Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кайлинская средняя общеобразовательная школа»А.С. Грин «Алые паруса» - роман-феерия.Путь к мечте Ассоль и Грэя.Методические рекомендацииКайла 2011Автор: Н.А.Исаева, учитель русского языка и литературы I категорииДанная работа посвящена проблеме нестандартных обобщающих уроков в школьном курсе литературы. В ней представлена организация и проведение нестандартного обобщающего урока литературы в 6 классе по произведению А.Грина «Алые паруса». Материал будет интересен тем, кто увлечён идеей проведения нестандартных уроков литературы.^ Тип урока: обобщение и систематизация знаний, подготовка к домашнему сочинению.Цель: 1.Показать А.Грина, как писателя романтика, чье творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; проследить путь к мечте главных героев романа-феерии «Алые паруса» Ассоль и Грэя; провести подготовительный этап работы к написанию сочинения-рассуждения: «Нужна ли человеку мечта?» 2.Подвести к пониманию основной мысли романа-феерии и внутреннего мира героев; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения о прочитанном, интерпретировать прочитанное. 3.Воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту. Формирование интереса к творчеству А. Грина.Задачи: активизация полученных знаний; развитие творческого воображения; выявление вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека; открыть в учащихся желание разобраться в жизни полной риска, отваги, любви и доброты.^ Методы и формы: объяснительно – репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый, творческий. Коллективные формы: работа в парах, в группах (выполнение проектов и их защита).Оборудование: портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма «Алые паруса», тексты феерии «Алые паруса», песня В. Ланцберга «Алые паруса», распечатки заданий для работы в парах. Эпиграф урока: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками», - А. Грин.^ План урока: - музыкальная заставка; - слово учителя о А.Грине; - словесный портрет героев по воображению; - защита проекта «Путь к мечте Ассоль»-1 группа; - фрагмент фильма ( встреча Ассоль с Эглем); - защита проекта «Путь к мечте Грея»-2 группа; - слово учителя; - работа в группах по тексту произведения; - фрагмент фильма (встреча Ассоль и Грея); - слово учителя; - работа над планом домашнего сочинения – рассуждения «Нужна ли человеку мечта?»; - рефлексия; - песня В.Ланцберга «Алые паруса»;^ Ход урока Сегодня мы продолжаем работу по произведению А. Грина «Алые паруса». Подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения и вслед за ними пройдем путь к осуществлению их мечты, путь ,по которому они шли, преодолевая преграды и трудности ,приближая свою мечту . Нам предстоит ответить на вопросы: 1.Что было бы с главными героями, если бы у них не было мечты? 2.Нужна ли человеку мечта?А. Грин написал такие строки: Мечта разыскивает путь,- Закрыты все пути; Мечта разыскивает путь,- Намечены пути,- Мечта разыскивает путь,- Открыты ВСЕ пути. (слова крепятся на доске) Мечтатель, романтик А.Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Но не всем известно, какая нелегкая, а порой и горькая жизнь досталась на долю этому человеку, который умел давать другим столько радости веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик. Писатель создал книгу о МЕЧТЕ, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей былью. В. Саянов написал о А. Грине: Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отзвук морей в январе, С великою злобой, с великой любовью, С соленой, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о добре.Вопрос: Почему поэт называет Грина сказочником? (Его роман необычен - это роман-феерия - волшебная сказка похожая на быль; его герои мечтатели, все, что с ними происходит больше похоже на сказку)Вопрос: Что общего между феерией Грина и обычной сказкой? (Что произошло с героями похоже на сказку. Это: -чудесная встреча с Эглем ; - необычная мечта Ассоль; яркая дерзкая мечта Грея; случайная встреча героев тоже удивительна; невероятное превращение мечты в реальность) Сказка, волшебство, мечты-все это так близко и так зыбко. Вы прочитали произведение, хочется, чтобы теперь вы поделились своими впечатлениями о прочитанном, о главных героях. Представим себе, каковы их портреты в словесном рисовании, представим воображаемый портрет Ассоль и Грэя.(1группа дает словесное рисование Ассоль; 2 группа дает словесное рисование Грэю)I группа обучающихся представляет проект «Путь Ассоль к мечте». И так, АССОЛЬ, каково ваше представление о ней, и о ее пути к мечте? Какая она? Ассоль - дочь моряка Лонгрена, в ней живут две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной неправильности, составляющие единый образ: • умела и любила читать; • она наблюдательна, видела все вокруг иначе, разговаривала с жуками и сама с собой; верила в свою мечту; умело управлялась по дому; доброжелательна и искренна. • жила своими мечтами, в своем мире, понятном ей одной. Как зарождалась мечта Ассоль, нам сейчас представится возможность увидеть во фрагменте из фильма.