Реферат по предмету "Психология"


Проблема гендерных различий в современном мире

КузбасскаяГосударственная Педагогическая Академия
Кафедрапсихологии
Физико-МатематическийФакультет
Курсовая работа
Тема: Проблемагендерных различий в современном мире
Выполнила:
Харина ЕвгенияГеннадьевна
Студентка III курса 5 группы
Научный руководитель:
Павленко Л.В.
Новокузнецк,2004

Оглавление
Введение
I. Различные подходы к вопросу осходстве и различии между мужчинами и женщинами
1.1 Эволюционистский подход
1.2 Культурный подход
II. Различие и сходство полов
2.1 Противостояние: независимость –привязанность
2.2 Социальное доминирование
2.3 Агрессия
2.4 Сексуальность
III. Гендерные роли
3.1 Зависимость гендерных ролей откультуры
3.2 Зависимость гендерных ролей отэпохи
IV. Способности мужчин и женщин
4.1 Внимание и пол
4.2 Память и пол
V. Гендерные исследования лидерства
5.1 Феминизм
5.2 Доминирование гендерного факторанад лидерской позицией
5.3 Доминирование лидерской позициинад гендерным фактором
5.4 Равноценность гендерного фактораи лидерской позиции
5.5 Перспективы женского лидерства
Заключение
Терминологический словарь
Приложения
Список используемой литературы

Введение
В качестве введения мнебы хотелось рассказать одну выдуманную историю, которая в полной мере отразитвсе аспекты, выбранной мной темы. А именно её актуальность, новизну, предметисследования, гипотезы.
Итак, ученые с другойпланеты, расположенной от Земли на расстоянии множества световых лет,прилетевшие, чтобы изучить вид Homo Sapiens, с трудомсдерживали своё нетерпение. Их план состоял в следующем: проследить, а затем выкрастьдней на семь с целью изучения двух случайно выбранных особей. Первый объектнаблюдения – Питер острый на язык адвокат из Лос-Анджелеса, вырос в Нэшвилле,что на Востоке США, но переехал на Запад, чтобы пожить “по-калифорнийски”.Друзья отзываются о нем как о человеке, уверенном в себе, задиристом, имеющимсвой взгляд на вещи и склонном к некоторому доминированию во взаимоотношениях.
Второй объект – Помоко –живёт со своим мужем и дочерью в японской деревушке, неподалёку о своихродителей и родителей супруга. Помоко, гордится тем, что она – хорошая дочь,верная жена и заботливая мать. Друзья отзываются о ней как о доброй, нежной,чувствительной, уважающей окружающих; она – опора и поддержка своей большойсемьи.
Какие же выводы о природеHomo Sapiens смогут сделать наши инопланетные ученые, рассматриваяэтих представителей разного пола и разных культур? Усомнятся ли они впринадлежности их к одному и томк же виду? Или же, напротив, будут пораженыглубоким сходством, скрывающимся за внешними различиями?
Подобными вопросамизадаются и земные ученые, наши современники. В чём различия между людьми? А вчем сходство? Это важнейшие вопросы для всего мира, в котором дифференциациястала, по словам историка Артура Шлезингера([4] стр. 226), “проблемой нашеговремени, разорвавшей тишину”.
По многим важным пунктамПитер и Помоко скорее похожи, чем различаются. Они принадлежат различнымгруппам, они конформны и распознают нюансы социального статуса Питер и Помоко –существа в первую очередь социальные, им свойственно пировать и петь, смеятьсяи плакать, предпочитать жизнь в обществе жизни в одиночестве Такое подобиезаложено в единстве человеческой природы. В сущности между Питером и Помокобольше сходств, чем различий.
И так, объектом моегоисследования являются мужчины и женщины, как представители разных полов, цельюисследования я ставлю выяснить, насколько же проблема гендерных различийназрела в нашем обществе и возможно ли её разрешить какими-либо способами, иесли возможно, то рассмотреть способы её решения, а также я и попытаюсьвыяснить, в чем же различия между мужчинами и женщинами, откуда идут корни этихразличий, от чего они зависят, что составит задачи моего исследования, ипопытаюсь составить какой-то прогноз на будущее. Ведь немаловажным фактомповлиявшем на выбор мной этой темы, является то, что я сама являюсьпредставительницей женского пола и мне предстоит столкнуться со множествомпроблем, с которыми сталкиваются женщины, таких как: трудоустройство, повышениепо службе, а также множеством существующих в обществе стереотипов, принижающихумственные способности женщин, по сравнению с мужчинами. В своей работе я такжехочу выяснить каковы же все-таки перспективы женского лидерства. Когда женщинасможет сравняться в правах с мужчиной, какие факторы могут на это повлиять, ихотят ли этого мужчины, а также, как это ни странно, сами женщины?
Начать рассмотрение всехаспектов проблемы гендерных различий я хотела бы с двух абсолютно разныхподходов к этой проблеме.

1. Различные подходы к вопросу осходстве и различии мужчин и женщин
   В современной науке ввопросе сходства и различий человека доминируют два подхода: эволюционистский,подчеркивающий родство людей, и культурный, делающий упор на их различии. Врядли кто-либо станет отрицать, что необходимы оба подхода, поскольку есть и гены,которые формируют адаптивный человеческий мозг – своеобразный компьютер, икультура, предоставляющая программное обеспечение для этого “компьютера”.
 
1.1Эволюционистский подход
Психологи этогонаправления выдвигают на первый план универсальность человеческой природы,которая создавалась путём естественного отбора. Природа поддерживает темеханизмы поведения, которые получив толчок к возникновению из-за условийокружающей среды, способствуют сохранению и распространению генов данной особи.(Те, кто не был предрасположен к такому типу поведения, имели меньше шансовсохранить свои гены в современной популяции.) Благодаря нашейэволюционировавшей природе появилось свойственное всякому человеческомусообществу распределение социальных ролей. Каждое общество ранжирует людей всоответствии с авторитетом и статусом. И у каждого общества есть своё мнение обэкономической справедливости. Культура порождает специфические правила длявыработки этих элементов социальной жизни .

