Реферат по предмету "Разное"


Анализ жилищной политики по реализации прав на жилье детей-сирот в Республике Казахстан

АНАЛИЗ жилищной политики по реализации прав на жилье детей-сирот в Республике Казахстан ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: ДЕТИ-СИРОТЫ и ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЭКСПЕРТ: УРАЗБАЕВА А.К. Октябрь 2011, Казахстан ^ ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВЫВОДОВ И ТЕНДЕНЦИЙ Право на жилище является одним из социальных прав человека, правами второго поколения. В международных документах это право называют «правом на достаточный жизненный уровень». Рассматривая статью 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, следует отметить, что данное право включает в себя такие элементы как правовое обеспечение проживания; наличие услуг, материалов, возможностей и инфраструктуры; доступность с точки зрения расходов; пригодность для проживания; доступность; местонахождение; адекватность с точки зрения культуры. В Замечаниях общего порядка № 41 данное право трактуется как право отдельного лица, а также семьи на достаточное жилье, независимо от возраста, экономического положения, принадлежности к какой-либо группе или иной принадлежности или статуса и других таких факторов. Кроме того, важным элементом права на жилище является не только предоставление «крова», а также возможность «жить где бы то ни было в безопасности, мире и с достоинством». В национальном законодательстве данное право рассматривается как «право на жилье» и согласно конституционной норме2 в государстве создаются условия для обеспечения граждан жильем. Специальный докладчик ООН по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте Ракель Рольник, посетившая Казахстан с официальным визитом с 6-13 сентября 2010 года, считает, что, в соответствии с Конституцией и национальным законодательством страны, право на жилище в стране по-прежнему толкуется в узком или ограничительном смысле как право иметь крышу над головой, в то время как жилье продолжает рассматриваться в качестве товара, а не права человека3. В соответствии с жилищным законодательством граждане, желающие получить жилье из государственного жилищного фонда, должны постоянно проживать в населенном пункте, в котором состоят на учете (либо желают встать на учет) и относиться к определенной категории населения. В контексте рассматриваемого данным анализом вопроса дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей4, относятся к категории социально-уязвимых слоев населения5. Гарантии по предоставлению жилья данной категории детей также регламентированы в Законах РК «Об образовании», «О правах ребенка в РК», «О браке и семье», «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества». Дети-сироты, находящиеся под опекой (как физических лиц, так и государства), сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством6. Защиту прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения при любых основаниях (смерть родителей, лишения их родительских прав и др. в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений) возлагается на органы опеки и попечительства7. Таким образом, на органы опеки и попечительства, в соответствии с законодательством8, возлагается основная обязанность по осуществлению контроля за деятельностью опекунов и попечителей. Для достижения этих целей названные органы не реже двух раз в год проверяют выполнение ими своих обязанностей, а также ежегодно требуют отчеты опекунов о состоянии здоровья подопечных, о работе по их воспитанию; составляют опись имущества несовершеннолетнего и принимают меры к охране описанного имущества. Национальное законодательство наилучшим образом регулирует вопросы получения жилья воспитанников детских деревень. Так, статья 8 Закона РК «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества» регламентирует право воспитанника на жилище, право воспитанника на имущество. К примеру, п. 2 ст. 15 данного документа предусматривает обязанность органов опеки и попечительства выяснять наличие у ребенка-сироты имущества, перешедшего к нему в порядке наследования, дарения или по другим законным основаниям и принять надлежащие меры к охране имущественных прав детей и сохранности этого имущества (выявление, хранение и управление имуществом, которое по закону дети должны наследовать; истребование имущества от лиц, незаконно завладевших им, взыскание