Реферат по предмету "Исторические личности"


Культура Руси Времен XII века

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Как поройсложно бываетвыбрать нужнуютему для реферата! Чтобы хорошонаписать его, необходимовыбрать подходящуютему. Я выбралтему “КультураРуси” из спискане сразу.В первый моментмне понравиласьтема “Битвы”, но я довольнобыстро от нееотказался, поскольку заисторию человечествастолько многолюдей былоубито, столькомного материальныхи культурныхценностей былоразрушено. Дажепосле последнихтеррактов ипродолжающихсядо сих пор войнмы мало уделяемвнимания культуреи с каждым годомтолько и узнаемо изобретениинового оружия, которое призваноубивать и разрушатьещё больше. Даи общество, вкотором мыживем, довольноагрессивно, люди черствыи бессовестны.В своем рефератея хочу показать, что даже вовремена войн, в нашей странекто-то строил, рисовал, изобретал, открывал новыезаконы природы.КУЛЬТУРАНАРОДА
Культуранарода являетсячастью егоистории. Развитиекультуры тесносвязано с темиже историческимифакторами, которые воздействуютна становлениеи развитиехозяйствастраны, политическойи духовнойжизни общества.В понятие культурывходит, все, что созданоумом, талантом, рукоделиемнарода, чтовыражает егодуховную сущность, взгляд на мир, природу, человеческоебытие и начеловеческиеотношения. Вобщей культуреРуси отразилиськак традиции, скажем, полян, северян, радимичей, других восточнославянскихплемен, так ивлияние соседнихнародов, с которымиРусь обмениваласьнавыками, велаторговлю, воевалаи мирилась.
В порууже своегогосударственногостановленияРусь испытываласильное влияниесоседней Византии, которая длясвоего временибыла одним изнаиболее развитыхгосударств.Таким образом, культура Русискладываласьпод влияниемразличныхкультурныхнаправлений, стилей, традиций.Но Русь не простослепо копировалачужие влиянияи безогляднозаимствовалаих, но применялак своим культурнымтрадициям, ксвоему дошедшемуиз глубинывеков народномуопыту, пониманиюокружающегомира, своемупредставлениюо прекрасном.Поэтому в чертахрусской культурымы постоянносталкиваемсяне только свлияниямиизвне, но и сих порой значительнойдуховнойпереработкой, их постояннымпреломлениемв абсолютнорусском стиле.
Есливлияние иноземныхкультурныхтрадиций былосильнее в городах, которые самипо себе являлисьцентрами культуры, то сельскоенаселение былов основномхранителемстаринныхкультурныхтрадиций, связанныхс глубинамиисторическойпамяти народа.В селах и деревняхжизнь теклав замедленномтемпе, они былиболее консервативны, труднее поддавалисьразличнымкультурнымновшествам.ПЕРЕЛОМНЫЙМОМЕНТ В РАЗВИТИИРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИНЯТИЕХРИСТИАНСТВА
Долгиегоды русскаякультура: устное народноетворчество, искусство, архитектура, живопись, художественноеремесло — развиваласьпод влияниемязыческойрелигии, языческогомировоззрения.С принятиемРусью христианстваположение резкоизменилось.Прежде всегоновая религияпретендовалана то, чтобыизменитьмировоззрениелюдей, их восприятиевсей жизни, азначит и представленийо красоте, художественномтворчестве, эстетическомвлиянии.СУЩЕСТВОВАНИЕДВУХ ВЕР ХРИСТИАНСТВАИ ЯЗЫЧЕСТВА
Однакохристианство, оказав сильнейшеевоздействиена русскуюкультуру, особеннов области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — нате области, которые былитеснейшимобразом связаныс жизнью церкви, так и не смоглопреодолетьнародных истоковрусской культуры.Долгими годамина Руси сохранялосьдвоеверие: официальнаярелигия, котораяпреобладалав городах, иязычество, которое ушлов тень, но по-прежнемусуществовалов отдаленныхчастях Руси, особенно насеверо-востоке, сохраняло своипозиции в сельскойместности.Развитиерусской культурыотразило этудвойственностьв духовнойжизни общества.Языческиедуховные традиции, оказывалиглубокое воздействиена все развитиерусской культурыраннего средневековья.И неслучайно, чтовершина духовногодостиженияДревней Руси- “Слово о полкуИгореве” всепронизаноязыческимимотивами, о чеммы еще скажемниже.РОЛЬ ЦЕРКВИВ РАЗВИТИИРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Однозначногоответа на вопросо влиянии церквина культурно-историческийпроцесс, обоценке ее культурнойдеятельностибыть не может.С одной стороны, церковьстимулироваларазвитие отдельныхсфер культуры(письменность, архитектура, живопись идр.), используяарсеналихсредств дляпропагандырелигиознойидеологии. Сдругой, подчинениеэтих сфер культурыинтересамцеркви, установлениестрожайшегоконтроля ирегламентациив конечномсчете сковывалиразвитие. Оценкароли церквив развитиикультуры должнабыть конкретноисторической, она не можетбыть одинаковойи однозначнойпо отношениюк разным периодам.
Стользначительноеместо, котороезанимала религияв древнерусскойкультуре, неприводило, кполному ибезраздельномугосподствуцеркви в этойсфере жизниобщества.МИФОЛОГИЯСЛАВЯН: ЯЗЫЧЕСТВОВажнейшиепредставленияславян
Применительнок истории ДревнейРуси язычествомназываютсярелигиозныеверования, обряды и традиции, сложившиесядо принятияхристианства.
Мифологическоеповествование- основа важнейшихпредставленийславянскогоязычества: очудесном обустройствемира необыкновеннымисуществами- богами; о божественномприсутствиив природе, очеловеческойсудьбе и общественныхделах; об иерархиибогов, котораямыслиласьпрежде всегокак семейноесоподчинениемладшего поколениябогов старшему; о постоянномсверхъестественномдвижении формжизни — в потусторонниймир и обратно.Наконец, в тканьязычествакрасной нитьюбыла вплетенамифологическаяидея дуализма- все (и природа, и человеческоеестество) пронизаноборьбой светлых, добрых и темных, злых начал.
Мифологическиеобразы боговсоставлялипантеон — божественноесообщество.Славянин-язычниксвято верилв реальностьсуществованиясвоих богов.Одно старинноесказание сохранилослова князяВладимира, обращенныек варягу Олаву:«Прошу тебяпочитать богови укрощать себяперед нимипокорностью; опасаюсь, чтоони прольютна тебя ужассвоего бурногогнева и жестокости».
Боги, каки предки изсвоей обители, зорко следилиза порядкомв мире, выступалигарантом соблюденияобычаев древнегообщества.Измифологическихолицетворениитемных силязычествоформировалополчища демонов- нечисть. Открытыедревнему человекув виде религиозногознания, мифывоспринималисьв культурахпрошлого каксвященныеповествования.Священный ореолвокруг важнейшихмифов поддерживалсяеще и тем, чтомногие мифыимели своимпрямым продолжениеритуал, священнодействие, разыгрывающеесюжет мифа.Основныеобычаи
Повсеместнораспространялсяобычай сожженияпокойникови возведениянад погребальнымикострами большихземляных насыпей- курганов. Верав загробныймир проявляласьв том, что вместес покойникамиклали вещи, оружие, пищу, а на могилахежегодно устраивалисьпоминки в честьсвященныхпредков. Длязащиты от злыхсил (упырей, леших, злыдней)употреблялисьамулеты изволчьих и медвежьихзубов, применялисьсловестныезаговоры, вносилисьмагическиезнаки в орнамент.Рождение, свадьба, смерть — всеэти событияв жизни человекасопровождалисьзаклинательнымиобрядами.Божества
Главнымибожествамиславян являлись: божество вселенной- Род, божествосолнца — Даждь, бог скота — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы — Перун.Кроме того, существоваломножествомелких божеств.
Священнымсчитался домашнийочаг или печь, как символсемьи. Огнюмолились подовином. В деревняхстояли идолы, изображавшиебожества, которым“всеммиром” приносилижертвы. Боговугощали специальнооткормленнымибаранами ибыками, причемте, кто приносилжертвы, самиучаствовалив съедениижертвенныхживотных.
