Реферат по предмету "Разное"


Амосова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Старобрянская» сош, Заиграевского района урок

Проект урокаАвтор: Амосова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Старобрянская» сош, Заиграевского района. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ ТЕМА: «СОЧИНЕНИЕ — ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ ТРОИЦКИЙ СОБОР — ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ »Тип урока: интегрированный ( литература, русский язык, история, МХК, )Цели урока: Образовательная : -познакомить учащихся с памятником древнерусской архитектуры – Троицкий собор; - учить использовать ранее приобретенные знания в новом виде работы, составить план будущего сочинения, прора­ботать каждую его часть, провести лексичес­кую работу, освоить специальную архитек­турную лексику, выбрать жанр сочинения (описание или эссе), составить ассоциатив­ный ряд; Развивающая: - развивать письменную и устную речь, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус учеников; - работать над обогащением словарного запаса школьников, совершенствовать их навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой. Воспитывающая: - воспитывать у школьников патриотизм, интерес к предмету; - расширить знания учащихся о Родине, прививать уважение к националь­ной истории, культуре; знакомить с различными видами искусства: литерату­рой, архитектурой, музыкой, живописью.Оборудование урока: подборка книг по истории создания и архитектуре Троицкого собора, по древнерусской литературе, иллю­страции с изображением Троицко - Сергиевой лавры и Троицкого собора, Сергия Радо­нежского, Куликовской битвы; музыкальный фрагмент из «Всенощного бдения» — «Бого­родичное величание»; на доске стенд со спе­циальной архитектурной лексикой, репро­дукция иконы А.Рублева «Троица»., Презентация к уроку, видеозаписи, музыка. Толковые словари.^ Запись на доске:Эпиграфы к уроку. «Архитектура — та же летопись мира; она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания» (Н.В.Гоголь); «Берегите свои памятники, счастливые по­томки великих народных строителей. Бере­гите их, они... наполнят ваши сердца гордо­стью» (И.Грабарь)Специальная лексика: фасад, алтарь, абсида, портал, паперть, закомара, кокош­ник (килевидный), пилястра (лопатка в фор­ме четырехгранного столба-колонны), капи­тель (верхняя часть пилястры), пилоны столбы по бокам портала), киот, барабан (башнеобразный), купол (шлемовидныйСловарь: архитектура — искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений; архитектурный ан­самбль Троице-Сергиевой лавры, художест­венное единство сооружений, белокамен­ный Троицкий собор, храм-мавзолей, мемориальный памятник Московской Руси, поставленный над гробом преподобного Сергия Радонежского; архитектурный ше­девр, «церковь прекрасна», строгие пропор­ции, монументальный, величественный, мощный; сдержанный декор, украшение, ор­намент, фрески, стенопись, иконопись, «Троица» Андрея Рублева, древние зодчие, искусные мастера, строители, «камнесечцы мудры»; воздвигнут, построен, сооружен.^ ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. - Добрый день, друзья! Тема нашего сегод­няшнего урока — описание памятника архи­тектуры. И выбрали мы с вами для описания Троицкий собор — центральный памятник архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Выбор наш неслучаен. Это памятник архитек­туры Древней Руси. А об этой эпохе мы с ва­ми говорили на уроках литературы. Это эпоха, главным событием которой стала Куликовская битва. Одним из ярких литературных произведений этого вре­мени стало «Слово о полку Игореве», которое мы с вами будем изучать в 9 классе; одна из выдающихся фигур этого периода — личность преподобного Сергия Радонежского, о роли которого в истории Древней Руси мы читали в очерке Б.Зайцева. Сегодня на уроке мы попробуем свои силы в чтении- описании памятника архитектуры. Познакомимся с живописном шедевром этой эпохи — иконой Андрея Рублева «Троица». Вспомним жанры сочинения описания и эссе. Попробуем составить ассоциативный ряд. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотно оформлять свои мысли. Открывает тетради, записываем число, тему урока. Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя и И. Грабарь. - ^ Как вы понимаете смысл этих высказываний? ( Мы дети 21 века знать и помнить свою историю) (У архитектуры как у искусства свои законы, свой язык, свои средства выражения идей — это архитек­турные формы (вспомним слова Н.В.