денег с должников и другие). Жилищное законодательство страны устанавливает нормы предоставления жилища нуждающимся гражданам. Так, социальное жилье предоставляется из расчета не менее 15 м2 и не более 18 м2 на человека, но не менее однокомнатной квартиры9. Вместе с тем, в законодательстве также регламентированы определенные требования к жилищам из государственного жилищного фонда, которое предназначается для постоянного проживания граждан и должно находиться в исправном состоянии, отвечать установленным техническим, санитарным и другим обязательным требованиям. Кроме того, норма жилой площади квартир в жилых домах и помещениях в общежитиях, предоставляемых из государственного жилищного фонда малоимущим социально защищаемым гражданам, не находящимся на государственной или военной службе, а также не работающих в бюджетных организациях устанавливается местными исполнительными органами и должна составлять на каждого члена семьи (или отдельного гражданина) не менее шести квадратных метров жилой площади10. Наряду с действующими законодательными нормами, в национальном законодательстве не регламентированы сроки получения жилья детьми-сиротами, не указан возраст, с наступлением которого ребенок-сирота, не имеющий закрепленного за собой жилья, должен быть взят на учет нуждающихся в жилье граждан, не рассмотрен порядок обеспечения сохранности жилья, которое будет пригодно для проживания и случаи, когда ребенок-сирота, имея закрепленное за собой жилье, будет вынужден возвращаться в обстановку, которая не будет для него благоприятной. В целом, данный анализ показывает, что согласно официальной статистике в настоящее время среди детей-сирот, проживающих в государственных учреждениях, 10 523 детей11 нуждается в жилье, из них 6 166 несовершеннолетних поставлено в очередь на получение жилья из государственного жилищного фонда. Самый высокий показатель нуждаемости детей-сирот в жилье наблюдается в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Акмолинской областях. О причинах не постановки остальных детей информация не была получена в рамках сбора данных. Кроме того, не удалось установить количественное соотношение детей-сирот, находящихся в семьях под опекой и попечительством (всего 22 067 детей-сирот) и нуждающихся в жилье, либо стоящих в очередности на получение жилья в местных исполнительных органах и детей-сирот, имеющих закрепленное жилье либо долю в жилье12. Специальный докладчик ООН по вопросу о достаточном жилище Ракель Рольник настоятельно призывает государство рассмотреть вопрос о внесении в Закон РК «О жилищных отношениях» изменений, предусматривающих внеочередное предоставление социального жилья лицам, относящимся к уязвимым и обездоленным группам населения. Она также рекомендует нашему государству пересмотреть перечень, содержащийся в статье 68 данного закона, на предмет включения в него всех уязвимых и обездоленных с точки зрения обеспеченности жильем групп населения. Таким образом, проведенный экспертом анализ показал, что в сфере реализации жилищных прав детей-сирот имеются существенные проблемы, которые препятствуют большинству детей-сирот реализовать свое право на жилье, гарантированное государством. Среди основных причин, не способствующих реализации прав детей-сирот на жилье, выделяются следующие: длительная очередность, медленные темпы строительства социального жилья, отсутствие фактических гарантий со стороны государства, коррумпированность со стороны чиновников местных исполнительных органов и др.ВВЕДЕНИЕОписание аналитической группыДля проведения исследования и составления настоящего документа был приглашен внешний эксперт Уразбаева А.К., которая является специалистом в области прав ребенка Национального центра по правам человека (учреждения Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан). Координировал процесс работы внешнего эксперта советник по общественно-правовой деятельности Департамента программного развития.