Реферат по предмету "Социология"


Законодательное регулирование патроната как формы семейного устройства детей-сирот

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Открытыйуниверситет ДВГУ
Специальностьсоциальная работа
Кафедрасоциальной работы
Законодательноерегулирование патроната как формы семейного устройства детей-сирот
Курсовая работа
Студентки курса
Специальности «Социальнаяработа»
Владивосток
2010

Содержание:
Введение
1 Понятие и сущность патроната
1.1 Историческая справка
1.2 Понятие патронатного воспитания
1.3 Отличие патронатного воспитания от других форм семейного устройствадетей-сирот
2 Организация патронатного воспитания
2.1 Построение новой модели работы органов опеки и попечительства
2.2 Мотивация и компетенция патронатного воспитателя
2.3 Критерии успешности и факторы риска
3 Правовая основа патроната
Заключение
Список литературы

Введение
В последние годы в Россиинаблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей.Например, в 2005г. их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишьнебольшое число этих детей (по некоторым данным, не более десяти процентов)остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся кявлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живыхродителях.
Всоответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временноили постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться втаком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемыегосударством (ст. 20 Конвенции о правах ребенка).
В России задачейгосударственной важности является создание условий для полноценногофизического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развитиядетей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельнойжизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинскойи педагогической помощи.
С принятием СК появиласьвозможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попеченияродителей, т.е. тех, которые прямо не указаны в ст.123 СК РФ, но могут бытьпредусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускаетсяиспользование различных известных ранее в практике способов устройствадетей-сирот (свободное воспитание и т.п.) при условии закрепления этих формустройства детей в законах субъектов РФ. Так, например, в СССР патронат наддетьми, оставшимися без попечения родителей, осуществлялся и предусматривалсякак довоенным союзным законодательством, так и нормативными актами военноговремени. Патронат над детьми был и в дореволюционной России.
 В настоящее время 60субъектов Российской Федерации приняли законы «Об организации работы по опеке ипопечительству», в которых предусмотрели возложение работы по опеке и попечительствув отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования.
Цель работы –рассмотреть особенности, принципы и виды патроната и выявить его отличия отдругих форм устройства детей, лишенных попечения родителей.
Задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие,основные задачи, принципы и виды патроната.
2. Показать отличие патронатаот других форм семейного устройства детей-сирот.
3. Показатьнеобходимость построения новой модели работы органов опеки и попечительства.
4. Рассмотреть требования,предъявляемые к патронатным воспитателям и их полномочия.
5. Раскрытьзаконодательное регулирование патроната как формы семейного устройствадетей-сирот.
6. Рассмотреть институтпередачи ребенка под патронат на примере Закона Приморского края от 10.05.2006г. N 357-КЗ «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, на патронат в Приморском крае».

1 Понятие и сущностьпатроната
1.1 Историческая справка
 Патронатное воспитание известно современ античности.
В России историяпризрения сирот начинается еще в период оформления феодального государства – с988 года. Издавна было принято брать детей-сирот в на воспитание в семьи.Прообраз патронатной семьи появился еще в 1768 году, когда Московскимопекунским советом признается лучшей мерой предупреждения детской смертности ввоспитательных домах передача их на воспитание в деревни за деньги. Екатерина II ввела понятие «патронат» (патронаж)в отношении сирот, что означало передачу детей для вскармливания в семью за 5рублей в месяц. Все дети-сироты зачислялись в ведомство Воспитательного Дома,который осуществлял опеку над ними в течение всей жизни. Часть детей,преимущественно слабых, воспитывалась непосредственно в Доме, большинство жепоступало в крестьянские семьи. Для наблюдения за жизнью детей в семьяхВоспитательный Дом выделял специальных врачей и надзирателей, живущих постояннов деревне. Плата на питание и содержание детей изменялась в зависимости отвозраста. Однако деньги породили так называемый «питомнический промысел», когдакрестьяне брали на воспитание сирот, практически не кормили их, эксплуатироваликак рабов, а деньги, которые государство платило на содержание детей,использовали на нужды хозяйства. На тот момент эта модель была признанаобщественностью «позорным промыслом, которая делает из ребенка раба иненавистника».[1]
Но и условиясодержания детей в воспитательных домах приводили к смерти детей от голода иплохого обращения. Поэтому в 1811-1837г. на уровне правительства издаются указыо передаче детей по деревням и сокращении числа сиротских учреждений. В начале XIX века только в Петербурге былозарегистрировано около 18 тысяч семей, в которых содержалось более 20 тысячдетей, лишившихся родительского попечения.[2] За это семьямвыплачивались деньги из казны.
Но и этотэксперимент не решил проблемы призрения сирот, и за счет частнойблаготворительности стали открываться учреждения общественного питания, но поддругим названием «приюты», «ясли».
После Октябрьскойреволюции 1917 года, все дети были объявлены государственными, а воспитательныйпроцесс был унифицирован. К середине 30-х годов детский дом был признан лучшимтипом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим идеямвоспитания детей того времени.
В XX веке развитие патронатноговоспитания шло быстрыми темпами с конца Второй Мировой войны. В 1943 годупатронатное воспитание было введено в законодательство. Был принят указНаркомпроса, регламентирующий данную форму помещения в семью при разграниченииответственности за ребенка между органом опеки, воспитателем и кровнымиродителями. 7 мая 1948 года Управлением лечебно-профилактической помощи детям Министерстваздравоохранения СССР были утверждены «Указания о порядке передачи детей навоспитание в семьи трудящихся».
За двапослевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрытьбольшие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле длягосударственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей.
В 60-х годахпо личному распоряжению Н.С.Хрущева профессиональная замещающая семьяпрекратила свое существование как форма решения проблемы сиротства в нашейстране практически до 90-х годов.
В 1994 году по инициативеМинистерства образования Российской Федерации и благотворительной организации «ХристианскаяСолидарность по Всему Миру» была создана рабочая группа, состоящая из специалистов(юристов, психологов, управленцев). Координация различных российскихспециалистов осуществлялась Центром Обучения и Исследований Проблем ДетскогоБлагосостояния (далее, Центром обучения), привлечение ведущих зарубежныхэкспертов в области семейного права, защиты детства и детского благосостоянияосуществлялась благотворительной организацией Христианская солидарность повсему миру (президент – член палаты Лордов Англии баронесса К. Кокс). Цельюрабочей группы стала разработка модели реформирования системы опеки ипопечительства в Российской Федерации на основе признания безусловной ценностисемьи, в первую очередь кровной, для воспитания ребенка. В 1994–1995гг.Министерство заключает ряд договоров с администрациями областей России, такими,как Калининградская область, Пермская область, Владимирская область, с цельюпроведения в этих регионах экспериментальной работы по новой модели.
За 1995–2000 гг. рабочаягруппа совместно с Московским комитетом образования и Минобразования,благотворительной организацией «Христианская солидарность по Всему Миру»провели 5 конференций и 10 рабочих семинаров для специалистов. Рабочая группаконтактировала и консультировалась с 80 российскими специалистами и с порядка150 управленцами из 10 Российских регионов. Рабочая группа изучила имеющийсязарубежный опыт, представленный специалистами Великобритании и США, результатыработы докладывались ежегодно на международных конференциях, таких какпроводимых ЮНИСЕФ, International Foster Care Organization, International ChildWelfare Forum, других.
В 1996г. в Центральномадминистративном округе г. Москвы Московским комитетом образования был открытдетский дом № 19 «Наша семья», на базе которого впервые в России началась ипроизводится апробация предлагаемой модели и патронатного воспитания. Работадетского дома продемонстрировала безусловный успех предлагаемых подходов. Всемьи патронатных воспитателей устраиваются практически все дети, направляемыев детский дом, производится возврат детей родителям. За 4 года устроено в семьи78 детей, возвращено в кровную семью – 20 детей, передано под опеку – 2 детей,на усыновление – 5 детей[3].
 Рабочая группа разработалатакже пакет рабочих материалов по планированию работы по защите прав ребенка,по оценке ребенка, находящегося на попечении, по работе с гражданами, желающимивзять ребенка на воспитание в семью, разработан весь пакет документов ореформировании государственных сиротских учреждений в службы по опеке ипопечительству, ряд других методических документов.
В 1998 –1999 гг.разрабатывается программа переподготовки кадров социальных работников длясистемы уполномоченных служб органов опеки и попечительства. В 1997г- 1998 гг.Московское бюро ЮНИСЕФ заключило договор с Центром обучения о созданииуникальной тренинговой программы, которая впервые в Российской Федерациипозволила бы подготовить работников, владеющих новым видением, убеждениями, навыкамии умениями, необходимыми для практической работы служб органов опеки ипопечительства. [4]
1.2 Понятие патронатноговоспитания
Патронат- это наиболее гибкая форма устройства, которая позволяетустроить в семью абсолютно любого ребенка. Ведь многие дети немогут быть усыновлены по чисто юридическим причинам, например, из-за отсутствиястатуса. Это не означает, что на патронат передаются только дети без такогостатуса. Патронатное воспитание было придумано именно затем, чтобыпрофессионально помогать любому ребенку в течение всего того времен, пока он неможет жить дома, вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствияу него документов. Ребенку нужна семья. У ребенка есть проблемы и ему нужнапомощь специалистов. Патронатное воспитание – это воспитание ребенка в семье, спомощью специалистов.
Это означает, что ссемьями, которые хотят взять детей, с самого начала работают профессионалы, психологи исоциальные педагоги, которые знают все о приемных детях, семьях, о возможныхтрудностях и о том, как с ними справляться. Люди, желающие взять ребенка всемью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понятьповедение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Социальныепедагоги и психологи беседуют с ними, помогая разобраться в собственных мотивахи чувствах, принять осознанное решение.
Всесторонняя помощь исотрудничество между воспитателями и службами детского дома дает возможностьустроить в семьи детей, которых иначе никогда бы не взяли. Это и подростки, ибратья и сестры, которых нельзя разлучать, и дети с психологическимиособенностями, и не совсем здоровые дети – все те группы детей, которыхусыновляют неохотно, боясь трудностей. В системе патронатного воспитания семья,взявшая такого ребенка, не останется один на один с трудностями, ей всегдапомогут и поддержат.
Патронатное воспитание – форма гибкая не только для детей, но и для будущихпатронатных семей. Ведь патронатными воспитателями могут статьлюди, которые никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями илиопекунами. Это одинокие женщины, пожилые супружеские пары, люди, не имевшиеопыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальнаяподготовка, подбор ребенка по психологической совместимости, профессиональнаяпомощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли,индивидуальный подход и минимум формализма, — все это придает людям уверенностьв собственных силах.
