Реферат по предмету "Экономика"


Теоретический анализ политики разгосударствления и приватизации собственности

Введение
Разгосударствлениеозначает переход от государственной к коллективной и частной формамсобственности. Этот переход означает, что государство освобождает себя отфункций прямого хозяйственного управления и передает их на уровень предприятий,ассоциаций. Это означает также выведение из-под прямого контроля органовгосударственного управления основной части предприятий государственнойсобственности и преобразование их в самостоятельные коллективные предприятия,кооперативы, трудовые хозяйства, акционерные общества или частные предприятия.Предоставление этим предприятиям оперативной самостоятельности, финансовойавтономии способствует усилению хозяйственной инициативы и трудовой мотивациилюдей, что, в конечном счете, должно обеспечить повышение эффективностипроизводства.
Приватизация– тот же процесс перехода собственности, находящейся в руках государства, путемпродажи, иногда передачи частным лицам или их объединениям. Приватизация – одноиз направлений разгосударствления собственности. Этот термин произошел отлатинского слова «приват», что в переводе означает «частный», «обособленнохозяйственный». В Законе «О разгосударствлении и приватизации (19 ноября 1991 г.)[1]приватизация определяется как приобретение у государства физическими лицами инегосударственными юридическими лицами объектов государственной собственностиили акций государственных акционерных обществ.
Актуальностькурсовой работы продиктована и обусловленаследующими реалиями и теоретическими положениями.
Вусловиях углубления рыночных реформ и дальнейшей либерализации экономики нафоне посткризисных явлений в мировой экономике, в целях обеспечения дальнейшегоразвития экономического потенциала Узбекистана и ограничения вмешательствагосударства в экономику, создания действенных гарантий для свободныхотечественных товаропроизводителей[2], особую важность приобретаютадекватное формирование политикиразгосударствления и приватизации в рамках повышенияэффективности функционирования экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение политики разгосударствления и приватизации.
Задачамиисследования определены,в соответствии с поставленной целью являются:
· Рассмотреть процесс разгосударствленияи приватизации: сущность, цель и формы;
· Рассмотреть практику разгосударствленияи приватизации в Узбекистане;
· Рассмотреть акционирование предприятийв Узбекистане;
· Рассмотреть приватизацию предприятий иобъектов в современных условиях.
Структураи содержание работыобусловлены поставленными целями, задачами и логикойисследования и состоит из введения, четырех параграфов, заключения, спискаиспользованной литературы.
1. Процесс разгосударствления иприватизации: сущность, цель и формы
Целевая перспектива разгосударствления и приватизациизаключается в том, чтобы приобщить широкие массы населения к собственности,создать класс частных предпринимателей, рыночную инфраструктуру за счетсредств, полученных от приватизации, создать конкурентную среду и обеспечитьдемонополизацию экономики; добиться привлечения иностранных и внутреннихнегосударственных инвестиций. За счет этого, в конечном счете, поднять уровеньжизни народа страны.
Основные формы разгосударствления и приватизации:
· преобразованиегосударственного предприятия в коллективное, хозяйственное общество илитоварищество;
· преобразованиегосударственного предприятия в арендное с последующим выкупом арендногоимущества;
· продажагосударственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам поконкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащихзаконодательству Республики Узбекистан.
В качестве других форм могут быть бесплатная передачасобственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций.
Таким образом, процесс разгосударствления и приватизациипрактически означает создание нового класса инициативных, предприимчивыххозяев, заинтересованных в том, чтобы производство развивалось, качествопродукции повышалось, прибыль росла.
Разгосударствление и приватизация имеет сравнительно богатыйопыт не только в бывших странах социалистического лагеря, но и вкапиталистических. Мировой опыт насчитывает порядка 22 различных способовполной или частичной передачи государственной собственности и ее функцийчастному сектору. Лидером приватизации считают Великобританию. Английскоеправительство только за период с 1979 по 1988 годы провело приватизацию 14крупных предприятий, около 600 тысяч рабочих мест было передано в частныйсектор. Результатом стало повышение прибыли на приватизированных предприятиях,их экономическое положение значительно улучшилось.
Процесс приватизации государственных предприятий осуществлялсятакже в Японии, некоторых странах Западной Европы.
Определенный интерес представляет процесс приватизации казенной(государственной) собственности в России, осуществленный Петром I. Казенныемануфактуры, в основном военно-промышленного профиля, на льготных условиях продавалисьчастным лицам. Например, полотняную мануфактуру, построенную в Москве в 1707году казна продала купцам. В 1720 году правительство создало компанию из 14купцов, передало ей Суконный двор, а в придачу выдало беспроцентную ссуду игарантировало 10-процентную прибыль.
Приватизация, осуществляемая Петром I, имела две очень важныеособенности: во-первых, она делалась с особой благожелательностью со стороныправительства к молодым частным предпринимателям и, во-вторых, проводиласьнередко принудительно, т. к. купцы не очень рвались овладеть казеннымимуществом.2. Практика разгосударствления иприватизации в Узбекистане
Страны,осуществляющие процессы разгосударствления, выработали свои подходы и методы впреобразовании форм собственности, которые отличаются между собой как целямиприватизации, так и механизмом осуществления этого процесса, степеньювовлечения населения в приватизационный процесс.
