Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Роль ЮНЕСКО в защите прав человека. Культура мира - Программа ЮНЕСКО

ВЮНЕСКО в 70-90-е годы XX века существовали различные линии, более или менеесвязанные с вопросами прав человека и мира или воспитания духа мира. ЮНЕСКО,как вы знаете, — это организация образования, культуры науки и коммуникаций.Поэтому она рассматривает права человека с точки зрения обучения или воспитанияв духе прав человека, а также с позиции распространения документации по правамчеловека. Это, во-первых. Во-вторых, ее интересует развитие новых правчеловека, концептуализация. Третье — это собственно защита прав человека.Четвертое — создание сети по правам человека. Пятое — это публикации ЮНЕСКО.
В1972 году была принята международная рекомендация, которая в сокращенном виденазывается «Рекомендация по международному образованию и воспитанию».Но на самом деле у этого документа очень длинное название — «Рекомендацияпо воспитанию духа мира, прав человека, основных свобод…» и так далее. Вэтой рекомендации ЮНЕСКО старалась определить основополагающие принципышкольного образования в области взаимопонимания и прав человека и воспитания вдухе мира.
В1978 году возникла автономная программа, которая не имела никакого отношения кэтой рекомендации. Она развивалась на базе Конгресса по обучению правамчеловека. Эта вторая линия была направлена на то, чтобы развивать программыобучения в области прав человека в вузах, чтобы этот аспект стал неотъемлемойсоставной частью обучения не только будущих юристов, а всех студентов,обучающихся по любым программам.
Эталиния была продолжена на другом конгрессе, который состоялся на Мальте иназывался «Teaching human rights and documentation» («Обучениеправам человека и документация»). В ходе этого конгресса и осуществленияэтой программы стало ясно, что документация — одна из главнейших проблем,касающихся прав человека. В этой сфере не было систематизированных публикаций,систематизированного материала. Поэтому и было разработано пособие ЮНЕСКО«Как создавать информационные центры по правам человека».
Потомвозникло большое стремление соединить, с одной стороны, воспитание в духе мира,а, с другой стороны, взаимопонимание и уважение прав человека. Это было связанос тем, что стало ясно, что, с одной стороны, мир без прав человека невозможен,а, с другой стороны, обеспечить права человека без мира тоже невозможно. Оченьтрудно обо всем этом рассказать за короткое время, потому что дискуссия быламноголетней. Суть ее в том, что в те годы возникли теории позитивного мира,утверждавшие, что мир — это не только отсутствие войны, но и позитивное,созидательное начало. Для мира нужно что-то делать, а не только препятствоватьвойне и применению силы. Для мира нужные некие специальные предпосылки вобществе, определенные структуры, определенные настрой общества, ценности иобразование.
Соединениеэтих двух направлений произошло в 1994 году, когда соответствующая Декларациябыла принята всеми министрами образования государств-членов ЮНЕСКО. И здесьпроявляется иной подход. Это уже называется воспитанием в духе мира, правчеловека и демократии. Впервые прибавляется к этим двум понятиям демократия.Концепция, заложенная в этой Декларации, осуществляется до сих пор. Нет правчеловека без демократии, невозможна демократия без прав человека. Эту концепциюможно назвать краеугольным камнем. Вы можете найти этот подход во всех другихдокументах ЮНЕСКО.
Когдая говорю о программе ЮНЕСКО, конечно, надо понимать, что эта программа — официальное решение всех государств-членов, представители которых участвуют наопределенной конференции ЮНЕСКО. Поэтому решения государств-участников исогласование определенных норм, признаваемых всеми. Это очень важно. Если былобы что-то иное, то оно так и осталось бы теоретической концепцией. Когда жедокумент принимается на уровне международной организации, он приобретаетполитическую силу. Это важно помнить.
Ещеодин важный момент — это то, что эта концепция применяется не только кгосударственным отношениям. В годы «холодной войны» всегда имелись ввиду отношения между государствами, то есть собственно международные отношения.В 1994 году о собственно международных отношениях в этом контексте уже неговорится. Зато активно начали говорить об индивидуальном уровне. Мир, правачеловека, и демократия применяются, если хотите, к отношениям между индивидом,между группами и между государствами. Это, конечно, принципиально новый подход.Я вижу в нем отражение того, как концепция прав человека повлияла на все другиесоставные части, и как ценность стоит в центре и группирует вокруг себя вседругие компоненты, которые должны соответствовать друг другу. Это я рассказалвам немного о различных концепциях и их признании государствами-членами ЮНЕСКО.