Патронатное воспитаниесуществует только при наличии службы,профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество»уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органомопеки и попечительства возложена работа по патронату.
Такая служба должна иметьнеобходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
 Работа по патронатному воспитанию включает в себя:
 — реабилитационно-воспитательнуюработу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социальноопасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства —от выявления до возврата родителям или усыновления;
— работу по отбору иподготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;
— технологиюсопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка напатронатное воспитание;
— технологию оценки,целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка сцелью сохранения семьи.
Данные технологииявляются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогическийпроцесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо изуказанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптацияребенка – не может быть достигнута.
Патронатное воспитание — это в первую очередь форма устройства детейв семью.
Принципиальным отличием этой формы устройства всемью от известныхформ устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей позащите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограниченыили не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства(уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
То есть патронатная семьяне является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законногопредставителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – ууполномоченной службы органа опеки и попечительства.
В какой мере и за чтоотвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатномвоспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законномупредставительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре опатронатном воспитании.
Уполномоченная служба(организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя)ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей,установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите правребенка.
Права ребенка,переданного на патронат, права и обязанности родителей (законныхпредставителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату,патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании всоответствии с действующим законодательством и планом по защите прав ребенка,издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).
Ребенок, переданный напатронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными длявоспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей.
План по защите правребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядкедолжен согласовываться с самим ребенком.
Договор о патронатномвоспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственностьсторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права иобязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы(организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.
Патронатный воспитательполучает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия изаработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.
Патронатным воспитателямпредоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вноситсязапись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяютквалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющийтрудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени икруглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений,характерных для труда надомников.
Таким образом, отношения,возникающие при помещении ребенка на патронатное воспитание, могут бытьотнесены к труду надомников,регулируемому гл. 49ТК РФ, а заключаемыйдоговор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором. Напериод отпуска патронатного воспитателя ребенок может направляться воздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во времяотпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании содним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.
Патронатное воспитание — первая в России форма именно профессиональной работына дому по воспитанию ребенка — социального сироты.
Контроль за условиями жизни и воспитанияребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой(организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
Посещения детей, переданных на патронат, проводятсяучреждением, предоставляющим патронат, в следующие сроки:
1)первое посещение — в течение первых четырех недель послепередачи ребенка на патронат;
2)второе посещение — не позднее трех месяцев после первогопосещения;
3)последующие посещения — не реже, чем один раз в полгода.[5]
Не реже 1 раза в годпроводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровьяребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, еговнешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыковсамообслуживания ребенка, отношений в семье. [6]
На основании зарубежногоопыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей,нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:[7]
Устройство на длительный срок.Ребенок устраивается в семьюфактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен попричинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешногоустройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатныхвоспитателей, как своих родителей.
Устройство с перспективой усыновления (подготовка кусыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенокюридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатноговоспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходитофициальное признание образовавшихся родственных связей.
Экстренное устройство на патронатное воспитание.Применяется в случаях, когда ребенокбыл срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказаноили не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовкик жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическимипроблемами). Размещение производится на срок до нахождения постояннойпатронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
Устройство детей-инвалидов.Перед изъятием такого ребенка изсемьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять.Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовыхвоспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
Устройство подростков для подготовки к самостоятельнойжизни.Задачи этого вида устройства специфические. За недолгий период донаступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, какправило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитательрассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательнаспециальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства.Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, длянекоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенкаперед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
Устройство на короткий период времени— (до полугода,либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на периодболезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на периодотпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходныедни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится посовокупности отработанных дней).
При любомвиде патронатного воспитания всегда присутствуют две основные функции патронатноговоспитания: родительская и профессиональная.
С одной стороны,патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку,вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любитребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.
С другой стороны,патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальныенавыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные передним задачи.
В различных случаяхразмещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, придолгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительскаяфункция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большеезначение приобретает профессиональная функция.
Таким образом, можноговорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скореепрофессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовкепатронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях.Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб,обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу ссамой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка.
Патронатноевоспитание — это целостная система, охватывающая всю совокупность отношенийребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системыавтоматически обеспечивает переход кпрофессионально выстроенной работе по опеке и попечительству спривлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройстваребенка и сопровождению ребенка и семьи.
Этимсоздаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплениюгражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социальногосиротства.
1.3 Отличие патронатноговоспитания от других форм
 
Существуетряд отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей навоспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):
1.Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещенына воспитание в семью:
— помещаютсядети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к.разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще нелишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
— появляетсявозможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих малошансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья исестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).
2.Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан,желающих взять ребенка на воспитание в семью:
— проводитсяпрофессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание;
— подборсемьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
— проводитсятренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей,дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
— возможностьдля воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.
 3. Профессиональноесопровождение семьи после принятия ребенка:
— разграничениеправ и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем ивозможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, нелишены родительских прав и не опасны);
— материальная,медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие видыподдержки;
— работа вкоманде, возможность общения в кругу единомышленников, расширение кругаобщения.
4. Форма патронатного устройства расширяет кругсемей, которые могут взять ребенка на воспитание:
— при опеке иусыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальныхкритериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи,жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз дляусыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальнойрегистрации брака и пр.).
— патронатнымивоспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но немогут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:
— семьи с небольшимофициальным доходом;
— с недостаточнойофициально оформленной жилплощадью;
— одинокие женщины илиженщины, состоящие в гражданском браке;
— пожилые или оченьмолодые люди.
— появляетсявозможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка,но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке,профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
— появляетсявозможность профессиональнойсамореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кторассматривает воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможностьофициально работать, не выходя из дома.
 5. Ребенок не теряетсвязь с кровной семьей:
— возможностьдля каждого ребенка поддержания отношений с кровными родителями (если они нелишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями,сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.
В настоящее время в семьюна патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.
Приоритет отдаетсявоспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. Втаких случаях ребенок отдается на краткосрочноеразмещение в семью патронатного воспитателя. Если послеустановленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка,он возвращается к своим родителям.
Если такой возможностинет, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях,когда нет надежды на восстановление кровной семьи и кровные родители могут бытьлишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатнымивоспитателями.
В соответствии свышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы поустройству ребенка в семью. [8]
Первое — это долгосрочное устройство, при которомпатронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладаниеродительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.
Второе — краткосрочное устройство, прикотором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период егожизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностикеосновных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли воспитателей).

2 Организацияпатронатного воспитания
2.1 Построение новоймодели работы органов опеки и попечительства
В 1994 году по инициативеМинистерства образования Российской Федерации и благотворительной организации«Христианская Солидарность по Всему Миру» была создана рабочая группа,состоящая из специалистов (юристов, психологов, управленцев). Координацияразличных российских специалистов осуществлялась Центром Обучения иИсследований Проблем Детского Благосостояния (далее, Центром обучения),привлечение ведущих зарубежных экспертов в области семейного права, защитыдетства и детского благосостояния осуществлялась благотворительной организациейХристианская солидарность по всему миру (президент – член палаты Лордов Англиибаронесса К. Кокс). Целью рабочей группы стала разработка модели реформированиясистемы опеки и попечительства в Российской Федерации на основе признаниябезусловной ценности семьи, в первую очередь кровной, для воспитания ребенка.
Основные принципыпостроения модели:
— семья – единственновозможное наилучшее место для нормальной жизни и развития ребенка.
— кровная семья лучше дляребенка, чем любая другая, основная работа должна проводиться по предотвращениюотобраний детей от родителей.
— уникальность каждогослучая предопределяет многообразие ситуаций, следовательно, необходима гибкаяформа помощи.
— патронатное воспитание– новая, более гибкая, чем другие форма устройства ребенка в семью и формаработы с проблемной семьей.
— воспитание брошенногоребенка – тяжелый социально – педагогический труд, который должен быть оплачен,необходима профессионализация труда воспитателей, берущих детей на воспитание всемью.
— партнерство – основнойпринцип взаимодействия всех сторон.
— профессионализациявоспитателей не означает наличие у них диплома, она означает способность ксамообучению при наличии стартовой подготовки и готовность быть партнеромпсихологам и педагогам.
— мобильность службы –первый залог успеха в работе с проблемной семьей и кандидатами в патронатныевоспитатели. Обюрокрачивание процедур несовместимо с личным подходом к каждомуребенку и семье.
Основные цели работы:
— перекрыть поток детей,направляемых в государственные учреждения органами опеки, иметь возможностьпоместить в семью любого ребенка, которому требуется и возможно устройство всемью, и на любой срок.
— вернуть детей домой илине допустить изъятие ребенка из кровной семьи путем социальной помощи на дому ина основе сотрудничества с родителями.
— реформировать работуорганов опеки на основе перепрофилирования детских домов (домов ребенка) вуполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечениянад ребенком.
Основные ожидаемые последствияот внедрения предлагаемой модели:
— меньшее количестводетей будет отбираться у родителей;
— те дети, которые навремя будут изыматься из семьи, смогут в нее вернуться;
— те дети, которым нельзябудет вернуться в семью, будут воспитываться другой семье;
— планирование попечениянад ребенком будет означать проведение периодической оценки состояния ребенка ипересмотр мер его государственной защиты, тем самым ребенок не сможет бытьотправлен в детский дом в младенчестве и забыт там до совершеннолетия;
— те сиротские учреждения, которые не будут перепрофилированы в службы органовопеки, перестанут получать детей и будут закрыты после выпуска имеющихся в нихдетей;
— в результате произойдетбольшая экономия бюджетных средств как при подсчете текущих расходов(содержание в семье дешевле содержания в учреждении за счет экономии на зданияхи коммунальных услугах), так при подсчете отдаленных последствий (высвобождениеплощадей, занимаемых детскими сиротскими учреждениями, сокращение потокапомещаемых в тюрьмы молодых людей).
2.2 Мотивация и компетенцияпатронатного воспитателя
Выявление истинноймотивации, по сути, эквивалентно определению шансов кандидата на успех. Этосправедливо для людей, которые хотят взять ребенка в семью, вне зависимости оттого, на какую форму устройства они его оформят.
В патронатных службахтакая работа ведется на протяжении всего периода подготовки кандидатов и, посути, направлена на самодиагностику кандидатов.
Мотивы можно разделить на3 группы: [9]
— желаниеизменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь большедетей, желание изменить половозрастной состав семьи, синдром «пустого гнезда»);
-самореализация(желание любить кого-то, профессиональная самореализация, экзистенциальныемотивы);
— общегуманистическиемотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливоеустройство общества и т. д.).