Почиталисьсвященнымирощи, реки, озера.Кроме того, укаждого племенисуществовалообщее святилище, куда сходилисьчленыплеменина особо торжественныепраздники илидля решенияважныхдел.Календарныеобряды и праздники
Важнейшиена Руси языческиеобряды и праздникибыли слиты сземледельческимтрудом, с жизньюприроды, а значит, с мифологическимиолицетворениямиприродных сил.
Колядование
РождениеКоляды, мифологическогосущества, родственногоМакоши, совпадалопо времени с«рождением»Солнца — зимнимсолнцеворотом.Участникиобряда колядованияраспевалипесни, прославлявшиеКоляду, ходилипо домам, желалихозяевам здоровья, богатого урожая, приплода внаступающемгоду. По требованиюколядующиххозяева вознаграждалиих съестнымидарами — этобыла жертваКоляде. Разжигаликостры, и подвеселые песни, собранная едаколлективнопоедалась.Происходилоэто обычно 24декабря (постарому стилю).Колядованиемначиналисьзимние святки- древний славянскийпраздник началаНового года, длившийся с25 декабря по 6января (по старомустилю). В чемего суть? Набиравшеесилу солнцеобещало скороепробуждениеземли, возрождениеприроды. Древниеземледельцы, неразрывносвязанные своимтрудом с природой, верили, что, соединяя усилиямногих людейв обрядовомдействе, онимогут помочьплодородию.Ведь люди иприрода, согласноих мировоззрению,- две части одногоцелого, а обряд- средство сообщениямежду ними.Обязательныесвяточные игры, веселые забавы, обильная едаи хмельныенапитки пробуждалив людях жизнерадостнуюэнергию, которая, по их убеждению, сливалась свозникающейэнергией плодородия, удваивая ее.Другая сторонасвяточныхритуалов — гадания.Каждому хотелосьузнать, каковбудет год: урожайнымли, обильнымли на недуги, щедрым ли насвадьбы. Считалось, что открытоепо святочномугаданию обязательносбудется.Масленица
В концемарта, в периодвесеннегоравноденствияотмечали масленицу.Масленица — праздник проводовзимы и встречивесны. Непременнымспутником этоговесеннегопраздника былиблины, масляныеблины. Своейформой онисимволизировалисолнце. Тысячулет назад видблинов был ещеближе к древнейшемусхематическомуизображениюСолнца. Объевшисьмаслянымиблинами, надтолпой возвышаласьсама Масленица- олицетворениеконца зимы иначала сезонаплодоношения.На праздникеона присутствовалав виде чучела, разодетогов женские одежды.Гуляние начиналосьс обрядов призываи встречи Масленицы.Заканчивалосьже гуляниеритуальнымзахоронениемМасленицы — чучело сжигалиили, разорвав, разбрасывалипо полям, закапывали.Ознаменовавприход весны, передав своюсилу полям, Масленицадолжна былатеперь успокоитьсядо следующегогода.Весенниепраздники
К весеннимобрядам заранееготовились: вышивали полотенцас изображениямибогини плодородия.Не обходилисьвесенние обрядыи без расписанныхяиц. Традициярасписыватьяйца весной- одна из древнейших, среди сохранившихсядоныне. Расписноеяйцо было стольважным атрибутомобрядов, чтодлительноевремя (примернос Х века) держалсяобычай пользоватьсяспециальноизготовленнымикерамическимиразукрашеннымияйцами — писанками.Считалось, чтораскрашенноеритуальноеяйцо обладаетнеобыкновеннымисвойствами: им можно исцелитьбольного илидаже потушитьпожар, случившийсяот удара молнии.
Венчаливесеннюю обрядностьи начиналилетнюю «зеленыесвятки». Ониприходилисьна конец мая- июнь (в разныхместностяхназначали свойсрок). Для землепашцаэто время критическое- все, что мог, он на поляхсделал, брошенноезерно даловсходы, теперьвсе зависелоот природы, азначит, от прихотиуправляющихприроднымистихиями существ.
Взорземледельцаобращался кводным гладям- к рекам и озерам, источникамблагодатнойутренней росы.А душа — к русалкам, властительницамводоемов. Иожидали в этовремя от русалокне только шалостейи козней, но иорошения полейживительнойвлагой, способствующейколошениюхлебов.
Русальныеритуальныехороводы ипесни сопровождалисьударами бубна, резкими звукамифлейты. Верчениеми прыжками, пронзительнымивыкрикамиучастникиприводили себяв состояниекрайнего возбуждения.Такое массовоебуйство должнобыло привлечьвнимание русалоки выманить ихиз омутов.Ярилиндень
Добрыйурожай зависелне только отумеренногоорошения, нои от солнечноготепла. Поэтомучастью «зеленыхсвяток» былидва «огненных», солнечныхпраздника — Ярилин день(4 июня по старомустилю) и ИванаКупала (24 июняпо старомустилю).
Ярилобыл богомвосходящего(весеннего)солнца, богомлюбви, богомпроизводителеми покровителемживотных, производителемрастений, богомсилы и храбрости.ДеньИвана Купалы
Купала- божество славянскоймифологии, связанное скультом солнца.Во время праздникаоно было явленочучелом мужского, а иногда и женскогопола.
Украшениеми символомпраздника былицветы иван-да-марья.Согласно поверьям, в ночь на ИванаКупалу распускалсяогненногоокраса чудесныйцветок папоротника, указывавшийместо закопанныхкладов.
Колдовскиечары окружалиэтот цветок, отыскать егои открыть кладсчиталось деломпочти невозможным.Особо доверчивыеи азартныеотправлялисьночью в лес.Веками из уств уста передавалисьв народе небылицыо таких простаках.
Вечеромна Ивана Купалумагическимобрядом добывания«живого огня»начиналосьглавное действо: от затеплившегосяогня возжигалисьсвященныекостры, и самыйудалой народпускался прыгатьчерез них. Каждыйстремилсявзвиться повыше, потому чтоволшебнымобразом отвысоты прыжказависела высотахлебов. Вокругкостров водилисьхороводы.Сборурожая
Следующийвиток аграрныхкалендарныхпраздникови обрядов приуроченко временисбора урожаеви началу егопереработки.Особеннозначительнымибыли: праздник«первых плодов»(начало августа); чествованиеРода, когдахлеба уже ссыпаныв закрома (время«бабьего лета», с конца августадо серединысентября); началопрядения льна(октябрь).РЕМЕСЛОДРЕВНИХ СЛАВЯН
РусскиеремесленникиX — XIII веков сделалисвой большойвклад в развитиекультуры древнейРуси. В тысячахкузниц по Днепру, по Волге и Окековали плугидля вспашкиполей, сотниоружейниковготовили оружие, а в ювелирныхмастерскихсоздавалосьтончайшее«узорье» избронзы, серебраи золота, украшенноефилигранью, чеканкой и невыцветающейэмалью.
Историядревнерусскогоремесла рассматриваетсяпо двум разделам: в первый вошлиматериалы подеревенскомуремеслу, а вовторой — по ремеслугородскому.Многие техническиеприемы, известныегороду XI — XII веках, деревне известныне были; многиетипы вещейбытовали тольков городе илитолько в деревне.ДЕРЕВЕНСКОЕРЕМЕСЛОКузнечноедело
С ростомобщественногоразделениятруда именнокузнецы сталипервымиремесленниками-специалистами, именно их народокружил сотнямиразличныхлегенд и поверий:«кузнец — колдун, хитрец» находилсяпод покровительствомрусского Гефестаили бога Сварогав языческоймифологии, онмог не тольковыковать плугили меч, но иврачеватьболезни, устраиватьсвадьбы, ворожить, отгонять нечистуюсилу от деревни.В эпическихсказанияхименно кузнецявляется победителемдракона — Змея-Горыныча, которого онприковываетза язык. В своемделе кузнецыиспользовалируду, котораясодержала от18 до 40 % железа.Железо получалинебольшимичастями, достаточнымилишь для изготовления: ножей, долот, стрел, серпови других сравнительнонебольшихпредметов. Ковремени формированияславянскихплеменныхсоюзов и началуобразованияКиевскогогосударстваметаллургическоедело насчитывалоуже полуторатысячелетнийопыт.
Появилисьспециальныегорны, вынесенныеза пределыземлянок, аварка и ковкажелеза сталаделом особыхмастеров. Весьпроцесс изготовленияметаллическихвещей распадалсяна следующиестадии: 1) добычаруды; 2) предварительнаяобработка; 3)плавка руды(«варка железа»);4)горячая ковкадля полученияжелаемых изделий.
