Анализ воспитательной деятельности педколлектива ТМКОУ «ХОШ № 10» за 2010- 2011 учебный год Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С.Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности. ТМК ОУ «Хантайская основная общеобразовательная школа № 10» находится в п. Хантайское Озеро ТДНМР. В школе проходят обучение 60 детей: начальная ступень образования – 28 человек; основная – 32. Дошкольную группу посещает 14 воспитанников. Работа педагогического коллектива в 2010 - 2011 учебном году была направлена на прохождение педагогическими работниками аттестации, выполнение годового плана и программы развития дошкольной группы при школе. Целью воспитательной работы в этом учебном году было: создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой личности в условиях сельской малокомплектной школы. Главным направлением воспитательной работы в школе является формирование гармонично развитой личности в условиях малокомплектной сельской школы, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать этот выбор и находить способы его реализации.Цель: развить личность ребенка в процессе создания воспитательной системы.Исходя из цели, перед педагогическим коллективом школы были поставлены следующие задачи воспитательной деятельности:Создать подлинно демократические возможности для участия всех людей, занятых в образовательном процессе, в подготовке, принятии и реализации управленческих решений.Внести изменения в содержание и формы работы со школьниками, опираясь на прошлые традиции с учетом требований современной жизни.Создать условия для гуманистического формирования личности в процессе ее самореализации, самовоспитания и ее саморазвития участников образовательного процесса.Сохранение школьных традиций, развитие самоуправления. Формирование у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни.Совершенствование методического мастерства классного руководителя, через работу ШМО, методическую литературу и участие в школьных и городских, краевых и российских конкурсах. Выполнение целей и реализация задач проходила с переменным успехом. Перед педагогическим коллективом школы стояли вопросы, которые требовали повышенного внимания:Смогут ли ученики школы найти себя в жизни;Пожелания ученикам разных возрастов на будущее;Пожелания и предостережения классным руководителям.Решение вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям: учебно-познавательному; общественно-патриотическому; эстетическому; физкультурно-оздоровительному; нравственно-правовому; лекционно-образовательному; развитие самоуправления. Обозначенные направления реализовывали следующими средствами:1. Учебно-познавательное направление реализуется через: предметные недели; школьные олимпиады; конкурс «Ученик года», «Класс года» - это новая нетрадиционная форма работы с учащимися школы, которая продолжается уже третий год. Он проходил в течение всего учебного года в несколько этапов. Суть его в том, что в течение всего года велся учет достижений каждого учащегося. К сожалению, в этом учебном году результаты конкурсов не были подведены, т.к. в течение года имелись правонарушения со стороны учащихся всех классов (нахождение в нетрезвом состоянии, табакокурение, случаи токсикомании, имелись случаи мелкого воровства).2. Общественно-патриотическое: встречи с ветеранами ВОВ; организация и проведение Дня Защитника Отечества; Организация и проведения митинга-праздника, посвященного Дню Победы для всех жителей поселка.^ 3. Эстетическое направление: организация выставок рисунков и поделок учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; работа кружков художественно – прикладной направленности; участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне города; ^ 4. Физкультурно–оздоровительное направление: введение в поурочное расписание спортивного часа, помимо уроков физкультуры; веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»; веселые старты; подвижные перемены; проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ; проведение внутришкольных соревнований; проведения Дня Здоровья в начале и конце года в различной форме; ^ 5. Нравственно- правовое направление: лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами по половозрастному и правовому воспитанию; антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании; работа совета профилактики; беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения; работа с подростками и их семьями, находящимися в социально-опасном положении.