Реферат по предмету "Разное"


Авраамий Смоленский

Карпов А. Ю.
Авраамий, игумен смоленского Положения Ризы Пресв. Богородицы монастыря (последняя четверть XII — первая четверть XIII в.).
Биографические сведения о смоленском игумене содержатся исключительно в его Житии, написанном его учеником Ефремом. Авраамий родился в Смоленске. Известно имя его матери — Мария. (Позднейшие редакции Жития называют имя его отца — Симеон, а также имя, которое Авраамий получил при крещении, — Афанасий; однако достоверность этих сведений сомнительна.) Будущий игумен принял пострижение в монастыре Пресв. Богородицы в Селище, близ Смоленска, и здесь же был рукоположен в иеромонахи. Житие датирует это княжением «великого и христолюбивого князя Мстислава Смоленского и всея Руси», т. е., очевидно, Мстислава Романовича, князя Смоленского в 1197—1212 гг. (великий князь Киевский в 1212—1223). Вскоре Авраамий получил широкую известность благодаря своей аскетической жизни и особенно глубоким познаниям и учительному дару: «дасть бо ся ему благодать Божия не токмо почитати, но протолковати (истолковать. — А. К.), яже мноземъ несведущимъ и от него сказаная всемъ разумети». Автор Жития приводит слова противников Авраамия, обвинявших его в том, что «се уже весь градъ к собе обратилъ есть». Это вызвало недовольство игумена, который «отлучи» Авраамия и «много озлоблениа на нь возложи». Авраамий покинул Селище и перебрался в Смоленск, в Крестовоздвиженский монастырь, где его проповедь стала привлекать еще больше народа («начаша боле приходити, и учение его множайшее быти»). Судя по рассказу Жития, проповеди Авраамия носили яркую эсхатологическую окраску: «не престааше Страшнаго поминая суда, испытаниа бояся… и къ всемъ приходящимъ оного страшнаго дне не престая о томъ глаголя». Авраамий получил известность также как иконописец. Житие упоминает две его иконы, сюжеты которых напрямую связаны с темами проповедей: Страшный суд и Испытание воздушных мытарств.
Деятельность Авраамия возбудила всеобщее недовольство духовенства в городе. Проповедник был обвинен в ереси, в том, что он читает «глубинныя книгы», т. е. отреченную литературу; «друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на нь… глаголюще». Было устроено судилище, на котором присутствовали «от мала и до велика весь градъ», причем некоторые предлагали даже казнить вольнодумца: «инии глаголють заточити, а инии къ стене ту пригвоздити и зажещи, а друзии потопити». Особенно неистовствовали игумены и священники; светские же власти не нашли на осужденном никакой вины. Тем не менее по повелению епископа Игнатия (после 1197 — после 1205) Авраамий был препровожден в монастырь на Селище. Ему было запрещено служить литургию, а жителям города — посещать проповедника. Вскоре после этого, рассказывает Житие, в Смоленске случилась жестокая засуха (привлекая данные дендрохронологических исследований, ее предположительно можно датировать 1210—1212 гг.; другая предлагаемая дата: 1218—1220 гг.); лишь тогда епископ осознал несправедливость обвинений против Авраамия и разрешил тому совершать литургию. Тотчас по молитве святого пролился дождь, «и отселе боле просветися по благодати Христове».
С этого времени начинается дружба между епископом Игнатием и Авраамием. Вблизи Смоленска епископ основывает монастырь во имя Положения Ризы Пресв. Богородицы и ставит игуменом Авраамия. Очевидно, это случилось незадолго до кончины епископа Игнатия, о которой рассказывается в Житии (это произошло по крайней мере за несколько лет до 1225 г.).
Игумен Авраамий преставился в глубокой старости. По словам Ефрема, автора Жития, он пребывал в иночестве 50 лет. Год кончины преподобного неизвестен.
Ученик Авраамия Ефрем оставил описание внешности своего учителя: «Образъ же и подобье на Великого Василья (отец Церкви, епископ Кесарии Каппадокийской, IV в. — А. К.): черну браду таку имея, плешиву разве имея главу».
Местное почитание преп. Авраамия возникло уже вскоре после его кончины, о чем свидетельствует Житие. Общецерковная канонизация состоялась на Макарьевском соборе 1549 г. Церковная память преп. Авраамия, игумена Смоленского, празднуется 21 августа.
Следует отметить предположение Б. А. Рыбакова, согласно которому с «делом» Авраамия связана надпись-граффити, обнаруженная при раскопках неизвестной смоленской церкви XII в.: «Господи, помъзи дому великъму, нь даж[дь] врагомъ игумьнмъ истратит[и его до] къньца, ни Климяте» (предполагается, что ее оставили тайные сторонники осужденного проповедника). Однако предложенная гипотеза не кажется убедительной; более того, вызывает сомнение само прочтение надписи Б. А. Рыбаковым. Можно думать, что речь идет не о «врагах игуменах», а о «врагах игумена» (при раскрытии титла предположительно следует читать: «врагомъ игумьньмъ»; ср. прочтение этой надписи А. А. Зализняком).
О литературных трудах самого Авраамия сказать что-либо определенное трудно. Ему приписывают по крайней мере два произведения: 1) краткую молитву с упоминанием г. Смоленска и 2) «Слово о небесных силах и чего ради создан бысть человек и об исходе души», сюжет которого близок к темам проповедей Авраамия, как они обозначены в его Житии. Однако прочных оснований для атрибутирования обоих произведений смоленскому игумену пока что не видно. Список литературы
Розанов С. П. Жития преп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. С. 30—65 (подг. текста и перев. Д. М. Буланина).
Редков Н. Преп. Авраамий Смоленский и его Житие, составленное учеником его Ефремом. Смоленск, 1909 (отд. оттиск из Смоленской старины. Вып. 1. Ч. 1); Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. Л., 1987. С. 126—128; Православная энциклопедия. Т. 1. С. 178—179.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.