1.2Культурный подход
Приверженцы культурногоподхода, не отрицающие того факта, что для любого вида поведения необходимоналичие эволюционировавших генов, ставят во главу угла адаптивность человека.Различия в языке, обычаях и экспрессивности заставляют предположить, чточеловеческое поведение по большей части социально запрограммировано, а не“зашито в аппаратуре”. Диапазон обычаев одеваться очень широк. Если бы вы былиортодоксальной мусульманкой, вы бы прятали под одеждой все тело и даже лицо, аиное поведение считали бы не приличным. Если бы вы были жительницей США, выоткрывали бы лицо, руки и ноги, но прикрывали бы одеждой грудь, иначе вашеповедение сочли бы не приличным.
Чтобы понять, какработает эволюционистский и культурный подход, рассмотрим следующие важнейшиевопросы, ответы на которые иллюстрируют каждое их этих двух направлений, аименно: в чем различия и сходства между мужчинами и женщинами, как объяснитьэти различия с точки зрения этих двух подходов.([4] стр. 227 — 228)

2. Различиеи сходство полов
Существует многоочевидных примеров, отличающих одного человека от другого, например: рост, цветволос, вес. Но имеются два наиболее значимых, на которые люди в первую очередьобращают внимание, которые более всего важны для Я-концепций и социальных взаимоотношений,- это расовая принадлежность и в особенности пол. В данной ситуациисосредоточимся на понятии “гендер” – характеристике, связанной с мужским иженским началом.
Какое поведениехарактерно в целом и с наибольшей вероятностью для мужчин? А для женщин?
Оба пола сходны по многимфизиологическим характеристикам: в одном и том же возрасте мальчики и девочкиначинают ходить, сидеть, у них прорезаются зубы. Они также сходны и по многимпсихологическим характеристикам, таким как общий словарный запас, интеллект,удовлетворенность жизнью, самооценка. Но привлекают как раз различия У мужчинпубертатный период наступает двумя годами позже, средний мужчина выше среднейженщины на 15%, и умирают лица мужского пола в среднем на 5 лет раньше. Женщиныв два раза чаще страдают от тревожности и депрессии, а вероятность того, чтоони станут алкоголичками, меньше в 5 раз. Они легче возбуждаютсянепосредственно после оргазма. Кроме того, в детстве они менее склонны красстройствам речи и к синдрому гиперактивности, а во взрослом возрасте – кассоциативным действиям.
В 1970-е годы многихтеоретиков беспокоило, что исследования в области гендерных различий могутпривести к упорядочиванию стереотипов и трактовке их как присущих женщиненедостатков. Чрезмерное подчеркивание гендерных различий станет “оружием противженщин”, предупреждала социолог Джессе Бернард. При изучении различий основноевнимание, как правило, уделяется той группе, которую рассматривают как отклоняющуюсяот нормы. Например, при обсуждении “пропасти между полами” во времяамериканской предвыборной капании комментаторы удивлялись тому, что большинствоженщин голосует за демократов, но не пытались объяснить, почему большинствомужчин голосует за республиканцев.
Начиная с 1980-х годов,ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней.Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались“углубить представления о равенстве полов”, опровергая раздутые стереотипы.Затем, в 1980-е и 1990-е годы, многие исследования выявили гендерные различия,которые оказались ничуть не менее значительными, чем “существенные”поведенческие, изучаемые в остальных областях психологии.
Теперь давайте, сравнимсвойственный мужчинам и женщинам характер социальных взаимоотношений, а такжеих доминантность, агрессивность и сексуальность. Описав различия между полами,покажем затем, как можно их объяснить в рамках эволюционистского и культурногоподходов. Отражаются ли в гендерных различиях тенденции, продиктованныеестественным отбором? Или эти различия порождены культурой? ([4] стр. 228 — 229)
2.1 Противостояние:независимость – привязанность
Отдельные представителимужского пола могут демонстрировать свой взгляд на жизнь и стиль поведения вдиапазоне от жесточайшей конкуренции до нежной заботы. То же самое верно и дляженщин. Не отрицая сей факт, психологи Нэнси Ходроу, Джин Бейкер Миллер и КэролДжиллиган утверждают, что женщины во главу игла ставят отношения между людьми.
Разница проявляется уже сдетства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают своюиндивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Длядевочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственнуюиндивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характернагрупповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. Вэтих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражаютвзаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.
Во взрослыхвзаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчинычаще концентрируются на задачах, женщины – на отношениях между людьми. Вгруппах разговоры мужчин чаще информативны; женщинам же важнее поделиться сподругами, получить помощь или оказать поддержку. В США в профессиях, связанныхс опекой и заботой (например, социальные работники, учителя, воспитатели,сиделки), большинство составляют женщины, а не мужчины. Средистудентов-первокурсников 5 из 10 мужчин и 7 из 10 женщин считают оченьважным “помогать другим людям, попавшим в беду”. Женщины более склонны кфилантропии: среди оставивших наследство на сумму свыше 5 миллионов долларов48% женщин и 35% мужчин завещали денежные суммы на благотворительность. Женскиеколледжи получают необычайно большие пожертвования от своих выпускниц. Тообстоятельство, что женщинам более свойственна “этика заботы”, помогает понять,почему каждый новый политический опрос даёт всё тот же результат: американскиеженщины чаще мужчин поддерживают социальные программы демократов и противостоятмилитаристским инициативам.
Согласно опросам, женщиныв большей степени склонны описывать себя как эмпатичных, способных понятьчувства других – радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет.Различие в эмпатии () прослеживается и в лабораторных экспериментах, хотя и нетак явно. Во время просмотра слайдов или слушания рассказов реакции девочекотличались большей эмпатией. Женщины более склонны плакать и говорить о своёмогорчении в ответ на огорчения других. И это объясняет, почему дружба именно сженщиной, а не с мужчиной может быть названа близкой и с точки зрения мужчин, ис точки зрения женщин. Нуждаясь в эмпатии и в понимании, в ком-то, с кем можноподелиться радостью и горем, и мужчины, и женщины обычно обращаются к женщине.
Одним из объяснений такихразличий в эмпатии мужчин и женщин может послужить факт, что женщины обычнолучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав результаты 125экспериментов, исследующих сенситивность мужчин и женщин к невербальнымпризнакам, Джудит Холл обнаружила следующее: в общем женщины превосходят мужчинв декодировании эмоциональных сообщений, поступающих от окружающих. Например,после демонстрации двухсекундного отрезка немого фильма, во время которого наэкране было показано огорчённое лицо героини, женщины более точно определяли,что происходило – критиковала она кого-то либо обсуждала свой развод.Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить ихбольшую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях. По словамХолл, женщины также более искусны в невербальном выражении эмоций.
Такие черты, как доброта,чувствительность и теплота, независимо от того, считать ли их чисто женскимиили общечеловеческими, являются истинным благом для близких взаимоотношений.Изучая супружеские пары в Сиднее, Джон Энтилл обнаружил, что, когда муж илижена – а лучше, если оба супруга сразу – обладали этими традиционно женскимикачествами, удовлетворённость браком была бы выше. Как правило, люди считаютбрак удачным, если находят в супруге заботу и эмоциональную поддержку. ([4]стр. 229 — 232)
2.2 Социальноедоминирование
Представьте себе двухлюдей. Один – “склонный к риску, деспотичный, грубый, доминантный, властный,независимый и сильный”. Другой – “нежный, зависимый, мечтательный,эмоциональный, покорный и слабый”.
Если вам кажется, чтопервый – мужчина, а второй – женщина, то вы не одиноки в своём мнении. Во всеммире, от Азии до Африки и от Европы до Австралии, люди считают мужчин болеедоминантными, властными и агрессивными.
Такие представления иожидания коррелируют с реальностью. Практически в каждом обществе мужчины и всамом деле социально доминируют. В конце 1990 года среди глав наций их было96%, а среди мирового корпуса министров – 97%. Мужчины выступают инициаторамибольшинства деловых свиданий, а это, как правило, характерно для лиц, имеющихболее высокий социальный статус.
Свойственный мужчинамстиль общения подкрепляет их авторитет в обществе. Выступая в качестве лидеровв ситуациях, где нет жёсткого распределения ролей, мужчины склонны кавторитарности, а женщины — к демократичности. Мужчинам намного легче даётсядирективный проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стильсоциального лидера, создающего “дух команды”. Мужчины в большей степени, чемженщины, придают значения победам, превосходству и доминированию над другими.Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качествелидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины. При авторитарном стиле оценкаженщин-лидеров ниже. Люди охотнее воспринимают “сильное и напористое” мужскоеруководство, нежели “навязчивое и агрессивное” женское.
Мужской стиль общениявыдаёт заботу о независимости, а женский — о взаимной зависимости. Мужчиныболее склонны к действиям, характерным для людей, облеченных властью, — ониговорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, твёрже смотрятв глаза, реже улыбаются. Женщины же (особенно в разнополых группах)предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующиеженскому пониманию отношений между людьми, — они менее перебивают, болеетактичны и вежливы, менее самоуверенны. ([4] стр. 232 — 233)
2.3 Агрессия
Под “агрессией” психологипонимают поведение, цель которого – причинение вреда. Во всем мире охота,борьба с опасностью или с неприятелем является в основном мужской прерогативой.По данным опросов мужчины более терпимы к агрессии, нежели женщины. Влабораторных экспериментах мужчины действительно демонстрируют большефизической агрессивности. Например, во время экспериментов, в которыхпредлагалось “наказывать” партнера ударом электрического тока, они частоприменяли (как они полагали) сильный. В Канаде соотношение арестов мужчин иженщин составляет соответственно 11:1 за убийство и 8:1 за угрозу или попыткунасилия. В Соединённых Штатах соотношение полов за те же преступлениясоставляет 10:1 и 5:1. Количество убийств в течение года сильно колеблется взависимости от страны или региона. И всё же везде мужчины в 20 раз болеесклонны к убийству мужчин, чем женщины – к убийству женщин. При этом нельзясказать, что женщины сдержаннее мужчин в иных формах агрессии – с равнойвероятностью они могут, скажем, ударить кого-либо из своей семьи или оскорбитьсловесно. ([4] стр. 234)
 
