Реферат по предмету "Религия"


Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация Причины распространения нетрадиционных

МосковскийУниверситетМВД
Кафедрапрофессиональнойэтики и эстетическойкультуры

Реферат

Тема:«Общая характеристиканетрадиционныхрелигий и ихклассификация.Причины распространениянетрадиционныхрелигий в современнойРоссии».

Исполнил:
курсант114 учебного взвода
рядовоймилиции
МоисеевА.В.
Научныйруководитель:
РеуцкаяГ.М.

Москва2004
Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Общаяхарактеристикаи классификациянетрадиционныхрелигий………4
Распространениерелигии вРоссии………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………17
Списокиспользуемойлитературы…………………………………………..18

ВВЕДЕНИЕ

За последнеедесятилетиев России появилисьи расширилисвое влияниеновые религиозныедвижения, организациии культы. Вотечественнойлитературеони получилиназваниенетрадиционныхрелигий. НаЗападе, где ихименуют «новымирелигиями», они началивозникать в70-80-е гг. ХХ в. Поутверждениюнекоторыхэкспертов, тамнасчитываетсяот 1500 до 5000 «новыхрелигий». Правда, многие из нихпредставляютсобой перенесенныена чужероднуюпочву традиционныерелигиозныеучения Востока.
В нашей странераспространение«новых религий»началось вконце 80-х гг. Многиеспециалисты-религиоведырассматриваютих как проявлениеиностраннойдуховной агрессии.

