--PAGE_BREAK--
Перваягруппа, в которую входит 8,8% проживающих в домах-интернатах лиц пожилого возраста, представлена теми, кто сохранил трудовые и профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. Для этой категории лиц подбираются виды труда, близкие к их профессиональным интересам и наклонностям. Из них формируются работники на штатные должности, группы помощников библиотекаря, культработника, на них возлагаются ответственные обязанности (бригадиров, контролеров в ЛТМ и т. д.).
При организации трудовой деятельности этой категории пожилых людей целесообразно формирование малых групп, объединенных общностью интересов и взаимных эмоциональных привязанностей. Со временем межличностные отношения приобретают устойчивость, способствуют эмоциональной стабилизации пожилых людей и, следовательно, адаптации в условиях дома-интерната. Нередко эти группы формируются стихийно, без вмешательства персонала и, будучи основанными на эмоциональных привязанностях, функционируют длительное время.
Втораягруппа (23,5%) образуется из пожилых людей, для которых трудовая деятельность психологически менее значима и в связи с этим вовлечение их в систематический труд представляется затруднительным. Наряду с санитарно-просветительской работой по разъяснению пользы трудовой деятельности практикуются эпизодические поручения (уборка помещений, помощь медицинскому персоналу, дежурства и т. д.).
Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и проведение досуга. Межличностные отношения их складываются чаще стихийно и основываются на таких факторах, как совместное проживание, оказание друг другу бытовых услуг и т. д. Из этой категории лиц рекомендуется выбирать помощников по осуществлению общественно-полезной деятельности, поддержанию связей между пожилыми людьми.
Третьюгруппу (12,4%) составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от общественно полезного труда: сосредоточена на собственном благополучии, направлена на поддержание и сохранение своего здоровья. Общение, как один из видов деятельности пожилых людей для данной группы лиц, ограничено кругом соседей по комнате и необходимостью контактов с персоналом, досуг сужен до использования чтения, просмотра телевизионных передач.
В целях активизации образа жизни лиц, относящихся к третьей группе, рекомендуется проведение лечебно-активизирующих мероприятий (дозированные прогулки, лечебная гимнастика, спортивные занятия в зале и на открытых площадках и т. д.). Им поручается уход за цветами на этажах, рукоделие, изготовление легких деталей в ЛТМ.
Четвертаягруппа (30,6%) представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправленной деятельности. Эпизодически осуществляемая деятельность по самообслуживанию основана на удовлетворении их витальных потребностей. Круг общения сужен, интерес к окружающему ослаблен.
В отношении этой группы лиц отпадает необходимость в организации активирующих мероприятий. Здесь больше выступает необходимость организации медицинского ухода, поддержание элементарных навыков самообслуживания (одевание, умывание, причесывание и др.).
Пятаягруппа (24,7%) состоит из лиц, ослабленных физически, пребывающих на постельном режиме и нуждающихся в постороннем уходе. Они безучастны к окружающему, неразборчивы в удовлетворении витальных потребностей.
Все мероприятия по отношению к этой группе лиц сводятся к организации медицинского ухода для поддержания жизнедеятельности.
С учетом дифференциации контингента лишь в первых трех группах возможно активное реабилитационное воздействие с использованием индивидуальных программ, в котором наиболее оптимальным является выбор терапии занятостью и воздействия средой.
По отношению к лицам пожилого возраста, находящимся в домах-интернатах, рекомендовано введение, дифференцированных реабилитационных режимов:
♦ режим общественно-трудовой занятости направлен
на поддержание личной активности пожилых людей, способствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.;
♦ лечебно-активирующий режим направлен на поддержание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;
♦ лечебно-охранительный режим способствует сохранению функциональных способностей, поддержанию физиологических функций.
Указанные режимы находятся в соответствии с уровнем, активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-психологической адаптации пожилых людей.
Социальная реабилитация пожилых людей в домах-интернатах в известной мере связана с вопросами оснащения этих учреждений техническими средствами реабилитации и соответствующим оборудованием[17;172].