^ Краткое описание всего аналитического процесса и применимой методологииЭксперт осуществил сбор данных посредством интернет-ресурсов центральных государственных и местных исполнительных органов, неправительственных организаций. В основе анализа были использованы данные официальных источников и документов, докладов государственных органов, информационные материалы неправительственного сектора и международных организаций. При подготовке данной работы были использованы следующие методы исследования: кабинетное исследование, консультации с основными заинтересованными участниками. В анализе использованы следующие виды информации и материалов: Официальные данные и отчеты государственных органов; Международные акты и законодательство РК; Информация СМИ по исследуемой проблеме; Публикации международных организаций по данной проблематике.2. Основная информация по странеРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Государственная власть в Казахстане включает законодательную ветвь Парламента; исполнительную ветвь Правительства, и судебную власть, осуществляемую государственными судами. Казахстан занимает территорию в 2724,9 тыс. кв.км. В настоящее время в систему административно-территориального устройства входят 14 областей, 2 города республиканского значения, 175 административных районов, 87 городов, 35 поселков и 6982 сельских населенных пункта. По состоянию на 1 января 2011 года население Казахстана составляет 16 442,0 человек. Плотность населения – 6 человек на 1 кв. км. ВВП на душу населения в 2010 году составляет 1336,5 тыс. тенге13. Согласно докладу о развитии человека за 2007 год, подготовленному Программой развития ООН (ПРООН) - Казахстан занимал 73-е место по уровню человеческого развития и был включен в группу стран со средним уровнем развития. На 2010 год Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Казахстана составил 66. Страна вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, по правилам в группу с высоким уровнем развития человеческого потенциала попадают страны, у которых ИРЧП находится в промежутке между 51-ой и 75-ой процентилями14. По версии журнала Newsweek Казахстан занимает 61 место в списке «Лучшие страны мира» (англ. The world's best countries)15. Это сводный показатель состоит из следующих рейтингов: Образование - 14 место, Здоровье - 82 место, Качество жизни - 45 место,Динамизм экономики - 43 место, Политическая обстановка - 81 место.^ 3. Обзор нарушений прав детей в целевой группеВ Казахстане детей-сирот по данным Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан16 – 38 386 детей17, из них находятся в семьях под опекой и попечительством – 22 067 детей, находятся на патронатном воспитании – 2 267 детей, находятся в государственных учреждениях - 14 052 детей. Согласно нормам брачно-семейного законодательства Казахстана дети-сироты вправе получить жилье из государственного жилищного фонда в случае его отсутствия в соответствии с жилищным законодательством. Для этого им необходимо встать на учет нуждающихся в жилье граждан по месту жительства. Обязанность по постановке их на учет возлагается на опекунов, попечителей, патронатных воспитателей, а в отношении детей, находящихся в государственных учреждениях – администрацию данных учреждений. В данном анализе более подробно будут рассмотрены вопросы реализации прав на жилье детей-сирот, проживающих в интернатных учреждениях. Во-первых, названная категория детей наиболее уязвима в связи с тем, что после выпуска из учреждений, большинство выпускников лишены возможности самостоятельно решить жилищную проблему. Во-вторых, отдельная статистика о количестве детей, находящихся под опекой и попечительством физических лиц, и нуждающихся в жилье, а также количество этих детей, состоящих на учете в местных исполнительных органах уполномоченным органом в сфере защиты прав детей не ведется. Вместе с тем, следует отметить, что право встать на учет на получение жилья из государственного жилищного фонда и быть признанным нуждающимся в жилье дети данной категории, находящиеся под опекой и попечительством безусловно имеют такое же право, как и дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях.^ 3.1 Дети-сироты, которые находятся под опекой государства (проживают в учреждениях)В первую очередь следует отметить, что дети названной категории проживают в государственных учреждениях трех систем: образования, здравоохранения и социальной защиты. Наибольшее количество детей проживает в учреждениях системы образования и составляет 11 61218 детей, в системе здравоохранения проживает 1 586 детей, в системе труда и социальной защиты – 854. У Комитета по охране прав детей как уполномоченного органа в сфере защиты прав детей аккумулируются данные о наличии жилья у воспитанников детских домов и интернатных учреждений для детей-сирот, находящихся в системе образования. Так, из 11 612 детей19, проживающих в учреждениях системы образования, 1 089 детей имеют закрепленное жилье, в том числе на праве собственности 288 детей, на праве общей совместной либо долевой собственности 801 ребенок. Из названного общего количества воспитанников интернатных учреждений 10 523 воспитанника нуждается в жилье, из них 6 166 несовершеннолетних поставлено в очередь на получение жилья из государственного жилищного фонда.