Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах в банке

Курсовая работа
 
Аудит денежных средств вкассе, на расчетных, валютных и специальных счетах в банке

ВВЕДЕНИЕ
 
Всепредприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность,вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями,учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношенияоснованы на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства иреализации продукции, работ или услуг. Все расчеты по выполнению обязательств ипредъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчетыналичными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строгорегламентированный.
В условияхрыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использованиеденежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, иследовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временносвободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.
Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственныхсредств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Правильнаяорганизация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемостисредств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины иулучшение ее финансового состояния.
Денежные средства – это финансовые ресурсыорганизации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнениеобязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременностьпогашения кредиторской задолженности предприятия.
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы аудитаденежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах.
При кажущейся простоте учета денежных расчетов и,в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работникидопускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличнымиденьгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовымипотерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банкиконтролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а такжесодействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.
Целью данной курсовойявляется составление программы проведения аудиторской проверки кассовыхопераций и операций по счетам в банках, определение процедур проведенияпроверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.
Длявыполнения указанной цели необходимо в первую очередь использовать данныепервичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитическогоучета.
При изученииуказанной темы были поставлены следующие задачи:
- Раскрытьсущность и значение аудита кассовых операций;
- Охарактеризоватьпроверку регистров и форм отчетности, проверку оформления первичных документов,проверку соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе, проверку соблюденияпредельного размера расчетов наличными;
- Рассмотретьаудиторскую проверку расчетного и других счетов в банке;
- Указатьцель и основные источники информации аудиторской проверки расчетного и другихсчетов в банке;
- Рассмотретьзаконодательные аспекты регулирования учета валютных операций;
- Рассмотретьаудит операций по прочим счетам в банках.
Методологической и теоретической основой при написании работыпослужили Федеральные законы РФ, Приказы Минфина РФ, нормативные документы,статьи разных авторов, опубликованных в периодических изданиях, и практическийопыта проведения аудиторских проверок.