Все технические средства и оборудование в домах-интернатах используются в двух направлениях:
♦ средства для самих пользователей с целью реабилитации, восстановления (компенсации) функций и относительно независимого существования;
♦ средства и оборудование, используемые для бытового обслуживания и медицинского ухода, облегчающие
труд персонала.
Первая группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает:
♦ специальные устройства, направленные на самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых
навыков;
♦ средства, облегчающие передвижение;
♦ средства, способствующие участию в трудовой деятельности;
♦ приспособления, используемые для общения;
♦ средства, обеспечивающие проведение досуга.
Ситуация в стационарных учреждениях социальногообслуживания сложилась к настоящему времени следующим образом: все учреждения обеспечены мягкой мебелью (диваны, кресла современного стиля), что располагает к покою, отдыху, а следовательно, к малоподвижному образу жизни, что с психофизиологических позиций не может быть признано полезным в преклонном возрасте. Подобного рода образ жизни способствует угасанию психической деятельности, ослаблению физического здоровья.
С целью создания физически действенной среды, способствующей социально-реабилитационным целям в отношении пожилых и старых людей, необходимо более полное оснащение реабилитационным оборудованием кабинетов лечебной физкультуры, комнат трудовой занятости, создание помещений для активного досуга.
2. Психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе
2.1 Проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате
Поступление в дом-интернат пожилого человека — специально организованное мероприятие социальной помощи пожилым. Подобное решение человек принимает под влиянием как объективных, так и субъективных причин[15;24]. Это имеет отношение к пожилым людям, живущим одиноко или в семье родственников. Решение поселиться в доме-интернате пожилой человек принимает, столкнувшись с затруднениями при обслуживании самого себя. В одном случае это результат альтруистической установки пожилого человека предоставить возможность молодым членам семьи освободиться от тягот, связанных с уходом, в другом — это следствие несложившихся отношений с родственниками и т.д. Боязнь еще большей физической слабости, возможных болезней способствует принятию подобного решения. Субъективное отношение к оценке своего физического и материального состояния, личные установки на выполнение чисто хозяйственных бытовых дел, различное отношение к одиночеству определяют тот факт, что состав домов-интернатов оказывается крайне различным. Однако в определенной своей части он представлен пожилыми людьми, которые в состоянии самостоятельно обслужить себя и обладают достаточным физическим здоровьем.
В широком смысле все эти пожилые люди — резиденты домов-интернатов — оказались неспособными адаптироваться к новым условиям жизни и избрали институциональную социальную помощь и опеку как новый образ жизни.
Все исследователи отмечают, что поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса — эти жизненные обстоятельства заставляют человека приспосабливаться не только к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем. Перед пожилыми людьми встает вопрос оценки себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Как отмечают многие авторы, процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно.
Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения различных заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей [6].
Часто решение о переезде принимается во время кризиса, например, после того, как пожилой человек попадает в больницу, или во время эмоционального стресса, который человек испытывает в состоянии горя или тяжелой потери. Поэтому не вызывают удивления результаты исследований, согласно которым большинство пожилых людей не планировали переезжать в стационары, а затем смирились с такой необходимостью.
Процесс перехода на постоянное социальное и медицинское обслуживание обесценивает взгляды пожилых людей. Они рассматривают его как свою неспособность справляться со своей жизнью, они становятся в своих глазах людьми, чья компетентность не внушает доверия. Тем самым, как отмечает Т. Бут (Booth
), они вынуждены играть роль, которая приписывается им этим институтом: учиться приспосабливать свое поведение к формальной рутине повседневной жизни и соответствовать всем ожиданиям обслуживающего персонала стационаров. Безразличие и покорность, стимулируемые жизнью в стационарах, ведут к уступчивости пожилых людей, о которой они не задумываются. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответственности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интернатах становятся инертными и беспомощными, их навыки и умения атрофируются. Например, проведенное исследование показало, что уже через месяц после поступления в дома-интернаты уменьшилось число пожилых людей с двигательной активностью в полном объеме (с 39,1 до 28,9%)и увеличилось число тех, кто стал передвигаться только в пределах своей комнаты (с 9,6 до 13,8%).
