Анализ работы районного методического кабинета управления образования администрации МО «Нукутский район» за 2009- 2010 учебный год Ведущие направления в развитии системы образования района определены Концепцией модернизации российского образования, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов, воспитателей образовательных учреждений. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях. Районный методический кабинет управления образования администрации МО «Нукутский район» работал по направлениям ориентированным на развитие творческого потенциала педагога, совершенствование его профессионализма в условиях модернизации российской системы образования.Стратегическая цель методической работы — создание благоприятных условий для повышения профессионального мастерства, творческого роста и качества труда педагогических работников.Задачи методической службы: 1. Осуществление непрерывного повышения квалификации специалистов ОУ. 2. Информационное и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса. 3. Формирование и реализация единой методической политики в ОУ района. 4. Формирование, выявление, изучение, обобщение и распространение результативного педагогического опыта. 5. Создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов. Логика определения задач методической службы следующая: — анализ ситуации на предмет выявления затруднений в работе педагогов и управленцев, — фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе, — формулировка заказа со стороны педагогов и управленцев, — выделение основных направлений содержания деятельности методической службы, адекватных поставленным целям. Исходя из указанных целей и задач, содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает пять направлений деятельности: — организационно-методическое (работа с профессиональным сознанием педагогов и управленцев, оснащение их теми методами и средствами, которые помогают снять индивидуальные затруднения, трансляция одним технологически оформленного опыта других) - информационно-аналитическое (изучение, анализ и оценка результативности образовательного процесса и состояния методической работы в учреждениях образования, создание системы информационно-методической поддержки внедрения нового содержания образования, использования новых педагогических технологий и средств обучения) — научное-консультативное (научное консультирование педагогов и управленцев по созданию авторских разработок, внедрение инновационных процессов) — управленческое (проектирование процесса подготовки кадров по своему направлению, организация этой подготовки, корректировка и изменение содержания и форм работы) - информационно-библиографическая и издательская деятельность.Наиважнейшая задача методической службы — формирование профессионализма руководящих кадров. Особое внимание мы уделяем руководителям школ, так как если современный руководитель — лидер-преобразователь, способный пробуждать интерес окружающих к себе, своим идеям и проектам, способный делегировать полномочия, владеющий искусством деловых контактов, мастерством получения и обработки информации, — это залог будущих успехов развития образования на селе. Этому способствует сложившаяся система работы с руководителями ОУ. ^ Основные направления работы с руководителями образовательных учреждений: — организационно-координационное, — информационно-аналитическое, — учебно-методическое, — научно-практическое, — мотивационное обеспечение. В соответствии с выбранными приоритетными направлениями поставлены основные задачи и намечены пути их реализации. Для руководителей были организованы курсы повышения квалификации по менеджменту, по построению системы оценки качеством в ОУ. Остались традиционными формы организации методической работы: тематические заседания методических объединений, семинары – практикумы, научно-практические конференции, творческие отчеты учителей, обзоры научной, педагогической и другой литературы, организация и проведение различных конкурсов, участие в VI образовательном форуме “Образование Приангарья», курсовая переподготовка. Целью работы методических объединений были формирование и развитие профессионального мастерства педагогического и административного персонала образовательных учреждений, распространение передового педагогического опыта. Опосредованными целями выступали совершенствование и повышение результативности образовательного процесса. ^ Организационно-методическая работа проводилась в течение всего учебного года и представлена традиционными мероприятиями. Это такие конкурсы, как «Лучшее образовательное учреждение района», «Лучший пришкольный участок», «Учитель года», «Лучший кабинет бурятского языка», «Педагогические инновации», предметные олимпиады, августовское совещание и предметные секции педагогов, конференции учителей различного уровня. Анализируя это направление деятельности за прошедший учебный год, необходимо отметить те положительные сдвиги, которые наметились в работе методической службы. 