Реферат по предмету "Философия"


Философия Гегеля

Содержание
Введение
1. Системаидеалистической диалектики Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля
2. Метод философскойсистемы абсолютного знания
3. «Феноменологиядуха» Гегеля
4. «Философияприроды» Гегеля
5. Идеи Гегеля огосударстве
Заключение
Список использованной литературы

Введение
ГеоргВильгельм Фридрих Гегель (1770—1831)начинал свою деятельность как последователь Канта и Фихте, однако под влиянием Шеллингавскоре отказался от концепции «трансцендентального» (объективного)идеализма и перешел на позиции абсолютного (объективного) идеализма.
Принимая заоснову всех явлений природы и общества Абсолют — духовное начало, обозначаемоетакими терминами, как «мировой» или «абсолютный дух», «мировойразум» или «абсолютное» как таковое, Гегель объявляет егосуществующим до действительного мира, природы и общества. Но это предсуществованиеимеет не реальный, логический характер. Абсолютное, по Гегелю обладаетимманентной трансцендентностью то есть одновременно находится и по ту сторонумира, как бы над ним (но не до него), и вместе с тем не нем самом. Гегельнаделяет «абсолютное» особым специфическим содержанием,обуславливающим его «конструктивно-созидательную роль в мире. Сутью этого „созидания“является „самотематизирование“ Абсолюта.

1. Системаидеалистической диалектики Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля
Послекантовскийидеализм достиг высшей формы и был обобщен в философииГеорга-Вильгельма-Фридриха Гегеля (1770—1831), который вошел в историюфилософии как творец самой развёрнутой и доказанной системы идеалистическойдиалектики. Кант, как известно, отказал метафизике в претензии на науку,поскольку ум, которому дан всеобщий предмет, без чувственной достоверностивпадает в антиномии. Фихте считал, что всеобщее (абсолютное, то естьметафизическое знание) может быть дано уму в интуиции. Этим самым философиявозобновила свои права науки о сущем. Однако интуиция как источник философскогознания у Фихте и у Шеллинга выступала субъективным и недостаточно обоснованнымактом. Гегель преодолел эти недостатки своих предшественников. Две его идеиимели производительное значения при перестройке его философской системы:
· переосмысление соотношениярассудка и ума;
· понимание идей(истины) как системи знания, порождающей себя в процессе развития.
Гегельскептически относился к интуиции как к непосредственному знанию, на которомможно построить философию. По его мнению, всякое знание опосредовано, это касаетсяи философского, умного познания (познания, осуществляемого умом). Философуабсолютное знание дано не как внезапное прозрение, а закономерный результатосмысления наивного рассудочного понятийного, логического нечувственногознания, которое построено по правилам формальной логики и исключаетпротиворечия. Под рассудочным он понимал научное и будничное знания. Это знание,по его мнению, ограниченное, конечное. Его истина предопределена, неизбежна отобстоятельств. Скажем, утверждение „параллельные прямые не пересекаются“теряет истинность в неевклидовой геометрии, а суждение „дождь идет“ —как только дождь прекратится. Философия, котораяхочет доабсолютного знания не может удовлетвориться такими конечными истинами, онастремится выйти на границу рассудка. Ум, который стремится к бесконечнойабсолютизации истины, в концепции Гегеля не противопоставлен рассудку, а удерживаетего знания, включает его в себя. Ум вообще не имеет другого источника знания,кроме рассудка. Но он по-своему интерпретирует истины рассудка, приводит этознания в движение, выстраивает на его основе целостную систему. В самом умеГегель выделяет негативный и позитивный аспекты. Негативный аспект проявляетьсятогда, когда всеобщие понятия, которыми ум оперирует, переходит друг в друга,отрицают друг друга подобно антиномий Канта. Например, конечное предусматриваетбесконечное и включает его в себя (как бесконечную делимость) и наоборот,явление включает сущность, а сущность отсылается к явлению. Здесьпротивоположности отрицают друг друга, а мысль беспрестанно переходит от однойк другой. „Позитивный“, ум (Гегель называет его спекулятивным) состоитв преодолении такой негативности в выходе на бесконечное кружение между противоположнымиопределениями, в схватывании их единства. В результате этого преодоленияодносторонних и противоположных определений ум строит истину как системузнания. Следовательно, по Гегелю, самые общие понятия (категории) человек беретиз рассудка (науки). Это, например, такие понятия, как „бытие“, „качество“,»количество", «мера,» «сущность», «явление»,«смысл», «форма». Он понимал, что содержание этих понятийневозможно вывести из конкретного знания, их невозможно определить и формальнологично, подведши под общее понятие, поскольку категории — это самые общиепонятия. И Гегель находит действительно мудрый выход: эти понятия (категории) можноопределить (раскрыть их смысл) через соотношение между собой. Именно такоеотношение, которое переростает в систему категорий, и изучает диалектическаялогика Гегеля. Категории он понимал как моменты, ступени развития идеи(абсолютного знания).