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
 
1.1 Сущность и информационные источники аудита кассовых операций
 
Целью аудиторской проверки кассовых операций является установлениесоответствия применяемой в организации методики учета и налогообложенияопераций по движению наличных денежных средств действующим в РоссийскойФедерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мненияо достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Важность аудита данного участка учета определяется значительнымчислом нарушений, которые следует исключить из учетной практики. Данноенаправление аудита может быть реализовано при проведении как обязательной, таки инициативной аудиторской проверки. Оно может быть предметом отдельногодоговора, но чаще является составной частью договора общего аудита.
Этапы аудиторской проверки кассовых операций могут быть организованыв указанной ниже последовательности.
1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативныхактов.
2. Составление аудиторской программы (возможно применение тестовсредств контроля) и программы процедур по существу.
3. Определение возможности использования результатов работывнутреннего аудита.
4. Проверка организации материальной ответственности.
5. Документальное подтверждение соответствия данных бухгалтерскогобаланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств посчетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.
6. Выявлениесущественных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдениязаконодательства и выражение мнения аудитора.
7. Документирование.
8. Письменная информация руководству проверяемого экономическогосубъекта (отчет) с пожеланиями устранить нарушения в учете и отчетности.
Аудитор должен прежде всего определить соответствие проверяемыххозяйственных операций и документов, связанных с их оформлением, нормамдействующего законодательства. При этом необходимо учитывать следующиенормативные документы.
1. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее- Порядок ведения кассовых операций), утвержденный решением Совета директоровЦБР от 22.09.1993 № 40.
2. Положение Банка России от 05.01.1998 № 14-П «О правилахорганизации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».
3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 №49.
4. Письмо Минфина России от 12.02.2002 № 3-01-01/11-71 «О порядкеустановления лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходованиеналичных денег из выручки».
Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом. Этосвязано с подвижностью данных активов и их подверженностью злоупотреблениям.
Рабочий этап проверки кассовых операций может быть организован втакой последовательности:
— инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежныхсредств;
— проверка правильности документального оформления операций;
— проверка полноты и своевременности оприходования денежныхсредств;
— проверка правильности списания денег в расход;
— проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;
— проверка правильности отражения операций на счетахбухгалтерского учета;
— оформление результатов проверки.
Эти направления проверки позволяют получить аудиторские доказательствапо всем основным параметрам, предложенным в ФПСАД № 5 «Аудиторскиедоказательства».
К основным документам, которые аудитор должен проверить при аудитекассовых операций, относятся следующие: приходные и расходные кассовые ордера;кассовая книга, отчеты кассира; журналы регистрации приходных кассовых ордеров,расходных кассовых ордеров, выданных доверенностей, депонированных сумм;платежные (расчетно-платежные) ведомости; и др.
Однако только первичных документов недостаточно для подтвержденияотчетности, поэтому целесообразность использования денежных средств и ихотражение необходимо сопоставлять со следующими учетными регистрами иотчетностью: журналом-ордером № 1 и ведомостью № 1 по учету операций по кассе, главнойкнигой, балансом предприятия (форма № 1), 2-й раздел актива, движением денежныхсредств (форма № 4 приложения к балансу).
1.2 Проверка регистров и форм отчетности
При проверке правильности отражения в бухгалтерском баланседенежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главнойкниге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в формежурналов-ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи же в регистрах учетадолжны сверяться с кассовой книгой и первичными документами.
Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должнывключать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделенийорганизации. Данные об активах и обязательствах должны приводиться в отчетностиобособленно в случае их существенности. В соответствии с приказом МинфинаРоссии от 22.07.2003 № 67н «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности»существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующихданных за отчетный год составляет не менее 5%.
В Отчете о движении денежных средств справочно должны бытьприведены данные о их поступлениях в отчетном периоде по наличному расчету свыделением:
— расчетов с юридическими лицами;
— расчетов с физическими лицами;
— поступлений денежных средств с применением контрольно-кассовыхмашин или бланков строгой отчетности;
— сумм денежных средств, сданных организацией в кредитнуюорганизацию;
— сумм денежных средств, полученных в кассу организации изкредитной организации.
В Отчете о движении денежных средств используются их записи насчетах бухгалтерского учета (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютныесчета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).
Статьябухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежныхсредств по счетам 50,51, 52,55, 57.
К счету 50 могут быть открыты субсчета:
— 50-1 «Касса организации»;
— 50-2 «Операционная касса»;
— 50-3 «Денежные документы»; и др.
На субсчете 50-1 учитывают денежные средства в кассе организации.Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличнойиностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книгеотражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБРна дату совершения операции.