Чаще всегоруда залегаетна дне рек иозер; ее разведываютострым шестомили железнымщупом, а добываютчерпаками сдлинной рукоятьюс плотов илилодок.
Полученнаяруда промывалась, затем приносиласьв поселок иподвергаласьпредварительнойобработке, заключавшейсяв дробленииее, в легкомобжиге, способствовавшемпроцессувосстановленияокислов железа.Самым сложными ответственнымделом являласьвыплавка железаиз руды.
Последняястадия — проковкаподводит насвплотную кследующемуэтапу обработкиметалла — ккузнечномуделу. Техникаручной ковкиочень малоизмениласьсо временидомонгольскойРуси. Подлинныхдревних кузницизвестно много.В тех случаях, когда их обнаруживали, они оказывалисьили у самоговала, на краюгородища, илидаже выносилисьза пределывала. Для разогреванияжелеза кузнецунеобходим былгорн с хорошоналаженнымдутьем(на основемеха). Для извлеченияраскаленногометалла изгорна и длядержания егона наковальнеслужили клещи(иногда их называют«изымало» — отглагола «изымать», вытаскивать).
Клещиделались издвух половинок, скрепленныхосью, их формаразлична: однииз них приспособленыдля вытаскиванияи держаниянебольшихпредметов, другие имеютспециальныекрючки на концахдля держанияшироких и массивныхвещей и большийразмах захватывающейчасти клещей.Раскаленноедобела железоклалось нанаковальнюи подвергалоськовке.
Ковкапроизводиласьогромным молотом.В зависимостиот назначения, молоты былиразличноговеса и формы- от тяжелых имассивныхмолотов у подручногокузнеца — молотобойцадо небольшихмолотков, которымикузнец орудовалсам, или непосредственноударял по железу, или подставлялсвой молотокна место, требующееудара, а по молоткубил своим тяжелыммолотом подручный.
Кузнецамудавалосьвыковать железныелопатки с длиннымижелезными жерукояткамидо 1 м длиной; расплющиватьковкое железо(при изготовлениисковород) онимогли до 30 смв поперечнике.Различалисьтехническиеприемы ковки.
К вещам, наиболее простымпо изготовлению, нужно отнестинож, гвозди, серпы, косы, долота, плужныеножи, шилья, кочерги, лопатыи сковороды.Все эти плоскиепредметы нетребовалиспециальныхприемов и моглибыть изготовленыи без подручногокузнеца.
Ко второйгруппе надоотнести вещи, требовавшиесварки, например: цепи, дверныепробои, железныекольца от поясови от сбруи, удила, огнива, светцы, остроги. Следующимтехническимприемом былоприменениерубила дляразрубанияжелеза. Этотприем мог бытьприменен толькопри совместнойработе обоихкузнецов, таккак нужно было, во-первых, держатьклещами раскаленныйкусок железа, что при большихразмерах тогдашнихнаковален былонелегко, во-вторых, держать и направлятьрубило, в-третьих, бить по рубилумолотком. Зубилоприменялосьпри выработкемотыг, кос, петельдверей. Наиболеесложным былоизготовлениетопоров, молоткови замков. Древниерусские кузнецыизготовлялииногда и винты, но делали ихне нарезкой, а путем перекручиваниячетырехгранногостержня. Получавшиесявинты значительнокрепче сиделив дереве, чемобычные гвозди.Верхом кузнечногоискусстваявлялись замки.
В деревенскихкузницах XI — XIIIвеков работалопо два кузнеца, один в качествеосновногомастера, другой- подручным.Они обслуживаливсе нужды ближайшихпоселков. Приведенныйассортименткузнечныхизделий исчерпываетпочти веськрестьянскийинвентарь, необходимыйдля постройкидома, сельскогохозяйства, охоты и дажедля обороны.Ювелирноедело
Нарядус железнымиизделияминайдено множествобронзовых, медных и серебряныхукрашений, следовательно, можно говоритьо существованииремесленников-ювелиров.
Судя поданным XII — XIII веков, коваль и ювелирсовмещалисьв одном лице.Изготовлениеукрашений, равно как ицелый ряд другихотраслей русскогоремесла, к сожалению, не имеет разработаннойистории дляэтой историческойэпохи. Наиболееблагоприятныйв этом отношенииматериал женскихпогребенийуничтоженпогребальнымикострами и либосовсем не дошелдо нас, либодошел в видебесформенныхслитков. Большинствотехническихприемов древнерусских«кузнецов помеди и серебру»уходят своимикорнями в древниевека. В X — XIII векаможно отметитьбольшую тщательностьвыделки и большоеразнообразиеформ. Материаломдля украшенийслужили медь, серебро и ихразличныесплавы; золотав деревенскихкурганах нет.По внешнемувиду русскиеукрашения изсплавов делилисьна две группы: подражающиепо цвету золоту(с преобладаниемв сплаве меди)и имитирующиесеребро (бронзас большим содержаниемолова, или сплавмеди с серебром«билкон», илисплав серебрас золотом). Низолота, ни серебра, ни меди в пределахтогдашнихрусских земельне было, — всеэти металлыввозились изсоседних стран.— Литье
Средиразличныхтехническихприемов древнерусскихювелиров напервое местонужно поставитьлитье. Металлрасплавлялив глиняныхтиглях припомощи мехов, повышавшихтемпературугорна. Затемрасплавленныйметалл черпалииз тиглей глинянойложкой, носившейназвание «льячки», которые с металломподогревалив пламени изатем металлвыливали влитейную форму.Когда залитаяформа остывала, из нее извлекалиметаллическоеизделие, в точностиповторившееформу. Почтивсе формыодносторонни, т.е. такие, которыеприкрывалисьсверху гладкойплиткой известняка.Благодаря этомулицевая сторонапредмета быларельефной, аоборотная — гладкой. Длятого, чтобысделать какую-нибудьажурную подвескус прорезямипосередине, нужно было приизготовленииформы оставитьв ней нетронутымите места, гдедолжны бытьпустоты. Тогдаэти непрорезанныена форме местабудут полносоприкасатьсяс накладнойкрышкой формыи металл тудане проникнет.Литейные формыделали из мягкихпород камняизвестняка, песчаника.Многие вещипроизводятвпечатлениеизготовленныхштампом илипутем непосредственнойобработкиметалла резцом.При помощиразличных видовлитья ювелирыизготовляличрезвычайномного различныхпредметовукрашения. Навторое местопосле литьянужно поставитьковку и цвет-чеканкуцветных металлов.Принципиальноеотличие откованых металлов.
