Содержание
Введение
Субъекты межрелигиозного взаимодействия на территории России в начале XXI века
1.1 Религиозныйсостав населенияРоссии началаXXI века
1.2 Характерныечерты православия, католичестваи протестантизма
Главенствующая роль православной церкви на религиозном пространстве России и вопросы межрелигиозного взаимодействия
Проблемы межконфессионного взаимодействия
Протестантские организации как конфликтогенный фактор влияния на межрелигиозную ситуацию в России
Вопросы правового оформления государственно-конфессиональных отношений
Заключение
Списокиспользуемыхисточников
Введение
В современнойРоссии, переживающейсоциокультурныйкризис, связанныйсо сменойидеологическихпарадигм, поискомнациональнойи религиознойидентификации, многими нерешеннымисоциально-экономическимивопросами, остро стоитпроблемавзаимодействиямежду конфессиями.
Актуальностьисследованиявзаимодействияправославия, католичестваи протестантизмав современноммире обусловленотем фактом, чтов результатеанализа религиозногосостава населения, роли религиозныхинститутовв обществе, религиознойсамоидентификациии уровня религиозностикак интегрирующихлибо дезинтегрирующихфакторов развитиястоит особоевнимание уделитьвзаимодействиювышеперечисленныхконфессий.
Цельработы – исследованиевзаимодействияправославия, католицизмаи протестантизмав условияхсовременногомира.
Для достиженияпоставленныхцелей решалисьследующиезадачи:
— определитьи охарактеризоватьсубъектымежрелигиозноговзаимодействияна территорииРоссии в началеXXI века, а именно: религиозныйсостав населенияРоссии началаXXI века, характерныечерты православия, католичестваи протестантизма;
— определитьпроблемымежконфессионноговзаимодействия;
— охарактеризоватьпротестантскиеорганизациикак конфликтогенныйфактор влиянияна межрелигиознуюситуацию вРоссии;
— рассмотретьвопросы правовогооформлениягосударственно-конфессиональныхотношений.
Теоретическимиразработкамив областимежконфессиональноговзаимодействиязанималисьмногие социологии религиоведы, такие как Яблоков, Андреева, Бераров, Гордиенко ипр.
Объектисследования– межконфессиональныеотношения.
Предметисследования– взаимодействиеправославия, католичестваи протестантизмав современноммире.
Структурноработа представленавведением, двумя главамис подпунктами, заключениеми списком литературы.
Субъекты межрелигиозного взаимодействия на территории России в начале XXI века
1.1 Религиозныйсостав населенияРоссии началаXXI века
В течениепоследнегодесятилетияXX в. структурарелигиозногопространстваРоссии существенноизменилась.К началу 1990-х гг.она была представленавсего 15—20 религиозныминаправлениями[14, с. 7], посколькуисторическиносителямиопределенныхрелигий быликоренные этносыили группыэтносов. Ареалыих традиционного, историческисложившегосярасселенияявлялись одновременнои ареаламираспространенияисповедуемыхими религий.Для современногообщества характернатенденция кросту религиозногоразнообразия, что связанос изменениемнациональнойструктурынаселениярегионов, внешнейи внутреннейоткрытостьюстраны. Сейчаспрактическиво всех регионахРоссии проживаютлюди, как минимум,50-60 национальностей, последователи20-30 религиозныхнаправлений(среднее количествозарегистрированныхрелигиозныхнаправленийв отдельновзятом регионеРоссии) [8]. Полирелигиозностьраспространяетсяна те регионы, которые былипрежде монорелигиозными, что неизбежновлечет столкновениеинтересовразличныхрелигиозныхорганизаций.
В этойсвязи анализинтегрирующихили дезинтегрирующихтенденций всовременномроссийскомобществе сучетом ролихристианскихрелигиозныхинститутоввыдвигает вкачестве ведущейаналитическойкатегории — межрелигиознуюконфликтогенность(актуальнуюи потенциальную).При этом, нанаш взгляд, общероссийскиеконфликтогенныетенденции покане имеют религиознойбазы, посколькув их основележат острыесоциальныепроблемы, в товремя как ниодна из конфессийпока не смоглавыразить идеюзащиты социальнойсправедливостина языке религиознойдоктрины иоблечь ее вдоступную длямасс форму.Следует учитыватьтакже фиксируемыйпосредствомсоциологическихопросов факторвнерелигиознойориентацииустойчивойгруппы населенияпостсоветскойРоссии (до 50%населения) [13с. 4].
Роль ивлияние христианскогофактора в современнойРоссии в первуюочередь связаныс религиознойсамоидентификациейчасти населенияи уровнемрелигиозности(то есть с долейверующих вобщем составенаселениястраны). Однакотрудности дляих изучениясоздает то, чторелигиозныйсостав населенияв XX в. специальноизучался толькооднажды — в ходепереписи населения1937 г., когда свышеполовины населенияСССР заявилио своей религиозности[4]. Во Всероссийскойпереписи населения2002 г., несмотряна предложенияученых Российскойакадемии наук, вопросы оконфессиональнойпринадлежностиотсутствовали.В результатесегодня официальныеслужбы (Министерствоюстиции, Госкомстат)не располагаютсовременными, полными идостовернымиданными о количествеверующих какпо стране вцелом, так и поотдельнымрегионам ирелигиознымнаправлениям.При отсутствиистатистическихданных поиндивидуальнойрелигиознойпринадлежностиисходнымиматериаламидля определениячисленноститой или инойконфессии можетслужить количествозарегистрированныхв российскихорганах юстициирелигиозныхорганизацийсоответствующегонаправленияи данные социологическихопросов.