Гоголя, эпиграф). ) 2. Словарная работа. - Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­циальной лексики, которая понадобится для описания собора. (Вы поработали над ней дома, используя словари.) давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать на уроке.архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений; фасад – передняя сторона здания; алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви; абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом; портал- архитектурно – оформленный вход в здание; паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь; пилястра - лопатка в фор­ме четырехгранного столба-колонны; капи­тель - вершина колонны; пилоны (столбы по бокам портала), массивный столб, служащий опорой для перекрытий; киот – застекленный ящик для икон. барабан (башнеобразный),часть зданий на который опускается купол купол (шлемовидный) - крыша.2. Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? ) - Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкрети­зируем план.^ План сочинения - описание памятника архитектуры. 1) История создания, общие впечатления. Подробное описание архитектурных форм, особенности интерьера. Роль памятника в истории, культуре народа. Мое отношение к шедевру древне -русской архитектуры. 3. О чем бы вы сказали во вступлении? История создания. это задание готовила 1 гр. Храм создан на месте трех последовательно сменявшихся дере­вянных церквей: 1345 г. — срубленной самим Сергием Радонежским, 1356,1412 гг. — воздвигнутой после сожжения Сергиева мо­настыря в 1408 году отрядами жестоких ко­чевников. А в 1422 году, когда Московскую Русь постигло тяжелое «лихолетье»: разра­зился страшный голод при небывало мороз­ной зиме — церковь и князья для поддержа­ния моральных сил народа предпринимают торжественный акт канонизации Сергия, причисляя его к лику святых, провозглашая его «покровителем земли Русской» и «за­ступником перед Богом». А над гробом пре­подобного возводят новый Троицкий собор из белого камня, который и сохранился до наших дней. Поставленный «в похвалу» выдающихся заслуг Сергия Радонежского перед Отечест­вом, Троицкий собор стал одним из первых мемориальных памятников (то есть служа­щих для увековечения памяти) Московской Руси. Этот храм-мавзолей призван был слу­жить и постоянным напоминанием совре­менникам о славной победе на Куликовом поле, вдохновлять на продолжение борьбы за национальную независимость, вселяя ве­ру в ее близкий и окончательный успех. История не сохранила имен искусных зодчих, возводивших Троицкий собор, мы только знаем, что Никон, ставший после смерти Сергия игуменом монастыря, «соби­рает отвсюду зодчиа и камнесечцы мудры», которые «скоро церковь прекрасну воздви-же». Также известно, что руководил украше­нием, росписью храма древнерусский живо­писец Андрей Рублев, который начинал свой монашеский путь иноком Троицкого мона­стыря и был учеником преподобного Сергия Радонежского. А совместная работа с зодчи­ми была свойственна этому мастеру — неда­ром летописи отметили, что он «помогающи создаста церковь камену зело красну» в Мо­сковском Андрониковом монастыре, прежде чем стал расписывать ее стены.) 4. Общее впечатление. ( ^ Какое общее впечатление производит на вас Троицкий собор?) а) мощность, монументальность, величие; ( большой, красивый б) устремлен­ность ввысь и в то же время устойчивость, храм будто вырастает из зе­мли; в) простота и строгость, ничего лишнего в украшении; г) ощущение тепла, до­бра, единства, гармонии, согласия.5. УЧ: Какими же средствами древнерус­ские зодчие достигли этого впечатления та­кого воздействия храма на человека? При­смотримся повнимательнее к архитектуре храма и его интерьеру. - Применяя специальную лексику, попробуем описать собор. каждая группа получает свое задание( 1 гр. цвет, абсиды 2.гр наклон стен, фасад, паперть; 3гр. барабан, купол, украшение.1 гр. Стены собора выложены из массив­ных блоков бело-кремового камня, теплого, матового оттенка, ощущение света и тепла усиливает золотой солнечный цвет купола и сводов; Мощность сооружению придают три полукруглых апсиды в восточной (алтарной) части храма с узкими окнами, напоминаю­щими бойницы крепости2 гр. Необычен эффектный наклон стен к центру здания, придающий ему особую зна­чительную устойчивость и вместе с тем уст­ремленность ввысь. Это впечатление усили­вается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента; при­менение подобного приема едва заметного сужения кверху мы замечаем и в построении порталов, окон, киота — всех архитектурных деталей. Узкие, редко расположенные на фаса­де щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Это же впе­чатление усиливает ряд пилонов по бокам килевидного портала, постепенно сужающих вход в храм. Низкая широкая паперть у входа в храм со стороны северного фасада создает впечатление укорененности строения.3 гр. Высокий башнеобразный барабан огромными вытянутыми щелевидными же окнами, увенчанный шлемовидным массивным куполом с крестом. Силуэт храма напоминает воина-богатыря, крепко стоя­щего на родной земле, мужественно защи­щающего ее от всех врагов. Боевое убранст­во древнерусского воина всегда отличалось строгой, сдержанной красотой. Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искусно высеченного в камне орнамента, он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части. Орнамент огибает также верх алтарных абсид и верх высокого барабана главы.Вывод. Так идеи единства, согласия, мо­щи, духовной чистоты, устремленности к ми­ру передаются средствами архитек­туры. 6. Слово учителя: И для интерьера (внутреннего про­странства) Троицкого собора характерны те же черты: строгость, сдержанность и устре­мленность вверх. Все своды и арки плавно выходят из стен, не нарушая их плоскости. Наклон к центру стен и внутренних пилонов (столбов, поддерживающих своды), крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, неже­ли это есть на самом деле. - ^ Об интерьере Троицкого храма Украшение интерьера. Эта же строгость, сдержанность, духовная высота — и в роспи­сях, и иконах храма. Троицкий собор был расписан фресками и украшен иконами вскоре после его сооружения. Летописи от­мечают, что игумен Никон «умолил» взять на себя этот труд лучших иконописцев того вре­мени — Андрея Рублева и Даниила Черного. Иконостас Троицкого сбора — уникальный памятник московской школы живописи нача­ла XV века. Он состоит из пяти ярусов, очень высокий, устремленный к куполу храма. (Со­рок икон его трех средних ярусов полностью сохранились со времен Андрея Рублева.) Одна из икон нижнего яруса, располо­женная справа от Царских врат, — храмовая икона (в честь которой назван храм), знаме­нитая «Троица» Андрея Рублева. Правда, надо оговориться, что подлинник шедевра прославленного мастера находится в Треть­яковской галерее, а та икона, которая сейчас помещена справа от Царских врат, — точная копия, сделанная в советское время с отрес­таврированного оригинала, освобожденного от многих слоев покрывавшей его олифы и копоти. Язык живописи, иконописи — осо­бый язык, язык красок. - О чем же говорит нам «Троица» Андрея Рублева на этом особом языке иконописи? Не о том ли, что и язык ар­хитектурных форм Троицкого собора? Что изображено на иконе (сюжет, композиция, краски)? Какие идеи воплотил иконописец в этом шедевре древнерусской живописи? ^ Я вам предлагаю посмотреть видеоматериал. После просмотра видеоматериала мы должны ответить на поставленные вопросы, т.е. каждая группа получает свой вопрос:1гр: Что изображено на картине, т.е. сюжет картины. . На иконе изображены три ангела, явившиеся праотцу Аврааму возвестить о ро­ждении сына. Каждый из ангелов представля­ет одно из лиц Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. ^ 2гр: Композиция картины. компози­ционный центр иконы — чаша с головой тельца, символизирующая жертвен­ный подвиг Христа во имя спасения человеческого рода. Чашу благословляет ан­гел, олицетворяющий Сына.^ 3гр: Какие идеи воплотил иконописец. (Художник создал зримый, впечатляющий образ «боже­ственного единения». Идеи единства всего русского народа, сплочения сил для борьбы за освобождение от татаро-монголь­ского ига. ) УЧ, Вывод: Неслучайно Сергий посвятил храм и весь монастырь Троице. И «Троица» Рублева словно говорит нам из далекого далека: «Люди, любите друг друга, ищите совершенства в добре, братстве, сог­ласии, единстве, мире, свете правды».- Эти слова, ребята, можно взять за призыв, т.е иначе говоря мы должны относиться друг к другу с любовью, уважением, взаимопониманием жить в мире и согласии. Вспомните одну из заповедей: Не навреди ближнему своему или Возлюби своего ближнего, как самого себя. Вот о каких высоких идеях рассказывает нам язык архитектуры и живописи. А мы сумели понять этот язык, подробно описывая ар­хитектурные формы храма и важные детали его интерьера. Основная часть сочинения проработана.7. Перейдем к заключению. Роль храма в истории и культуре народа. О чем бы вы гово­рили в этой части сочинения? Каковы ваши ассоциации, связанные с этим архитектур­ным шедевром? (Личность Сергия Радонеж­ского, Куликовская битва, произведения древнерусской литературы, произведения современной литературы, о признаках шедевра — множество исторических, литературных ас­социаций.) - Не много ли для заключительной части сочинения? Каков выход? Выбрать что-то наиболее значимое или близкое вам. Выбрать другой жанр сочинения. Ка­кой? Эссе. Эссе – что за жанр произведения? (Эссе прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Эссе – жанр литературы – очерк, содержащий размышления автора по какому – либо поводу, отличающийся в тяготению к художественному стилю.) - Каковы особенности этого жан­ра? - ^ Это сочинение свободной (оригиналь­ной) композиции (например, кольцевой, ра­мочной, циклической, ассоциативной).