Все этигруппы содержат как мотивы, способствующие успеху в воспитании патронатногоребенка, так и мотивы, которые говорят о вероятном возникновении трудностей.
Позитивными, являютсяследующие мотивы:
— отсутствиесобственных детей, нереализованное материнство;
— желаниеиметь больше детей, не до конца реализованный родительский потенциал;
— потеряребенка;
— желаниеизменить структуру семьи (пол, возраст, «демографический баланс»);
— желаниескомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детствомпатронатного ребенка;
— повторениесемейной истории;
— привязанностьк конкретному ребенку;
— потребностьзаботиться о ком-либо;
— профессиональнаясамореализация;
— трудоустройство;
— экзистенциальныемотивы, связанные с поиском своего места в мире;
О возникновениитрудностей говорят негативные мотивы:
— стремлениеизменить статус семьи в глазах окружающих («стыдно быть бездетными»);
— желаниевоздействовать на ситуацию в семье, на кого-то из ее членов;
— страходиночества, пустого гнезда;
— желаниеисправить собственный неудачный родительский опыт (уязвленное самолюбие);
— желание спомощью ребенка решить собственные психологические проблемы;
— меркантильныесоображения;
— абстрактныесоображения.
Все мотивынеобходимо рассматривать в совокупности. Даже негативный мотив, сочетаясь снесколькими позитивными, может способствовать успеху. Чем большее разнообразиемотивов движет кандидатом в патронатные воспитатели, тем больше у него ресурсовдля преодоления возникающих трудностей. Достаточно сильная позитивная мотивацияможет сама по себе являться мощным ресурсом. Анализируя мотивы, по которым людихотят стать патронатными воспитателями, важно понять, исходят ли они от самойличности или навязаны окружением, обществом.
Патронатный воспитательне только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма вприменении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируетсяв России. Некоторые зарубежные специалисты подсчитали, что патронатныевоспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков. [10]
А для практическогоиспользования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пятьобластей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле. [11]
 Ребенок. (Понимание ребенка и способность обеспечить его потребности.Способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания).
— Понимание возрастныхособенностей ребенка, распознавание его потребностей.
— Умение понимать чувстваребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку.
— Реалистичныепредставления о ребенке и о семье, из которой он пришел и готовность принятьпрошлое ребенка и его самого таким, какой он есть.
— Понимание причинзадержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитыватьребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями.
— Понимание последствийжестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть этипоследствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокогообращения.
— Умение заботиться оздоровье, гигиене и питании ребенка.
— Понимание причинтрудного поведения ребенка.
— Умение устанавливатьграницы. Умение управлять поведением ребенка.
— Понимание особенностейсексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темыоткровенно.
Семья. (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособитьсемейную систему к задаче воспитания ребенка).
— Осознание неизбежностиизменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям.
— Понимание сильных ислабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить.
— Умение справляться скризисами.
— Понимание того, ребенкаиз какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять.
— Предпочтения ивозможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста.
— Способность обеспечитьбезопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение рискажестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя вситуациях, несущих риск.
— Умение сотрудничатьмежду собой в семье в деле воспитания ребенка.
Воспитатель. (Понимание воспитателем своих личностных особенностей исвоих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля итребований. Способность к профессиональному росту).
— Осознание своих уменийкак родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать.
— Умение отказаться отстереотипов.
— Способность понимать ипринимать других людей, уважение к различиям.
— Предпочтительные методыи приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умениенаказывать. Ненасильственное воспитание.
— Умение справляться сосвоими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умениесправляться с тяжелыми переживаниями.
— Умение соблюдатьконфиденциальность.
— Способность к обучению,саморазвитию.
— Умение обращаться ксобственному детскому опыту.
Другие люди. (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением винтересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).
— Умение говорить оребенке с окружающими.
— Умение отстаиватьинтересы ребенка и защищать его.
— Умение налаживатьсоциальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивностьобщения, готовность вовлечь в него ребенка.
Партнерство. (Пониманиесистемы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить иподдерживать партнерские отношения со службой сопровождения).
— Понимание прав иобязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а такжеособенностей патронатного воспитания.
— Умение строитьпартнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми.
— Готовность принеобходимости просить и принимать помощь.
— Понимание роли кровныхродителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношенийребенка с кровной семьей.
— Понимание неизбежностиконфликтов и умение их разрешать.
В процессе оценкикандидата в первую очередь выясняются мотивация, возможности и способностикандидата, устанавливается, каких навыков и знаний ему недостает, какуюинформацию ему необходимо предоставить. Желательно, чтобы в ходе оценочногопроцесса социальный работник и кандидат сотрудничали, выясняя вместе, по силамли кандидату задача.
2.3 Критерии успешности ифакторы риска
Анализ работы регионовпоказал, что, несмотря на некоторые различия условий жизни в регионах, быливыявлены следующие общие для всех закономерности в становлении патронатныхсемей. Можно выделить три основных периода. [12]
· Периодподготовки.
· Периодустановления отношений
· Период постоянногопроживания
В каждый периодпроисходит оценка кандидата и патронатного воспитателя по критериям успешностии фактора риска.
Периодподготовки можно разделить на несколько этапов.
1.Первый этап – первичное информирование населения. Работа происходит по несколькимнаправлениям.
