Реферат по предмету "Разное"


Ак­ту­аль­ная пси­хо­ло­гия: сно­ви­де­ния – путь духов­но­го раз­ви­тия

Ак­ту­аль­ная пси­хо­ло­гия: сно­ви­де­ния – путь духов­но­го раз­ви­тия. СТРАН­НИК ПСИ­ХО­ЛО­ГИЯ СНО­ВИ­ДЕ­НИЙ ОСОЗ­НАН­НОЕ СНО­ВИ­ДЕ­НИЕ Всем сновидящим посвящается!Та­ко­го глу­бо­ко­го, все­сто­рон­не­го и об­шир­но­го по­ни­ма­ния сно­ви­де­ний, ка­кое пред­став­ле­но в этой ра­бо­те, чи­та­тель не най­дёт ни в оте­че­ст­вен­ной, ни во всей ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре! Оно да­ле­ко пре­вос­хо­дит ис­сле­до­ва­ния и кон­цеп­ции не толь­ко та­ких ве­ли­ких учё­ных, как З. Фрейд и К. Юнг, но да­же и мно­гих из­вест­ных мис­ти­ков. Кни­га от­ве­ча­ет на очень мно­гие во­про­сы: Что та­кое сно­ви­де­ния? По­че­му они снят­ся? Как их ана­ли­зи­ро­вать и оп­ре­де­лять по ним бу­ду­щие со­бы­тия и со­стоя­ния соз­на­ния? И мно­гие др. Те­рен­тий Ле­о­ни­до­вич Смир­нов – прак­ти­че­ский пси­хо­лог, спе­циа­лист в об­лас­ти из­ме­нён­ных со­стоя­ний соз­на­ния и про­блем ду­хов­но­го по­ис­ка в дан­ной ра­бо­те пред­став­ля­ет свою ори­ги­наль­ную тео­рию сно­ви­де­ний. Че­ло­ве­че­ское соз­на­ние уст­рое­но так, что ме­ж­ду «ноч­ным» и «днев­ным» су­ще­ст­во­ва­ни­ем воз­двиг­нут плот­ный, поч­ти не­одо­ли­мый барь­ер, не­про­хо­ди­мая гра­ни­ца, за ко­то­рой про­сти­ра­ет­ся за­прет­ная зо­на… Но ав­то­ру этой кни­ги в ро­ли стал­ке­ра уда­лось не толь­ко пре­одо­леть этот барь­ер, не толь­ко за­гля­нуть в за­прет­ную зо­ну, но и под­роб­но рас­смот­реть и опи­сать те тай­ны, ко­то­рые там скры­ва­ют­ся. Эта об­ласть по­зна­ния хра­нит о те­бе, чи­та­тель, не­что со­кро­вен­ное, важ­ное, зна­чи­тель­ное, не­ред­ко да­же са­мое глав­ное!Кни­га, бес­спор­но, бу­дет ин­те­рес­на не толь­ко мас­со­во­му чи­та­те­лю, но и че­ло­ве­ку уже хо­ро­шо зна­ко­мо­му с те­ма­ми по­пу­ляр­ной пси­хо­ло­гии, эзо­те­ри­ки, ма­гии и ре­ли­гии.1 А так­же ока­жет­ся весь­ма по­лез­ной про­фес­сио­на­лам – пси­хо­те­ра­пев­там, пси­хи­ат­рам и пси­хо­ло­гам. СО­ДЕР­ЖА­НИЕ Часть 1. ПСИ­ХО­ЛО­ГИЯ СНО­ВИ­ДЕ­НИЙ Вве­де­ние Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния на­уч­но­го ин­те­ре­са к сно­ви­де­ни­ям (крат­кий об­зор) Оп­ре­де­ле­ния Функ­ции сно­ви­де­ний Ти­по­ло­гия сно­ви­де­ний (крат­ко) Свой­ст­ва сно­ви­де­ний Ин­тел­лек­ту­аль­ная функ­ция сно­ви­де­ний Эф­фек­ты сно­ви­де­ний Пси­хо­ло­гия сно­ви­де­ний Ме­то­ды прак­ти­че­ской ра­бо­ты со сно­ви­де­ния­ми Пре­иму­ще­ст­ва ра­бо­ты со сно­ви­де­ния­ми Стал­кинг сно­ви­де­ний: об­ра­зы Ин­тер­пре­та­ция (ана­лиз) сно­ви­де­ния Эс­ха­то­ло­ги­че­ская функ­ция сно­ви­де­ний Ин­ди­ви­ду­аль­ная, ду­хов­ная ра­бо­та со сна­ми Об­щие пер­спек­ти­вы и воз­мож­но­сти прак­ти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния сно­ви­де­ний Ре­зю­ме^ Часть 2. ЭЗО­ТЕ­РИ­ЧЕ­СКАЯ ФУНК­ЦИЯ СНО­ВИ­ДЕ­НИЙ: ОСОЗ­НАН­НОЕ СНО­ВИ­ДЕ­НИЕ Вве­де­ние в те­му ду­хов­но­сти Фраг­мен­ты тео­рии лич­но­сти Осоз­нан­ное сно­ви­де­ние Ка­че­ст­ва и свой­ст­ва осоз­нан­ных сно­ви­де­ний Фи­ло­со­фия осоз­нан­но­го сно­ви­де­ния «Бо­ди» - пси­хи­че­ский че­ло­век – от­кры­тие ду­ши! Пу­те­ше­ст­вие соз­на­ния Эзо­те­ри­че­ская функ­ция сно­ви­де­ний (ду­хов­ность, бес­смер­тие, смысл жиз­ни) Сно­ви­де­ния – путь ду­хов­но­го раз­ви­тия! Сно­ви­де­ния – по­ка­за­тель ка­че­ст­ва жиз­ни! Ма­ги­че­ское сно­ви­де­ние Ак­ту­аль­ная пси­хо­ло­гия и ре­ли­гия: син­тез! Биб­лио­гра­фия   От ав­то­ра: По­яв­ле­нию этой кни­ги я по стран­но­му сте­че­нию об­стоя­тельств во мно­гом обя­зан сра­зу двум Алек­се­ям – Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу Жар­ко­ву и Алек­сею Дмит­рие­ви­чу Ани­си­мо­ву. Алек­сей Жар­ков – биз­нес­мен, мис­тик, пу­те­ше­ст­вен­ник, мас­тер стал­кин­га - ве­ли­ко­леп­ный ор­га­ни­за­тор, мас­тер об­ще­ния и ком­му­ни­ка­ций, уни­каль­ный че­ло­век, спо­соб­ный управ­лять энер­ги­ей вре­ме­ни, сжи­мать и раз­дви­гать раз­лич­ные вре­мен­ные из­ме­ре­ния. Я не­од­но­крат­но с удив­ле­ни­ем на­блю­дал, как во­круг всех вы­ве­рен­ных и точ­ных дей­ст­вий Алек­сея об­ра­зу­ют­ся энер­ге­ти­че­ские во­рон­ки и как раз­роз­нен­ные вих­ри строй­но и по­слуш­но вы­страи­ва­ют­ся в один еди­ный плот­ный и це­ло­ст­ный по­ток его соз­на­ния. Алек­сей пу­те­ше­ст­во­вал в труд­но­дос­туп­ные мо­на­сты­ри Ин­дии, Ти­бе­та и ве­ли­кой Афон­ской Го­ры (Гре­ция) и при­об­щал­ся тай­нам мис­ти­че­ско­го по­зна­ния ме­ст­ных мо­на­хов. Имен­но этот че­ло­век и про­де­мон­ст­ри­ро­вал мне очень