Способыковки железазаключаетсяв том, что серебро, медь и их сплавыкуются значительнолегче и поддаютсядаже холоднойковке. В куполахмы видим тонкуюкованную серебрянуюпроволоку итонкие листысеребра. Расплющенноев листы серебро(или медь) шлона различныеподелки: очелья(или венчики), пластинныебраслеты, оковкушкатулок, ушкидля прикрепленияподвесок и т.д.Ковкой изготовлялисьнекоторые видыместных гривен, браслеты, наголовникии д.р. Чеканкатонких металлическихлистов применялоськрайне редкотолько в оченьпростых формахточечногоузора, идущегопо краю подвескиили в виде несколькихвдавленныхлиний. Иногдаорнамент наносилсярезцом, имеющемформу маленькогодолото, поворачиваякоторый с одногоугла на другоймастер получална поверхностиметалла зигзагообразнуюлинию, резцомже гравировалсяи вырезалсялюбой произвольныйрисунок. Особеннобогаты различнымивидами орнамента, на которых мывидим и кружки, и линии, проведенныезубчатым колесоми зигзагами, и просто резьбу, и глубокийлитой орнамент.— Производствопроволоки
Затемпосле литьяи ковки важнымявляется производствопроволоки. Внебольшихколичествахпроволокаупотребляласьне только дляукрашений, нои в быту. Проволокойобматывалисьчеренки ножей, из проволокиделались кольца, а также браслеты, височные кольца, и целый ряддругих украшений.Для изготовлениямедной илисеребрянойтянутой проволокибыл необходимтак называемое«волочило»- железная доскас рядом просверленныхотверстий, которые делалиськоническими; каждое соседниеотверстие имелодиаметр меньше, чем предыдущие.Для волоченияпроволокипредварительновыковывалисеребряныйили медныйстержень, заострялиего, всовывалив самое крупноеотверстиеволочила. Затемего протягивалиподряд черезкаждый глазок, и так до техпор, пока неполучали проволокутребуемогодиаметра. Меднуюпроволокудиаметром до2 мм удавалосьполучить длинойдо 150 см. В целомряде областейправобережьяДнепра известныбусы из тонкогопроволочногокаркаса, накоторый прикрепленыкрупные зернаметалла. Бусыэти носят условноеназвание «минских», они часто встречаютсяв деревенскихкурганах дреговичейи древлян.Гончарноедело
Гончарноедело в славянскихземлях имеетдревнюю традициюизготовления.На рубеже IX — Xвеков оно приобрелоновую техникуи превратилосьв ремесло. Враннее времясудя по дактилоскопическимотпечаткам, изготовлениеглиняной посудыбыло женскимделом. Письменныеже памятникиКиевской Русиговорят исключительноо гончарах — мужчинах. Дляизготовлениягоршков использоваласьглина. Глинаперед лепкойсосуда специальнообрабатывалась, смачиваласьводой, тщательноразминалась.Лепка сосуда, независимоот способаформовки его(от руки или накруге), производиласьленточным, жгутовым способом.Глина раскатываласьна длинныевалики, уплотняласьпри этом, а затемгончар укладывалэти валикиспирально, сообразуя сжелаемой формойсосуда. Послеэтого валикисдавливались, швы между нимизатиралисьи производиласьокончательнаяотделка сосуда.Возможно, чтоплоское днищесосуда лепилосьиногда отдельно.Лепная посудадля КиевскойРуси не характерна, так как в этовремя она ужесмениласьгончарной.Предшественникомгончарногокруга быладеревяннаядоска, на которойлепили горшоки которую можнобыло поворачиватьдля удобстваобработкисосуда. Средиразных деревенскихгончарныхизделий на 1-оеместо надопоставитьгоршки, сосудыразличныхразмеров иназначения, в ним можнобыло налитьводу или положитьпродукты, ягоды.
Основноеназначениегоршка — служитьдля варки пищив печах, формагоршка сохраниласьдо наших дней.Иногда встречаютсягоршки с несколькимиспециальнымиотверстиямина дне, применявшиеся, очевидно, дляоткидываниятворога: сывороткастекала черезотверстия надне горшка.Затем идут«корчаги» — большие сосуды, игравшие, главнымобразом, рольхранилищ зерна, браги и другихпродуктов.Существовалии узкогорлыесосуды, носившиеназвание «крина»,«криницы». Вменьшем количестве, чем горшки, гончарамиизготавливаласьплоская посуда(миски, плошки, чаши, блюда).— Клеймана днищах сосудов
Чрезвычайноинтереснымибыли клеймана днищах сосудов.На маленькихкружках, подкладывавшихсяпод сосуд приформовке егона круге, гончарывырезали различныезначки, которыевыпукло отпечатывалисьна днище сосудаи являлиськлеймами мастеров.Они делалисьв виде круга, круга со вписаннымкрестом, ключа, звезды, квадрата, треугольника.Разбирая клеймасосудов изкакой-либоопределеннойкурганнойгруппы, частоудавалосьустановить, что общая схемарисунка разныхклейм одинакова, но что эта схемапостепенноусложняетсядополнениемдеталей. Так, например, наодном горшке, найденном прираскопкахкурганногомогильника, встреченоклеймо в формекруга, в одномиз соседнихкурганов этогоже кладбищавстретилоськлеймо в формекруга с крестомвнутри. В третьемкургане клеймокруг с крестомвнутри и ещес одной линией, в четвертом- к трем линиямдобавлена ещеодна. Такимобразом намечаетсялиния непрерывногоусложнения.Самым интересными важным в этомусложненииявляется то, что горшки снаиболее простымиклеймами являютсяв то же времяи наиболеедревними, акаждое усложнениесоответствуетпоследовательноболее позднимпогребениям.Все это позволяетпредположить, что усложнениеклейм можетсвидетельствоватьо передаче понаследствугончарногодела. Сын продолжалдело отца, нок его клеймудобавлял “линию”.Домашнеепроизводство
При натуральномхозяйствемногое производилосьв каждом отдельномхозяйстве, ине в виде ремесла, а в виде домашнегопроизводства, к которомуможно отнестиизготовлениеодежды, обуви, утвари, земледельческогоинвентаря, творога и сыра.— Плотничьиработы
Плотничьиработы производилисьтопором, универсальныморудием. Топормог быть каклесорубным, так и плотничным.Пила и долотов деревенскомзодчестве неиспользовались.Широкое применениев обработкедерева находилотесло — нечтовроде мотыги.При помощитесла можнобыло долбитьколоду, лодку, корыто. Дляплотничныхработ широкоприменялисьгвозди. Гвоздивсегда четырехгранныес отогнутымверхом. Применялисьи гвозди-шипы.— обработкакожаной обувии мехов
Овчинныетулупы и меховыешапки изготавливалисьдома. Находятжелезные стругидля соскабливанияшкуры.— изготовлениетканей и нитей
Для изготовлениятканей и нитейиспользовались: лен, конопля, овечья шерсть.Пряжа пряласьиз кудели припомощи веретена.На веретено, для ускоренияего вращения, надевали глиняноеили каменноеколечко — «пряслень».На пряслицахочень частызначки и надписи, подтверждающиепринадлежностьего определеннойженщине. С процессомобработки льнаи получениемпряжи связаномного различныхповерий, обычаеви песен, имевшихв свое времяобрядовыйхарактер. Пряжуткали на ткацкомстанке. Тканиделались нетолько простые, но и узорные.Узор бывалодноцветным, двухцветным, трехцветными многоцветным.Часто, крометакого узора, ткани украшалицветной вышивкойили набойкой.Ткацкий станбыл самым сложныммеханизмомв деревне и вто же времясамым необходимым.ГородскоеремеслоЮвелирноедело
В городешироко применялисьизделия изкованной меди.Котлы, чаши, миски из тонкихлистов медивыполняли поопределенномупрофилю. Кровлизданий крылилистами кованноймеди. Из медилили колокола, кресты, складни, подсвечники, перекрестьядля мечей, а вболее ранниевремена — идолов, подвески кожерелью, пряжки, штампы длятиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркалаи т.д. Частьпредметовотливаласьв каменныхлитейных формах, большая жечасть отливаласьс восковыхмоделей. Образцомплоского литьяпо восковоймодели можетслужить известнаябронзовая аркаXII век из городана Десне. Литейщикамчасто приходилосьрешать задачусоздания объемныхвещей, которыенельзя быловынуть из формы, не разломавее. Для этогоиспользовалсятак называемыйспособ «потеряннойформы», когдаизготовиввосковую модель, обмазывалиее глиной совсех сторон, обжигали, вытапливаливоск, наливалиметалл и дляполучения вещиразламывалиглиняную форму.Именно этимприемом созданряд бронзовыхи серебряныхфибул со зверинымимордами, бронзовыеподсвечникис такими жемордами побокам и ряддругих предметов.Материаломдля форм служилипесчаник, известняк.Известны формыдля котлов, длякрестов, дляпоясных бляшек, для широкихзапястий длябубенчиков, пуговиц, перстнейи т.д. Многиелитейные формыимитируютдорогие изделияс зернью, сканью, заменяя этисложные приемылитьем. ковкаи чеканка. Вбольшинствеслучаев из медии серебравыковываласьразличнаяпосуда — судки, вазы, братины, чары, блюда. — чеканка