1.1. На этапе первичногоинформирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов в патронатныевоспитатели, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оцениваетсвои шансы стать патронатным воспитателем:
— проблемы с алкоголемили наркотиками
-психическое нездоровье
-серьезные соматическиезаболевания
-криминальное прошлое инастоящее
-отсутствие российскогогражданства или соответствующей прописки
-недостаточная жилплощадь(отсутствие отдельного спального места и места для занятий и отдыха)
-несогласие одного изчленов семьи, проживающих вместе с кандидатом
-необходимость полученияработы в короткий срок.
1.2. Факторы риска (то,что не является объективными критериями, но необходимо прояснять):
Возрастной ценз. Нужениндивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависитот личности воспитателя и потребностей ребенка. Но в некоторых случаях факторомриска может быть большая или маленькая разница в возрасте между ребенком и патронатнымвоспитателем.
Ярко выраженныйрелигиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей. Навязываниесобственных религиозных убеждений и образа жизни может привести к подавлению иущемлению интересов и здоровью ребенка.
Одинокие мужчины могутвызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия. Этот мотив непросто выявить. Но в то же время не следует подозревать каждого обратившегося вслужбу мужчину. В таких случаях рекомендуется провести расширенный сборинформации – характеристики с места работы, беседы с родственниками изнакомыми.
Ярко выраженныйматериальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но приотсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализациивызывает сильные сомнения.
2.Второй этап подготовки – личные интервью (собеседование) и получение первичной информации оклиенте:
-возраст
-семейное положение
-жилищные условия
-профессия и род занятий
-информация о членахсемьи
-информация об образежизни
-пожелания к полу ивозрасту ребенка
-отношение членов семьи кпринятию ребенка.
-предпочтительный видпатронатного воспитания
-отношение к кровнымродственникам ребенка
2.1. Критерии успешности:
-позитивная мотивация(один из мотивов – помощь)
-поддержка членов семьи (значимогоокружения)
-серьезность намерений, иготовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения)
-близкие к реалистичнымпредставления кандидата
-гибкость кандидата
-готовность ксотрудничеству со службами детского дома
2.2. Факторы риска:
-неопределенная мотивация
-несогласие членов семьи
-формальное согласиечленов семьи
-нереалистичные ожидания
-непережитая психотравма
-инфантилизм, ярковыраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей,беспомощность в решении житейских проблем, коммуникативная беспомощность,витание в облаках)
-подозрение назависимости (алкоголизм, наркомания)
-неготовность ксотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами,самоуверенность.
2.3. Причины отказа всотрудничестве:
-явная неадекватность(немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы,нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам,резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями идалеко идущими выводами)
-ригидность, т.е.неспособность менять точку зрения, слышать собеседника
-отказ от сотрудничестваи обучения
-некритичность ксобственному воспитательскому опыту
3.Третий этап подготовки – наиболее эффективен тренинг или учебные занятие сэлементами тренинга. В случаях невозможности следует провести личную работу скандидатами.
3.1. Критерии успешности:
-усвоение информации
-активность в процессеподготовки
-понимание слабых исильных сторон себя и своей семьи
-понимание необходимостиобретения умений и навыков
-готовность меняться
-гибкость, вариативность,т.е. способность изобретать разные варианты решения одной и той же ситуации
-адекватное представлениео роли замещающего родителя
-готовность привлекатьсвой личный опыт, анализировать его и переосмыслять
-четкость представлений оребенке, об изменениях в образе жизни своей семьи
-готовность принять насебя ответственность.
3.2. Факторы риска:
-незаинтересованностьчленов семьи, непосещение ими занятий
-пассивность во времязанятий
-некритичное восприятиесобственной семьи, семейных представлений и традиций
-неспособностьсправляться со сложными ситуациями во время всего процесса
-устойчивое неприятиеигровой формы смены ролей, низкая спонтанность, т.е. способность быстропереключаться, представить себя в необычной роли, быстро встать на точку зрениядругого человека.
-непринятие ролизамещающего родителя
-полная неспособностьпринять прошлое ребенка и его привязанность к кровным родственникам.
Эти факторы не являютсяпричиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание приобследовании семьи.
3.3. Причины отказа всотрудничестве:
-непосещение занятий
-отказ от выполнениядомашних заданий
-яркое проявлениенеобучаемости, ригидности
-яркое проявлениеагрессивности к группе или ведущему.
4.Четвертый этап подготовки – обследование семьи (посещение семей, семейныеконсультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи икандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума).
4.1. Критерии успешности:
-заинтересованность всехчленов семьи
-реалистичныепредставления в оценке своей семьи и изменений, который внесет ребенок
-готовность изменитьуклад и условия жизни семьи
-открытость к контактам
-приемлемые жилищныеусловия
-положительный опытвоспитания собственных детей
-семейная история итрадиции (традиции воспитания чужих детей, открытость к контактам)
-устойчивость к стрессам
-способностьположительного видения ситуаций
-уважительное отношениечленов семьи друг ко другу, способность к принятию друг друга
-наличие поддерживающегосоциума
-присутствие домашнихживотных
4.2. Факторы риска:
-наличие табуированныхтем в семье
-подозрения на наличиезависимости (алкоголизм, наркомания).
-постоянная закрытость,недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы
-неготовность выделитьребенку личное пространство
-уклонение кого-то изчленов семьи от общения с сотрудником службы по устройству
-формальное отношениечленов семьи к домашнему опросу
-напряженные отношениямежду членами семьи (или с каким-то из членов)
-присутствие людей снепонятным семейным статусов, о котором не было ничего известно
-проявление неуважениямежду членами семьи
-подозрения нанестабильность отношений между супругами
Все эти факторынеобходимо прояснять вместе с семьей, используя разные средства диагностики.
