развития общества. Формирование эффективного механизма управления ею имеет характер не столько социально-технологической, сколько мировоззренческой и даже социокультурной проблемы в целом.

Государственная молодежная политика – это система целенаправленных мер властных структур по всесторонней поддержке подрастающих поколений, по формированию социально активной, высокообразованной, профессионально подготовленной, культурной, нравственно богатой личности.

В Республике Беларусь на современном этапе проявились некоторые тенденции, характеризующие специфику государственно-общественного взаимодействия в молодежной политике: во-первых, возрастающая роль государственного регулирования общественных процессов в общенациональном масштабе; во-вторых, позитивное отношение общественных организаций к власти и управлению на региональном уровне, признающих примат административных методов решения молодежных проблем.

Последнее обстоятельство, несомненно, создаёт барьеры для усиления общественной составляющей государственной молодёжной политики, сказывается на уровне активности молодёжных общественных объединений.

Конечная цель государственной молодёжной политики — создание возможностей для ее самореализации, чтобы обеспечить развитие и процветание белорусского общества не только сегодня, но и в исторически обозримом будущем. В этом и суть воспитания молодежи, которого не может быть без создания социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и личностного развития молодых граждан.
В современных условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой стратегии и тактике социального и политического развития молодежи.

Решение этой сложной проблемы невозможно без опоры на системную методологию, ибо в ином случае исходные цели, задачи молодежной политики, ее программы не будут иметь реальных результатов.

Молодежная политика – это своеобразная, сложная динамическая система, в которой функционирование каждого компонента системы должно подчиняться главной цели – созданию условий для свободного развития личности, раскрытию индивидуальных склонностей и способностей молодых членов нашего общества, а также подготовке молодого поколения к выполнению общественно значимых социальных ролей.

Формирование молодежной политики возможно только на базе системного подхода, который предусматривает отношение к ней как к целостности, которая имеет свои составные элементы, подсистемы, связанные с другими компонентами общества, и в то же время является самостоятельной активной частью процесса производства и воспроизводства общественной жизни, социализации молодых поколений.

При формировании и реализации основных направлений, целей и задач молодежной политики необходимо учитывать все особенности современного этапа в развитии общества.

Политическая социализация современного поколения молодежи происходила в иных, чем при административно-командной системе, условиях. Это поколение выросло в условиях крушения и низвержения авторитетов, разрушения привычных ценностей и идеалов, разрушения сложившейся системы воспитания. Но оно также росло и в условиях политической свободы, политического плюрализма, политической борьбы.

Современное поколение молодежи выросло в иных экономических условиях, в условиях сильного имущественного расслоения, значительного влияния теневой экономики, становления совершенно иных принципов межличностных отношений.
В этих условиях особое значение приобретает способность правящей элиты к проведению молодежной политики в условиях новой социальной реальности, к последовательному формированию сильной государственной молодежной политики, реформированию системы образования и воспитания.

Формирование государственной молодежной политики на современном этапе развития белорусского общества должно включать в себя следующие основные процессы:

·                          Выдвижение государством, политическими лидерами страны, политической элитой национально-государственной доктрины молодежной политики.

·                          Выделение адекватных данной доктрине госбюджетных ресурсов, а также принятие соответствующих законодательных актов, относящихся к сфере молодежной политики, включая отражение ее базисной роли в социальном развитии молодого поколения в условиях новой социальной реальности.

·                          Привлечение ведущих в этой области знаний ученых к разработке новой концепции молодежной политики.

Важнейшим направлением современной молодежной политики является формирование и укрепление правовых, экономических, экологических, духовно-нравственных и организационных условий для гражданского становления, воспитания и социальной самореализации молодежи.

Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие направления:

1. Улучшение жилищных условий молодежи. Совершенствование законодательно-нормативных актов, формирующих государственную молодежную жилищную политику. Дальнейшее развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (представление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования). Поддержка инициатив молодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.