РеспубликаУзбекистан начала и осуществляет этот процесс своим путем, который учитываетсоциально-экономическую специфику региона, реальную подготовленность процесса иинтересы различных сторон. Практика приватизации в такой стране, как Россия,показывает, как нельзя было этот процесс осуществлять. Известно, что проведенаона была обвально и в максимально короткие сроки, без учета покупательнойспособности населения, без достаточно продуманной и аргументированной программыи прогнозирования результатов. Приватизация в России не рассматривалась какфактор обеспечения экономической и финансовой стабильности; она не привела ксозданию слоя реальных, экономически сильных собственников. Известныйроссийский экономист Н. Шмелев так отмечал «своеобразие» приватизации встране: «Лишив людей покупательной способности (в результате гайдаровских реформ),собственность фактически раздали по директорам, включая и такиепредприятия-гиганты, как «Уралмаш». Идея процесса заключалась в том, чтобыбыстрее все раздать и тем самым сделать реформы необратимыми. Тем самым,предполагалось ускорить процесс перехода к рынку. На деле этот процесссопровождался спадом производства, усилением финансовой несбалансированности.Многие предприятия, изменившие формы собственности, оказались на гранибанкротства и за бесценок перепродавались. Вместо широкого слоя собственников,владельцев ваучеров, образовалась сеть финансовых и холдинговых компаний,чековых фондов, которые на безграмотности основной массы людей скопили свойкапитал, что еще больше усилило социальное расслоение в обществе.
Анализпрактики разгосударствления и приватизации в Узбекистане позволяет отметитьследующие его черты и особенности.
Во-первых,при всем стремлении придать идее чековой приватизации привлекательность всмысле обеспечения принципа социальной справедливости, Узбекистаном она не былапринята по ряду причин. Первая, производственный потенциал страны создавалсятрудом многих поколений и объективно определить реальный вклад каждого жителяреспублики в период приватизации практически невозможно. Следовательно, принципсоциальной справедливости не срабатывает, а складывается все тот же принципуравниловки. Вторая, безвозмездное распределение чеков не создает слойсобственников, а, напротив, обесценивает богатство страны. Бесплатнодоставшееся имущество или часть его (даже в виде чеков) не будет по-настоящемуберечься, не будет реальной заинтересованности в его эффективном использовании,как если бы оно было приобретено за деньги. Известно, что полученные людьмичеки в огромных масштабах скупались предприимчивыми дельцами почти за гроши.
Важноотметить и то, что средства, выручаемые от продажи имущества в Узбекистане, шлии идут в первую очередь на поддержку самих предприятий в постприватизационныйпериод, на создание технологически новых производств; они составляют финансовуюоснову доступных кредитов, предоставляемых предпринимателям.
Во-вторых,процесс приватизации, осуществляемый под контролем государства, воплотил в себесущество основных принципов экономического реформирования.
Принципыпроведения преобразований с приоритетами экономических соображений, правовоеобеспечение и этапность хода процесса, непременность соблюдения социальнойсправедливости определили своеобразие и порядок в проведении процесса вУзбекистане.
Последовательностьи поэтапность, определившие важную особенность узбекской модели реформированияэкономики, весьма наглядно прослеживаются на развитии процессаразгосударствления и приватизации. Начало ему положила продажа (передача) жильягражданам республики в личную собственность. Вторым этапом процесса сталаприватизация в торговле, общественном питании, сфере бытового обслуживания, вотраслях местной, легкой и пищевой промышленности, или так называемая малаяприватизация. И, наконец, третьим этапом определяется преобразованиесобственности средних и крупных государственных предприятий. Хронологическиэтапность здесь имеет определенную условность. С точки зрениясоциально-экономической значимости форм и методов осуществления, такаяпоследовательность оправдана: в ней заложен, безусловно, программный смысл.Такой подход позволил выявить основные приоритеты в области приватизации длякаждого этапа.
В-третьих,сложная демографическая ситуация, определившая трудоизбыточность в стране,низкая миграция населения, а также относительно низкий уровень дохода населения– все это также определило своеобразие осуществления приватизационного процессав республике. С одной стороны, потребовались усилия государства по социальнойзащите высвобождаемого в результате приватизации трудового населения. С другой– выкуп имущества государственных предприятий и организаций осуществлялся восновном трудовыми коллективами за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении.Доля же индивидуальных покупателей была сравнительно мала, что отразилось всвою очередь на неразвитости аукционной формы продажи имущества разгосударствляемыхпредприятий.
В-четвертых,в процессе разгосударствления и приватизации в республике прослеживается итакая особенность, как привлечение иностранных инвесторов к этому процессу.Дело в том, что для значительной части преобразуемых предприятий характернонизкое техническое состояние производства, наличие устаревшей техники итехнологии. Вовлечение в процесс приватизации иностранных инвесторов былонаправлено на решение задач модернизации, структурной перестройки производства,насыщения рынка товарами народного потребления, интеграции в мировуюэкономическую систему.
Наконец,отличительной чертой механизма разгосударствления и приватизации являетсяпроведение, наряду с изменениями собственности, мероприятий по разукрупнению идемонополизации сложившихся производственных и управленческих структур.Особенно это заметно проявилось в отраслях легкой и местной промышленности, вагропромышленном комплексе.
Такимобразом, государство, как главный реформатор, инициировало постепенный,поэтапный процесс разгосударствления, не допустив при этом обвального хаоса исамозахвата собственности, проведя процесс организованно и спокойно.
Участиегосударства в лице его органов и институтов в разработке основных направлений,путей и методов преобразования форм собственности обеспечило организованный испокойный ход процесса. Практически вместе с Законом о государственнойнезависимости от 31 августа 1991 года был принят Закон о разгосударствлении иприватизации от 19 ноября 1991 года, образован Комитет по управлениюгосударственным имуществом и приватизации (10 февраля 1992 г.). Этигосударственные мероприятия обеспечили целенаправленное начало и развитиепроцесса разгосударствления в республике, его непосредственное руководство.
