Реферат по предмету "Разное"


Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте

Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведенияДевиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Социальные нормы – ожидания группы по отношению к поведению индивида в определенных социальных ситуациях и позициях. Девиантное поведение человека определяют как систему поступков или как отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и появляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением (Кулаков С.А., 2001).Злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.) является формой девиантного поведения (МКБ – 10). Вещество, которое при потреблении воздействует на психические процессы, например на когнитивную или аффективную сферу, называется психоактивным. (Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. 1996. с. 57).Аддиктивное поведение чаще связывают только со злоупотреблением психоактивными веществами. Аддиктивное поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка) - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания (Ильин Е.П., 2000). В русском языке сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтение чего-либо, страсть к чему-либо обозначается словом пристрастие (В.И. Даль, Толковый словарь русского языка, 2001, с. 532.). Это слово и рассматривается чаще всего как синоним иностранного слова аддикция. В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости (С.А.Кулаков, 1998) Существует и другой подход – рассмотрение аддиктивного поведение в более широком смысле. ^ Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских, 1990) Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности. (Менделевич В.Д., 2001, с. 76)Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек “вырабатывает” индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000, с. 291 – 292).Как отмечает И.С.Кон, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. (Кон И.С., 1989).^ Возрастные факторы риска Подростковый комплекс Под подростковым комплексом понимаются резко выраженные особенности подросткового возраста. Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью (Buhler Ch; Gessel A.). К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2000, с. 278)Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых (Личко А.Е., 1985). Для подростка характерно сочетание чувственности с поразительной черствостью, а болезненной застенчивости - с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил – с обожествлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствованием (Сухарева Г.Е., 1974; Личко А.Е, 1985). Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерна внутренняя противоречивость психики, неопределенность уровня притязаний, склонность к крайним позициям (Levin K., 1960); эгоцентризм мышления и склонность к теоретизированию (Пиаже Ж., 1967). Акцентируется конфликт идентичности против ролевой путаницы, неопределенность, расстройство временной перспективы (Эриксон Э., 1996). Подросток характеризуется оппозиционной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимостью опеки, многообразием переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированными колебаниями настроений (Лебединская К.С., 1974) Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2000, с. 279)^ Мнение ученых. Подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям – нет никаких специфических причин девиантности подростков. Однако, социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам, своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи. (Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р., 2001, с. 13)^ Особенности социальной позиции Во всех обществах “понятие “старшинства” имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие “младший” указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус” (Кон И.С., 1988, с. 85).Противоречия между постоянно растущими наличными потребностями и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи. Бурное развитие их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание самоутвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, невысокой квалификацией (или отсутствием таковой), а, следовательно, и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом. Подростки, молодежь не удовлетворены условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявлять себя в творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясняется объективными обстоятельствами, а не “капризами” молодых. (Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р., 2001, с. 13)^ Особенности разрешения подростками противоречия между внутренней и внешней оценкой себя Противоречие между самооценкой и оценкой личности подростка окружающими может привести подростка к поиску групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении. “В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в (само)уважении остается нереализованной, - развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Самооценка подростка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности” (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999, с. 52 – 53)^ Особенности подростковых реакций В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением (Личко А.Е., Битенский В.С., 1991, с.35 - 36). Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотиком, при условии, что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетворить в других группах.