Субсчет 50-2 открывается организациями для учета наличия идвижения денежных средств при необходимости.
На субсчете 50-3 учитываются находящиеся в кассе организациипочтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченныеавиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы отражаются на счете50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежныхдокументов должен быть организован по их видам.
1.3 Проверка оформления первичных документов
При проведении аудита для достижения цели «достоверность»необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов,наличию и подлинности подписей получателей денег на расходных кассовых ордерах.Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главнымбухгалтером предприятия или уполномоченными на это лицами. В случаях, когда наприлагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и т.д.имеется разрешительная подпись руководителя предприятия, его подпись нарасходных кассовых ордерах не обязательна.
Документы должны быть четко и правильно оформлены: наличиерасписок получателей, погашение документов штампом «Оплачено» с указанием даты,отсутствие подчисток и исправлений. Проверяются наличие и подлинность накассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц иполучателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств.Аудитор может самостоятельно сопоставить подписи на кассовых документах собразцами подписей руководителей организации или запросить образцы в порядкеполучения подтверждений. Кроме того, выявляются факты, когда расходные кассовыедокументы подписаны только одним руководителем или главным бухгалтером, а такжеслучаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи этих чеков кассиру длясамостоятельного заполнения при получении денег в банке. При этом большоезначение имеет корректность записей в бухгалтерском учете и особенно фактыисправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операциина счетах бухгалтерского учета и приводящих к занижению или завышению выручкиот реализации.
Неправомерным признается, например, расходный кассовый ордер, неподтвержденный хотя бы одной из следующих подписей:
— получателя денег;
— главного бухгалтера или уполномоченного приказом руководителяпредприятия должностного лица;
— руководителя предприятия или должностного лица, уполномоченногоприказом руководителя предприятия.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача денегиз кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордереили другом заменяющем его документе, в оправдание расхода наличных денег покассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и подлежит взысканию скассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами,определяются как излишки кассы и записываются в доход предприятия. Они могуттакже свидетельствовать о фактах неполного зачисления выручки от контрагентов.
Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полнуюматериальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и заущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственностидолжен быть подписан после издания руководителем приказа (решения,постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятияхобязанности кассира может выполнять главный бухгалтер по письменномураспоряжению руководителя и при условии заключения с ним договора.
Необходимо обратить внимание на правильность ведения кассовойкниги и порядок составления отчетов кассира. Кассовая книга должна быть типовойформы, прошита, отпечатана с указанием количества листов. При ручном учетенумерация листов в каждой книге может начинаться заново.
Руководство экономического субъекта несет ответственность заразработку системы внутреннего контроля. Аудитору надо убедиться, что впроверяемой им организации применяются процедуры внутреннего контроля.
Для реализации общего плана аудита составляется программа аудита,в которой можно предусмотреть более детальные направления контроля и анализа задвижением наличных денежных средств в организации. В соответствии с ФПСАД № 3«Планирование аудита», она может быть составлена в виде программы тестов средствконтроля и аудиторских процедур по существу. Программы помогают выявитьсущественные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита,способствуют документальному оформлению его процесса и результатов.
При составлении программы проверки следует оценить эффективностьвнутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и другихценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор даетпредварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляетнаиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур,определяет особенности ведения учета экономическим субъектом. О недостаточнойэффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать следующие факты:
— отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающегопериодичность проверок кассы;
— отсутствие в организации постоянно действующей системыпроведения внезапных инвентаризаций кассы;
— наличие признаков формального проведения инвентаризаций кассы(предупреждение кассира);
— возложение функций кассира при отсутствии его в штате на другогоработника без письменного распоряжения руководителя организации;
— отсутствие договора с кассиром о его полной материальнойответственности;
— предоставление права подписи приходных и расходных кассовыхордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, неотраженное распоряжением руководителя организации.
Низкая оценка эффективности внутреннего контроля требуетувеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.
Программа тестов средств контроля — это перечень совокупностидействий, предназначенных для сбора информации о функционировании системывнутреннего контроля и учета.
При планировании аудита конкретного предприятия перечень вопросовс целью определения эффективности внутреннего контроля и обеспечениясохранности денежных средств, а также достоверности отражения кассовых операцийв бухгалтерском учете может видоизменяться. В табл. 1 (см. приложение 1) представленпримерный перечень вопросов, по ответам на которые аудитор должен выявитьположительные и отрицательные факты, чтобы сформировать свое мнение.