4.3. Причины отказа всотрудничестве:
-несогласие членов семьи
-антисанитарные условия
-признаки зависимостей(алкоголизм, наркомания)
-отказ организоватьличное пространство для ребенка.

3 Правовая основапатроната
Такая форма,как «патронат» над детьми, в свое время была введена ПостановлениемСНК СССР от 23.01.1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без попеченияродителей», закреплялась в положениях Семейного кодекса Латвийской ССР,Узбекской ССР и означала передачу ребенка в семью на основании договора,заключаемого с органом опеки и попечительства. На сегодняшний день каждый изсубъектов РФ, закрепляющий в своем законодательстве положения о патронате,вкладывает в этот термин свое собственное значение. Так, согласно ЗаконуТамбовской области «Об опеке и попечительстве в Тамбовской области»,патронатная семья и приемная семья — одно и то же.
 Кровныеродители в определениях патроната присутствуют лишь в законах (проектах)Башкортостана, Калининградской области, Карелии, Москвы. А в документахАлтайского края, Курганской области, Республики Марий-Эл, Новгородской,Пермской, Самарской, Томской, и ряда других областей, участие кровных родителейпотеряно. Разграничение прав вводится между воспитателем и тем учреждением,которое отвечает за ребенка.[13]
В законах ряда субъектовустановлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
— полномочия по защитеимущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжатьсяпричитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее егосодержание);
— полномочия по представлениюинтересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении)родителей родительских прав;
— решение вопроса овыезде ребенка за пределы Российской Федерации.[14]
Эти вопросы остаются вкомпетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает заобеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Оннаделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию иоперацию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановомлечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельновоспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей.Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностейребенка и возможностей семьи.
Устройство ребенка напатронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем иребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений,вытекающих из законодательства Российской Федерации.
В случае переезда напостоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона(или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитаниирасторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контактапатронатной семьи и уполномоченной организации.
Рассмотрим институтпередачи ребенка под патронат на примере Закона Приморского края от 10.05.2006г. N 357-КЗ «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, на патронат в Приморском крае». Этот нормативный акт определяетпорядок и условия передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, на патронат в Приморском крае. Согласно этому закону, патронатный воспитатель — совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание ребенка присохранении за учреждением, предоставляющим патронат, функции опекуна(попечителя).
Лица, желающие статьпатронатными воспитателями, подают заявления в учреждение, предоставляющеепатронат. К заявлению прилагаются следующие документы:
1)краткая автобиография;
2)документ об образовании;
3)трудовая книжка;
4)копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги сместа жительства или копия документа, подтверждающего право собственности нажилое помещение;
5)копия свидетельства о браке (если состоят в нем);
6)медицинское заключение государственного или муниципальноголечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего статьпатронатным воспитателем;
7)справка из государственного или муниципального лечебно-профилактическогоучреждения об отсутствии у совместно проживающих членов семьи инфекционныхзаболеваний;
8)письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно скандидатом в патронатные воспитатели.
3. Наосновании документов, представленных кандидатом, учреждение готовит отзыв дляорганов опеки и попечительства о возможности лица стать патронатнымвоспитателем.
Патронатнымивоспитателями могут быть лица обоего пола, за исключением:
1)кровных родителей;
2) лиц,признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) лиц,лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
4) лиц,отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатноговоспитателя за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей;
5)бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
6)супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченнодееспособным;
7) лиц,которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитаниюребенка;
8) лиц,не имеющих на момент заключения договора о передаче на патронатное воспитаниепостоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающегоустановленным санитарным и техническим требованиям;
9) лиц,имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании судимость заумышленное преступление против жизни и здоровья граждан, либо лиц, члены семьикоторых имеют на момент заключения договора о патронатном воспитании судимостьза умышленное преступление против жизни или здоровья граждан и проживаютсовместно с ними.
Ребенок передается всемью патронатного воспитателя на основании договора о передаче ребенка в семьюпатронатного воспитателя, заключаемого между органом опеки и попечительства,учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание, и патронатнымвоспитателем. С патронатным воспитателем учреждение, передающее ребенка на патронатноевоспитание, заключает срочный трудовой договор.
Патронатные воспитателиобеспечивают:
созданиеи организацию оптимальных условий воспитания и содержания детей, переданных имна патронат/>, создание необходимых условий для получения ребенкомобразования, контроль за его успеваемостью и посещением ребенкомобщеобразовательного учреждения/>, заботу о его здоровье, физическом,психическом, духовном и нравственном развитии/>, уход за ребенком, систематическийпрофилактический осмотр врачами — узкими специалистами, лечение в соответствиис медицинскими рекомендациями/>, защиту ребенка от всех формфизического и психического насилия.
Патронатному воспитателюустанавливается оплата труда не ниже 14 разряда Единой тарифной сетки дляпедагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, из расчета одна ставка на трех детей. Заработу с каждым ребенком до трех лет или ребенком, имеющим недостатки вумственном или физическом развитии, к ней устанавливается доплата в размере 50процентов тарифной ставки. Размер оплаты труда каждого патронатного воспитателяустанавливается в договоре и учитывается в общем фонде оплаты труда учреждения.