^ Мнение ученого. Стремление к эмансипации приводит подростка к “отравлению свободой”, при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веществами содействуют коммуникативные хобби – бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки, информацией. Но злоупотребление психоактивными веществами встречается лишь у небольшого числа подростков и не является следствием кризиса. (Курек Н.С.. 2001)^ Особенности мотивации Человечество с древних времен использовало различные вещества, изменяющие настроение и восприятие окружающего мира. Одни средства успокаивают, другие снимают подавленное состояние, создают ощущение прилива энергии или особого состояния блаженства. Но все они способны при определенных условиях сформировать у человека как химическую, так и психологическую зависимость.Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет и оценивается как “серое”, “скучное”, “монотонное”, “апатичное”. В реальной действительности такой человек не находит для себя сфер деятельности, способных привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь не воспринимается таким человеком как интересная по причине ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что в обществе считается нормальным: необходимости делать что-либо, соблюдать принятые в семье или обществе нормы и традиции. В силу этого происходит значительное снижение активности в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями, и значительное повышение активности в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной бесчувственности. (Менделевич В.Д., 2001, с.79)Удовольствие является генетически первичной формой положительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе является удовольствием. Не менее значимым является получение удовольствия от процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов, коммуникации. При этом важно знать от чего хочет испытать удовольствие подросток: от предвкушения, процесса или результата. Все три момента составляют основу гедонистической мотивации потребления психоактивных веществ. Гедонистическая мотивация – стремление любыми способами максимизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, как самоцель, основной смысл существования. Гедонистическая мотивация опирается на ряд психофизиологических механизмов усиления удовольствия, которые могут способствовать формированию зависимости: а) актуализация потребности за счет угрозы ее удовлетворению. Например, чувство удовольствия усиливается при угрозе здоровью, социальному статусу, безопасности для потребителя психоактивных веществ (гедонический риск); б) усиление потребности и чувства удовольствия от удовлетворения потребности после мучительной борьбы (гедонический отказ). “Описанные выше механизмы являются частными проявлениями общего механизма “гедонического контраста” - культивируемого чередования приятных и неприятных ситуаций с целью повышения удовольствия” (Курек Н.С., 2001, с. 59) ^ Мнение ученого. Влияние психоактивных веществ на удовольствие – неудовольствие от секса, контроль над сексуальным поведением объясняет во многом формирование пристрастия к психоактивным веществам в подростковом возрасте. (Курек Н.С., 2001, с. 59) ^ Исследования ученых. Активные потребители наркотиков раньше начинают половую жизнь, имеют больше партнеров. Однако при этом они не способны на длительную, глубокую привязанность. Психоактивные вещества используют как средство развращения детей и подростков, вовлечения и в проституцию и наркобизнес. Успех достигается за счет мало осознаваемой подростками связи ощущений от секса и наркотического опьянения (Sex and Drugs Issue, 1975)Аддиктивное поведение в континууме зависимого поведения занимает промежуточное место. Конечным этапом формирования аддиктивного поведения является этап групповой психической зависимости. Группа выступает стимулом для возникновения потребности в наркотике, так как запускает условно-рефлекторные механизмы, пробуждающие влечение. Возможны два пути в формировании аддиктивного поведения: полисубстантный и моносубстантный. В развитии полисубстантного аддиктивного поведения выделяются 4 этапа: а) этап первых проб; в) этап поискового полинаркотизма; г) этап выбора предпочитаемого вещества; д) этап групповой психической зависимости. Групповая зависимость проявляется в немедленном возникновении потребности в наркотическом веществе, как только собирается определенная компания.Второй путь – моносубстантное аддиктивное поведение развивается от случайной пробы к эпизодическому употреблению, в ходе которого постепенно формируется групповая психологическая зависимость, а затем и физическая зависимость. Физической зависимостью называют состояние постоянной необходимости употребляемого вещества для поддержания нормального функционирования организма. Перерыв в употреблении вызывает болезненное состояние. (Личко А.Е., Битенский В.С., 1991)^ Развитие потребности в веществе, изменяющем сознание Потребность В современной психологии потребность понимается как “переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающая психическую активность, связанную с целеполаганием”. (Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. Реана А.А., 2001, с. 638). Потребность “как бы сама заявляет о себе активностью, потребность есть “зависимость как источник активности”. (Петровский А.В., Петровский В.А., 2000, с. 10). Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребностей. ^ Динамика потребности при регулярном воспроизведении В удовлетворении потребностей играют важную роль ощущения. Ананьев Б.