Актуальная психология: сновидения – путь духовного развития. СТРАННИК ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЙ ОСОЗНАННОЕ СНОВИДЕНИЕ Всем сновидящим посвящается!Такого глубокого, всестороннего и обширного понимания сновидений, какое представлено в этой работе, читатель не найдёт ни в отечественной, ни во всей мировой литературе! Оно далеко превосходит исследования и концепции не только таких великих учёных, как З. Фрейд и К. Юнг, но даже и многих известных мистиков. Книга отвечает на очень многие вопросы: Что такое сновидения? Почему они снятся? Как их анализировать и определять по ним будущие события и состояния сознания? И многие др. Терентий Леонидович Смирнов – практический психолог, специалист в области изменённых состояний сознания и проблем духовного поиска в данной работе представляет свою оригинальную теорию сновидений. Человеческое сознание устроено так, что между «ночным» и «дневным» существованием воздвигнут плотный, почти неодолимый барьер, непроходимая граница, за которой простирается запретная зона… Но автору этой книги в роли сталкера удалось не только преодолеть этот барьер, не только заглянуть в запретную зону, но и подробно рассмотреть и описать те тайны, которые там скрываются. Эта область познания хранит о тебе, читатель, нечто сокровенное, важное, значительное, нередко даже самое главное!Книга, бесспорно, будет интересна не только массовому читателю, но и человеку уже хорошо знакомому с темами популярной психологии, эзотерики, магии и религии.1 А также окажется весьма полезной профессионалам – психотерапевтам, психиатрам и психологам. СОДЕРЖАНИЕ Часть 1. ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЙ Введение История возникновения научного интереса к сновидениям (краткий обзор) Определения Функции сновидений Типология сновидений (кратко) Свойства сновидений Интеллектуальная функция сновидений Эффекты сновидений Психология сновидений Методы практической работы со сновидениями Преимущества работы со сновидениями Сталкинг сновидений: образы Интерпретация (анализ) сновидения Эсхатологическая функция сновидений Индивидуальная, духовная работа со снами Общие перспективы и возможности практического использования сновидений Резюме^ Часть 2. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СНОВИДЕНИЙ: ОСОЗНАННОЕ СНОВИДЕНИЕ Введение в тему духовности Фрагменты теории личности Осознанное сновидение Качества и свойства осознанных сновидений Философия осознанного сновидения «Боди» - психический человек – открытие души! Путешествие сознания Эзотерическая функция сновидений (духовность, бессмертие, смысл жизни) Сновидения – путь духовного развития! Сновидения – показатель качества жизни! Магическое сновидение Актуальная психология и религия: синтез! Библиография От автора: Появлению этой книги я по странному стечению обстоятельств во многом обязан сразу двум Алексеям – Алексею Михайловичу Жаркову и Алексею Дмитриевичу Анисимову. Алексей Жарков – бизнесмен, мистик, путешественник, мастер сталкинга - великолепный организатор, мастер общения и коммуникаций, уникальный человек, способный управлять энергией времени, сжимать и раздвигать различные временные измерения. Я неоднократно с удивлением наблюдал, как вокруг всех выверенных и точных действий Алексея образуются энергетические воронки и как разрозненные вихри стройно и послушно выстраиваются в один единый плотный и целостный поток его сознания. Алексей путешествовал в труднодоступные монастыри Индии, Тибета и великой Афонской Горы (Греция) и приобщался тайнам мистического познания местных монахов. Именно этот человек и продемонстрировал мне очень конкретно и наглядно, как проявляется вездесущий божественный Дух. Дух, чудесно действующий на благо других, и в нём, и через него… Второй Алексей – Алексей Дмитриевич Анисимов, гениальный сновидящий, многие годы показывал мне, насколько талантливыми и проникновенными могут быть «обыкновенные» сновидения. Именно сновидения этого «второго» Алексея значительно расширили моё понимание феномена ночной психики и способствовали созданию целостной теории сновидений. Долгих лет жизни, благополучия, успеха, а также исполнения сокровенных желаний двум Алексеям – «людям божьим»!