кон­крет­но и на­гляд­но, как про­яв­ля­ет­ся вез­де­су­щий бо­же­ст­вен­ный Дух. Дух, чу­дес­но дей­ст­вую­щий на бла­го дру­гих, и в нём, и че­рез не­го… Вто­рой Алек­сей – Алек­сей Дмит­рие­вич Ани­си­мов, ге­ни­аль­ный сно­ви­дя­щий, мно­гие го­ды по­ка­зы­вал мне, на­сколь­ко та­лант­ли­вы­ми и про­ник­но­вен­ны­ми мо­гут быть «обык­но­вен­ные» сно­ви­де­ния. Имен­но сно­ви­де­ния это­го «вто­ро­го» Алек­сея зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ли моё по­ни­ма­ние фе­но­ме­на ноч­ной пси­хи­ки и спо­соб­ст­во­ва­ли соз­да­нию це­ло­ст­ной тео­рии сно­ви­де­ний. Дол­гих лет жиз­ни, бла­го­по­лу­чия, ус­пе­ха, а так­же ис­пол­не­ния со­кро­вен­ных же­ла­ний двум Алек­се­ям – «лю­дям божь­им»!Со­всем не ме­нее ис­крен­ние по­же­ла­ния и от­дель­ную го­ря­чую, сер­деч­ную бла­го­дар­ность вы­ра­жаю ОБ­РАЗ­ЦО­ВУ НИ­КО­ЛАЮ ВА­СИЛЬ­Е­ВИ­ЧУ за бес­ко­ры­ст­ную по­мощь и про­фес­сио­наль­ную ли­те­ра­тур­ную под­держ­ку мо­ей кни­ги!  ^ Часть 1. ПСИ­ХО­ЛО­ГИЯ СНО­ВИ­ДЕ­НИЙ ВВЕ­ДЕ­НИЕ «Соз­на­ние», «пси­хи­ка», «бес­соз­на­тель­ное» - про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся гла­вен­ст­вую­щи­ми, все­об­щи­ми и до сих пор за­га­доч­ны­ми ка­те­го­рия­ми в на­уч­ном изу­че­нии че­ло­ве­че­ской лич­но­сти. Сно­ви­де­ния в пси­хо­ло­гии, как пси­хи­че­ский фе­но­мен, ка­жут­ся ещё бо­лее та­ин­ст­вен­ны­ми свой­ст­ва­ми че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки. Это про­ис­хо­дит от­час­ти вслед­ст­вие ма­ло­дос­туп­но­сти и труд­но­сти изу­че­ния это­го яв­ле­ния (слож­ность на­блю­де­ния, по­ста­нов­ки и про­ве­де­ния ла­бо­ра­тор­ных экс­пе­ри­мен­тов, про­бле­ма до­ка­за­тель­но­сти тео­рии). И час­тич­но в свя­зи с тем, что учё­ные, ис­сле­до­ва­те­ли сна под­хо­дят к этой те­ме с раз­лич­ны­ми, за­час­тую, из­на­чаль­но про­ти­во­ре­чи­вы­ми кри­те­рия­ми, ус­та­нов­ка­ми, фи­ло­соф­ски­ми, на­уч­ны­ми кон­цеп­ция­ми и ми­ро­воз­зре­ния­ми. Это всё бо­лее за­пу­ты­ва­ет во­прос. Сно­ви­де­ния име­ют мно­го об­ще­го с та­ки­ми пси­хи­че­ски­ми яв­ле­ния­ми, как гал­лю­ци­на­ции, ил­лю­зии, ви­де­ния, во­об­ра­же­ние, фан­та­зии, гип­но­ти­че­ские, оней­ро­ид­ные и дру­гие из­ме­нён­ные со­стоя­ния соз­на­ния. А это по­зво­ля­ет пред­по­ло­жить су­ще­ст­во­ва­ние не­ко­го еди­но­го ме­ха­низ­ма воз­ник­но­ве­ния по­доб­ных фе­но­ме­нов. Оче­вид­но то, что сно­ви­де­ния свя­за­ны с ра­бо­той и про­яв­ле­ни­ем и соз­на­ния, и пси­хи­ки че­ло­ве­ка в це­лом. А, сле­до­ва­тель­но, бо­лее глу­бо­кое, об­стоя­тель­ное, а глав­ное - пра­виль­ное изу­че­ние снов по­мо­жет ис­сле­до­ва­те­лю об­на­ру­жить суть и ос­но­во­по­ла­гаю­щие прин­ци­пы функ­цио­ни­ро­ва­ния соз­на­ния - по су­ще­ст­ву по­дой­ти к от­кры­тию важ­ней­шей тай­ны и за­гад­ки че­ло­ве­че­ской эк­зи­стен­ции в ми­ре. К об­стоя­тель­но­му изу­че­нию сно­ви­де­ний об­ра­ща­лись мно­гие ве­ли­кие учё­ные с ми­ро­вым име­нем. Сре­ди них, в пер­вую оче­редь, ко­неч­но, сле­ду­ет упо­мя­нуть З. Фрей­да и К. Юн­га. Что же ка­са­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но этих имён, то есть все ос­но­ва­ния ут­вер­ждать об­рат­ное: эти ис­сле­до­ва­те­ли ста­ли круп­ны­ми ве­ли­ки­ми учё­ны­ми как раз вслед­ст­вие то­го, что од­ни­ми из пер­вых про­яви­ли серь­ёз­ный на­уч­ный ин­те­рес к дан­ной те­ме. Та­ким об­ра­зом, изу­че­ние и ис­сле­до­ва­ние ноч­ной пси­хи­че­ской сто­ро­ны жиз­ни че­ло­ве­ка ос­та­ёт­ся ак­ту­аль­ным и по на­стоя­щее вре­мя. Уже на­ко­п­ле­но дос­та­точ­но мно­го идей и пред­по­ло­же­ний от­но­си­тель­но при­чин воз­ник­но­ве­ния и са­мой пси­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции сно­ви­де­ний. Но боль­шин­ст­во из них по-преж­не­му яв­ля­ет­ся ма­ло­до­ка­за­тель­ным и не­убе­ди­тель­ным, а ча­ще - не яс­ным, ту­ман­ным и про­ти­во­ре­чи­вым по су­ти. Со­вре­мен­ные на­уч­ные тео­рии со­всем не про­ли­ва­ют до­пол­ни­тель­ный свет на про­бле­ма­ти­ку при­ро­ды сно­ви­де­ний. Еди­ной, все­об­щей, строй­ной, об­ще­при­знан­ной кон­цеп­ции снов до сих пор не су­ще­ст­ву­ет (как не су­ще­ст­ву­ет, впро­чем, и еди­ной пси­хо­ло­ги­че­ской тео­рии лич­но­сти и соз­на­ния)! И по­это­му про­бле­ма на­уч­ных под­хо­дов к изу­че­нию сно­ви­де­ний, а рав­но соз­да­ние со­от­вет­ст­вую­щей мо­де­ли соз­на­ния ос­та­ёт­ся от­кры­той.