Другой негативный фактор — это зависимость от обслуживающего персонала. Она вызывает страх «возмездия» за возможные выражения недовольства или жалобы со стороны пожилых, за то, что нормальную критику сочтут похожей на черную неблагодарность. Очень трудно пожилым людям решиться высказать жалобу, если они не имеют никакого выбора. Поэтому, у пожилых людей существует тенденция давать высокую оценку удовлетворенности буквально по всем пунктам во время опросов. [6].
В настоящее время пожилые люди обычно не имеют представления о том, что их ожидает после переезда в стационар, кроме случаев, если у них имеется возможность сравнить качество ухода в нескольких домах. Убежденность и вера в то, что они, переехав в дом-интернат, больше не имеют прав, и их явная пассивность провоцируются замкнутостью стационарной жизни. Поэтому возникают следующие вопросы.
1.Насколько корректно подготовлены отчеты, вопросники исследованияудовлетворенности резидентов домов-интернатов, если там широко распространены скука, одиночество, фрустрация?
2.Если жизнь в домах-интернатах влечет аттитюды покорности, может ли мнение резидента об удовлетворенности своей жизнью там быть правдивым изложением его реальных чувств и ощущений?
Таким образом, прогресс в секторе институционального ухода будет зависеть от того, насколько резиденты могут свободно выражать свое собственное мнение. Когда они избавлены от зависимости от обслуживающего персонала, то имеют больше свободы в действиях, их бессилие и ранимость не подвержены столь суровым испытаниям, они не уступают мнениям тех, кто принимает решения за них. В связи с этим возникает проблема — будет ли обслуживающий персонал относиться с доверием и уважением к резидентам, если те говорят все то, что чувствуют и думают.
Все вышесказанное позволяет выделить психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе и обозначить пути их решения.
Вопросы
Проблемы
Решения
Как принять
Внезапность
Время
тяжелую потерю?
Нет альтернатив
Дать возможность горе-
вать, осуществить работу
по преодолению горя
Как оставаться
Одинаковое обраще-
Индивидуальный уход
самим собой?
ние со всеми пациен-
тами
Массовое лечение
Внимательно выслуши-
вать
Отсутствие собствен-
Позволять иметь
ного места
собственные вещи
Как сохранить
Большая зависи-
Поощрять самостоятель-
контроль над
мость
ность
жизнью?
Нет возможности
Давать возможность
выбора
высказаться, делать выбор
Как подтверждать
Отсутствие активно-
Поощрять активность по
ценности и цели
сти
интересам
в жизни?
Недостаток контак-
Поощрять семейные ви-
тов
зиты
Создавать сообщество
Культурные и религиоз-
ные взаимодействия
Пути решения должны учитывать принципы, базирующиеся на мониторинге качества обслуживания, что даст возможность обеспечить участие пожилых людей в своем социальном обслуживании:
принцип активности— фокусирует внимание на позитивных качествах и компетентности старых людей, а не только на их инвалидности и формах дискриминации из-за возраста;
принцип приспособления— фокусируется на утверждении способностей пожилых людей справляться с трудностями и создавать им для этого возможности;
принцип независимости— удовлетворение потребностей пожилых людей таким образом, чтобы у них оставался контроль над своей жизнью.
Исследования, проведенные с целью изучения обращения с пожилыми людьми в домах-интернатах и больницах, позволили выделить типичные ошибкив поведении персонала, ухудшающие состояниепожилых пациентов:
— манипулирование ложью вместо того, чтобы честно рассказать пациентам об их болезни;
— выполнение какой-либо работы за пожилых из-за их медлительности вместо того, чтобы предоставить им возможность делать этосамим;
— сюсюканье, использование детского языка, обращение с пожилыми как с малолетними;
— постоянное напоминание и обвинение, что они невыносимы;
— игнорирование, холодность в обращении вместо того, чтобы адекватно реагировать.
2.2 Практическое решение психосоциальных проблем
Р.Вуд (Wood
) выделил следующие виды поддержкипожилыхлюдей, страдающих от деменции: стимуляция и активность; оккупационная терапия; музыка; домашние животные; мультисенсорная стимуляция; работа с воспоминаниями; ориентация в реальности (ОР); терапия подтверждением.
