Анализ художественного произведения на уроках литературы как средство реализации личностно ориентированного подходаСовременный урок – это урок, ориентированный на развитие и воспитание личности. Перед школой сегодня в условиях модернизации поставлена задача дать детям образование, которое соответствовало бы его личным запросам, социальному заказу. При этом сформировать социокультурный образ, который помог бы вхождению ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, содержащую лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических и социальных. Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности? Предмет «литература» - вид искусства, часть культуры, представляющий вечные нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых и есть основа и путь духовного личностного становления и развития ребенка. Но чтобы это произошло, необходимо освоить богатейшее литературное наследие, т.е. научиться читать художественное произведение. Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью и содержанием уроков литературы и системы работы по анализу художественного текста, которая помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в деятельности, связанной с филологией, но и в решении экономических, политических задач. Данная система основывается на научных сведениях о тексте как самостоятельном разделе лингвистики. Познавательная деятельность адресата направлена не просто на восприятие информации, заключенной в тексте, и постижение идей субъекта речи (автора), но и на «сотворчество», о котором писал В.В.Виноградов, на то, чтобы продуцировать текст в меру своих возможностей и способностей, то есть выступать в роли «соавтора «. В этой деятельности читателя, разумеется, есть предел, за которым начинается фантазирование, связанное с искажением смысла текста, данный предел объективирован самим текстом, включая все его уровни, прежде всего лингвистические. Именно лингвистический механизм ограничивает субъективность интерпретации. Имея в виду читателя, автор разрабатывает особую коммуникативную стратегию текста; Текст не только подвергается воздействию адресата, но и сам воздействует на читателя, побуждая к его дальнейшей деятельности (развитие и воспитание личности). При этом читатель формирует свое представление как о тексте, так и об авторе, декодируя «образ его создателя « (Гончарова ЕЛ., 1984г.). Эта идея и легла в основу разрабатываемой нами темы. Далее, развивая эту мысль и основываясь на концепции Ю.Н. Карауловой (1987г.): «Общение между автором и адресатом становится возможным в силу ряда условий», - мы выходим на следующее положение: процесс восприятия и понимания художественного текста читателем является результатом соотнесения и наложения языковой картины мира автора и языковой картины читателя. Представим это схематично: (слайд № 3) Таким образом, мы видим, что ЯКМ автора полностью не реализуется в тексте. Текст как отражение ЯКМ автора не может быть полностью адекватным ЯКМ читателя. Вместе с тем наблюдающаяся общность субъективных языковых картин мира участников общения делает возможной коммуникацию. Познакомившись с разными подходами к комплексному анализу (работы Ю.М.Лотмана, Р.Д.Мадера, Ш.А.Махмудова, А.В.Мазура, М.Есина и других), удалось сформировать комплекс требований к художественному анализу зпического текста, который в целом соответствует принципам и приемам анализа литературного произведения, разработанным М.Есиным, добавив к ним лингвостилистический аспект: особенности языка и выявление изобразительных средств выразительности (метафора, эпитет, оксюморон, особенности синтаксиса и др.) Итогом работы над поэтическим текстом стало составление алгоритма анализа лирического текста (здесь во многом помогла методика анализа лирического произведения, составленная Ю.А. и И.А. Сипеневыми). Эту последовательность действий отразили в схеме анализа лирического текста. Одним из плюсов предлагаемых методик является их универсальность, доступность любому возрасту и любому уровню развития (могут успешно использовать и учителч начальных классов и старших классов). Не обязательно рассматривать все направления, предложенные в схемах анализа художественного текста или следовать строго заданной последовательности, отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте. Чтобы научить комплексному анализу текста, использую следующие приемы работы на уроке: предтекстовая работа; ознакомление с текстом (здесь следую принципу А.В.Мазура: «Хороший урок – это несколько интересных вопросов»); индивидуальные, групповые задания; составление схем, графиков, таблиц, рисунков; сравнительные характеристики; создание «эвристических» ситуаций; работа со словом. На первых вступительных уроках сформировав читательские представления о художественном тексте как знаковой системе, познакомившись с общими подходами к его анализу (урок-мастерская в 5 кл. «Художественный текст как система знаков»), ребята хорошо справляются с лингвистическим анализом других художественных произведений. Например, работая над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утес», выстраиваем систему образов этого стихотворения, стараемся изобразить картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы. (Смотрим цветовую организацию: тучка золотая (золото – символ божественного, духовного; пространственную организацию: тучка - небесный мир, духовный мир, чувства, любовь; утес - земной мир, человек)(слайд №7)Анализ пространственной, цветовой организации в стихотворении, перемещения (движение физическое, мысли), ключевых слов помогает определить мысль автора, которую он хотел до нас донести. Пока тучка (любовь) была с утесом (человеком) – он – великан. (Он счастлив. Он сильный). Как только она его покинула (когда любовь уходит), он сразу стал одиноким, грустит и плачет. (Он становится слабым, несчастным и одиноким). Таким образом, в результате такой работы ребята увидели, что художественный текст - эта система образов (знаков), которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение. Сформировав читательские представления о художественном тексте как знаковой системе, познакомившись с общими подходами к его анализу, ребята хорошо справляются с лингвистическим анализом других стихотворений. Например, на одном из уроков в пятом классе, посвященном родной природе, записываем строки Ф. Тютчева:Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.Начинаем с вопроса: «Почему так..., а не ...?», «Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?» Что значит это слово, когда улыбка на лице человека? Таким образом, изнутри идет работа над средствами выразительности (эпитетами – «озаряющими словами», метафорами, сравнениями и т.д.). В ходе анализа удалось выяснить, что стихотворение радостное, приветливое, выражающее восторг, радость бытия. Изобразив картину мира и её составляющие элементы (пространственная и цветовая организации), ребятам удалось выйти на звуковую организацию этого стихотворения: услышали легкий шум, вызванный радостным трепетом деревьев. Определив степень раскрытия присутствия в мире лирического героя, нам удалось выяснить, что поэт очарован картиной природы, любуется ею, восхищается. Человек и природа находятся в единстве. Такая связь дарит человеку состояние восторга, легкости, блаженства, радость бытия. В результате проведенной работы над текстом в старших классах разработан алго-ритм написания сочинения-рецензии, который поможет выпускникам добиться хороших результатов на экзаменах. Таким образом, данная система работы по анализу художественного текста на уроках литературы позволяет ввести школьников в мир словесности. Обучающиеся получают возможность на качественно новом уровне подойти к изучению художественного произведения, значительно пополнить свои знания в области анализа текста, расширить базовый компонент изучаемых произведений. Результатом работы по данной теме можно считать разработки уроков, творческие работы обучающихся, призовые места на городских предметных олимпиадах, участие школьников в литературных конкурсах и олимпиадах, высокие результаты итоговой аттестации. Уроки анализа художественного текста – это одно из средств формирования образованного, духовно развитого читателя. Эти уроки развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь обучающихся, развивают навыки исследовательской деятельности.