На 1 января2002 г. в органахюстиции РоссийскойФедерациизарегистрирована20441 религиознаяорганизация67-ми религиозныхнаправлений, в том числе:10965 организацийРусской православнойцеркви (РПЦ),3186 исламских, около 3 тыс.протестантскихорганизаций[9, с. 109-110]. Сведенияразличныхсоциологическихопросов весьмаразнородны, однако по этимданным до двухтретей респондентовпричисляютсебя к православным[13, с. 5]. При этомнадо учитывать, что, называясебя православными, многие респондентыимеют в видуглавным образомпроисхождениеиз соответствующейэтнокультурнойсреды и идентифицируютсебя не столькос православнойцерковью, сколькос православнойкультурнойтрадицией. Этосоображениене позволяетавтоматическипричислятьих к верующим.Высокий уровеньсамоидентификациис определеннойконфессиейне всегда совпадаетс высоким уровнеми активнымхарактеромрелигиозности[8].
Социологическиеопросы постояннофиксируют такоеявление, какнесовпадениеколичествареспондентов, заявляющихо своей религиознойпринадлежности, и количестваверующих в Бога(например, числореспондентов, заявивших освоей конфессиональнойпринадлежности, составило 60,5%в 2002 г.; 57,8% в 2004 г., однакочисло респондентов, заявивших освоей вере вБога, составиловсего 43,4% в 2002 г.;37,5% в 2004 г.) [10, с. 24].
1.2 Характерныечерты православия, католичестваи протестантизма
Православие.К настоящемувремени в миренасчитывается160 млн последователейэтого теченияхристианства.К началу 2006 г. вРоссии действовало7195 объединенийюрисдикцииМосковскойпатриархиии 164 старообрядческихобъединения[15].
Ортодоксальная(православная)Церковь наиболееблизка традициямраннего христианства.В ней, например, сохранен принципавтокефалии— самостоятельностинациональныхцерквей. Всегоих 15, особымвлиянием пользуетсяКонстантинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарскаяавтокефалии.ФормальноепервенствопринадлежитКонстантинопольскомупатриарху.
Православныецеркви признаютканоническимирешения лишьпервых семиВселенскихСоборов. В трактовкедогмата о Троицеосновное вниманиеуделяется БогуОтцу, и толькоот него признаетсяисхождениеСвятого Духа.Строжайшесоблюдаютсятрадиции семитаинств. Основнымиритуаламикульта являютсямолитва, крестноезнамение, обнажениеголовы передиконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе.
В ПравославнойЦеркви ритуалдовлеет надтеологией.Великолепиеи роскошь храма, праздничностьлитургии нацеливаютна восприятиеверы не столькоразумом, сколькочувствами. Идеяправославнойсоборностипредполагаетединение миряни духовенства, приверженностьтрадиции ипримат коллективногоначала. Основнойпраздник православия— Пасха.
Католицизм.Католическая(пер. с гр. — вселенская)Церковь являетсякрупнейшейв христианскоммире. Католицизмраспространенво всех регионахземного шара, но наиболеев Европе (Франция, Италия, Испания, Польша), ЛатинскойАмерике, Африке, Юго-восточнойАзии (Филиппины).К настоящемувремени в миренасчитываетсяболее 900 млн.католиков. Кначалу 2006 г. вРоссии былозарегистрировано183 католическихрелигиозныхобъединения.
Основыверы католицизмасоставляюткниги Ветхогои Нового Завета(СвященноеПисание), решения21 ВселенскихЦерковныхСоборов и сужденияримских паппо церковными мирским делам(СвященноеПредание). Догматкатоличества, во многом близкийправославию, имеет некоторыеособенности.Под влияниемарианстваутвердилосьсвоеобразноепониманиеТроицы: исхождениеСвятого Духапризнаетсяне только отБога Отца, нои от Бога Сына(«филиокве»).Отсюда повышенноевнимание кчеловеческомупути Иисуса, главный праздник— Рождество, основной символ— распятие.Такое пониманиетриединойсущности Богазаложило вкатолицизмогромныйгуманистическийпотенциал, который проявляется, в частности, и в возвышенномпочитанииБогородицыДевы Марии.
Католицизмдостаточноснисходителенк человеку, таккак исходитиз убеждения, что греховность— неотъемлемаячасть человеческойприроды (безгрешентолько папа).Искуплениегрехов в католицизмевозможно благодаряобщественнойдеятельности.Огромную рольв спасениигреховныхлюдей, согласнокатолическомудогмату, играеттак называемаясокровищницасверхдобрыхдел, в избыткесовершенныхХристом, ДевойМарией и святыми.Распоряжаетсяэтой сокровищницейнаместник Богана Земле — папаримский.
Католицизм, как и православие, признает семьтаинств христианства.Однако крещениездесь осуществляетсяобливанием, а конфирмацияотделена открещения ипроводитсяпо достиженииребенком 7—8лет. Языкомлитургии и«священныхкниг» до последнеговремени являласьлатынь, а теперь— национальныеязыки.
В католичествесохраняетсякульт ангелов, святых, икон, реликвий.Практикуетсяканонизация(причащениек лику святых)и беатизация(возведениев ранг блаженных).Католическийхрам, поражающийодухотворенностьюи строгим величием, украшаетсяживописью искульптурой.При тщательнойразработанностии пышностиритуала (а католицизмшироко практикуетмноготысячныепроцессии, грандиозныесобрания паломников), в римскомхристианствевсе же теология— учение о вере— господствуетнад обрядом.Потому католицизмболее индивидуалистичен, нежели православие.
Католицизмиерархическиорганизован.Во главе всехкатоликов стоитпапа римский.Посредствомразвитогоадминистративногоаппарата —папской курии— он руководитмноготысячнымбелым и чернымдуховенством, а также Ватиканскимгосударством.