Общая характеристикаи классификациянетрадиционныхрелигий

Одной изхарактерныхчерт, присущихпочти всемнетрадиционнымрелигиям, являетсято, что ониформируютсякак разновидностьхаризматическихкультов, т.е.во главе находитсялидер, которыйнаделен харизмом(от греч. charisma– дар). Это особенноесвойство личности, выделяющееего из средыостальных. Оноявляется нестолько благоприобретеннымв процессежизнедеятельности, воспитанияи образования, сколько милостиводарованнымему свыше. Содержаниеэтого даразаключаетсяв уникальномумении влиятьна настроениеи поведениедругих людейи от имени Всевышнегоучить их праведнойжизни.
Характерно, что лидер создаетособую «семью», или «юммуну», в которой егоназывают «отцом».Здесь устанавливаютсяобязательныедля всех абсолютныеправила поведенияи образа жизни, но не обязательныедля самоголидера, ведьон – особый, святой. Рядовыечлены группзачастую отказываютсяот своего имущества, а вознагражденияза труд передаютв кассу юммуны.Многие представители«новых религий»живут в общежитиях, вне семьи, порваввсякие отношенияс родными иблизкими. Иначеговоря, кругих общениякрайне узок, допускаютсяконтактыпреимущественнос членами своейгруппы, т.е.неукоснительноподдерживаетсяобстановкаполной изоляцииот внешнегомира.
Важно подчеркнутьеще одну характернуючерту деятельностинетрадиционныхрелигий. Речьидет о том, чтов рамках сектыдля контроляза поведениемее приверженцевиспользуютсясредстваисключительногоманипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительныемолитвы и заклинания.Культовыепроцедурыобычно носятздесь сугубоколлективныйхарактер, исключающийвсякие субъективные, свободныепроявления.
Существеннойособенностьювероучения«новых религий»является пропагандакатастрофически-апокалиптическоговзгляда на мир, предопределенностичеловеческойжизни, покорностисудьбе. Особоевнимание уделяетсяидеологическойобработкеновообращенных, их адаптированиюк условиямжизни в группеи усвоениюосновных положенийвероучения.
Общая характеристикадеятельноститаких религийвключает в себяследующиеважные черты.Во-первых, большинствосект отличаетсяактивноймиссионерскойработой, причемэто касаетсяне только лидеров, но и рядовыхсторонников, адептов. Здесьприменяютсяразные формыи способыраспространения«новых» идей, включая выступленияруководителейна стадионахперед огромнымимассовымиаудиториямии доверительныебеседы. Во-вторых, широко используютсясредства массовойинформации.Известно, чтомногие сектыдля популяризациисвоих вероученийведут регулярныепередачи потелевизоруи радио, публикуютрекламныесообщения впрессе, публицистическиестатьи в журналах.К этому можнодобавить, чтоони располагаютогромнымифинансовымивозможностями.В-третьих, некоторыенетрадиционныерелигии отличаютсятоталитарнойнаправленностью.Как это понимать? Ученые-религиоведыотмечают, чторелигиозныеобъединенияпрактикуютметоды порабощениясознания человека, духовногонасилия надним путем насажденияжестко дисциплиныи примененияпсихотропныхсредств. Всеэто представляетяркую опасностьдля физическогои психическогоздоровья людей.
В научной, учебно-популярнойлитературедается подробнаяклассификациянетрадиционныхрелигий.Специалисты-религиоведыиз всего многообразиякультов условновыделяют пятьих разновидностей.
1. Неохристианскиеобъединения.К ним можноотнести распространенныев СНГ следующиерелигиозныесекты: «Международная церковь унификации»,«Дети Бога»,«Церковь телаХриста», «Богородничноебратство»,«Белое братство»и др. Для ниххарактерностремлениеобъединитьхристианскиевероученияс элементамивосточныхрелигий.
2.Сайентологическоенаправление.Название произошлоот английскогослова sience– наука. Направлениеобъединяетразличные«космическиерелигии» (типичныйпредставитель– «Церковьсайентологии»Рона Хаббарда), которые наукообразнои мистическитрактуют различныенеисследованныеявления психикичеловека иокружающейприроды, напримерсвязь Землии высших космическихсил, контактыс неопознаннымилетающимиобъектами.
3.Неоориенталистскиекульты. К ним относятся«Обществосознания Кришны»,«Тихоокеанскийдзен-буддийскийцентр», «МиссияБожественногосвета», «МахарайДжи», и др. Этовероучениявосточногопроисхождения, представляющиесобой западноевоплощениеиндуистскихи буддийскихкультур. Характернойих особенностьюявляетсяантирационалистическаянаправленность, а также способыпсихофизическоговоздействияна человека.
4. Сатанинскиегруппы.Среди них можноназвать «ЦерковьСатаны», культыдьявола и другиеразновидностизловещих объединений.Они возвеличиваютзначение злаи насилия, проповедуютобщение смистическимиисточникамизла – демонами, Сатаной. Деятельностьих отличаетсяособой жестокостьюи таинственностьюритуалов посвященияи отправлениякультов.
5.Религиозно-мистическиекульты.Речь идет ораспространенииоккультныхучений, новоймагии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительстваи других явлений.Как отмечаютученые-социологи, за последниегоды в Россииподобные организацииуверенно лидируюти получаютдовольно широкуюпопулярностьсреди населения.
Перейдемк более подробномурассмотрениюконкретныхвидов оккультно-мистическогомировосприятия.Как свидетельствуютрезультатынаучных исследований, оккультизм, вера в колдовство– это не извращениебезбожногоума, а сопутствующийэлемент обыденногорелигиозногосознания. Поданным опросов, проведенныхв 1993-1996гг., в эти видыкульта верятбольше, чем визвестныеправославныедогматы. Возникаетвопрос, кто жеэти люди, какових социальныйстатус, возрасти образование? Как показываетанализ полученныхданных, этововсе не какие-нибудьстарушки и не«темнотанекультурная», а скорее наоборот.В астрологию, магию, спиритизмменьше всеговерят лица сначальным инеполным среднимобразованием. Неожиданносамой здравомыслящейвозрастнойгруппой оказалисьпенсионеры, тогда как средимолодежи верящихв колдовствои оккультизмв 2-3 раза большепо сравнениюс теми, комустарше 55 лет.
Можно привестиследующиеубедительныерезультатыопроса возрастныхгрупп (в процентах), которые верятв колдовство, магию и т.д.:

18-25 года Старше 55 лет
Колдовство, порча, дурной глаз
Существование дьявола
Предсказания астрологов
Общение с духами (спиритизм)
62,7
45,8
35,6
28,0
31,4
18,8
17,4
8,5
Эти данныепоказываю, чтосамая экономическибедная частьнашего населенияоказываетсяне такой ужтемной и духовноотсталой. А вототносительномолодежи надоотметить, чтоей не свойственнокритическоемышление, еесознание доверчивооткрыто всемутаинственномуи непознанномунаукой, онавпитывает какрелигиозныеучения, так имагию, оккультизм.Элементарноенаблюдениеубеждает, чтомиросозерцаниебольшинствапредставителейсовременноймолодежи весьмапротиворечивои неустойчиво.Здесь нарядус широкимраспространениемпрагматическихвзглядов неценности жизнивстречаютсяявные суеверия.Рационализм, увлечениеаудиотехникойи компьютерамизачастую совмещаютсяс мистическимиисканиями.
Выявленноеразличиемировоззрений«отцов и детей»(точнее дедови внуков), т.е.«безбожников»и тех, кто воспитывалсяв годы перестройки, когда началосьвозрождениерелигии, по-видимому, отражает общийидеологическийкризис, которыйпереживаетРоссия. Речьидет о том, чтона смену материалистическойкартины мирапо разным каналамтелевиденияи другим средстваммассовой информациив сознаниелюдей привносятсяразличные видырелигиозно-мистическогомировосприятия.
В более широкомплане активноераспространениенетрадиционныхрелигий можнообъяснитьнесколькимисущественнымипричинами. Ипрежде всегоэто общее состояниедуховной культурынашего общества, которое отличаетсяглубоким упадком.Наблюдаетсярезкое снижениеуровня нравственностинаселения: страну захлестнулаидеологияморальногорелятивизмаи вседозволенности.Происходитбезудержнаяпропагандамасскультуры, алкоголя, сексуальнойраспущенности.Как остроумнозаметил известныйэкономист Н.Шмелев, «нашеобщественноесознаниехарактеризуется тремя словами: чернуха, порнухаи чертовщина».Следует помнить, конечно, и отом, что в духовнойкультуре нашейстраны образовалсяопределенныйвакуум, которыйблагодарядеятельностисредства массовойинформации, активно заполняетсявсяческимисуевериямии мистическимиучениями.
В кризисныепериоды развитияобщества, какправило, возарстаетинтерес людейк новому, необычному.Это подтвердилии результатывсероссийскогоопроса, проведенногофондом «общественноемнение» 18 октября1997 г. (было охвачено1500 человек). Респондентовспрашивали, какие из паранормальныхявлений онисчитают возможными, верят в них.Чаще всего людиназывали (данныев процентах):
Сбывающиеся приметы
Наведение порчи, сглаз, колдовство
Экстрасенсорику
Астрологические предсказания
32
28
24
15
Меньше всегороссияне верятв возможностьтаких явлений, как левитация(4%), полтергейсти спиритизм(по 5 %), а такжедеятельностьинопланетянна земле (7%)1.
Познаниемира бесконечно, и поэтому всегдабыло и остаетсячто-то непознанное.«Есть многоена свете, «другГорацио, чтои не снилосьнашим мудрецам»(Вильям Шекспир«Гамлет»). Наиболеесложным объектомоказываетсясам человек.Именно на этомспекулируютпредставители парапсихологии, психотроникии т.п., нередковыдавая заустановленныефакты проявлениятелепатии ителекинеза.Зачастую здесьприсутствуютобман и мистификация, хотя многоезаслуживаетвнимания ученых, тщательногоизучения иобъяснения.
Кроме того, одной из существенныхпричин стремлениялюдей к новымкультам можносчитать психологическоесостояниенашего общества.Известно, чтоздесь правятбал разногорода страхи, неуверенностьв будущем, тревогаза жизнь, работу, личную судьбуи будущее страны.Страх переднасилием, передмогуществомзла, его искусомделают некоторыхлюдей запуганными, и они стремятсяискать защитув потустороннихсилах. На такойсоциально-психологической почве и возникаетигра на мнительности, настороженностилюдей, находящихсяв стрессовыхситуациях. Вэтих условияхпроповедники новых религиозныхсект, астрологи, целители обещаютпростые и легкиерешения всехпроблем. Они, как правило, используютчеловеческуюдоверчивость, извечную тягулюдей к чуду.Конечно, естьэкстрасенсы, обладающиеособыми способностямиобщения и воздействияна людей, чтонередко позволяетоказывать импомощь, включаяизлечениекаких-то недугов, например феноменДжуны Давиташвилиили способностипрорицательницыиз Болгариипокойной Ванги.Эти фактыпсихологическогои психофизическоговзаимодействиямежду людьмизаслуживают серьезногонаучного изучения.Но нельзя забывать, что на этомфоне объявиласьмногочисленнаяармия мошенников, авантюристов, не обладающихкакими- либоособыми способностями.Они зарабатываютбешенные деньги, обманываядоверчивыхи сбитых с толкулюдей. Подобныйсамообманзачастуюоборачиваетсяжестокимразочарованиемв жизни, утратойверы в перспективу, а иногда и настоящимитрагедиями.
В последнеевремя полосыроссийскихгазет заполненыпредложениямиразного родаколдовскихи экстрасенсорныхуслуг. В изобилииобъявилисьпровидцы имаги, специалистыоккультныхучений. Причемпрейскурантцен и переченьвидов магическойпомощи весьмаобширны.
Серьезныеученые, констатируяобвальный ростновых религиозныхкультов, колдунови магов, отмечают, что все этоявное свидетельствоболезненногосостоянияроссийскогомассовогосознания. Иболезнь этапроявляетсяво многих сферах: в активномстроительствефинансовыхпирамид, в холявномповедениимногих вкладчиков, в аморальностиотдельныхпредставителейгосударственнойвласти. Специалистыкатегоричныв оценке нашегообщественного сознания: здесьнаметился явныйоткат к средневековью, к состояниюзатемненияумов. Специалистыв области психиатрииутверждают, что в нынешнейсоциально-историческойситуации нарастаетпроцесс обостренногоосознанияличностьюсмысла своегобытия в утратившемстабильностьмире.
Распространениерелигии в России

