Автоматизация обработки платежных порученийАндрей КолесовПереход с 1 января 1998 г. на новые Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях вызвал заметную активность отечественных фирм, занятых автоматизацией банковских операций. Тем более, что реализация более сложных схем учета зачастую требует не просто замены программ, но и делает весьма актуальным использование машинной обработки там, где раньше можно было обойтись ручными методами. Хорошим примером здесь служит технология заполнения и ввода платежных поручений нового формата.Отличительной особенностью нового стандарта формы 0401060 является то, что он был изначально разработан с учетом задачи автоматического ввода (сканирования и распознавания текста) бланков для ускорения проведения расчетов в банках. Это выражается в более жесткой регламентации расположения элементов бланка, размер которых теперь задается с точностью до миллиметра.Для участия в создании нового стандарта участовала фирма Cognitive Technologies в качестве эксперта в области сканерных технологий. В свою очередь последняя разработала собственный комплекс программных средств для автоматизации обработки платежек, который был продемонстрирован на презентации, состоявшейся 10 декабря в Ассоциации Российских Банков. Он представляет собой две автономные системы для различных этапов работы с платежными поручениями: "Cognitive Forms: Печать Платежных Поручений" (CF:ППП) и "Cognitive Forms: Ввод Платежных Поручений" (CF:ВПП).Пакет CF:ППП позволяет не только получать распечатку платежных поручений в соответствии с новым форматом, но и автоматизировать некоторые операции ввода. Например, в программе выполняется автоматическое преобразование числового поля "Сумма" в символьную строку "Сумма прописью". Возможно также сохранение реквизитов Плательщика и Банка Плательщика для их последующей автоматической подстановки, а также создание библиотеки заполненных шаблонов платежных получений.Данная система реализована в виде готовой программы для использования конечным пользователем, а также в виде библиотеки функций API и документации по ней, предназначенной для разработчиков соответствующего ПО. Оба варианта до 1 марта 1998 г. распространяются бесплатно через Internet или на дискетах. После этого срока их можно использовать, оплатив регистрационный взнос в сумме 49 руб.Система CF:ВПП обеспечивает достаточно сложный комплекс операций, связанных с вводом платежных поручений:- сканирование документа, его предварительная обработка и сохранение образа в графическом формате;- распознавание полей формы, автоматический контекстный и словарный контроль правильности ввода;- визуальный контроль ввода и редактирование документа с использованием технологии одновременного отображения распознанных полей документа и его исходного образа.На любом из этапов обработки предусмотрена возможность импорта данных в базу данных различных форматов через механизм ODBC. По мнению руководителя отдела продаж Михаила Козлова, эта система может повысить скорость ввода в 5-10 раз по сравнению с ручной набивкой данных и обеспечить производительность до 14 тыс. документов за рабочую смену на одном компьютере. CG:ВПП распространяется только на коммерческой основе, но всем желающим предоставляется бесплатная демонстрационная версия. По отдельной договоренности банки могут получить для апробации рабочий вариант системы. Такие копии были переданы представителям рядабанков, присутствовавшим на презентации.В целом никто из участников этой встречи не высказывал сомнений по поводу необходимости автоматизации обработки документов. Однако в ходе дискуссии стало ясно, что внедрение новой технологии является не очень простым делом. Одно из ключевых требований к подобной системе состоит в ее открытости, которая позволит заказчику самостоятельно обеспечивать как коррекцию структуры формы, так и встраиваемость программ в собственные банковские системы. (Сотрудники CognitiveTechnologies говорили в основном о готовности к адаптации и сопровождению собственными силами.) Это представляется особенно важным, если учесть, что новая форма документа является далеко не окончательной -- по сведениям экспертов уже через полгода должен появиться ее новый вариант.Не менее важна оценка производительности и экономической эффективности новой технологии при работе с реальными документами, которые далеко не всегда заполняются по жестким стандартам. При этом следует отметить, что скорость и надежность ручного ввода опытными операторами очень высока. Однако понятно, что ценность новых технологий далеко не всегда проявляется очень быстро. Главном является потенциал их будущего развития, который проявляется по мере, во-первых, отработки новых методов на практике, и во-вторых, -- роста объемов данных.В этом плане нужно отметить, что объем вводимой информации существенно возрастет в случае ожидаемого в будущем требования к хранению полной информации о документе (сейчас вводят только поля, непосредственно необходимые для его дальнейшей обработки). В то же время высокая скорость ручного ввода требует использования опытных операторов, что определяет зависимость технологического процесса от индивидуальных факторов.Однако глобальным решением проблемы передачи финансовых документов должен стать переход на систему электронной передачи информации при банковских операциях. Уже сейчас такие методы применяются большинством региональных РКЦ ЦБ. Очень широко они используются бухгалтериями московских организаций при работе со своими банками. Однако сегодня проблема заключается в том, что в условиях отсутствия общегосударственных стандартов каждый местный центр разрабатывает собственные. Как отметил в ходе дискуссии руководитель департамента автоматизации банка СБС-АГРО Виктор Цыганков: "С точки зрения автоматизации мы имеем дело с 89-ю центральными банчками, каждый из которых предлагает собственные технологии, которые мы вынуждены покупать по-отдельности." Однако была выражена надежда, что ситуация со стандартизацией все же изменится к 2000 году, когда ЦБ должен перейти к единой схеме электронных документов.Бесплатные версии CF:ППП и демонстрационные варианты CF:ВПП можно найти по адресу: www.cognitive.ru/win/cenze/. Телефон компании Cognitive Technologies: (095) 135-5510.