Таблица: Информация о наличии жилья у воспитанников интернатных учреждений системы образования. ПЕРИОД 2008 2009 2010 Всего воспитанников в организациях образования 13 156 12 519 11 612 Из них Имеют закрепленное жилье 1 155 1 189 1 089 Не имеют жилья 12 001 11 330 10 523 За период с 2005-2010 годы только 327 выпускников получило жилье из государственного жилищного фонда, в том числе 111 выпускников получило жилье в 2009 году, и 127 выпускников получило жилье в 2010 году. Таким образом, за период с 2005 по 2008 годы в целом по республике только 88 выпускников получило жилье. Первая государственная программа жилищного строительства была утверждена на 2005-2007 годы20, в рамках которой за период 2005-2006 годы должно было быть построено 11,2 млн. м2 жилья. Общая площадь коммунального жилья по данной программе должна была составить 394,4 тыс. м2 (4752 квартиры), в том числе за 2005 год - 183,7 тыс. м2 (2302 квартиры), за 2006 год - 210,7 тыс. м2 (2450 квартир). Однако, установить были ли данные квартиры достроены и фактически предоставлены социально-уязвимым слоям населения не представилось возможным в связи с отсутствием таких данных. Анализ Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства показал, что строительство коммунального жилья в рамках названной программы не оказал существенного влияния на снижение количества очередников, так как не всеми местными исполнительными органами учет нуждающихся в жилье граждан, отнесенных к социально защищаемым слоям населения, производился в соответствии с жилищным законодательством21. Следующим этапом развития жилищной политики стало принятие государственной программы развития жилищного строительства на 2008-2010 годы. Данная программа должна была иметь социальную направленность и повысить доступность для граждан с различным уровнем доходов22. Однако, финансовый кризис и недобросовестные застройщики заморозили строительство жилья в Казахстане на несколько лет. И действительно, только после государственных вливаний, которые начались в конце 2008 года, возведение жилья в стране сдвинулось с мертвой точки. Для завершения строительных объектов был создан национальный фонд «Самрук-Казына». В приведенных ниже диаграммах можно наглядно проследить ситуацию о нуждаемости детей-сирот в жилье в разрезе регионов Казахстана.^ Диаграмма 1. Общее количество воспитанников интернатных учреждений системы образования в стране в разрезе регионовЛидирующие позиции по количеству детей-сирот в регионе занимают три области, это Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Костанайская области, в которых проживают более 1 000 детей названной категории. Предполагается, что вопрос с устройством детей должен быть для этих регионов приоритетным. Всего по данным Комитета по охране прав детей нуждающихся в жилье воспитанников учреждений системы образования - 10 52323.^ Диаграмма 2. Общее количество детей интернатных учреждений системы образования, нуждающихся в жилье в разрезе регионов24. Из приведенной диаграммы видно, что наибольшее количество нуждающихся в жилье воспитанников интернатных учреждений системы образования наблюдается в уже обозначенных выше областях (Костанайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской). Имеющиеся данные по количеству предоставленного выпускникам интернатных учреждений жилья, свидетельствуют, что наибольшее количество жилья за период с 2005-2010 годы было предоставлено выпускникам Западно-Казахстанской (59), Павлодарской (48), Акмолинской (37), Костанайской (35), Жамбылской (31), Карагандинской (28), Актюбинской (24), Атырауской (23), Южно-Казахстанской (15) областей. При этом, среди регионов, в которых жилищная политика в отношении предоставления жилья детям-сиротам 2005-2010 годы практически не ведется, выделяются г. Алматы (жилье не предоставлено ни одному выпускнику), Северо-Казахстанская (предоставлено 1 выпускнику), Кызылординская (2), Восточно-Казахстанская (2 выпускникам) области. Следует