Реферат по предмету "Социология"


Досуг как результат рациональной организации жизни людей

Досуг как результат рациональной организации жизни людей
Рациональная организация жизни людей предполагает четкое функционированиеэкономики страны, состоящей из материального и «материального производства.В свою очередь, в каждом из этих блоков выделяются два сектора: производство материальных(нематериальных) благ и производство материальных (нематериальных) услуг. Блага- потребительские стоимости, услуга — полезные эффекты труда. Нематериальные благаи услуги — продукты и эффекты труда, не имеющие вещного характера: спектакли, концертыи т.д.
Социально-культурная сфера — составная часть экономики. Она включаетте виды деятельности, которые увеличивают совокупные фона потребления и характеризуютсяневещественным характером результатов труда. В ее состав входят: образование, здравоохранение,физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство. Отсюда иерархия построенияхозяйственной структуры общества с учетом места в ней культуры как его сферы выглядитследующим образом: материальное производство — нематериальное производство — социально-культурнаясфера — культура.
Как сфера человеческой деятельности культура характеризуетсяуникальностью, неповторимостью и невещественностью результатов труда, интегрируетсамую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой культураоказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества.Материально-техническая база культуры, а также уровень и масштабы потребных ресурсовзначительно отличаются от таковых в других отраслях материального производства.Результаты культуры проявляются в обществе не сразу, не мгновенно. Только через2-3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были вложены в культуру.
досуг клуб социальный культурный
В России в 1989 г. в сфере культуры было занято свыше миллионачеловек, в искусстве — 475 тыс. человек. По данным того же года, открывалось 115,2тыс. массовых библиотек, 100,4 тыс. клубов, 2013 музеев, включая филиалы, 506 профессиональныхтеатров.
Анализ этих и других данных свидетельствует о том, что с 1985 г. наметилась тенденция общего сокращения количества библиотек, с 1987 г. сокращается число клубных учреждений. Количество же театров и музеев возрастает. Однако качественныйанализ свидетельствует о том, что удельные показатели в расчете на определенноеколичество жителей с позиций оказания им культурных услуг все время сокращаются.
До начала реформ в России учреждения культуры располагали богатейшимнабором средств и способов воздействия на духовный мир человека. Сфера культурногостроительства располагала большим организационно сформированным общественным аппаратом,ориентированным на создание условий для рациональной организации досуга населения.
Сегодня досуг приобретает все более комфортный характер, обесценивающийсяразвитием технического прогресса: видеотехники, персональных компьютеров, кино ифотоаппаратуры. В итоге эта проблема приобретает новые грани, которые нельзя былоне учитывать при рассмотрении, роли и места учреждений культуры в организации досуганаселения.
Бесплатное для населения пользование библиотеками, сравнительнонизкий уровень цен на билеты в музеи, ориентация клубных учреждений на развитиекультурно-просветительной, пропагандистской, воспитательной и других форм работына добровольных началах с широким привлечением общественности породило отрицательноеотношение к деятельности учреждений культуры.
Хотя на самом деле бесплатная по форме (для каждого из нас) деятельностьклубов или библиотек не являлась такой по существу. Поскольку и лекции, и деятельностькружков, коллективов художественной самодеятельности, содержание библиотек и музеев- все это требовало немалых затрат различных ресурсов, средства на эти цели обществонаправляло из той части национального дохода, которая создавалась в виде прибавочногопродукта, но недополучаемая в виде заработной платы. Финансовые средства на содержаниеучреждений культуры и организацию их деятельности направлялись из государственногои профсоюзного бюджета. Количество выделенных средств можно считать адекватным масштабуработ, проводимых учреждениями культуры бесплатно для населения.
Поскольку в условиях бюджетного финансирования средства выделялисьв виде аванса до начала деятельности по культурному обслуживанию населения и в основномбыли направлены на содержание учреждений культуры, они практически не увязаны сконечными результатами. А это означает, что фактическое количество населения, котороебыло вовлечено в сферу деятельности учреждения культуры, может быть много меньше,чем предусматривалось плановым финансированием.
Вся история деятельности учреждений культуры показывает, чтокачество и эффективность их деятельности во многом зависят от состояния кадров,их профессиональной подготовки, интеллектуального потенциала населения.