В1989 году состоялся Конгресс ЮНЕСКО «Мир в умах людей». Его названиеявляется цитатой к преамбуле Устава ЮНЕСКО: «Поскольку войны возникают вумах людей, надо бороться с войнами и умами людей». Это, конечно же, оченьинтеллектуальный подход. И такую постановку вопроса тоже надо знать и исходитьиз того, что до этого были небольшие споры между социалистическими странами изападным миром. Суть этих споров в том, что ЮНЕСКО слишком политизированаВостоком, что всегда на повестку дня выносятся вопросы войны и мира, хотя насамом деле ЮНЕСКО не должна этим заниматься. Это заявил Запад, потому чтоЮНЕСКО — не дипломатическая организация, как ООН. В то же время в Уставе ЮНЕСКО(статья 1) говорится, что «ЮНЕСКО должна содействовать укреплению мира ибезопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования,науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости,законности и прав человека, а также основных свобод». Здесь, кажется, спорне по сути, а в подходе, потому что ясно, что речь идет о безопасности, а нетолько о мире. На Конгрессе 1989 года присутствовали более 300 видных деятелейсо всего мира. В процессе их общения возник термин «culture of peace»(«культура мира»). В русском языке добавляем слово «сила»,чтобы было понятно, о чем идет речь, исходя из того, что с войнами надобороться в умах людей.
Потомэта идея развивалась концептуально, а также через проекты и программы ЮНЕСКО.Ее суть была в том, что история человечества — это, скорее всего, историянасилия и войн. Ведь всегда главным образом мы стремились решить противоречияили конфликты именно путем насилия. В русском языке слово «конфликт»- очень сильное слово, его коннотация сильнее, чем в других языках. Основнойконфликт — это конфликт интересов. Признавать конфликт интересов необходимо. Онвозникает ежедневно на всех уровнях между людьми, в семье, на работе, в школе,в университете. Между группами людей, в районе города или там, где, скажем,живут представители иных культур, с разной религией. Конечно, конфликтвозникает и между государствами. Так вот, идея в том, что нужно признавать, чтоконфликты всегда были и будут, но надо стремиться к тому, чтобы эти конфликтыинтересов решались не насильственным, а мирным путем. Для этого, в принципе,есть способы и возможности. Это как раз то, что изучает конфликтология. Кстати,это не только наука, но еще и практика. Об этом сегодня знают только некоторыеспециалисты. Мы же должны сделать так, чтобы все люди имели навыки, позволяющиеразрешать конфликты, чтобы конфликтология стала общим знанием и умением каждогочеловека и всех структур общества.
Впункте 9 Декларации написано, что воспитание должно развивать умениененасильственного урегулирования конфликтов. Таким образом, необходимосодействовать развитию внутреннего спокойствия в умах учащихся, чтобы они могливырабатывать в себе на более прочной основе такие качества, как сострадание,отзывчивость и сопереживание. Так, в одном из пятнадцати пунктов заключаетсясуть концепции.
Водной лекции сложно рассказать обо всем, что делается, и что делалось в этомнаправлении. Но я хотел обратить ваше внимание на наш специальный website,посвященный этому вопросу. Его адрес: culture.of.peace.ru. Он считаетсяотправной точкой для поиска информации и для дискуссии по данному вопросу. Яеще хотел добавить следующее. Нужно понимать, что сразу все познать и осознатьнельзя, но всегда будет происходить приближение к цели.
Правачеловека, как понятие, возникли 200 лет назад. И только в последние десятилетияони стали всеобще признанной ценностью. Значит, мы должны думать на долгие годывперед. С другой стороны, мы должны понимать, что именно в этом аспектепризнания реальности конфликтов интересов — это не что-то плохое, а нечтоестественное, и к этому надо именно так подходить, — заключается сущность этойконцепции. Как это делать? Мы ведь находимся в самом начале процесса. Именнопоэтому все это выглядит немного идеалистически. Тем не менее, насколько язнаю, в Татарстане уже ввели в школе обязательный курс«Конфликтологии». У них это стало насущной потребностью, ведь, как вызнаете, в начале 1990-х годов в Татарстане намечались сильные конфликты, в томчисле и на межэтническом уровне. И руководство Татарстана поняло, что это можетпомочь, если все молодые люди будут с самого начала понимать, как разрешатьконфликты, и владеть такими навыками. Мы, как представители ЮНЕСКО в России,старались установить сотрудничество региональных властей с нашей организацией.И это тоже можно прочитать на нашей Интернет-страничке. Были выработаныкакие-то примеры, были созданы курсы по повышению квалификации по этой теме,пилотные центры «культуры мира».
Такжебыл создан Институт культуры мира, который уже подготовил первый курс. Еговыпускники смогут работать, как конфликтологи, либо в горячих точках, либо вповседневной жизни, где требуются знания и навыки. Нам кажется, что именнотакие специалисты могут работать в школах, на предприятиях, в администрациях.Они очень востребованы везде, и в России, очевидно, тоже.