Государственноеруководство процессом обеспечило социальные гарантии населению приразгосударствлении. Так, на льготных условиях, а для определенной частинаселения безвозмездно, приватизировалось жилье, приобретались акцииработниками приватизируемого предприятия, а также имущество совхозов, ферм,садов. Предусматривалась скидка с выкупной стоимости имущества, еслиприватизируемое предприятие приобретало основные фонды за счет собственныхсредств из фонда развития производства.
Многиеобъекты торговли и сферы услуг проданы вместе с земельными участками. В целяхпостприватизационной поддержки для некоторых их них устанавливались отдельныевиды льгот и по налогообложению.
Качественноновый импульс процессу приватизации придали Указы Президента о мерах подальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частнойсобственности и развитию предпринимательства (январь 1994 г.), оприоритетных направлениях дальнейшего развития процесса разгосударствления иприватизации в Республике Узбекистан (март 1994 г.).
Дальнейшемууглублению экономических реформ, процессов разгосударствления и приватизации, атакже обеспечению развития и поддержки предпринимательства способствовалопреобразование Комитета по управлению государственным имуществом и приватизациив Государственный комитет по управлению государственным имуществом и поддержкепредпринимательства (Госкомимущество).
Вкачестве основных задач и направлений деятельности Госкомимущества былоопределено:
· проведение единойполитики в формировании многоукладной экономики и поддержки предпринимательства,разработки программ и определение приоритетов в разгосударствлении,приватизации и содействии развитию частного бизнеса в республике;
· защита имущественныхправ населения республики в процессе разгосударствления и приватизации;
· организационное иметодическое руководство процессом разгосударствления, приватизации и поддержкипредпринимательства;
· определение основныхнаправлений и форм привлечения, а также использования иностранных инвестицийпри разгосударствлении и приватизации;
· создание инвестиционныхфондов, консалтинговых и аудиторских служб, холдингов, фондовых бирж, биржнедвижимости и т.п.;
Всоответствии с этими задачами Госкомимуществу предоставлены обширные права:
· распоряжениесобственностью государственных предприятий;
· утверждениенормативных и методических документов;
· разработки иреализации программ разгосударствления и приватизации;
· приобретения акцийакционерных обществ, других хозяйственных обществ, товариществ;
· осуществления операцийпо продаже принадлежащих государству акций;
· создания и ликвидацииинвестиционных фондов, консалтинговых и аудиторских служб, других рыночныхструктур;
· председательГоскомимущества наделен правами Заместителя Премьер-министра Республики.
ВРеспублике Каракалпакстан, всех областях и г. Ташкенте созданырегиональные управления Госкомимущества.
Вмарте 1994 г. Кабинетом Министров была утверждена Государственнаяпрограмма по углублению процессов разгосударствления и приватизации. Всоответствии с ней на местах хокимиятами совместно с территориальнымиуправлениями Госкомимущества разрабатывались региональные программыприватизации.
Всясовокупность организационных, нормативно-методических и координирующих мерпозволила тщательно подготовится, всесторонне проработать, организованно и безсоциальных взрывов осуществлять процесс разгосударствления и приватизации встолице республики, по регионам и отраслям.
Какотмечалось выше, началом разгосударствления стала продажа (передача) жильягражданам республики в личную собственность, вторым этапом процесса стала малаяприватизация и, наконец, третий этап определил преобразование собственностисредних и крупных государственных предприятий.
Экспериментальнаяприватизация жилья в г. Ташкенте положила начало процессуразгосударствления и приватизации в стране. Ее инициаторами стали городскойхокимият и Комитет по управлению государственным имуществом и приватизации.Обязательное соблюдение принципа социальной справедливости обусловило сложностьи некоторую длительность процесса. Масштабность процесса, возрастнаяразнообразность и неоднородность территориального размещения жилого фонда,социальная разнородность населения республики порождала эти сложности. Процессне мог быть начат скоропалительно и без должной подготовки. Конструктивныйпоиск наиболее оптимального решения процесса в Ташкенте шел с 1989 года, номассовая приватизация жилья в республике осуществлена в период 1992–1993 гг.
Тотфакт, что приватизация в республике начата в г. Ташкенте и с жилья – неявляется случайностью. Ташкент – столица республики, здесь сосредоточеныгосударственные управленческие структуры, ведущие научно-исследовательскиеучреждения, могущие обеспечить наиболее квалифицированную подготовкунеобходимых положений и нормативных актов.
Передачаже жилья в собственность граждан имела не только социально-экономическую, но ипсихологическую значимость. Обретение чувства собственника через бытовыеинтересы человека – такова собственно подоплека начала приватизации с жилья.Ташкентская модель была использована в качестве массовой при приватизации жильяв республике.
Кначалу 1992 года жилой фонд Ташкента составлял около 33 млн. кв. метров, дветрети из них – государственный, принадлежащий местным Советам и ведомствам. Этосоставляло около 343 тысяч квартир.
Социальнаянаправленность приватизации жилья в Ташкенте, да и в республике в целом,выразилась в следующем: во-первых, определенная часть населения, куда входилиучастники второй мировой войны, приравненные к ним лица, а также другиекатегории населения, Указами Президента получили право безвозмезднойприватизации жилья. В Узбекистане такое право получили около 609 тысяч семей.Во-вторых, приватизация жилья на платной основе, учитывая сравнительно низкиедоходы жителей республики, осуществлялась не по рыночным ценам, а по остаточнойстоимости. Это означало, что жилье приватизировано за минимальную плату.Показателем доступности выкупа по такой цене может служить тот факт, что более56% приватизированных квартир в г. Ташкенте были выкуплены поединовременной их оплате. Аналогичное положение характерно и для республики вцелом. В-третьих, социальная справедливость продаваемого населению жилья быласоблюдена и путем дифференциации цен на квартиры. Так, в г. Ташкенте быларазработана бальная шкала оценки, введены коэффициенты, отражающие потребительскиекачества жилья. Оценка квартир произведена по десятилетиям ввода домов вэксплуатацию. Ташкент по такому признаку был разбит на пять зон: первая – частьдомов, которые введены до 1940 года, другая – до 1950, третья – до 1960, и т.д.естественно, в домах построенных до 1940 года, квадратный метр жилья оцененниже, чем в домах 1991 года. Учтено было и местоположение дома. Жилье в первойзоне, а это центр города, стоит дороже, чем во всех остальных. Чем дальше отцентра, тем дешевле. При оценке приняты в расчет также планировка, материал иконструкция здания, этажность, оснащенность инженерными коммуникациями,отдаленность от остановки общественного транспорта и другие показатели.Естественно также, что цены на квартиры в отдаленных регионах республики былиниже, чем в г. Ташкенте. Механизм приватизации жилья в г. Ташкентебыл положен в основу приватизации государственного жилищного фонда в целом пореспублике.
