Эволюция естественнонаучной картины мира, стр. из ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРАXI КЛАСС (34 ч)Автор программы: В. Р. Ильченко (Полтава, Педагогический институт).Программа факультативного курса согласована с программами по физике, химии, биологии, астрономии, обществоведению. Читается курс в то время, когда происходит систематическое повторение и обобщение учебного материала в процессе подготовки к выпускным экзаменам. В условиях научно-технической революции, характерными чертами которой являются информационный взрыв и интеграция научного знания, учащиеся должны выходить из школы с целостными представлениями о природе, убеждением в том, что понимание реального мира достигается благодаря открытию единых устойчивых структур, лежащих в основе многообразия изменяющихся явлений, применения сквозных принципов, на основе которых происходит объяснение явлений природы, обобщение знаний о ней и развитие их. На факультативных занятиях раскрывается перед учащимися содержание основных естественнонаучных идей, общих законов наук о природе, фундаментальных теорий, их роль и место в развитии естественнонаучной картины мира. При этом анализируются знания о природе, полученные на протяжении обучения в школе, происходит их обобщение, но не в рамках каждого отдельного предмета, а на основе естественнонаучной картины мира, которая выступает как синтез и обобщение знаний о природе, целостный ее образ, объединяющий наиболее существенное содержание различных разделов естествознания. Таким образом, факультативный курс выступает как завершение осуществления межпредметных связей в процессе изучения всех предметов естественнонаучного цикла, обобщения знаний учащихся о природе. В согласии с программами школьных предметов и с научными представлениями о картине мира и ее эволюции в основу содержания факультатива взята физическая картина мира, так как физика была и остается теоретической основой естествознания в целом и каждой его конкретной области. Синтез естественнонаучного знания, полученного учащимися в школе, производится на основе общих естественнонаучных идей, общих законов природы, фундаментальных теорий, являющихся в основном предметом изучения физики, хотя формирование естественнонаучной картины мира основывается и на других предметах естественнонаучного цикла. На семинарских занятиях упор делается на обсуждение рефератов, являющихся результатом самостоятельной работы учащихся по повторению, обобщению учебного материала, а также на установление межпредметных и внутрипредметных связей по предметам естественнонаучного цикла. Примерные темы рефератов даются в программе факультатива, они могут быть составлены и самостоятельно. Как видно из перечня тем, одни из них больше касаются физики, другие — химии или биологии. Учащиеся могут выбрать себе темы в согласии со своими интересами и склонностями. Но при раскрытии темы учащиеся должны показать знания не по одному, а по нескольким предметам в их взаимосвязи и взаимодействии при формировании того или иного понятия, играющего важную роль в создании целостных знаний о природе. Ориентиром для учащихся являются знания, которые они получают на факультативных занятиях. Во время работы над рефератами учащимися организовываются консультации, к которым целесообразно привлекать всех учителей тех предметов, взаимосвязи между которыми устанавливают учащиеся. Эти же учителя могут принимать участие в оценке и проверке рефератов, использовать лучшие рефераты на своих уроках обобщающего повторения. В процессе работы над рефератами учащиеся используют школьные учебники по физике, химии, биологии, астрономии, географии, обществоведению, а также задачники по физике, химии, так как по многим темам необходимо показать алгоритм решения типичных задач, научно-популярную литературу, примерный перечень которой прилагается и указывается к каждому реферату. Основным пособием для учащихся может служить пособие «Перекрестки