С ковкойсеребра и медисвязана чеканкаэтих металлов.Простейшийвид чеканкипредставляетнанесениерисунка навнешнюю поверхностьвещи различнымипуансонами.Орнаментируемуюпластину клалина жесткуюподкладку инаносили узор, уплотняя металлв месте удара.Узоры наносилисьразличнойформы: одниимели вид маленькогодолотца, другиедавали отпечатокв виде кольца, круга, треугольника.Встречаютсяпрофильныепуансоны дляфигурной чеканки.Таким способомукрашены оковкитурьих роговв курганах Хвеков. Большейчастью рисунокэтих оковокгеометричен, поражает своимфантастическиморнаментомиз фигур людейи причудливыхдраконов иптиц. Эта техникагосподствуетдо XII века, когдапоявляетсятехника выпуклойчеканки, прикоторой сначалаорнаментированнуюсеребрянуюпластинкучеканят с обратнойстороны, выдавливаярисунок резкимвыпуклым рельефомнаружу. Послеэтого лицеваясторона подвергаетсяболее детальнойобработке: разделываютодежды, лицо, волосы, подправляютобщий рельеф.Для того, чтобыне порватьтонкий металлпри такой глубокойвыпуклой чеканке, работу производилина специальнойупругой подушкеиз вара, воскаили смолы. Точнотак же и приобработкелицевой стороныобратную сторонузаливают подобнойже упругойсмесью чтобыне нарушитьполученногорельефа ударом.Потребностьв проволокебыла большаяи требовалосьее для различныхнужд оченьмного. Медная, серебряная, золотая проволокашла на самыеразличныеизделия. Проволокакрупного калибрашла на изготовлениегривен и браслетов, более тонкого- на височныекольца, цепочки, а наитончайшиепроволочныенити украшалиповерхностиразличныхпредметовсложным и причудливымузором филиграни.Филигрань, русская сканьпредставляютсобой скрученныепроволоки, образующиекакой-либоузор. Сканьможет бытьажурной, когдасами проволокиобразуют каркасвещи, но можетбыть и накладнойна пластинке.И в том, и в другомслучае дляскреплениянитей междусобой или спластинойтребуетсяпаяние. Всяработа производитсятак: сначаласкручиваетсяпроволока, затем, при помощиминиатюрныхщипцов, нитиизгибаютсяпо задуманномурисунку искладываютсядруг с другомили кладутсяна пластину.После этогона пластинунасыпаетсяприпой в видепорошка легкоплавкогометалла, и пластинас уложеннымина нее нитямиставится вжаровню. Припойрасплавляетсяи соединяетнити с пластиной.Если работадолжна бытьажурной, тонити собиралина какой-нибудьплитке, присыпалиприпоем лишьдля того, чтобыони скрепилисьдруг с другом, но не с основой.На пластинунапаивалимельчайшиезерна металла.Зерна серебраи золота заготавливализаранее измельчайшихкапель металла, а затем укладывалипри помощималенькогопинцета наорнаментируемуюпластинку.Далее ее посыпалиприпоем и ставилив жаровню. Враннее времязернью особенноусердно украшалисеребряныелунницы, накоторые напаянопо 2250 мельчайшихсеребряныхзерен, каждоеиз которыхменьше в 5-6 разбулавочнойголовки. На см2было приделано324 зерна. На Киевскихколтах количествозерен доходилодо 5000 штук. Иногдаприменяласьперегородчатаязернь. На пластинунапаиваласьтонкая гладкаяпроволока, создававшаякаркас рисунка.Пространствомежду проволокамигусто засыпалосьзернью, наплавляласьвся сразу. Сканьприменяласьв самых различныхслучаях: дляподвесок кожерелью, длярукоятей мечей, для обрамлениякрупных эмалевыхмедальонов.— Черньи эмаль
Черньприменяласьдля серебряныхизделий, гдечерный фонрезко контрастировалс выступающимсветлым серебрянымузором. В составчерни входятсеребро, свинец, красная медь, сера, соль.Серебрянаяпластинка подчернь должнабыть изготовленачеканкой илитиснением такимобразом, чтобыфон был углубленпо сравнениюс рисунком. Фонеще дополнительнопроцарапывалирезцом, длялучшего сцеплениячерни с серебром.После этогопорошок разводилии полученнуюкашицу размазывалипо углублениямпластинки.Затем пластинуставили в жаровню, и чернь прочносоединяласьс серебром.Получив черныйфон, мастерподправлялкрая его резцоми им же добавлялвыступающиечасти узора.Эмалью украшалисьглавным образомзолотые вещи, так как толькозолото обладаеттакой степеньюковкости илегкоплавкости, которые требовалисьдля созданияосновы подэмаль. На поверхностиметалла делаютсязамкнутые узорыиз каких-либоперегородок, которые заполняютсястекловидноймассой эмалиопределенногоцвета. Массыбывают прозрачныеи непрозрачные.Для эмалевыхвещей применялосьзолото с примесью20 — 30 % серебра.Изготавливаласьтонкая золотаяпластинка, накоторой выдавливалсявглубь общийконтур рисунка, а затем на днеполучившегосяуглубленияювелир намечалместа, где должныбыть припаяныперегородки.Перегородкиделались изтончайшихполосок золотав 0,5 — 2 мм высотой.Полоски изгибалипо рисунку инапаивали наребро на пластинку.Для каждойцветной точкиприходилосьделать отдельнуюзолотую ячейку.После окончанияработы по золотув каждую ячейкунасыпали эмалевыйпорошок разныхцветов, и всяпластинкаставилась вжаровню. Эмальплавлениемпрочно соединяласьс золотом. Нужнобыло вынутьвещь тогда, когда эмальрасплавлена, но еще не потерялажелаемого цветаот перегрева.Остудив вещь, мастер осторожнопроковывалвыступающиекрая золотыхперегородоки шлифовалповерхностьэмали.— Обработкакожи.
Обувь, шапки, оружейныеремни, пояса, сбрую, седла, колчаны, щиты, переметныесумы, рукавицы, плети, переплетыкниг и пергамент- все это требовалоразнообразнойвыделки кожи различныхспособов ихподшивки. Сырьемдля кожевенникаслужили воловьи, козлиные иконские шкуры.Сначала шкурыочищали отволос в огромномчане, которыйбыл сделан ввиде ящика изколотых плах, вставленногов пазы врытыхв землю столбов.Следующаястадия — дублениекожи, для которогоупотреблялисьспециальныеэкстракты.Квашение кожсопровождалосьмеханическимразмягчениемих — кожи мялируками. Выделаннуюкожу кроилии сшивали. Шилии мягкую обувь, и обувь с твердойподошвой. Хотяобувь дошладо нас в оченьнебольшомколичестве, но это различиесапоги, которыеделились надва типа: первыйс плоским основанием(для сапог сподошвой) ивторой, округлый, для мягкойобуви. К особымкожевеннымработам надоотнести изготовлениекрасного изеленого сафьяна- хоза, из которогоделались богатыесапоги, и изготовлениепергамента, который делалсяиз телячьейкожи, специальнообработаннойи разглаженной.— Обработкакамня
Работыпо камню делятсяна два раздела: работы, связанныесо строительнымделом, т.е. обработкабольших блокови плит, и мелкаяювелирнаяработа надогранкой иотшлифовкоймелких самоцветов.К первому разделунужно отнестипостройкузданий, дворцы, стен, башен, церквей, крестов, половых плит, крупных скульптурныхпроизведенийи изготовлениежерновов. Материаломслужили: песчаник, известняк, мрамор и другиепороды. Древнейшимпамятникомкаменотесногодела являетсяизвестныйЗбручский идол(Х век). Это высокийчетырехгранныйстолб с рельефнымизображениемна гранях. Дляего обработкибыли примененышпунт, скарчень, молоток. Масштабнымибыли и мукомольныежернова дляручного размолазерна в 40-50 см вдиаметре итолщиной 5-8 см.Нижний жерновобычно возвышенк краям, а верхнийвогнут. Необычайногорасцвета русскоекаменотесноедело достиглов СуздальскойРуси в XII-XIII веках.Белокаменнаярезьба Владимиро-СуздальскойРуси этогопериода в украшенияхдворцов, соборовстала примечательнойчертой собороввообще. Прекраснойрезьбой славилисьутварь и посуда.В искусстверезчиков снаибольшейполнотой проявилисьрусские народныетрадиции, представлениярусичей о прекрасноми изящном. Знаменитыйхудожественныйкритик второйполовины XIX — началаXX века Стасовписал: «Естьеще пропастьлюдей, которыевоображают, что нужно бытьизящным тольков музееях, вкартинах истатуях, в громадныхсоборах, наконец, во всем исключительном, особенном, ачто касаетсядо остального, то можно расправлятьсякак ни попало- дескать, делопустое и вздорное…Нет, настоящее, цельное, здоровое, в самом делеискусствосуществуетлишь там, гдепотребностьв изящных формах, в постояннойхудожественнойвнешностипростерласьуже на сотнитысяч вещей, ежедневноокружающихнашу жизнь».Древние русичи, окружая своюжизнь постоянной, скромной красотой, давно подтвердилисправедливостьэтих слов. Вторымразделом вобработке камнябыло изготовлениемелких предметов, требовавшихтонкой и тщательнойобработки. Сюдаможно отнестиизготовлениекаменных бус, крестиков, иконок, литейныхформ, шлифовкукамней дляукрашенияразличныхзолотых медальонов.Материаломслужили плотныесорта известнякаи ряд драгоценныхи полудрагоценныхкамней вродесердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, альмандина, яшмы, янтаря.Бусы сверлилисьс двух сторон, так как труднобыло сделатьдлинное сверло.