Организованноепроведение процесса разгосударствления жилья в республике обеспечивали разработанныеи принятые правовые акты, такие как Закон о приватизации государственногожилищного фонда, Указ Президента Республики о дополнительных мерах посоциальной защите малообеспеченных слоев населения в связи с приватизациейжилья, Положение о приватизации жилищного фонда в г. Ташкенте и ряд другихнормативных актов и правил.
Такоеназвание получил процесс разгосударствления и приватизации в торговле,общественном питании, местной промышленности, сфере услуг, т.е. в отраслях,обслуживающих непосредственно потребителя. Хотя по времени этот процесссовпадает с приватизацией жилья, однако – это самостоятельный и очень важныйэтап в формировании основ рыночных отношений, создании многоукладной экономики.
Вконце 1993 г. завершился процесс малой приватизации в местнойпромышленности, торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения.Основными формами разгосударствления в них стали: выкуп трудовыми коллективами,конкурсная, аукционная продажа, а также передача предприятий в аренду.
Этаприватизация, охватывающая отрасли, обслуживающие население и работающиенепосредственно на удовлетворение его потребностей, стала подготовкой кразвертыванию в республике большой, массовой приватизации государственнойсобственности. Малая приватизация – первый урок частной собственности,предпринимательства, понимания сущности рыночных механизмов, развитияпроизводственной инициативы и ответственности. Закономерна малая приватизация ив том плане, что отрасли ею охваченные, имея важное социально-бытовое значение,располагали сравнительно малой имущественной ценностью (стоимость основныхфондов составляла не более 5% всей стоимости основных фондов народногохозяйства республики), что, конечно же, облегчало и ускоряло проведениепроцесса в условиях сравнительно невысокого уровня доходности населения.Последнее обстоятельство определенным образом ограничило и резкое взвинчиваниецен на продукцию и услуги приватизированных предприятий и организаций.
Кначалу 1994 года малая приватизация была практически завершена. Из 54-х тысячприватизированных объектов торговли, общественного питания, бытовогообслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, почти половина реорганизована вакционерные общества, 20% перешло в коллективную собственность или взято варенду. Остальные, в основном мелкие, где владелец и работник выступал в одномлице, проданы в частную собственность. Таким образом, малая приватизация, каквыражение организованного и поэтапного преобразования экономики, определиласвое место в создании национальной модели рынка.
Этапмассовой приватизации.
Успешноепроведение малой приватизации и накопление соответствующего опыта вуправленческих и хозяйственных структурах позволили с середины 1994 года начатьэтап массовой приватизации – разгосударствление арендных и крупных предприятийпромышленности, строительного комплекса, транспорта, т.е. разгосударствлениеосновных производственных фондов народного хозяйства. Накопленный опытпредыдущих этапов позволил учесть допущенные недостатки и провести приватизациюсредних и крупных предприятий более организованно и более совершенным способом– путем акционирования предприятий, продажи государственного имущества вчастные руки.
Крупнымэтапом на пути к рыночным преобразованиям, в том числе к разгосударствлениюсобственности, стал январский (1994 г.) Указ Президента РеспубликиУзбекистан. Этот документ, ставший началом принципиально нового этапа впроцессе вхождения республики в рыночную систему, наметил меры по значительномуускорению темпов разгосударствления и приватизации как условия демонополизациигосударственного сектора, развития конкурентной среды в экономике. Указом былоопределено разработать государственную программу по углублению процессовразгосударствления, обратив особое внимание на осуществление приватизации вотраслях промышленности и строительства. Государственной программой поуглублению процессов приватизации в республике приоритетными направлениямиопределено:
· широкое вовлечениенаселения в процессы экономических реформ посредством развития рынка ценныхбумаг и образования акционерных обществ открытого типа;
· организациюРеспубликанской биржи торговли недвижимостью и реализацию через неегосударственных объектов, подлежащих приватизации;
· демонополизациюпроизводственных и управленческих структур, сокращение числа предприятий, накоторые распространяются ограничения на приватизацию;
· созданиеРеспубликанской фондовой биржи и обеспечение первичного размещения на ней акцийприватизируемых предприятий и т.д.
Важныммероприятием по углублению процесса приватизации стало разрешение продажи вчастную собственность на конкурсной основе объектов торговли и сферыобслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены. Причемпродажа участков разрешалась физическим и юридическим лицам, включаяиностранцев, без декларирования источников средств.
