ББК 67А 46 Редакционный совет:Александров Ю. К. (член правления общественной организации «Новый Дом», консультант Нью-Йоркского института здравоохранения) – руководитель; Зайцев И. Н. (генеральный директор издательства «Права человека»); Пономаренко О. И. (директор программ Нью-Йоркского института здравоохранения); Клименко С. К. (старший прокурор Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ, старший советник юстиции, кандидат юридических наук); Полозюк В. Л. (заместитель начальника Управления по воспитательной работе с осужденными ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.); Кудиненко В. А. (кандидат психологических наук, полковник запаса); Чуб. А. В. (кандидат юридических наук, полковник юстиции); Дебольский М.Г. (кандидат психологических наук, начальник отдела психологической службы ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.)Издание осуществлено общественной организацией «Новый Дом» при поддержке Европейской Комиссии в рамках Европейской инициативы в области демократии и прав человека109028, Москва, Певческий пер., 2/10Рецензент: Прокопенко П.П. – начальник учреждения ИЗ 48/1 г. Москвы, полковник вн. сл.Только для бесплатного распространения.Александров Ю.К.Очерки криминальной субкультуры. – М.: «Права человека», 2001. – 152 с.Криминальная субкультура занимает определенное место в системе человеческих ценностей. Ее изучение помогает понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, и оценить происходящие в ней изменения Сборник призван помочь сотрудникам уголовно-исполнительной системы разобраться в таких явлениях, как воровские и тюремные законы, общак, прописка и т.д. ББК 67ISBN 5-7712-0181-2© Александров Ю.К., 2001© Художественное оформление, издательство «Права человека», 2001СодержаниеВведение 4Что такое криминальная субкультура? 8Воровские и тюремные законы 12Табель о рангах в преступном сообществе (деление на масти) 17Общак 34Прописка и приколы 36Уголовный жаргон (арго) и татуировки 45Другие атрибуты криминальной субкультуры 60Тюремная лирика 64Алкоголизм и наркомания 66Гомосексуализм 73Приложения:I. Словарь воровского жаргона 77II. Татуировки, наносимые в виде изречений 131III. Из современной поэзии заключенных 139IV. Преступность в России в январе–ноябре 2000 года 145Использованная литература 150ВВЕДЕНИЕЯвляясь существующей объективной реальностью, криминальная субкультура занимает свое, определенное место в системе человеческих ценностей. Изучение криминальной субкультуры помогает понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, оценить происходящие в ней изменения и изучить внутренние вопросы воспроизводства преступности.Криминальная субкультура, благодаря наличию в ней определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается, особенно молодежью. Немаловажную роль играет и то, что криминальной субкультуре свойственен игровой и эмоциональный характер.Приверженность криминальной субкультуре, усвоение ее норм и ценностей осуществляется, как правило, личностью, не получившей в силу различных условий признания и решившей добиться его, по крайней мере, в криминальном сообществе. Кроме того, усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры может осуществляться и личностью, неудовлетворенной своим низким статусом в системе официальных отношений.Приобщение к криминальной субкультуре происходит относительно быстро и является своеобразным способом компенсации неудач, преследующих личность; особенно это касается лиц молодежного возраста.О криминальной субкультуре, ее значении и роли как в преступном мире, так и в обществе в целом, в последнее время написано немало. Если до 1985 года эта тема замалчивалась, считалось, что криминальной субкультуры просто не может существовать, то после так называемой «перестройки» появилось немало работ, посвященных изучению криминальной субкультуры. К сожалению, работы эти издаются очень ограниченными тиражами, а в большинстве случаев они носят, кроме того, вид различных словарей уголовного жаргона и только.Одним из первых о некоторых сторонах криминальной субкультуры попытался рассказать А. Гуров. Правда, исследования его носят несколько однобокий характер. А. Гуров довольно подробно исследует только две стороны этого разностороннего явления: общак1 и воровские законы (далее все термины мы будем употреблять без принятых кавычек, так как явления криминальной субкультуры носят очень распространенный характер и помещать их в кавычки, по меньшей мере, странно, так как эти явления имеют место быть вполне реально, а зачастую и осязаемо). Но, исследуя и систематизируя воровские законы, А. Гуров, на наш взгляд, допускает существенную ошибку, не отделяя воровские законы от тюремных, хотя между ними существуют значительные различия, при том, что корни у них, безусловно, одни.