Затембусы гранилисьили обтачивались.Последнимэтапом былашлифовка камня.Также делалиськамни для оправыв золото. — Стекло
Долгоевремя все стеклянныевещи, находимыев X — XII веках, считалипривознымииз Византииили даже изСирии. Но раскопкиВ.В.Хвойка вКиеве доказалисуществованиетам стеклоделательноймастерской.В этой мастерскойбыло найденобольшое количествостеклянныхбраслетов иперстней целыхи разбитых, нов основномсплавленныхвместе. Здесьже были найденыкуски эмалии инструментыдля изготовленияколтов с эмалью.Стеклянныебраслеты, являлисьраспространеннойнаходкой вдревнерусскихгородищах.Стеклянныеперстни былираспространенызначительноменьше, онивстречаютсяв Киеве и другихблизких к Киевугородах, а такжена севере — воВладимире наКлязьме. Браслетыизготовлялисьиз стеклянныхжгутов, сложенныхкольцом в горячемсостоянии исваренных вместе скрепленияконцов. Прираскопкахгородов (особенноюжных) находятв слоях XI — XIII вековстеклянныесосуды в видефлаконов икубков. Онисделаны изтолстого стеклаи обычно украшеныорнаментомиз налепленныхстеклянныхваликов и жгутов.Техника изготовлениястеклянныхбус была несложнее, чемизготовлениебраслетов илиперстней.Производствостекла надосчитать исключительногородскимремеслом, икоторое моглобыть далеконе в каждомгороде. В малыегородки и вдеревни стеклянныевещи(браслетыи бусы) попадалис теми же коробейниками, которые неслитуда пряслица, дешевые бронзовыекрестики содноцветнойпростенькойэмалью и тонкопропиленныекостяные гребни.Быт народа
Культуранарода неразрывносвязана с егобытом, повседневнойжизнью, как ибыт народа, определяемыйуровнем развитияхозяйствастраны, тесносвязан с культурнымипроцессами.Народ ДревнейРуси как в большихдля своеговремени городах, насчитывающихдесятки тысяччеловек, таки в селах в несколькодесятков дворови деревнях, вкоторых группировалосьпо два-три двора.Жилище: изба
Сам термин«изба» связываетсяс различнымпо конструкциижильем — каксрубным, таки полуземляночным; этот терминобозначаетвообще жильес печью, теплоежилье. — отопление
Отоплениерядовых жилищ- изб, истобок- происходилопо-черному.Печь не имеладымохода, в ееверхнем сводебыло отверстие, через котороедым выходилв помещение, а из него черезокна и дверьнаружу. В целяхскорейшеговыхода дымаиз помещенияпечь ставиласьближе к двери, выходившейв сени. Топкапо-черному былаодной из главныхпричин частыхпожаров в селениях.В богатых жилищахотопление было, вероятно, болееусовершенствовано.В богатых домахбыли большиеокна, возможно, даже стеклянные.Слюда в письменныхисточникахне упоминается, но ее кускидовольно частыв древнерусскихгородищах.Оконное стекло, изобретениеримлян I века, стало в Европепредметомроскоши, ноникогда неисчезало. Поэтомуне приходитсяудивляться, что оконныестекла круглойформы быливстречены вразвалинахдворцов X-XI векахв Киеве, в Белгородеи в других центрахдревней Руси.Внутренняяобстановкажилища: мебель
О древнерусскоймебели и внутреннихпринадлежностяхжилища мы знаемочень мало. Вписьменныхисточникахдовольно частоупоминаетсятолько ковер.Полы княжескихдомов былиобычно устланыковрами; этиинтересныепроизведенияприкладногоискусства донас не дошли.Столы и спальниупомянутырассказе оземлетрясениив Киеве. Столомназывался икняжеский трон, на киевскихмонетах, гдекнязь изображенв кресле, надписьгласит: «Владимирна столе». Кроватьупоминаетсяв «Слове о полкуИгореве»: Святославкиевский лежит«на кровати»(здесь имеетсяввиду на тисс-овой кровати, напоминающийкрасное дерево).Кровать называетсятакже «одром»,«ложем», «постелью».Одеяла у богатыхлюдей нарядноукрашались.Сама постельв богатом домеустраиваласьроскошно.— освещение
Освещениедревнерусскихдомов при слабоместественномсвете сквозьволоковые окнаимело особоезначение. Бедныедома освещалисьлучинами; хотяупоминанийоб этом нет, нопри раскопкахрусских городоввстречаютсяжелезные светцы- подставки длялучин. Богатыедома освещалисьсвечами. Свечиупоминаютсяв источникахчаще, но толькоцерковные.Несомненно, что восковыесвечи применялисьи в быту: свечиоставалисьлучшим средствомосвещения вбогатых домахвсех стран доXIX века. Особыеглиняные подставки, встречающиесяпри раскопках, считают подсвечниками.В Киеве находятлампады в оченьбольшом количестве, это глиняныесветильники, в которых находилосьмасло с фитилем, который горел.— материал
В курганахвстречаютсякуски шерстяныхтканей, причеминогда можноопределить, что шерсть былаокрашена, например, в красный цвет.Встречаютсятакже льняныеткани и шелковыетесемки, шитыемишурным золотоми составляющиеукрашение болеебогатых женскиходежд.— пояса
Поясабыли кожаныеи очень узкие(1,5- 2 см), с меднымипряжкой инаконечником.Для древнерусскихпряжек характернаформа, напоминающаялиру. Пояса вболее богатыхмужских погребенияхукрашены рельефнымибляшками, меднымиили серебряными, в виде пальметокили розеток, с таким женаконечником.Остатки поясоввстречаютсяпочти исключительнов мужскихпогребениях, женская одеждане подпоясывалась.— пуговицы
Иногдав курганахвстречаютсяпуговицы отрубах медныесферические, а также костяные, но особенномного былодеревянныхпуговиц, до насне дошедших.В женской одеждепуговицамииногда служилибусы, например, сердоликовыеили хрустальные, или бубенчики.— зимняяодежда
Зимниеодежды простогонарода делалисьиз недорогихмехов. Например, медвежьи шубысчитались вДревней Русипростонародными, причем возникалидаже сомнения, прилично лиих носитьсвященникам.Овчинные шубыбыли наиболеераспространенными.О головныхуборах древнерусскихкрестьян мыничего не знаем.— одеждагорожан
Одеждарядовых горожан, ремесленников, мелких торговцев, по-видимому, отличаласьне только отодежды феодалов, но и от крестьянской.Об этом мы можемсудить лишьпо одной детали.Самой частойнаходкой вовсех древнерусскихгородах являютсяобломки стеклянныхбраслетов XI — XIII веков Крестьянеже носили браслетыпочти исключительноиз меди. Цветстеклянныхбраслетовразнообразен: есть синие, зеленые, желтые, фиолетовыеи другие; ониблестящи иярки. Гораздореже встречаютсястеклянныеперстни. Устойчивостьэтой деталиженского нарядапозволяетпредполагать, что и одеждагорожан быласвоеобразна.По-видимому, горожане былиоригиналамдля тех изображенийлюдей в короткихрубахах, которыевстречаютсяв народныхсценках, вплетенныхв заглавныебуквы позднейшихрусских летописей.Материаломодежд горожанслужил, в частности, домотканыйхолст. Одеждазнати ( мужскаяодежда) Наиболеехарактернымпризнакомкняжеской, боярской идружиннойодежды являетсяплащ. В дружинныхкурганах этоговека обычнойнаходкой являютсяфибулы, застежкиплащей. В техслучаях, когдав погребениинаходятся двефибулы, они, обычно, соединеныцепочкой.НАПРАВЛЕНИЯХУДОЖЕСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫПисьменность, грамотность, образованиеДопринятия Христианства
Основойлюбой древнейкультуры являетсяписьменность.Когда она зародиласьна Руси? Долгоевремя существоваломнение, чтописьмо на Русьпришло вместес христианством, с церковнымикнигами и молитвами.Однако согласитьсяс этим мне довольнотрудно, у. к. естьсвидетельствоо существованииславянскойписьменностизадолго дохристианизацииРуси. В 1949 годусоветскийархеолог Д.В.Авдусинво время раскопокпод Смоленскомнашел глиняныйсосуд, относящийсяк началу Х века, на котором былонаписано«горушна»(пряность).Это означало, что уже в этовремя в Восточно-Славянскойсреде бытовалописьмо, существовалалфавит. Обэтом же говорити свидетельствовизантийскогодипломата иславянскогопросветителяКирилла. Вовремя пребыванияв Херсонесев 60-е годы IХ векаон познакомилсяс Евангелием, написаннымславянскимибуквами. В дальнейшемКирилл и егобрат Мефодийстали основоположникамиславянскойазбуки, которая, видимо, в какой-точасти основываласьна принципахславянскогописьма, существовавшегоу восточных, южных и западныхславян задолгодо их христианизации.Надо вспомнитьи о том, что договорыРуси с Византией, относящиесяк первой половинеХ века, имелидве копии, такженаписанныена славянскомязыке.Послепринятия Христианства