Рассмотрим некоторые из этих видов. Например, поговорим о пользе домашних животных для пожилых людей. Но оказывается, что даже просто наблюдение за аквариумными рыбками способствует снятию стресса у пожилых людей.
Для этого применялся контролирующий эксперимент: первая группа рассматривала рыбок в аквариуме; вторая группа смотрела видеозапись рыбок в аквариуме; третьи группа смотрела видеозапись иного содержания, Испытуемые всех трех групп указали, что испытали релаксацию. Однако результаты показали, что только у испытуемых первой группы снизилась частота пульса, понизилось мышечное напряжение, возросла температура кожи. Это дает возможность практического использования этого метода для пожилых, страдающих от деменции.
Программа «Ориентация в реальности» (ОР) является наиболее широко используемой терапией для пожилых людей, страдающих разными формами слабоумия. Цель проведения такой программы — уменьшение дезориентации и улучшение повседневного функционирования пожилых больных. В 1858 г. доктор Джемс Фулсонвыдвинул теорию «Активной программы, ориентированной на помощь» для пожилых пациентов в Ветеранском административном госпитале в г. Торек (Канзас, США). В 1966 г. Фулсон и Таулби опубликовали свои методы по этой программе, и ОР стала практиковаться в США.
Существует два основных типа ОР — 24-часовой (24ОР — неформальный) и классный (ОР — формальный). В первом случае медицинская сестра в течение длительного времени находится с пациентом, обеспечивая его комментариями и объясняя время, местои т.п. Например, вместо простого объявления «Время обеда» рекомендуется говорить: «Сейчас 14.00, и это время обеда. Мы пойдем и возьмем что-нибудь поесть». По мнению авторов, такая форма поведения персонала будет способствовать структурированию окружающей среды пожилым, страдающим от деменции.
Классный ОР может быть использован как дополнение к 24ОР. Это более интенсивный способ работы с пациентами, которые имеют схожие уровни дезориентации. В этом случае формируются небольшие группы (от трех до восьми человек), каждая из которых работает под руководством инструктора, имеющего соответствующую подготовку.
Классный ОР имеет пять ключевых компонентов:
1)атмосфера — доброжелательная;
2)изучение имен — в начале занятий инструктор и каждый член группы должен быть представлен;
3)ориентация во времени и месте — инструктор предлагает завершить предложения, например: «Сегодня день…месяц… год… » и т.д.;
4)награда и уменьшение фрустрации, вербальное признание успеха, а также ободрение невербальными средствами поддерживаетдоброжелательную атмосферу группы;
5)увеличение активности в классе — стимуляция членов группы для участия в дискуссии по интересам, актуальным новостям и т.д.
Классный ОР должен проходить каждый день и в одно и то же время. ОР может использоваться в самых разных обстановках, таких как больницы длительного пребывания, дома для престарелых, центры дневного пребывания; важно, чтобы это были привычные места для пациентов.
Программы ОР существуют как помощь дезориентированным пожилым, однако они требуют дополнительных исследований по улучшению их эффективности.
Метод ориентации в реальности и терапия подтверждением являются контрастными, противоположными методами. Например, пожилая женщина, больная деменцией, утром встает и говорит, что она (бывшая учительница) должна идти в класс, ее ждут ученики. В первом случае, применяя ОР, ей разъясняют, что она находится в доме-интернате, что сегодня такой-то день недели, она больше не работает и т.д. Во втором случае, действуя методами терапии подтверждением, учитывается, что эта пожилая женщина хочет сохранить свою идентичность как учитель. Поэтому ее можно расспросить о профессии учителя, о ее опыте и т. д., чтобы она получила удовлетворение. Иногда бывает, что всплывает травматический опыт, с которым справиться очень сложно, но и с такими случаями можно и нужно работать.
Для психосоциальной адаптации пожилых в условиях дома-интерната можно использовать следующие упражнения: продолжение
--PAGE_BREAK--