Г., исследуя динамику потребностей при их регулярном воспроизведении, выделял три фазы: напряжение, потребление и насыщение. Первая фаза - напряжение данной потребности, возникает “по мере объективного недостатка организма в соответствующих материалах внешней среды (например, питательных веществ). Чем сильнее этот недостаток, тем выше уровень напряжения потребности. При этом состоянии напряжения данной потребности повышается общий тонус организма, а особенно тех анализаторов, различительная деятельность которых необходима для поисков и овладения предметом потребности. В первой фазе резко повышается возбудимость этих анализаторных систем, усиливаются разнообразные ориентировочные реакции, до непосредственной встречи человека с предметом потребности. Встреча является началом новой фазы - собственно потребления. “В процессе потребления субординационные отношения усиливаются, приводя к торможению тех анализаторных систем, которые непосредственно не участвуют в акте потребления. Наконец, третья фаза динамики данной потребности – насыщение – характеризуется постепенным снижением чувствительности основного в этой ситуации анализатора (например, вкусового в акте еды), растормаживанием других деятельностей, постепенным повышением чувствительности других анализаторов”. (Ананьев Б.Г. , 1961, с. 60 - 61).В предвкушении взаимодействия с объектом зависимости улучшается настроение, повышается общий тонус организма.^ Развитие новых потребностей Колесов Д.В. выделяет в развитии каждой новой потребности три стадии. В первой стадии происходит первичное замыкание потребностного цикла. Человек испытывает первое состояние удовлетворения в процессе определенной деятельности. Это может происходить в рамках удовлетворения какой-то другой потребности и обуславливаться любознательностью, любопытством, скукой, подражанием или давлением окружающих. Первые пробы не означают, что потребность сформировалась. Сначала такой потребностный цикл не является устойчивым и потребностное состояние возникает лишь при восприятии предмета потребности (табак, алкогольные напитки, наркотические вещества и др.) или человека, которому индивид подражает, при условиях, благоприятствующих потреблению. Это не закрепившаяся потребность, не сформировавшаяся окончательно. ^ Вторая стадия развития новой потребности - ее укрепление. Потребностное возбуждение постепенно начинает возникать все более самостоятельно и независимо от внешних факторов и обстоятельств, “… здесь еще могут проявлять себя моменты условно-рефлекторного характера: например, индивид может испытывать желание принять наркогенное вещество лишь в определенное время суток, в остальное время он о нем “забывает”. В любом случае новая потребность на этой стадии – лишь одна из многих” (Колесов Д.В., 1991, С.299)^ Третья стадия характеризуется возрастанием удельного веса новой потребности в мотивационном поле, ее выходом на передний план как наиболее важной и неотложной. Сначала новая потребность доминирует в определенной ситуации, а затем независимо от ситуации, подчиняя другие потребности, заставляя их служить себе. Человек постоянно испытывает влечение к наркотическому веществу. Его общение с окружающими в значительной степени становится способом добывания наркотика или способом вовлечения других, умышленно или неумышленно, в его потребление. Познание направляется на поиск информации о новых веществах, обладающих более высокой наркогенностью, о способах приготовления и введения их в организм. Эта стадия развития потребности соответствует сформировавшемуся заболеванию. (Колесов Д.В., 1991, С.299) В контексте зависимого поведения - это конечная стадия его формирования. Объект зависимости становится потребностью, которую необходимо удовлетворять, к которой испытывается непреодолимое влечение. Привыкание Склонность к привыканию является внутренним свойством человека и животных, что объясняется закономерностями их высшей нервной деятельности. Многократное, осуществляемое в определенном режиме действие формирует систему условных рефлексов - динамический стереотип, разрушить который чрезвычайно трудно (И.М.Сеченов, И.П.Павлов). И.П.Павлов целенаправленно формировал у собак реакцию на условный раздражитель, подкрепляя его безусловным. Причем собака одинаково реагировала не только на основной условный раздражитель, но и на все, что ему сопутствовало. И.П.Павлов объяснил этот феномен связями, устанавливаемыми между двумя стимулами. Предъявление одного приводит к ожиданию другого. Что касается человека, то еще в философских учениях древнего мира сложилось понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного явления приводит к появлению другого. В начальной стадии формирования наркомании, именно ассоциации подростка, связывающие употребление наркотических средств, привлекательное состояние сознания с группой приводят к формированию зависимости от нее. Попадая в группу, подросток испытывает сильное желание принять наркотик. В конце концов, оно может стать непреодолимым. Эффект ассоциации срабатывает и на этапе ремиссии, вот почему пребывание в наркотизированной группе является сильной провокацией и часто приводит к рецидиву. Точный и постоянный эффект стимулов получается при определенных условиях: “промежутки между раздражителями должны быть постоянными, причем предъявляться они должны в строго определенном порядке” (И.П.Павлов, 1954., с. 125 – 128). ^ Мнение ученого. “Мне кажется, как часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установлении нового”. (И.П.