3 школы района приняли участие в мегапроекте «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования» с программами «Успешное взаимодействие или здоровье+», «Формирование общеинтеллектуальных умений и навыков на I ступени обучения» в рамках реализации проекта «Охрана здоровья в условиях интенсификации образования» (МОУ Новоленинская сош), «Инновационная модель психолога в образовательном пространстве Иркутской области» (МОУ Хадаханская сош), «Образование и здоровье» в рамках реализации проекта «Охрана здоровья в условиях интенсификации образования» (МОУ Нукутская сош). Особое внимание в Год учителя уделялось конкурсам профессионального мастерства. Хочется отметить хороший уровень подготовки и проведения районного конкурса «Учитель года», заинтересованность коллективов школ. Победитель конкурса Комарова А.В., учитель русского языка и литературы МОУ Новоленинская сош, достойно представила район на областном конкурсе. Отсутствие активности наблюдается среди педагогических работников ДОУ, дополнительного образования ДЮЦ, ДЮСШ, это свидетельствует о достаточно низком уровне активности руководителей учреждений данного типа. В рамках VI образовательного форума «Образование Приангарья» педагоги района приняли участие в различных семинарах, конференциях: - Профильное обучение: итоги второго этапа эксперимента - Проблемы гуманизации и гуманитаризации школьного образования - Социо-культурные аспекты в преподавании родных нерусских языков -Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Иркутской области - Областном смотре современного педагогического опыта. А также посетили выставки всех категорий образовательных учреждений. В конкурсе-смотре современного педагогического опыта приняла участие учитель русского языка и литературы МОУ Нукутская сош Шайхутдинова Т.Ш. Ее тема опыта «Моя педагогическая философия в целостном педагогическом процессе развивающейся школы» была отмечена как одна из лучших.^ Развитие учительского потенциала Условием качества образования, обеспечиваемого образовательным учреждением, является высокий образовательный уровень и квалификационные характеристики состава педагогических работников. Муниципальная образовательная система располагает достаточным профессиональным уровнем квалифицированных кадров. По учреждениям образования МО «Нукутский район» имеют высшее профессиональное образование 54,68%: - в общеобразовательных учреждениях 63,73 %; - в дошкольных образовательных учреждениях 16,3%; - в учреждениях дополнительного образования 52,9 %.Имеют квалификационные категории 63,48%: - в общеобразовательных учреждениях 65 %; - в дошкольных образовательных учреждениях 57,6%; - в учреждениях дополнительного образования 52,9 %. Всего работников Имеют в/о Имеют квал.кат. МОУ 397 63,73 65 ДОУ 92 16,3 57,6 МУ ДОД 34 52,94 52,9 Итого 523 54,68 63,48 Сохраняется тенденции роста числа педагогов с в/о, а также снижение числа учителей с общим средним образованием по сравнению с предыдущими годами: Уч.год % учителей с в/о Кол-во учителей со средним образованием 2006-07 уч.г. 57,3 % 14 2007-08 уч.г. 59,2% 9 2008-09 уч.г. 62,23 6 2009-10 уч.г. 63,48% 3 Ежегодно увеличивается число педагогов со стажем 20 и более лет Стаж работы 2006-07 уч.г. 2007-08 уч.г. 2008-09 уч.г. 2009-10 уч.г. - от 0 до 5 лет 16,5 14,1 16,9 13,2 - от 5 до 10 лет 13,25 10,5 8,4 9,7 - от 10 до 20 лет 27,75 32,1 27,6 22,4 свыше 20 лет 41,5 43,3 47,3 54,7 Уч.год Кол-во пед.раб. Имеют выс.обр. Имеют общ.ср.обр. Обуч-ся заочно в ВУЗах Пенс.возр. 2007-08 уч.г. 436 59,2% 9 51 49 2008-09 уч.г. 421 62,23 6 49 47 2009-10 уч.