2. Методфилософской системы абсолютного знания
Формойдиалектического развития и построения всей системы в Гегеля является взятый у Фихтецикл — тезис, антитезис, синтез — так называемая триада, согласно с котороймысль (идея) в своём развитии переходит в свою противоположность, она наследующем этапе заменяется своей противоположностью и, благодаря этому, примиряетв себе два предыдущих этапа. Так коротко можно очертить метод, который делаетвозможной философию как систему абсолютного знания Гегеля.
Гегель, как иШеллинг, выходил из принципа тождественности мышления и бытия, из идеи, котораясняла противоположность субъекта и объекта. Философия, считал он, должна иметь делос абсолютным знаниям, со знанием, которое не зависит ни от предмета, ни отсознания. Но такое абсолютное знание не дано непосредственно, его необходимодостичь, усвоив предыдущие неабсолютные формы. Путь, который проходит сознаниедля достижения абсолютного знания, изображен Гегелем в «Феноменологии духа»,— первом его зрелом труде.
3. «Феноменологиядуха» Гегеля
«Феноменологиядуха» показательна, учитывая реализованные в ней такие идеи:
1. Процесс познанияподан как циклическое повторение опредмечивания сознания и «распредмечивание»(преодоление предметности). Антитеза. Под «опредмечиванием» Гегельпонимал выход сознания наружу, приобретение ним предметной формы (например,инженер создал машину, художник произведение, парламент конституцию). Это творениестановится самостоятельным предметом (объектом) который начинае жить собственнойжизнью. При этом его жизнь может вступить в противоречие с замыслами творца(техника порождает проблемы, конституция, как оказывается, не удовлетворяетлюдей и тому подобное). Эта несовместимость логики субъекта и логики жизни объектаназиваеться «отчуждением». Следовательно, отчуждение — это такоеотношение субъекта и объекта, при котором субъект не видит себя в своём творении,отказывается признать его своим. Для Гегеля опредмечивание часто превращается вотчуждение по той причине, что сознание (идеальное), воплощаясь в предмет(материальное), отталкивает свое творение именно потому, что оно материально.То есть отчуждение принимает форму противостояния идеального и материального. Иэто отчуждение преодолевается благодаря осознанию идеей того, что материальноетворение является её инобытием (то есть её бытием в другой форме). Идея узнаётсебя в своему творении и примеряется к нему. Категория опредмечивания ипроизводное от неё отчуждение сыграли значительную роль в философии Фейербаха иМаркса.
2. В «Феноменологиидуха» субстанция виступает как субстанция-субъект. Под субстанцией Гегельи его предшественники Фихте и Шеллинг, понимали идею, которая развивается. Субстанция— это объективированные, преобразованные во что-то самостоятельное формы знания(искусство, религия, философия и др.). Но эти знания (субстанция) движутсявперед реальными людьми (субъектами), которые усваивают готовые формы и идут далее.В концепции субстанции (общественное знание) и субъекта (сознанию индивида)Гегель розвивает идею единства общественно-исторического и индивидуального субъекта,преодолевая робинзонаду (рассмотрение субъекта как отдельного индивида) предыдущейфилософии. Правда, это единство быстрее декларируется как общий принцип, которыйбазируется через конкретные формы. (Проблемы коммуникации и интерсубъективности,которые исследуют конкретные формы выхода за грани индивидуального субъекта, появилисьперед философией лишь в 20ст.)
3. «Феноменологиядуха» построена на принципе историзма. Философию 17 – 18 вв., предметом которойпреимущественно была природа, время и история, интересовали касательно. Вместоэтого в 19 в., когда предметам исследования становится культура, проблемиисторичности выходят на передний план. И это понятно, поскольку время не так важнодля природы, как для культуры. Время, историчность являются способомсуществования, постоянного самовоспроизведения культуры. Эта мысль в развёрнцтомвиде представлена впервые в философии Гегеля, для которой прошлое существует всовременном сознании как структурний элемент, как элемент и логическойперестройки. И поэтому для понимания современного знания (сознания) необходимоисследовать путь его исторического становлення. Благодаря «Феноменологиидуха» отдельное сознание поднялось к абсолютной идее, которая, собственно,и является предметом изучения философии Гегеля. Абсолютная идея (Бог) в своемразвитии преодолевает такие ступени: сначала она разворачивается в собственнойстихи — в чистом мышлении, следовательно переходит в природу, но природа как нематериальное, телесное отвечает сути и она создаёт сферу духа, то естьчеловеческую культуру, которая пребывает в историческом развитии. Следовательно,развитие идеи происходит по диалектической триаде — тезис (чистое мышление),антитезис (природа) и синтез (дух). Соответственно и система философии Гегеля распадаетсяна «Логику» как науку о чистом мышлении, «Философию природы»и «Философию духа». Согласно принципа тождественности мышления ибытие Гегель провозглашает логику учением не только о мышлении, но и о формахбытия, поскольку сущностью бытия является мышление. Предметом его логикистановятся категории. Но категории у Гегеля — это не априорные формы рассудкаКанта. Они являются общими понятиями ума, моментами в развитии абсолютной идеи.