2.4Сексуальность
Гендерные различияимеются также в сексуальных установках и в степени сексуальной напористости.Справедливо, что физиологические и субъективные реакции на сексуальные стимулы уженщин и мужчин скорее “более схожи, чем различны”. И всё же необходимоучитывать следующее:
—   Сюзан Хендрик сколлегами сообщает, что многие исследования, в том числе её собственные,выявляют тот, что женщины “умеренно консервативны” в отношении случайногосекса, а мужчины – “умеренно терпимы”.
—   Показателенпоследний, проведённый Американским советом по образованию опрос четвертимиллиона студентов-первокурсников. “Если двое по-настоящему любят друг друга,для них нормально вступить в половую связь, даже если они знакомы ещё оченьнедолго”, — с этим согласились 56% юношей, но только 32% девушек.
—   При опросе 3400 случайно выбранныхамериканцев любовь к партнеру, в качестве причины для первого сношения указалив 2 раза меньше мужчин(25%), чем женщин(48%).
—   Данные, собранные в 177 исследованияхна выборке в 130000 человек, подтверждают, что для мужчин случайный сексгораздо более приемлем.
Гендерные различия всексуальных установках оказывают влияние и на поведении. Мало того, при любойсексуальной ориентации (хотя в случае гомосексуальной ориентации особенно)“одинокие мужчины занимаются сексом чаще и с большим разнообразием партнёров,чем одинокие женщины”. Эпизодический, “одноразовый” секс наиболее характерендля мужчин с традиционной маскулинной установкой. Не только в половой близости,но и в процессе ухаживания и для сближения представители мужского пола склонныпроявлять большую инициативу. Подобно своим человеческим собратьям, самцыбольшинства животных также более настойчивы в сексуальном плане и менееразборчивы в выборе партнёров.
Гендерные различияпроявляются и в сексуальных фантазиях. В эротических изданиях, ориентированныхна мужчин, женщины свободны и похотливы. В романтической “женской”беллетристике мужчина эмоционально изнемогает от благоговейной страсти кгероине (см. приложения рис.1).
Подобно следователям,которых больше интересуют преступления, нежели добродетели, детективы отпсихологии больше внимания уделяют различиям, а не сходствам. Так что не надозабывать: диапазон индивидуальных различий людей по таким параметрам, какчувство независимости, доминирование, равно как и по большинству другихсоциальных проявлений, немного превосходит диапазон гендерных различий. Вряд лиможно сказать, что мужчины и женщины принадлежат к совершенно противоположным(во всем различным) полам. Скорее они напоминают две руки, соединённые рукопожатием,- схожие, но не идентичные, — при всех своих различиях подходящие одна другой,что позволяет им плотно охватывать друг друга. При объяснении причинвозникновения гендерных различий “следствие” сосредотачивается на двух“подозреваемых” – эволюции и культуре. ([4] стр. 234 — 235)