г. 397 63,48% 3 48 46 Государственными и отраслевыми наградами награждены более 100 педагогов, 3 учителя имеют звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", 8 - "Заслуженный работник образования УОБАО", 1 – Орден трудовой славы, 1 – «Отличник просвещения СССР», 15 – «Отличник народного просвещения РФ», 25 – нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», 42 – Почетная грамота Министерства образования и науки РФ За последние 3 года значительно улучшилась работа по повышению квалификации педагогических кадров, которая осуществлялась в сотрудничестве с ГОУ ДПО ИРО, ИИПКРО, ГОУ ДПО БГУ и активной работе районных методических объединений, проведение конференций, семинаров и презентаций и др. Одной из основных проблем является недостаточный уровень образования и квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений (с в/о – 16,3%, с выс.кат. - нет, с 1 кат. – 26,1%, со 2 кат. - 31,5%) и учреждений дополнительного образования ( с в/о – 52,9%, из них с высшим педагогическим – 23,5%, имеют высшую и 1 кв.кат. – 23,5%) и невысокий уровень квалификации по своей специальности руководителей ОУ. В процессе «движения» молодых специалистов в районе имеется положительная динамика. Но вместе с тем существуют серьезные проблемы - нежелание молодых специалистов работать в сельской школе и сохранить тех специалистов, которые работают на данный момент. Основными факторами непривлекательности работы в школе являются низкий уровень заработной платы, отсутствие программы обеспечения специалистов жильем и субсидирования для его приобретения. Необходимо продолжить работу по развитию содержания и технологии подготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом современных тенденций развития образования, внедрения в образовательный процесс новых социально-педагогических, психологических, информационных и коммуникативных технологий и здоровьесберегающих технологий. Развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования МО «Нукутский район» включают в себя два блока реформ: меры по оптимизации и эффективному использованию уже имеющегося кадрового потенциала, а также подготовка и осуществление долгосрочных стратегических преобразований системы управления кадрами.I. Создание условий для профессионального развития и подготовки кадров муниципальной системы образования № мероприятие год Кол-во ответственный 1 Организация повышения квалификации и курсовой переподготовки (разной направленности и тематики) 2009-2012 годы 523 144 180 180 РМК 2 Организация работы по формированию и эффективному использованию руководящего кадрового резерва 2009-2012 годы 43 25 13 10 Управление образования 3 Развитие и поддержка инновационной деятельности и опытно-экспериментальной работы, цифровые образовательные ресурсы 2009-2012 годы 15 ОУ 30% 40% 50% РМК 4 Развитие творческого потенциала (профессиональные конкурсы, фестивали и др.) 2009-2012 годы 15 ОУ 100% 100% 100% РМК II. Обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной системы образования № мероприятие год показатели ответственный 1 Формирование единой базы данных педагогических кадров 2009-2012 годы сформирована Управление образования 2 Привлечение и закрепление молодых специалистов 15 10 10 10 Управление образования 3 Формирование этики и корпоративной культуры педагогических кадров муниципалитета постоянно РМК 4 Система адекватных материальных стимулов и поощрений Разработка эффективной системы стимулирования педагогического труда (введение НСОТ, аттестация и др.) Управление образования 5 Аттестация педагогических и управленческих кадров 523 65% 70% 76% Управление образования 6 Формирование позитивного образа педагога Сотрудничество с СМИ, выпуск брошюр, создание сайтов ОУ, МОУО и т.п. Управление образования 7 Включение в муниципальную программу «развитие АПК» обеспечение педагогов жильем и улучшения жилищных условий Нужда ющихся 39 9 5 5 Управление образования ^ Отчет о проведении в МО «Нукутский район» неделимолодых специалистов № Мероприятия Дата проведения Кол-во участников Место проведения 1 Заседания ШМО 07.12.09 28 Образовательные учреждения 2 Пед.чтения в ОУ 08.12.09 28 Образовательные учреждения 3 Региональный фестиваль молодых специалистов (г. Саянск) 09.12.09 10 г.Саянск ИМЦ 4 Практические семинары на базе МОУ Новонукутская сош, МОУ Нукутская сош 10.12.09 30 молодых специалиста, 11 педагогов-наставников МОУ Новонукутская сош,МОУ Нукутская сош 5 Круглый стол «Пути профессионального роста молодого специалиста. Проблемы и перспективы» 11.12.09 42 МОУ Новонукутская сош Круглый стол по теме «Пути профессионального роста молодого специалиста. Проблемы и перспективы» прошел по плану: 1. Приветственное слово заместителя мэра МО «Нукутский район» по социальным вопросам Хойловой М.