^ ИС­ТО­РИЯ ВОЗ­НИК­НО­ВЕ­НИЯ НА­УЧ­НО­ГО ИН­ТЕ­РЕ­СА К СНО­ВИ­ДЕ­НИ­ЯМ (КРАТ­КИЙ ОБ­ЗОР) До­на­уч­ный пе­ри­од ин­те­ре­са че­ло­ве­ка к сно­ви­де­ни­ям име­ет дли­тель­ную ис­то­рию. Соб­ст­вен­но, сколь­ко пре­бы­ва­ет на­ша ци­ви­ли­за­ция на зем­ле, столь­ко и су­ще­ст­ву­ет этот ин­те­рес. Од­на­ко сно­вид­ная те­ма­ти­ка это­го дол­го­го ис­то­ри­че­ско­го эта­па оку­та­на пе­ле­ной тай­ны и мис­ти­ки. Она в боль­шей сте­пе­ни свя­за­на с суе­ве­рия­ми, при­ме­та­ми, язы­че­ски­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми куль­та­ми, ве­рой в ду­хов, бо­же­ст­вен­ные от­кро­ве­ния и со­об­ще­ния умер­ших пред­ков с «то­го све­та». Как по­ка­зы­ва­ют со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния, у так на­зы­вае­мых при­ми­тив­ных, пер­во­быт­ных на­ро­дов и со­об­ществ со­дер­жа­ние сно­ви­де­ний име­ло и име­ет пер­во­сте­пен­ную важ­ность и слу­жит ос­но­во­по­ла­гаю­щим ори­ен­ти­ром в по­ве­де­нии, от­но­ше­нии с при­ро­дой и ме­ж­ду людь­ми, в по­все­днев­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти (охо­та, ры­бал­ка, вы­бор мес­та жи­лья и т. д.). Ис­сле­до­ва­ния древ­них еги­пет­ских, ти­бет­ских, ин­дий­ских, ки­тай­ских куль­тов, ми­фов, а так­же со­вре­мен­ных бы­то­вых ус­ло­вий жиз­ни ин­дей­ских пле­мён, та­ких, на­при­мер, как Аг­ва­ру­на (сев. Пе­ру), Ашан­ти (центр, обл. Га­ны), Бер­ти (Су­дан), Ву­ду (Ка­ри­бы), Зу­лу (юг Аф­ри­ки), се­нои (Ма­лай­зия), ин­дей­цев на­ва­хо, юма, иро­ке­зы (Аме­ри­ка), ко­рен­ных ша­ман­ских по­се­ле­ний Азии, Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка - по­зво­ля­ют обоб­щить столь раз­но­об­раз­ный кол­лек­тив­ный опыт все­го лишь в од­ну фор­му­ли­ров­ку: В сно­ви­де­ни­ях ду­ша че­ло­ве­ка по­ки­да­ет те­ло и пу­те­ше­ст­ву­ет в не­ком не­ма­те­ри­аль­ном про­стран­ст­ве. Она мо­жет встре­чать­ся с ду­ша­ми дру­гих лю­дей, а так­же по­лу­чать ин­фор­ма­цию и при­ни­мать опыт от умер­ших пред­ков, ге­ро­ев и ду­хов... Для не­ко­то­рых пле­мён сны пред­став­ля­ют со­бой та­кую же ре­аль­ность, как и днев­ная явь. Не сто­ит от­но­сить­ся к та­кой «тео­рии» скеп­ти­че­ски. Она за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния и уг­луб­лен­но­го рас­смот­ре­ния. При всей раз­но­сти куль­тур, пред­став­ле­ний о ми­ре, ус­ло­вий жиз­ни и бы­та и уров­ня раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ций - и са­мые древ­ние, и про­шлые, и со­вре­мен­ные на­род­но­сти стре­мят­ся вы­ра­зить не­кую еди­ную, кол­лек­тив­ную, все­об­щую ис­ти­ну о ми­ре и че­ло­ве­ке. Сно­ви­де­ния не­сут со­бой го­раз­до бо­лее глу­бо­кую жиз­нен­ную муд­рость и фи­ло­со­фию, чем это при­ня­то счи­тать в со­вре­мен­ной нау­ке. Да и са­мо при­ла­га­тель­ное «от­ста­лые» или «при­ми­тив­ные» на­ро­ды при­ме­ни­тель­но, ко­неч­но, не к внеш­ним дос­ти­же­ни­ям на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а к внут­рен­не­му ду­хов­но­му ми­ру че­ло­ве­ка, - не со­от­вет­ст­ву­ет сво­ему на­зва­нию. Пси­хо­ло­гия, как нау­ка, за­ро­ж­да­лась в рам­ках фи­ло­со­фии. Пер­вые древ­не­гре­че­ские фи­ло­со­фы, ко­неч­но, не мог­ли обой­ти вни­ма­ни­ем та­кой пси­хи­че­ский фе­но­мен, как сно­ви­де­ния. Ари­сто­тель на­де­лял их функ­ци­ей во­об­ра­же­ния и счи­тал по­боч­ным про­дук­том пре­ды­ду­щих ощу­ще­ний. Де­мок­рит по­ла­гал, что сно­ви­де­ния - это осо­бые из­лу­че­ния, ис­хо­дя­щие ото всех лю­дей и ве­щей. Эти из­лу­че­ния спо­соб­ны про­ни­кать в те­ло и соз­на­ние спя­ще­го. Со­глас­но Пла­то­ну, био­ло­ги­че­ским оча­гом сно­ви­де­ний яв­ля­ет­ся пе­чень. А древ­не­гре­че­ский фи­ло­соф Ар­те­ми­дор из Дал­ди­са на­пи­сал ос­нов­ной труд сво­ей жиз­ни, свое­об­раз­ный сло­варь снов, в ко­то­ром от­ра­зи­лась пер­вая по­пыт­ка обоб­ще­ния и ин­тер­пре­та­ции ноч­ных об­ра­зов и си­туа­ций. В эпо­ху ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия ос­нов­ных ми­ро­вых ре­ли­гий (буд­дизм, хри­сти­ан­ст­во, ис­лам) сно­ви­де­ния тол­ко­ва­лись и объ­яс­ня­лись в рам­ках со­от­вет­ст­вую­ще­го, кон­крет­но­го, ре­ли­ги­оз­но­го опи­са­ния ми­ра. Но по сво­ей су­ти и прин­ци­пам та­кие объ­яс­не­ния не силь­но от­ли­ча­лись от бо­лее древ­них (при­ми­тив­ных) тол­ко­ва­ний. Сме­ни­лись лишь фор­мы и на­зва­ния: во сне ду­ша по-преж­не­му пу­те­ше­ст­ву­ет, но при­шед­шие в сно­ви­де­ние ду­хи име­ну­ют­ся бе­са­ми (в хри­сти­ан­ст­ве) или асу­ра­ми (в буд­диз­ме). Зна­чи­тель­ный ак­цент де­ла­ет­ся на от­кро­ве­ния Бо­га (или со­блаз­не­ние де­мо­на­ми). Со­глас­но ре­ли­ги­оз­но­му опи­са­нию, во сне воз­мож­но и яв­ле­ние умер­ше­го свя­то­го, ко­то­рый пе­ре­даст не­кую тай­ную ин­фор­ма­цию, от­кро­ет спя­ще­му бу­ду­щее, ока­жет по­мощь, со­об­щит о