3. Гендерные роли
Формирующая силакультурных ожиданий проявляется в наших представлениях о том, как должны себявести мужчины и женщины. Даже в современном североамериканском браке, где обасупруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, аженщины преимущественно заботятся о детях. В Соединённых Штатах в высшемруководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе -4%, но97% сиделок и 99% секретарей – женщины. Во всех странах девочки проводятсравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому иприсмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзоравзрослых.
Можно сказать, чтогендерная социализация даёт девочкам “корни”, а мальчикам — “крылья”. Запоследние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта, девочкив четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашнейутвари ( швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки ), а мальчики в пять разчаще девочек пользовались инструментами ( такими как вилы, плуг, оружие). Врезультате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее:“повсеместно”, как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую частьдомашней работы. И “повсеместно такие домашние обязанности, как приготовлениееды или мытьё посуды, являются менее всего разделяемыми”. Из подобныхповеденческих ожиданий формируются “гендерные роли” для мужчин и женщин.
В эксперименте состудентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пакпродемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями.Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокогонеженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собиралисьпознакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины – женщина,ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себеболее традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться смужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте нарешение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большейстепени раскрыли возможности своего интеллекта. Они решили задач на 18% больше,чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемостьк идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, еслимужчина описывался как менее привлекательный – невысокий и уже имеющий подругупервокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой мужчинытакже подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевыеожидания привлекательной женщины.
Но культура ли порождаетгендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущеемужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и вразные эпохи свидетельствуют в пользу того, что наши гендерные ролидействительно формируются культурой. ([4] стр. 259 — 260)
3.1Зависимость гендерных ролей от культуры
Должны ли женщинывыполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа,нежели своей собственной? Джон Уильямс, Дебра Бест и их коллеги задали этивопросы студентам университета -представителям 14 разных культур. За редкимисключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем уих сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже.Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционныевзгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чемстуденты-датчане и немцы.
В нормадических культурах(культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочекпрактически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту жеработу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщиныработают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, кудасочтут нужным. В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны (см.приложения стр.35, рис.2). Среди руководителей в Южной Корее женщины составляюттолько 2%, в США – 17%, в Австрии – 28%, в Швейцарии – 48%. В Северной Америкебольшинство врачей и дантистов – мужчины; в России большинство врачей — женщины,как и большинство дантистов в Дании. ([4] стр. 260 — 261)
 
3.2Зависимость гендерных ролей от эпохи
За последние полстолетиягендерные роли резко изменились. В 1938г. Лишь один из пяти американцев одобрял“замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии еслимуж способен содержать её”. В 1993г. Такой тип женщины одобрили уже 86%опрошенных. Такое изменение установки сопровождается изменениями поведения. С1960-го по 1995 год доля американских женщин в составе рабочей силы странывозросла с одной трети до почти трёх пятых. Начиная с 1970 года всё большеженщин учатся на юристов, врачей, дантистов (см. приложения стр.35 рис.3).
В период между 1965 и1985 годами американские женщины последовательно проводили всё меньше времениза домашней работой, а мужчины – всё больше. Так что доля домашней работы,выполняемой мужчинами, выросла с 15% до 33%. Но влияние культуры все равноостается существенным. В Японии муж в среднем уделяет домашним делам около 4часов в неделю, а в Швеции занимается ими до 18 часов в неделю. ([4] стр. 262)

4.Способности мужчин и женщин
В этой главе попробуемоценить, насколько реальными являются представления, существующие в массовомсознании и гласящие, что мужчины умнее женщин и что у женщин имеется своя“женская” логика. Кроме того, мы узнаем об особенностях мужского и женскоговосприятия окружающего мира, о том, насколько мужчины превосходят женщин впсихомоторном развитии
Тот факт, что выдающимисядеятелями чаще становятся лица мужского пола, а не женского, К. Хорни объясняеттем, что мужчина, имея ограниченную причастность к сотворению новой жизни (подограниченностью автор понимает неспособность мужчин вынашивать и рожать детей),сублимирует свою энергию, создавая что-то новое в различных сферах общественнойжизни (государстве, религии, искусстве, науке). Предположение оригинальное, ноне доказуемое, поскольку до сих пор мужчины рожать не научились.
Надо сказать, чтоговорить о большей талантливости мужчин или женщин “вообще” некорректно.Вспомним, например, творческие профессии: сколько талантливых артистов,педагогов, поэтов, писателей среди женщин, и сколько безталанных мужчин в тех жепрофессиях. Поэтому следует дифференцированно подходить к оценке способностеймужчин и женщин, учитывая то, какие способности больше развиты у одних, и какие– у других.([3], стр.114)
 