Развитие идеи по ступеням (категориям) — от наиболее абстрактных иодносторонних определений к конкретным и полным — составляет содержание логики.То есть Гегель пытался расположить все общие понятия в таком порядке, которыйотвечал бы логике развития любого знания. Самыми общими узловыми моментамиэтого порядка являются бытие, сущность и понятие. Действительно, любое познаниедредмета фиксирует в первую очередь его бытие (например, атом), дальше познаниепроникает в его сущность и формирует понятие (теорию атома). Потому логикаГегеля и распадается на три части — «Бытие», «Сущность» и «Понятие»Каждая из них, в свою очередь, также включает триаду. Например, «Бытие»делится на качество, количество, меру, которые опять же распадаются на триады.Благодаря этому предметом исследования «Логики» становится свыше 80общих понятий, каждое из которых переходит в следующие и охватывает предыдущие.В частности, в «Бытии» Гегель рассмотрел взаимосвязь, как категориикачества и количества, их переход в меру. В «Сущности» показано единствои взаимопроникновение противоположностей. «Понятие», как и всясиетема, построено на принципе отрицания. Переход количества в качество, взаимопроникновение(борьба) противоположностей и отрицание отрицания конуры вознесены в марксизмек рангу трех законов диалектики, которым пытались подчинить все явления мира. В«Логике» Гегеля оказалась гибкость понятий, их взаимозависимость,субординация по глубине проникновения в суть. Свою логику (как логику ума) онпротивопоставлял формальной логике Аристотеля, которую считал логикой рассудка.Попытка советских философов на основе «Логики» Гегеля, а также «Капитала»Маркса создать диалектическую логику, отличающуюся от традиционнойаристотелевской, оказалась бесплодной. И все же «Логика» Гегеля остаётсянепревзойденным образцом диалектики; разработанный им диалектический метод являетсяодним в из самых продуктивных в философии. Уязвимым аспектом диалектическилогика Гегеля является то, что она навязывает свою схему общих понятий(категорий) любому предмету. Она не выводит категории из развития предмета, а пытаетсяизвне привнести их в предмет. Логика, ограничивающая действительность, предстаёткак панлогизм. Однако не следует отрицать и положительной стороны диалектическойлогики. Именно благодаря ей общие понятия (необходимость и случайность,тождественность и отличие и др.) мыслятся во взаимосвязи, в переходах.Содержание этих понятий через их соотношение приобрело ту определенность,которая выскальзывала из рассудочного и будничного мышления.
4. «Философияприроды» Гегеля
«Философияприроды» Гегеля, невзирая на некоторые интересные идеи (о неразрывном единствематерии, пространства, времени и движения), является менее всего оригинальнымего произведением. Характерно, что великий диалектик отрицал развитие вприроде, считая, что материя лишь становится разнообразнее в пространстве.Значительно плоскостью является его философия духа, в которой Гегель рассмотрелэтапы развития духа, изложил сво взгляды на мораль, право, историю, религию,искусство. По всем этим проблемам он читал курсы лекций, которые после егосмерти опубликовали слушатели. У них блестяще продемонстрирована плодотворностьдиалектического метода. И хотя Гегель часто пренебрегал содержанием ради формы(втискивал материал в триады), но благодаря диалектике его философия сталаодним из определяющих творений в истории философии. Особенный интерессоставляет гегелевское понимание истории. История человечества, по его мнению,— это прогресс в познании свободы, а идеал исторического развития общества —достижение свободы для всех. В соответствии с этим Гегель разделил всемирнуюисторию на три периода: восточный, античный и германский. На Востоке человек,по его словам, еще не зрелый к свободе, потому там все рабы, за исключениемодного свободного – деспота; в античности часть общества поднялась к ищетсвободы, другая — рабы. Только в Европе в Новое время свобода распространиласьна всех. Образцом воплощения свободы считал немецкую монархию, что былоочевидным заигрыванием с существующей прусской политической системой.