на­хо­ж­де­нии не­ко­го ста­рин­но­го куль­то­во­го пред­ме­та (ико­ны) и пр. В рам­ках рас­ту­ще­го на­уч­но­го ма­те­риа­ли­сти­че­ско­го ми­ро­воз­зре­ния раз­лич­ные учё­ные, фи­ло­со­фы пы­та­лись да­вать сно­ви­де­ни­ям свои объ­яс­не­ния. Т. Гоббс ви­дел во снах фан­то­мы про­шлых ощу­ще­ний, об­рат­ную сто­ро­ну че­ло­ве­че­ско­го во­об­ра­же­ния. Р. Де­карт счи­тал, что это ре­зуль­тат дея­тель­но­сти ор­га­нов чувств спя­ще­го, от­ве­чаю­щие его же­ла­ни­ям. Впро­чем, се­рия ве­щих снов под­ве­ла его к мыс­ли, что в них спря­та­на бо­лее со­кро­вен­ная тай­на. И. Кант, как и Воль­тер, был сто­рон­ни­ком то­го, что сно­ви­де­ния - это бес­смыс­лен­ный пред­рас­су­док и след­ст­вие рас­стро­ен­но­го пи­ще­ва­ре­ния. Ни­кто так хо­ро­шо и точ­но не изо­бра­жал и не опи­сы­вал впе­чат­ляю­щие ноч­ные ви­де­ния (имею­щие оп­ре­де­лён­ный смысл), как лю­ди ис­кус­ст­ва: пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки. В это чис­ло про­сят­ся клас­си­ки рус­ской ли­те­ра­ту­ры: Лес­ков, Тол­стой, Дос­то­ев­ский, Че­хов, а так­же ис­пан­ский ху­дож­ник Саль­ва­дор Да­ли.... К на­ча­лу два­дца­то­го ве­ка на­ря­ду с от­кры­тия­ми в об­лас­ти элек­три­че­ст­ва, с раз­ви­ти­ем ес­те­ст­во­зна­ния, био­ло­гии, фи­зио­ло­гии фор­ми­ро­ва­лись фи­зио­ло­ги­че­ские мо­де­ли сно­ви­де­ний. Ве­ли­чай­шие от­кры­тия И. М. Се­че­но­ва и И. П. Пав­ло­ва в Рос­сии по­ста­ви­ли по­ни­ма­ние сно­ви­де­ний на стой­кий ма­те­риа­ли­сти­че­ский фун­да­мент. И хо­тя та­кая на­уч­ная дея­тель­ность ак­ти­ви­зи­ро­ва­ла мно­же­ст­во ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти пси­хо­ло­гии и по­слу­жи­ла соз­да­нию це­лых на­уч­ных на­прав­ле­ний, воз­ник­ла и реа­ли­зо­ва­лась опас­ность ре­дук­цио­низ­ма – све­де­ния слож­ной про­бле­мы соз­на­ния и пси­хи­че­ско­го толь­ко к фи­зио­ло­гии. Со­глас­но Пав­ло­ву, сно­ви­де­ния - это ре­зуль­тат воз­бу­ж­дён­ных оча­гов нерв­ных кле­ток го­лов­но­го моз­га в про­цес­се тор­мо­же­ния. «Сно­ви­де­ние есть сле­до­вое и при­том боль­шей ча­стью дав­нее раз­дра­же­ние нерв­ных сле­дов». Та­кая тео­рия хоть и да­ла по­ни­ма­ние о свя­зи пси­хи­че­ско­го и со­ма­ти­че­ско­го, но яви­лась дос­та­точ­но ог­ра­ни­чен­ной и ущерб­ной, как и лю­бая дру­гая фи­зио­ло­ги­че­ская мо­дель, объ­яс­няю­щая пси­хи­ку и соз­на­ние че­ло­ве­ка ис­клю­чи­тель­но с ма­те­риа­ли­сти­че­ской по­зи­ции. По­это­му под­лин­ной ре­во­лю­ци­ей в изу­че­нии и осоз­на­нии пси­хи­че­ско­го (как мно­го­уров­не­во­го кон­ст­рук­та) ста­ло па­рал­лель­ное ис­сле­до­ва­ние из­вест­но­го в ми­ре ос­но­во­по­лож­ни­ка пси­хо­ана­ли­за – 3иг­мун­да Фрей­да. Он пи­сал: «Я счи­таю сво­им дол­гом зая­вить, что сно­ви­де­ния дей­ст­ви­тель­но име­ют зна­че­ние, и дей­ст­ви­тель­но воз­мо­жен на­уч­ный ме­тод их тол­ко­ва­ния» (1900г.) Пер­вая серь­ёз­ная на­уч­ная по­пыт­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го, а не фи­зио­ло­ги­че­ско­го объ­яс­не­ния фе­но­ме­на сно­ви­де­ний да­ла мощ­ный тол­чок к по­ис­ку но­вых пу­тей и воз­мож­но­стей в ис­сле­до­ва­нии снов раз­ны­ми учё­ны­ми. В хо­де ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия ми­ро­во­го пси­хо­ана­ли­ти­че­ско­го дви­же­ния от­дель­ные по­ло­же­ния тео­рии 3. Фрей­да пе­ре­смат­ри­ва­лись, из­ме­ня­лись, до­пол­ня­лись. Сме­ща­лись точ­ки зре­ния и ак­цен­ты на со­от­но­ше­ния уров­ней пси­хи­че­ско­го в лич­но­сти и на по­ни­ма­ние са­мих сно­ви­де­ний. И с не­ко­то­рых пор (с се­ре­ди­ны два­дца­то­го ве­ка) сны, на­ко­нец, за­ня­ли своё дос­той­ное и вид­ное ме­сто в об­щей пси­хо­ло­ги­че­ской струк­ту­ре дру­гих мно­же­ст­вен­ных пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний. Ни один пси­хо­ана­ли­тик (пси­хо­лог, пси­хо­те­ра­певт) те­перь не мог обой­ти вни­ма­ни­ем ни од­но из ноч­ных грёз, по­ве­дан­ных па­ци­ен­том. Ве­ли­кие пси­хо­ана­ли­ти­ки и не­оф­рей­ди­сты Ад­лер, Фромм, Берн, Род­жерс, Мас­лоу, Перлз, Ас­сод­жо­лио вслед за Фрей­дом стре­ми­лись бо­лее ос­но­ва­тель­но рас­смот­реть тер­ри­то­рию сно­ви­де­ний - чу­жую пси­хи­че­скую ре­аль­ность. Не­оце­ни­мый вклад в по­ни­ма­ние сно­ви­де­ний внёс Карл Юнг, зна­чи­тель­но рас­ши­рив и до­пол­нив их ар­хе­ти­пи­че­ским, ми­фо­ло­ги­че­ским и ду­хов­ным со­дер­жа­ни­ем. Раз­ме­же­вав­шись с клас­си­че­ским пси­хо­ана­ли­зом, ана­ли­ти­че­ская пси­хо­ло­гия Юн­га про­ли­ла но­вый, до­пол­ни­тель­ный свет на сущ­ность сно­ви­де­ний, да­же в чём-то пре­взой­дя в этом са­мо­го Фрей­да. Тем не