4.1Внимание и пол
По данным И.А.Сергеевой(2001), у девочек старшего дошкольного возраста произвольное вниманиеразвито лучше, чем у мальчиков. Однако этот вывод выглядит слишком обще и неучитывает не то, что внимание характеризуется различными свойствами, ни то, чтоимеются различные показатели, по которым судят об эффективности управления вниманием:время выполнения задания, требующего проявления внимания(быстрота), иколичество допускаемых ошибок(точность). В связи с этим одни испытуемыеориентируются при выполнении даваемых заданий больше на быстроту работы, адругие – на её точность. При учете этих моментов выявляемые закономерности,касающиеся половых различий по вниманию, выглядят гораздо сложнее.
М.С.Егорова иН.Ф.Шляхта(1987)показали, что при выполнении заданий на определение объёмавнимания скорость работы оказалась у девочек 14-15 лет ниже, чем у мальчиковтого же возраста. Показатели точности работы у тех и других не различались. Всепоказатели, отражающие продуктивную сторону устойчивости внимания, у девочекпревышают по величине аналогичные показатели у мальчиков. Различия пораспределению внимания аналогичны различиям по устойчивости внимания:характеристики быстроты работы выше у девочек. Показатели точности выполнениязадания примерно одинаковы у мальчиков и девочек.
Этот вывод получилподтверждение и при изучении внимания у взрослых. М.К. Босый с соавторами(1971)нашли, что количество знаков, вычеркнутых за 1мин в корректурной пробе Анфимовабольше у женщин, чем у мужчин. По данным Л.Н.Фоменко(1968), женщины 18-19 летвыполняют тест корректурной пробы несколько быстрее, но менее точно, чеммужчины того же возраста. Большинство женщин могут увеличивать темп работы скорректурными таблицами без изменения точности.
В заданиях, где нужнобыстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показываютбольшую эффективность, чем мужчины. ([3], стр.114 — 115)

4.2 Памятьи пол
Полученные разнымиавторами данные, свидетельствующие о различиях в памяти между мужчинами иженщинами, неоднозначны. И это во многом зависит от того, что установлениемежполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характеразапоминаемого материала и условий запоминания.
В исследовании,проведённом психологами ЛГУ на студентах, не были получены отчетливые различия:в одних группах кратковременная память была лучше у юношей, в других группах –у девушек.
Всё же исследователей,которые выявили половые различия в памяти, значительно больше. Однакообнаружить какие-либо закономерности в проявлении этих различий порой весьмазатруднительно, так как данные авторов относятся к лицам различного возраста ик различному характеру запоминаемого материала.
В.В. Волков(1981) изучалобъем кратковременной и долговременной зрительной памяти при запоминаниидвузначных чисел, слов и изображений предметов у школьников с 1-го по 10-йкласс. За исключением одного класса показатели памяти были несколько выше удевочек, однако различия были весьма незначительными (см. приложения стр.35рис.4).
Объемное поло-возрастноеисследование памяти проведено В.Ф.Коноваловым с соавторами(1987). Изучаласькратковременная память на заучивание цифр от 0 до 9. В возрасте 5-10 летзапоминание цифр было лучшим у девочек (см. приложения стр.35 рис.5). Ввозрасте 15-17 лет различий между юношами и девушками не обнаружено. В возрасте18-35 лет лучшие показатели запоминания были уже у мужчин, так как у них ростпамяти еще наблюдался, а у женщин память осталась на уровне 15-18 лет.
Однако анализ половыхразличий в памяти с учетом характера запоминаемого материала показывает, чтодействительная картина выглядит гораздо сложнее.
По данным казанскихпсихологов, преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памятизависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеютмужчины, а при запоминании слов – женщины, однако при запоминании слов этиразличия незначительны. В отношении запоминания цифр эти данные согласуются сданными В.Ф.Коновалова с соавторами для возрастной группы 18-35 лет. Лучшеезапоминание слов женщинами отметили и другие ученые. Правда, по В.Н.Андреевой, различиявыявляются только в том случае, если на заучивание даются пары слов, а неотдельные слова. Зато другие авторы показали преимущество лиц женского пола взаучивании слов и на этапах онтогенеза, предшествующих взрослости.
Здесь можно видеть прямуюсвязь лучшей у лиц женского пола вербальной памяти с лучшим развитием у нихвербальной сферы, о чем речь будет идти дальше. Однако Д. Гросси с соавторамиполучили данные, согласно которым у мальчиков вербальная память более развита.
По данным разныхисследований, лица мужского пола лучше запоминают слоги. Правда, в исследованииВ.Н.Андреевой существенных различий между мужчинами и женщинами не было. Так,среди затративших меньше всего повторений мужчин было больше на 10%, так же каки запомнивших наибольшее число объектов. Однако при воспроизведении черездлительный срок (долговременная память) явное преимущество имели женщины.Лучшая у женщин 18-20 лет долговременная память при запоминании слогов и словвыявлена и Р.С.Моргуновой, а у школьниц разного возраста – В.В.Волковым.
По даннымВ.П.Умнова(1979), образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чему студентов того же возраста.
Женщины лучше запоминаютимена людей, увиденных ими на фотографиях. ([3], стр.128 — 131)