^ Просмотр фрагмента видеофильма, эпизод № 1 (встреча Ассоль с Эглем). Мы посмотрели яркий эпизод фильма, увидели и услышали, как зарождалась мечта Ассоль.Ответьте на вопрос: Почему паруса были алыми? (алый цвет-это цвет мечты, надежды огня и любви). Чем интересен фрагмент?II группа представляет проект «Путь Грэя к мечте»(группа выходит к доске, идет представление проекта). Как выглядит Грэй? Грэй-сын богатых аристократов, каков его путь к мечте?^ Вопрос: Артур Грей-капитан «Секрета», он отважный, смелый, целеустремленный. Ему удалось осуществить 2 мечты. Какие? (Ответы обучающихся) Работа в группах (по обобщению образов героев):Вопрос: Что общего у Грея и Ассоль? Как прошли они свой путь к мечте? Эти и другие вопросы вы обсудите в группах (работа в группах, обсуждение вопросов см. приложение №1) Вопрос: Что значит море для Ассоль и Грэя? Море - для Ассоль и Грея это не только великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, это символ вечной жизни. Это мир, доступный только умеющим мечтать. Продолжаем работ в двух направлениях: 1 группа - «Ассоль», 2 группа «Грей». Работаем по вопросам, отмеченные вопросы требуют работы с текстом (см.приложение №2, №3).Идет работа в группах, отвечают ребята 1 группы затем 2 группы.^ Обращение к эпиграфу «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете? Мы убедились, что Грин был прав, если идти на встречу мечте, то будут открыты все пути и мечты исполнятся. Мечты и романтика Грэя пересеклись со сказкой Ассоль, и Грэй откликнулся на эту сказку, так как сам любил романтику и море, а мечта Ассоль была связана с морем и чудесным кораблём. Осуществить мечту Ассоль ему помогла любовь. Он осуществил её мечту и приподнёс её другим как сказку. Встреча Ассоль и Грэя потрясла всех жителей Каперны. Как это произошло? Обращаемся к тексту. (Дети находят фрагмент встречи Ассоль и Грэя, зачитывают. В тексте находят изображение состояния счастья, которое переполняет героев, зачитывают от слов «…торжественным хором…»)^ Вопрос: «Что поняли люди Каперны?» (Люди Каперны поняли, что мечта может осуществиться даже самая невероятная, если верить в нее и идти к ней навстречу.)К.Г.Паустовский сказал: «Будущее ,к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства-умения мечтать и любить.»? Как это высказывание перекликается с жизнью и поступками главных героев произведения?Ученик: Ассоль столкнулась со злобой, завистью, но злом не ответила. Она всегда была отзывчивой, доброй, нежной, чувствительной, необыкновенно красивой душой. Она стала счастливой, т.к. счастлив тот, кто на зло не отвечает злом, а творит добро, и не очерствел душой. Ученик: Это высказывание Паустовского очень хорошо отображает образ, характер и поступки Грэя. Грэй с раннего детства стремился к своей мечте. Он понял как это замечательно, когда сбываются мечты, которые он осуществил сам, своим трудом, упорством, целеустремленностью. Таким образом, какими же качествами надо обладать, чтобы достичь своей мечты, чтобы, не смотря ни на что идти к ней навстречу? На этот вопрос ответим в парах. (На столе лежат фломастеры и чистые листы бумаги.) Ребята вы должны посоветоваться и написать те качества, которыми обладали Грэй и Ассоль, идя к своей мечте.^ Примерные ответы: 1. Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство-все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль. Многие поколения перечитывают эту книгу, она стала легендой, символом первой любви и мечты. В данном произведении есть символы, об одном из них мы уже говорили - это алый цвет.(Обращение к иллюстрации с изображением парусника с алыми парусами). Если алые паруса символ мечты, надежды, любви и огня, то белый корабль – это символ, который в Библии означает высшую духовную силу, которая перенесет через житейский океан и поможет преодолеть все невзгоды. Ассоль ( в переводе с латинского - идущая к солнцу, Солнце – это жизнь, это счастье).^ Вопрос: Что для нас людей 21 века, значат эти символы и произведение «Алые паруса»?Ответ: «Алые паруса» - это и сегодня символ мечты высокой и чистой. Это символ надежды и мечтаний о больших и благородных делах во имя светлого будущего. ^ Вопрос: Чему учит книга? Ответ: Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. Книга учит ребят быть настоящими мужчинами и рыцарями.^ Вопрос: Чем интересны подобные герои, нужны ли они сейчас? (Ответ обучающихся). Ярко написал К.Г.Паустовский: «После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар,…его рассказы вызывают желание разнообразной и осмысленной жизни полной риска, предприимчивости, смелости, открывающей тайны вселенной».