Совсем не менее искренние пожелания и отдельную горячую, сердечную благодарность выражаю ОБРАЗЦОВУ НИКОЛАЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ за бескорыстную помощь и профессиональную литературную поддержку моей книги! ^ Часть 1. ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЙ ВВЕДЕНИЕ «Сознание», «психика», «бессознательное» - продолжают оставаться главенствующими, всеобщими и до сих пор загадочными категориями в научном изучении человеческой личности. Сновидения в психологии, как психический феномен, кажутся ещё более таинственными свойствами человеческой психики. Это происходит отчасти вследствие малодоступности и трудности изучения этого явления (сложность наблюдения, постановки и проведения лабораторных экспериментов, проблема доказательности теории). И частично в связи с тем, что учёные, исследователи сна подходят к этой теме с различными, зачастую, изначально противоречивыми критериями, установками, философскими, научными концепциями и мировоззрениями. Это всё более запутывает вопрос. Сновидения имеют много общего с такими психическими явлениями, как галлюцинации, иллюзии, видения, воображение, фантазии, гипнотические, онейроидные и другие изменённые состояния сознания. А это позволяет предположить существование некого единого механизма возникновения подобных феноменов. Очевидно то, что сновидения связаны с работой и проявлением и сознания, и психики человека в целом. А, следовательно, более глубокое, обстоятельное, а главное - правильное изучение снов поможет исследователю обнаружить суть и основополагающие принципы функционирования сознания - по существу подойти к открытию важнейшей тайны и загадки человеческой экзистенции в мире. К обстоятельному изучению сновидений обращались многие великие учёные с мировым именем. Среди них, в первую очередь, конечно, следует упомянуть З. Фрейда и К. Юнга. Что же касается непосредственно этих имён, то есть все основания утверждать обратное: эти исследователи стали крупными великими учёными как раз вследствие того, что одними из первых проявили серьёзный научный интерес к данной теме. Таким образом, изучение и исследование ночной психической стороны жизни человека остаётся актуальным и по настоящее время. Уже накоплено достаточно много идей и предположений относительно причин возникновения и самой психической организации сновидений. Но большинство из них по-прежнему является малодоказательным и неубедительным, а чаще - не ясным, туманным и противоречивым по сути. Современные научные теории совсем не проливают дополнительный свет на проблематику природы сновидений. Единой, всеобщей, стройной, общепризнанной концепции снов до сих пор не существует (как не существует, впрочем, и единой психологической теории личности и сознания)! И поэтому проблема научных подходов к изучению сновидений, а равно создание соответствующей модели сознания остаётся открытой.^ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К СНОВИДЕНИЯМ (КРАТКИЙ ОБЗОР) Донаучный период интереса человека к сновидениям имеет длительную историю. Собственно, сколько пребывает наша цивилизация на земле, столько и существует этот интерес. Однако сновидная тематика этого долгого исторического этапа окутана пеленой тайны и мистики. Она в большей степени связана с суевериями, приметами, языческими и религиозными культами, верой в духов, божественные откровения и сообщения умерших предков с «того света». Как показывают современные исследования, у так называемых примитивных, первобытных народов и сообществ содержание сновидений имело и имеет первостепенную важность и служит основополагающим ориентиром в поведении, отношении с природой и между людьми, в повседневной трудовой деятельности (охота, рыбалка, выбор места жилья и т. д.). Исследования древних египетских, тибетских, индийских, китайских культов, мифов, а также современных бытовых условий жизни индейских племён, таких, например, как Агваруна (сев. Перу), Ашанти (центр, обл. Ганы), Берти (Судан), Вуду (Карибы), Зулу (юг Африки), сенои (Малайзия), индейцев навахо, юма, ирокезы (Америка), коренных шаманских поселений Азии, Сибири и Дальнего Востока - позволяют обобщить столь разнообразный коллективный опыт всего лишь в одну формулировку: В сновидениях душа человека покидает тело и путешествует в неком нематериальном пространстве. Она может встречаться с душами других людей, а также получать информацию и принимать опыт от умерших предков, героев и духов... Для некоторых племён сны представляют собой такую же реальность, как и дневная явь. Не стоит относиться к такой «теории» скептически. Она заслуживает внимания и углубленного рассмотрения. При всей разности культур, представлений о мире, условий жизни и быта и уровня развития цивилизаций - и самые древние, и прошлые, и современные народности стремятся выразить некую единую, коллективную, всеобщую истину о мире и человеке. Сновидения несут собой гораздо более глубокую жизненную мудрость и философию, чем это принято считать в современной науке. Да и само прилагательное «отсталые» или «примитивные» народы применительно, конечно, не к внешним достижениям научно-технического прогресса, а к внутреннему духовному миру человека, - не соответствует своему названию. Психология, как наука, зарождалась в рамках философии. Первые древнегреческие философы, конечно, не могли обойти вниманием такой психический феномен, как сновидения. Аристотель наделял их функцией воображения и считал побочным продуктом предыдущих ощущений. Демокрит полагал, что сновидения - это особые излучения, исходящие ото всех людей и вещей. Эти излучения способны проникать в тело и сознание спящего. Согласно Платону, биологическим очагом сновидений является печень. А древнегреческий философ Артемидор из Далдиса написал основной труд своей жизни, своеобразный словарь снов, в котором отразилась первая попытка обобщения и интерпретации ночных образов и ситуаций. В эпоху становления и развития основных мировых религий (буддизм, христианство, ислам) сновидения толковались и объяснялись в рамках соответствующего, конкретного, религиозного описания мира. Но по своей сути и принципам такие объяснения не сильно отличались от более древних (примитивных) толкований. Сменились лишь формы и названия: во сне душа по-прежнему путешествует, но пришедшие в сновидение духи именуются бесами (в христианстве) или асурами (в буддизме). Значительный акцент делается на откровения Бога (или соблазнение демонами). Согласно религиозному описанию, во сне возможно и явление умершего святого, который передаст некую тайную информацию, откроет спящему будущее, окажет помощь, сообщит о нахождении некого старинного культового предмета (иконы) и пр. В рамках растущего научного материалистического мировоззрения различные учёные, философы пытались давать сновидениям свои объяснения. Т. Гоббс видел во снах фантомы прошлых ощущений, обратную сторону человеческого воображения. Р. Декарт считал, что это результат деятельности органов чувств спящего, отвечающие его желаниям. Впрочем, серия вещих снов подвела его к мысли, что в них спрятана более сокровенная тайна. И. Кант, как и Вольтер, был сторонником того, что сновидения - это бессмысленный предрассудок и следствие расстроенного пищеварения. Никто так хорошо и точно не изображал и не описывал впечатляющие ночные видения (имеющие определённый смысл), как люди искусства: писатели, художники. В это число просятся классики русской литературы: Лесков, Толстой, Достоевский, Чехов, а также испанский художник Сальвадор Дали.... К началу двадцатого века наряду с открытиями в области электричества, с развитием естествознания, биологии, физиологии формировались физиологические модели сновидений. Величайшие открытия И. М. Сеченова и И. П. Павлова в России поставили понимание сновидений на стойкий материалистический фундамент. И хотя такая научная деятельность активизировала множество исследований в области психологии и послужила созданию целых научных направлений, возникла и реализовалась опасность редукционизма – сведения сложной проблемы сознания и психического только к физиологии. Согласно Павлову, сновидения - это результат