Естьеще две вещи, о которых мне хотелось бы вам сказать. Они касаются темы правчеловека и ЮНЕСКО. Процедура защиты прав человека была разработана в 1978 годуна основе того, что в ЮНЕСКО поступило очень много сообщений от граждан онарушениях прав человека. Никто не знал, что с этим делать, потому что не былоустановленной процедуры. Процедура была выработана при участии СоветскогоСоюза, чему все были очень удивлены. Это была для того времени продвинутаяпроцедура. Продвинутая в том смысле, что во всех других процедурах, в различныхконвенциях и так далее для обращения с жалобой на нарушение прав большеформальностей требовалось. А здесь требовалось мало формальностей. Своеобразиеэтой процедуры также состоит в том, что она строго конфиденциальна: ничего неоглашается. Я думаю, что именно поэтому Советский Союз и согласился участвоватьв ее разработке. Но, кроме того, два раза в год обсуждаются такого рода решения.Такого рода процедура довольно эффективна, потому что государство,«дело» которого рассматривается, должно ответить на все вопросы. Но,конечно, происходит давление, направленное на то, чтобы государство искаловыход из ситуации, чтобы сокращались нарушения прав человека. В большинствеслучаев это действительно достигалось. Например, одного человека, я не помнюего фамилию, осудили и хотели посадить за то, что он дал экологическуюинформацию телекомпаниям. Сообщать о нарушении прав может каждый, чьи праванарушены, или кто знает о таком нарушении. Но это должна быть достовернаяинформация. К тому же эта информация не должна быть оскорбительной. Но еслиесть факты, которые можно достоверно излагать, этого будет достаточно. Жалобана действия государства, нарушившие его права, рассматривалась на сессииЮНЕСКО.
Права,связанные с деятельностью ЮНЕСКО, — это право на образование, право участвоватьв научном прогрессе и пользоваться его благами. Далее — право участвовать вкультурной жизни, право на информацию, включая право на свободу убеждений исвободного выражения, право на свободу мысли, совести и религии, право свободноискать, получать и распространять информацию любыми средствами, независимо отгосударственных границ. Это интересно для сегодняшнего времени, если знать, чтоздесь происходило в последние месяцы. Право на защиту моральных и материальныхценностей, являющихся результатом научных, литературных или художественныхтрудов, право на создание ассоциаций.
Этоочень широкий круг прав. Но есть одно ограничение: ЮНЕСКО вправе заниматьсянарушением прав человека, которые связаны именно с интеллектуальнойдеятельностью. Преподаватели, студенты, исследователи, художники, артисты,писатели и журналисты — все интеллектуалы, которые этим профессиональнозанимаются — вправе обращаться в ЮНЕСКО. Сначала рассматривается приемлемостьжалобы, потом решаются вопросы по существу, когда большинство присутствующих назаседании Комитета Исполнительного Совета ЮНЕСКО считают, что имело местонарушение прав человека. Это мнение выражается в решении. Потом обычно следуетпроцесс переговоров с государствами. И на следующей сессии сноварассматривается дело. Но надо сказать, что подавляющее число государств-членовне очень любят находиться на скамье подсудимых и, скорее всего, хотятизбавиться от этой проблемы. Интересно, что рассматриваются не толькоиндивидуальные случаи нарушений прав, но и массовые. Я сам был свидетелем того,как в середине 1980-х годов очень многие эмигранты из Чили, жившие в ЗападнойЕвропе, начиная с 1973 года, хотели возвращаться на родину. В Чили быладиктатура, и поэтому их не хотели отпускать. Большинство эмигрантов сообщили обэтом в ЮНЕСКО. Затем их отпустили в свою страну. Это очень любопытный иинтересный факт, и это не сравнимо ни с какой другой процедурой.
Последнее,о чем я хотел бы сказать, — это развитие прав человека. Есть один наглядныйпример — это Всеобщая Декларация о гене и правах человека. Вы знаете, чтосегодня генетические технологии очень много позволяют. Но необходимо понимать,что надо делать, и чего делать не надо. Это сложный вопрос. Я принимал участиев обсуждении этого вопроса. И я понял, что здесь, скорее всего, вопрос вдеталях. Поэтому все это очень сложно для восприятия общественности. КомиссияЮНЕСКО работала над этой проблемой в течение 5 лет. Было разработано 11проектов перед тем, как была принята Декларация. Это первый универсальныйдокумент в мире, в котором изложены такие принципы. И хотя это Декларация, неимеющая обязательной силы, можно исходить из того, что, поскольку во многихгосударствах нет пока законодательства по этому вопросу, то всезаконодательства в мире будет ориентироваться более или менее на этот документ.
Еслимы говорим о правах человека, то очень важно, конечно, принимать во вниманиетакие новые явления, требующие новых подходов.
Интересно,что в этой Комиссии было 50 человек со всего мира — самых различных профессий.Они принимали участие в работе этой Комиссии в личном порядке, а не какпредставители какого-то государства. В самом начале проекта они, скорее всего,исходили из принципа свободы науки. В Конвенции также говорится о правахчеловека.
Список литературы
Вольфганг Ройтер, Глава Московского представительства ЮНЕСКОв Российской Федерации. Роль ЮНЕСКО взащите прав человека. Культура мира — Программа ЮНЕСКО.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.