Реферат по предмету "Разное"


Автор: А. Ю. Носатова, Амурский Государственный Университет, г. Благовещенск

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ КАК ОСНОВА ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ.Автор: А.Ю. Носатова, Амурский Государственный Университет, г.Благовещенск Руководитель: Т.В. Третьякова Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности. Именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт всем участникам педагогического общения. Поэтому конфликты, возникающие между учителем и учеником несут в себе опасность. Следует отметить, что специфика данного конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным социальным статусом. При этом ответственным за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций является учитель: ведь школа-модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. Еще одной особенностью конфликта, возникающего между учителем и учеником является разница в жизненном опыте участников, различное понимание событий и причин (конфликт «глазами ученика» и конфликт «глазами учителя» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику-справиться с эмоциями, подчинить их разуму, профессиональная позиция учителя обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики. Следует помнить, что конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. В педагогическом общении раскрывается субъективный мир и учащихся, и учителя, выявляется их личностное своеобразие. Противоречивость их взаимодействия детерминирована различием психологии, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемых социальных ролей и т.д. Следует помнить, что напряженно – противоречивым является сам процесс становления личности каждого ребенка, протекая в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими, между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения, между стремлением к взрослости, самостоятельности и инфантильностью, между желанием самоутверждения и неадекватными средствами их реализации, между направленность добиться успеха и ненадежностью используемых средств и т.д. Изучение Симоновой Л.В реакций учителей на конфликтное поведение школьников показывает, что внимание большинства поглощается прямым противостоянием – дисциплинарными нарушениями, дерзкими выходками, непослушанием. В то же время не менее серьезные по своим последствиям формы конфликтного поведения – скрытый, пассивный протест ускользает из поля зрения. Равнодушие, игнорирование этих поведенческих реакций оборачивается потерей интереса детей к учению, отчуждением от учителя и школы. Известно, что инициатором педагогического конфликта может быть не только школьник, но и сам учитель. Его конфликтогенные проявления также отличаются разнообразием: грубость, «наклеивание ярлыков» («бездельник», «двоечник»), публичная компрометация учеников, разглашение доверительных тайн; скрытое унижение личности (иронии, насмешки), пристрастное отношение, выделение «любимчиков» и д.р. Приведенный перечень достаточно типичных конфликтогенных, т. е провоцирующих агрессивные реакции психологической защиты у детей, в своей сущности является выражением педагогического императива, нарушением принципов профессиональной этики, неумением строить учебно – воспитательное взаимодействие на ненасильственной равнопартнерской основе. Очень важно заметить, что конфликтогенное поведение учителя представляет опасность не только потому, что ведет к обострению взаимоотношений с детьми. Образ действий, поступки наставника воспринимаются ими как допустимая модель поведения, заражая агрессивностью и репрессивностью. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная «техника безопасности» педагогической деятельности. Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется не только верно разрешить конфликт, но и понять его причины. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие виды конфликтов: 1. Конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; 2. Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; 3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. 4. Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последневремя наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще. Конфликты поступков- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса , то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер). Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. Хотелось бы отметить, что при разговоре с детьми учителю нужно четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате). Не смотря на это, многие из преподавателей затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями. Существует пять типов поведения в конфликтной ситуации: 1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 3) компромисс – стороны соглашаются в чем-то уступит друг другу, в результате чего устанавливается баланс интересов; 4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5) сотрудничество, когда участники конфликтной ситуации приводят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К.Томас считает, что при избегании конфликта стороны не достигают успеха, при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, т.к. при этом один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны (учитель и ученик) оказываются в выигрыше. От выбранной позиции участниками в конфликтной ситуации зависит успешность и исход преодоления конфликта. В соответствии с проведенным нами исследованием по выявлению конфликтной предрасположенности у учеников и у учителей, был сделан вывод, что большинство учащихся стремятся к соперничеству и избеганию в конфликте и лишь 3% опрошенных согласны на сотрудничество и компромисс. Успешность педагогического взаимодействия во многом зависит от стремления учеников видеть в преподавателе сотрудника, а не соперника. Сотрудничество при этом способствует сближению позиции учителя и ученика, ведет к взаимопониминию. Именно поэтому проблема сотрудничества между учениками и учителями является очень важным аспектом педагогического общения и ставит сотрудничество как основу гуманной педагогики. Таким образом, мы видим, что конфликт является достаточно серьезной проблемой, требующей своевременного и правильного разрешения. Как руководитель педагогического общения, наделенный властными полномочиями, учитель несет ответственность за исход любого столкновения с учащимися. Решающим в предупреждении конфликтов с ребенком выступает профессионализм личности педагога, оптимизм, способность преодолеть психологическую несовместимость, ориентация на положительные начала, сотрудничества, альтруистическая доминанта поведенческих реакций. ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Рудакова И.А. Конфликтология для педагогов/ И.А.Рудакова. – Ростов-на-Дону, 2005. – 155с. 2 Акавова С.С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-воспитательном процессе// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007.- №3.-С.50-53. 3 Гришина Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина. – С.П.б.: Питер, 2006. – 464 с. 4 Маркова А.К. Психология труда учителя/ А.К. Маркова. – М.: Академия, 1993. – 156с. 5 Шуман С.Г. Школьный конфликт глазами психолога// Педагогика. – 2001. - №9.-С.46 – 56.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистические методы изучения взаимосвязей производственных показателей фирмы
Реферат Ликвидность коммерческого банка
Реферат 1. Пётр Великий и компания "друзей"
Реферат Проект магазина одежды Зима-Лето
Реферат Drugs And Rock And Roll Essay Research
Реферат Движение электронов - отклоняющие системы ЭЛТ
Реферат What Happened To The Coupon Clippers Essay
Реферат 5 Международный уголовный суд Часть 2
Реферат Статистические показатели по РФ, Мордовии и Рузаевскому району
Реферат Современное развитие гостиничного хозяйства Республики Беларусь
Реферат Общественные (братские) и государственные школы конца XVI и XVII веков
Реферат Быт женщины дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
Реферат Оценка физической работоспособности в разных возрастных группах
Реферат Сетевые возможности OC MS Windows
Реферат 1. Цели и задачи муниципальной системы образования. Доступность образования