^ 6. Лекционно –образовательное для родителей: родительские собрания; индивидуальная работа с родителями; лекции по профилактики пьянства и наркомании среди подростков; лекции по половозрастному воспитанию подростков; встречи с участковыми ОППН. ^ 7. Развитие самоуправления: работа ученического комитета школы; еженедельное дежурство по школе;Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование.Целью дополнительного образования являются выявление и развитие творческих способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.Дополнительное образование включает:- эстетическое направление - в этом направлении работают школьные кружки «Бисеринка» и кружок компьютерной грамотности «Информатик». Работы воспитанников кружка «Бисеринка» неоднократно отправлялись в окружной центр – г. Дудинка – и отмечались грамотами, благодарственными письмами ( руководитель Левицкая Н.К.).К большому сожалению, разнообразием кружков школа похвалиться не может в силу нехватки времени (режим работы школы – 2 смены) и отсутствия свободных площадей. ^ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ № п/п Название кружка Кол-во % 1 «Бисеринка» 12 20 2 «Информатик» 12 20 3 Спортивный час 12 20 ИТОГО 36 60 Нельзя сказать, что оставшиеся 24 ученика (40%) ничем не занимается. В силу того, что поселок находится посреди тундры, а большинство жителей относится к малочисленным коренным национальностям, наши дети свое свободное время посвящают рыбалке, охоте, заготовке дров, ягод, самостоятельно осваивают транспортную технику (вождение снегоходов, лодок). Некоторые учащиеся по своему желанию посещают танцевальный кружок при СДК «Путораны», затем принимают активное участие в поселковых мероприятиях. До конца учебного года списочный состав остается неизменным, более того, количество посещающих кружки иногда даже возрастает ( дети приходят и уходят: разовые посещения). Против таких посещений ни руководитель кружка, ни администрация не возражает.Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Именно поэтому от классного руководителя, прежде всего, требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный в соответствии с конкретным классом, с конкретными личностями учеников, с конкретными задачами, которые ставит перед собой педагог.Анализ планов воспитательной работы классных руководителей за прошлый год показал, что часть учителей, как и прежде, подходит к составлению плана формально, но число их заметно снизилось. Не все классные руководители сдают на проверку планы ВР вовремя, и часто сдают в недоработанном виде. В этом случае проводятся дополнительные совещания, оказывается необходимая методическая помощь со стороны администрации. В этом учебном году в педагогический коллектив влились 2 молодых специалиста: Иванова О.В., учитель истории (выпускница Таймырского колледжа) и Киртаев А.П., учитель физвоспитания. С ними проводилась методическая работа в течение учебного года. Остальные классные руководители вовремя сдали анализ воспитательной работы за год и с учетом этого анализа поставили цели и задачи на новый учебный год. В планах работы на год отражалась индивидуальная работа с учащимися, родителями, спланированы заседания родительского комитета, темы классных часов и родительских собраний. В течение года в воспитательные планы вносились определенные корректировки в зависимости от распоряжений Управления образования. Во всех планах имеется характеристика классного коллектива, правильно и грамотно поставлены педагогические задачи, четко сформированы и отображены внеклассные мероприятия, классные часы, общешкольные мероприятия. Предлагается в следующем году подойти более серьезно и педагогически обоснованно к составлению плана. Завершить составление рабочих планов классных руководителей не позднее 30 сентября. Форма плана произвольная, но обязательно содержала в себе ведущие компоненты. В будущем особое внимание следует обратить на проведение тематических классных часов, включая профориентационную работу, гражданско-патриотическую работу, мероприятия, касающиеся здоровья детей, мероприятия, обучающие толерантности и терпимости в многонациональном обществе.В соответствии с перспективным планом воспитательной работы школы на период 2010 - 2011 уч. год была проведена диагностика воспитанности учащихся 1-9 классов. Целью предложенной диагностической карты стало - определение уровня воспитанности учащихся. Количество испытуемых: 60 чел.(1-9 классы). Использован диагностический материал методики Шиловой.