П. 2. Анализ закрепления молодых специалистов за последние 3 года. Начальник управления образования Баторов К.М. 3. Председатель районного комитета профсоюзов Оширова Е.Н. 4. Молодой педагог сегодня: Вести с фестиваля - Баширова С.Р., педагог-психолог; Клементьева Алена Николаевна, учитель физической культуры; Зурбанова Светлана Сергеевна, учитель английского языка; Жербакова Т.А., звоспитатель ДОУ. 5. Тренинг «Лестница успеха» - зав.РМК Николаева М.Г. 6. Итоги практических семинаров Балханова Л.С., Шерагулова Н.В. 7.Формирование временной ТГ для создания Совета молодых педагогов. 8. Резолюция Состоялся интересный конструктивный разговор участников круглого стола. Молодые специалисты получили развернутые ответы от заместителя мэра МО «Нукутский район» по социальным вопросам Хойловой М.П. Приняли следующую резолюцию:^ Администрации МО»Нукутский район»Поддерживать молодых специалистов (или их семей) по обеспечению жильем в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на селе.Районному управлению образования: 1. Развивать работу Кабинета дублеров руководителей системы образования; 2. Ежегодно проводить совещания директоров образовательных учреждений с Советом молодых педагогов по вопросам адаптации молодых педагогов; 3. Разработать формы стимулирования и поддержки педагогов-наставников;Районному методическому кабинету: 1. Обеспечить дальнейшее развитие профессионального конкурсного движения учителей, обеспечить условия для самопрезентации молодых специалистов; 2. Организовать работу постоянно действующей школы молодого педагога, привлечь к методической работе инновационные образовательные учреждения и лучших учителей - победителей профессиональных конкурсов.^ Районной организации профсоюзов работников образования: 1. Организовать распространение информации о деятельности профсоюза для молодых педагогов по образовательным учреждениям; 2. Организовать сотрудничество профсоюза с администрацией школ по оказанию помощи молодому педагогу на рабочем месте; 3. Оказывать помощь в овладении нормативно-правовой базой молодыми специалистами; 4. Продолжить проведение информационно-методических семинаров, тренингов и конференций.Образовательным учреждениям района: 1. Обеспечить системную работу по развитию профессионального мастерства молодых педагогов; 2. Обеспечить постоянное повышение квалификации молодых педагогов на уровне района; 3. Активно вовлекать молодых педагогов в инновационную и исследовательскую деятельность образовательного учреждения.Совету молодых педагогов: 1. Организовать проведение мероприятий Совета молодых педагогов с ветеранами педагогического труда; 2. Создать службу доверия на базе Совета молодых педагогов. 3. Организовывать и проводить мероприятия культурно-спортивного направления.^ Прохождение курсовой подготовки: Педагоги района активно повышают квалификацию на предметных и тематических курсах. Были организованы и проведены выездные курсы для руководящих работников на базе Новонукутской сош для руководителей ОУ, по преподаванию курса ОБЖ и учителей физической культуры, продолжается обучение по ИКТ для всех категорий педагогов. Для успешного введения новых государственных стандартов в 2011 г. учителя начальных классов проходят курсовую переподготовку на базе ИИПКРО, заведующая РМК Николаева М.Г. обучилась на курсах при АПКРО (г. Москва) по теме «ФГОС начального общего образования: содержание и технологии введения».Курсовая переподготовка год 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 учителя 90 82 155 132 воспитатели ДОУ 37 5 ДЮСШ 15 10 ДЮЦ 0 0 Как мы видим из таблицы позитивная динамика наблюдается среди педагогов школ. Желает лучшего курсовая переподготовка воспитателей ДОУ и педагогов ДЮЦ. Хотя среди педагогов ДЮЦ много совместителей и среди них нет учета прохождения курсовой переподготовки. Несмотря на то, что среди педагогов увеличивается число учителей прошедших курсовую подготовку и имеющих квалификационные категории этого недостаточно, чтобы успешно работать в новых условиях. Решением коллегии министерства образования Иркутской области от 28 мая 2009г. было создание регионального персонифицированного учета периодичности подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ. Особое внимание будет обращаться на их обучение педагогической специальности в соответствии с современными требованиями и владению информационными коммуникационными технологиями. В прошлом году мы приняли решение, что при аттестации на 1 квалификационную категорию необходимо прохождение курсовой подготовки по ИКТ, такие же рекомендации были предложены администрации школ при аттестации на 2 кв.