1.4 Инвентаризация кассы
Одним из источников получения аудиторских доказательств являютсярезультаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой егосотрудниками. Инвентаризация средств в кассе должна осуществляться периодическипо распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчетане ранее 31 октября.
При проверке аудитором инвентаризации может выявляться хищениеденежных средств. Он может сразу провести инвентаризацию де нежных средств,хранящихся в кассе. Ее осуществляют в присутствии кассира и главного бухгалтераорганизации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзябыло покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег,выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последнийкассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает рас пискув том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моментуинвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег.
При выявлении фактов хищения имущества организация на основании п.2ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее- Закон о бухгалтерском учете) обязана провести инвентаризацию. Результатыинвентаризации денежных средств оформляются Актом инвентаризации наличныхденежных средств, который составляется по унифицированной форме (форма №ИНВ-15).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее — Инструкция по применению Плана счетов), утвержденной приказом Минфина России от31.10.2000 № 94н, выявленная недостача денежных средств отражается по дебетусчета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитомсчета 50 «Касса».
Согласно п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете выявленная приинвентаризации недостача имущества, по которому не утверждены нормы естественнойубыли, относится на счет виновных лиц (если таковые установлены). В случаеотказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковоезаявление в судебные органы. Если виновные лица не установлены или суд отказалво взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчисписываются на финансовые результаты организации.
Сумма выявленной недостачи иностранной валюты на основании п. 2,12, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99),утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, может быть признанавнереализационным расходом только тогда, когда она не подлежит возмещениювиновным лицом, в противном случае в учете отражается дебиторская задолженностьвиновного лица. Таким образом, до момента подтверждения отсутствия виновных лици соответственно невозможности возмещения суммы выявленной недостачи в учетеорганизации она будет числиться по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчиценностей».
Поскольку сумма выявленной недостачи выражена в иностраннойвалюте, то у организации возникает необходимость ее регулярного пересчета надату составления бухгалтерской отчетности, т.е. ежемесячно по состоянию наконец месяца, а также на дату списания этой недостачи (п. 7 Положения побухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена виностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденного приказом Минфина России от 01.01.2000№ 2н, п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации. Возникающие курсовые разницы будутотражаться в составе внереализационных доходов или расходов (п. 13 ПБУ 3/2000).
При получении протокола о закрытии уголовного дела на основанииподп. 3 п. 1 ст. 24 УПК в связи с истечением сроков давности уголовногопреследования (при отсутствии подозреваемого) в учете организации признаетсявнереализационный расход, что отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 94.
Для исчисления налога на прибыль сумма выявленной недостачиучитывается в составе внереализационных расходов на основании подп. 5 п. 2 ст.265 НК.
 
