Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роман "Накануне"

Роман «Накануне»
Ю.В.Лебедев
Изкаких общественных слоев появятся новые люди? Какую программу обновления Россииони примут и как приступят к освобождению крестьян? Эти вопросы волновалиТургенева давно. Еще в 1855 году сосед Тургенева Василий Каратеев, отправляясьв Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю в полноераспоряжение рукопись автобиографической повести. Главным ее героем был молодойболгарский революционер Николай Димитров Катранов. В 1848 году в составе группыболгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологическийфакультет Московского университета. Начавшаяся в 1853 году русско-турецкаявойна всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся заосвобождение от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Катранов срусской женой Ларисой уехал на родину в болгарский город Свиштов. Но внезапнаявспышка скоротечной чахотки спутала все планы. Пришлось ехать на лечение вВенецию, где он простудился и скончался 5 мая 1853 года.
Вплотьдо 1859 года рукопись Каратеева пролежала без движения, хотя, познакомившись снею, Тургенев воскликнул: «Вот герой, которого я искал!» Междутогдашними русскими такого еще не было. Почему же Тургенев обратился к сюжету в1859 году, когда и в России такие герои (*100) появились? Почему в качествеобразца для русских «новых людей» он предложил болгарина Инсарова?Что не устроило Тургенева в добролюбовской интерпретации романа«Накануне», опубликованного в январском номере журнала «Русскийвестник» за 1860 год?
Добролюбов,посвятивший роману статью «Когда же придет настоящий день?», отметилчеткую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня романаЕлена Стахова стоит перед выбором. На место ее избранника претендуют молодойученый Берсенев, будущий художник Шубин, преуспевающий государственный чиновникКурнатовский и болгарский революционер Инсаров. Елена олицетворяет молодуюРоссию накануне общественных перемен. Кто нужнее ей сейчас: люди науки, искусства,государственной службы или гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова даетответ на этот вопрос.
Добролюбовотметил в Елене «смутную тоску», «бессознательную и неотразимуюпотребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русскоеобщество, и даже не одно только так называемое образованное». Тургеневобращает внимание на близость Елены к народу. С тайным восхищением слушает онаистории нищей девочки Кати о жизни «на всей Божьей воле» и воображаетсебя странницей. Из народного источника приходит к Елене русская мечта оправде, которую нужно искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках.Из того же источника — готовность пожертвовать собою ради других, ради высокойцели спасения попавших в беду людей.
Внешнийоблик Елены напоминает птицу, готовую взлететь, и ходит героиня «быстро,почти стремительно, немного наклонясь вперед». Смутная тоска инеудовлетворенность ее тоже связаны с темой полета. «Отчего я с завистьюгляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, незнаю, только далеко, далеко отсюда». «Долго глядела она на темное,низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосыи, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные,похолодевшие руки». Проходит тревога — «опускаются невзлетевшиекрылья». И в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит вокно высоко над водой белую чайку. «Вот если она полетит сюда… это будетхороший знак...» Чайка закружилась на месте, сложила крылья — и, какподстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль".
Такимже окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Чтоотличает его от русских Берсеневых и Шубиных? Прежде всего — цельностьхарактера, полное отсутствие противоречий между словом и делом. Он занят несобой, все помыслы его сосредоточены на высшей цели — освобождении родины,Болгарии. Ему прощаешь даже ту прямолинейность, которую подметил Шубин,слепивший две статуэтки Инсарова в виде героя и упрямого барана. Ведь ограниченностьи одержимость — типично донкихотовская черта.
Рядомс сюжетом социальным развертывается в романе философский. Он открывается споромШубина с Берсеневым о счастье: не эгоистическое ли это чувство, не разъединяетли людей стремление к нему? Соединяют людей слова: «родина, наука,справедливость». А любовь объединяет лишь тогда, когда она«любовь-жертва», а не «любовь-наслаждение».
Инсаровуи Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным. Но жизньвступает в противоречие с желаниями и надеждами людей. На протяжении всегоромана Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительности своегосчастья, от страха расплаты за любовь.
Любовьк Инсарову ставит перед Еленой не простой вопрос: совместимо ли великое дело,которому она отдалась, с горем бедной, одинокой матери? Елена смущается и ненаходит приемлемого ответа. Любовь ее к Инсарову приносит страдание не толькоматери: она оборачивается невольной нетерпимостью по отношению к отцу, кдрузьям, она ведет Елену к разрыву с Россией: «Ведь все-таки это мой дом,-думала она,- моя семья, моя родина...» Елена безотчетно ощущает, что и вее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым возвышается над любовью ктому делу, которому весь, без остатка, хочет отдаться герой. Отсюда — чувствовины перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила?» Да ибольной Инсаров задает Елене такой же вопрос: «Скажи мне, не приходило литебе в голову, что эта болезнь послана нам в наказание?»
Вотличие от Чернышевского и Добролюбова с их оптимистической теорией«разумного эгоизма», утверждавшей полное единство личного и общего,счастья и долга, любви и революции, Тургенев обращает внимание на скрытыйдраматизм человеческих чувств, на борьбу центростремительных (эгоистических) ицентробежных (общественных) начал в душе каждого человека. Трагичен человек ипотому, что он находится в руках слепой природы, которая не хочет считаться снеповторимой ценностью его личности и с равнодушным спокойствием поглощаетвсех. Этот мотив универсального трагизма жизни вторгается в роман неожиданнойсмертью Инсарова, исчезновением следов Елены на этой земле — «навсегда,безвозвратно». «Смерть, как рыбак, который поймал рыбу в свою сеть иоставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней, и рыбаквыхватывает ее — когда захочет».
Однакомотив трагизма человеческого существования не умаляет, а, напротив, укрупняет вромане Тургенева красоту и величие дерзновенных освободительных порывовчеловеческого духа, придает социальному содержанию романа широкий общечеловеческийсмысл.
СовременниковТургенева из стана революционной демократии озадачивал финал романа:неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас, вРоссии, люди, подобные Инсарову. Какие загадки могли быть на этот счет, когда«новые люди» пришли и заняли ключевые посты в журнале«Современник»? Очевидно, Тургенев мечтал о приходе иных «новыхлюдей»?
Ондействительно вынашивал мысль о союзе всех антикрепостнических сил и опримирении партий на основе общей и широкой общенациональной идеи. В«Накануне» Инсаров говорит: «Заметьте: последний мужик,последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас однацель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!»
Нов жизни случилось другое. Добролюбов решительно противопоставил задачи«русских Инсаровых» той программе общенационального единения, которуюпровозглашает тургеневский герой. Русские Инсаровы борются не с внешним врагом,а с «внутренними турками», в число которых Добролюбов заключает нетолько консерваторов, противников реформ, но и близких Тургеневу по духулибералов. Статья Добролюбова без промаха бьет в святая святых убеждений иверований Тургенева. Познакомившись с ней до публикации, Тургенев умоляетНекрасова не печатать ее. Когда же статья была все же опубликована — покидает«Современник» навсегда.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта turgenev.org.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.