5. ИдеиГегеля о государстве
В целомГегель, который в молодости увлекался идеями Французской революции, в зрелуюпору постепенно склонялся к консерватизму и реакции. Государство он толковал аквоплощение идей Бога и ума в мире. «Государство в себе и для себя являетсяэтической тотальностью, реализацией идеи свободы, абсолютной целью ума, самойреальной свободою». Такое понимание государства стало основойтоталитаризма: не государство существует ради граждан, а наоборот, граждане длягосударства. Концепция Гегеля абсолютизировала тотальность, ради которой онапренебрегала единичным, конкретным как несущественным. Другими словами, Гегельпросмотрел личность, как новый центр, вокруг которого организовываласьобщественная жизнь в Европе Нового времени. Концепция Гегеля была подданнойкритике его современниками и следующими философами, который указывал на такие ейвпечатлительные стороны, как панлогизм (Шлегель, Шлейермахер, Шопенгауэр, Кьеркегор),игнорирование конкретного человека, которого он отдал на съедение тотальности (Кьеркегор).Фейербах и Маркс критиковалиГегеля за идеализм, за некритическое восприятие, существующего в Пруссии социальногопорядка як «разумного».
Идеи Гегеля повлиялина формирование философии К. Маркса. В конце 19 начале 20 вв. они пережилиренессанс в неогегелианстве и чстично во Франкфуртской школе.

Заключение
В философииГегеля следует четко различать диалектический метод и систему, которыепротиворечат друг другу, находятся в противоречии, которое проявляется в такихмоментах:
1. Метод выходит изпризнания всеобщности развития. Система же отрицает всеобщее развитие,поскольку природа развивается лишь в пространстве, а не во времени. Система требуетограничения развития.
2. Метод основан напризнании всеобщности противоречия. Система же требует решения всех противоречийи установления непротиворечивого состояния.
3. Метод требуетсоответствия движения мысли состоянию, характерному для реальных процессов.Система же предусматривает конструирования связей из головы.
4. Метод требуетпостоянного превращения действительности, а система — неизменностисуществующего положения вещей.
Философскаятеория Гегеля оказала значительное влияние на всю философскую мысль. Послесмерти Гегеля в Германии возникли направления, которые выплывали из его ученияи развивали его идеи.

Список использованнойлитературы
1. Блинников Л.В.Великие философы. – М., 1998.
2. Философия: Курс лекций.– К., 1994
3. Щерба С.П.Філософія. – К., 2004.
4. Вступ дофілософії в конспектному вигляді. – К., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.