Ре­ли­ги­оз­ная жизнь россиян, ее кон­фес­сио­наль­ное раз­но­об­ра­зие яв­ля­ет­ся от­ра­же­ни­ем пе­ст­ро­ты на­цио­наль­но­го со­ста­ва жи­те­лей страны как в про­шлом, так и в на­стоя­щем. В России дей­ст­ву­ет бо­лее 500 различ­ных ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций и цен­тров.
Впол­не оче­вид­но, что пер­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние за­ни­ма­ет Русская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.
В России на­чи­ная с XVII в. зна­чи­тель­ны­ми груп­па­ми на­се­ле­ния пред­став­ле­ны ста­ро­об­ряд­цы- пра­во­слав­ныерус­ские лю­ди, не при­няв­шие но­во­вве­де­ний пат­ри­ар­хаНи­ко­лая, след­ст­ви­емче­го был рас­кол в православ­ной церк­ви в XVII в.В ста­ро­об­ряд­че­ст­ве об­ра­зо­ва­лось мно­го тол­ков и те­че­ний. Пер­вое ме­сто по чис­лу при­хо­жан за­ни­ма­ет Рус­ская Пра­во­слав­ная Ста­ро­об­ряд­че­ская Цер­ковь. Сре­ди мо­с­ков­ских старообрядцев есть об­щи­ны Мо­с­ков­ская Пре­об­ра­жен­ская и Мо­с­ков­ская По­мор­ская и дру­гие.
Сре­ди пра­во­слав­ныхав­то­ке­фаль­ныхцерк­вей в сто­ли­це — храмГрузин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, хрампод­во­рья Бол­гар­ской Православной Церк­ви, хра­мы при пред­ста­ви­тель­ст­ве Ан­ти­охий­ско­го патри­ар­ха­та (церк­ви Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла и Фео­до­ра Стра­ти­ла­та).
По­ми­мо пра­во­сла­вия, хри­сти­ан­ст­во в России так­же пред­ста­ви­ло ка­то­ли­циз­мом, про­тес­тан­тиз­мом и мо­но­фи­зи­там.К мо­но­фи­зи­там (признаю­щим Ии­су­са Хри­ста толь­ко Бо­гом в от­ли­чие от боль­шин­ст­ва хри­сти­ан, ви­дя­щих в нем, и Бо­га и че­ло­ве­ка) от­но­сит­ся Ар­мян­ская Апо­столь­ская Цер­ковь. Она пред­став­ля­ет со­бой центр так назы­вае­мой Но­во-На­хи­че­ван­ской Рос­сий­ско-Ар­мян­ской Епар­хии, объединяю­щейверую­щих ар­мян со всей тер­ри­то­рии быв­ше­го СССР, кро­ме За­кав­ка­зья.
Цен­траль­ным мо­с­ков­ским ка­та­ли­ти­че­ским хра­мом для мо­ск­ви­чей-ка­то­ли­ков яв­ля­ет­ся кос­тел Св. Лю­до­ви­ка, от­но­ся­щий­ся к кон­цу XVIII в. Служ­ба так­же на­ча­ла с не­дав­не­го вре­ме­ни про­во­дить­ся и в кос­те­ле на ул. Ма­лая Гру­зин­ская. В России су­ще­ст­ву­ет еще два ка­та­ли­ти­че­ских при­хо­да. Один из них пред­на­зна­чен для анг­ло-аме­ри­кан­ских ка­то­ли­ков — ча­сов­ня Бо­го­ма­те­ри На­де­ж­ды.Кро­ме это­го су­ще­ст­ву­ет не­мец­кий католиче­ский при­ход при по­соль­ст­ве Гер­ма­нии. Вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся костел Свя­тых Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.
Са­мо­стоя­тель­ную дея­тель­ность с 1992 г. в России раз­во­ра­чи­ва­ет ка­то­ли­че­ский ор­ден ма­те­ри Те­ре­зы из Куль­ту­ры. Пред­ста­ви­те­ли ор­де­на, как и в ос­таль­ном ми­ре, в России за­ни­ма­ют­ся бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью, ока­зы­вая по­мощь в боль­ни­цах, дет­ских до­мах, при­ютах, гос­пи­та­лях, он­ко­ло­ги­че­ских и пси­хи­ат­ри­че­ских кли­ни­ках.