2. Профориентация и трудоустройство молодежи. Развитие системы содействия занятости молодежи, обеспечение гарантии первого рабочего места, обеспечение вторичной занятости студентов и учащихся, поддержка студенческого отрядного движения, формирование республиканской системы центров занятости и профориентации молодежи.

В структуре молодежной политики особое значение принадлежит проблемами молодежной занятости. Мировая статистика свидетельствует, что доля молодежи в структуре безработного населения высока во всех экономически развитых странах. Среди безработных в нашей республике она составляет примерно 45%. Трудности с трудоустройством испытывают многие выпускники средних специальных и высших учебных заведений.

Большую роль в реализации права молодежи на труд призван сыграть новый Трудовой кодекс Республики, который вступил в действие с 1 января 2000 года. В нем существует самостоятельная глава «Особенности регулирования труда молодежи», в которой урегулированы многие проблемы трудовой деятельности молодежи: льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы.

Министерством образования и Министерством труда принято совместное Постановление «Порядок установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» (1999 г), которое направлено на урегулирование проблемы трудоустройства выпускников государственных учебных заведений.

3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых, психологических проблем.

4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи. Методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи. Научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении.

5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи. Содействие участию молодежи в реализации комплексных программ по решению научных и научно-технических проблем, внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Усиление материальной базы и пропаганды научного и научно-технического творчества молодежи. Совершенствование системы поддержки молодых ученых, специалистов, изобретателей и рационализаторов.

6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов в селе. Создание надлежащих условий для труда и быта рабочей и сельской молодежи. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.

7. Усиление международного молодежного сотрудничества. Развитие и укрепление контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран, создание постоянно действующего многофункционального механизма международных связей молодежи, присоединение к существующим международным программам, информирование и координация деятельности молодежных объединений по включению их в эти программы.

8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. Развитие творческого потенциала и поддержка талантливой молодежи.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. Создание условий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, вовлечение их в процесс реализации государственной молодежной политики.

В нашей республике действует много различных общественных и государственных программ по работе с молодежью, детьми, подростками. Многие из них инициированы Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, например, программа «Дети Беларуси», в структуре которой выделены программы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды» и т.д. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи. Развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости и алкоголизма, венерических заболеваний и СПИД. Повышение роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования. Разработка концепции и поэтапное введение системы ювенальной юстиции.

11. Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства.

12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений. Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов. Разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных и социальных особенностей.

13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики. Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие и поддержка молодежных средств массовой информации. Проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов.

Рассматривая проблемы формирования и реализации молодежной политики, следует также отметить, что важнейшим ее направлением должна стать работа по созданию условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости, предпринимательства, международного сотрудничества.

В настоящее время мировое сообщество вступило в новый этап развития молодежной политики. В новом тысячелетии предполагается развернуть единые международные информационно-научные комплексы, широкую сеть социальных служб, работающих по общим международным программам, но обязательно учитывающих региональные аспекты. К 2010 году в реализацию молодежных программ планируется вовлечь многочисленные категории молодежи, проживающей в разных странах – членах ООН.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учитываем затраты на разработку фирменного логотипа
Реферат Поняття та види відходів
Реферат Материальная ответственность сторон трудового правоотношения
Реферат Разработка гипотезы продуктов рыночной стратегии для компании "Хонда" в Украине
Реферат Понятие, виды и цели образования особо охраняемых природных территорий
Реферат Понятие и роль экономического механизма
Реферат Технико-экономическое обоснование затрат для изготовления люстры Чижевского (на предприятии Казахстана)
Реферат Последствия ядерных взрывов и аварий на АЭС
Реферат Почвы и хозяйства
Реферат Всё о Евросоюзе
Реферат Параметры устойчивого развития общества
Реферат Двигательные возможности человека: определение основных понятий и проблемы измерений
Реферат Тварини Волині
Реферат Понятие государственного лесопользования
Реферат Охрана почв от загрязнения