Протестантизм.В различныхпротестантскихконфессияхисследователинасчитываютв настоящеевремя более330 млн. приверженцев.Это особеннопестрое посвоей структуренаправлениехристианства.К началу 2006 г. вРоссии былозарегистрированооколо 20 протестантскихконфессий, включающихв себя более2250 религиозныхобъединений[15].
Несмотряна наличие впротестантизмемножествацерквей и конфессий, можно выделитьобщие для всехособенностивероучения, культа и организации.Библия признаетсяу большинствапротестантовединственнымисточникомвероучения.Протестантизмориентируетчеловека наличное общениес Богом. Отсюдаправо каждогочеловека читатьи обсуждатьБиблию. Уделяябольшое вниманиечеловеческомувоплощениюИисуса Христа, протестанты, в большинствесвоем, в качествеосновногопраздникапризнают Рождество.Основные богослужения— чтение Библии, проповедь, индивидуальныеи коллективныемолитвы, пениерелигиозныхгимнов. Какправило, отвергаетсякульт Богородицы, святых, икони мощей. Основнойорганизационнойструктуройявляется община.Иерархиясвященнослужителейне развита.
В протестантизмеможно выделитьдва основныхнаправления: либеральное(признающеекритику Библии)и фундаменталистское(настаивающеена буквальномпониманииБиблейскихтекстов).
2. Главенствующаяроль православнойцеркви на религиозномпространствеРоссии и вопросымежрелигиозноговзаимодействия
Проблемы межконфессионного взаимодействия
Доминирующееположение вРоссии занимаетРусская православнаяцерковь. Этообъясняетсятем, что, во-первых, христианствов форме православияраспространенов Центральной(Европейской)части Россиис X в., а основнойэтнос, традиционноисповедующийправославие,- русские — составляетбольшинствонаселениястраны.
Во-вторых, с крушениемСССР потерпелифиаско коммунистическиемировоззрение, ценности исамоидентификация(«советскийчеловек»). Этозаставилонаселениеискать новуюмодель самоидентификации- на базе религиозных(прежде всегоправославных)ценностей, чтостало основоймощного притоканеофитов(новообращенных)в РПЦ.
В-третьих, высокий уровеньполитизацииправославия, посколькугосударственнаявласть пытаетсянайти в нембазу для мировоззренческойи идеологическойлегитимизацииновых российскихполитическихи экономическихреалий, то естьобщероссийскаяидентичностьрассматриваетсячерез призмуконфессиональнойправославнойидентичности.Этим объясняетсягосударственнаяподдержка РПЦи создание длянее доминирующегоположения, что, собственно, является однойиз причинмежрелигиозной, и в частности, межхристианскойконфликтогенности[1, с. 143].
Яркийтому пример- взаимоотношенияРусской ПравославнойЦеркви и Ватикана.В 2002 г. РусскаяПравославнаяЦерковь выступилапротив учрежденияв России четырехкатолическихепархий. Министерствоиностранныхдел РФ обнародовалозаявление поповоду учрежденияепархий католическойцеркви в России, тем самым нарушивпринцип нейтральностии невмешательствагосударстваво внутренниедела религиозныхобъединений.Однако конфликтРусской ПравославнойЦеркви с Ватиканомне являетсяпотенциальнымфактором внутреннеймежхристианскойконфликтогенности, посколькувлияние католическихорганизацийво всероссийскоммасштабе весьманезначительно, что соответствуетчислу зарегистрированныхв России организаций(267 на начало 2001г.). Этот конфликтимеет скореевнешнеполитический, чем межхристианскийи межконфессиональныйхарактер.
По мнениюАндреевой Л.А.и В.В. Ряховского, одной из серьезныхпричин межхристианскойконфликтогенностиможет статьсовременнаяситуация, характеризующаясяфактическойисчерпанностьюрезерва длябыстрого дальнейшегороста числановых членовправославнойцеркви, чтоможет привестик столкновениюна миссионерскомпоприще с другимихристианскимиконфессиямии деноминациями[1, с. 144]. «С середины90-х годов практическипрекратилсямощный притокновых членовв РПЦ. Заявленияряда авторово религиозномренессансев России наданный моментне соответствуютреалиям. Анализкачественныххарактеристиксовременнойрелигиозностине подтверждаетподобные суждения.Социологическиеисследованияпоказывают, что своеобразныйрелигиозныйбум проходит, ситуация становитсястабильной, приостановилсярост числаверующих, религиозныеорганизацииименно в этомплане исчерпалипотенциалсвоего усиления»,- таково мнениедиректораисследовательскогоцентра «Религияв современномобществе»ИнститутакомплексныхсоциальныхисследованийРАН профессораМ. Мчедлова[10, с 23-24].
Тенденцияк прекращениюпритока новыхчленов в РПЦ, наметившаясясо второй половины1990-х г., объясняетсярядом причин.Главная из нихвидится внеспособностиРПЦ повлиятьна решениеострых социальныхвопросов. Заметим, что процессдехристианизациив России в началеXX в. (уже в 1916 г. Синодв определении№ 676 признал, чтов Российскойимперии началосьмассовое отпадениеот веры) былнеотделим отсоциальногопротеста населения, что стало следствиеммноговековогосоюза «тронаи алтаря» [2, с.90]. Вопросы социальнойсправедливости, затронутыев «Социальнойдоктрине РПЦ», не трансформировалисьв открытуюпубличнуюкритику властипо социальнымпроблемам.Усиленноелоббированиегосударствоминтересов однойконфессии, стремлениек клерикализацииразличныхсторон общественнойжизни, вызванноенедооценкойроли внерелигиозноориентированнойчасти населенияи полирелигиозногохарактерастраны, спровоцировалонегативныйотклик в обществе.Клерикальнуюмодель в православномварианте поддерживаютоколо 5% православныхпри исключительноотрицательномотношениипредставителейдругих конфессийи неверующих[10, с. 26].