Был определен уровень воспитанности учащихся по классам. В основном в классах средний уровень воспитанности – 52%, 32% с высоким уровнем и есть еще много детей с низким уровнем -15%. (данные пересмотреть). ^ Общая оценка уровня воспитанности учащихся в ХОШ №10 Группы классов любознательность трудолюбие гуманность Целеустремлён ность требовательность к себе культурный уровень уровень воспитанности 1 класс 3,2 4 2,8 3 1,5 1,2 3,14 2 класс 4 3,7 3,3 3,1 2,2 3,6 2,48 3 класс 3,7 3,4 3,6 3 2,5 3,7 3,31 4 класс 4,2 4 3,6 3,4 3 3,9 2,45 5 класс 4 3,8 3,5 4,2 3,8 3,8 2,56 6 класс 4,7 3,9 4 4,7 3,9 4 5,04 7 класс 3 3,3 3,2 2,7 3,1 3,2 3,08 8 класс 3,4 4 3,3 3 3,4 3,4 4,1 9 класс 3,8 3,7 3,7 3,4 3,6 3,3 3,07 Итого: 3.7 3,75 3,4 3,3 3 3,3 3,2 Общая оценка уровня воспитанности по школе –3,2 балла, что соответствует среднему уровню воспитанности, что на немного хуже по сравнению с прошлым годом (3,3 б) Анализ полученных результатов в ходе диагностики позволили сделать следующие выводы о том, что у большинства учащихся наиболее высоко развиты любознательность (3,7 б.), трудолюбие (3,7 б.), гуманность ( 3,4 б.), целеустремленность (3,3 б.)., Менее развиты такие качества как культурный уровень, требовательность к себе. Анализ уровня воспитанности способствует выявление следующих качеств: - как трудолюбие, гуманность, - любознательность, гуманность - любознательность, целеустремлённость. Среди учащихся начальной ступени образования было проведено тестирование под названием «Нарисуй настроение». Приём далеко не новый, удобен по форме, содержанию и, самое главное, не требует много времени ни на проведение, ни на обработку данных. Были обозначены три основные микросферы социальной среды: школа, дом, улица. Всего в анкетировании приняло участие 28 учеников. Условия следующие: пользуясь карандашом или фломастером определенного цвета, учащиеся должны ответить на вопрос «Насколько комфортно они чувствуют себя в школе (1), дома (2), на улице (3). Цвета, определяющие степень комфортности: красный – отлично, спокойно; синий – хорошо; чёрный – плохо. Путём обработки были получены следующие данные. Микросфера Школа Дом Улица Комфортно 64% 45% 36% Хорошо 31% 50% 32% удовлетворительно 5% 5% 32% Выводы: Подавляющему большинству учащихся нравится учиться (64%), сам процесс обучения доставляет им удовольствие. Сюда же можно отнести и внеурочное время, которое они могут провести в школе. 45% учащихся комфортно чувствуют себя дома. Значит, микроклимат в семье благоприятный, отношения между взрослыми и детьми по большей части равноправны. 36% учащихся комфортно чувствуют себя на улице, где им предоставлена свобода без ограничений, как им кажется. Свой свободный досуг они организуют самостоятельно. Это могут быть как развивающие игры, так и административные проступки любого рода. Большую озабоченность вызывают 5% учащихся, которые плохо ощущают себя в школе и дома. Можно высказать предположение, что эти дети замкнуты, существуют в своем замкнутом мирке. Их попросту никто не замечает – ни сами ученики, ни учителя, ни сами родители. В старших классах проводилось анкетирование, целью которой стало выявление мотивации и целей обучения, а также стимулов в жизни. Выяснилось следующее. На вопрос «Зачем ты ходишь в школу?» 97% учащихся ответили, что учатся потому, что так надо. Причем, почему так надо, никто не задумался. Те же 97% ходят в школу за приобретением новых знаний: им нравится сам процесс учения. 81% учащихся убеждены, что знания – основа будущих успехов. Я думаю, что эти мысли, выдаваемые за свои собственные, приобретены со слов родителей и учителей. 77% учащимся нравится получать пятерки. 54% нравятся лишь определенные предметы, по которым они имеют неплохие результаты. 25% учащихся ходят в школу по принуждению родителей. И 10% нравится в школе общение с друзьями. Большинства учащихся 7-9-ых классов уже наблюдается тенденция к определению своих целей в жизни. 73% учащихся хотели бы более детально изучать биологию или информатику, заниматься компьютерными разработками, получить среднее или средне специальное образование. Оставшиеся 27% ещё не смогли определиться. Т.О., вопрос о мотивации учения можно назвать центральным. Особую озабоченность вызывают те учащиеся, которые испытывают определённые трудности в обучении. По данным многих исследований ясно, что интерес к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Рекомендации: Необходимо поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всей школьной жизни, т.