Дос­та­точ­но раз­но­об­раз­но в России пред­став­ле­ны про­тес­тан­ты. Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ную груп­пу, к то­муже стре­ми­тель­но рас­про­стра­няю­щую свое ре­ли­ги­оз­ное влия­ние, со­став­ля­ют бап­ти­сты. Бап­ти­сты пред­став­ля­ют наи­бо­лее мас­со­вое про­тес­тант­ское дви­же­ние, рас­про­стра­нен­ное в Рос­сии. Имен­но за счет чис­лен­но­сти бап­ти­стов про­тес­тан­тизмза­ни­ма­ет вто­рое ме­сто в России по чис­лу его ис­по­ве­дую­щих.
Ме­ж­ду Ма­ро­сей­кой и Вар­вар­кой, в Ста­ро­сад­скомпе­ре­ул­ке, в здании лю­те­ран­ско­го хра­ма про­шло­го ве­ка рас­по­ла­га­ет­ся евангелическолю­те­ран­ская цер­ковь. Еван­ге­ли­че­ские служ­бы про­хо­дят и в по­соль­ст­ве Гер­ма­нии, но они объ­е­ди­ня­ют ог­ра­ни­чен­ный круг ве­рую­щих из чис­ла ино­стран­цев.
Боль­шая анг­ли­кан­ская епи­скоп­ская цер­ковь Св. Ан­д­рея на­хо­дит­ся в Воз­не­сен­ском пе­ре­ул­ке. “Анг­ли­кан­ская кир­ха” поя­ви­лась здесь еще в 40-х го­дах про­шло­го ве­ка, но преж­нее зда­ние в на­ча­ле 20 в. бы­ло за­ме­не­но но­вым, с баш­ней, в ко­то­ром сей­час и про­хо­дят служ­бы.
Из пред­ста­ви­те­лей про­тес­тан­тиз­ма есть так же ад­вен­ти­сты Седьмо­го дня, об­ще­ст­во ко­то­рых на­хо­дит­ся там же, где и бап­ти­ст­ский Мо­лель­ный дом. Чис­ло ад­вен­ти­стов, то есть хри­сти­ан, про­по­ве­дую­щих ско­рое вто­рое при­ше­ст­вие Хри­ста, дос­та­точ­но ве­ли­ко, и чис­лен­ность их воз­рас­та­ет.
Поя­ви­лись в России и ме­то­ди­сты. Они при­над­ле­жат к не­дав­но пред­став­лен­ной в сто­ли­це Объ­е­ди­нен­ной Ме­то­ди­ст­кой Ев­ра­зий­ской Церк­ви. В XVIII в. ме­то­ди­сты (на­зва­ния про­ис­хо­дит от то­го, что они тре­бо­ва­ли ме­то­ди­че­ско­го сле­до­ва­ния нор­мам хри­сти­ан­ской мо­ра­ли) от­де­ли­лись от анг­ли­кан­ст­ва, соз­дав са­мо­стоя­тель­ные об­щи­ны.
На Боль­шой Ко­син­ской ули­це в Москве на­хо­дит­ся Мо­лит­вен­ный дом хри­сти­ан ве­ры еван­гель­ской, или, ина­че, пя­ти­де­сят­ни­ков, очень близ­ких, как по ве­ро­уче­нию, так и по боль­шин­ст­ву об­ря­дов, бап­ти­стам. На­ко­нец, за­вер­шая раз­го­вор о про­тес­тан­тах, не­об­хо­ди­мо упо­мя­нуть и ре­ли­ги­оз­но-фи­лан­тро­пи­че­скую ор­га­ни­за­цию“Ар­мия Спа­се­ния”. Вероучение этой ор­га­ни­за­ции не от­ли­ча­ет­ся от ме­то­ди­че­ско­го, но органи­зо­ва­на она на во­ен­ный лад.
Иу­да­ист в России по­се­ща­ют три си­на­го­ги. Пер­вая из них бы­ла ос­но­ва­на в се­ре­ди­не XIX в. вто­рая поя­ви­лась в на­ча­ле XX в. Позд­нее все­гобы­ла ос­но­ва­на Марь­и­но-Ро­щин­ская си­на­го­га.
Му­суль­ман­ские- мо­ск­ви­чи име­ют в сво­ем рас­по­ря­же­нии три ме­че­ти. Пер­вая из них на­хо­дит­ся в Вы­пол­зо­вом пе­ре­ул­ке, вто­рая — в За­мо­ск­во­ре­чье. Кро­ме то­го, ме­четь есть так­же в Ис­лам­ском куль­тур­ном цен­тре. Ве­дут­ся ра­бо­ты по соз­да­нию еще не­сколь­ких ме­че­тей.