Развернувшаясянедавно в обществеи СМИ дискуссияо преподаванииоснов православнойкультуры вобщеобразовательнойшколе раскололаобщество ипревратиладискуссию осветском образованиив дискуссиюо религиозномобразовании.
Такаяреакция нациркулярноеписьмо министраобразованияРФ В. Филипповарегиональныморганам управленияобразованиемсубъектов РФот 22 октября2002 г. о необходимостиввести в светскихшколах предмет«Православнаякультура» былапрогнозируема.Еще в 1998 г. ЦентрсоциологическихисследованийМинистерстваобщего и профессиональногообразованияРФ провел опрос«Потребностьв религиозномобразованиив условияхсвободы вероисповедания».Согласно егорезультатам, введение религиозногообразованияне поддержали58,5% учителейроссийскихшкол. Доля учителей, не одобряющихвведение религиозногообразованияв рамках школмегаполисов(Москвы, Санкт-Петербурга), составила72,3%. Особую оппозиционностьвысказалипредставителитехническойинтеллигенции(против 52,3%) и малогобизнеса (против39,7%) [16, с.55].
Попыткинасильственнойклерикализацииразличныхсторон общественнойжизни идутвразрез с заявленнымв КонституцииРФ светскимхарактеромгосударстваи могут иметьнегативныепоследствиядля стремленияРоссии интегрироватьсяв европейское(секулярное)политическоепространство.Весьма примечательно, что в преамбуленаходящегосяв процессеобсужденияпроекта европейскойКонституцииотсутствуютположения ороли религиозныхценностей.Следует заметить, что наряду спопыткаминасильственнойклерикализацииобщества совершенноигнорируетсяфакт социально-экономическоймодернизации.А ведь главнымследствиемускореннойэкономическоймодернизациии перехода кобществупостиндустриальноготипа (необходимостькоторых декларируетсамо российскоеруководство)являетсярационализацияобщественногосознания. Попыткинасаждениягосударствомтенденцииклерикализациимогут бытьуспешнымитолько в томслучае, еслисам процесссоциально-экономическоймодернизациибудет остановлени обращен вспять, то есть будетвосстановленообществодоиндустриального(традиционного, аграрного)типа. Заметим, что в 2001 г. на вопрос«Какая идеясегодня моглабы вдохновитьлюдей, сплотитьих для общихцелей?» респондентыпоследнее местоотвели «идееочищения обществачерез православнуюверу» (7,9%) [10, с. 26].
К другимпричинам, повлиявшимна прекращениепритока верующих(особенно молодежи)в РПЦ, можноотнести устаревшийстарославянскийязык богослужений, введенный вупотреблениееще одиннадцатьвеков назад, славянофильскую(антизападную)ориентациюзначительнойчасти «активныхверующих» исвященнослужителей(печатный органэтой частиверующих исвященнослужителей- православныйжурнал «Русскийдом», издающийсяпо благословениюпатриархаАлексия II, иодноименнаятелепрограмма«3 канала»), упорна следованиепрежде всегообрядовойстороне православия, критическоеотношение ктенденцияммодернизацииРПЦ [1, с. 145].
Очевидныетрудности вмиссионерскойи пастырскойдеятельностиРусской ПравославнойЦеркви объясняютсяи тем, чтоурбанизированное, индустриальноероссийскоеобщество какобъект пастырскойи миссионерскойработы требуетновых миссионерскихподходов. Неимея большогоопыта самостоятельногофункционированияв условияхвероисповеднойсвободы, РусскаяПравославнаяЦерковь стремитсявойти в тесныеотношения сгосударственнымивластями современнойРоссии и в большеймере полагаетсяне на самостоятельнуюмиссионерскуюдеятельность, а на административнуюпомощь государства.Отсюда стремлениемногих иерарховпридать православнойцеркви привилегированныйстатус по сравнениюс другимиконфессиями, что, по существу, размываетосновную посылкуправовогогосударства— единство прави обязанностейвсех гражданнезависимоот их вероисповедания.
Всевышесказанноеслужит основаниемдля постоянновысказываемыхправославнойобщественностьюопасений поповоду конкуренциисо стороныдругих действующихв России религиозныхорганизаций.Например, советник-юристМосковскойпатриархииВ. Калинин взаписке «Некоторыевопросы примененияи совершенствованиязаконодательствао свободе совестии о религиозныхобъединениях», распространеннойв Государственнойдуме РФ в июне2003 г., пишет следующее(надо понимать— от лица Московскойпатриархии):«Российскуюобщественностьсерьезно беспокоитбесконтрольнаядеятельностьи активное«размножение»религиозныхгрупп, вызывающихмежрелигиозныеконфликты, захватывающихи покупающихимущество, земли. Образованиеи деятельностьтаких группдолжны бытьпоставленыпод жесткийконтроль государства, при этом следуетиметь в видуих зарубежноефинансирование, фактическуючасто противоправнуюактивностьс тем, чтобыприниматьустановленныемеры воздействиявплоть до запрещенияи ликвидациив административноми судебномпорядке. Наверное, органы властисубъектов РФ, исходя из своегоопыта, предложатизменения идополнениядействующегозаконодательства, что даст российскойвласти возможностьпошире взглянутьна обсуждаемуюпроблему» [1, с. 146].
--PAGE_BREAK--
Протестантские организации как конфликтогенный фактор влияния на межрелигиозную ситуацию в России
Главнымконфликтогеннымфактором, начинающимоказыватьвлияние намежрелигиознуюситуацию встране, являетсяконкуренцияс РусскойПравославнойЦерковью другихрелигиозныхорганизаций, прежде всегопротестантских.Среди христианскихрелигиозныхорганизацийони в совокупностизанимают вторуюпозицию. Современнаяситуацияхарактеризуетсябурным ростомчисленностипротестантскихобщин (в 2002 г. былозарегистрировановсего 510 объединенийразличныхнаправленийпротестантизма[8]), что в результатепривело к такомуфеномену, какнаметившаясярелигиознаяпереориентациярегионов ранеебезоговорочногодоминированияРусской ПравославнойЦеркви. Притакой динамикеу некоторыхпредставителейправославнойобщественностивместе с «комплексомтревоги» формируетсяиллюзорноепредставлениео своих конкурентах.
Например, Ю. Ушакова изВоронежскойдуховной семинариив статье «Религиознаяситуация; началоXX — канун XXI века»пишет, что «вРоссию устремилисьпредставителитех религиозныхтечений, которыене пользуютсядоверием у себяна родине,-… мормоны, харизматики, адвентисты…Новые религиозныеобразованияобречены (также, как в своевремя баптизм)на внеисторическое, внекультурноесуществование.Судя по нашимнаблюдениям, они становятсязамкнутымиреферентнымигруппами, ачлены этихорганизацийначинают чувствоватьсебя внутреннимиэмигрантами»[15].
Ушаковаповторяетустойчивоезаблуждение, бытующее вмассовом российскомсознании, согласнокоторомупротестантскиеорганизациив России имеютисключительнозападные корнии являютсяпродуктомдеятельности«западныхмиссионеров».Конкретныеданные свидетельствуюто другом. Согласно«Отчету Советапо делам религийпри СоветеМинистров СССРза 1988 год» количестворелигиозныхорганизацийведущей российскойпротестантскойденоминации- пятидесятников- в условияхсоветскогорежима, исключавшего«массовоемиссионерство», составлялов СССР 845 (какзарегистрированных, так и не прошедшихгосударственнуюрегистрацию).За прошедшиегоды их числовыросло менеечем в два раза, что не позволяетговорить окачественноиной ситуациив этой сфере(на 1 января 2002 г.1380 зарегистрированныхобщин). Численностьже организаций, например, евангельскиххристиан-баптистовпри советскойвласти былаеще больше идоходила в 1988году до 2566.
Известныйроссийскийсоциолог-религиоведР. Лопаткинотмечает, чтосейчас «позитивноеутверждениеправославия, его идеалови достоинствна практикечасто подменяетсяборьбой с другимиконфессиями, ожесточеннойполемикой сними, желаниемво что бы то нистало дискредитироватьсвоих оппонентов-конкурентов.То есть позитивнаяидентификацияправославногохристианина(чем его вералучше других)подменяетсяидентификациейнегативной(чем другиевероисповеданияхуже). Из психологииизвестно, чтонегативнаяидентификациявсегда ведетк росту напряженностии конфликтам»[8]. Подтверждениемтаким прогнозамможет служитьситуация споджогом 22 мая2003 г. в БалашихеМосковскойобласти домамолитвы евангельскиххристиан-баптистов.По мнению пастораВ. Харламова,«фитилем дляподжога зданиймогла послужитьтелепрограмма«Русский дом», прошедшая 18мая 2003 г… и закончившаясяпризывом ведущегоА. Крутова кизгнанию евангельскиххристиан-баптистовза пределыгорода, чторасцениваетсяпастором какпризыв к межрелигиознойвражде» [8].
Такимобразом, в этомэпизоде четкопрослеживаетсятенденция кпровоцированиюмежхристианскойконфликтогенности, что несомненноне может способствоватьвзаимодействиюмежду конфессиями.Статистикапо ряду российскихрегионов даетповод прогнозироватьвозможноенарастаниеколичестватакого родаконфликтов, что являетсядезинтегрирующимфактором, неспособствующимустойчивомуразвитию российскогообщества.
Например, согласно статистикепо Дальневосточномуфедеральномуокругу на 1 января2002 г. количествозарегистрированныхпротестантскихорганизаций(409 или 46%) превысилоколичестводругих зарегистрированныхрелигиозныхорганизаций, включая православные(317 или 35%), католические(21 или 2%), мусульманские(11 или 1%), а такжеиудейские, буддистскиеи др. [5, с. 3]. По занимаемойтерриторииДальневосточныйфедеральныйокруг — РеспубликаСаха (Якутия), Приморскийи Хабаровскийкрая, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинскаяобласти, Еврейскаяавтономнаяобласть, Корякскийи Чукотскийавтономныеокруга -самыйбольшой в Россиипо территории(36,4% от общей площадистраны) и одиниз самых урбанизированных- три четвертинаселения(преимущественнорусские) проживаютв городах. Длянего характернаобщероссийскаятенденцияпревышенияпоказателяконфессиональнойсамоидентификациинад показателемобщего уровнярелигиозности(56,2% против 50,2% согласноданным опроса, проведенногов одном из крупнейшихгородов округа- Благовещенскев 2000-2001 гг.) [7].
Учитываяэтот фактор, следует оцениватьи другие показателиданного социологическогоисследования, согласно которымс православиемсебя связали44,9% респондентов, с протестантизмом- 4,3% [7]. Называя себяправославными, многие респондентыимели в виду, как уже отмечалось, что они происходятиз даннойэтнокультурнойсреды и относятсебя к православнойкультурнойтрадиции. Сведения, сообщенныепротестантами, предполагалисовершеннодругой смысл.Эти респонденты- «активныеверующие», таккак протестантскаякультурнаясреда и этнокультурнаятрадиция наДальнем Востокеотсутствуют, то есть 4,3% процента- это уровень(показательстепени) собственнопротестантскойрелигиозности.