физики, химии, биологии», где учащиеся найдут материал по эволюции картины мира и примеры обобщения знаний по многим законам и понятиям. Оканчивается факультативный курс обобщающим занятием, на которое, как показывает опыт, целесообразно пригласить всех учащихся десятых классов. На занятии учитель раскрывает основные этапы развития научной картины мира, вскрывает причины ее развития, выступают участники факультатива с лучшими рефератами, чтение которых сопровождается применением таблиц, демонстрацией опытов, слайдов и т. д.1. Введение (1 ч) Понятие о научной и естественнонаучной картинах мира. Этапы развития научной картины мира. Истоки научных воззрений о мире. Картины мира древних мыслителей (Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Аристотель).^ 2. Механистическая картина мира (6 ч) Становление механистической картины мира (открытие Коперника, Галилея, Кеплера, картина мира Декарта). Расцвет механистической картины мира (Вселенная Ньютона; ньютоно-линнеевская школа в науке; развитие идеи атомизма в представлениях о строении вещества — Дальтон, Ломоносов, Лавуазье, Берцелиус). Механицизм, его основные черты. Распад механистической картины мира. Эволюционные идеи в науке (работы Канта, Лапласа, Дарвина, Максвелла, Больцмана). Утверждение в науке статистических закономерностей. Открытие закона сохранения и превращения энергии, второго начала термодинамики, периодического закона.^ Семинарские занятия (4 ч)Примерные темы рефератовИдея относительности движения, однородности пространства и времени в механике. Типичные задачи по кинематике (21).Законы сохранения в механике, их связь с симметрией пространства и времени. Типичные задачи на применение законов сохранения (21).Закон сохранения массы вещества в естествознании. Типичные физические и химические задачи на применение закона (12).«Системы природы» Линнея и теория тяготения Ньютона (12, 7).Статистические закономерности (закон естественного отбора, законы молекулярной физики и химической кинетики) (12, 5, 18).Закон сохранения и превращения энергии в природе, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе (12, 16, 1).Периодический закон и его значение для обобщения знаний о строении вещества (19, 12, 2).Роль молекулярно-кинетической теории в объяснении явлений природы (12).Необратимость процессов в природе (12, 20).ДемонстрацииОтносительность движения.Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчетаЗакон сохранения и превращения энергии в механических процессах.Закон сохранения импульса.Закон сохранения массы вещества в химических реакциях и агрегатных превращениях вещества.Опыты с доской Гальтона.Изменение внутренней энергии тела при выполнении работы, теплопередаче и химических реакциях.Модельный эксперимент по изучению необратимости процессов.Электромагнитная картина мира (4 ч) Становление электромагнитной картины мира (работы Эрстеда, Ампера, Фарадея, Максвелла, Лоренца, Герца). Основные понятия электромагнитной картины мира, ее отличия от механистической картины мира. Теория относительности Эйнштейна, изменение представлений о пространстве и времени.Семинарские занятия (2 ч)Примерные темы рефератовЭлектромагнитные взаимодействия в природе (7, 3).Химические связи в живом и неживом веществе (12, 2).Развитие представлений о массе (12, 14).Закон сохранения электрического заряда в природе (12).Развитие идеи относительности Эйнштейном (21).ДемонстрацииОпыт Эрстеда.Опыт Ампера.Опыт Фарадея.Излучение и прием электромагнитных волн диполем.Свойства электромагнитных волн.Закон сохранения электрического заряда.Диапозитивы «Типы химических связей».^ 4. Современная естественнонаучная картина мира (9 ч) Становление современной научной картины мира (работы Планка, Резерфорда, Бора, Шредингера, Гейзенберга). Основные понятия современной научной картины мира, ее коренное отличие от предыдущих картин мира. Развитие квантовой химии, молекулярной биологии. Современная космология (Эйнштейн, Фридман, Зельдович). Учение В. И. Вернадского о биосфере.