Сре­ди мо­ло­де­жи не­ко­то­рой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся от­ветв­ле­ния ин­ду­из­ма — криш­на­изм. Есть по­клон­ни­ки буд­диз­ма и дзэн-буд­диз­ма.
Новые тенденции в религиозной жизни России.
В це­ломсо­вре­мен­нойре­ли­ги­оз­нойжиз­ни России ха­рак­тер­но не­сколь­ко но­вых тен­ден­ций. Во-пер­вых, впро­ти­во­вес традици­он­ным ре­ли­ги­ям, речь о ко­то­рых шла вы­ше, в на­стоя­щее вре­мя все боль­ше рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет эку­ме­низм- ре­ли­ги­оз­ное дви­же­ние, стре­мя­щее­ся объ­е­ди­нить все хри­сти­ан­ские кон­фес­сии, а так­же по­доб­ные эку­ме­низ­му ана­ло­гич­ные дви­же­ния, ко­то­рые пы­та­ют­ся пре­одо­леть тради­ци­он­ные раз­ли­чия в ве­ро­ва­ни­ях и соз­дать не­ко­то­рые универсальные уче­ния, вклю­чаю­щие в се­бя эле­мен­ты и хри­сти­ан­ст­ва, и ис­ла­ма, и иу­да­из­ма, и про­чих как ми­ро­вых, так и не­тра­ди­ци­он­ных конфес­сий.
Во-вто­рых, для ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни России ха­рак­тер­но мас­со­вое по­яв­ле­ние за­ру­беж­ных про­по­вед­ни­ков и пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных нетра­ди­ци­он­ных для Рос­сии ре­ли­гий и их очень ак­тив­ная прозелитическаядея­тель­ность. Сте­ны ва­го­нов пе­ст­рят при­гла­ше­ния­ми на про­по­ве­ди Бил­ли Грэ­ма, на мо­ле­ния ко­рей­ских хри­сти­ан, в многочислен­ные но­вые, час­то не ко­му не­из­вест­ные ре­ли­ги­оз­ные груп­пы и ор­га­ни­за­ции. Пу­га­ет так сво­бо­да и бы­ст­ро­та, с ко­то­рой они осваивают Рос­сию, тембо­лее что при бо­лее вни­ма­тель­номрас­смот­ре­нии час­то ока­зы­ва­ет­ся, что речь идет как ми­ни­мум о шар­ла­та­нах.
По­хо­же, что в по­след­нее вре­мя сво­бо­да в Рос­сии обер­ну­ласьнастоя­щим ре­ли­ги­оз­ным бра­конь­ер­ст­вом. Лю­бой ино­стран­ный проповедник, чьи де­ла на ро­ди­не по­шат­ну­лись, мо­жет с вло­же­ни­ем мини­маль­ных средств раз­во­ра­чи­вать не слы­хан­ные по мас­со­во­сти компании здесь, в Рос­сии. Напри­мер аме­ри­кан­ский про­по­вед­ник Джимми Сваг­гер был от­лу­чен в США от сво­ей об­щи­ны по ини­циа­ти­ве са­мих чле­нов об­щи­ны “за гре­хи”, но в Рос­сии ве­дет те­ле­пе­ре­да­чи.Наш эфир по­лон про­по­ве­дя­ми “свя­тей­ше­го учи­те­ля Се­ко Аса­ха­ра” о ко­то­ром по­соль­ст­во Япо­нии пре­ду­пре­ди­ло, что “это од­на из тех сект, что требуют по­сто­ян­но­го по­ли­цей­ско­го над­зо­ра”. В Мо­ск­ве от­кры­то действу­ет “Цер­ковьуни­фи­ка­ции пре­по­доб­но­го Му­на”, ко­то­ро­го в 50-х го­дах аре­сто­вы­ва­ли в Юж­ной Ко­рее “за со­вер­ше­ние из­вра­щен­ных дейст­вий” с чле­на­ми сво­ей об­щи­ны, а 70-х го­дах в США — за укрыватель­ст­во от на­ло­гов и за “ хра­не­ние и рас­про­стра­не­ниенар­ко­ти­ков”.