ме­нее, тео­ре­ти­че­ские кон­цеп­ции и пси­хо­ло­ги­че­ские мо­де­ли и Фрей­да, и Юн­га, и всех по­сле­дую­щих со­вре­мен­ных пси­хо­ана­ли­ти­ков са­ми ос­та­лись свое­об­раз­ны­ми ми­фа­ми, пло­хо (в стро­го на­уч­ном смыс­ле) под­даю­щи­ми­ся эм­пи­ри­че­ско­му под­твер­жде­нию и до­ка­за­тель­но­сти. Они да­ле­ко не в пол­ной ме­ре объ­яс­ни­ли и объ­яс­ня­ют все­об­щие прин­ци­пы ра­бо­ты пси­хи­ки и соз­на­ния. Од­на­ко по­доб­ные ми­фы-тео­рии, на­до при­знать, в оп­ре­де­лён­ных плос­ко­стях че­ло­ве­че­ско­го бы­тия всё же функ­цио­ни­ру­ют. Дав­но рас­кры­та и по­ка­за­на ущерб­ность тео­рии клас­си­че­ско­го пси­хо­ана­ли­за с его ак­цен­том на все­силь­ность и все­дей­ст­вен­ность ли­би­до (сек­су­аль­ной энер­гии че­ло­ве­ка), а так­же на кон­фликт­ность и бес­по­мощ­ность че­ло­ве­че­ско­го «Я», по­то­нув­ше­го в океа­не низ­ших ин­стинк­тов и стра­стей. Но ве­ли­чай­шая за­слу­га в при­ори­те­те изу­че­ния снов в пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии на­все­гда ос­та­нет­ся за от­ца­ми пси­хо­ана­ли­за. Что же даль­ше? Пол­но­стью ли со­вре­мен­ные пси­хо­ана­ли­ти­че­ские тео­рии объ­яс­ни­ли при­чи­ны, зна­че­ние и фе­но­мен сно­ви­де­ний ин­ди­ви­да? Ко­неч­но же, нет! Важ­ным со­бы­ти­ем в 1927 г. яви­лось на­уч­ное от­кры­тие Ган­са Бер­ге­ра, ко­то­рый по­ка­зал, что раз­ность элек­три­че­ских по­тен­циа­лов моз­га мо­жет быть из­ме­ре­на и за­пи­са­на в ви­де гра­фи­ка - эн­це­фа­ло­грам­мы. А в 1937 г. А. Лу­мис, Э. Хар­вей и Дж. Хо­барт впер­вые осу­ще­ст­ви­ли элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фи­че­ское опи­са­ние сна. Те­перь сон и сно­ви­де­ния мож­но бы­ло изу­чать ла­бо­ра­тор­но. Бы­ло вы­яв­ле­но пять фаз сна: 0 - дре­мо­та, 1 - лёг­кий сон, 2 - по­лу­глу­бо­кий сон, 3 и 4 - глу­бо­кий сон. И толь­ко в 1953 г. Э. Азе­рин­ский и Н. Клейт­ман (учё­ные чи­каг­ско­го уни­вер­си­те­та) от­кры­ли глаз­ную ак­тив­ность во вре­мя сна, ко­то­рая кон­крет­но со­от­вет­ст­ву­ет фа­зе ноч­ных ви­де­ний. Та­ким об­ра­зом, поя­ви­лась воз­мож­ность бо­лее де­таль­но­го и на­уч­но­го изу­че­ния сно­ви­де­ний. Об­на­ру­жи­лась воз­мож­ность за­пи­си сле­дую­щих био­ло­ги­че­ских па­ра­мет­ров во вре­мя сна в ла­бо­ра­то­рии: дея­тель­но­сти го­лов­но­го моз­га (элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фия). глаз­ной под­виж­но­сти (элек­тро­оку­ло­гра­фия). мус­куль­ной дея­тель­но­сти (элек­тро­мио­гра­фия). сер­деч­ной дея­тель­но­сти (элек­тро­кар­дио­гра­фия). ды­ха­тель­но­го рит­ма (пнев­мо­гра­фия). пси­хо­галь­ва­ни­че­ско­го реф­лек­са. Изу­чив и со­пос­та­вив эти по­ли­гра­фи­че­ские ря­ды, учё­ные У. Де­мент и Н.Клейт­ман в 1957 г. соз­да­ют клас­си­че­скую схе­му цик­лов сна.Гля­дя на за­пи­сан­ные ЭЭГ нерв­ные им­пуль­сы го­лов­но­го моз­га, мы мо­жем от­чёт­ли­во уви­деть две раз­лич­ные фа­зы моз­го­вой дея­тель­но­сти, про­ис­хо­дя­щей во вре­мя сна: Пе­ри­од ^ ББДГ – сон без бы­ст­рых дви­же­ний глаз, или ор­то­док­саль­ный, глу­бо­кий, пас­сив­ный. И пе­ри­од БДГ – сон с бы­ст­рым дви­же­ни­ем глаз, или па­ра­док­саль­ный, не­глу­бо­кий, ак­тив­ный. Во вре­мя сна ББДГ ды­ха­ние ста­но­вит­ся за­мед­лен­ным, кро­вя­ное дав­ле­ние сни­жа­ет­ся, про­ис­хо­дит рас­слаб­ле­ние мус­ку­ла­ту­ры и поч­ти от­сут­ст­ву­ют дви­же­ния те­ла. В глу­бо­ких фа­зах сна ББДГ (3 и 4), из­вест­ных как «фа­зы дель­та-сна», моз­го­вая ак­тив­ность ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся боль­ши­ми, плав­ны­ми, мед­лен­ны­ми ко­ле­ба­ния­ми. Бы­ст­рый (па­ра­док­саль­ный, БДГ - бы­ст­ро дви­гаю­щих глаз) сон длит­ся от 5 до 45 мин. и со­став­ля­ет 20-25 % об­щей про­дол­жи­тель­но­сти сна. Эта фа­за ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­яв­ле­ни­ем на ЭЭГ бы­ст­рых низ­ко­ам­пли­туд­ных рит­мов и по этим про­яв­ле­ни­ям сход­на с пер­вой ста­ди­ей мед­лен­но­го сна и да­же с ак­тив­ным бодр­ст­во­ва­ни­ем! Бы­ст­рые рит­мы мо­гут че­ре­до­вать­ся с низ­ко­ам­пли­туд­ны­ми мед­лен­ны­ми и ко­рот­ки­ми вспыш­ка­ми аль­фа-рит­ма. Во вре­мя бы­ст­ро­го сна на­блю­да­ет­ся сле­дую­щая кар­ти­на: на­ши гла­за слов­но сле­дят за бы­ст­ро дви­гаю­щим­ся пред­ме­том или оки­ды­ва­ют взгля­дом тол­пу, вы­ис­ки­вая нуж­но­го че­ло­ве­ка. Про­ис­хо­дит прак­ти­че­ски пол­ное уг­не­те­ние то­ну­са мышц диа­фраг­мы рта и рез­кое уг­не­те­ние спин­но­моз­го­вых реф­лек­сов. В то же вре­мя моз­го­вой кро­во­ток уси­ли­ва­ет­ся, про­ис­хо­дят мы­шеч­ные по­дёр­ги­ва­ния, из­ме­не­ние час­то­ты