возбуждённых очагов нервных клеток головного мозга в процессе торможения. «Сновидение есть следовое и притом большей частью давнее раздражение нервных следов». Такая теория хоть и дала понимание о связи психического и соматического, но явилась достаточно ограниченной и ущербной, как и любая другая физиологическая модель, объясняющая психику и сознание человека исключительно с материалистической позиции. Поэтому подлинной революцией в изучении и осознании психического (как многоуровневого конструкта) стало параллельное исследование известного в мире основоположника психоанализа – 3игмунда Фрейда. Он писал: «Я считаю своим долгом заявить, что сновидения действительно имеют значение, и действительно возможен научный метод их толкования» (1900г.) Первая серьёзная научная попытка психологического, а не физиологического объяснения феномена сновидений дала мощный толчок к поиску новых путей и возможностей в исследовании снов разными учёными. В ходе становления и развития мирового психоаналитического движения отдельные положения теории 3. Фрейда пересматривались, изменялись, дополнялись. Смещались точки зрения и акценты на соотношения уровней психического в личности и на понимание самих сновидений. И с некоторых пор (с середины двадцатого века) сны, наконец, заняли своё достойное и видное место в общей психологической структуре других множественных психических проявлений. Ни один психоаналитик (психолог, психотерапевт) теперь не мог обойти вниманием ни одно из ночных грёз, поведанных пациентом. Великие психоаналитики и неофрейдисты Адлер, Фромм, Берн, Роджерс, Маслоу, Перлз, Ассоджолио вслед за Фрейдом стремились более основательно рассмотреть территорию сновидений - чужую психическую реальность. Неоценимый вклад в понимание сновидений внёс Карл Юнг, значительно расширив и дополнив их архетипическим, мифологическим и духовным содержанием. Размежевавшись с классическим психоанализом, аналитическая психология Юнга пролила новый, дополнительный свет на сущность сновидений, даже в чём-то превзойдя в этом самого Фрейда. Тем не менее, теоретические концепции и психологические модели и Фрейда, и Юнга, и всех последующих современных психоаналитиков сами остались своеобразными мифами, плохо (в строго научном смысле) поддающимися эмпирическому подтверждению и доказательности. Они далеко не в полной мере объяснили и объясняют всеобщие принципы работы психики и сознания. Однако подобные мифы-теории, надо признать, в определённых плоскостях человеческого бытия всё же функционируют. Давно раскрыта и показана ущербность теории классического психоанализа с его акцентом на всесильность и вседейственность либидо (сексуальной энергии человека), а также на конфликтность и беспомощность человеческого «Я», потонувшего в океане низших инстинктов и страстей. Но величайшая заслуга в приоритете изучения снов в психологии и психотерапии навсегда останется за отцами психоанализа. Что же дальше? Полностью ли современные психоаналитические теории объяснили причины, значение и феномен сновидений индивида? Конечно же, нет! Важным событием в 1927 г. явилось научное открытие Ганса Бергера, который показал, что разность электрических потенциалов мозга может быть измерена и записана в виде графика - энцефалограммы. А в 1937 г. А. Лумис, Э. Харвей и Дж. Хобарт впервые осуществили электроэнцефалографическое описание сна. Теперь сон и сновидения можно было изучать лабораторно. Было выявлено пять фаз сна: 0 - дремота, 1 - лёгкий сон, 2 - полуглубокий сон, 3 и 4 - глубокий сон. И только в 1953 г. Э. Азеринский и Н. Клейтман (учёные чикагского университета) открыли глазную активность во время сна, которая конкретно соответствует фазе ночных видений. Таким образом, появилась возможность более детального и научного изучения сновидений. Обнаружилась возможность записи следующих биологических параметров во время сна в лаборатории: деятельности головного мозга (электроэнцефалография). глазной подвижности (электроокулография). мускульной деятельности (электромиография). сердечной деятельности (электрокардиография). дыхательного ритма (пневмография). психогальванического рефлекса. Изучив и сопоставив эти полиграфические ряды, учёные У. Демент и Н.