Ме­ж­ду­на­род­ныйхри­сти­ан­ский се­ми­нар по то­та­ли­тар­ным сек­там в Рос­сии от­нес к их чис­лу из­вест­ное “Бе­лое брат­ст­во”, Бо­го­ро­дич­ный центр, “Аум Син­ри­ке”, по­сле­до­ва­те­лей Му­на и его“Церк­ви объ­е­ди­не­ния”, тан­три­стов, не­оса­та­ни­стов, мор­мо­нов,“Но­во­апо­столь­скую цер­ковь”, “Цер­ковь Хри­ста”, “Жи­войпо­ток”, сек­ту “Юни­вер” идр. При всех различи­ях их объ­е­ди­ня­ют же­ст­кая ие­рар­хи­че­ская струк­ту­ра, во­ен­ная дисци­п­ли­на и эк­лек­тич­ность ве­ро­уче­ния(“син­те­ти­че­скиекуль­ты”) — в их уче­ни­ях все за­им­ст­во­ва­но, нет ни­че­го сво­его.
Пра­во­слав­ная цер­ковь их осу­ж­да­ет, пре­да­ет эти сек­ты ана­фе­ме. От­час­ти их дея­тель­ность долж­ны бы­ли ог­ра­ни­чить не­ко­то­рые ста­тьи новой ре­дак­ции “За­ко­на о сво­бо­де со­вес­ти”, по ко­то­рым “за­ру­беж­ные ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции“ не поль­зу­ют­ся пра­вом на за­ня­тие “религиозно-мис­сио­нер­ской, из­да­тель­ской и рек­лам­но-про­па­ган­ди­ст­кой дея­тель­но­стью”, но час­то сек­ты про­сто об­хо­дят за­кон.
Тре­во­гу, при­чем обос­но­ван­ную, бьют пси­хи­ат­ры.Де­ло в том, что все эти ре­ли­ги­оз­ные сек­ты тре­бу­ют от сво­ей па­ст­вы са­мо­от­ре­че­ния, сми­ре­ния, под­чи­не­ния, вы­рвать­ся из них чрез­вы­чай­но труд­но.
Бо­го­ро­дич­ный центр, на­при­мер, при­ну­ж­да­ет к пе­рио­ди­че­ско­му “мысленно­му по­сту” — пол­но­му от­ка­зу от “ду­ма­нья” при пол­ной покорно­сти ру­ко­во­ди­те­лю дви­же­ния. Се­ко Аса­ха­ра счи­та­ет не­об­хо­ди­мой для ухо­да от мир­ской жиз­ни в выс­шие ми­ры “ин­тен­сив­ную прак­ти­ку бе­зу­мия” вхо­де мно­го­ча­со­вых ме­ди­та­ций. Она в свою оче­редь вы­зы­ва­ет у сек­тан­та из­ме­не­ние соз­на­ния, раз­ви­вая со­стоя­ние гип­но­за и самогипно­за. В та­ких со­стоя­ни­ях рез­ко по­вы­ша­ет­ся вну­шае­мость в потерей ре­аль­но­го вос­при­ятия ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и лег­ко ус­ваи­ва­ет­ся ус­та­нов­ка про­по­вед­ни­ка на сле­пую ве­ру в то, что он го­во­рит и к че­му при­зы­ва­ет. Так про­ис­хо­дит ко­ди­ро­ва­ние, или про­грам­ми­ро­ва­ние, че­ло­ве­ка, ко­то­рое впо­след­ст­вии де­ла­ет его ду­хов­но за­ви­си­мым от проповедника(при­чем, по мне­нию вра­чей, та­кая за­ви­си­мость ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от ал­ко­голь­ной или нар­ко­ти­че­ской). По­сле это­го че­ло­век не от­ве­ча­ет за свои дей­ст­вия, ста­но­вит­ся био­ро­бо­том.
Мно­го­чис­лен­ные ре­ли­ги­оз­ные шоу — это се­ан­сы с эле­мен­та­ми массо­во­го гип­но­за. Под его влия­ни­ем у лю­дей с за­чат­ка­ми пси­хи­че­ских рас­стройств, де­прес­си­ей бо­лезнь мо­жет пе­рей­ти в ак­тив­ную фа­зу. Но и лю­дис урав­но­ве­шен­ной пси­хи­кой, хо­тя они “дер­жат­ся” доль­ше, то­же в кон­це кон­цов под­да­ют­ся “до­во­дам” про­по­вед­ни­ка. Ведь нель­зя же считать всех чле­нов “бе­ло­го брат­ст­ва” — а их бы­лоне­сколь­ко ты­сяч чело­век, мо­ло­дых и здо­ро­вых — пси­ха­ми или под­вер­жен­ны­ми стрес­сам и де­прес­сии! Тем не ме­нееса­мо­со­жже­нию по