категорию. Рекомендации: При аттестации педагогических и руководящих работников учитывать следующие виды курсов: тематические, предметные, ИКТ, воспитательная работа. Администрации ОУ своевременно доводить информацию о курсовой переподготовке до каждого педагогического работника и вести учет о прохождении курсовой подготовки педагогами. Педагогическим работникам подавать своевременно заявки и соблюдать сроки курсовой переподготовки.^ Итоги аттестации в 2009-2010 г.Высшая КК: По традиционной модели аттестации – 1 педагог Бобровская Ф.Р., учитель начальных классов МОУ Новонукутская сош; По вариативной модели аттестации 6 человек, из них 1 модельный паспорт – Бочкова Т.И., учитель английского языка МОУ Новонукутская сош.Первая КК: 17 педагогических работников, из них повысили квалификационную категорию 10; 15 руководящих работников, из них впервые аттестованы 11; 17 заместителей руководителей по АХЧ и ОБЖ.Вторая КК: 30 педагогических работников аттестованы школьными комиссиями. Категории работников Высшая КК Первая КК Вторая КК Педагоги 7 17 30 Руководители 15 Заместители по АХЧ и ОБЖ 17 По наличию высшей квалификационной категории у педагогов образовательных учреждений также лидируют учителя МОУ Хадаханская сош (23,8%), на втором месте - МОУ Новонукутская сош (19,2%), на третьем – МОУ Нукутская сош (14,3%). В проекте нового порядка аттестации, разработанного Министерством образования и науки России, предусмотрено, что педагогические работники до истечения срока действия первой квалификационной категории имеют право подать заявление на прохождение аттестации на высшую квалификационную категорию, но не ранее чем через три года после получения первой квалификационной категории. С 1 января 2011 года вводится новый механизм аттестации педагогов, который с одной стороны сохраняет первую и высшую категории, а с другой стороны вводит в практику допуска к осуществлению образовательной деятельности. Думается, что эти механизмы также станут стимулом к повышению квалификации, более качественной работе.Организация работы районных методических объединений. 21 РМО, ассоциации учителей - предметников действуют в соответствии утвержденными Положениями и обеспечивают реализацию целей и задач, стоящих перед районным методическим кабинетом. Координирует их работу Методический Совет. Деятельность методических структур отличается многообразием направлений, приоритетными из которых являются:- методическое, информационное обеспечение образовательно-воспитательного процесса; - совершенствование учебно-методических и дидактических материалов, обеспечивающих учащимся получение качественного образования;- дифференциация обучения на основе индивидуальных особенностей личности ученика и требований управления качеством образования;- методическое обеспечение реализации программ информатизации образовательных учреждений. В районе прочно закрепились такие формы методической работы как:- тематические семинары;- семинары практикумы;- презентации;- смотры – конкурсы;- консультации;- творческие отчеты;- методические выставки;- конкурсы профессионального мастерства;Не внедрены такие формы работы как: - мастер – классы; - круглые столы; - лекции и др. В течении года запланированы и проведены следующие семинары: ^ Алтарикская сош семинар учителей русского языка и литературы, истории и обществознания Харетская сош семинар учителей русского языка и литературы ^ Тангутская сош учителей физической культуры и технологии Первомайская сош учителей русского языка и литературы, истории и обществознания ^ Новонукутская сош учителей английского языка и биологии, учителей начальных классов, учителей русского языка и литературыНоволенинская сош семинар учителей музыки и КРО ^ Районный семинар библиотекарей «Накопление и использования фонда в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса». Итоговое мероприятие по обобщению опыта работы библиотекаря Тангутской средней школы Дорофеевой С.Н. ^ Верхне-Куйтинская оош семинар учителей бурятского языка и литературы. В 2009/2010 учебном году школы района, где изучается бурятский язык и литература, занимались по проблеме: « Совершенствование национальной системы образования в районе» В Нукутском районе бурятский язык и литература изучается в 11 школах, в т.ч. в 6 средних, 2 основных, 3 начальных и 6 детских садах. В школах района работают 4 музея и 1 уголок, 4 фольклорных ансамбля, 6 кабинетов бурятского языка и литературы и 2 уголка в начальных школах. В 6 ОУ бурятский язык как учебный предмет преподается по типовой программе национальных школ «Буряад hургуулиин программанууд. Буряад хэлэн ба литература», рекомендованной Министерством образования республики Бурятия. В 4 ОУ используется факультативная форма изучения языка (третий вариант учебной программы «Бурятская разговорная речь»). Контингент детей, изучающих бурятский язык, на сегодня в сравнении составляет №п/п Уч.годы Школа Детский сад К-во стат.нац-сти Изучает бур.язык % 1. 2005/06 607 144 1562 751 48,08% 2. 2006/07 529 151 1488 680 45,7% 3. 2007/08 612 171 1376 783 56,9% 4. 2008/09 642 136 1320 778 58,9% Данные показатели остаются стабильными в течение двух лет, благодаря планомерной и целенаправленной работе администрации ОУ, работе учителей бурятского языка и литературы по сохранению и приобщению учащихся к изучению родного языка, устойчивому интересу обучающихся к истории, культуре своего народа. ^ Кадровый состав №п/п Уч.годы К-во учителей В/обр Ср/сп С/обр Стаж работы Молодые учителя 1. 2005/06 22 9(40,9%) 13(59,09%) - 14(63,64%) - 2. 2006/07 19 9(47,3%) 10( 52,6%) - 11( 57,8%) 1(5,26%) 3. 2007/08 20 10 (50%) 10 (50%) - 14 (70%) - 4. 2008/09 18 7(38,8%) 11(61,1%) - 16 (88,8%) - 5. 2009/10 12 7(58,5) 5 (41%) - 0 Бурятский язык и литературу преподают учителя с высшим образованием – 7 и 5 со средним профессиональным образованием. Больше половины учителей имеют стаж работы – более 20 лет. Учителей, удостоенных звания « Отличник народного просвещения»- 1. В последние годы отмечается тенденция старения кадрового состава учителей бурятского языка: 27,7% педагогов имеют возраст от 40-50 лет, 66,6% - в возрасте свыше 50 лет. Молодых учителей – нет.По ВКК работает учитель бурятского языка и литературы Закулейской сш Далбаева В.С., по 1 КК.- 4учителей (Алексеева С.А., Тагласова Г.Г., Мантыкова Л.А., Ильина П.П.), по 2 КК – 5 учителей. Далбаева В.С. является победителем приоритетного национального проекта «Образование» – 100 тысяч рублей. Запланирован, но не проведен семинар по воспитательной работе. Итогом семинаров является обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение квалификации педагогов.Рекомендации: 1.Повысить уровень семинаров–практикумов через обобщение передового и инновационного опыта учителей района. 2. Ввести в практику такие формы методической работы, как мастер-класс, круглые столы, лекции, публичный отчет и др.^ Выездные семинары и конференции: - Роль муниципальной методической службы в процессе формирования единого инновационного пространства системы образования Иркутской области;- Инновационные модели – основа кадровой модернизации муниципальных методических служб Иркутской области; - Организация введения ФГОС НОО в Иркутской области; - Технологии разработки педагогических тестов и мн. Другие.Освоение и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования. Законом РФ «Об образовании» предусмотрен государственно-общественный контроль качества образования в форме аккредитации образовательных учреждений, включающей государственную итоговую аттестацию выпускников; допускается контроль органов управления образования в ходе плановых и оперативных проверок. Особое внимание уделяется такому виду контроля качества образования, как мониторинг, позволяющий осуществить: 1) постоянное наблюдение за состоянием качества образования; 2) сбор, системный учет, обработку и анализ, а также хранение, обновление и накопление информации для формирования вариативного набора решений по объектам контроля, для эффективного решения задач управления качеством образования. В районном образовании сложилась система мониторинга образовательного процесса и результативности деятельности образовательных учреждений по многим направлениям. Инспектирование в виде мониторинга позволяет управлению образования вести постоянное наблюдение за деятельностью образовательных учреждений, получать своевременную информацию по разным вопросам. Среди них: подготовка образовательных учреждений к новому учебному году, результаты аттестации школьников, организация летней оздоровительной кампании, состояние здоровья школьников, охват питанием школьников и качество горячего питания, результаты учебной деятельности по отдельным предметам. Управление образования рассматривает контроль за выполнением рекомендаций комиссии по аккредитации в качестве одного из механизмов управления качеством образования. В 2009 г. все школы района прошли процедуру аккредитации, из 15 ОУ – аккредитовано 14. Таким образом, технологии аккредитации образовательных учреждений, деятельность руководителей образовательных учреждений по выполнению рекомендаций комиссии по аккредитации зарекомендовали себя как реальный механизм управления качеством образования. В 2009-2010 учебном году все школы работали по учебным планам, составленным на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области. 4 средних школы района, 1 основная , 3 начальных школы работают по учебным планам с родным (нерусским) языком обучения, что составляет 32% от общего числа школ, остальные работают по плану с русским языком обучения. Во всех школах ведется иностранный язык со 2 класса, обществознание с 6 класса, ОБЖ с 5 класса (региональный компонент). Информатика со 2 класса (региональный компонент) изучается в 13 школах, с 3 класса изучается в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» в 12 школах. В региональном компоненте впервые введены предметы Литература Восточной Сибири, Право, Курсы по изучению историко-культурного наследия области, района, поселка. Литературу Восточной Сибири изучали 40% школьников района, Право – 80 %, курсы по изучению историко-культурного наследия – 60%. В 18 школах введен третий час физкультуры со 2 по 9 классы. В школьном компоненте введены предметы на усиление инварианта 95%, на развитие творческих способностей и потребностей 5%, что конечно недопустимо.^ Реализация регионального компонента учебного плана ^ Учреждения начального общего образования Учреждения основного общего образования Учреждения среднего (полного) общего образования Всего общеобразовательных учреждений ^ Количество общеобразовательных учреждений 10 5 10 25 Информатика со 2 класса 5 2 6 13/52% Информатика с 3 класса 5 3 4 12/48% 3 часа физической культуры 6 3 9 18/72% ОБЖ 5-7, 9-11 классы - 5 10 15/100% Литература Восточной Сибири 5 класс - - 6 6/40% География Иркутской области 8-9 класс - 3 10 13/87% Право 10 класс - - 8 8/80% Курсы по изучению историко-культурного наследия области, города, района, поселка, села 10-11 класс:-История УОБАО и Иркутской области- История Иркутской области- Культура родного края- Быт и культура бурят- МХК - - 121 11 6/60% Курсы по психологии социальной и межкультурной компетентности 10-11 класс:- Твоя профессиональная карьера.- социальная психология-этика и психология семейной жизни - - 221 5/50% ^ ИЗ ШКОЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Учебные курсы, направленные на изучение истории религий, православной культуры и культуры других религий:- (название - - - 0%- Рекомендации: 1.Вариативную часть учебного плана дополнить предметами, факультативами, спецкурсами, развивающими творческий потенциал учащихся, учитывая интересы субъектов образовательного процесса. 2.Проводить деление на подгруппы при изучении предметов инвариантного компонента, где позволяет класс-комплект. 3. Соблюдать полную преемственность учебных планов по ступеням обучения. 4. Добиться 100% выполнения регионального компонента учебного плана.^ Итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х, 12-х классов в формате ЕГЭ. В 2009 – 2010 учебном году муниципальная система образования Нукутского района включала в себя 26 общеобразовательных школ: 10 средних, 5 основных, 10 начальных и 1 вечернюю. На конец учебного года обучающихся 9-х классов по району было 275 (в том числе 3 по программе специального (коррекционного) обучения 8 вида), обучающихся 11-х классов – 202, обучающихся 12-х классов – 39 (в итоговой аттестации участвовали 37). Выпускники МОУ Ворот-Онгойская ООШ, МОУ Нукутская ВСОШ, не имеющих свидетельства о государственной аккредитации, были прикреплены к МОУ Нукутская СОШ, МОУ Новонукутская СОШ, имеющим государственную аккредитацию.Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, предусматривает сдачу выпускником двух обязательных экзаменов – ЕГЭ по