к. мотивация – источник активности и успешности обучения. Педагогам 7-8-9-ых классов в планировании воспитательной деятельности особое внимание уделить учебной деятельности, дружеских отношений между одноклассниками, привитие трудолюбия. Педагогам 5-6 классов обратить внимание на требовательность к себе, повышать культурный уровень, развивать целеустремлённость. В организации общешкольных мероприятий с учащимися строить деятельность с учётом развития положительных качеств. Классным руководителям в работе с родителями обратить внимание на культуру поведения, внешний вид учащихся. Приоритетные ценности в жизни у учащихся 9 классов (см. таблицу). классы 1-ое место 2-ое место 3-е место 9 кл. Высокая зарплата, материальное благополучие. Друзья, семейное благополучие. Учеба в средней школе или специализированном учреждении, здоровье. По результатам таблицы видно, что будущие выпускники не совсем четко представляют своё будущее. Не приложив никаких усилий со своей стороны, тем не менее они хотят иметь всё. Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. За школой закреплена территория заднего двора, в мае 2011 г. проведен субботник. Помимо этого учащиеся приняли участие в общепоселковом субботнике, посвященном Дню Победы в ВОВ. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, ремонт школьной мебели совместно с педагогом, уборка закрепленной территории и т.п.) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения. В сравнении с прошлым годом года можно сделать вывод, что уровень воспитанности с высоким уровнем - снизился, хотя со средним уровнем – вырос, поэтому классным руководителям нужно продолжать работу по повышению уровня воспитанности детей. ^ Укрепление связи семьи и школыПо работе с родителями можно отметить следующее: классные руководители работают с родителями в частном порядке. Заседания родительского комитета и родительские собрания, тематические родительские собрания проводят все классные руководители, о чем свидетельствуют протоколы данных заседаний. Но все же работа с родителями оставляет желать лучшего. Родители не склонны идти навстречу педагогическому коллективу, возникают разногласия. Так, в текущем учебном году были зафиксированы случаи халатного выполнения своих обязанностей сотрудниками дошкольной группы. В обоих случаях пострадал один и тот же ребенок (Чеснокова Екатерина). Была задействована комиссия по трудовым спорам. Виновные понесли наказание. Мать ребенка осталась недовольна решением трудовой комиссии. Родители детей не вникают полностью в педагогический процесс, да и особого желания не высказывают. В течение учебного года они халатно относятся к своим родительским обязанностям, а в конце – начинают дружно требовать от учителя и классного руководителя хороших результатов своего ребенка. В свою очередь учитель предъявляет свои претензии, и возникает спор, в котором виноватых нет. Нужно искать «золотую середину» в связке «ученик – учитель», «ученик – родители», «учитель – родители». Без контакта школы и родителей педагогический процесс не будет успешным. Сотрудничество между обеими сторонами – залог успешной воспитательной деятельности. Именно семья оказывает благотворное влияние на процесс развития личности ребенка. Отсюда следует, что родители также являются важной составляющей в педагогическом процессе. Связующим звеном между семьей и школой является классный руководитель, который осуществляет следующие направления деятельности: 1) изучение семей учащихся; 2) педагогическое просвещение родителей; 3) обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе и школе; 4) педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе; 5) индивидуальная работа с родителями; 6) информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития ребенка.Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимала в воспитательной системе школы определённое место. Она не ограничивалась проведением родительских собраний. Школа видела цель работы с родителями в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими заданиями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. Перед родителями выступали педагоги - предметники и классные руководители. Вся эта работа способствовала улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению школьных повседневных проблем. Несомненно, работу с родителями стоит продолжать и совершенствовать. В этом направлении школа работала активнее, чем в предыдущие годы. Классными руководителями каждую четверть проводились содержательные родительские собрания, а общешкольные родительские собрания были проведены на новом уровне. (Особенности проведения родительских собраний были закреплены нормативными документами: Положение о классном родительском собрании). На общешкольном родительском собрании в ноябре 2010 г был рассмотрен вопрос социально - педагогической профилактики отклонений в поведении подростков, доведена до родителей школьная статистика по нарушениям статей «Уголовного кодекса РФ»; Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях». Были изучены семьи учащихся, их социальный состав - на начало 2010-2011 учебного года сформировано 9 учебных классов (из них два класса-комплекта: 1-3, 7-8-ые классы) с общей численностью 60 человек. Сентябрь 2011 год: На внутришкольный контроль поставлено 12 учащихся. № п/п Статус семьи 2010-2011 Всего семей: из них - 46 1. Неполные семьи 17 2. Многодетные семьи 9 3. Малообеспеченные семьи 25 4. Семьи с детьми- инвалидами 2 5. Семьи с опекаемыми детьми 2 6. Состоят на внутришкольном учете 12 В ходе изучения социального состава семей было выявлено: - снижение наполняемости классов из-за общего снижения уровня рождаемости; - увеличение количества многодетных семей; - увеличение числа неполных семей; - рост количества малоимущих семей, что влечет в свою очередь рост правонарушений среди детей и подростков. В этом учебном году состоялся тематический педсовет по теме «Индивидуальная работа с учащимися с целью побуждения их к саморазвитию», на котором выступили классные руководители Левицкая Н.К. (9 кл.), Поротова М.И. (4 кл.), Яценко Г. И. (2 кл.) с анализом своей воспитательной работы.В настоящее время невозможно создать единую модель или программу воспитательного процесса для всех общеобразовательных учреждений. Поэтому каждое отдельно взятое ОУ пытается создать свою уникальную систему воспитания. Основные усилия педагогического коллектива направлены на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности ребенка. Личность ребенка должна развиваться системно, т.е. все этапы педагогического процесса (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, диагностико-результативный) тесно взаимосвязаны. В нашей школе воспитательная деятельность строится на основе системного подхода.Воспитательная ситуация в наше время часто меняется, поэтому приходится осуществлять гибкое управление, то есть, чаще приходится с планов переключаться на людей, их реализующих, на формирование творческой атмосферы. Дело не в том, какие формы воспитания чаще использует педагог – индивидуальные, групповые, коллективные или массовые , а в том как это скажется на развитии личности. Идет поиск оптимального сочетания в воспитательной деятельности «крупных доз воспитания» и малых форм воспитательной работы. Первая группа организационных форм способствует формированию в ОУ единого воспитательного пространства, оказывающего влияния на всех или большинство учащихся, а вторая группа предназначена для того, чтобы каждый ребенок имел возможность найти самого себя и сохранить в этом пространстве и мог получить необходимую социально-педагогическую поддержку. Это предполагает занятость всех участников образовательного процесса в выборе, разработке, проведении и анализе главных дел года, причем набор ключевых дел систематически обновляется. (На фоне таких традиционных неизменных дел, как День знаний, День учителя, Золотая осень, Новый год, 8 марта, Последний звонок, выпускной вечер, патриотический месячник , Вахта памяти и т.д., появляются, рождаются жизнью, творчеством, новые ключевые дела. Примером может служит Татьянин день - день школяра; День всех влюбленных; День знаний для учителей – методический день: выставка передового педагогического опыта, творческие отчеты, обмен опытом работы; День знаний для родителей – приглашение специалистов, связанных с проблемами здоровья, воспитания, развития, обучения детей. )Школьная воспитательная система обретает устойчивость и стабильность, если каждый класс становится ее компонентом. Система строится таким образом, чтобы каждый класс мог участвовать в жизни общешкольного коллектива. Коллективу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма организации.Понятно, что все классы не могут быть равномерны в своем развитии. В школе есть классы, в которых взаимоотношения отстают в своем развитии от их уровня в коллективе школы. Включенность класса в воспитательную систему школы во многом зависит от классного руководителя, его личности, неповторимости и того, как осознал и воспринял концепцию развития школы.Включенность класса в воспитательную систему школы особенно сказывается на установлении и развитии внешних связей класса, на освоении внешней и внутренней среды школы. Внутренние связи подразумевают взаимодействие с другими классами ( младшие – старшие), кружками, советами ( семейный клуб - клуб общения в классе). Внешние связи предполагают: связь с учреждениями: Сельский дом культуры, связь с библиотеками (начальные классы), связь с музеем, таким образом, расширяется объем деятельности класса, поле взаимоотношений, обогащается жизнь детей.