при­зы­ву Ма­рии Цви­гун и ее идей­но­го на­став­ни­ка Кри­во­но­го­ва в день объ­яв­лен­но­го ими кон­ца све­та на­ме­ри­ва­лось пре­дать­ся все “Бе­лое брат­ст­во”, при­чем намеривалось на столь­ко серь­ез­но, что это груп­по­вое са­мо­убий­ст­во было пре­дот­вра­ще­но от­нюдь не убе­ж­де­ния­ми, а про­сто фи­зи­че­ским вмеша­тель­ст­вамсил пра­во­по­ряд­ка. То, что про­изош­ло в “Бе­лом брат­ст­ве”, мог­ло про­изой­ти и в дру­гих сек­тах, по­сколь­ку ме­ха­низм их деятель­но­сти дос­та­точ­но оди­на­ков. При­ме­ров то­му мно­же­ст­во- достаточно вспом­нить судь­бу об­щи­ны Дэ­ви­да Ко­рэ­ша в США, чле­ны ко­то­рой ре­ши­ли по­кон­чить жизнь са­мо­убий­ст­вом по при­зы­ву проповедни­ка, са­мо­от­рав­ле­ния бо­лее 280 чле­новре­ли­ги­оз­ной об­щи­ны по при­зы­ву про­по­вед­ни­ка в Гай­а­не в кон­це 80-х го­дов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключенииотметим, чтоновые религиозныетечения проявляютсяи распространяютсяпотому, что наних существуетреальный спрос.Как в былыевремена, таки сейчас естьмного людей, желающих изменитьсвое мироощущение, стремящихсяк поиску истины, просветленномуразвитию. Темболее это понятнов наше трудноевремя, в периодбеспрецедентногокультурно-моральногокризиса. Особенноэто касаетсямолодежи с еемаксимализмоми тягой к новому, экзотическому.А ведь нетрадиционныевероученияумело используютфрагментыразличныхдревних культови достижениясовременныхнаук. Здесьвера в Богасочетаетсяс ролью биоэнергетическихполей, а в обрядах– оздоровительныекомплексы срок-музыкой.Служба сопровождаетсяпением подгитару, причемиспользуетсовременныйразговорныйязык.
Официальнопризнанныерелигии (православие, ислам, иудаизми др.) могут неотвечать внутреннимпотребностямновых верующих, и они идут внетрадиционныеорганизации.Такая практикане противоречитФедеральномузакону «О свободесовести и религиозныхобъединениях», принятому в1997г. Однако следуетразличатьрелигиозныеорганизациии секты, которыев своей деятельностине нарушаютзаконодательство, и секты тоталитарные, с криминогеннойнаправленностью, деятельностькоторых сопряженас причинениемвреда здоровьюграждан, с инымипосягательствамина права личности.Они социальноопасны и подлежатзапрету. Именнотакой позициипридерживаетсянаша общественность.Списокиспользуемойлитературы

1. П.И. Костюкович«Религиоведение».Минск ООО «Новоезнание» 2000.
2. Ш.М. Мунчаев«Религия: историяи современность».Москва «Культураи спорт» 1998.
3. Конституция(Основной Закон)РоссийскойФедерации.
4. Федеральныйзакон «О свободесовести и религиозныхорганизациях»от29 сентября 1997г.
5. ГараджаВ.И. Религиоведение.– М., 1995


Добавить реферат в свой блог или сайтУдобная ссылка:
Скачать реферат бесплатно
подобрать список литературы


Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация Причины распространения нетрадиционных


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.