отметить, что кроме Кызылординской, в названных регионах достаточно высокое количество выпускников интернатных учреждений, нуждающихся в жилье, особенно в ВКО. В период времени с 2005 - 2010 гг. лишь 8 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Восточно-Казахстанской области, состоящим на учете нуждающихся в жилье граждан в местных исполнительных органах предоставлено жилье из государственного жилищного фонда25. В докладе «О положении детей в Восточно-Казахстанской области в 2010 году» приводятся данные, согласно которым в области с каждым годом увеличивается количество детей-сирот, нуждающихся в жилье. Так, если в 2008 году в очереди состояло 184 детей-сирот, то в 2010 году данный показатель составил 365 детей. Закрепленное жилье имели 140 детей - сирот региона в 2008 году, а в 2010 году – 22326. В последние несколько лет администрация интернатных учреждений выполняет законодательную норму о постановке на учет воспитанников своих учреждений. Это связано с увеличившимся контролем со стороны государственных органов за данной проблемой. В частности, контроль осуществляется уполномоченным органом в сфере защиты прав детей и его территориальными подразделениями, органами прокуратуры и другими организациями, в том числе и офисом омбудсмена. Комитетом по охране прав детей в 2010 году были проведены проверки деятельности организаций образования на предмет обеспечения, закрепления и сохранения жилья воспитанников интернатных учреждений, деятельности организаций образования, осуществляющих функции по опеке и попечительству в части исполнения законодательства по обеспечению жильем детей-сирот в семи регионах Казахстана: Атырауской, Мангистауской, Кызылординской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Алматинской областях и г. Алматы. Вопросы по защите имущественных прав, как показала проверка, слабо решаются в Атырауской, Кызылординской и Мангистауской областях. К примеру, в Атырауской области на воспитанников интернатных учреждений, имеющих жилье, не составлены акты о наличии имущества и не направлены охране письма в органы юстиции. В Кызылординской и Мангистауской областях установлены факты, когда при вынесении решения о назначении опеки (попечительства), патроната над несовершеннолетними вопрос об установлении опеки над имуществом не рассматривается. В Актюбинской области выявлены факты постановки на учет только 21,5 % количества детей, не имеющих жилья на праве собственности27. Проверками органов прокуратуры выявлены многочисленные нарушения законности, связанные с ненадлежащей организацией работы уполномоченного органа, нарушением конституционных прав граждан на доступность жилья, принципов пропорциональности предоставления жилищ и др.28. Так, например, в Успенском районе Павлодарской области нарушались требования очередности предоставления жилья по спискам социально защищаемых слов населения и работников бюджетных организаций. На протяжении нескольких лет необоснованно не предоставлялись жилища состоящим в списках очередности отдельным работникам бюджетных организаций, а также детям, оставшимся без попечения родителей. В ходе осуществления надзора за применением законодательства о несовершеннолетних в 2010 году органами прокуратуры Западно-Казахстанской области защищены конституционные права 9 636 несовершеннолетних. Из них 110 воспитанников детских домов поставлены в очередь на жилье29. Органами прокуратуры Кызылординской области выявлены факты не оформления руководителями детских домов документов и ходатайств о выделении жилой площади выпускникам интернатных организаций. Так, в школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1 города Кызылорда 32 воспитанников нуждаются в жилье. Однако администрация детского дома по настоящее время не подготовила документы на воспитанников и не поставила их на учет в жилищную комиссию для получения жилья30. Аналогичные факты нарушений прав детей-сирот на жилье выявляются и в других регионах страны. При этом следует отметить, что подзаконный акт, регламентирующий четкий порядок постановки на учет отдельных категорий граждан отсутствует. Стандарт оказании государственной услуги «Постановка на учет граждан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде в местном исполнительном органе района (города областного значения), города республиканского значения, столицы31, не содержит определенного порядка по постановке на учет, к