Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


­ные фантазеры, и стоит только сказать им, чтобы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребенок начнет сочинять, рисовать, конструировать и т

Воображение Легко ли придумывать? Мы часто слышим, что все дети — удивитель­ные фантазеры, и стоит только сказать им, чтобы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребенок начнет сочинять, рисовать, конструировать и т.п. Почти как в сказке: «Сезам, откройся!». Но в жиз­ни все гораздо сложнее. Каждый педагог, работающий с малышами, знает, что способность сочинять, придумывать необходимо систематически и це­ленаправленно развивать. Во многом умение фантазировать, воображать зависит от того, какой опыт приобрел ребенок до прихода в детский сад, художественную студию. И это не только опыт изобразительной деятель­ности. Вот пример: прихожу в сентябре в младшую группу детского сада (дети только начали его посещать). Спрашиваю: «Ребятки, вы хотите рисовать?». Все радостно отвечают: «Да, хотим». «Тогда придумайте, — продолжаю я, — кто что хотел бы нарисовать». И тут же несколько малы­шей не без вызова отвечают: «Я нарисую каляку-маляку!». Слово это при­думано не сегодня и не этими ребятишками и означает оно «ничего опреде­ленного», «ни на что не похожее, случайное нагромождение линий, пятен». И идет такая оценка неумелого детского рисунка от взрослых, скорее всего, от родителей. Ребенок как щитом загораживается этими словами: не надо ничего придумывать, не надо стараться. Взрослые уже определили способ­ности малыша как нулевые, и, чтобы оградить себя от их упреков, он зара­нее предупреждает: не ждите какого-то понятного изображения. Уберечь детей от такой не стимулирующей творчество оценки — дело пе­дагога, который, с одной стороны, может раскрыть перед папами и мамами возможности их чада, а с другой — объяснить необходимость бережно отно­ситься к оценке продуктов детского творчества; видеть в рисунке, построй­ке не нагромождение без смысла, а красивое сочетание линий и форм; хва­лить малыша за старание, стремление действовать самостоятельно. Конечно, первые опыты ребенка в художественной деятельности, и преж­де всего в рисовании как более доступном ее виде, не являются в полном смысле изобразительными. Ребенок черкает по бумаге карандашом, ручкой или фломастером, наблюдая след, который остается от движения руки. Это — случайно получившиеся штрихи и линии. И, если спросить малыша, что за рисунок получился, он, как правило, не ответит, так как сознательно­го замысла еще нет. Но постепенно, приобретая опыт восприятия окружа­ющих предметов и явлений, всматриваясь в остающиеся на бумаге следы, ребенок начинает соотносить получившиеся линии и конфигурации с при­обретенными знаниями и называть тот или иной предмет (часто толчком к этому служат вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», «Что у тебя полу­чилось?», «На что это похоже?»). Не правы будут те родители и педагоги, которые поспешат, не заметив подлинного сходства нарисованного с тем, что назвал ребенок, объявить ему об этом. Иногда наш художник определя­ет изображение по какому-то ему одному заметному признаку. Но даже ес­ли малыш назвал предмет, случайно всплывший в его памяти и не имею­щий ничего общего с нанесенными штрихами и линиями, не следует уличать его во лжи. Постепенно, по мере приобретения сенсорного и сенсомоторного опыта, ребенок начнет задумываться, сознательно искать сход­ство с предметами в своих линиях, а затем стараться воспроизвести то, что называет. Наши наблюдения и исследования других специалистов (Э. Г. Пилюги­на и О. Г. Тихонова) убедительно доказывают, что, если не спешить с пока­зом способов рисования предметов той или иной формы в начальный пе­риод овладения ребенком изобразительной деятельностью, то есть до трех, а то и до четырех лет, но при этом заботиться о накоплении малышом сен­сорного опыта, о развитии его восприятия и общей культуры, он значи­тельно раньше начинает (разумеется, если может свободно воспользо­ваться карандашом и красками) самостоятельно изображать довольно сложные предметы. Следует подчеркнуть, что речь идет о таких предметах, которые при существующей сегодня методике обучения рисованию детей раннего дошкольного возраста, когда малышам показывают способы рисо­вания объектов круглой формы или предметов, состоящих из линий, они долго не начинают изображать предметы самостоятельно. В результате у ребенка складывается представление, что рисовать он умеет только то, что ему показали. Предоставление детям свободы выбора темы для рисунков, посто­янное обогащение их сенсорного опыта (когда зрительное восприятие предметов сопровождается движением то одной, то другой руки ребенка по контуру предмета и при этом произносится название формы) дают им возможность рисовать самые разные предметы: автомобили, зверей, кукол и т.