ХристианизацияРуси дала мощныйтолчок дальнейшемуразвитиюписьменности, грамотности.На Русь со времениВладимира сталиприезжатьцерковныеграмотеи, переводчикииз Византии, Болгарии, Сербии.Появились, особенно впериод правленияЯрослава Мудрогои его детей, многочисленныепереводы греческихи болгарскихкниг как церковного, так и светскогосодержания.Переводятся, в частности, византийскиеисторическиесочинения, жизнеописанияхристианскихсвятых. Этипереводы становилисьдостояниемграмотныхлюдей: их судовольствиемчитали в княжеской, боярской, купеческойсреде, в монастырях, церквах, гдезародилосьрусское летописание.В XI веке получаютраспространениетакие популярныепереводныесочинения, как«Александрия», содержащеелегенды и преданияо жизни и подвигахАлександраМакедонского, являющеесяпереводомвизантийскойэпической поэмыо подвигахвоина Дигениса.— обучениеграмотности
Такимобразом, грамотныйрусский человекXI века знал многоеиз того, чемрасполагалаписьменностьи книжная культураВосточнойЕвропы, Византии.Кадры первыхрусских грамотеев, переписчиков, переводчиковформировалисьв школах, которыебыли открытыпри церквахсо времениВладимира I иЯрослава Мудрого, а позднее примонастырях.Есть немалосвидетельство широком развитииграмотностина Руси в XI — XII веков.Однако она былараспространенав основном лишьв городскойсреде, особеннов кругу богатыхгорожан, княжеско-боярскойверхушки, купечества, зажиточныхремесленников.В сельскойместности, вдальних, глухихместах населениебыло почтисплошь неграмотным.С XI века в богатыхсемьях сталиучить грамотене только мальчиков, но и девочек.Сестра ВладимираМономаха Янка, основательницаженского монастыряв Киеве, создалав нем школу дляобучения девочек.— распространениеграмотности
Яркимсвидетельствомширокогораспространенияграмотностив городах ипригородахявляются такназываемыеберестяныеграмоты. В 1951 годуво время археологическихраскопок вНовгородесотрудницаэкспедицииНина Акуловаизвлекла изземли берестус хорошо сохранившимисяна ней буквами.«Я двадцатьлет ждал этойнаходки!» — воскликнулруководительэкспедициипрофессорА.В.Арциховский, давно предполагавший, что уровеньграмотностиРуси того временидолжен былнайти отражениев массовомписьме, какиммогли быть вотсутствиина Руси бумагиписьмена либона деревянныхдощечках, о чемговорили иностранныесвидетельства, либо на бересте.С тех пор в научныйоборот введенысотни берестяныхграмот, говорящихо том, что вНовгороде, Пскове, Смоленске, других городахРуси люди любилии умели писатьдруг другу.Среди писемделовые документы, обмен информацией, приглашениев гости и дажелюбовная переписка.Некто Микитанаписал своейвозлюбленнойУльяне на бересте«От Микиты коУлианици. Поидеза меня...». Осталосьи еще одно любопытноесвидетельствоо развитииграмотностина Руси: такназываемыенадписи граффити.Их выцарапывалина стенах церквейлюбители излитьсвою душу. Средиэтих надписейразмышленияо жизни, жалобы, молитвы. ЗнаменитыйВладимир Мономах, будучи ещемолодым человеком, во время церковнойслужбы, затерявшисьв толпе такихже молодыхкнязей, нацарапална стене Софийскогособора в Киеве«Ох тяжко мне»и подписалсясвоим христианскимименем «Василий».Литература.Устное народноетворчество.
Общийподъем Русив XI веке, созданиецентров письменности, грамотности, появление целойплеяды образованныхлюдей своеговремени вкняжеско-боярской, церковно-монастырскойсреде определилиразвитиедревнерусскойлитературы.Эта литератураразвивалась, складываласьвместе с развитиемлетописания, ростом общейобразованностиобщества. Улюдей появиласьпотребностьдонести дочитателей своивзгляды нажизнь, размышленияо смысле властии общества, роли религии, поделитьсясвоим жизненнымопытом. Литературавызываласьк жизни такжепотребностямивремени: нуждамицеркви, заказамикняжескойверхушки. Наэтом общемблагоприятномкультурномфоне появлялисьоригинальнои независимомыслящие писатели, средневековыепублицисты, поэты.— первыекниги
Русьюхристианствадостояниемотечественнойкультуры сталакнига: не береста, недеревяннаядощечка, несвиток, а именнокнига. Из летописиизвестно, чтоначало систематическому собиранию книгбыло положенона Руси княземВладимиром, который, оставляяКорсунь, вывезиз греческогогорода не малофолиантов.Далее эта библиотекапополняласьболее благороднымпутем: книгипокупали, ихдарили в подарок.Черездвести лет, вначале XIII века, Русь обладаладовольно большимколичествомпроизведенийвизантийскихавторов. Причемпроизведенияэти были разныхжанров. Например, была догматическаялитература«Точное начертаниеправославнойверы» ИоаннаДамаскина,«Слова» АфанасияАлександрийского,«Поучения»Кирилла Александрийского; произведенияНила Синайского,«Ответы» АфанасияСинаита; словацерковные — Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Феодора Студита, Ефрема Сирина.В круг чтениярусских книжниковвошли жизнеописаниялитературасвятых.Образованныерусские людибыстро приобщилиськ греческойисторическойлитературе: имели сборниксокращенныхпересказовВетхого Завета; хроники изложениявизантийскойистории — ГеоргияАмартола, ИоаннаМалалы. На Русиуже до монгольскогонашествиязнатоки древнегреческогоязыка были нев диковинку.Занималсяпереводамикнязь Ярославс помощьювысокообразованныхтолмачей.— библия
Особонужно сказатьо Библии — Священномписании христианства.Первые переводыНового Заветана славянскийязык были сделаныКириллом иМефодием. Поэтому переводуРусь постиглаазы христианства.В XI веке переведенныеотрывки ветхозаветныхтекстов былисобраны в Изборниках(1073 и 1076 годах). К XIIвеку отечественныехристиане имелипочти полныйславянскийперевод Библии.Велика заслугана поприщепросвещениякнязя ЯрославаМудрого. «ДеятельностьЯрослава илисделанное им, состояло в том, что Русь, крещенуюВладимиром, он сделал книжноюи грамотною...»,- утверждаетрусский историкXIX века У.У.Голубинский.Поэтому оченьскоро послекрещения кпроизведенияминоземногопроисхожденияприбавилисьиноземные, поистине оригинальныеи талантливые.— Первыерусские книги
Нам неведомыимена авторовсказаний опоходах Олега, о крещенииОльги или войнахСвятослава.Первым известнымавтором литературногопроизведенияна Руси сталсвященниккняжескойцеркви в Берестове, впоследствиимитрополитИларион. В начале40-х годов XI векаон создал своезнаменитое«Слово о законеи благодати», в котором вяркой публицистическойформе изложилсвое пониманиеместа Руси вмировой истории.О нем уже шларечь. Во второйполовине XI векапоявляютсяи другие яркиелитературно-публицистическиепроизведения:«Память и похвалаВладимира»монаха Иакова, в котором идеиИлариона получаютдальнейшееразвитие иприменяютсяк историческойфигуре ВладимираI. В это же времясоздаются«Сказание опервоначальномраспространениихристианствана Руси», «Сказаниео Борисе и Глебе», святых покровителяхи защитникахРусской земли.В последнейчетверти XI веканачинает работатьнад своимисочинениямиНестор. Летописьбыла его завершающейфундаментальнойработой. Доэтого он создалзнаменитое«Чтение о житииБориса и Глеба».В нем, как и в«Слове» Илариона, как позднеев «Повестивременных лет», звучат идеиединства Руси, воздаетсядолжное еезащитниками радетелям.Уже в ту порурусских авторовбеспокоит этанарастающаяполитическаявражда в русскихземлях, в которойони угадываютпредвестиебудущей политическойкатастрофы.— основныепроизведения
