Реферат по предмету "Философия"


Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

РОЛЬ НАУКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ №34
        Без серьезныхнаучных исследований современного состояния взаимодействия природы и обществаневозможно не только преодоление, но и простое осмысление сути глобальныхпроблем современности. Очевидно, что роль всего комплекса современногоестествознания в его взаимодействии, а также технических наук в этом процессе огромна.Однако не следует забывать и о значении гуманитарных дисциплин и, прежде всего,этики. Нравственное отношение к природе – это в первую очередь не страх завозможные штрафы, а осознание природы как огромной ценности, если хотите, какпродолжения собственного тела: нанести урон природе для меня также невероятнокак отрубить себе палец.
        Методологическойосновой изучения глобальных проблем современности выступает философия,анализирующая и смысл основных понятий, историю и  перспективы функционирования процессавзаимодействия природы и общества.
        Анализируяданный вопрос необходимо: 1. определить основные понятия; 2. раскрыть историювзаимодействия природы и общества; 3. показать пути преодоления противоречиймежду ними.
        Глобальными – называются проблемы,нерешенность которых создает угрозу для будущего существования человеческогообщества. Изучают их экология, философия глобальных проблем. Здесьрассматривается сущность глобальных проблем современности, кризисов в развитиичеловечества, изучаются пути решения этих проблем и предупреждения кризисов.
Термин«природа» в научной литературеупотребляется в двух значениях:
1)  В широком смыслепод природой понимается вся существующаяобъективная реальность. В этом значении природу обычно называют – материя,Вселенная.
2)  В узком смыслепод природой понимают совокупностьестественных условий, необходимых для возникновения, существования и развитиячеловечества. Синоним термина «природа» в этом значении – окружающая среда.
В окружающую среду входят следующиеэлементы: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера, техносфера, социосфера.
1.   ЛИТОСФЕРА включает в себя следующиеэлементы:
-        ЗЕМНАЯ КОРА (ее толщина от 6 км в океанических впадинахдо 80 кмпод горными хребтами),
-       ВЕРХНЯЯМАНТИЯ (от подошвы земной коры до глубины 1000 км).
-       НИЖНЯЯМАНТИЯ  — до глубины 2900 км.
-       ЯДРО– находится НИЖЕ мантии. Температура здесь около 5000 градусов. Давление вцентре Земли около 3,5 млн. атмосфер.
2.   ГИДРОСФЕРА – это все химически несвязанные воды планеты. Водные ресурсы Земли в ЖИДКОМ, ГАЗООБРАЗНОМ и ТВЕРДОМсостоянии исчисляются в 1,5 млрд. км3  
3.   АТМОСФЕРА — это  воздушная оболочка Земли. Она имеет границу сКосмосом примерно на высоте 20 тысяч км. Почти 99 % всей массы атмосферноговоздуха заключено в слое от поверхности Земли до высоты 35 км.
4.    БИОСФЕРА — это совокупность всех живыхорганизмов, включая человека, а также продукты, созданные ими, например, торф,известняки, уголь, нефть.
5.   НООСФЕРА – точный перевод «сфераразума».  Особенность современного этапаразвития человечества связана с нарастанием темпов трансформации биосферы вНООСФЕРУ. Этот термин появился в начале ХХ – ого века. Французские ученые Тейярде Шарден и Э. Леруа считали, что ноосфера это облекающая Землю «мыслящая»оболочка, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческогосознания. Со времени В. Вернадского понятие ноосфера стало означать сферувзаимодействия природы и общества, где разумная человеческая деятельность, воплощеннаяв науке и технике, становится главным и определяющим фактором развития. Итак,ноосфера – это новая стадия развития биосферы, характеризующаяся тем, что человечествос помощью разума, науки и техники, становится силой, сопоставимой по масштабамс геологическими силами. Тем самым человечество начинает оказывать определяющее  влияние на ход земных процессов, существенноизменять их.
6.   ТЕХНОСФЕРА – это вся сумма техники ипреобразованные техническим воздействием ландшафты.
7.   СОЦИОСФЕРА – это человеческоеобщество с созданными им учреждениями, социальными структурами, институтами, атакже все технические сооружения, так называемая «вторая, рукотворная природа».
Природа и общество находятся в диалектическом единстве.
Чтотакое природа мы уже выяснили.
Общество– это одновременно и часть природы иобособившееся от природы специфическое материальное образование, представляющеесобой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей
Диалектическоеединство – это единство и различие, сосуществование противоположностей.Рассмотрим с этих позиций диалектику природы и общества.
Единствоприроды и обществараскрывается, прежде всего, в генетическом аспекте, то есть они едины попроисхождению. Это станет вполне ясно, если рассмотреть основные этапы развития природы на планете Земля.
1.  Этап добиологической истории нашейпланеты.В этот периодбыли подготовлены условия для крупнейшего качественного скачка – появленияжизни.
2.  Возникновение жизни, начало развитияи становления БИОСФЕРЫ, т.е. поверхностной оболочки Земли, в пределах которой существует иразвивается жизнь во всех многообразных формах ее проявления. В течениемиллиардов лет жизнедеятельность живых организмов преобразила лик Земли.Биосфера функционирует как грандиозный, безотходный химический комбинат.
3.  Возникновение человека и появлениеобщества. К этому величайшемускачку в развитии привела эволюция живого на Земле. Жизнедеятельность общества– это фактор еще более активный, чем жизнедеятельность живых организмов, хотябиомасса человечества незначительна по сравнению со всей совокупностью живыхорганизмов планеты. Но не биологическая активность стала определять рольобщества в истории Земли. Главным стал не биологический обмен с окружающейсредой, а новый тип материальных отношений – трудовая деятельность,производство средств к жизни. Если животные приспосабливаются к среде обитания,то люди в процессе труда, с помощью орудий труда приспосабливают природу ксвоим жизненным потребностям. Итак, взаимодействие общества с природой,осуществляемое в материальном производстве, стало важнейшим и все возрастающимфактором эволюции планеты, влияющим на биосферу. «С появлением на нашей планетеозаренного разумом живого существа, — отмечал В.И.Вернадский, — планетапереходит в новую стадию своей истории – биосфера переходит в НООСФЕРУ», сферуорганизованного разумной человеческой деятельностью взаимодействия природы иобщества.
Различиеприроды и общества.Единство природы и общества, объективно существующее со времени возникновения человечества,  ВНУТРЕННЕ ПРОТИВОРЕЧИВО.
1.   Противоречиво само материальноепроизводство:
-       содной стороны, оно противопоставляет общество природе, обеспечивает своюнезависимость от природы, даже господство над ней;
-       сдругой стороны, материальное производство является выражением нерасторжимойсвязи общества и природы. Власть человека над природой возможна лишь на основезнания ее законов, подчинения им и правильного предвидения воздействий обществана природу. То есть это господство, основанное на подчинении,  внутренне противоречивое господство.
2.Противоречива роль природы. Она участвует в производстве не только как нечтопассивное, противостоящее обществу, но и как действенный фактор. Поэтому любой изготовленный человеком предмет –это  одновременно и «изделие» человека изматериала природы (здесь природа выступает как нечто пассивное) и «изделие»самой природы, результат естественных процессов, используемых человеком впроизводстве.
Такимобразом, ПРИРОДА и ОБЩЕСТВО не противостоят друг другу как чисто внешние,внутренне независимые друг от друга стороны отношения, а органически, внутреннепротиворечиво связаны воедино. Кратко ДИАЛЕКТИКУ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ можносформулировать следующим образом:
-       содной стороны, развитие производства увеличивает независимость общества отприроды, позволяет преодолевать неблагоприятные условия окружающей среды;
-       сдругой – общество и природа все теснее и глубже связываются, что происходит,например,  за счет все большегоиспользования природных веществ, источников энергии, законов природы,вовлекаемых в производство.
Каждый шаг, увеличивающийнезависимость общества от природы одновременно умножает и углубляет связи обществас природой.
Вструктуре  взаимодействия природы иобщества следует выделить этапы.
1. Присваивающая экономика. В этот периодпредлюди (архантропы) и люди занимались преимущественно собирательством,охотой, рыболовством. Суть присваивающей экономики — вырвал у природы кусок иупотребил, присвоил. Продолжительность этого этапа составляет примерно 2,5миллиона лет. Человек не оказывал в это время существенного влияния на природу,он органично входил в нее, был как-бы ее продолжением, ее частью.
Главнуюроль в развитии общества в данный период играло естественное богатство средств жизни – обилие дичи,рыбы, плодовых деревьев.
2. Производящая экономика. Этот этапначинается около 10 тысяч лет назад с появления, земледелия, скотоводства, металлургии,первых цивилизаций и продолжается до наших дней, претерпевая существенныеизменения. Главную роль здесь играет богатствосредств производства, то есть того, что необходимо для его развития,например, полезных ископаемых, плодородных почв, источников энергии.
Напротяжении многих тысячелетий существования азиатского, античного, феодальногообщества земледелие (а в ряде стран скотоводство) были основнымивидами производственной деятельности. Воздействие общества на природу в этот периодусиливается, иногда настолько, что происходит даже локальное разрушениеестественных природных комплексов: засоление земель, наступление пустынь и т.п. Однако, в целом, воздействие общества на природу оставалось еще не значительным.
Первыеземледельческие цивилизации возникли в районах недостаточного увлажнения. Этопредполагало создание оросительных систем, что приводило иногда к возникновениюлокальных экологических катастроф, например, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Аэто, в свою очередь, вело к ослаблению и даже гибели отдельных государств врезультате эрозии и засоления почв. Такие катастрофы бывают и сейчас: в мирезаброшенно из-за ирригационного засоления больше земель, чем используется дляорошения.
В дальнейшемземледелие продвигалось на территории достаточного увлажнения, то есть в зонылесостепи и леса. В результате началась интенсивная вырубка леса. Это резко сокращаловлагооборот и способствовало увеличению площади пустынь. Кстати, сейчас пустынирасширяются со скоростью до 20 гектаров  вминуту; такова же скорость обезлесивания. По оценке специалистов различнымистадиями опустынивания в мире охвачено уже 4,5 млрд. гектаров земли, чтосоставляет примерно 35 % территории суши, на которой проживает 850 млн.человек.
3.Третий этап взаимодействия общества и природы начинается с промышленной революции конца ХУП – ХУШ веков. С этого моментаосновное влияние на природу люди оказывают с помощью промышленности,индустрии, что не только значительно увеличило возможности преобразованияокружающей среды в интересах человека, но и усилило возможность нарушенияэкологического равновесия.
4. Четвертый этап взаимодействия природы иобщества начинается с середины ХХ века, когда началась научно-техническаяреволюция, приведшая к тому, что, с одной стороны, значительно усилилосьгосподство человека над природой, а с другой – возникла угроза того, чтоприрода может подчинить себе человека: она стала стремительно превращаться вподлинного тирана человечества. Пока будут преобладать идеи типа «Намнельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача» (Мичурин), тоесть человек будет осознавать себя завоевателем, а природу – врагом, ни о какойгармонизации взаимодействия системы «природа-общество» речи быть не может.Конечно, в последние десятилетия в большинстве развитых стран мира подобныйподход к природе ушел в далекое прошлое. Однако и ныне в системе  «общество – природа» далеко не все обстоитблагополучно. Если общество представить в виде коня, а природу — в видепривязанного за телегой флегматичного бычка, то получится следующее: конь тянетизо всех сил, бычок, не выдерживая аллюра, задыхается, упирается, но вынуждентрусить следом. Обоим тяжело, но развязать веревку не в их власти. В концеконцов, их взаимодействие должно привести к выработке скорости, приемлемой  для обоих. Если этого не случится, хозяинрискует получить в финале бездыханную тушу одного из животных или даже обоих.
Во второй половине ХХ века вовзаимоотношениях общества и природы возникают различного рода угрозы, проявляющиеся,например, в следующем: 
1)  возрастает уровень опасностидля жизни и здоровья людей на Земле;
2)  возникают глобальные проблемы.
Рассмотримсодержание этих двух аспектов.
Первый аспект. Кризис современной цивилизации характеризуетсявозрастанием уровня опасности жизни людей на Земле, что вызывает у многих  беспокойство,стрессы, чувство беспомощности, рискованности существования. Риск вообщепроникает сегодня во многие сферы социума. Для характеристики этого влитературе стали даже использовать термин «общество риска».
 Социологическая теория«общества риска» появилась в середине 80-х годов ХХ века. Ее основателемявляется немецкий ученый Ульрих Бек. Согласно этой теории человечество  в последней трети прошлого века вступило вновую фазу своего развития — «общество риска». Сравним данный этапразвития и предыдущий – индустриальный:
Для индустриального общества основным было распределение благ.
Для общества риска – распределение опасностей.
 Эволюция индустриального общества, восновном, сопровождалась появлением факторов, улучшающих жизнь людей:рост урожайности сельскохозяйственных культур, прогресс в медицине,автоматизация производства, развитие средств связи и транспорта. То есть, виндустриальном обществе распределялось между людьми то, что приносило, восновном «хорошее».
        В обществе риска иная ситуация: по мереего развития появляется все больше опасностей, то есть «плохого» и оно также распределяетсямежду людьми. В таком обществе неуклонно снижается уровень безопасности.
Второйаспект современного взаимодействия общества и природы заключается ввозникновении проблем, которые стали называться глобальными
К числу глобальных проблем относятся,в частности:
-  угроза ядерной войны и  военного уничтожения жизни, энергетическая,сырьевая, продовольственная, демографическая проблемы, экологический кризис,дифференциация населения (бедные, богатые страны), рост преступности и терроризма,«взрыв» инфекционных и генетических болезней.
Историческипервой возникла проблема опасности ядернойвойны — 40 – 50-е годы ХХ столетия.
Смыслдемографической проблемы заключаетсяв том, что постоянный рост населения мира требует возрастания производства пищии энергии, увеличения потребления минеральных ресурсов. Это усиливает «давление» на биосферу планеты.
        В 60-е годы ХХвека появляется глобальная проблема, которая стала называться  «экологическийкризис». Ее главный смысл в том, что в настоящее время вторжение человека вприроду превышает ее восстановительные возможности.
        Экологическийкризис реализует себя в следующих явлениях.
        ВО-ПЕРВЫХ,происходит интенсивное загрязнение и ухудшение качества окружающейсреды. Это касается воздуха, воды, почвы, пищи.
        ВО-ВТОРЫХ,экологическая опасность связана с трудно предсказуемыми последствиямичеловеческой деятельности в области преобразования природы. Воздействуя наприроду, человечество, само того неосознавая, может вызвать явления, называемыеползучими катастрофами – опасность подкрадывается незаметно. Например,воздействие человека на состояние Мирового океана может привести к уничтожениюфитопланктона, без которого, как считают специалисты, едва ли возможносуществование человеческого рода. Опасно для существования человечества такжекак уменьшение средней температуры на 3,5 – 4 градуса, так и ее увеличение на 4– 5 градусов. В последнем случае начнется резкое таяние запасов льда на Земле икатастрофическое повышение уровня океана, затопление значительной части суши. 
ИТАК: Экологическая опасностьзаключается в том, что своим вмешательством в природу человек воздействует наобщепланетные жизненно-важные физические, геологические, химические,климатические, биологические связи. Такая деятельность способна привестик разрушению взаимодействий, которые имеют решающее значение для всейсистемы жизнеобеспечения планеты, и вызвать непоправимые катастрофическиепоследствия.
            В условияхрезкого повышения уровня опасности для жизни людей на Земле, появленияглобальных проблем современности, возникновения экологического кризисанарастает потребность использования новых подходов для решения проблем,возникающих в процессе взаимодействия природы и общества.
Рассмотримнекоторые из них.
1. ИДЕИ «Римского клуба» — международной неправительственной организацииученых, политических и общественных деятелей многих стран мира. Клуб был созданв 1968 году по инициативе итальянского экономиста и специалиста в областиуправления промышленностью доктора А. ПЕЧЧЕИ. Первоначально собралась группа из30 ученых, представляющих 10 стран. Сюда входили математики, естественникики,экономисты, социологи, промышленники, служащие государственных учреждений,собравшиеся, чтобы обсудить настоящие и будущие трудности человечества. Этагруппа и получила название — «Римский клуб». С этого времени издается серия«Доклады Римского клуба» под общим названием «Затруднения человечества». Первыйдоклад: «Пределы роста» – был подготовлен в 1972 году группой ученыхМассачусетского университета под руководством супругов Д. и Д. МЕДОУЗ. Группапредприняла попытку выяснить, что ожидает человечество в будущем при сохранениисовременных экономических и политических методов организации взаимодействияобщества и природы. Результаты оказались неутешительны: промышленный рост, потребление ресурсов будут продолжатьувеличиваться ускоряющимися темпами наряду с ростом численности населения иувеличением потребления энергии до тех пор, пока не будет достигнут некийпредел. Затем произойдет катастрофа.
Книга Медоузов стала бестселлером:было продано 9 млн. экземпляров. Это была, по существу, первая работа, котораяпривлекла внимание общественности к трудностям современного развитиячеловечества, к пониманию того, что  надоискать выход, чтобы избежать грядущей катастрофы. Было предложено прекратить промышленный рост и изменить весьстиль современной жизни.
Запервым докладом последовали другие. В них были сделаны попытки не толькоописать существующую ситуацию и предсказать варианты будущего развития человечества,но и обосновать действия  необходимые дляизбегания катастрофы. Благодаря усилиям «Римского клуба» выросла международнаяосведомленность о сути современных глобальных проблем. Клуб первым перешел отанализа и диагностики состояния нашей цивилизации к поиску средств и путейвыхода из критической ситуации.
            2. Концепция «нулевого роста». Создателем этой концепции является американскийсоциолог О. Тоффлер. В его книге «Шок будущего» утверждается, что глобальныепроблемы современности могут быть решены лишь ценой нулевого ростаэкономики и населения Земного шара. Выжить в складывающихся катастрофическихусловиях человечеству поможет переход к новым принципам и нормам организациижизни. Вот некоторые из них:
-     отказ от бурногоразвития промышленности и технологий,
-       приоритетновых ценностей, прежде всего свободного времени, заполненного различнымивидами нетрудовой деятельности: художественным и техническим творчеством, неформальнымимежличностными отношениями;
-       приходна смену крупным государственным организациям более мелких самоуправляющихся структур.
         3. Концепция устойчивого развития была принята на конференции ООН по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейров 1992 году на уровне глав государств и правительств. Основная причина появленияэтой концепции – высокая вероятность возникновения в будущем экологической катастрофы на Земле. Документ, вкотором изложена концепция устойчивого развития, получил название «Забота оЗемле – стратегия устойчивого существования». Он состоит из трех частей.
В первой части сформулированыПРИНЦИПЫ устойчивого развития:
-       повышениекачества жизни,
-       сохранениежизнеспособности и разнообразия экосистем,
-       предотвращениеистощения невозобновляемых ресурсов,
-       изменениесознания человека и стереотипов его поведения,
-       выработканациональных концепций охраны окружающей среды,
-       достижениеединства действий на мировом уровне.
ВоВТОРОЙ и ТРЕТЬЕЙ частях даны РЕКОМЕНДАЦИИ по претворению этих принципов вжизнь.
            Устойчивоеразвитие – это НОВАЯ МОДЕЛЬ развития человечества. Она является альтернативойиндустриальному пути. Ее стратегическая задача: выживание человечества. Подвлиянием форума в Рио-де-Жанейро Указом Президента России от1 апреля1996года  №440утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Вней, в частности, отмечается, что«Переходк устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественныхэкосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можнодостичь усилиями всего человечества, но начинать движение к  цели каждая страна должна самостоятельно».
Устойчивое развитие предполагает достижение двух основных целей:
1.  Повышениекачества жизни людей.
2.  Обеспечениебезопасности человека (прежде всего здоровья) и окружающей среды.
            Для этого НЕОБХОДИМО:
а) чтобы развитие производства происходило с учетом,экологического фактора и обеспечения природно-технологической безопасности;
б) чтобы не подвергалась необоснованному риску способностьтехнологической и окружающей среды обеспечивать безопасность будущих поколений.Это возможно, например, через создание безопасных технологий.
При управлении системой «природа –общество» в условиях КРИЗИСА большое значение имеет выбор тактики и стратегииэтого управления.
Можно преложить три варианта такихтактик управления.
ПЕРВЫЙ — КРАТКОСРОЧНАЯ МУДРОСТЬ лиц,принимающих решения. Она направляет общество по пути получения максимальныхДОХОДОВ в ближайшие годы. При этом возрастает риск утраты возможностейбезболезненного выхода из возможных кризисных ситуаций в следующие десятилетия.
ВТОРОЙ — СРЕДНЕСРОЧНАЯ МУДРОСТЬучитывает эту опасность и направляет часть полученных средств на предотвращениедеградации природы еще до того, как кризисные явления начинают проявляться вснижении объемов производства.
ТРЕТИЙ — ДОЛГОСРОЧНАЯ МУДРОСТЬпредвидит неизбежный предел снижения эффективности ресурсоиспользования ипринимает меры по переориентации общества с безграничного роста потребленияматериальных благ на иные пути развития. Одним из сценариев такого пути  и является концепция устойчивого развития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.