Контроль за воспитанием исодержанием детей, переданных на патронат, проводится администрацией учрежденияв виде:
1)посещений детей, переданных на патронат, с целью проверки условий их воспитанияи содержания;
2)медицинских осмотров детей, переданных на патронат;
3)проверки использования патронатными воспитателями материальных средств,выделенных для воспитания и содержания детей, переданных на патронат.
Посещениядетей, переданных на патронат, проводятся учреждением, предоставляющимпатронат, в следующие сроки:
1)первое посещение — в течение первых четырех недель после передачи ребенка напатронат;
2)второе посещение — не позднее трех месяцев после первого посещения;
3) последующиепосещения — не реже, чем один раз в полгода.
С 1 сентября 2008 годавступил в силу Федеральный закон от24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в связи с этим меняетсяправовое положение патронатного воспитателя и учреждения.
Посколькуопекунами осиротевших детей, переданных в детские учреждения, являютсяадминистрации этих учреждений, в новом законе урегулированы их права и обязанности— в Семейном кодексе появилась новая 22-я глава. В ней четко прописано, чтогосударственные опекуны вправе осуществлять временную передачу детей в семьиграждан, постоянно проживающих на территории России на период каникул, выходныхили праздничных дней и т. п. Теперь гораздо проще организовать посещениеребенком гостевой семьи. Это позволит лучше познакомиться с ребенком и определитьсяс возможностью взять его в свою семью насовсем.
Меняетсяправовое положение патронатного воспитателя и учреждения. Ранее патронатныйвоспитатель обладал только ответственностью за жизнь и здоровье воспитанника и выполнялсвои функции на основании договора с детским домом, по сути являясь наемнымвоспитателем. Ребенок оставался воспитанником детского дома, и все права по распоряжениюего судьбой были у администрации учреждения. Ребенок считался устроенным в семью,и его можно было забрать у патронатных воспитателей в любой момент. Теперьпатронатный воспитатель становится соопекуном и полномочным представителемребенка: он волен определять процесс его воспитания и содержания, представлятьего интересы при лечении и при заключении под стражу. Ранее они этих прав не имели.Патронатные воспитатели получили право на предоставление им всех социальныхгарантий, которые есть у опекунов (единовременное пособие, ежемесячные выплатына содержание ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, другиельготы). При этом сохраняются выплаты за оказание услуг по воспитанию детей и трудовойстаж.

Заключение
патронатныйвоспитание дети сирота
Патронатное воспитание — это в первую очередь форма устройства детейв семью.
Принципиальным отличием этой формы устройства всемью от известныхформ устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей позащите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограниченыили не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства(уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
Можно выделить несколько видов патронатного воспитания:
Устройство на длительный срок, когда ребенок устраивается в семьюфактически до совершеннолетия.
Устройство с перспективой усыновления (подготовка кусыновлению).
 Экстренное устройство на патронатное воспитание.Размещение производится на срок донахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или довозвращения в кровную семью.
Устройство детей-инвалидов.
Устройство подростков для подготовки к самостоятельнойжизни.
Устройство на короткий период времени— (до полугода,либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на периодболезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на периодотпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходныедни, каникулы.
Существуетряд отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей навоспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):
1.Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещенына воспитание в семью.
2.Проводится предварительный профессиональный отбор иподготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью.
3.Осуществляетсяпрофессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка.
4.Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенкана воспитание.
5.Ребенок не теряет связь с кровной семьей.
С 1 сентября 2008 годавступил в силу Федеральный закон от24.04.2008 N 48-ФЗ „Об опеке и попечительстве», в связи с этим меняетсяправовое положение патронатного воспитателя и учреждения.
Меняется правовоеположение патронатного воспитателя и учреждения. Ранее патронатный воспитательобладал только ответственностью за жизнь и здоровье воспитанника и выполнялсвои функции на основании договора с детским домом. Теперь патронатныйвоспитатель становится соопекуном и полномочным представителем ребенка: он воленопределять процесс его воспитания и содержания, представлять его интересы прилечении и при заключении под стражу.

Список литературы
1. В помощьсоциальному педагогу: сборник статей. – Владивосток, 2001
2. Другие дети:социальный проект по профилактике сиротства /Электронный ресурс/ — Режимдоступа www.drugie-deti.ru
3. Закон Приморскогокрая от 10.05.2006 г. N 357-КЗ “О порядке передачи детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, на патронат в Приморском крае».
4. Из опыта работы регионов России по внедрению семейных формжизнеустройства детей-сирот: сборник ст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток,2001
5. Из опыта работы фонда «Данко» как службы сопровождения семьи: сборникст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток, 2002
6. К новой семье: проект содействия развитию семейных форм воспитаниядетей, оставшихся без попечения родителей /Электронный ресурс/ — Режим доступа www.innewfamily.ru
7. Общественнаяорганизация «Прикосновение»: Анализ законов о патронате /Электронный ресурс/-Режим доступа www.patronat-info.ru
8. Профилактика сиротства в России /Электронный ресурс/- Режим доступа www.sirotstvo.ru
9. Россия без сирот/Электронный ресурс/ — Режим доступа www.opekinfo.ru
10. Усыновление вРоссии: Интернет-проект Министерства образования и науки РФ /Электронныйресурс/ — Режим доступа www.usynowite.ru
11. Якушев А.В.Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций.- М.: «А-Приор», 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.