УказПрезидента послужил также серьезным толчком развития и совершенствованиязаконодательной и нормативной базы, связанной с приватизацией и развитиемпредпринимательства. Только в 1994 г. в республике было принято свыше 70законодательно-нормативных документов. Все это способствовало тому, что вследза магазинами, мелкими мастерскими началось масштабное разгосударствление ипревращение заводов, строек, гостиниц, в акционерную, коллективную и частнуюсобственность. По г. Ташкенту в 1994 г. было преобразовано внегосударственные формы собственности около 1,9 тысяч объектов. Былиразработаны и реализованы проекты приватизации таких предприятий, какТашкентский виноводочный завод, Бухарская шелкомотальная фабрика, текстильное объединение«Юлдуз», Чирчикский завод «Узбекхиммаш», которые стали акционерными обществамиоткрытого типа. Начата приватизация предприятий табачной, горнодобывающейпромышленности и др. В дальнейшем процесс приватизации охватил и предприятиябазовых отраслей. В таких отраслях, как химическая, золотодобывающая,хлопкоочистительная, горная государство сохранило за собой 51% акций. В другихотраслях были определены четыре основных «портфеля акций»: коллективу,государству, иностранному инвестору и на свободную продажу через фондовыебиржи, в том числе иностранные. При этом было определено, что доля акций,принадлежащих государству, должна сокращаться. В настоящее время она уже неможет превышать 25%. Свободной реализации подлежит более половины всего пакетаакций.
Процессприватизации, решая задачи создания многоукладной экономики и конкурентнойсреды, класса предпринимателей, устраняет, вместе с тем, сложившиеся в условияхединого народно-хозяйственного комплекса, узкоспециализированные отраслевыемонопольные структуры, а также создает возможности в случаях необходимостиосуществлять диверсификацию структуры производства, т.е. изменять структурувыпускаемой продукции, налаживать выпуск продукции, пользующейся спросом испособной конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.
Процессразгосударствления и приватизации последовательно охватывал все отраслипроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт,строительство, приспосабливая их к условиям рыночных отношений.
Социальныепреобразования произошли и в непроизводственной сфере. В стране появилисьчастные аптеки, магазины оптики, стоматологические поликлиники, учрежденияздравоохранения и культуры и т.д./> 3. Акционирование предприятий в Узбекистане
ВУзбекистане, завершив так называемую малую приватизацию, было подготовленопонимание людей к тому, что есть выгода быть собственником. Это очень важнобыло на этапе перевода средних и крупных производственных предприятий в новуюформу собственности на основе их акционирования.
УказомПрезидента Республики Узбекистан, принятого в июне 1995 года было намеченоускорить процессы акционирования предприятий государственной собственности, темсамым были сняты все ограничения препятствующие развитию качественно новогоэтапа реформирования, когда труженики республики получали возможность статьвладельцами промышленных и других предприятий.
Процессакционирования предприятий в республике стал объективным выражением развитиярыночных отношений. Рыночная экономика немыслима без акционерных формхозяйствования, которая не только создает условия демократизации капитала, но испособствует развитию научно-технического прогресса, а, следовательно, ростуэффективности производства, его большему соответствию требованиям постоянноменяющегося потребительского рынка.
Былутвержден также порядок преобразования государственных предприятий в АОоткрытого типа. Постановлением КМ республики от 15 июня 1995 года определенысроки и график преобразований государственных предприятий по отраслям.
Всоответствии с установленным порядком, руководитель государственногопредприятия, преобразуемого в АО, в течение 3-х дней после принятия коллективомрешения, издает приказ об образовании рабочей комиссии для подготовкидокументов по разгосударствлению и приватизации. Комиссия в месячный срокразрабатывает и представляет в Госкомимущество или его территориальноеуправление следующие документы:
· план приватизации;
· акт об оценке имущества;
· проект устава АО;
· проспект эмиссии акций.
Эти документырассматриваются и утверждаются в Госкомимуществе республики или еготерриториальном управлении, а затем проходят регистрацию в хокимияте.
Постановлениемопределен также порядок выпуска акций АО.
Процессразгосударствления предприятий и создание АО шел в республике достаточноинтенсивно. К концу первой половины 1995 года их было создано более 3 тысяч.Однако процесс акционирования мог проходить успешнее, и значительно большеечисло акционерных предприятий могли обрести статус официально признанных АО,если бы он не сопровождался серьезными формальностями и ошибками. За указанныйпериод менее половины АО прошли полную регистрацию.
Длительностьпроцесса преобразования (свыше 240 дней), сложившаяся по первоначальной схеме,огромное количество документов, которое предприятие должно было подготовить изарегистрировать в шести инстанциях, высокая плата за регистрацию и т.д. – всеэто серьезно сдерживало и осложняло процесс создания АО в республике.
ПостановлениемКабинета Министров от 15 июня 1995 года эти проблемы были сняты, имевшие местобюрократические препоны устранены.
Успешноразвиваемый процесс разгосударствления и приватизации в республике позволилсоздать более 4500 акционерных обществ. Акционированием были охвачены не толькообъекты промышленности и других отраслей среднего порядка, но и крупные,базового характера предприятия.
Впериод 1996–97 гг. были преобразованы в государственные акционерныеобщества открытого типа Ташкентский тракторный завод, холдинговая компания«Узсельхозмаш-холдинг», Ташкентское авиационное производственное объединениеимени В.П. Чкалова и др.
Вкаждом случае акционирования предприятий государство в целях контроля ируководства АО оставляло за собой пакет акций в 51%. Такой порядок необходимбыл в первый период акционирования, когда выборные органы управления еще необрели достаточных опыта и знаний об особенностях функционирования новойструктуры. В дальнейшем необходимость жесткого государственного контроля ируководства отпала, и государство могло продавать акции своего пакета. Крометого, преимущественная часть акций в руках одного держателя-государстваограничивало развитие рынка ценных бумаг, сокращало число участниковинвестирования, в том числе иностранных, что было особенно не желательно.
УказомПрезидента Республики, подписанного в марте 1997 года, было определено приформировании уставного капитала акционерных обществ открытого типа, в которыхгосударство сохраняет свою долю, установить следующие пакеты акцийприватизированных предприятий:
· государства – не более 25%;
· трудового коллектива – не более 26%;
· для реализации иностранным инвесторам –не менее 25%;
· на свободную продажу – оставшуюся частьакций.
Причемтакой порядок может действовать только в течение одного года со временирегистрации проспекта эмиссии, после чего все не выкупленные акции выставляютсяГоскомимуществом Республики на свободную продажу юридическим и физическимлицам, в том числе и иностранным.
Всоответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерахпо совершенствованию системы управления акционерными обществами» (22 августа1998 г.) в республике создан институт государственных поверенных вакционерных обществах с государственной долей пакета акций более 25%.Государственные поверенные назначаются, как правило, на такие предприятия, отуспешной работы которых зависит благосостояние республики в гораздо большейстепени, чем от остальных. Из общего количества акционерных обществгосударственные поверенные назначены только 425, в их числе ГАО ТАПОиЧ.
Задачамигосударственного поверенного определено:
· анализ деятельности предприятия;
· владение полной информацией об этойдеятельности;
· недопущение банкротства предприятия;
оказаниепомощи в кризисных ситуациях путем разработки и осуществления программы повыводу предприятия из кризиса и др. 4. Приватизация предприятий и объектов в современныхусловиях
Впроцессе разгосударствления и приватизации, по данным Госкомимущества, в 2010году приватизировано 96 предприятий и объектов (включая программные ивнепрограммные объекты) (далее – объекты).
Наибольшееколичество объектов приватизировано в г. Ташкенте (37,5 процента от общегочисла приватизированных по республике объектов), Хорезмской (9,4 процента),Ташкентской и Сурхандарьинской (по 8,3 процентов), Кашкадарьинской (7,3процента), Андижанской, Наманганской и Ферганской (по 6,3 процентов) областях.
Вструктуре приватизированного государственного имущества наибольший удельный весприходится на объекты местных органов власти (53,1 процента), Министерствасельского и водного хозяйства (14,6 процента), ГАК «Узбекенгилсаноат» (6,2процента), Министерство народного образования (4,2 процента) и другихминистерств и ведомств (18,8 процента).
Ведомственнуюструктуру приватизированных объектов за январь-декабрь 2010 года характеризуютнижеприведенные данные:
 
количество приватизированных объектов, единиц
в% к итогу
Всего
96
100,0 в том числе: Хокимияты 51 53,1 Министерство сельского и водного хозяйства 14 14,6 Министерство народного образования 4 4,2 ГАК «Узбекенгилсаноат» 6 6,2 НХК «Узбекнефтегаз» 3 3,1 Другие министерства и ведомства 18 18,8
Поступление денежных средств от приватизации и разгосударствленияв январе-декабре 2010 года составило 23,0 млрд. сум.
В территориальном разрезе наибольшая часть денежных поступлений отприватизации и разгосударствления приходится на г. Ташкент (42,9 процента всехпоступлений), Ташкентскую (20,0 процента), Ферганскую (9,5 процента),Наманганскую (8,0 процента), Бухарскую (5,6 процента) и Кашкадарьинскую (3,3процента) области.
Заключение
Основные формы разгосударствления и приватизации включают:
· преобразованиегосударственного предприятия в коллективное, хозяйственное общество илитоварищество;
· преобразованиегосударственного предприятия в арендное с последующим выкупом арендногоимущества;
· продажагосударственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам поконкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащихзаконодательству Республики Узбекистан.
В качестве других форм могут быть бесплатная передачасобственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций.
Разгосударствление и приватизация имеет сравнительно богатыйопыт не только в бывших странах социалистического лагеря, но и вкапиталистических. Мировой опыт насчитывает порядка 22 различных способовполной или частичной передачи государственной собственности и ее функцийчастному сектору. Лидером приватизации считают Великобританию. Английскоеправительство только за период с 1979 по 1988 годы провело приватизацию 14крупных предприятий, около 600 тысяч рабочих мест было передано в частныйсектор. Результатом стало повышение прибыли на приватизированных предприятиях,их экономическое положение значительно улучшилось.
Анализпрактики разгосударствления и приватизации в Узбекистане позволяет отметитьследующие его черты и особенности.
Во-первых,при всем стремлении придать идее чековой приватизации привлекательность всмысле обеспечения принципа социальной справедливости, Узбекистаном она не былапринята по ряду причин. Первая, производственный потенциал страны создавалсятрудом многих поколений и объективно определить реальный вклад каждого жителяреспублики в период приватизации практически невозможно. Следовательно, принципсоциальной справедливости не срабатывает, а складывается все тот же принципуравниловки. Вторая, безвозмездное распределение чеков не создает слойсобственников, а, напротив, обесценивает богатство страны. Бесплатнодоставшееся имущество или часть его (даже в виде чеков) не будет по-настоящемуберечься, не будет реальной заинтересованности в его эффективном использовании,как если бы оно было приобретено за деньги. Известно, что полученные людьмичеки в огромных масштабах скупались предприимчивыми дельцами почти за гроши.
Важноотметить и то, что средства, выручаемые от продажи имущества в Узбекистане, шлии идут в первую очередь на поддержку самих предприятий в постприватизационныйпериод, на создание технологически новых производств; они составляют финансовуюоснову доступных кредитов, предоставляемых предпринимателям.
Во-вторых,процесс приватизации, осуществляемый под контролем государства, воплотил в себесущество основных принципов экономического реформирования.