Клейтман в 1957 г. создают классическую схему циклов сна.Глядя на записанные ЭЭГ нервные импульсы головного мозга, мы можем отчётливо увидеть две различные фазы мозговой деятельности, происходящей во время сна: Период ^ ББДГ – сон без быстрых движений глаз, или ортодоксальный, глубокий, пассивный. И период БДГ – сон с быстрым движением глаз, или парадоксальный, неглубокий, активный. Во время сна ББДГ дыхание становится замедленным, кровяное давление снижается, происходит расслабление мускулатуры и почти отсутствуют движения тела. В глубоких фазах сна ББДГ (3 и 4), известных как «фазы дельта-сна», мозговая активность регистрируется большими, плавными, медленными колебаниями. Быстрый (парадоксальный, БДГ - быстро двигающих глаз) сон длится от 5 до 45 мин. и составляет 20-25 % общей продолжительности сна. Эта фаза характеризуется появлением на ЭЭГ быстрых низкоамплитудных ритмов и по этим проявлениям сходна с первой стадией медленного сна и даже с активным бодрствованием! Быстрые ритмы могут чередоваться с низкоамплитудными медленными и короткими вспышками альфа-ритма. Во время быстрого сна наблюдается следующая картина: наши глаза словно следят за быстро двигающимся предметом или окидывают взглядом толпу, выискивая нужного человека. Происходит практически полное угнетение тонуса мышц диафрагмы рта и резкое угнетение спинномозговых рефлексов. В то же время мозговой кровоток усиливается, происходят мышечные подёргивания, изменение частоты сердечного ритма и дыхания с тенденцией к увеличению, эпизодические подъёмы артериального давления, эрекция полового члена у мужчин и клитора у женщин. Разбуженные во время парадоксального сна люди рассказывают свои сновидения в более чем 70 случаев из 100. Периоды сна ББДГ и БДГ следуют один за другим, составляя циклы сна. Каждый цикл состоит из периода продолжительностью от 60 до 90 минут сна ББДГ, проходящего через четыре фазы, и более короткого периода сна БДГ. В конце периода сна БДГ цикл сна завершается; наступает короткий промежуток «пробуждения», во время которого спящий человек может изменить положение тела, приоткрыв глаза (этот фрагмент, чаще всего, не помнится совсем). Затем начинается новый период цикла сна. Обычно за ночь сновидец проходит от четырёх до шести циклов, причём сон ББДГ занимает примерно 80% общей продолжительности сна. В каждом цикле, однако, продолжительность времени периодов сна ББДГ и сна БДГ меняется. На схеме показано, как последующие циклы включают менее продолжительные периоды сна ББДГ и более продолжительные периоды сна БДГ.Таким образом, хотя наш первый период сна с быстрым движением глаз составляет примерно 5 мин., следующий длится уже 10, а за ним последует период в 15 минут. Последний период сна БДГ может длиться от 30 до 60 минут. Схема последовательности прохождения через цикл сна четырёх фаз сна ББДГ и периода сна БДГ представляет собой такой алгоритм:период сна ББДГ 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 3 – 2 - сон БДГ – 2 – 3 – 4… Причём каждая фаза сна нуждается в своей реализации при полноценном сне средней продолжительностью восемь часов. В случае недобора или сокращения любой из фаз (под воздействием снотворных, наркотиков, алкоголя, или в результате преждевременных пробуждений и общего недосыпания) нереализованный период стремится к своему восстановлению во времени в последующую и ближайшую ночь. Было проведено большое количество лабораторных исследований сна. Но в связи с общим замыслом и направленностью книги сразу отметим, что с духовной точки зрения такой научный подход не представляет собой ни какой познавательной ценности. И хотя такие исследования значительно продвинули науку в понимании возникновения и прохождения сновидений, по-настоящему они не привели к серьёзному открытию их природы и роли в жизни человека и не дали исчерпывающих объяснений. Подобная ситуация сохраняется и на современном этапе. Все новые созданные теории сновидений являются производными всего лишь от двух фундаментальных научно-познавательных