Однако велика была сменяемость работников культурно-просветительныхучреждений, которая колебалась от 30 до 40 процентов. Из 100 работающих в учрежденияхкультуры 70% получали заработную плату менее 100 рублей, а средняя зарплата в отраслив конце |9Н5 года была чуть более 100 рублей.
Для изменения сложившейся ситуации жизнь диктовала необходимостьпойти по пути демонтажа ведомственной принадлежности культурно-просветительных учреждений,которая определялась, как правило, балансовой принадлежностью здания или сооружениятого или иного учреждения.
Так, из 76 тыс. клубных учреждений более 56 тыс. относились кГосударственным, т.к. их здания находятся на балансе местных Сове-Т01, остальныесчитаются учреждениями других ведомств (в основном профсоюзными) и соответственнофинансируются из разных источников. Источником бюджета государственных учрежденийопределен бюджет местных Советов, профсоюзных — профсоюзный бюджет.
Не последнее место в числе факторов размещения принадлежит расстояниюдо центров культуры и плотности их размещения. При выборе места размещения крупныхобъектов культуры недоучет фактора географии и развитости транспорта приводил кбольшим Социально-экономическим потерям. Построив Дом культуры в новом районе крупногогорода, вдали от магистральных транспортных коммуникаций, можно потерять посетителей.Практически предельным расстоянием является удаленность, равная 40 — 60 минутампути. Это означает, что в условиях хороших дорог и развитого транспорта человекунеобходимо преодолевать 30-40 км, чтобы побывать в учреждении культуры.
Практически до конца 80-х годов решающее влияние на размещениеобъектов культуры оказали социально-экономические факторы. В результате до сих порв РФ насчитываются тысячи населенных пунктов с численностью жителей до 500 человек,которые не имели; клубных учреждений, промышленные города с населением свыше 100тыс. человек, не имеющие парков культуры и отдыха.
Весьма объективным является другой экономический фактор — суммазатрат на развитие учреждений культуры. „Развернуть одни учреждения можно присравнительно малых капитальных затратах либо вовсе без них, приспосабливая старыездания или их часть для этой пели“.
На полном государственном обеспечении можно было бы оставитьв качестве базовых районные и городские дома культуры, библиотеки и музеи, с последующимпреобразованием их в государственные или общественно-государственные региональныецентры культуры.
Учитывая это, учреждения культуры должны функционировать в свободноевремя, ибо полная реализация свободного времени, однако, и невозможна и нежелательна.Она противоречит тому идеалу досуга, который достаточно прочно сохраняется нашейкультурой, — идеалу естественного, органичного, эмоционально-вовлеченного развертываниядеятельности. Какие-то части досуга или какие-то аспекты его должны избежать рационализации.В противном случае досуг ничем не будет отличаться от работы. Наряду с тенденциейрационализировать время намечается и усиливается другая, в известной мере противоположнаяей тенденция, которую можно назвать „романтизацией“ досуга. Романтическаяустановка на досуг предполагает частичный отказ от его планирования, экономии, уплотнения,объективной оценки качества. Она выступает как установка на максимальную полнотусегодняшнего, сиюминутного существования, которое характерно, для жизни в отпуске,на курорте, для праздника, пребывания в театре или кино.
Сегодня людей остро волнуют пути экономической реформы, перспективымежнациональных отношений, состояние окружающей среды, рост преступности и т.д.И все же умонастроение, душевное состояние каждого человека, а значит, во многоми уровень социальной напряженности в обществе определяются не только этими крупномасштабнымипроблемами, но и тем, как максимально с пользой использовать досуг.
В сфере досуга все вышеуказанные проблемы приобретают особо острыйхарактер, здесь возникают многие процессы, связанные с активной общественной и творческойдеятельностью, потреблением ценностей духовной культуры, интеллектуальным и физическимформированием личности. Сегодня, с одной стороны, создаются объективные условиядля выбора формы и рационального использования досуга; с другой — понижение платежеспособностинаселения и стремление обеспечить сносное существование значительно снижают количествокультурных контактов в сфере досуга.
Развитие личности непосредственно связано с преодолением рядаотрицательных явлений в быту, в организации медицинского обслуживания, торговлии других форм бытовых услуг населению. Досуг может считаться общественным богатствомтолько тогда, когда он используется в интересах всестороннего развития человека,его способностей и тем самым для умножения материального и духовного потенциалавсего общества.