Кроме работ А. Гурова, интерес представляют публикации В. Пирожкова, одного из самых больших специалистов по криминальной субкультуре, а также и Ю. Дубягина. Необходимо отметить, что при составлении данного пособия автор неоднократно обращался к работам вышеперечисленных авторов, особенно к работам В. Пирожкова. К слову заметить, самые первые исследования криминальной субкультуры начали проводить сотрудники МВД, хотя их работы по этой теме и носили, по меньшей мере, гриф «для служебного пользования». Таким образом, с исследованиями в этой области зачастую не могли познакомиться даже работники пенитенциарных учреждений. К слову сказать, практические работники исправительных учреждений и следственных изоляторов часто сами для себя пытались хоть как-то систематизировать эти явления: одни составляли краткие словари уголовного жаргона (арго), другие систематизировали татуировки и т.д.И тем не менее, даже в настоящее время ощущается значительная нехватка пособий по криминальной субкультуре. Необходимость выпуска данного краткого справочника обусловлена тем, что в настоящее время в систему пенитенциарных2 учреждений приходит очень много новых молодых сотрудников, которым довольно сложно ориентироваться во всех этих непривычных для них понятиях, в системе взаимоотношений, складывающейся между администрациями пенитенциарных учреждений и осужденными и содержащимися под стражей, между самими заключенными1.Данное пособие-справочник не ставит своей целью дать подробный анализ криминальной субкультуры, его цель гораздо скромнее – он призван помочь сотрудникам пенитенциарных учреждений хоть немного разобраться в таких явлениях, как воровские и тюремные законы, общак, прописка и т.д.Очевидно, что справочник будет полезен не только работникам пенитенциарных учреждений, но и другим категориям – педагогам, психологам, социальным работникам, особенно работающим с молодежью. Ведь не секрет, что наиболее восприимчивой частью нашего общества является молодежь, из которой, кстати, и рекрутируются новые члены различных преступных сообществ. В силу своего возраста, присущей этому возрасту одновременно романтичности, максимализма и жестокости, молодежь является наиболее питательной средой для дальнейшего распространения криминальной субкультуры. И запретами здесь добиться ничего невозможно. Достаточно вспомнить, как запрещали западные фильмы, музыку и т.д., что привело, в конце концов, к обратному результату – распространенность западной массовой культуры на сегодняшний день такова, что родной российской культуры просто не видно. Ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции и даже не стараясь делать каких-то обобщающих выводов, этот сборник, кроме чисто информативной цели, преследует и еще одну цель: попытаться хоть как-то систематизировать отдельные пласты и элементы криминальной субкультуры.Автор приносит свою благодарность ряду бывших и настоящих осужденных за их ценные замечания и оказанную помощь в составлении словаря уголовного жаргона, подбора наиболее распространенных татуировок, изречений, написании ряда стихотворений и т.д. Особая благодарность – ряду бывших воспитанников Икшанской и Можайской воспитательных колоний для несовершеннолетних за их ценные замечания, советы и предложения, ряд которых использован в подготовке данного справочника. Кроме того, автор выражает глубокую признательность бывшему начальнику оперативного управления ГУИН МЮ РФ полковнику внутренней службы Кирпиченко А.П.1 и начальнику следственного изолятора № 1 г. Москвы (т.н. «Матросская Тишина») подполковнику внутренней службы Прокопенко П.П. за ряд ценных советов и замечаний, данных ими в процессе подготовки рукописи. ^ ЧТО ТАКОЕ КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА?Понятие криминальной субкультуры коротко можно сформулировать следующим образом: криминальная субкультура – это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Безусловно, что асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств – жалости, сострадания, и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д.Для асоциальной субкультуры характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм. Причем зачастую это маскируется как справедливость, верность товариществу, долг перед «своими». Для криминальных групп характерна обязательность ее членов соблюдать все неформальные нормы и правила; те же, кто их игнорирует, как правило, подвергаются довольно жестким, а порой и жестоким наказаниям. Во многих группировках для ее членов организуются занятия силовыми видами спорта (в основном восточными единоборствами). В последнее время, как свидетельствуют довольно осведомленные источники, во многих криминальных группах изучается также и текущее законодательство, причем упор делается на экономический блок законов.С недавнего времени для многих криминальных групп стало характерно создание довольно жесткого порядка управления (хотя и раньше слово преступного авторитета являлось законом).Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том или ином коллективе (школе, спецшколе, спецПТУ, отряде ИУ или ВК и т.д.) можно определить по следующим признакам:– жесткая групповая иерархия (стратификация) – своеобразный табель о рангах (причем наиболее ярко это проявляется в закрытых молодежных коллективах);– обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы отдельных исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;– наличие враждующих между собой группировок, конкурирующих за сферы влияния (сбыт наркотиков, проституция, оказание «услуг» в виде предоставления крыши, рынок ритуальных услуг и т.д.);– распространенность тюремной лирики;– факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.);– использование в речи уголовного жаргона (арго);– нанесение татуировок1;– симуляция, членовредительство;– значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма (причем занятие этим в активной форме не считается чем-то постыдным, тогда как пассивный партнер всегда находится на самом низу иерархической лестницы со всеми вытекающими отсюда ограничениями, притеснениями, издевательствами, презрением и т.д.), физическая и психологическая изоляция этих в сообщества (обиженных, опущенных);– появление отмеченных специальными знаками столов для обиженных, посуды и т.д.;– повсеместная распространенность карточной игры под интерес, т.е. с целью извлечения материальной или иной выгоды;– наличие кличек;– наличие так называемой прописки;– отказ от участия в общественной жизни;– отказ от работ по благоустройству, некоторых других работ;– групповые нарушения;– распространенность различных поделок (так называемый ширпотреб – крестики, ножи, браслеты, различного рода сувениры зачастую с тюремной символикой) и т.д.Какова же структура криминальной субкультуры? Можно выделить следующие ее составные части:– «табель о рангах» (стратификационно-стигмативные элементы), закрепляющая положение того или иного члена преступного сообщества. Сюда же можно отнести и прописку с ее приколами, как способ определения положения отдельно взятой личности в «табели о рангах»; наличие кличек (погонял, кликух), татуировок, отдельных привилегий у отдельных же лиц;– поведенческие атрибуты. К ним относятся воровские законы, тюремные законы, правила и традиции преступного мира, а также клятвы и проклятия, принятые в криминальной среде. При помощи этих законов и традиций регулируются взаимоотношения и поведение в криминальных сообществах;– коммуникативные атрибуты. Сюда, кроме уголовного жаргона (арго) и специальных жестов, относится также некоторая часть кличек и татуировок, выступающих как средство информации, общения и взаимодействия;– экономические атрибуты. Общак и принципы оказания материальной помощи являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализации, расширения своего влияния на самые разные сферы, оказания помощи;– сексуально-эротические ценности, т.е. отношение к лицам как противоположного, так и своего пола; различного вида половые извращения, гомосексуализм, порнография и т.д.;– тюремная лирика, выраженная, в основном, песнями, реже стихами, и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место;– отношение к своему здоровью. В зависимости от того, что выгодно в данный момент: от симуляции и членовредительства до упорного и самозабвенного занятия различными видами спорта (особенно, как уже указывалось выше, восточными единоборствами, а также культуризмом);– алкоголизм, наркомания и токсикомания – выступают как средство «сплочения», самоутверждения и разгрузки.Необходимо отметить, что в криминальной субкультуре постоянно идет подспудная борьба между «реформаторами» (преступными авторитетами сегодняшнего дня, многие из которых купили звания воров в законе) и «традиционалистами» – ворами в законе старой формации (их еще называют нэпманскими ворами). Воры в законе старой формации требуют неуклонного соблюдения воровского закона, не желают «лезть» в политику, категорически отвергают любое сотрудничество с властями. Новая генерация преступных авторитетов, в свою очередь, требует приспособления к существующей реальности, допускает сотрудничество с властями в интересах преступных сообществ (воры в законе старой формации сотрудничество с властям отвергают, даже если это выгодно преступным группам), пытаются провести (и зачастую это удается) своих людей во властные (как исполнительные, так и законодательные) структуры. В настоящий момент между традиционалистами и реформаторами наблюдается зыбкое перемирие, хотя разборки между ними периодически происходят. Здесь необходимо отметить, что позиции воров в законе – традиционалистов в последнее время значительно ослабли. Им все больше отводится почетная роль арбитров, королей без королевств. Единственное, наверное, место, где их позиции по-прежнему сильны, – это места лишения свободы и заключения под стражу (ИУ и СИЗО). Тем не менее, несмотря на значительно пошатнувшееся положение, воры в законе до сих пор остаются очень мощной силой в криминальном мире, а их влияние на криминальную субкультуру гораздо значительнее, чем у реформаторов. ^ ВОРОВСКИЕ И ТЮРЕМНЫЕ ЗАКОНЫКак уже отмечалось выше, не следует путать воровские и тюремные законы. Воровской закон(ы) – это свод неписаных правил и норм, обязательный для воров в законе. Часть его положений распространяется не только на воров в законе, но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть воровского закона, обязательная для всех остальных, называется тюремным законом. Таким образом, тюремный закон – это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами осужденных, заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом приведены ниже.Воровской закон:Преданность и поддержка воровской идеи.Недопустимость, отсутствие контактов с правоохранительными органами.Быть честными по отношению друг к другу.Вовлечение в свою среду новых членов, особенно из числа молодежи.Запрет на занятия политической деятельностью.Следить за порядком в ИУ и СИЗО, устанавливать там власть воров в законе.Обязательное умение играть в карты.Из этих семи основных законов вытекают следующие дополнительные1:– отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;– никогда не давать показания следственным и судебным органам;– никогда не признавать вину в совершенном преступлении;не иметь собственности и сбережений;– не иметь семьи;– периодически садиться в места лишения свободы;– не брать в руки оружия;– не работать ни при каких условиях;– держать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;– греть (наладить снабжение) ШИЗО1 и ПКТ2;– пополнение воровского блага, т.е. дани, собираемой со всех осужденных, заключенных и иных лиц;– чтить родителей (особенно мать);– не состоять ни в каких партиях, объединениях;– учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;– не иметь прописки (регистрации);– быть честным в картежной игре между ворами.Тюремный закон:Выделять долю в общак.Нельзя поднять руку на вора в законе.Почитать старших.Почитать родителей.Непримиримое отношение к доносительству.Запрет отнимать что бы то ни было у кого бы то ни было без оснований.Запрет предъявлять кому бы то ни было обвинение без доказательств.Запрет оскорблять любым образом.Запрет материться.Поддержка семейников.Не вступать в секции3, т.е. не становиться красным.Не воровать у своих (не крысятничать).Таким образом, можно сказать, что соблюдение норм тюремного закона обязательно как для воров в законе, так и для всех остальных криминальных элементов, а соблюдение отдельных положений воровского закона обязательно только для воров в законе и лиц, стремящихся быть коронованными. Еще раз повторим, что многие положения воровского и тюремного законов совпадают.Преступные авторитеты, используя особенности криминальной субкультуры и пользуясь своим особым положением в местах лишения свободы и содержания под стражей в своих целях, добиваются следующего:– достижения полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;– осуществляют очень жесткое «правление» массой осужденных и заключенных, заставляя многих подчиняться силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, причем делается это чужими руками (так называемыми торпедами), сами оставаясь в стороне;– или сами, или их ближайшие помощники проникают в среду работающих осужденных (в качестве сухарей) с целью осуществления контроля над промышленной зоной ИУ, налаживания контактов с волей для завоза в ИУ продуктов питания, спиртных напитков, сигарет, денег, наркотиков;– используют иные методы давления, прикрываясь воровским и тюремным законами.Основные «функциональные» обязанности воров в законе:– пропаганда преступного образа жизни (для чего используются любые возможности – от шантажа и подкупа до «премирования» крупными суммами денег, автомобилями, поездками за рубеж и т.д.);– расширение своего ближайшего окружения (как указывалось выше) за счет привлечения молодежи;– организация общака и постоянное его пополнение;– принятие коллективных решений о проведении воровских сходок или съездов для принятия на них важных решений, раздела контролируемых территорий, осуществления своеобразного «суда чести» и т.д.;– оказание материальной помощи авторитетам преступного мира, находящимся в заключении, их семьям;– поддержание связей с лидерами других преступных сообществ во избежание ненужных разборок, а зачастую для совместных действий;– организация контрразведывательной работы в отношении сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, пенитенциарных учреждений и т.д.;– осуществление функций арбитра, рассмотрение проступков членов преступного сообщества, назначение наказания;– скрытное осуществление противодействия администрации пенитенциарных учреждений путем запугивания, подкупа, шантажа, угроз и т.д.;– выявление среди сотрудников ИУ и СИЗО коррумпированных лиц для использования в своих целях (организация дороги в ИУ, СИЗО, информирование о предпринимаемых мерах в отношении спецконтингента и др.).БЛАТНЫЕ САНКЦИИ. В основе сплоченности преступных объединений лежит их довольно хорошая организованность и очень жесткие санкции по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества нельзя.У воров в законе существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:– публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;– дать (бить) по ушам – т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;– смерть.В случае нарушения основных требований воровского закона вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.К преступникам, не имеющим ранга вора в законе, может быть применено большее число санкций, основными из которых являются:– избиения;– совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу петухов, обиженных, опущенных и т.д.;– лишение занимаемого статуса (дать по ушам) – перевод из категории блатных в категорию мужиков;– изгнание из семьи (микрогруппы) – остракизм;– парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства: заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;– ломание рук (ног) – применяется к лицам, безосновательно избившим кого-либо;– объявление фуфлыжником (т.е. человек двинул фуфло) – применяется к лицам, проигравшимся в карты и не уплатившим проигрыш в срок. О таких людях идет отписка по лагерям, тюрьмам, т.е. братва ставится в курс;– смерть – применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (если точно установлено, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция вора в законе или сходки местных авторитетов. ^ ТАБЕЛЬ О РАНГАХ В ПРЕСТУПНОМ СООБЩЕСТВЕ(ДЕЛЕНИЕ НА МАСТИ)Наверное, ни в одном коллективе не существует столь четко выраженной иерархической структуры, как в криминальном мире. Особенно четко это проявляется, конечно, не на свободе, а в условиях изоляции – в ИУ и СИЗО. Деление осужденных происходит по мастям. Что же такое масть? Это та или иная группа, каста, сообщество в неформальной иерархии осужденных и заключенных. Различные авторы исследований предлагают различное стратификационное деление осужденных по месту, занимаемому ими в иерархической системе: двух-, трех- и даже шестиступенчатое. На наш взгляд, наиболее правильным будет деление осужденных на четыре основные группы, внутри каждой из которых находятся свои подгруппы. Это: блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные) и опущенные (голубые).Наиболее многочисленной группой являются мужики. ^ Мужики занимают довольно обособленное положение по отношению к другим категориям (мастям) осужденных. Отличие мужиков от блатных состоит в том, что они могут и должны работать (правда, не на всяких должностях; назначение мужика, с его, конечно, собственного желания, например, на должность завхоза автоматически переводит его в категорию красных (козлов) со всеми вытекающими отсюда последствиями). От красных же мужики отличаются тем, что они не сотрудничают с администрацией. Среди мужиков есть небольшая прослойка авторитетных мужиков, или бродяжных мужиков, к мнению которых прислушиваются даже блатные. А вообще же, ни на какую власть в зоне (теневую, конечно) мужики не претендуют, в различные разборки не вмешиваются. Их кредо – жить тихо, побыстрее освободиться. Тем не менее мужики, как правило, придерживаются правильных понятий, т.е. они не идут, как уже указывалось выше, на сотрудничество (во всяком случае, открытое) с администрацией.Несколько отличается от мужиков положение, которое занимают пацаны. Если в воспитательных колониях для несовершеннолетних статус пацанов приближен к статусу мужиков на взрослых видах режима, то пацан на взрослом режиме – это не совсем то же, что мужик. Пацаны (а это осужденные молодежного возраста) на взрослом виде режима относятся к категории приближенных к блатным. Они исповедуют воровской закон и являются кандидатами в бродяги, арестанты и т.д. Для пацанов, находящихся на взрослых видах режима, характерны следующие особенности поведения:– стремление иметь запрещенные предметы;– демонстративно-независимое поведение;– грубость по отношению к администрации;– одобрение и выполнение воровского (тюремного) закона;– ярко выраженное презрительное отношение к осужденным – активистам;– в случае ущемления их прав со стороны других осужденных обращение с жалобами не к администрации ИУ, а к ворам в законе или к другим авторитетам;– уклонение от работ по благоустройству;– стремление нарушать форму одежды (ношение одежды ярких тонов или, наоборот, исключительно черного цвета), оставаясь при этом очень аккуратными. Повышение статуса, т.е. переход из одной масти в другую, чрезвычайно редок и затруднен, а для некоторых категорий (обиженные, опущенные, петухи, козлы) вообще невозможен. В то же время необходимо отметить, что понижение статуса в иерархической лестнице – явление для криминального сообщества в общем-то довольно обычное. Понижение происходит в основном из-за нарушения тем или иным осужденным (заключенным, членом преступной группы) каких -то норм и правил воровского или тюремного закона. Наиболее распространенным наказанием является понижение в системе криминальной иерархии (дать по ушам), т.е. перевод из категории блатных в категорию мужиков и т.д. Довольно часто понижение происходит путем совершения акта насильственного мужеложства (особенно это распространено среди несовершеннолетних). Если переведенный из категории блатных в категорию мужиков с течением времени еще и может вновь занять более высокую ступень (что случается, хотя и редко), то из категории обиженных (опущенный) подняться уже невозможно. Статус обиженного (опущенного, петуха и т.д.) – вечен и определяет всю дальнейшую жизнь подвергнутого такому наказанию. Даже в том случае, если «опущение» произошло в результате беспредела и во время правила признано, что «опущение» совершено в нарушение воровских (тюремных) законов, то и тогда подвергнутый этому наказанию не может возвратиться к своему предшествовавшему наказанию положению. Правда, допустившие беспредел лица могут быть сами подвергнуты такому же наказанию. ^ Стратификация («табель о рангах») осужденных и лиц, содержащихся под стражейУ взрослых У несовершеннолетнихСостав Основные Состав Основныегруппы поведенческие группы поведенческиенормы нормы^ Блатные Воры в законе Контроль за Шишки; Контроль за(черные) или жулики; поведением босяки; соблюдениемавторитеты; всех членов отрицалы; установленныхбродяги; преступного авторитеты; «норм»;босяки; сообщества; чистые; определениеположенцы; пополнение пацаны правилправильные; общака; прописки;смотрящие; разбор разрешениеарестанты; конфликтов; конфликтов;привлечение наказаниеновых членов «предателей»^ Мужики Авторитетные Работа; Мужики; Ведут себямужики; участие в работяги; в соответствии работяги пополнении черти; с установленнымиобщака чушки «нормами»Козлы Активисты; Cотрудничество Роги; Cотрудничество(красные) красные; с администрацией бугры; с администрациейположительные; (гласное и борзые; (гласное и помощники негласное) активисты; негласное);администрации красные поддержаниепорядкаОпущенные Обиженные; Выполнение Обиженные; Выполнениепетухи; всей грязной зашкваренные; всей грязнойопущенные; работы помойки; работы;шкварные; минеры; безропотноедырявые; бухгалтера; подчинениечерти жабы во всемПоведение для членов иерархических групп регулируется установившимися нормами, которые носят запрещающий и разрешающий характер. Так, например, по отношению к обиженным (опущенным, петухам) запрещается: подавать руку, принимать от них какие-либо предметы, пользоваться их бельем, спать рядом и т.д. В то же время можно давать им какие-то предметы, продукты питания, не вступая при этом в двусторонний контакт (т.е. пачку сигарет, например, необходимо передавать не из рук в руки, а бросить на пол, на подоконник и т.д.). Таким образом, с представителями обиженных запрещен любой двусторонний телесный контакт; не рекомендуется даже просто разговаривать без дела. В то же время гомосексуальный акт с представителями этой группы к запрещающим контактам не относится.Наиболее ярко эти нормы проявляются среди несовершеннолетних правонарушителей. Так, представители касты обиженных в ВК обязаны: пользоваться лишь своей посудой (это требование относится и к осужденным, содержащимся в ИУ для взрослых); выполнять всю работу за других, стоящих более высоко на иерархической лестнице; без напоминаний выполнять всю грязную работу (уборка камеры, туалета); спать в отведенном для них месте; по указанию занимающих лидирующее положение членов группы совершать нарушения режима содержания (называется быть торпедой); беспрекословно выполнять требования других членов группы; быть объектом удовлетворения половых потребностей и др.). Им запрещается: не подчиняться, оспаривать распоряжения несовершеннолетних, стоящих более высоко на иерархической лестнице; участвовать в прописке; принимать участие в групповых играх с целью избежания телесных контактов с другими осужденными (заключенными); первыми брать продукты; пользоваться чужой одеждой, посудой и т.д.В некоторых пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних вырабатывается даже своеобразный кодекс пацана, например: «Придя на зону, я должен жить честным пацаном. Пацан должен знать, что ему положено, и быть преданным воровскому кругу. Пацан активистом не работает, все полученное и добытое сдает в общак. Кто нарушает законы общака – тот предатель. Пацан на хозяина не работает, с воспетами ведет себя аккуратно, старается не вызывать подозрений. Помоек и чушек пацан должен держать в строгости... Если пацан нарушит эту клятву, его должны опомоить». Безусловно, что данный текст не соответствует произносимому на самом деле, так как обычно подобные кодексы оформляются в виде формулировок определенных табу (запретов), которые на уголовном жаргоне называются западло (в падлу). Например, так выглядит один из самых известных «кодексов»: «Сало, масло – западло; колбаса – на х... похожа; сыр пи...й воняет...» и т.д. Правда, в последнее время. большинство таких запретов постепенно отмирает: уже можно есть и колбасу, и сыр, и т.д. Раньше, например, у несовершеннолетних считалось западло курить сигареты марки «Прима» по причине того, что пачка у этих сигарет красного цвета. В настоящее время этот запрет повсеместно снят. В то же время довольно широко распространены другие запреты: западло поднять упавшую вещь с пола, если до того, как кто-нибудь не сказал заминехано, человек, у которого вещь упала, сам не успел произнести на газетку; особенно это касается упавших вещей в туалетной комнате; западло пацанам брать докуривать сигареты у чушек, помоек, обиженных и т.д.; западло чистить картошку; западло работать, быть активистом, хорошо учиться и т.д.Как уже отмечалось выше, тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, повышение статуса – случай очень редкий, практически невозможный. Существование «табели о рангах» – мастей приходится учитывать и администрации ИУ и СИЗО, хотя, согласно Уголовно-исполнительному кодексу, все осужденные равны между собой. Невозможно, например, посадить блатного в камеру, где сидят обиженные. А если администрация и пойдет на это, то можно смело предсказать, чем это закончится: либо блатного опустят, либо он нанесет кому-то телесные повреждения, либо ему нанесут. Поэтому практически в ста процентах случаев камеру, где ему сидеть, определяет сам осужденный или заключенный (мы не говорим здесь о тех случаях, когда администрация делает это намеренно с целью сломить неугодное ей лицо, а также о случаях блатного беспредела, когда человека опускают просто так, развлечения ради). В некоторых колониях в свое время администрация пыталась бороться с делением осужденных на масти – т.е. всех блатных, мужиков и т.д. силой пытались усадить в столовой за один стол с обиженными. Ничего путного из этого, конечно же, не вышло. Дело в лучшем случае кончалось массовым отказом от приема пищи, в худшем случае – начиналась серия неповиновений, других нарушений режима содержания.Также практиковался следующий метод: всех обиженных собирали в отдельный отряд с целью оградить их от издевательств, унижений и т.д. со стороны других осужденных. Но этот эксперимент во всех случаях также оканчивался ничем. В таком отряде быстро устанавливалась своя, кстати сказать, еще более жесткая, стратификация.Наибольшее унижение обиженные испытывают в воспитательных колониях для несовершеннолетних и в колониях общего режима. Это обусловлено тем, что народ там собирается, как правило, молодой, резкий, бескомпромиссный. На строгом же режиме, а тем более на особом, обиженным отбывать наказание гораздо легче. Там они не подвергаются таким унижениям, как в ВК и на общем режиме, живут в принципе своей жизнью, никуда не лезут. Обусловливается это, конечно, возрастом: на строгом и особом режимах отбывают наказание осужденные постарше, поопытнее, поспокойнее. За что же «переводят» в касту обиженных (опущенных, петухов и т.д.)?Перевод в обиженные (опущенные, петухи) производится в большинстве случаев за грубейшие, с точки зрения криминального сообщества, нарушения тюремного закона. К таковым можно отнести:– сотрудничество с администрацией (особенно негласное);– крысятничество, т.е. воровство у своих же;– беспредел по отношению к другим осужденным;– неотдача карточного долга;– совершение с т