Павлов, 1954 с.127) Аналогичная картина как раз и наблюдается при регулярном приеме психоактивных средств: строго определенная процедура с использованием одних и тех же средств и через определенный промежуток времени. Формируется динамический стереотип, т.е. уравновешенная система внутренних процессов, определяющая зависимое поведение. Избавление от химической зависимости не разрушает эту систему, так как в силу гомеостаза она стремиться остаться прежней. ^ Мнение ученого. Есть люди, которым кажется, что они могут сделать все, что угодно. Они считают, что все знают, и не хотят ничему учиться. Сюда же можно отнести тип людей, постоянно стремящихся изведать какую-нибудь опасность, им кажется, что с ними не может случиться ничего плохого, они не могут потерпеть поражение. Как правило, результаты плачевны. (А.Адлер, 1997, С105). ^ Феномен психологической зависимости Доминанта на объект влечения Учение о доминанте было создано А.А.Ухтомским. Он определял доминанту как более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров. “Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в своей власти все поле душевной жизни, все напоминает о ней и о связанных с ней образах и реальностях” (Ухтомский А.А., 1950, С.170).Одним из свойств доминанты является ее инертность, что может служить источником навязчивых образов, галлюцинаций. Однажды пережитая доминанта при затухании не аннулируется, а лишь тормозится до некоторой ситуации, которая может доминанту актуализировать и предопределить поведение человека. Среда начинает восприниматься человеком по-новому. “Среда поделилась целиком на предметы, каждому из которых отвечает определенная, однажды пережитая доминанта в организме, определенный биологический интерес прошлого. Я узнаю вновь внешние предметы, насколько воспроизвожу в себе прежние доминанты, и воспроизвожу мои доминанты, насколько узнаю соответствующие предметы среды” (Ухтомский А.А., 1950, С.170). Другим свойством доминанты является ее способность подавлять активность других центров и использовать стимулы, направленные к ним, для подкрепления господствующего очага возбуждения. “Достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах в данный момент, приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливает в себе возбуждение из самых отдаленных источников, но тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение” (Ухтомский А.А., 1950, С.190). Нежелательный, подлежащий укрощению аффект, может быть уничтожен противоположным, более сильным аффектом. (Б. Спиноза. Избр. произв., 1957. Т.1, с. 530). ^ Мнение ученого. По мнению А.А.Ухтомского, успешная борьба с доминантой состоит не в непосредственной ее атаке, а в создании новых компенсирующих доминант. ^ Мнение ученого. Один из возможных путей - выявление в психике какого-либо психического образования, на которое можно было бы опереться для выработки критического отношения субъекта к своему болезненному пристрастию (Колесов Д.В., 1991, С.299). Доминирующей причиной формирования психологической зависимости при наркомании большинство исследователей считают особенное привлекательное психическое состояние, вызываемое наркотическим средством. Причем, чем больше наркогенность вещества, тем легче и быстрее наступает психологическая зависимость от него. Самыми опасными в этом отношении являются оппиаты, вызывающие сильную эйфорию, а, следовательно, сильную доминанту.Исследования. Активность доминанты сохраняется дольше всего в той структуре, которая играла роль детерминанты (Крыжановский Г.Н., 1984, С.788) Для подростков это среда сверстников, употребляющих психоактивные вещества. В плане предупреждения развития аддиктивного поведения, это идея может быть трансформирована следующим образом: заранее сформировать доминанту, которая сможет препятствовать инициации употребления психоактивных веществ, либо облегчить отказ от употребления (Шабалина В.В., 2001). Мнение ученого. Для психологии доминанта означает “не главенствующий очаг возбуждения, но господствующую тенденцию поведения” (Выготский Л.С, 1926, С.122). ^ Психологическая зависимость В научной литературе нет единого признанного определения психологической (или психической) зависимости. Под психической зависимостью понимают стремление (влечение) постоянно принимать наркотический или другой препарат с тем, чтобы вновь испытывать желаемые ощущения либо устранять явления психологического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления психоактивных веществ, иногда и после однократного их приема. Она является самым сильным фактором, препятствующим самостоятельному длительному воздержанию или полному прекращению приема психоактивных веществ. В психологическую структуру влечения включается обсессивное состояние (борьба мотивов и частичная критическая самооценка своего состояния); компульсивное или импульсивное состояние (тотальная охваченность, часто с элементами суженного сознания, без критической самооценки и учета ситуации); доминантные структуры сверхценного типа (без борьбы мотивов, реализация доминирующего мотива обусловлена лишь внешними ситуационными факторами). (Врублевский А.Г, 2000, с. 226)Другие исследователи определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребностью в наркотике, с целью получения эффекта, связанного с его употреблением, либо с целью снятия негативных ощущений, вызванных злоупотреблением им. (Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г., 1998. С. 191). Психологическая зависимость определяется как необходимость “Я” в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний (Курек Н.