^ Вопрос: В чем же сила этой книги? (Работа над ответами идет в парах. Отвечает один представитель). Далее нам предстоит просмотреть эпизод из удивительного фильма «Алые паруса», это будет встреча Ассоль и Грея. (просмотр фрагмента видеофильма «Алые паруса» встреча Ассоль и Грэя). По мотивам произведения «Алые паруса»- создано немало других творческих работ, произведений искусств, художники пишут картины, сочиняют стихи поэты, композиторы пишут песни, даже есть опера «Алые паруса» - автор Богословский, 1996 год. В г.Феодосии есть памятник «Алым парусам»(см.приложение№4). Есть красивое стихотворение Н. Матвеевой «Встреча с Эглем» (см. приложение №5), текст стихотворения есть на каждой парте, стихотворение читаем по цепочке. Выбираем понравившиеся строки, комментируем, обсудив в парах. Учитель: Ребята, мы говорим с вами о литературных героях, которые мечтали, неустанно шли навстречу своей мечте и их мечты сбылись. А знаете ли вы примеры из жизни, когда бы люди мечтали и их мечты сбылись? (Ю.Гагарин, М. Ломоносов, многие спортсмены, артисты и обычные люди те, кто стал творцом своей мечты.) Ребята, так для чего же человеку в жизни нужна мечта? Посовещайтесь в парах и ответе на этот вопрос. (Выслушиваем каждую пару). Далее обсудим домашнее задание. Дома предстоит каждому выразить свое отношение к произведению, к его героям в сочинении-рассуждении: «Нужна ли человеку мечта?» Обсудим примерный план сочинения.План: I. Мечтать - значит стремиться в будущее. II. Нужна ли человеку мечта? Мечты Ассоль и Грэя. Каким было бы детство Ассоль и Грэя без мечты? Какой бы стала в будущем Ассоль без мечты? Кем бы стал Грэй без мечты? Мечты ведут к счастью. III. Мечты и действительность.А. Грин утверждает, что человек сам должен творить так называемые чудеса, человек способен изменить жизнь в лучшую сторону, если его душа крылата, способна к окрыленной, мечте. Ребята отвечают на вопросы плана сочинения. Делают обобщения. Записывают план в тетради. Дома каждый поразмыслит над планом, возможно, что-то добавит, изменит и напишет свое сочинение.Итоги, оценки за урок. В заключение урока прослушаем известную песню В.Ланцберга «Алые паруса» ( на партах у всех распечатки слов песни, все напевают, см.приложение №6)ВВЕДЕНИЕНа современном этапе преподавания литературы большую значимость играет заинтересованность обучающихся, их интерес к предмету, к изучаемой дисциплине. Всё сложнее вызвать искреннюю заинтересованность в изучении литературы в век развития высоких технологий. Особая ответственность ложится на преподавание литературы, так как именно на этих уроках идёт активное формирование личности, её коммуникативных способностей, мировоззрения, быть успешным. От учителя требуется мобилизация всех его душевных сил, творческих способностей. Он должен заинтересовать обучающихся, чтобы они с желанием шли на урок. Поэтому учитель вновь и вновь обращается к приёмам и методам активизации познавательной деятельности обучающихся, способствующих эффективности обучения, дающих волю творчеству. Именно обобщающие уроки призваны внести свою изюминку в систему обучения и стать тем катализатором, который движет восприятием и усвоением знаний обучающихся на протяжении всего изучения той или иной темы. На обобщающих уроках ребёнок может всесторонне проявить свои знания, умения, навыки, творческие способности. Если же использовать разнообразные виды обобщающих уроков, то мы увидим какое удовлетворение доставляют они детям, оставляют яркие впечатления в душах ребят, пробуждают стремление к знаниям, к проявлению творческого самовыражения. Нестандартные обобщающие уроки призваны не только вовлечь ученика в процесс урока, но и в процесс подготовки к нему: изготовление раздаточного материала, подготовка к инсценированию, работа со справочной литературой, самостоятельная исследовательская работа. ^ Цель данной работы: обозначить роль и значимость, нестандартных обобщающих уроков, их воздействие на повышение эффективности обучения и воспитания, , развитие творческого самовыражения личности. Мне хотелось показать обучающимся 6 класса Александра Грина как писателя романтика, на примере урока литературы по его роману «Алые паруса», чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном. На данном уроке проведена работа в группах, в парах, прошло представление проектов «Путь к мечте Ассоль»; «Путь к мечте Грэя». Данный урок способствует активизации полученных знаний; развитию творческого воображения; выявлению вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека; открывает в учащихся желание разобраться в жизни полной риска, отваги, любви и доброты. Использование наглядных пособий, изготовленных ребятами проектов, просмотр фрагментов фильма «Алые паруса», использование песни В.Ланцберга «Алые паруса» - способствовало глубокому раскрытию художественного своеобразия романа - феерии «Алые паруса», судьбы его необычных героев и подготовки к домашнему сочинению.А.С. Грин «Алые паруса» - роман-феерия.Путь к мечте Ассоль и Грэя.Методические рекомендации(обобщающий урок литературы в 6 классе)