сер­деч­но­го рит­ма и ды­ха­ния с тен­ден­ци­ей к уве­ли­че­нию, эпи­зо­ди­че­ские подъ­ё­мы ар­те­ри­аль­но­го дав­ле­ния, эрек­ция по­ло­во­го чле­на у муж­чин и кли­то­ра у жен­щин. Раз­бу­жен­ные во вре­мя па­ра­док­саль­но­го сна лю­ди рас­ска­зы­ва­ют свои сно­ви­де­ния в бо­лее чем 70 слу­ча­ев из 100. Пе­рио­ды сна ББДГ и БДГ сле­ду­ют один за дру­гим, со­став­ляя цик­лы сна. Ка­ж­дый цикл со­сто­ит из пе­рио­да про­дол­жи­тель­но­стью от 60 до 90 ми­нут сна ББДГ, про­хо­дя­ще­го че­рез че­ты­ре фа­зы, и бо­лее ко­рот­ко­го пе­рио­да сна БДГ. В кон­це пе­рио­да сна БДГ цикл сна за­вер­ша­ет­ся; на­сту­па­ет ко­рот­кий про­ме­жу­ток «про­бу­ж­де­ния», во вре­мя ко­то­ро­го спя­щий че­ло­век мо­жет из­ме­нить по­ло­же­ние те­ла, при­от­крыв гла­за (этот фраг­мент, ча­ще все­го, не пом­нит­ся со­всем). За­тем на­чи­на­ет­ся но­вый пе­ри­од цик­ла сна. Обыч­но за ночь сно­ви­дец про­хо­дит от че­ты­рёх до шес­ти цик­лов, при­чём сон ББДГ за­ни­ма­ет при­мер­но 80% об­щей про­дол­жи­тель­но­сти сна. В ка­ж­дом цик­ле, од­на­ко, про­дол­жи­тель­ность вре­ме­ни пе­рио­дов сна ББДГ и сна БДГ ме­ня­ет­ся. На схе­ме по­ка­за­но, как по­сле­дую­щие цик­лы вклю­ча­ют ме­нее про­дол­жи­тель­ные пе­рио­ды сна ББДГ и бо­лее про­дол­жи­тель­ные пе­рио­ды сна БДГ.Та­ким об­ра­зом, хо­тя наш пер­вый пе­ри­од сна с бы­ст­рым дви­же­ни­ем глаз со­став­ля­ет при­мер­но 5 мин., сле­дую­щий длит­ся уже 10, а за ним по­сле­ду­ет пе­ри­од в 15 ми­нут. По­след­ний пе­ри­од сна БДГ мо­жет длить­ся от 30 до 60 ми­нут. Схе­ма по­сле­до­ва­тель­но­сти про­хо­ж­де­ния че­рез цикл сна че­ты­рёх фаз сна ББДГ и пе­рио­да сна БДГ пред­став­ля­ет со­бой та­кой ал­го­ритм:пе­ри­од сна ББДГ 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 3 – 2 - сон БДГ – 2 – 3 – 4… При­чём ка­ж­дая фа­за сна ну­ж­да­ет­ся в сво­ей реа­ли­за­ции при пол­но­цен­ном сне сред­ней про­дол­жи­тель­но­стью во­семь ча­сов. В слу­чае не­до­бо­ра или со­кра­ще­ния лю­бой из фаз (под воз­дей­ст­ви­ем сно­твор­ных, нар­ко­ти­ков, ал­ко­го­ля, или в ре­зуль­та­те преж­де­вре­мен­ных про­бу­ж­де­ний и об­ще­го не­до­сы­па­ния) не­реа­ли­зо­ван­ный пе­ри­од стре­мит­ся к сво­ему вос­ста­нов­ле­нию во вре­ме­ни в по­сле­дую­щую и бли­жай­шую ночь. Бы­ло про­ве­де­но боль­шое ко­ли­че­ст­во ла­бо­ра­тор­ных ис­сле­до­ва­ний сна. Но в свя­зи с об­щим за­мыс­лом и на­прав­лен­но­стью кни­ги сра­зу от­ме­тим, что с ду­хов­ной точ­ки зре­ния та­кой на­уч­ный под­ход не пред­став­ля­ет со­бой ни ка­кой по­зна­ва­тель­ной цен­но­сти. И хо­тя та­кие ис­сле­до­ва­ния зна­чи­тель­но про­дви­ну­ли нау­ку в по­ни­ма­нии воз­ник­но­ве­ния и про­хо­ж­де­ния сно­ви­де­ний, по-на­стоя­ще­му они не при­ве­ли к серь­ёз­но­му от­кры­тию их при­ро­ды и ро­ли в жиз­ни че­ло­ве­ка и не да­ли ис­чер­пы­ваю­щих объ­яс­не­ний. По­доб­ная си­туа­ция со­хра­ня­ет­ся и на со­вре­мен­ном эта­пе. Все но­вые соз­дан­ные тео­рии сно­ви­де­ний яв­ля­ют­ся про­из­вод­ны­ми все­го лишь от двух фун­да­мен­таль­ных на­уч­но-по­зна­ва­тель­ных под­хо­дов - пси­хо­ана­ли­ти­че­ско­го и фи­зио­ло­ги­че­ско­го. Все со­вре­мен­ные тео­рии сна прин­ци­пи­аль­но не пре­вос­хо­дят ге­ния Пав­ло­ва и Фрей­да-Юн­га. При­ве­дём ито­го­вые оче­вид­ные вы­ска­зы­ва­ния раз­лич­ных спе­циа­ли­стов-ис­сле­до­ва­те­лей в об­лас­ти сна, ко­то­рые ак­ту­аль­ны и по сей день:«Сон и его по­мощ­ник сно­ви­де­ние так и не от­кры­ли нам сво­их тайн. Нам по­тре­бу­ет­ся на­вер­ня­ка го­ды и го­ды ис­сле­до­ва­ний для то­го, что­бы по­нять их точ­ное зна­че­ние и уз­нать ка­ко­вы от­но­ше­ния ме­ж­ду ни­ми» (Хофф­ман ля Рош)«За ис­клю­че­ни­ем ги­по­тез не су­ще­ст­ву­ет ни­ка­ких до­ка­за­тельств, ни­ка­ких экс­пе­ри­мен­таль­ных дан­ных, ни­ка­ких точ­ных зна­ний в ко­неч­ной ин­стан­ции, до­ка­зы­ваю­щих, по­че­му мы спим и по­че­му мы ви­дим сны» (Бер­ти­ни)«До сих пор нам ещё труд­но от­ве­тить на во­прос: по­че­му мы спим? По­че­му мы ви­дим сны?» (П. Пас­су­ан)«До се­го­дняш­не­го дня у нас нет яс­ных мыс­лей от­но­си­тель­но той ре­аль­ной функ­ции, ко­то­рую вы­пол­ня­ет сон в на­шем ор­га­низ­ме, и мы в рав­ной ме­ре не зна­ем ни­че­го, что ка­са­ет­ся функ­ций сно­ви­де­ний» (Х. Шульц)«В сво­их экс­пе­ри­мен­тах мы бы­ли не­сколь­ко слиш­ком при­бли­зи­тель­ны... Та­ким об­ра­зом, сон так и не от­крыл нам тай­ны сво­их функ­ций и, ве­ро­ят­но, не от­кро­ет их ещё дол­го» (М. Жу­вэ)И всё же, ав­тор­ская по­зи­ция ут­вер­жда­ет­ся в том, что в на­стоя­щее вре­мя уже на­ме­тил­ся