Заметим, что «активныхверующих»(сознательнововлеченныхв церковнуюдисциплину)насчитываетсяпо усредненнымданным общероссийскихсоциологическихопросов около3-4% от общего числареспондентов, называющихсебя православными[1, с. 147]. Следовательно, можно сделатьвывод о том, что не идентификациясебя с той илииной культурнойтрадицией, аименно количествозарегистрированныхпротестантскихи православныхорганизацийв Дальневосточномфедеральномокруге отражаетсоотношениеуровня протестантскойи православнойрелигиозности.
Отметим, что протестантизмпоявляетсяна ДальнемВостоке Россиитолько в концеXIX в. К 1924 г. в Приморьенасчитывалосьвсего около35 протестантскихобщин [5, с. 4], и эточисло в последующиегоды существенноуменьшилось.Бурный ростпротестантскихобщин приходитсяна последнеедесятилетиеXX в. — время религиознойсвободы в Россиии являетсяследствиемактивноймиссионерскойи пастырскойдеятельности.Потенциал ееразвития обеспечиваетмолодежь, привлекаемаячерез доступнуюпроповедь. Поданными социологическихопросов в свободноевремя склонныпосещать общину57,1% молодых протестантови, соответственно,4% православных[17, с. 26], что отражаетстепень религиознойактивности(интенсивностикультовыхдействий) какправославной, так и протестантскоймолодежи. Дляработы с неверующеймолодежьюприменяютсяновые формы, среди которых- проведениемолодежныххристианскихдискотек, рок-концертови т.п. [6, с. 15-18].
В сфересоциальногослужения евангельскиехристиане болееактивны, чемдругие религиозныенаправления.В «ОсновахсоциальнойконцепцииРоссийскогообъединенногосоюза христианверы евангельской»намечены следующиенаправлениясоциальнойдеятельности: участие в воспитаниидетей в детскихдомах и интернатах; опека над немощнымилюдьми; нравственнаяподдержказаключенных; оказаниепсихологической, духовной иматериальнойпомощи людям, входящим вгруппы риска(наркоманы, бездомные, беспризорныедети). Приоритетотдан организацииразличных видовсоциальныхучреждений- детских приютов, реабилитационныхцентров, бесплатныхстоловых, воскресныхшкол, а такжеучреждений, оказывающихгуманитарнуюпомощь [11, с. 4,11].
Именноактивная социальнаяи миссионерскаяработа способствовала, на наш взгляд, быстрому роступротестантскихобщин на территорииДальневосточногофедеральногоокруга. Судяпо имеющимсясведениям, особое вниманиепротестантыуделяют помощидетям (благотворительнаяакция «Рождественскоедитя» охватилаоколо 7 тыс. детей, даже в весьмаотдаленныхтаежных районахПриморья, гдепроживаютмалочисленныенароды), женщинам(6 лет во Владивостокерегулярнопроводятсяхристианскиеженские конференции, выставки женскоготворчества; кроме того, участницыконференцийкаждый разсобирают денежныепожертвованиядля какой-тоопределеннойнуждающейсягруппы населения), практическойзаботе о больных, неимущих, инвалидах, заключенных, людях безопределенногоместа жительства.Евангельскаяхристианскаяцерковь Владивостокапроявляетзаботу о коренныхи малочисленныхнародах Приморскогокрая.
В пастырскойи миссионерскойработе протестантскихобщин в Дальневосточномокруге можновыделить рядмоментов, способствующихее высокойэффективности, таких как охватшироких слоевнаселения, втом числе вотдаленныхместностях; самостоятельныйпоиск объектовмиссионерскойдеятельности; особое вниманиек детям и молодежи, поиск понятнойи доступнойдля них формыобщения; отказот точки зрения, согласно которойкаждого, ктоне согласенс протестантскимучением, следуетсчитать аморальным, нерелигиознымчеловеком, противником.
2.3 Вопросыправовогооформлениягосударственно-конфессиональныхотношений
Правовоерегулированиегосударственно-конфессиональныхотношений — один из реальныхи эффективныхспособовпредотвращениямежконфессиональнойконфликтогенности.Эти отношениякак совокупностьисторическискладывающихсяи изменяющихсяформ взаимосвязимежду институтамигосударстваи институциональнымиструктурамирелигиозныхобъединенийпредставляютсобой специфическуюсферу внутреннейполитики государства.В их основележат законодательнозакрепленныепредставленияо месте религиии религиозныхорганизацийв жизни общества, их функциях, сферах деятельностии компетенции.
С провозглашениемкурса на демократизациюобщественныхотношений исоздание правовогогосударствав РоссийскойФедерацииотношения междугосударствомкак основныминститутомполитическойсистемы ирелигиознымиобъединениямикоренным образомизменились.В 1990 г. впервыепосле десятилетийантирелигиознойполитики государствав РоссийскойФедерации, входившей тогдав состав СССР, был принятЗакон «О свободевероисповеданий», где новые принципыпостроениягосударственно-конфессиональныхотношенийполучили правовуюоснову.