подходов - психоаналитического и физиологического. Все современные теории сна принципиально не превосходят гения Павлова и Фрейда-Юнга. Приведём итоговые очевидные высказывания различных специалистов-исследователей в области сна, которые актуальны и по сей день:«Сон и его помощник сновидение так и не открыли нам своих тайн. Нам потребуется наверняка годы и годы исследований для того, чтобы понять их точное значение и узнать каковы отношения между ними» (Хоффман ля Рош)«За исключением гипотез не существует никаких доказательств, никаких экспериментальных данных, никаких точных знаний в конечной инстанции, доказывающих, почему мы спим и почему мы видим сны» (Бертини)«До сих пор нам ещё трудно ответить на вопрос: почему мы спим? Почему мы видим сны?» (П. Пассуан)«До сегодняшнего дня у нас нет ясных мыслей относительно той реальной функции, которую выполняет сон в нашем организме, и мы в равной мере не знаем ничего, что касается функций сновидений» (Х. Шульц)«В своих экспериментах мы были несколько слишком приблизительны... Таким образом, сон так и не открыл нам тайны своих функций и, вероятно, не откроет их ещё долго» (М. Жувэ)И всё же, авторская позиция утверждается в том, что в настоящее время уже наметился коренной перелом в научном понимании сновидений. Он связан в начале 80-х годов с подлинно научным (обоснованным) открытием, обнаружением особого типа сновидений - осознанных сновидений. По-другому, они именуются - люцидными, прозрачными, ясными, управляемыми или даже «сновидениями в квадрате»! Более десяти лет потребовалось их официальным первооткрывателям - Лабержу С. (стэндфордский университет) и параллельно Хирну К. (Англия) - доказывать научному миру только подлинность существования этого типа сновидений! Этот вид ночных сновидений отличается качественно от всех остальных тем, что в них присутствует, функционирует наше полное, дневное, бодрствующее сознание. Во сне мы можем сохранять дневное сознание и понимать, что видим сон, а значит сознательно мыслить, намеренно действовать, осмысленно влиять на события (сна) и целенаправленно перемещаться! Этот научный факт закономерно можно рассматривать, как глубокий прорыв в понимании изучении сна, обещающий принципиально новые исследовательские перспективы. Изучение осознанных сновидений таит в себе неограниченные потенциальные возможности в понимании природы и психического, и сознательного в человеческой личности, а также их структуры и соотношения. Осознанные сны – нечто исключительное и ещё незнакомое науке. Они связаны и с паранормальными явлениями, и со сверхпсихическими способностями личности, и с философскими прозрениями, и с принципиально новым взглядом на мир и сознание человека, и с возможными глобальными открытиями в целом в науке будущего, а также с применением их в разных областях человеческой деятельности (медицине, образовании, криминалистике, истории, государственной безопасности). Именно поэтому в развитых странах и там, где любая подобная информация всегда в цене, на такие исследования немедленно выделяются деньги. Есть все основания предполагать, что результаты многих дальнейших углубленных разработок в области сновидений становятся делом государственной важности и, естественно, засекречиваются. В нашей стране длительный период, когда во всех областях науки и культуры довлел «махровый», непримиримый и воинственный материализм, конечно, не могло быть и речи ни о каком психоанализе и, тем более, о сознании во сне. Хотя на психологическую важность и значение сновидений уже указывали такие советские учёные, как Касаткин В. Н. и Вольперт И. Е. Однако они были вынуждены подстраивать и соотносить свои исследования с физиологической теорией Павлова. Последние 10-15 лет в связи с запоздалым потоком различной психоаналитической и духовной литературы на территориях бывшего СССР наметился устойчивый подъём интереса к сновидениям, как со стороны рядовых читателей, так и со стороны профессионалов-психологов. Активно пропагандируют знания об осознанных сновидениях и духовных возможностях человека многие эзотерические центры. А та сфера