ко­рен­ной пе­ре­лом в на­уч­ном по­ни­ма­нии сно­ви­де­ний. Он свя­зан в на­ча­ле 80-х го­дов с под­лин­но на­уч­ным (обос­но­ван­ным) от­кры­ти­ем, об­на­ру­же­ни­ем осо­бо­го ти­па сно­ви­де­ний - осоз­нан­ных сно­ви­де­ний. По-дру­го­му, они име­ну­ют­ся - лю­цид­ны­ми, про­зрач­ны­ми, яс­ны­ми, управ­ляе­мы­ми или да­же «сно­ви­де­ния­ми в квад­ра­те»! Бо­лее де­ся­ти лет по­тре­бо­ва­лось их офи­ци­аль­ным пер­во­от­кры­ва­те­лям - Ла­бер­жу С. (стэнд­форд­ский уни­вер­си­тет) и па­рал­лель­но Хир­ну К. (Анг­лия) - до­ка­зы­вать на­уч­но­му ми­ру толь­ко под­лин­ность су­ще­ст­во­ва­ния это­го ти­па сно­ви­де­ний! Этот вид ноч­ных сно­ви­де­ний от­ли­ча­ет­ся ка­че­ст­вен­но от всех ос­таль­ных тем, что в них при­сут­ст­ву­ет, функ­цио­ни­ру­ет на­ше пол­ное, днев­ное, бодр­ст­вую­щее соз­на­ние. Во сне мы мо­жем со­хра­нять днев­ное соз­на­ние и по­ни­мать, что ви­дим сон, а зна­чит соз­на­тель­но мыс­лить, на­ме­рен­но дей­ст­во­вать, ос­мыс­лен­но вли­ять на со­бы­тия (сна) и це­ле­на­прав­лен­но пе­ре­ме­щать­ся! Этот на­уч­ный факт за­ко­но­мер­но мож­но рас­смат­ри­вать, как глу­бо­кий про­рыв в по­ни­ма­нии изу­че­нии сна, обе­щаю­щий прин­ци­пи­аль­но но­вые ис­сле­до­ва­тель­ские пер­спек­ти­вы. Изу­че­ние осоз­нан­ных сно­ви­де­ний та­ит в се­бе не­ог­ра­ни­чен­ные по­тен­ци­аль­ные воз­мож­но­сти в по­ни­ма­нии при­ро­ды и пси­хи­че­ско­го, и соз­на­тель­но­го в че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, а так­же их струк­ту­ры и со­от­но­ше­ния. Осоз­нан­ные сны – не­что ис­клю­чи­тель­ное и ещё не­зна­ко­мое нау­ке. Они свя­за­ны и с па­ра­нор­маль­ны­ми яв­ле­ния­ми, и со сверх­пси­хи­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми лич­но­сти, и с фи­ло­соф­ски­ми про­зре­ния­ми, и с прин­ци­пи­аль­но но­вым взгля­дом на мир и соз­на­ние че­ло­ве­ка, и с воз­мож­ны­ми гло­баль­ны­ми от­кры­тия­ми в це­лом в нау­ке бу­ду­ще­го, а так­же с при­ме­не­ни­ем их в раз­ных об­лас­тях че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (ме­ди­ци­не, об­ра­зо­ва­нии, кри­ми­на­ли­сти­ке, ис­то­рии, го­су­дар­ст­вен­ной безо­пас­но­сти). Имен­но по­это­му в раз­ви­тых стра­нах и там, где лю­бая по­доб­ная ин­фор­ма­ция все­гда в це­не, на та­кие ис­сле­до­ва­ния не­мед­лен­но вы­де­ля­ют­ся день­ги. Есть все ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что ре­зуль­та­ты мно­гих даль­ней­ших уг­луб­лен­ных раз­ра­бо­ток в об­лас­ти сно­ви­де­ний ста­но­вят­ся де­лом го­су­дар­ст­вен­ной важ­но­сти и, ес­те­ст­вен­но, за­сек­ре­чи­ва­ют­ся. В на­шей стра­не дли­тель­ный пе­ри­од, ко­гда во всех об­лас­тях нау­ки и куль­ту­ры дов­лел «мах­ро­вый», не­при­ми­ри­мый и во­ин­ст­вен­ный ма­те­риа­лизм, ко­неч­но, не мог­ло быть и ре­чи ни о ка­ком пси­хо­ана­ли­зе и, тем бо­лее, о соз­на­нии во сне. Хо­тя на пси­хо­ло­ги­че­скую важ­ность и зна­че­ние сно­ви­де­ний уже ука­зы­ва­ли та­кие со­вет­ские учё­ные, как Ка­сат­кин В. Н. и Воль­перт И. Е. Од­на­ко они бы­ли вы­ну­ж­де­ны под­страи­вать и со­от­но­сить свои ис­сле­до­ва­ния с фи­зио­ло­ги­че­ской тео­ри­ей Пав­ло­ва. По­след­ние 10-15 лет в свя­зи с за­по­зда­лым по­то­ком раз­лич­ной пси­хо­ана­ли­ти­че­ской и ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры на тер­ри­то­ри­ях быв­ше­го СССР на­ме­тил­ся ус­той­чи­вый подъ­ём ин­те­ре­са к сно­ви­де­ни­ям, как со сто­ро­ны ря­до­вых чи­та­те­лей, так и со сто­ро­ны про­фес­сио­на­лов-пси­хо­ло­гов. Ак­тив­но про­па­ган­ди­ру­ют зна­ния об осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях и ду­хов­ных воз­мож­но­стях че­ло­ве­ка мно­гие эзо­те­ри­че­ские цен­тры. А та сфе­ра пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, ко­то­рая от­но­сит­ся к глу­бо­ко­му изу­че­нию ма­ги­че­ских и ре­ли­ги­оз­ных уче­ний и в их прак­ти­че­ском, при­клад­ном к че­ло­ве­ку смыс­ле, - пред­став­ля­ет­ся наи­бо­лее пер­спек­тив­ной. Весь­ма ори­ги­наль­но та­кое не­тра­ди­ци­он­ное на­прав­ле­ние по­зна­ния, как транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия. Ос­но­ва­тель это­го на­прав­ле­ния в пси­хо­ло­гии док­тор ме­ди­ци­ны – С. Гроф (США). Транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия, от­ра­жая кар­то­гра­фию из­ме­нён­ных со­стоя­ний соз­на­ния в её ши­ро­чай­шем диа­па­зо­не, и, на­уч­но пе­ре­от­кры­вая ре­ли­ги­оз­ную муд­рость и опыт раз­лич­ных мис­ти­ков, за­став­ля­ет по-дру­го­му взгля­нуть на при­ро­ду и функ­цию соз­на­ния. Од­на­ко транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия не­сёт в се­бе це­лый ряд серь­ёз­ных не­дос­тат­ков и да­же опас­но­стей (в ду­хов­ном по­зна­нии и в по­зна­нии сно­ви­де­ний в том чис­ле). В ос­но­ве её - по­ток нар­ко­ти­че­ско­го соз­на­ния, а по­доб­ный по­ток оп­ре­де­лён­но свя­зан с раз­ру­ши­тель­ны­ми воз­дей­ст­вия­ми (на тех, кто с ним со­при­кос­нул­ся) и вся­ко­го ро­да бо­лез­нен­ны­ми за­ви­си­мо­стя­ми. В на­шей стра­не име­ют­ся не­ог­ра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти изу­че­ния внут­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка и его ду­хов­ных глу­бин на ба­зе на­уч­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния хри­сти­ан­ско­го пра­во­сла­вия - нам нуж­на своя рос­сий­ская, сла­вян­ская (а не про­за­пад­ная, аме­ри­кан­ская) «транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия». Тем са­мым об­на­ру­жит­ся воз­мож­ность вер­нуть в со­вре­мен­ную пси­хо­ло­гию ду­шу че­ло­ве­ка, об­ра­тить­ся к изу­че­нию его ду­хов­ных по­тен­ций и воз­вра­тить в нау­ку, по су­ти, са­мо­го че­ло­ве­ка. Та­кое изу­че­ние при­от­кро­ет мно­гие тай­ны соз­на­ния и пси­хи­ки, что и яв­ля­ет­ся глав­ной це­лью и за­да­чей пси­хо­ло­гии - нау­ке о ду­ше! Это на­прав­ле­ние на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния бы­ло бы осо­бен­но ак­ту­аль­ным у нас, ко­гда до сих пор лич­ность трак­ту­ет­ся, как био-со­ци­аль­ное су­ще­ст­во со­вер­шен­но без учё­та его ду­хов­ных воз­мож­но­стей. Клас­си­че­ская со­вре­мен­ная пси­хо­ло­гия яв­но хро­ма­ет и от­ста­ёт от ду­хов­ных по­треб­но­стей че­ло­ве­ка. Она до сих пор не изу­ча­ет и поч­ти не рас­смат­ри­ва­ет че­ло­ве­че­скую лич­ность, как ду­хов­ную со­став­ляю­щую. Очень важ­но в рам­ках пси­хо­ло­гии на­уч­но по­ка­зать ду­хов­ные пер­спек­ти­вы, а, сле­до­ва­тель­но, дать но­вые ду­хов­ные идеа­лы под­рас­таю­ще­му по­ко­ле­нию в стра­не, ко­то­рая та­ких идеа­лов бы­ла ли­ше­на. В стра­не, в ко­то­рой хао­ти­че­ски стро­ит­ся но­вая не­оп­ре­де­лён­ная про­за­пад­ная мо­дель эко­но­ми­ки и уже ус­той­чи­во сфор­ми­ро­ва­лись не­га­тив­ные цен­но­сти: пре­стиж бо­гат­ст­ва, рос­ко­ши, де­нег с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем куль­та на­си­лия, жес­то­ко­сти и ли­хой уда­чи. Не ме­нее не­га­тив­на иная тен­ден­ция – речь идёт об об­шир­ном рын­ке все­воз­мож­ной эзо­те­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ры, при­зы­ваю­щей к ду­хов­но­му раз­ви­тию и са­мо­по­зна­нию. На соз­на­ние ря­до­во­го чи­та­те­ля об­ру­ши­ва­ет­ся це­лый шквал раз­но­об­раз­ных, при­вле­ка­тель­ных и весь­ма ори­ги­наль­ных ду­хов­но-эзо­те­ри­че­ских кон­цеп­ций и прак­ти­че­ских ре­ко­мен­да­ций, но вот бе­да, - боль­шин­ст­во из них яв­ля­ет­ся са­мы­ми вы­хо­ло­щен­ны­ми, из­вра­щён­ны­ми, раз­ру­ши­тель­ны­ми и по­шлы­ми фор­ма­ми по­зна­ния! Воз­вра­ща­ясь к глав­ной те­ме кни­ги, под­ве­дём ито­ги. Итак, сно­ви­де­ния - это: - лож­ные вос­по­ми­на­ния, ос­тат­ки днев­ных впе­чат­ле­ний, «не­бы­ва­лые ком­би­на­ции бы­ва­лых впе­чат­ле­ний»; - след­ст­вие ге­не­ри­ро­ва­ния элек­три­че­ских сиг­на­лов ча­стью го­лов­но­го моз­га. Та­кая ак­тив­ность ве­дёт к се­рии слу­чай­ных об­ра­зов и ощу­ще­ний. Это по­пыт­ка моз­га об­ра­бот­ки этих элек­три­че­ских сиг­на­лов (ак­ти­ва­ци­он­но-син­те­ти­че­ская мо­дель); - раз­дра­же­ние зри­тель­ных нер­вов; - не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие для раз­ви­тия моз­га (из­вест­но, что мла­ден­цы спят бо­лее 16-ти ча­сов в су­тки, по­ло­ви­на это­го вре­ме­ни за­ни­ма­ют сно­ви­де­ния. К ста­рос­ти же фа­за па­ра­док­саль­но­го сна зна­чи­тель­но со­кра­ща­ет­ся); - ав­то­ма­ти­че­ская ра­бо­та моз­га при от­сут­ст­вии вос­при­ятия, осоз­на­ние ра­зу­мом се­бя в от­сут­ст­вии дей­ст­вия ор­га­нов чувств; - пе­ре­ко­ди­ро­ва­ние моз­гом сиг­на­лов, по­сту­паю­щих из внеш­ней сре­ды (хо­лод, тес­но­та...) и от те­ла (мы­шеч­ный то­нус, со­стоя­ние био­ло­ги­че­ских ор­га­нов...); - за­кре­п­ле­ние и пе­ре­ра­бот­ка ра­нее по­лу­чен­ной ин­фор­ма­ции в па­мя­ти; - раз­ре­ше­ние про­блем и реа­би­ли­та­ция не­га­тив­ных со­стоя­ний, воз­ник­ших в днев­ном соз­на­нии, на пси­хи­че­ском и пси­хо­со­ма­ти­че­ском уров­нях; - со­стоя­ние час­тич­но­го про­бу­ж­де­ния ото сна; - рас­тор­ма­жи­ва­ние нерв­ных сле­дов в ко­ре го­лов­но­го моз­га под влия­ни­ем внеш­них и внут­рен­них раз­дра­жи­те­лей (реф­лек­тор­ная мо­дель снов И. М. Се­че­но­ва – И. П. Пав­


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.