В 1993 г. всенароднымголосованиембыла принятаКонституцияРФ, в которойбыли закрепленысветский характергосударства, свобода словаи вероисповеданий, отделениерелигиозныхобъединенийот государства, право на свободныйвыбор и распространениерелигиозныхи иных убежденийи соответствующуюдеятельность(ст. 14,19, 28-30, 59). Впервыев истории Россииобщепризнанныепринципы инормы международногоправа и международныедоговоры сталичастью правовойсистемы. РоссийскойФедерации (ст.15, ч. 4). Тем самымоткрыласьвозможностьпрямого действияи примененияактов международногоправа, такихкак Всеобщаядекларацияправ человека.Международныйпакт о гражданскихи политическихправах, Европейскаяконвенция озащите правчеловека иосновных свобод, Декларацияо ликвидациивсех формнетерпимостии дискриминациина основе религииили убежденийи т.д.
Такимобразом, в начале1990-х г. в Россиибыла сформированазаконодательнаябаза, полностьюсоответствующаяобщепризнаннымпринципам инормам международногоправа в сферегосударственно-конфессиональныхотношений иобеспечивающаягражданамреальную возможностьреализацииправа на свободусовести. Именноэто во многомпредопределиловсплеск религиознойактивностипервой половины1990-х г. — выход из«подполья»и регистрациюранее находившихсяна нелегальномположениирелигиозныхобъединений; регистрациюновых религиозныхобразованийи религиозныхконфессий, ранее действовавшихна территорииРоссии; созданиерелигиозныхобъединенийновых направлений, имеющих какроссийское, так и зарубежноепроисхождение; активизациюмиссионерскойдеятельности[1, с. 148].
Однакопродекларироватьи даже закрепитьв ОсновномЗаконе принципывероисповеднойсвободы оказалосьнедостаточнымдля того, чтобыобщепризнанныенормы и принципыстали частьюжизни общества.Не государство, а общество, и- в еще большейстепени — традиционныероссийскиерелигиозныеконфессииоказались неготовыми ктакому развитиюсобытий. Отсутствиекультурытолерантностии подсознательная, историческипривитая обществутяга к единойдля всех идеологиивходили впротиворечиес выбором, сделаннымв пользу построениядемократическогообщества иправовогогосударства.
Уже в 1993г. при активномлоббированииРусской ПравославнойЦеркви ВерховнымСоветом РФдважды принималисьпоправки в ужеупоминавшийсяЗакон РСФСР«О свободевероисповеданий», устанавливающиеособые привилегииРусской ПравославнойЦеркви и ограничивающиемиссионерскуюдеятельностьдругих конфессий.Эти поправкикак противоречащиеКонституциибыли отклоненыПрезидентомРФ. Посленепродолжительногоперерыва, связанногос событиямиоктября 1993 г. иформированиемнового высшегозаконодательногооргана государства- Федеральногособрания РФ, работа по внесениюизменений идополненийв данный законбыла продолжена.
В 1997 г. былпринят Федеральныйзакон «О свободесовести и орелигиозныхобъединениях».В отличие отранее действовавшего, данный законзакрепил рядпринципиальноновых положений.В частности, существеннымобразом былизменен порядоксоздания религиозныхорганизаций, сокращен круглиц, способныхстать учредителямии участникамиместной религиознойорганизации.Право на учреждениеместной религиознойорганизациибыло признанотолько за российскимигражданами.Иностранныеграждане и лицабез гражданстватеперь моглиявляться толькоее участниками, причем приусловии ихпостоянногопроживанияна территорииРФ. Закономтакже введеноновое понятие- религиознаягруппа, подкоторой понимаетсядобровольноеобъединениеграждан, образованноев целях совместногоисповеданияи распространенияверы, осуществляющеедеятельностьбез государственнойрегистрациии приобретенияправоспособностиюридическоголица.
С однойстороны, данноеположениезакона закрепилолегальностьдеятельностирелигиозногообъединениябез государственнойрегистрации.Однако с другойстороны, законодателембыли установлены, на наш взгляд, неоправданныеограничениядля преобразованиярелигиознойгруппы в религиознуюорганизацию- 15-летний срокдеятельностина соответствующейтерриториилибо подтверждениео вхождениив структурууже действующейцентрализованнойрелигиознойорганизации.Закон существенноограничил праварелигиозныхорганизаций, созданных доего вступленияв силу, но неимеющих документа, подтверждающегоих существованиена соответствующейтерриториина протяжениине менее 15 лет.Кроме того, закон содержитряд внутреннихпротиворечий, что на практикеприводит красширительномутолкованиюотдельных егоположений и, как следствие, к нарушениюправ граждани религиозныхобъединений.Например, указаниев тексте преамбулызакона на «особуюроль» православияи перечень«признанных»государствомтрадиционныхрелигий нарушаютконституционныйпринцип равенстварелигиозныхобъединенийперед законом, что на практикевызвало немалонедоразуменийи конфликтныхситуаций.
Этотконфликтогенныйпотенциалзаконодательстваостаетсянепреодоленным.Следует отметить, что закон 1997 г.уже четыре разабыл предметомрассмотренияв Конституционномсуде РФ, однакоего противоречияКонституциипо всем положениямдо настоящеговремени неустранены.Несмотря нато, что за 7 летв России ужесложиласьсудебная практика, причем частоочень противоречивая, по применениюположенийданного законасудами общейюрисдикции, Верховный судРФ ни разу необращался кее обобщению.
Принятиемзакона 1997 г. попыткиреформированиязаконодательствав области свободысовести идеятельностирелигиозныхорганизацийне завершились.В 2000 г. Комиссиейво вопросамрелигиозныхобъединенийпри ПравительствеРФ была образованарабочая группапо подготовкепредложенийс целью совершенствованиядействующегов данной областизаконодательства.Работа группыпродолжаетсядо настоящеговремени. В ееадрес продолжаютпоступатьмногочисленныепредложения- как от субъектовзаконодательнойинициативы, так и от религиозныхорганизаций.Причем предложения, вносимые нарассмотрениерабочей группы, чаще всегонаправленына ужесточениегосударственногорегулированиядеятельности«нетрадиционных»религиозныхобъединенийи ограничениеих миссионерскойдеятельности, вплоть до полногозапрета.