примеру, детей-сирот. Таким образом, данный подзаконный акт не регламентирует возраст постановки на учет детей-сирот, находящихся под опекой государства либо опекой физических лиц, не содержит нормы о причинах снятия с учета. Из информации Департамента по защите детей Карагандинской области32 следует, что детей-сирот, проживающих в государственных учреждениях, ставят на учет с 16 лет. Имеется практика постановки на учет нуждающихся в жилье после выпуска из детских домов, то есть по достижении 18 лет, после выпуска из Детских деревень – с 16 лет. В ряде случаев постановка на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется после прекращения опеки (попечительства) либо прекращения пребывания в соответствующем учреждении, что, безусловно, привело к несвоевременному обеспечению жильем детей данной категории, возникновению очередности. Кроме того, согласно докладу «О положении детей в Восточно-Казахстанской области», в области Департаментом по защите прав детей с 2008 года сформирован и ежеквартально обновляется банк данных на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих на праве собственности жилье, а также имеющих жилье, закрепленное решением местного исполнительного органа. Департамент по защите прав детей Карагандинской области сообщает33, что в 2009 году количество выпускников детских домов области составило 382 ребенка. Названный орган совместно с Управлением образования Карагандинской области проводит «Мониторинг по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Анализ, проведенный ими, показал, что за период с 2005 года по настоящее время жилье из государственного жилищного фонда предоставлено 31 выпускнику областных детских домов, из них в 2005 году- 6 выпускникам, 2006 году -5 выпускникам, 2007 году - 6 выпускникам, 2008 году – 6 выпускникам, в 2009 году – 8 выпускникам. Местные исполнительные органы согласно жилищному законодательству ведут 4 списка граждан, нуждающихся в жилье. Дети-сироты относятся к социально-уязвимым слоям населения, которых в данной категории 11 групп. Следует отметить, что это наиболее многочисленный по составу список нуждающихся в жилье граждан. Это, безусловно, усложняет процедуру предоставления жилья детям-сиротам и удлиняет сроки предоставления. Представляется, что в отличие от многодетных семей, инвалидов, оралманов и других категорий граждан из списка социально-уязвимых слоев населения, дети-сироты наиболее уязвимы, так как им не куда идти и не к кому обратиться. И чаще всего данная категория детей сталкивается с проблемой, когда с момента постановки на учет для получения жилья до фактического его предоставления проходит время, нередко исчисляемое годами. Эти годы выпускники детских интернатных учреждений должны самостоятельно решать свою жилищную проблему и фактически проводят на улице. Норма п. 6) ст. 68 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» трактовалась неоднозначно местными исполнительными органами в сфере жилищных отношений в разных регионах Казахстана. Данная проблема возникла и была обсуждаема в 2010-2011 году. В этой связи в прессе неоднократно поднимался вопрос о законности снятия детей-сирот с очереди на получение жилья по достижении 23-х летнего возраста. В 2011 году в жилищное законодательство были внесены изменения, согласно которым к социально уязвимым слоям населения отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия34. При этом, на законодательном уровне установили запрет на снятие с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также неполных семей до получения жилища35. Дети-сироты, которые воспитываются в учреждениях системы здравоохранения, находятся в них до 3-х, а в специализированных учреждениях дети-сироты, имеющие инвалидность до 4-х лет36. Затем они переходят в учреждения систем образования либо социальной защиты. Те дети, которые переходят в учреждения системы образования – будут поставлены на учет по причине внешнего контроля со стороны уполномоченных государственных органов. К сожалению, органы социальной защиты не ведут отдельной статистики детей, которые находятся под их ведомством. Согласно Стандарту оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения37 в случае снятия инвалидности, установления третьей группы инвалидности (лицам старше 18 лет и инвалидам), при наличии у получателей услуг жилой площади и средств к существованию получателя услуг могут выписать из