5. Гендерные исследования лидерства
В отечественнойпсихологической литературе уже был опубликован ряд обзоров по лидерству, однакопроизошедшие изменения в зарубежной психологии требуют нового анализа этойпроблема.
Появление большого числаженщин на менеджерских должностях в организациях, стремительное увеличение ихдоли за короткое время привлекало внимание исследователей. Всё больше стало распространятьсямнение, что женщины тоже могут выполнять роль лидера. Однако они по-прежнемусоставляют меньшинство, особенно на среднем и высшем уровнях управления (5 и 1%соответственно, данные по США), даже в странах Скандинавии – регионе сотносительно большим гендерным равенством. Этот факт даёт основание некоторымавторам сомневаться в том, что женщина способна так же эффективно выполнятьроль лидера, как мужчина.
Возникла необходимостьсравнительного исследования лидеров обоего пола.
Большинство работ,посвященных гендерным проблемам лидерства, можно разделить на две категории:они проводятся в группах а) с деловыми б) с интимными взаимоотношениями.
При этом наиболее частоизучаются следующие шесть проблем связи лидерства и пола: 1) частота появлениямужчин и женщин в роли лидеров; 2) лидерский стиль поведения; 3) эффективностьвыполнения лидерской роли; 4) лидерство и половая структура группы 5) стремлениек лидерству и 6) гендерная идентичность лидеров.
Были получены три типаэмпирических данных:
1) лидеры-женщины неотличались от лидеров-мужчин ни по лидерскому стилю, ни по эффективности своейдеятельности, ни по вербальному поведению;
2) отличия лидеровразного пола были отражением общих гендерных различий, т.е. лидеры имели большесходства с рядовыми участниками своего пола, чем с лидерами противоположногопола;
3) лидеры-женщиныотличались от мужчины, но в сторону, противоположную ожидаемым гендернымразличиям; так, по мотивации достижения и стремлению к лидерству женщины нетолько уступали мужчинам, но даже превосходили их;
Поиск причин гендернойдиспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) междулидерами – мужчинами и женщинами – ведется по пяти направлениям. К первомуотносят традиционные теоретические подходы, сложившиеся в психологии:когнитивизм, бихевиоризм, фрейдизм. Второе направление связано с общимиразличиями между мужчинами и женщинами. Третье направление составляютклассические лидерские концепции, включившие в свой арсенал фактор пола. Кчетвертому направлению можно отнести собственно гендерные теории лидерства. И,наконец, пятое направление составляют работы, не имеющие четкой теоретическойосновы и усматривающие причины гендерной диспропорции лидерства в половойдискриминации.
Все теории указанныхнаправлений можно разделить на три вида. Первые считают главным гендерныйфактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматриваютоба фактора как равноценные. ([2]стр.87-88)
Прежде чем рассмотретьвсе эти концепции, необходимо рассмотреть их истоки. Для этого необходиморассмотреть такое историческое явление как феминизм.
 
5.1Феминизм
В определенном смыслеперспектива зарождения феминизма существовала всегда. Где бы и когда женщины нинаходились в подчиненном положении, в той или иной форме они всегдапротестовали против сложившейся ситуации. Предвестников феминистского движенияможно найти уже в 1630-х гг. Высший же взлет женской активности и появлениесоответствующей литературы наблюдались в те моменты современной западнойистории, когда происходила борьба за отделение церкви от государства. Первыевсплески феминистской активности начались в 1780-х и 1790-х гг. наряду сдебатами, сопутствующими Американской и Французской революциям; намного болееорганизованное движение отмечалось в 1850-х гг., ставших эпохой объединенияпротивников рабства и людей, ратующих за политические права для среднегокласса: это была своего рода массовая мобилизация за всеобщее избирательноеправо для женщин и за реформу гражданского и промышленного законодательства вначале ХХ в., особенно в “Прогрессивную эру ”в Соединенных Штатах.
Феминизм остался лишь наобочине социологии в работах радикальных теоретиков-мужчин и более экстремальныхтеоретиков из числа женщин. Те, кто занимает центральное место в теориисоциологии – от Спенсера, Вебера и Дюркгейма и далее, в основном консервативнореагировали на возникающие феминистские споры, относясь к вопросам пола как кнесущественной теме для той сферы знания, которую они публично определяли каксоциологию. Такое отношение сохранялось даже тогда, когда женщины сталипринимать активное участие в разработке социологической теории. Только сейчасгендерная политика (политика в области пола), история развития которой дает нампредставление о том, как менялась реакция мужчин на требования феминистов,получила признание в социологии. ([8] стр.20-21)
А теперь рассмотримнасколько же оказались существенными все феминистские движения, и помогли лиони женщинам утвердиться в мире мужчин.

5.2Доминирование гендерного фактора над лидерской позицией
1) Концепция гендерногопотока, выдвинутая Барборой Гутек, фактор пола считает доминирующим: онявляется более мощным, чем другие факторы, в том числе и лидерство, как бы“заливая”, подобно потоку, все вокруг. Согласно этой концепции, восприятиелидера зависит прежде всего от пола.
2) Теория гендерногоотбора лидеров исходит из допущения, что люди вообще и в организациях вчастности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола:по отношению к женщине эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскуюдолжность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо болеевысокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубежденийпротив неё. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскуюпозицию, что порождает гендерную диспропорцию среди лидеров в организациях.
3) Концепция токенизма,предложенная Розабет Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказываетвлияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (вчастности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе еёчлены, составляющие её большинство по какому-либо из указанных признаков, былиназваны доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представленв группе, получили название “токенов” (символов): к примеру, в качествепоследних выступали 2-3 чернокожих в школе для белых. Токены из-за своеймалочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, иххарактеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужскойгруппе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в качестветокенов.([2] стр. 88)
4) Своё неблагоприятноеположение в группе токены могут компенсировать, используя так называемыйвпечатляющий менеджмент (impression management) –способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе спомощью слов, действий и взглядов. Считается, что интеграция может помочьженщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности, в установлениихороших взаимоотношений с подчиненными.([2] стр. 89)
5) Для объясненияотсутствий между лидерами разного пола привлекается идея андрогинии. Андрогинностирассматривается как сочетание показателей высокой маскулинности и высокойфемининности. Андрогинности отдавали предпочтение перед маскулинностью ифемининностью, и теория андрогинного менеджмента А.Серджента, к примеру,утверждала, что эффективный лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествахдругого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. ([2]стр. 89)
6) Сторонники фрейдизматрадиционно негативно относились к женскому лидерству, связывая его сугубо смускулинной гендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровойгендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое “фаллическим”,рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам. Впоследнее время можно наблюдать некоторое смягчение психоаналитических взглядовна женское лидерство. ([2] стр. 90)
 