Научно-техническая революция, ее основные тенденции. Охрана природы. НТР и личность. НТР и современный стиль мышления ^ Семинарские занятия (6 ч)Примерные темы рефератовКвантовые представления при объяснении физических, химических, биологических явлений, изучаемых в школе (12 39, 15). Построение периодической системы элементов на основе квантовых законов (12, 19).Проявление четырех типов взаимодействий в природе (12,7).Общие законы природы (12, 10).Законы сохранения в микромире (12, 10, 14).Вклад Резерфорда и Бора в построение современной картины мира (12, 8).Современные представления о строении атома и свойствах элементарных частиц (12, 8).Круговороты веществ в биосфере как проявление периодичности в природе и законов сохранения (12, 6, 17).История Земли и географической оболочки (12, 6).В. И. Вернадский и естествознание XX в. (12, 13, 17).Задачи охраны природы в век НТР.Симметрия. Решение типичных задач с применением знаний о симметрии (21, 22).Периодичность в природе. Типичные задачи на периодические процессы в природе (12, 22).Современные представления о строении и эволюции Вселенной (21).Эволюция картины мира и атеистических воззрений (11).ДемонстрацииПолучение сплошных и линейчатых спектров.Шкала электромагнитных излучений.Фотоэлектрический эффект.Химическое действие света.Фотосинтез.Изометрическое превращение вещества под действием света.Модель опыта Резерфорда.Фотографии треков элементарных частиц.^ 5. Обобщающее занятие (2 ч)Литература для учащихсяАлексеев Г. Н. Энергия и энтропия.—М.: Знание, 1978.Аст а фу ров В. И., Бусев А. И. Строение вещества.—М.: Просвещение. 1983.Вавилов С. И. Глаз и солнце.—М.: Наука, 1981.Волькенштейн М. В. Перекрестки науки.— М.: Наука, 1972.Гангнус Александр. Рискованное приключение разума.— М.: Знание, 1982.Голованов Л. В. Созвучье полное в природе.— М.: Мысль, 1977 Григорьев В. И., Мякишев Г. Я. Силы в природе.— М: Наука, 1969.Д а н и н Д. Вероятностный мир.— М.: Знание, 1981.Дмитриев И. С, Семенов С. Г. Квантовая химия —ее прошлое, и настоящее.— М.: Атомиздат, 1980.Законы природы и их познание.—М.: Просвещение, 1982.Еремеева А. М. Астрономическая картина мира и ее творцы.—М.: Наука, 1984.Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии, биологии.— М.: Просвещение, 1986.Казначеев В. П. Учение о биосфере.—М.: Знание, 1985.К а р о й х а з и Ф. Истинное волшебство.— М.: Атомиздат, 1980.Комиссаров Г. Г. Химия и физика фотосинтеза.— М.: Знание, 1980.Кричевский И. Р., Петр я нов И. В. Термодинамика для многих.— М: Педагогика, 1975.Лапо А. В. Следы былых биосфер.— М.: Знание, 1979.Николаев Л. А., Фадеев П. Н. Молекула, скорость, реакция.—М.:Просвещение, 1975.Петря но в И. В., Трифонов Д. Н. Великий закон.— М.: Педагогика, 1976.С м и р н о в В. Г. Под знаком необратимости.—М.: Знание, 1977.Силк Дж. Большой взрыв. Рождение и эволюция Вселенной.—М.: Мир, 1982.Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир.— М.: Просвещение, 1982.Литература для учителейЭнгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.—- 2-е изд.— Т. 20.Ильченко В. Р. Взаимосвязи при изучении естественных наук в школе.— Киев: Радянська школа, 1981.Кудрявцев П. С. Курс истории физики.— М.: Просвещение, 1982.Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира.— М.: Изд-во АН СССР, 1961.Кульман А. Г. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева.— М.: Просвещение, 1975.Линднер Г. Картины современной физики.— М.: Мир, 1977.Методологические принципы физики.— М.: Наука, 1975.Мултановский В. В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе физики.— М.: Просвещение, 1975.Новиков И. Д. Эволюция Вселенной.— М.: Наука, 1983.Холигер Вальтер. Природа в научной картине мира.— М.: Прогресс, 1966.Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии — М.: Высшая школа, 1981.Шредингер Э. Что такое жизнь? — М.: Атомиздат, 1972. Copyright © www.eduspb.com