Последовательностьи поэтапность, определившие важную особенность узбекской модели реформированияэкономики, весьма наглядно прослеживаются на развитии процессаразгосударствления и приватизации. Начало ему положила продажа (передача) жильягражданам республики в личную собственность. Вторым этапом процесса сталаприватизация в торговле, общественном питании, сфере бытового обслуживания, вотраслях местной, легкой и пищевой промышленности, или так называемая малаяприватизация. И, наконец, третьим этапом определяется преобразованиесобственности средних и крупных государственных предприятий. Хронологическиэтапность здесь имеет определенную условность. С точки зрениясоциально-экономической значимости форм и методов осуществления, такаяпоследовательность оправдана: в ней заложен, безусловно, программный смысл.Такой подход позволил выявить основные приоритеты в области приватизации длякаждого этапа.
В-третьих,сложная демографическая ситуация, определившая трудоизбыточность в стране,низкая миграция населения, а также относительно низкий уровень дохода населения– все это также определило своеобразие осуществления приватизационного процессав республике. С одной стороны, потребовались усилия государства по социальнойзащите высвобождаемого в результате приватизации трудового населения. С другой– выкуп имущества государственных предприятий и организаций осуществлялся восновном трудовыми коллективами за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении.Доля же индивидуальных покупателей была сравнительно мала, что отразилось всвою очередь на неразвитости аукционной формы продажи имуществаразгосударствляемых предприятий.
В-четвертых,в процессе разгосударствления и приватизации в республике прослеживается итакая особенность, как привлечение иностранных инвесторов к этому процессу.Дело в том, что для значительной части преобразуемых предприятий характернонизкое техническое состояние производства, наличие устаревшей техники итехнологии. Вовлечение в процесс приватизации иностранных инвесторов былонаправлено на решение задач модернизации, структурной перестройки производства,насыщения рынка товарами народного потребления, интеграции в мировуюэкономическую систему.
Наконец,отличительной чертой механизма разгосударствления и приватизации являетсяпроведение, наряду с изменениями собственности, мероприятий по разукрупнению идемонополизации сложившихся производственных и управленческих структур.Особенно это заметно проявилось в отраслях легкой и местной промышленности, вагропромышленном комплексе.
Процессприватизации, решая задачи создания многоукладной экономики и конкурентнойсреды, класса предпринимателей, устраняет, вместе с тем, сложившиеся в условияхединого народно-хозяйственного комплекса, узкоспециализированные отраслевыемонопольные структуры, а также создает возможности в случаях необходимостиосуществлять диверсификацию структуры производства, т.е. изменять структурувыпускаемой продукции, налаживать выпуск продукции, пользующейся спросом испособной конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.
Процессразгосударствления и приватизации последовательно охватывал все отраслипроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт,строительство, приспосабливая их к условиям рыночных отношений.
ВУзбекистане, завершив так называемую малую приватизацию, было подготовленопонимание людей к тому, что есть выгода быть собственником. Это очень важнобыло на этапе перевода средних и крупных производственных предприятий в новуюформу собственности на основе их акционирования.
Процессакционирования предприятий в республике стал объективным выражением развитиярыночных отношений. Рыночная экономика немыслима без акционерных формхозяйствования, которая не только создает условия демократизации капитала, но испособствует развитию научно-технического прогресса, а, следовательно, ростуэффективности производства, его большему соответствию требованиям постоянноменяющегося потребительского рынка.
Успешноразвиваемый процесс разгосударствления и приватизации в республике позволилсоздать более 4500 акционерных обществ. Акционированием были охвачены не толькообъекты промышленности и других отраслей среднего порядка, но и крупные,базового характера предприятия.
Список литературы
1. Конституция Республики Узбекистан.Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета РеспубликиУзбекистан двенадцатого созыва. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,1997, №2, ст. 12.
2. Гражданский Кодекс РеспубликиУзбекистан. Часть первая утверждена Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г.№163-I. «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2010 г., №23.
3. Гражданский Кодекс РеспубликиУзбекистан. Часть вторая утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1996 г.№256-I. «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2010 г., №23.
4. О мерах по стимулированию расширениякооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг набазе развития надомного труда.Указ Президента РУз от 5.01.06 г. №УП-3706.
5. «О мерах по дальнейшему повышениюфинансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» от 18.11.2008 г.№УП – 4053. Собрание законодательства РУз, 2008 г., №49, ст. 477.
6. «О Программе мер по поддержкепредприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы иувеличению экспортного потенциала» 28.11.08, УП №-4058. />Собраниезаконодательства РУз, 2008 г., №49, ст. 477.
7. О мерах по дальнейшему совершенствованиюсистемы правовой защиты субъектов предпринимательства. Указ Президента РУз от16.06.2005, №УП-3619.
8. Каримов И.А.И. Каримов.Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению вусловиях Узбекистана. – Т.: Ўзбекистон, 2009. – 56 с.
9. Дальнейшая модернизация и обновлениестраны – требование времени. // Доклад Президента РУз Ислама Каримова 13февраля 2009 года на заседании КМ, посвященном итогам социально-экономическогоразвития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на2009 год. // Народное слово, 2009 год 14 февраля.
10.  Обеспечение приоритета интересов человека – главная цель всехпроводимых реформ и преобразований. // Доклад Президента РУз ИсламаКаримова на заседании КМ, посвященном итогам социально-экономического развитиястраны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в2008 году. // Народное слово, 2008 г. 9 февраля.
11.  Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова назаседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономическогоразвития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на2010 год. Источник www.press-service.uz/ru/#ru/news/show/dokladi/
12.  Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседанииЗаконодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Источник:www.press-service.uz/ru/#ru/news/show/dokladi
13. Каримов И.А. Узбекистан– собственная модель перехода на рыночные отношения. – Т.: Узбекистон,1993.
14. Каримов И.А. Узбекистанпо пути углубления экономических реформ. — Т.: Узбекистон, 1995.