Эти идругие фактыотражаютнеудовлетворенностьобщества состояниемзаконодательства, действующегов данной сфере.Можно сделатьвывод, чтогосударственно-конфессиональныеотношения — никак не периферийная, а общественнозначимая сферавнутреннейполитики изаконодательства, от которой вомногом зависяти состояниемежнациональныхотношений, ипсихологическийклимат, иобщественно-политическаяситуация встране. Поэтомув условияхполитики реформ, обращаясь кправовомурегулированиюв данной областиобщественныхотношений, государстводолжно исходитьне столько изсвоего историческогоопыта и сложившихсятрадиций, сколькоиз общепризнанныхпринципов инорм международногоправа. Основойгосударственно-конфессиональныхотношений всовременнойРоссии должностать неукоснительноесоблюдениеправ и свободчеловека.
Государство, выполняя возложенныена него функциипо правовомурегулированиюв столь деликатнойсфере общественныхотношений, непременнодолжно руководствоватьсяобщепризнаннымпринципомограниченияпределов своеговмешательствав деятельностьрелигиозныхобъединений.В светскомгосударстве, которым всоответствиис Конституциейявляется Россия, правосубъектностьрелигиозныхобъединенийохватываетлишь те формыих деятельности, которые получаютюридическоевыражение, урегулированызаконом и связаныс участием вправовых отношениях.При этом собственнорелигиознаядеятельностьрелигиозныхобъединений(разработкавероучения, построениевнутреннейиерархическойструктуры, культоваяпрактика ит.п.) не являетсякомпонентомгосударственно-конфессиональныхотношений, азначит предметомправовогорегулирования.
СоответствиеотраслевогозаконодательстваКонституциигосударстваобщепризнаннымпринципам инормам международногоправа являетсянеотъемлемымтребованиемоценки егоэффективности.Кроме того, неменее важныйкритерийэффективностизаконодательногоакта — его стабильность.К сожалению, действующеероссийскоезаконодательствоне отвечаетв полной мерени одному изэтих требований, что во многомотрицательновлияет навзаимоотношенияхристианских«конфессий, а следовательно, на стабильноеразвитие российскогообщества вцелом [1, с. 150].
Заключение
В результатепроведенногоисследованиявопросоввзаимодействияправославия, протестантизмаи католичествав условияхсовременнойРоссии, можносделать следующиевыводы:
— на сегодняшнийдень, в Россиинаиболеемногочисленнойи основнойрелигией остаетсяправославие.Вторым по численностипоследователейидет католичества, третьим –протестантизм.
— несомненно, что вопросымежконфессиональноговзаимодействияне могут бытьосуществленыбез каких-либоспорных моментов, конфликтныхситуаций. Поэтому, рассматриваявопросы взаимодействия, нельзя не отразитьв данной работеи те конфликтныеситуации иразногласия, которые существуютв данныхмежконфессиональныхотношениях.
— совокупностьпроанализированныхвыше фактовпозволяетсделать выводо возможностивозникновенияи обострениямежхристианскихпротиворечийи конфликтовв современнойРоссии. Длясоздания предпосылокустойчивогообщественногоразвития государстводолжно стремитьсякультивироватьв обществерелигиознуютерпимостьи толерантность, равноуважительноеотношение ковсем законнодействующимрелигиозныморганизациямв стране, а такжек почти 50-процентнойгруппе российскогообщества, сделавшейсвой внерелигиозныймировоззренческийвыбор.
— в Россииначала XXI в., гдедействуютдесятки тысячрелигиозныхорганизацийи более полусотниконфессий, гдеобщество расколотона две примерноравные группы- верующих изаявляющихо своей внерелигиознойориентации, общероссийскаяидентичностьне сможетсформироватьсяв массовомсознании наоснове религиознойидентичности.
Списокиспользуемыхисточников
Андреева Л.А., Ряховский В.В. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI века // Общественные науки и современность. – 2004. — №3. С. 143 – 152.
Андреева Л.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке // Общественные науки и современность. 2003. № 1.
Бераров Петру. Религия в современном мире. – М.: Наука. – 1979. – 560 с.
Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М, 1991.
Второй съезд евангельских церквей Приморского края. Владивосток, 2003.
Высоцкая А. Служение церкви обществу // Второй съезд евангельских церквей Приморского края. Владивосток, 2003.
Забияко А.П. Русские и китайцы: перспектива рецепции китайских верований // www. gf.nsu.ru/ rizhsky/ zabiyako/ index. Shtml.
Лопаткин Р. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации // www.religare. ru. 2003.
Медведко СВ., Элбакян Е.С. О религиозной ситуации в современной России // Религиоведение. 2002. № 2.
Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга // Десять лет по пути свободы совести. М., 2002.
Основы социальной концепции Российского объединения союза христиан веры евангельской. М., 2002.
Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика. М, 2001.
Словарь религий народов современной России. М., 2001.
Трофимчук Н.А. Вступительное слово // Десять лет по пути свободы совести. М., 2002.
Ушакова Ю.В. Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века // www. vle.ru.
Цеханская К.В. Россия: тенденции религиозности в XX веке // Исторический вестник. 2000. №5.
Элбакян Е.С, Медведко СВ. Интеллигенция и молодежь в контексте российской цивилизации. М., 2000.
Яблоков. Основы религиоведения. – М.: Наука. – 1999. – 450 с.