ЛитератураХII века продолжаеттрадиции русскихсочинений ХIвека. Создаютсяновые церковныеи светскиепроизведения, отмеченныеяркой формой, богатствоммыслей, широкимиобобщениями; возникают новыежанры литературы.На склоне летВладимир Мономахпишет своезнаменитое«Поучениедетям», ставшееодним из любимыхчтений русскихлюдей раннегосредневековья.В начале ХII векаодин из сподвижниковМономаха игуменДаниил создаетсвое, не менеезнаменитое«Хождениеигумена Даниилав святые места».Богомольныйрусский человекотправилсяк гробу Господнюи проделалдлинный и трудныйпуть — до Константинополя, потом черезострова Эгейскогоморя на островКрит, оттудав Палестинуи до Иерусалима, где в это времябыло основанопервое государствокрестоносцевво главе с королемБолдуином.Даниил подробноописал весьсвой путь, рассказало пребываниипри двореиерусалимскогокороля, о походес ним противарабов. Даниилмолился у гробаГосподня, поставилтам лампадуот всей Русскойземли: окологроба Христаон отпел пятьдесятлитургий «Закнязей русскихи за всех христиан».И «Поучение», и «Хождение»были первымив своем родежанрами русскойлитературы.Летописи
Летописи- это средоточиеистории ДревнейРуси, ее идеологии, понимания ееместа в мировойистории — являютсяодним из важнейшихпамятниковписьменности, литературы, истории и культурыв целом. Засоставлениелетописей, т.е.погодных изложенийсобытий, бралисьлишь люди самыеграмотные, знающие, мудрые, способные непросто изложитьразные делагод за годом, но и дать имсоответствующееобъяснение, оставить потомствувидение эпохитак, как ее понималилетописцы.Летопись быладелом государственным, делом княжеским.Поэтому поручениесоставитьлетопись давалосьне просто самомуграмотномуи толковомучеловеку, нои тому, кто сумелбы провестиидеи, близкиетой или инойкняжескойветви, тому илииному княжескомудому. Тем самымобъективностьи честностьлетописцавступали впротиворечиес тем, что мыназываем «социальнымзаказом», еслилетописец неудовлетворялвкусам своегозаказчика, сним расставалисьи передавалисоставлениелетописи другому, более надежному, более послушномуавтору. Перваялетопись, возможно, была составленав конце Х веков.Она была призванаотразить историюРуси со временипоявления тамновой династииРюриковичейи до правленияВладимира сего впечатляющимипобедами, свведением наРуси христианства.Уже с этоговремени правои обязанностьвести летописибыли даны деятелямцеркви. Именнов церквах имонастыряхобреталисьсамые грамотные, хорошо подготовленныеи обученныелюди — священники, монахи. Онирасполагалибогатым книжнымнаследием, переводнойлитературой, русскими записямистаринныхсказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжениибыли и великокняжескиеархивы.АрхитектураОсобенности
Русьдолгие годыбыла деревянной.И ее архитектура, крепости, терема, избы строилисьиз дерева. Вдереве русскийчеловек, преждевсего как инароды, жившиерядом с восточнымиславянами, выражал своевосприятиестроительнойкрасоты, чувствопропорций, слияние архитектурныхсооруженийс окружающейприродой. Большинствожилых построекв городах, укреплений, дворцов и церквейв то время строилосьиз дерева.Археологическиераскопки показалимногообразиедеревянногозодчества исуществованиев XI — XIII веков трех-, четырех-, этажныхзданий(«вежи»- донжоны, терема).Многие деревянныеформы — башни, двускатноепокрытие — повлияливпоследствиина каменноезодчество.
Живопись, скульптура, музыкаОбщиечерты
Древнерусскоеискусство — живопись, скульптура, музыка — с принятиемхристианстватакже пережилоощутимые перемены.Языческая Русьзнала все этивиды искусства, но в чисто языческом, народном выражении.Древние резчикипо дереву, камнерезысоздавалидеревянныеи каменныескульптурыязыческихбогов, духов.Живописцыразрисовывалистены языческихкапищ, делалиэскизы магическихмасок, которыезатем изготовлялисьремесленниками; музыканты, играя на струнныхи духовых музыкальныхинструментах, увеселялиплеменныхвождей, развлекалипростой народ.— церковноеискусство
Церковноеискусствоподчиненовысшей цели- воспеть христианскогобога, подвигиапостолов, святых, деятелейцеркви. Еслив языческомискусстве«плоть» торжествоваланад «духом»и утверждалосьвсе земное, олицетворяющееприроду, тоцерковноеискусствовоспевалопобеду «духа»над плотью, утверждаловысокие подвигичеловеческойдуши радинравственныхпринциповхристианства.В византийскомискусстве, считавшемсяв те временасамым совершеннымв мире, это нашловыражение втом, что там иживопись, имузыка, и искусствоваяния создавалисьв основном поцерковнымканонам, гдеотсекалосьвсе, что противоречиловысшим христианскимпринципам.Строгость вживописи, иконопись, мозаике, фреске, возвышенность,«божественность»греческихцерковныхмолитв и песнопений, сам храм, становящийсяместом молитвенногообщения людей,- все это былосвойственновизантийскомуискусству. Еслита или инаярелигиозная, богословскаятема была вхристианствераз и навсегдастрого установлена, то и ее выражениев искусстве, по мнениювизантийцев, должно быловыражать этуидею лишь рази навсегдаустановленнымобразом; художникстановилсялишь послушнымисполнителемканонов, которыедиктовалацерковь.Музыка
Составнойчастью искусстваРуси являласьмузыкальное, певческоеискусство. В«Слове о полкуИгореве» упоминаетсялегендарныйсказитель-певецБоян, который«напускал»свои пальцына живые струныи они «самикнязьям славурокотали». Нафресках Софийскогособора мы видимизображениемузыкантов, играющих надеревянныхдуховых и струнныхинструментах- лютне и гуслях.Из летописныхсообщенийизвестен талантливыйпевец Митусв Галиче. В некоторыхцерковныхсочинениях, направленныхпротив славянскогоязыческогоискусства, упоминаютсяуличные скоморохи, певцы, танцоры; существовали народныйкукольныйтеатр. Известно, что при дворекнязя Владимира, при дворахдругих видныхрусских властелиновво время пировприсутствующихразвлекалипевцы, сказители, исполнителина струнныхинструментах.В свадебных, застольных, похоронныхпеснях отражалисьмногие чертыжизни людейтого времени.Так, в древнихсвадебныхпеснях говорилосьи о том времени, когда невестпохищали «умыкали» в более поздних- когда их выкупали, а в песнях ужехристианскоговремени речьшла о согласиии невесты, иродителей набрак.ЛИТЕРАТУРА
“Материалы семинарских занятий по истории” (профессор Попова Т.Г., Оганесян М.Н.)
Головатенко «Истори России: спорны проблемы.»
Карамзин Н. М. Предания веков. 1988 год
Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви», том 1
Ключевский В.О. Курс русской истории. Том 2
Козлов Ю.А. «От князя Рюрика до императора Николая II: “станицы управления государством”
Костомаров Н. И. „Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей“
Мельникова А. “Клады земли русской.” Наука и жизнь, №9, 1979
Насонов А.Н. „Русская земля и образование территории древнерусского государства.“
Рыбаков Б.А.»Киевская Русь и Русские княжества XI — XIII вв.".
Сафроненко К.А. «Общественно-политический строй Галицко-Волынской Руси»
Тихомиров М.Н.«Древнерусские города»
Хрестоматия по истории России, 1994 год, Том 1
Янин В.Л. «Новгородская феодальная вотчина»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :