Реферат по предмету "Социология"


Дисфункции социальных институтов

Кафедра Политологии и социологии Контрольная работа по дисциплине: «Социология» на тему: «Дисфункции социальных институтов» Выполнила: Проверила: УФА-2007 Содержание: Введение….1. Типология социальных институтов………… ….2. Дисфункции социальных институтов… 6 Заключение …13 Список литературы…14 Введение Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных

потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: • возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

• формирование общих целей; • появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; • появление процедур, связанных с нормами и правилами; • институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; • установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; • создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Типология социальных институтов Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил,

по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур. Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты: • экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность; • политические - институты власти; • семейные - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; • военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической

опасности; • религиозные - институты, организующие коллективное почитание богов. Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов: • потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); • потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты); • потребность

в добывании и производстве средств существования (экономические институты); • потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования); • потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии). Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур.

Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имя,наречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д. К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной

прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д. Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов. Дисфункции социальных институтов Функция (от лат исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный

институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.) Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны

прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».¹ Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции. Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), и др.

Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут ¹ Социология. Учебник для вузов/Добреньков В.И Кравченко А.Ч. специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации,

но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д. На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку,

школу и т.д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством. Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Этот процесс может быть нормальным, однако возможны и нарушения.

Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института – удовлетворения основных общественных потребностей. Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев и классов общества, меняют, следовательно, и характер отношений институтов с социальной средой. Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного

отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов (что часто связано с интенсивным протеканием радикальных социальных перемен). В результате такого несоответствия в деятельности социального института могут возникнуть явления дисфункций, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной, организационной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности социального института. Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке

подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения (что гораздо более важно) недостатки выражаются в неясности целей деятельности, в их противоречивой интерпретации, парализующей деятельности института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей ведет к снижению значения его

служебной роли, что, в свою очередь, ведет либо к вырождению его служебных функций в ритуальную деятельность, ненаправленную на достижение какой-либо рациональной цели (бюрократизм), либо к использованию формального статуса социального института для корыстного злоупотребления (коррупция). Дисфункции в деятельности любого социального института обнаруживаются в случае потери деперсонализации его деятельности, которая составляет важное условие нормального функционирования социального института

означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом и исключительно от особенности личности тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и иных субъективных моментов, т.е. эффективный социальный институт должен обладать встроенной системой иммунитета от капризов и произвола индивидов. Эффективность социального института зависит от четкого распределения ролей и успешной работы механизма,

обеспечивающего их должное исполнение, вознаграждая за исполнение ролевых предписаний и подавляя отклонения от них. Потеря деперсонализации означает, что ясность, категоричность и обязательность исполнения ролей, обеспечивающих достижение социально потребных функций института, утрачивается; институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

В силу этих обстоятельств социальный институт все менее ориентируется не обеспечение основной цели своего существования – обеспечение конкретной социальной потребности. Такая потребность тем не менее будет обеспечена, но за пределами структур данного социального института, в том числе и за пределами правового регулирования или вопреки ему.² Следовательно, наличие и постоянное сохранение в обществе какого-либо социального факта, явления невозможно

без признания того, что раз данные факты существуют в обществе, они выполняют определенную социальную функцию, служат формой для адаптивной (приспособленной) либо регулятивной реакции соответствующих лиц (групп, институтов) на протекающие в обществе процессы. Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности

препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы»³. ²Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, Социология, Основы общей теории. ³Словарь терминов. гл.науч.ред.и сост. Солодовников С.Ю. К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют

более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных

профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они

отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института. Если явная, осознаваемая, признанная функция социального института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Ясно, что подлинное значение, подлинный характер социального института проявляется именно на уровне

реально получаемых результатов его функционирования. Так, если явной функцией запрета на алкоголь или азартные игры являлось их прекращение, пересечение, то латентной функцией соответствующих действий могло быть создание мощной, разветвленной подпольной сети организованной преступности. Если явной функцией введения государством в сфере экономики многократных, необоснованных или малообоснованных запретов, многочисленных контролирующих инстанций служит задача

усиления государственного контроля, то в случае, когда законное преодоление таких инстанций лишает экономического смысла занятие соответствующей предпринимательской деятельностью в рамках закона, реализуется латентная функция подобного рода государственного контроля: предпринимательство неизбежно переходит в сферу теневой экономики и сопровождающей ее коррупции. Вскрытие подобного рода скрытых, латентных функций изучаемых социальных институтов – важная задача социологического анализа.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся:

приобретение грамотности и аттестата, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной

комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового. Дисфункции социальных институтов влияют на функционирование отдельных контуров

социального механизма экономического развития города. Разрыв между формальными и неформальными нормами и практиками управления затрудняет управление экономическим развитием города, поскольку ставит его в зависимость от стохастических факторов, таких как, например, интересы отдельных групп влияния. Специфика социального состава населения города (превалирование групп старшего возраста) затрудняет адаптацию к новым условиям.

Дисфункции дистрибутивного механизма, углубляющие социальное расслоение, формируют слои, “выключенные” из основных социальных связей и из поля действия основных социальных институтов. Основной поведенческой стратегией этих слоев является реактивная адаптация, для которой характерны реализация протестных настроений и девиантные формы поведения. Заключение Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной

жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Список литературы: 1. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/Отв.ред.академик РАН Г.В.Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев М.:Норма,2005 912с. 2. Социология. Учебник для вузов/Добреньков В.И Кравченко А.Ч ИНФА-

М, 2006 3. Социология. Учебник для вузов. под ред.Волкова Ю.Г. изд-е 2-е исправленное, 2003. 4. Социология. Учебник для вузов. Лавриненко В.Н Нардов Н.А Шабанова О.А Лукашева Г.С М:ЮНИТИ-ДАНА, 2001 5. Словарь терминов. Солодовников С.Ю гл.науч.ред.и сост изд-во ЛФЦП, 2002.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.