психологических исследований, которая относится к глубокому изучению магических и религиозных учений и в их практическом, прикладном к человеку смысле, - представляется наиболее перспективной. Весьма оригинально такое нетрадиционное направление познания, как трансперсональная психология. Основатель этого направления в психологии доктор медицины – С. Гроф (США). Трансперсональная психология, отражая картографию изменённых состояний сознания в её широчайшем диапазоне, и, научно переоткрывая религиозную мудрость и опыт различных мистиков, заставляет по-другому взглянуть на природу и функцию сознания. Однако трансперсональная психология несёт в себе целый ряд серьёзных недостатков и даже опасностей (в духовном познании и в познании сновидений в том числе). В основе её - поток наркотического сознания, а подобный поток определённо связан с разрушительными воздействиями (на тех, кто с ним соприкоснулся) и всякого рода болезненными зависимостями. В нашей стране имеются неограниченные возможности изучения внутреннего мира человека и его духовных глубин на базе научно-психологического исследования христианского православия - нам нужна своя российская, славянская (а не прозападная, американская) «трансперсональная психология». Тем самым обнаружится возможность вернуть в современную психологию душу человека, обратиться к изучению его духовных потенций и возвратить в науку, по сути, самого человека. Такое изучение приоткроет многие тайны сознания и психики, что и является главной целью и задачей психологии - науке о душе! Это направление научного исследования было бы особенно актуальным у нас, когда до сих пор личность трактуется, как био-социальное существо совершенно без учёта его духовных возможностей. Классическая современная психология явно хромает и отстаёт от духовных потребностей человека. Она до сих пор не изучает и почти не рассматривает человеческую личность, как духовную составляющую. Очень важно в рамках психологии научно показать духовные перспективы, а, следовательно, дать новые духовные идеалы подрастающему поколению в стране, которая таких идеалов была лишена. В стране, в которой хаотически строится новая неопределённая прозападная модель экономики и уже устойчиво сформировались негативные ценности: престиж богатства, роскоши, денег с доминированием культа насилия, жестокости и лихой удачи. Не менее негативна иная тенденция – речь идёт об обширном рынке всевозможной эзотерической литературы, призывающей к духовному развитию и самопознанию. На сознание рядового читателя обрушивается целый шквал разнообразных, привлекательных и весьма оригинальных духовно-эзотерических концепций и практических рекомендаций, но вот беда, - большинство из них является самыми выхолощенными, извращёнными, разрушительными и пошлыми формами познания! Возвращаясь к главной теме книги, подведём итоги. Итак, сновидения - это: - ложные воспоминания, остатки дневных впечатлений, «небывалые комбинации бывалых впечатлений»; - следствие генерирования электрических сигналов частью головного мозга. Такая активность ведёт к серии случайных образов и ощущений. Это попытка мозга обработки этих электрических сигналов (активационно-синтетическая модель); - раздражение зрительных нервов; - необходимое условие для развития мозга (известно, что младенцы спят более 16-ти часов в сутки, половина этого времени занимают сновидения. К старости же фаза парадоксального сна значительно сокращается); - автоматическая работа мозга при отсутствии восприятия, осознание разумом себя в отсутствии действия органов чувств; - перекодирование мозгом сигналов, поступающих из внешней среды (холод, теснота...) и от тела (мышечный тонус, состояние биологических органов...); - закрепление и переработка ранее полученной информации в памяти; - разрешение проблем и реабилитация негативных состояний, возникших в дневном сознании, на психическом и психосоматическом уровнях; - состояние частичного пробуждения ото сна; - растормаживание нервных следов в коре головного мозга под влиянием внешних и внутренних раздражителей (рефлекторная модель снов И. М. Сеченова – И. П. Пав