5.3Доминирование лидерской позиции над гендерным фактором
1) Ситуационно-должностнойподход на первое место ставит позицию человека в официальной структуре,должность, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Постулируется,что мужчины и женщины. Выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие однии те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни поповедению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могутспособствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры(с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают посравнению с мужчинами. ([2] стр. 90)
2) Статусная теория(или теория ранговых ожиданий). Поведение человека в деловых ситуациях в малыхгруппах объясняется его статусом в больших группах и в обществе в целом:поскольку статус в обществе не равен для разных полов или рас, то и в деловоммире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается каквысокостатусный, а женщина – как низкостатусный индивиды. Высокостатусногоиндивида оценивают как более компетентного и имеющего более желательныеатрибуты по сравнению с низкостатусным, поэтому первому предоставляют болееблагоприятные возможности для того, чтобы хорошо выполнять работу и влиять надругих людей. В результате он действительно становится более влиятельным. Этатеория объясняет множество эмпирических данных, обнаруживающих как сходство,так и различие лидеров разного пола по эффективности, стилям, речевому поведениюв деловых ситуациях, причем, в отличии от других направлений, она предсказываетдействие гендерного эффекта и в лабораторных, и в полевых условиях. ([2] стр.91)
3) Одной из наиболеераспостраненных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористскаядинамическая модель обмена в диаде “лидер — исследователь” (“leader – member exchance” – LMX) Г.Граена с соавторами: лидер формирует уникальныевзаимоотношения с каждым подчиненным (как систему обменов). Считается, чтоженщинам-лидерам труднее формировать отношения высокого LMX с мужчинами, чем их коллегампротивоположного пола, поскольку симпатия возникает скорее между индивидами,имеющими сходство между собой. Однако в исследованиях такие женщины оказалисьспособными устанавливать отношения высокого LMX, в частности, с мужчинами-подчиненными. ([2] стр. 92)
4) Вероятностная модельлидерства, разрабатываемая Ф.Фидлером и его последователями, хотя и редкообращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будутотличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будутиспользовать различный лидерский стиль. ([2] стр. 92)
 
5.4Равноценность гендерного фактора и лидерской позиции
1) Концепцияинформационной обработки Д. Гамильтона и связанная с ней теория схемы С.Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Человекстремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом ксхемам. При обработке социальной информации используются три типа схем: а)личностные, б) ситуационные и в) ролевые. Последние могут быть связаны с полом(гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерскаяроль). Схема позволяет быстро опознать стимул и предсказать его поведение. Такрождаются стереотипы в восприятии окружающих: о том, как должны вести себямужчины и женщины (гендерный стереотип), и о том, каким должен быть лидер,менеджер (лидерский стереотип).
Множество исследованийпосвящено изучению влияния стереотипов на восприятие различных аспектовповедения мужчин и женщин в роли лидеров. При этом выясняется, что лидеры несоответствуют либо гендерному, либо лидерскому стереотипу.
Кэтрин Бэртол и Д. Мартинобъясняют противоречивость эмпирических данных, полученных в лабораторных иполевых исследованиях, с помощью указанной теории. В лабораторных условияхпроявляется гендерная схема: женщина считается непригодной для роли лидера исама отказывается от этой роли в присутствии мужчин; в организациях же вотношении женщины-лидера действует скорее лидерская, чем гендерная, схема иокружающие оценивают ее одинаково с мужчиной. ([2] стр. 92)
2) Социально-ролеваятеория гендерных различий лидеров разрабатывается известной американскойисследовательницей Эллис Игли с 1987 г. Чтобы быть принятым обществом, мужчиныи женщины-лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли и в своёмповедении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны,роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласностереотипом, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытыватьконфликт между гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения противженщин-лидеров могут вызвать у них снижение саиооценки, неуверенность в себе и,соответственно, ухудшение продуктивности работы. Хотя эта теория достаточнопопулярна, она не способна объяснить те результаты, когда женщины и мужчины ведутсебя одинаково, занимая одни и те же лидерские позиции. И все же именно она,как и статусная теория, представляется нам наиболее перспективными. Однако покане появилось теории, объясняющей все экспериментальные факты. ([2] стр. 93)
 
5.5Перспективы женского лидерства
В современной социальнойпсихологии очень популярна метафора о “стеклянном потолке” (“glass ceiling”) невидимой, но реальной преграде, на которуюнаталкивается женщина лидер, когда пытается достичь вершин успеха; для мужчинтакой преграды не существует. Исследования подтвердили, что женщины имелибольше препятствий для служебного роста, чем мужчины.
И все же женскоелидерство все чаще становится реальностью, выполняя, в том числе и социальныйзаказ. Многие компании озабочены царящими в них отчуждением и цинизмом и ищутгуманистические подходы к управлению, возлагая надежды на женскую модельлидерства; они обучают женщин-менеджеров по специальным лидерским программам, инекоторые фирмы заслужили репутацию “лучших компаний для женщин”!([2] стр.93-94)

Заключение
Как отмечает Д.Майерс, досих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления:эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщинытаковы, каковы они есть., поскольку естественный отбор в процессе эволюцииподкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание ивоспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как поиск себе пары ирегулирование отношений с партнером, едины для людей всего земного шара.Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоныповедения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием ипродолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Главныйтезис эволюционистов – мужчинам и женщинам нужно делать то, что естественно.Эволюционисты подчеркивают, что мудрость эволюции – это мудрость прошлого. Онаописывает полоролевые различия, которые были выгодны в прошлом. Другое дело –обеспечивает ли эта мудрость адаптацию в настоящем.
Рассмотрение различныхподходов к изучению психофизических, психологических и социальных различиймужчин и женщин убеждает, что традиционное их сравнение, т.е. по генетическомуполу, хотя и даёт некоторое результаты, однако не отвечает имеющейсяреальности, которая заключается в наличии половых типов, а не только полов. Присравнении маскулинных мужчин и женщин, а также фемининных мужчин и женщинполучаются совсем другие результаты, чем при сравнении маскулинных мужчин ифемининных женщин. Поэтому более перспективно изучение сходства и различий немежду биологическими полами, а между половыми типами мужчин и женщин. ([3],стр.388 — 390)
Мальчики и девочки,мужчины и женщины во многом схожи. И все же различие привлекает большеевнимание исследователей, нежели их сходство. Хотя индивидуальные различия, каксреди женщин, так и среди мужчин превосходят гендерные, социальные психологивыявили тот факт, что гендерные различия все же имеют место при противопоставлениитаких качеств, как независимость и привязанность. Женщины, как правило, болеезаботливы, демонстрируют больше эмпатии и эмоций, оценивают себя с точки зренияотношений между людьми. Кроме того, мужчинам и женщинам в различной степенисвойственны социальная доминантность, агрессивность и сексуальность. ([4],стр.236)
Многочисленныеэксперименты показали, что по уровню умственных способностей мужчины и женщиныпрактически не отличаются друг от друга. Единственное, это то, что мужчины какправило более агрессивны, и более жестко добиваются поставленных целей, в товремя как женщины далеко не все являются такими. Как правило им свойственнаприродная мягкость, жалость, большая эмпатия к окружающим. Возможно потому чтобольшинство женщин не умеет и не хочет “идти по головам” женское лидерствосейчас не является массовым явлением, а лишь отдельными примерами. А в общем перспективаженского лидерства вполне реальная вещь, особенно в последнее время, когдамногие фирмы и организации пошли на уступки своим женщинам-подчиненным. Т.е.феминистское движение внесло существенный вклад в достижении женщин этойступени на пути к лидерству и равенству с мужчинами.
Я думаю, когда нибудьвсе-таки женщины будут трудоустраиваться на равнее с мужчинами, или даже будутболее желанными работниками в определённых сферах деятельности. Но в то жевремя стереотипы изживаются очень нелегко, и я думаю что образ“женщины-домохозяйки”, место которой “у плиты”, будет существовать ещё многиестолетия. В этом отличительное свойство людского привыкания к стереотипам…

Терминологическийсловарь
 
Авторитарный – характеристика человека какличности или его поведения в отношении других людей, подчёркивающая склонностьпользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них:давление, приказы, распоряжения и т.п. ([5], стр.651)
Агрессия – термин, для обозначенияразнообразных враждебных действия, включающих нападение, враждебность,сквернословие и т.д. ([6], стр.22)
Адаптация – приспособление органов чувств кособенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия ипредохранения рецепторов от излишней перегрузки ([5], стр.651)
Бихевиоризм – учение, в котором в качествепредмета психологических исследований рассматривается только поведение человекаи изучается его зависимость от внутренних и внешних стимулов ([5], стр.653)
Вербальный – относящийся к звуковойчеловеческой речи ([5], стр.654)
Гендер – обозначение пола, каксоциокультурного конструкта, социальный аспект отношения полов ([3], стр.392)
Гендерные различия – половые различия, определяющиенабор ожидаемых образцов поведения ([1], стр.252)
Гендерная роль – модель социального поведения,специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицамженского и мужского пола ([3], стр.394)
Интеллект – совокупность умственныхспособностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразныхобезьян ([5], стр.661)
Коллектив – высокоразвитая малая группа людей,отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладаетповышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивногоэффекта([5], стр.662)
Корреляция – любая связь между вещами, прикоторой с одной происходят некоторые сопутствующие или зависимые изменения вдругой (или в других) ([6], стр.380)
Конформность – податливость человека реальномуили воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения иустановок ([1], стр.254)
Лидер – член группы, чей авторитет, властьили полномочия безоговорочно признаются остальными членами группы, готовымиследовать за ним ([5], стр.664)
Малая группа – небольшая по численностисовокупность людей, включающая от 2-3 до 20-3- человек, занятых общим делом иимеющих прямые личные контакты друг с другом ([5], стр.665)
Маскулинность – нормативные представления осоматических психических и поведенческих свойствах характерных для мужчин ([3],стр.393)
Невербальный – этот термин почти всегдаиспользуется в составных формах, чтобы выразить те характеристики задачи,процесса или ситуации, которые не относятся к специфически лингвистическим([6], стр.495)
Перцептивный – относящийся к восприятию ([5],стр.671)
Самооценка – оценка человеком собственныхкачеств, достоинств и недостатков ([5], стр.676)
Сверхаддитивный эффект– более высокий вколичественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работойрезультат групповой деятельности. ([5], стр.676)
Сенситивный – имеющий отношение кчувствительности ([7], стр.235)
Социализация – усвоение и воспроизводствочеловеком социального опыта, необходимого для функционирования в качествеполноценного члена общества ([1], стр.257)
Статус – четко определённое положение всоциальной иерархии группы или общества ([7], стр.311)
Стереотип социальный – упрощенное представление окаком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышеннойустойчивостью. Содержит в себе искажение действительного явления, проявляющеесяв предвзятости, игнорировании наиболее существенных свойств ([1], стр.259)
Феминизм — общественно-политическое движениеза социальное, экономическое и политическое равноправие женщин с мужчинами([3], стр.394)
Эмпатия – механизм перцепции социальной,способ понимания одного человека посредством постижения его чувств иэмоциональных состояний ([1], стр.260)

Список используемойлитературы
1) Андриенко Е.В. Социальнаяпсихология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/Под ред.Сластенина В.А. – М.: ИЦ “Академия”, 2000. – 264с.
2) Бендас Т.В. Гендерные исследованиялидерства//Вопросы психологии. — 2000. — №1 – 160с.
3) Ильин Е.П. Дифференциальнаяпсихофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
4) Майерс Д. Социальнаяпсихология/Пер. с англ. В.Гаврилова и др. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999 –684с.; ил. – (Мастера психологии)
5) Немов Р.С. Психология: Учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
6) Большой толковый психологическийсловарь/Ребер А. Том1 (А — О): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 592с.
7) Большой толковый психологическийсловарь/Ребер А. Том2 (П — Я): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 560с.
8) Ритцер Дж. Современныесоциологические теории. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688с.: — ил. — (Мастерапсихологии)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.