С., 2001); как стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении, какого – либо наркотика или группы наркотиков. В основе формирования психологической зависимости лежит способность наркотиков снимать напряжение, либо вызывать эйфорию (Steven M.M., Roger D.W., 1984, C.221) Эксперты американского Национального института по проблеме злоупотребления наркотиками (NIDA) определяют психологическую зависимость как неконтролируемую тягу к поиску и потреблению наркотиков. Определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения, называется синдромом. Признаками синдрома психологической зависимости являются: Формирование представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию (Пятницкая И.Н., 1994); ощущение себя наркозависимыми как управляемыми со стороны (Шабалина В.В., 2001) Психологическую зависимость от наркотиков объясняют, прежде всего, эффектом наслаждения. Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взглядов, подкрепляемую самым сильным фактором – аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система превышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой. (Пятницкая И.Н., 1994, С 507) На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты, и, таким образом закреплять их. В отсутствии наркотиков, напротив возникают сильные негативные эмоции. ^ Мнение ученогоСильные негативные эмоции оказывают такое влияние на личность, следствием которого является дезадаптация “я”, выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий, что приводит к потере контроля над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным (Курек Н. С., 2001, с.33). ^ Мнение ученого. Зависимость – это не обыкновенная вредная привычка. В ней есть “метафизический осадок”, проявляющийся в утрате личности, громадности и непреодолимости переживаний и влечений, утрате чувства реальности. Именно это делает влечение к психоактивным веществам у наркоманов непонятным обыкновенному человеку. (Курек Н. С., 2001, с.143)Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко (“автоматически”) приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. (Менделевич В.Д., 2001, с. 79)^ Кризисные переживания при аддиктивном поведении За всяким переживанием стоит реальное динамическое отношение среды по отношению к ребенку. (Л.С. Выготский). Выделяются два типа кризисных ситуаций: серьезные потрясения, которые предполагают возможность выхода на прежний уровень жизни, и кризис, перечеркивающий жизненные замыслы. В случае кризиса единственным выходом является модификация личности и переосмысление жизни, что и реализуется в процессе психотерапии, психологического консультирования с применением техник, адекватных проблеме. Процесс преодоления кризисных ситуаций - переживание, внутренняя интеллектуально-волевая работа по восстановлению душевного равновесия и производству смысла жизни, борьбу “против невозможности жить”. Внутренняя деятельность по преодолению критических ситуаций опирается на отношение человека к окружающему миру и уровень интеллектуального развития личности. В зависимости от отношения человека к свершившемуся событию и затронутой потребности, выделяются четыре вида переживаний:1) ^ Гедоническое переживание. Свершившийся факт игнорируется, искажается, отрицается. Формируется и поддерживается иллюзия благополучие. 2) Реалистическое переживание. В его основе лежит механизм терпения и трезвого отношения. Реальность случившегося события принимается, потребности и интересы приспосабливаются к новому смыслу жизни. 3) Ценностное переживание. Признается наличие критической ситуации, наносящий удар смыслу жизни, однако, пассивное принятие судьбы отвергается. Жизненное отношение, ставшее невозможным, не сохраняется в сознании в неизменном виде, как при гедонистическом переживании, но и не изгоняется полностью как в реалистическом. Строится новое содержание жизни. Ориентация на самопознание помогает достичь более высокого постижения смысла жизни. 4) Творческое переживание. Переживание сложившейся волевой личности. Сохраняется способность осознанно искать выход из критической ситуации. Исходом переживания может быть либо восстановление жизни, прерванной кризисом, либо возрождении ее в новую жизнь. (Василюк Ф.Е, 1984).В зависимости от степени тяжести, критические ситуации требуют от человека определенной внутренней работы. Стрессовые ситуации могут сопровождаться активизацией внутренних ресурсов личности, пытающейся отстоять прежние возможности реализации своих жизненных замыслов. Более трудные жизненные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня своих жизненных притязаний и одновременной реконструкции своего “Я” (Гримак Л.П., 1987, С.172) Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себя несколько типов переживаний. Их действие проявляется комплексно или в виде последовательной смены одного другим (Гримак Л.П., 1987, С.175). Подростки с аддиктивным поведением склонны к гедоническим переживаниям, избегают конструктивных переживаний, используя механизмы психозащиты (отрицание, подавление, рационализация и другие).С точки зрения А.Адлера длительный фокус на неконструктивном переживании может привести к болезни. Опыт переживаний является одним из важнейших понятий гуманистического подхода в психологии. Он связан с пониманием себя и своей ответственной свободы. Во взаимоотношении с самим собой это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни, осозна


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.