15. Каримов И.А. Узбекистанна пороге XXI века: угрозы безопасности, условиястабильности и гарантии прогресса. — Т.: Узбекистон, 1997.
16. Каримов И.А. Развитиесельского хозяйства – источник благосостояния народа. Речь на X сессии Олий Мажлиса 25 декабря 1997 г.-Ж. «Экономика истатистика» №2, 1998.
17. Каримов И.А. Узбекистан,устремленный в XXI век.-Т.: Узбекистон, 1999.
18. Каримов И.А. Либерализацияэкономики и углубление реформ – наша главная задача /Доклад на заседании КМ,посвященный итогам социально-экономического развития страны за 1999 г. иприоритетным направления либерализации и углубления экономических реформ в 2000 г./Газета «Правда Востока» 15 февраля 2000 г.
19. Закон РУз «Об основахгосударственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 г.
20. Закон РУз «Оразгосударствлении и приватизации» от 19 ноября 1991 г. (с изменениями идополнениями, внесенными Законом от 7 мая 1993 г.)
21. Данилов А.С. Национальнаяэкономика. Учебник. Т., 2004.
22.  Агапов А. Фондовые «землетрясения» // Финанс. – 2006. –№5. – С. 48–49.
23.  Алексеев Д.А. Расчеты по ценным бумагам. ПроектTARGET2 Securities // Деньги и кредит. – 2008. – №1. – С. 69–71.
24.  Антонюк А.В. Состояние и перспективы российскогорынка региональных и муниципальных облигаций // Аспирант и соискатель. – 2004.– №5. – С. 152–153.
25.  Башун В. Очередная мобилизация второго эшелона //Эксперт. – 2004. – №37. – С. 172–187.
26.  Бучаев Я.Г. О системном прогнозировании конъюнктурырынка ценных бумаг / Я.Г. Бучаев, М.Г. Завельский, А.В. Пекарский //Пробл. прогнозирования. – 2003. – №6. – С. 108–118.
27.  Васильева М. Вексель: правовое регулирование и налоговыйучет / Васильева М., Зуйкова Л., Крутякова Т.; под. ред. Т. Крутяковой //Экономико-правовой бюллетень. – 2005. – №3. – 191 с. – (АКДИ «Экономика ижизнь»).
28.  Гудков Ф.А. Вексель: Правила сост. Последствияоборота подделок. Правовые аспекты экспертизы. – М.: МЦФЭР, 2005. – 207 с.– (Прил. к журн. «Налоговые споры»; №3).
29.  Дорошенко О.М. Ценные бумаги: учет и отражение вотчетности // Бухг. учет. – 2006. – №5. – С. 27–32.
30.  Иванов А.В. Сценарии развития российского рынкаценных бумаг // Пробл. прогнозирования. – 2004. – №4. – С. 136–145.
31.  Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: учебник. – 2-е изд. –СПб., 2001. – 304 с.
32.  Комарова А.Н. Системы автоматизированныхкотировок внебиржевого рынка ценных бумаг США // Финансы. – 2003. – №8. –С. 68–70.
33.  Кононов А. Как организуют долги // Финанс. – 2005. – №25.– С. 38–45.
34.  Корпоративные акции // Эпиграф. – 2004. – Янв. (№1). –С. 7.
35.  Костиков И. Ценные бумаги раскроют свои тайны / Подгот. Е. Голякова //Рос. газ. – 2003. – 2 окт. – С. 9–14.
36.  Криничанский К. Генезис института векселя: функциональныйаспект // Вопросы экономики. – 2009. – №8. – С. 110–122.
37.  Куда вложить деньги: Паевые инвестиционные фонды,Банковские вклады, Рынок облигаций, Корпоративные акции, Рынок Forex //Эпиграф. – 2003. – №23. – С. 4–5; №44. – С. 4–5.
38.  Кулигин Е.В. Новые парадоксы вексельногообращения // ЭКО. – 2003. – №5. – С. 38–46.
39.  Кусмарцев А.И. Анализ факторов, сдерживающихразвитие рынка ценных бумаг в России // Микроэкономика. – 2009. – №5. – С. 147–151.
40.  Лебедев А.Е. Производные ценные бумаги: их роль вфинансовой глобализации и значение для России // Пробл. прогнозирования. –2004. – №2. – С. 16–24.
41.  Манасов М. «Фондовый рынок – это рынок будущего» / ЗаписалС. Козицин // Ведомости. – 2003. – 13 окт. – С. 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Динамические линейные модели экономики модель динамического межотраслевого баланса и модель Ней
Реферат Чехов и Лу Синь: историко-генетические и типологические аспекты
Реферат Построение дерева решений проекта
Реферат Nursing Shortages Essay Research Paper Nursing ShortagesIn
Реферат Исследование технологического процесса изготовления стержней COLD-BOX-AMIN-методом
Реферат Метод аппаратурной имитации случайных чисел относящихся к нечётким множествам
Реферат Проектирование локальной вычислительной сети с применением структурированной кабельной системы
Реферат Международные стандарты бухгалтерского учета
Реферат Отчет о прохождении медицинской практики в Марьяновском доме-интернате
Реферат А. С. Грибоедов Цели и задачи : составить характеристику молодого поколения в комедии; определить представителей века «минувшего» ивека «нынешнего»; проанализировать 3-4 действия; развивать навыки выразительного чтения. Ход урок
Реферат Gamma Hydroxybutyrate Essay Research Paper Gamma HydroxyButyrate
Реферат The Roots Of Dependency Essay Research Paper
Реферат Влияние мирового экономического кризиса на экономику России
Реферат Процветает ли Китай и почему не стоит перенимать китайский опыт для России?
Реферат Розрахунок вольт-амперної характеристики сонячного елемента при врахуванні зміни поверхневої рекомбі