Одним из существенных критериев выступает духовный потенциалОбщества, совершенствование всех сторон деловой и творческой жизнедеятельности человекастановится объективной социальной потребностью.
Реформы экономики предполагают, кроме профессионального отношенияк делу, изменения отношения к собственности, творческое овладение современными орудиямии средствами производства, высокоэффективной технологией.
Безусловно, наше общество коренным образом изменилось в духовном,нравственном и психологическом плане. Из псевдоединогласного оно превратилось вдумающее общество. Реформы в сфере досуга — это информационный взрыв, осуществляемыйдемократическими средствами. Появилось огромное число зарегистрированных и незарегистрированныхгазет, журналов, различных изданий, радиостанций, телевизионных трансляторов.
Согласно проведенным социологическим исследованиям, только запоследние пять лет сокращение суточного фонда досугового времени за счет сокращениянерациональных затрат времени в сфере быта составил около 1,3 часа на одного человека.Теперь оно составляет в среднем на одного трудящегося в городе 1 — 2 часа в день,на селе 1,5 часа, или соответственно в неделю 15 — 25 и 10 — 15 часов. Этосоздает объективные трудности для деятельности учреждений культуры в современныйпериод.
Новые общественные организации и деловые круги имеют реальныеусловия для того, чтобы значительно повысить свою активность в рациональной организациидосуга человека, способствуя этим не только восстановлению его работоспособности,но и выхождению в рыночные отношения, новые нравственные принципы.Клубные учреждения
Современные клубные образования (государственные учреждения,общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) — это социально-культурныеинституты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в областиорганизации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворенияобщественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творческихмногообразных форм досуговой активности людей.
На практике клубные учреждения часто ассоциируются с бом. Междутем еще задолго до революции понятие „клуб“ означало свободную от какого-либопринудительного регламента, самодеятельную и самоуправляющуюся социально-культурнуюорганизацию граждан, объединившихся на основе общности основных потребностей и интересов.Однако в 20-е гг. понятие „клуб“ и „клубное учреждение“ былиотождествлены. Это произошло на волне захлестнувших клубную сеть административныхкомандных методов управления, прочно утвердившейся субъектной и объектной моделиорганизации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские,общественные организации существовать уже не могли.
Клуб всегда был и остается социально-культурным институтом, центромдосуговой деятельности. Как добровольно объединяющаяся общность людей, клуб можетприобрести статус тождественной организации, статус юридического лица. В таком смыслеон относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то жевремя любому малому предприятию.
Таким образом, клуб в широком понимании — это государственноеили общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, котораяимеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основесовместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединенияграждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается вразвитии социальной активности и творческого потенциала населения, формированиикультурных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха,создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личностив сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством,клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершенияразличного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществления деятельности:отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета вбанковских учреждениях, цифровую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступатьв качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания иучаствовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досуговогохарактера.
Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческиестудии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и техническоготворчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе иассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективногоподряда.
Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могутбыть любые социальные институты и общности, сферы народного образования, искусства,спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие, совместные и малые предприятияи объединения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественныеорганизации, фонды и движения, а также отдельные частные лица.
Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы потерриториальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета,предоставляют устав клуба, разработанный в соответствии со сложившейся уставнойпрактикой и принятый решением общего собрания коллектива сотрудников клуба или собраниемграждан, желающих учредить клуб. Муниципальные органы вправе отказать учредителямв регистрации устава лишь в случае его противоречия Конституции и действующему наее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клубаего функциональному назначению.
Клуб считается созданным с момента регистрации устава, которыйявляется основным документом, регулирующим его деятельность.
Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им действующегозаконодательства осуществляют государственные органы, зарегистрировавшие устав.
Следует учитывать и возможность организации смешанных государственно-кооперативныхпредприятий и объединений культурно-досугового, клубного типа. Здесь не может бытьзастывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика диктует и направляетэти процессы.
Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут действоватькак самостоятельно, так и при государственных, кооперативных, общественных организациях,предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организацией-учредителемклубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурныхкомплексов в составе основной структурной единицы, рядового подразделения творческогоформирования, а также других структурных единиц комплекса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.