стационара. Но с другой стороны, дети, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, достигшие 18-летнего возраста, в соответствии с заключениями медицинской организации и медико-социальной экспертной комиссии переводятся в медико-социальные организации для престарелых и инвалидов общего типа, психоневрологические медико-социальные организации, либо выписываются домой38. Вместе с тем, в Российской Федерации разработан законопроект, которым предусматривается создание нового вида специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения из указанного фонда будут предоставляться детям-сиротам, достигшим возраста 18 лет, по срочному договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки. По окончании срока действия договора найма (5 лет) жилое помещение из специализированного жилищного фонда будет переводиться в жилищный фонд социального найма. Кроме того, законопроектом вводится перечень оснований, при которых невозможно вселение детей-сирот в ранее занимаемые ими жилые помещения (проживание лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей, лиц страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний)39. В Узбекистане ведется отдельный учет коммунального жилищного фонда, предназначенного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, в данной стране на уровне подзаконных актов регламентированы вопросы обеспечения сохранности жилья детей-сирот, регулируется порядок возвращения детей-сирот в сохраненные за ними жилые помещения, предусмотрен порядок внеочередного предоставления жилых помещений40.^ 3.2 Дети-сироты, которые находятся под опекой физических лицОбязанность по постановке на учет нуждающихся в жилье граждан детей-сирот, находящихся под опекой физических лиц возложена на опекунов и попечителей. С одной стороны, опекуны и попечители в силу своего правового нигилизма могут быть не осведомлены о праве подопечного на жилье в связи с чем дети не будут своевременно поставлены на учет нуждающихся в жилье граждан. С другой стороны, в связи с отсутствием контроля за постановкой на учет детей-сирот, находящихся под опекой физических лиц, в отличие от контроля за интернатными учреждениями, со стороны органов прокуратуры, а также других органов данное право детей может быть реализовано не в полном объеме. Контроль за данной ситуацией должен осуществляться органами опеки и попечительства. По данным Комитета по охране прав детей41, увеличилось количество специалистов в отделах образования, осуществляющих функции по опеке и попечительству, на 116 единиц. Если в 2007 году их количество составляло 210 специалистов, то в 2010 году -326. Однако, проблема нехватки количества сотрудников органов опеки и попечительства сохраняется. Вполне вероятно, что они физически не в состоянии самостоятельно следить за тем, чтобы дети, находящиеся под опекой физических лиц были своевременно поставлены на учет. Специалистами органов опеки и попечительства, как сообщает Департамент по защите прав детей, осуществляется работа по сохранению жилья за детьми, оставшимися без попечения родителей. При этом делается акцент на то, что при определении детей в детские дома в обязательном порядке делаются запросы в центры недвижимости на наличие собственности у несовершеннолетних для закрепления жилья за несовершеннолетними и осуществления обременения на квартиры через департамент юстиции. Однако, согласно проверкам органов прокуратуры Кызылординской области, органы опеки и попечительства не контролируют деятельность опекунов. Установлено, что ими нарушаются права детей–сирот на недвижимость, оставшихся от родителей. Имеются факты отчуждения жилища детей-сирот. К примеру, когда опекун либо продает жилой дом ребенка-сироты либо оформляет его на себя42. Кроме того, при оформлении право собственности на жилище детей-сирот наследников уполномоченными органами нарушаются права детей и требования законодательства о регистрации недвижимости. Данный вопрос не урегулирован ни законодательно, ни на практике. Вместе с тем, анализ списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилье граждан по категории малоимущие социально-уязвимые слои населения, в г. Астане43 показал, что из 11 408 граждан, состоящих в нем, 1209 детей-сирот. Из них, согласно данным, указанным в диаграмме 2, 306 детей-сирот проживают в государственных учреждениях, остальные, по-видимому, находятся под опекой и попечительством. При