1.5 Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе
 
В кассе организаций могут храниться наличные деньги в пределахлимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованиюс руководителями этих организаций. Лимит остатка наличных денег в кассеопределяется учреждениями банков ежегодно для всех организаций независимо оторганизационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющих кассу иосуществляющих налично-денежные расчеты.
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учрежденияхбанков организация по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом дляопределения лимита остатка наличных денег в кассе. После установления такоголимита в одном из учреждений банка организация направляет уведомление обопределенном ей лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых ей открытысоответствующие счета.
Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию собслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовыхльгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.При проверке таких организаций учреждения банков руководствуются этим лимитомостатка наличных денег в кассе. По организации, не представившей расчет наустановление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающихучреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а вся не сданная вучреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.
К началу аудиторской проверки должна быть представлена справкабанка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе.Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трехрабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временнойнетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера — пятьдней).
Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств в кассеорганизации, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку ассы,выявить отклонения от лимита и оформить все выводы.
Если отсутствует справка банка об установлении лимита остаткакассы или выявлены случаи его превышения, аудитор предупреждает клиента овозможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ от 23.05.1994 №1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению вбюджет налогов и иных обязательных платежей».
Проверка правильности, своевременности и полноты оприходованияналичных денежных средств
Денежные средства могут поступать в кассу из банков, от работниковорганизации в оплату каких-либо услуг, как остатки неиспользованных авансов идр.
Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег,полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных вкорешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличныхденег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованныечеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможностьих утери. Испорченные чеки погашаются надписью «аннулировано» и хранятсяподклеенными к корешкам чеков.
Направления использования денежных средств и их целевое назначениеорганизация определяет по своему усмотрению. Владельцы счета на оборотеденежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм. Аудитордолжен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализациипродукции, товаров, работ, услуг. При этом следует сверить записи в кассовойкниге и приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами(счетами-фактурами) по реализации продукции, товаров, работ, услуг, а такжеактами сверки расчетов.
Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами являютсянеоприходование или неполное оприходование и присвоение денежных средств,поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, атакже денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежныхсредств производится взаимная проверка операций по кассе и банку, а также встречныепроверки контрагентов. Однако аудиторы не в состоянии проверить и получитьдоказательства от всех связанных сторон, он может косвенно проконтролироватьрасчеты, исходя из сопутствующих документов. Документами, подтверждающимидвижение (оприходование) денежных средств, являются приходные кассовые ордера,отражающие факт поступления денежных средств в кассу с расчетного счета, атакже чековые книжки, корешки чековых книжек и выписки банка.
Для оформления выводов аудитору необходимо последовательно просмотретьчековые книжки предприятия, проверяя в них количество корешков и незаполненныхчеков (их должно быть столько, сколько указано на обложке чековой книжки).
Проверка правильности и своевременности оприходования денег,получаемых по денежным чекам из банка, является целью выявления неоприходованияденег в кассу предприятия. Для этого просматривается кассовая книга. В случаях,когда встречается надпись «Получено из банка по чеку », сверяются суммы,указанные в кассовой книге, на корешке чековой книжки и в выписке банка. Крометого, сличаются номера чеков, проставленные в приходном ордере и на корешкечека.
В соответствии с п. 21 Порядка ведения кассовых операций приходныекассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журналерегистрации приходных кассовых ордеров. Кассовые приходные и расходные ордерадолжны иметь раздельную нумерацию. Прием денег по кассовым ордерам можетпроизводиться только в день их составления (п. 19 Порядка ведения кассовыхопераций).
Если по выписанному приходному ордеру деньги в кассу не поступили,то кассир обязан вернуть его в бухгалтерию, о чем должна быть сделана отметка вжурнале регистрации приходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска внумерации ордеров следует проверить, не вызвано ли это уничтожением документовили другими злоупотреблениями.
Проверка расходования наличных денег из кассы
Расход средств из кассы производится:
— на выдачу средств в подотчет; — выплату заработной платы;
— выплату депонированной заработной платы;
— оплату контрагентам по договорам.
Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушенийпри расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам поподотчетным суммам.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебнымикомандировками, производится в пределах сумм, предусмотренных для этих целей.Получение денег подотчетным лицом возможно только при условии его полногоотчета по ранее выданному авансу (п. 11 разд. I Порядка ведения кассовыхопераций). Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трехрабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращенияих из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет обизрасходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним (п. 9 разд. I Порядка ведения кассовыхопераций). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новыйаванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы (п. 6Рекомендаций по осуществлению учреждениями банков соблюдения предприятиями, организациямии учреждениями Порядка ведения кассовых операций).
Документами для проведения проверки служат приходные кассовыеордера и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал-ордер № 7«Расчеты с подотчетными лицами».
Если в кассовом ордере по строке «Основание» будет значиться«Остаток подотчетных сумм», в соответствии с которым производится возвратденежных средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документыи командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными документами(хозяйственные расходы). Устанавливая, является ли дата составления авансовогоотчета (последний должен быть составлен не позднее трех рабочих дней со днявозвращения из командировки) рабочим днем для данного предприятия, сверяетсядата составления авансового отчета с номером приходного ордера, указанным вавансовом отчете, по которому вносится остаток неизрасходованных сумм, и сномером, датой и суммой по приходному ордеру, а также с журналом-ордером«Расчеты с подотчетными лицами».
При проверке аудитору следует проанализировать движение денежнойналичности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных оплат впогашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в кассу, а такжепроконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и выявить случаи еерасхода на различные цели.
Если задолженность сотрудника или стороннего лица (организации)погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник(лицо, организация) должником не считается. Но если деньги в кассу неоприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении работникдолжен погашать свою задолженность. В случаях, когда в учете значитсязадолженность за уволившимся сотрудником, необходимо проверить эти фактыметодом письменных подтверждений от третьих лиц или методом устных опросов.
Аудитор проводит соответствующие процедуры, чтобы выяснить,своевременно ли в организации закрываются подотчетные суммы. Если во времяпроверки будет выявлено, что подотчетные суммы числятся за получившими ихработниками дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменныеобъяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить иработников бухгалтерии, и подотчетное лицо о необходимости включитьнепогашенную подотчетную сумму в совокупный налогооблагаемый доход гражданина.
Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премиивыдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежнымведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер.Все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег.Выдача денег возможна по доверенности, в этом случае кассир делает запись «подоверенности», а саму доверенность прикрепляет к ведомости.
Если в расчетно-платежной ведомости будет завышена сумма начисленнойзаработной платы, то этот подлог можно установить путем сравнения данныхсинтетического и аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом пооплате труда». Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи сналичием подчисток и помарок в ведомостях. Проверяются: Главная книга,журналы-ордера (по кредиту счетов 70 и 50), журнал регистрации платежныхведомостей. Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 вкорреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты посоциальному страхованию и обеспечению» и т.д.
Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетахприводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затеммогут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежныхведомостей осуществляется с целью выявления таких злоупотреблений.
В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций по истечениитрех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств наоплату труда и социально-трудовые льготы, кассир должен:
— в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц,которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надписьот руки «Депонировано»;
— составить реестр депонированных сумм;
— в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделатьнадпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить ихс общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов внастоящее время учет расчетов с депонентами ведется на счете 76 «Расчеты сразными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонентам». Кредитовыйоборот по указанному субсчету за период — невыплаченные в течение периода в установленныйсрок суммы, дебетовый оборот — погашенная в течение периода задолженность подепонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированныесуммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет таких сумм ведется вжурнале регистрации депонированных сумм.