По мере развития воспитательной системы все большее значение придается выращиванию индивидуального облика каждого класса, что позволяет системе получать дополнительные источники своего развития. Появляются классы, которые в своем развитии обгоняют школьную систему. Классы-лидеры создают образцы, ориентиры поведения , деятельности, отношений.Лицо школы определяют старшеклассники. Именно их деятельность и характер отношений создают ориентиры для остальных классов. В школе работает ученический совет. В его состав входят учащиеся всех классов. Как правило, председателем ученического совета становится старшеклассник, успевающий по всем предметам, не имеющий нареканий по дисциплине и по учебе, пользующийся уважением со стороны школьного коллектива. В классах работает актив, который составляет ячейку коллектива. На «самотек» такие вещи не пускаются, поэтому со стороны педагогического коллектива следует контроль, умело маскирующийся под советом.Классные часы в начальной школе и практически во всех классах среднего звена проводятся в достаточном объёме согласно планам воспитательных работ классных руководителей.В этом году мы приняли участие в нескольких муниципальных акциях: «Молодёжь + здоровый образ жизни» и начали реализацию программы по профилактике экстремизма, минимизации и ликвидации последствий экстремизма на территории ТДНМР. Первая акция проходила с ноября по декабрь 2010 года и вызвала большой интерес не только у учеников, но и их родителей. В соответствии с этим с апреля 2011 года по декабрь 2011 года должны проводиться классные часы во всех классах. По решению педагогического коллектива школы была задействована следующая схема проведения классного часа: - в четверть – 1 кл.час -тематический, 2,3 - согласно программе (организационный, беседы и т.д.), 4 – итоговый. Кроме того, каждый классный руководитель провел одно открытое мероприятие. Новшество пришлось всем по вкусу: каждый мог показать «товар лицом». Для проведения внеучебной воспитательной работы использовали ГПД (руководитель Чуприна В.Д.). Классный час дает большую возможность классному руководителю воплотить в жизнь задачи, которые ставятся перед коллективом. И эта возможность должна использоваться классными руководителями и проведение классных часов должно проходить целенаправленно. 52 человека приняли участие в муниципальном спортивном конкурсе «Президентские состязания», и 25 человек участвовали в краевой акции «Обелиск». В целом успешно нам удалось реализовать практически весь план мероприятий во внеурочной деятельности школы. В сентябре был проведен общешкольный «День здоровья». Победители отмечены грамотами. Так же в это месяц прошла выставка из природных материалов «Осенний лес», приуроченная к проведению ежегодного Осеннего бала. Все участники конкурсов, завоевавшие призовые места были награждены грамотами и дипломами. В октябре дети старших классов приняли активное участие в подготовке концерта ко Дню Учителя, к празднованию Дня пожилого человека. Под руководством старшей вожатой Поротовой К.Б. ученики старших классов оказывали посильную помощь пенсионерам, одиноким людям: таскали воду, убирали территорию, производили генеральную уборку.В отчетах все классные руководители отмечают, что сплочению класса способствуют классные часы, беседы, но больше всего детей интересуют походы на природу, коллективные дела, подготовка к общешкольным мероприятиям, уборка территории не только на территории школы, но и за ней. Поэтому при планировании своей работы с классом нужно учитывать интересы детей и стараться участвовать во всех школьных делах и не только в школьных. Подготовка к празднованию 66-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне способствовала воспитанию гражданских качеств личности, таких, как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение и интерес к военной истории Отечества. Ряд мероприятий были проведены на базе сельского Дома культуры с непосредственным участием работников культуры и библиотеки. Был проведен ряд мероприятий патриотической направленности: митинг, посвященный 66-ой годовщине Победы, праздничный концерт, солдатский завтрак (гречневая каша, чай). Так же прошли спортивные конкурсы. Впоследствии особо отличившиеся были отмечены призами. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей Родины, верности Отчизне, гордости за героическое прошлое нашего Отечества – это основа, краеугольный камень всей системы воспитание таких качеств, как честь, доброта, готовность защитить слабого и способность преодолевать трудности.Но нужно отметить, что всей этой работой занимались далеко не все учащиеся, и далеко не все охотно. Многие (особенно старшеклассники, в частности 7-8 класс) отговаривались нехваткой времени. Есть опасения, что с прошедшим праздником Победы пропадет и интерес к подобной работе. Задача педагогического коллектива классных руководителей – не дать этому случиться. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей Родины, верности Отчизне, гордости за героическое прошлое нашего Отечества – это основа, краеугольный камень всей системы воспитание таких качеств, как честь, доброта, готовность защитить слабого и способность преодолевать трудности.В 2010-2011 учебном году прошло много традиционных мероприятий. Праздник первого звонка; День учителя и самоуправления; Прощание с азбукой; Осенний бал; Праздничный концерт, посвященный «Дню пожилого человека»; День Матери; Новогодние праздники; День свят^ Существует однако ряд проблем, без указания которых анализ не может считаться полным. Они следующие: Работа школы в две смены вследствие недостаточного количества учебных классов для подготовки и проведения мероприятий;^ Чрезмерная загруженность учащихся уроками и дополнительными занятиями; Изолированность семьи от жизни школы, которая создаёт не просто преграды в воспитании детей школой, учителями, но и ставит в полное противоречие с требованиями школы; Ограниченность материальных средств, выделяемых на воспитательный процесс. Всё это проблемы объективные, и их следует решать в процессе работы. Наиболее огорчительны те проблемы, которые целиком зависят от нашей работы, от нашего отношения к воспитанию: Недостаточное внимание к воспитательному процессу в целом, в связи с этим воспитание переходит в формальность, утрачивается содержательность и одухотворённость; В некоторых случаях отсутствие заинтересованности ряда учителей во внеклассных делах, их нежелание ведет к отсутствию интереса и у детей во внеучебной деятельности. Недостаточное количество кружков по интересам, отсутствие спортивных кружков и секции (ввиду отсутствия спортзала). Все эти проблемы, безусловно, заслуживают обсуждения. Доля участия классных руководителей в воспитательном процессе должна быть значительно большей, - и по должности, и по сути, и по оценке работы. На летний период 2010-2011 года в лагерях юга Красноярского края оздоровительного направления отдохнут 35 детей: 20 человек – от Управления социальной защиты населения, 15 – от управления образования. 20 учащихся зачислено в Летнюю школу. Несмотря на то, что в течение года план воспитательной работы был осуществлен, у нас существует некоторые затруднения, для разрешения которых предлагается следующее: руководителям кружков и спортивных секций не допускать отсева учащихся; продолжить работу по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы ; ^ Число травм за последние 4 года За последние четыре года показатели по детскому травматизму остались на прежнем уровне. Из этого следует, что большинство педагогов и сами учащиеся добросовестно относятся к своим обязанностям. В 2011-2012 учебном году необходимо продолжить работу по профилактике травм во время уроков физической культуры и переменах, усилить контроль над дежурством классов на переменах, разработать положение о поощрении дежурных, освещать в школьной прессе результаты дежурства и взять под особый контроль детей, стоящих на ВШУ.^ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТАОсновными направлениями социальной работы были:1. Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-психологических влияний микросреды на растущего человека. С этой целью заведены и изучены социальные паспорта на детей из группы риска. Проведено анкетирование по изучению межличностных взаимоотношений в старших классах. Проведены 28 тематических бесед с учащимися 5-9-ых классов; Проводились родительские собрания в начальных и старших классах с выступлениями от администрации школы, территориального отдела, участкового инспектора. Проведены индивидуальные беседы с родителями. Ко «Дню матери» с многодетными семьями организована праздничная программа в семейной гостиной с чаепитием с участием работников СДК и библиотеки. Подготовлены и проведены общепоселковые мероприятия, посвященные 66 - летию Победы в ВОВ, в которых принимали участие дети-инвалиды, дети «на опеке», «трудные», дети из семей группы риска, из многодетных семей, из неполн