этом, дети-сироты в приведенном списке состоят с 2001 года, что позволяет сделать вывод о том, что детям-сиротам приходится стоять в очередности на получение жилья достаточно длительный срок, более 10 лет. Одной из мер, которые принимаются государством по обеспечению жильем выпускников детских домов, и созданию условий для их адаптации к самостоятельной жизни являются Дома юношества. Всего по стране функционируют 29 домов юношества, среди которых 4 частных. В них проживают 1 360 выпускников. В данных учреждениях согласно нормам законодательства вправе проживать дети-сироты в возрасте от 16 до 23-х лет44. К примеру, начиная с 2001 года, при детских домах Карагандинской области функционируют 5 домов юношества и 1 частный дом юношества, в которых проживают 135 юношей и девушек. На сегодняшний день проблема обеспеспения жильем детей-сирот остается одной из самых острых. Дети-сироты, находящиеся на патронатном воспитании сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством45. Обеспечение сохранности отдельного жилья является отдельной проблемой, требующей своего рассмотрения. Не только нехватка кадров, но и их непрофессионализм могут стать причиной не сохранения жилья за детьми-сиротами. Другая проблема - это состояние сохраненного жилья, которое передается детям. В большинстве своем, такие дома требуют ремонта, либо вообще могут придти в негодность. В национальном законодательстве отсутствует нормы, закрепляющие порядок сохранности жилья, принадлежащего детям-сиротам, контроля за сохранностью такого жилья, в результате чего жилые помещения могут придти в негодность для проживания. В частности, информация о состоянии жилья 288 детей46, которое закреплено за ними на праве собственности также отсутствует. Еще одна проблема, дети-сироты, которым приходиться возвращаться в сохраненное жилье – к родителям или другим родственникам. Данная процедура также не нашла своего законодательного отражения. Информацию о том, в какую среду будут возвращаться 80147 воспитанник интернатных учреждений, также не удалось получить. Данная проблема поднята в специальном докладе казахстанского омбудсмена. Наличие закрепленной жилой площади у выпускников детских учреждений не всегда является решением жилищного вопроса. Во многих случаях дети возвращаются в асоциальную обстановку, к лицам, лишенным родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям48. Ниже приводится схематическое отображение основных нарушений прав детей-сирот, с которыми они сталкиваются при реализации права на жилье. ^ СХЕМАТИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ Общие области прав детей на жилье Основные нарушения прав детей-сирот в предоставлении жилья ^ Специфические опасения и проблемы, с которыми сталкиваются дети при реализации прав на жилье Причины нарушений прав детей на жилье Защита прав на жилье - несвоевременная постановка на учет;- не постановка на учет нуждающихся в жилье граждан;- не закрепление за ребенком права на жилище;- не обеспечение сохранности жилья, принадлежащего детям-сиротам в пригодном состоянии;- несвоевременное предоставление жилья;- длительное ожидание жилья.- не проведение работы с семьей, в которую ребенок-сирота может вернуться в случае наличия доли в жилье. - дети-сироты могут остаться без жилья;дети-сироты могут получить жилье несвоевременно;дети-сироты могут получить жилье, непригодное для проживания;могут


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Окна в Windows
Реферат Compare And Contrast An Angel Essay Research
Реферат Выбор методов и моделей принятия решений в управлении инвестиционным процессом на региональном уровне
Реферат Административное право Российской Федерации
Реферат Демографические, географические и психографические данные в продвижении продукции
Реферат Статистические методы анализа прибыли и рентабельности предприятия организации
Реферат Наочні посібники для трудового навчання та вимоги до них
Реферат How The Study Of Sociology Helps Us
Реферат Елевсинские топи фрейдизма
Реферат Динамика двигательной подготовленности и физического здоровья у легкоатлетов
Реферат Организация и внедрение системы контроллинга на предприятии
Реферат Арматурная сталь и металлоконструкции
Реферат Управління файлами за допомогою файлового менеджера Windows Commander
Реферат Экологические проблемы современности с философской точки зрения
Реферат Открытие массажного салона Sense