д. Именно накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления малыша. Ребенок не рождается фантазером. Способность сочинять, придумывать, связана с развитием воображения. Как показывают исследования Н. Н. Палагиной, его мож­но развивать с раннего возраста, в процессе игры с малышом в русские на­родные забавы: «Сорока-воровка кашку варила...», «Мальчик с пальчик» и другие еще до того, как он станет пробовать рисовать. Что же такое воображение? Обратимся к исследованиям психологов. Б. М. Теплов писал: «Воображение — это создание новых образов на мате­риале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображе­ние не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в дея­тельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет тако­го исключительного значения, как в искусстве, в процессе художествен­ного творчества». Таким образом, воображение тесно связано с образным мышлени­ем, и оба этих процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятель­ности. Итак, воображение развивается на основе комбинирования воспри­нятых образов в новые, не существующие в действительности или имею­щие новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение — не простая сумма представлений. Они изменяются, взаимодействуют с ранее образовавшимися, комбинируются в голове ребенка, складываются в но­вые образы. Накоплению представлений и развитию воображения должна способ­ствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка. Уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л. С. Вы­готский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой за­висимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым рас­полагает его воображение». Было бы ошибочным думать, что воображение развивается само со­бой и для этого достаточно включить детей в художественную деятель­ность. Воображение необходимо развивать, и делать это можно разными средствами: с помощью упражнений, прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки) и к худо­жественно-творческой деятельности, в том числе изобразительной. Так, на занятии педагог предлагает детям нарисовать, вырезать и наклеить картинку по произведениям фольклора, например, придумать иллюстра­ции к сказке, изобразить царевну-лягушку, волшебный дворец). При этом ребенок должен наделить необычными чертами знакомый образ птицы, дома, человека. Воображение детей развивается и в процессе рисования на темы на­родных потешек. Получив задание проиллюстрировать потешку «Пошел котя на торжок, купил котя пирожок...», дети создают каждый свой образ: Дима нарисовал кота, держащего пирожок в лапах, как бы решающего, «самому съесть или Оленьке снесть»; Леночка нарисовала кота, несущего лакомство; Игорь изобразил кота с пирогом на спине, а рядом — того же кота, протягивающего пирожок Оленьке. Воображение развивается на занятиях по аппликации, например, на тему «Загадки». Из полосок белой, цветной бумаги или из кусочков разных форм и цвета малыши составля­ют изображение одного или нескольких предметов, придуманных самос­тоятельно. Вариантов занятий может быть много. В целях развития воображения рекомендуется широко использовать игры-упражнения типа «Что это такое?» или «На что это похоже?». Вос­питатель рисует на доске, например, круг (он может быть любой: строго геометрический или свободных очертаний) и предлагает детям опреде­лить, что это такое, а затем нарисовать названный предмет. Чем больше предметов дети вспомнят, а затем изобразят, тем лучше. Число играющих — любое. Подобную игру-упражнение можно проводить и по-другому. Нарисовав ту или иную форму на доске, воспитатель предлагает детям на листочках бумаги изображать разные предметы такой же формы, кто сколько сумеет и захочет, дорисовывая характерные признаки и детали. Можно предложить составлять рисунки-аппликации из листьев разной формы и величины. Дети составляют из листьев изображения различных объектов: каждый может придумать свое. Мы привели лишь несколько вариантов игр, занятий и упражнений, выполняя которые дети должны придумывать и создавать изображения. Каждый педагог может разработать и другие варианты, направленные на развитие воображения. Умение выдумывать, фантазировать, представлять будет развивать­ся у детей более эффективно, если использовать разные виды художест­венной деятельности, например, музыкальную, художественно-речевую. Так итальянский писатель Джанни Родари для развития у детей вообра­жения предлагал включить их в процесс создания сказок (сочинить дру­гой конец к известной сказке, продолжить незаконченную, придумать но­вую с известным персонажем и т.д.). Для подобных сочинений могут быть предложены различные варианты ситуаций. Н. В. Пьянкова, исследовавшая развитие воображения у детей, отме­чала, что их творческая активность повышается, если вводить опорный материал: темы, направляющие слова или словосочетания. Интерес и уважение педагогов и родителей к детскому творчеству спо­собствуют его развитию. К рассказам, сказкам, которые придумали дети, взрослые могут вместе с детьми нарисовать или вырезать и наклеить кар­тинки. Созданные тексты (записанные воспитателем) и иллюстрации можно оформлять в книжки, а затем читать и рассматривать всем вместе. Такая работа служит стимулом для дальнейшего развития воображения и творчества детей. Назовем темы, которые мы предлагали ребятам на за­нятиях по рисованию, лепке и аппликации и которые неизменно вызыва­ли у них интерес и желание изображать, придумывая нечто необычное: «Сказочное дерево», «Сказочный сад», «Волшебный лес», «Сказочные человечки», «Сказочные животные», «Сказочные птицы», «Жар-птица», «Сказочные домики», «Сказочные дворцы», «Волшебные цветы», «Весе­лый поезд» и т.д. Творчески работающий педагог всегда может найти и пред­ложить детям интересные темы, ориентируясь на то, что их захватывает и увлекает. Для развития детского воображения мы использовали такую игру-упражнение. Всем известно, как малышам нравится обводить кисть своей руки. На одном из занятий в подготовительной группе детского сада и на уроке в первом классе в изостудии мы предложили детям обвести каран­дашом кисть своей руки, а затем внимательно рассмотреть рисунок и по­думать, на что это похоже, как рисунок можно преобразить, изменить, добавив недостающие детали, и создать новый образ. И дошкольники, и младшие школьники рисовали с большим интересом, проявляя фанта­зию. В обрисованной с разведенными пальцами кисти руки они увидели дерево, петуха, птицу, дракона, бабочку, персонажей пальчикового театра. Оказалось, что воображение у первоклассников богаче, чем у дошкольни­ков. Это естественно: их опыт больше и разнообразнее. Любопытно, что, увидев рисунки первоклассников, дать им такие же задания попросили учащиеся 3-го, 5-го и даже 7-го классов. Они тоже захотели творить, выду­мывать фантастические образы. Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, вооб­ражения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой деятельности. И наоборот, неразвитость восп­риятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать поставленные задачи. В этом случае ребенок затрудняется в выборе темы для изображения, когда от него требуется определить, что он хочет: рисо­вать, лепить, вырезать или наклеивать. Многолетний опыт работы с детьми, анализ их деятельности показали, что возникновению замысла способствуют не все события и явления окру­жающей действительности, а только те, которые вызывают у ребенка инте­рес, удивление, поражают его воображение. Но вот идея появилась, воз­никло и желание нарисовать что-то, а для того, чтобы воплотить замысел в рисунке, лепке, аппликации, требуется его образное наполнение. Нужно, чтобы ребенок ясно представлял себе предмет или явление, которое хочет изобразить. Педагогическую задачу мы видели в том, чтобы выяснить подлинную причину затруднений каждого ребенка и направить его на преодоление трудностей. Так, если причиной было отсутствие достаточно четких представлений, детям помогали уточнить их, давали возможность снова рассмотреть предмет, его форму и величину. Если причина была в отсут­ствии необходимых навыков и умений, ребенку или напоминали (если он их забыл), или формировали (если они не встречались еще в его изобра­зительном опыте) способы действий. Однако спешить с показом способа изображения не следует. К пяти го­дам дети при соответствующем руководстве их деятельностью овладева­ют основными формообразующими движениями, позволяющими им изображать довольно большое количество предметов и явлений. Очень важно, чтобы, осваивая те или иные приемы, ребенок понимал их обоб­щенный характер (так можно действовать, когда рисуешь целый ряд предметов, сходных по форме и очертаниям). Начинать формирование обобщенных способов изображения следует буквально с первых опытов ребенка в рисовании и лепке, приучая от восприятия предмета, его формы (с включением поочередного движения рук, описывающих контур формы) переходить к изображению. При пов­торном создании изображения необходимо активизировать работу детей, опираться на те приемы, которые ребенок уже усвоил. Не нужно на каж­дом занятии показывать, как изобразить тот или иной предмет. Такой подход препятствует развитию воображения и творческих способностей. Дети теряют самостоятельность, становятся пассивными в поисках наи­более выразительных решений. Очень важно предоставлять им больше самостоятельности. Одним из главных источников воображения, по общему мнению иску­сствоведов, художников, психологов и педагогов, является природа, всег­да вдохновлявшая поэтов, писателей, художников. С огромным интере­сом воспроизводят природные объекты в своем изобразительном творчестве и дети. Процесс познания природы обогащает опыт ребенка, создает основу для развития фантазии, работы воображения. Так, чтобы нарисовать сказочную птицу, нужно сначала вообразить ее. Но ведь в ос­нове фантастического образа лежит реальный. И у настоящей, и у сказочной птицы есть тело, крылья, хвост, голова, ноги, но рисунок должен быть необычным, и эту необычность должна подсказать ребенку его фантазия, объединяющая причудливым образом то, что он уже видел, но в других сочетаниях или объектах. Например, хвост у сказочной птицы может быть как кружева, как солнце, как шлейф, как пучок травы или цветок и т. п. Примеры подобного творческого осмысления природы дети могут видеть в народном декоративно-прикладном искусстве, где ни роспись, ни вышивка, ни резьба не обходятся без растительных мотивов (травная роспись, цветы, ягоды) и зооморфных образов (рыбы, птицы, животные). Активизируя фантазию детей, педагог помогает развитию их воображе­ния, самостоятельности, творческих способностей. МДОУ ЦРР ДС № 378


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Карьера женщины в современной организации
Реферат Пожарная безопасность складов минеральных удобрений и пестицидов
Реферат Свобода и независимость как основные понятия экзистенциального мировоззрения
Реферат Scholarship Essay 2 Essay Research Paper My
Реферат 01. Среди предметов гуманитарного цикла таких как философия, социология, история, психология, филология культурологическая наука стоит несколько особняком
Реферат «Рождественские гуцульские коломыйки» этническое сердце гуцульщины, современный вид давних традиций, быт и искусство, народные песни и народные музыки !!! Почувствуйте себя настоящими гуцулами !!!
Реферат Селянська реформа 1861 року і її юридичне оформлення
Реферат Андорра – центр туризма
Реферат Police Brutality Essay Research Paper In the
Реферат Германский вопрос
Реферат Socrates And Ethics Why One Should Be
Реферат 1. цель, задачи, порядок выполнения и оформления контрольной работы
Реферат Бангкок: один из крупнейших мировых туристических центров
Реферат Анестезия при акушерских операциях
Реферат Прием заказа, правила этикета для официанта