Это сочинение, выражающее индиви­дуальные впечатления автора. Какие?Оригинальность.Ассоциативность мышления.Эмоциональность.Образность речи. 8. Ассоциативность — одна из главных особенностей жанра эссе. Поговорим подробней о ваших ассоциациях.- Когда мы говорим о Троицком соборе какие возникают у вас ассоциации? 1) Личность преподобного Сергия Радо­нежского, ведь храм воздвигнут в его честь, на месте срубленного им деревянного храма Троицы. Роль же его в становлении русского государства очень велика. Он благо­словил Дмитрия Донского, прибывшего к преподобному в Троицкую обитель со всеми князьями и воеводами, на Куликовскую битву, предсказал ему победу и дал двух иноков в сподвижники — Пересвета и Ослябю. Сергий выступал за объединение Руси, стремился сплотить враждующих русских князей. Имя Сергия Радонежского и его монастыря навсе­гда слилось с судьбами России. Историк В.О.Ключевский писал: «Примером всей сво­ей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял павший дух родного народа, вдохнул веру в будущее... При имени препо­добного Сергия народ вспоминает свое нрав­ственное возрождение». (Сообщение учащегося о роли Сер­гия Радонежского в истории русского госу­дарства, в победе дружины князя Димитрия Ивановича Донского на Куликовом поле — по очерку Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».)^ Учитель. Вывод. Конечно, первое имя, с которым ассоциируется собор, это имя Сергия Радо­нежского, человека, обладающего удивитель­ными качествами. - Какие еще ассоциации у вас возникают?2) Победа русичей в Куликовской битве, ведь Троицкий собор построен как напоми­нание современникам и потомкам об этой трагической и славной странице русской ис­тории. Историк Л.Н.Гумилев писал о значе­нии этой битвы: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев, костромичей... А вернулась рать русских... это было началом осознания ими себя как единой целостности — России». О событиях Куликовской битвы мы читаем в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, в главе «Нашествие Мамаево»: «...8 сентября был густой туман, но скоро рассеялся: вой­ско перешло за Дон и стало на берегах Непрядвы, где Димитрий устроил все полки к битве... Димитрий в умилении преклонил ко­лена и, простирая к златому образу Спасите­ля, сиявшему вдали на знамени Великокня­жеском, молился в последний раз за христиан и Россию; сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя во­инов своими верными товарищами и милы­ми братьями, утверждая их в мужестве и ка­ждому из них обещая славную память в мире и венец мученический за гробом... Димит­рий, пылая ревностию служить для всех при­мером, хотел сражаться в передовом полку: "Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам: "Братья, умрем за отечество"? Слово мое да буде делом!" Он не изменил себе: первый ударил на врагов и бился му­жественно, как рядовой воин».^ УЧ: кт- то еще желает дополнить? О трагических событиях Куликовской бит­вы мы читаем и в очерке-эссе современного писателя В.Распутина «Вечное поле»: «...ис­ход боя повернул в свою пользу скрытый в Зе­леной дубраве засадный полк под командова­нием двоюродного брата Дмитрия князя Владимира Андреевича Серпуховского и московского воеводы Дмитрия Боброка. Народ­ная память, выделяя Боброка, называет его "решителем битвы" — и не только за отвагу, но и за полководческую мудрость. Немалого труда стоило ему сдерживать нетерпение князя Владимира и рвущихся в бой воинов, которые хорошо видели из-за деревьев, как гибнут их товарищи, и лишь когда татары, подхлестывая себя победными кликами, сме­стились вправо, когда, по преданию, ветер, дувший до того в лицо русским, повернул в обратную сторону, Боброк дал наконец ко­манду: "Час прииде, братья!" Горячая свежая сила ударила сбоку в тыл рвущимся к Непрядве и Дону татарам столь неожиданно, обру­шилась на них с такой стремительностью и яростью, что, ужаснувшись и не выдержав, "поганые борзо вспять отступиша". "...князь Владимир Андреевич стал на костях и велел трубить в трубы", сзывая живых. До немногих достали те победные звуки. С трудом отыска­ли распластанного без сознания под сруб­ленным деревом великого князя Дмитрия, от­ныне уже Донского. "Страшно и горестно, братья, было смотреть: лежат трупы христи­анские как сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла''. Только каждый десятый или девятый русский воин остался в живых». 3)УЧ: Какие еще литературные ассоциации вызывает у вас это событие? а) Памятник древнерусской литературы «Задонщина», который явился живым откли­ком современника на Куликовскую битву («вдень субботний, на Рождество Святой Бого­родицы посекли христиане полки поганые наполе Куликовом, на речке Непрядве»). б) «Слово о житии Д.И.Донского» («И призвал великий князь Дмитрий Ивановичвельмож своих и всех князей Русской земли и сказал им: — Подобает нам, братья, сложить голо­вы свои за православную веру христиан­скую, да не будут города ваши взяты поганы­ми, и не будем рассеяны по лицу всей земли. И пошел великий князь Дмитрий Иванович на злочестивого Мамая... И встретил он Ма­мая в татарских полях на Дону на реке. И со­шлись как сильные тучи, блеснуло оружие, как молния в день дождя... И помог Бог вели­кому князю Дмитрию Ивановичу, окаянный же Мамай от лица его побежал. А великий князь Дмитрий Иванович возвратился с ве­ликой победою. И была тишина в Русской зе­мле»). в) Стихотворение А.Блока «В ночь, когда Мамай залег с ордою...» — из цикла «На по­ле Куликовом»:^ В ночь, когда Мамай залег с ордоюСтепи и мосты, В темном поле мы с Тобою, -Разве знала Ты?И когда, наутро, тучей чернойДвинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворныйСветел навсегда.УЧ: - Ребята, давайте немного подробнее остановимся на этом стихотворении.- Кого Блок называет «ТЫ»? - «Ты» у Блока — это и Россия, Родина; и русская женщина: мать, «голосящая» по сы­ну, жена, возлюбленная, княжна, убравшаяся траурной тафтой; и конечно же, «Ты» — это Пресвятая Богородица, потому что 8 сентяб­ря, день Куликовской битвы, — это день Рож­дества Пресвятой Богородицы, которая из­давна считается покровительницей русской земли. Эта вера и помогла русскому народу объединиться и выиграть битву. А. Блок назвал Куликовскую битву «символическим событи­ем русской истории, которому суждено пов­торение». Победа на поле Куликовом пока­зала русским, что сила их — в единстве и только единство спасет Россию во всех ее грядущих испытаниях. г) О судьбоносном значении Куликов­ской битвы в истории России размышлял исовременный поэт Николай Старшинов:^ Там, за Непрядвою, за Доном, Где нынче вызрели хлеба,В большом бою ожесточенном Решалась и моя судьба.Не потому ли и поныне Еще хранит моя земля И этот горький дух полыни, И скорбный шелест ковыля... д) Юрий Шестаков «Засадный полк». В этой поэме поэт размышляет о прошлом, настоящем и будущем.9. Уч: Этот ассоциативный ряд можно про­должать долго. У каждого свои ассоциации, индивидуальные, личностные, связанные с неповторимой архитектурой истинного ше­девра древнерусского зодчества — Троицкого собора. Главное, что этот памятник архитекту­ры вызывает отклик в наших сердцах, рождает высокие мысли, чувства, стремления. И преж­де всего чувство гордости за свою землю, свой народ, его историю, культуру. Об этом чувстве напоминает нам и художник, возгла­вивший в 1966 году работы по реставрации Троицкого собора, Игорь Грабарь: «Берегите их, они... наполнят ваши сердца гордостью». А вызвать такой отклик может только истин­ный шедевр, Итак, мы встретились с истинным ше­девром русского зодчества, который вы и постараетесь описать в своем будущем со­чинении. Жанр же своей творческой работы вы выберете сами. Вернемся к целям урока, т.е подведем итоги урока. мы увидели довольно разные портреты, учились составлять рассказ – описание на основе портрета, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ деятельности предприятий размещения в гостиничном бизнесе
Реферат А. Я. Волков Методические указания и рабочая программа
Реферат Темы и образы Марины Цветаевой
Реферат Культурная вариативность регуляторов социального поведения
Реферат 2008 мрежа „Европейска концепция за достъпност“
Реферат Решение задачи распределения капиталовложений
Реферат Как вести конструктивный спор?
Реферат Миф о Прокне и Филомеле в поэзии Т С Элиота
Реферат Підвищення економічних показників державного підприємства "Дніпропетровські магістральні електричні мережі"
Реферат Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Реферат Разработка бизнес-плана по инвестиционному проекту (покупка высокопродуктивных коров голштинской породы) на примере ООО "Даниловец"
Реферат Cn Tower Essay Research Paper So Why
Реферат «Проблема управленцев»
Реферат Character Analysis Of Macbeth Essay Research Paper
Реферат Асинхронные электродвигатели