1.6 Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовыхмашин
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «Оприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежныхрасчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассоваятехника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на, территорииРФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальнымипредпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполненияработ или оказания услуг.
Аудитору необходимо учитывать, что организации и индивидуальныепредприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ,могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованиемплатежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказанияуслуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгойотчетности.
Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу ив зависимости от количества ККТ несколько операционных. Для каждого ККТ должнавестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются толькоданные по выручке, полученной через конкретную контрольно-кассовую машину(ККМ). Фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерскогоучета. При проверке книги кассира-операциониста нужно смотреть на записипоказателей кассовых счетчиков не только действующих, но и бездействующихмашин, а также находящихся в запасе. Пристальное внимание следует обращать напоказатели счетчиков, с которыми ККМ поступили после ремонта.

2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТНОГО И ДРУГИХ СЧЕТОВ В БАНКЕ
 
2.1 Цель и основные источники информации аудиторской проверкирасчетного и других счетов в банке
Целью аудиторской проверки операций по расчетному, валютному идругих счетам в банке является формирование мнения о достоверностибухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствииприменяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим вРоссийской Федерации нормативным документам.
Аудитор при проверке операций по счетам в банке должен учитыватьосновные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций нарасчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этихопераций.
Источниками информации для проверки могут служить следующиедокументы и регистры учета:
— первичные документы по оформлению операций по счетам в банке;
— регистры синтетического учета операций на счетах в банке;
— отчет о движении денежных средств (форма № 4);
— бухгалтерский баланс (форма № 1);
— налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах виностранной валюте).
Аудитор должен определить, сколько на предприятии имеетсярасчетных счетов, и проверить, как ведется аналитический и синтетический учетпо каждому из них. При этом он устанавливает количество и номера счетов,открытых в банках, а также наименования банков. Эти данные нужны для проверкиналичия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета покаждому счету.
Основная информация по расчетному счету содержится в банковскихвыписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить,подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующимипервичными документами.
Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношенийорганизации и банка, проверяет соответствие договора на банковское обслуживаниенормам ГК.
При аудите операций по расчетному счету необходимо обратитьвнимание:
— на соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным вприложенных к ним первичных документах;
— полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним(остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равнятьсяостатку средств на начало периода в следующей выписке);
— правильность и полноту зачисления денег, сданных в банкналичными;
— наличие штампа банка на первичных документах, приложенных квыпискам (в случае выявления документов без штампа банка проводится встречнаяпроверка по запросу от организации в банке);
— обоснованность перечисления денежных средств (наличие договоров,контрактов);
— правильность составления бухгалтерских проводок по операциям вбанке. Аудитор должен ознакомиться с применяемой формой бухгалтерского учета иперечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных суметом денежных средств на счетах в банке; перечнем лиц, которым предоставлено правоподписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.
Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов вбанке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которыхустановлены инструктивными указаниями ЦБР. К таким документам относятся:
— выписки банка с приложенными формами, утвержденными им,расчетно-платежных документов, к которым относятся платежное поручение,платежное требование, платежное требование-поручение, платежный ордер,инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег нарасчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетногосчета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты,распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;
— первичные документы, обосновывающие правомерность совершаемыхопераций; они прилагаются к расчетным банковским документам.
Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит ихарифметическую проверку и проверку на законность совершаемых по банковскимсчетам хозяйственных операций.
Особое внимание аудитор должен уделять операциям по бесспорному(безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь наосновании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
Операции по счетам в банке могут быть приостановлены согласно ст.76 НК для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанноеограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых всоответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнениюобязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует смомента получения банком решения налогового органа о приостановлении такихопераций и до его отмены.
Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужнопроверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитическогоучета и выпискам банка. Данная процедура проверки оформляется рабочимидокументами аудитора. При выявлении расхождений необходимо показать суммуотклонений и выявить их причины.
При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:
— порядок ведения учетных регистров;
— наличие регистров синтетического учета по каждому расчетномусчету, открытому в банке, а также сводного регистра;
— своевременность отражения в регистрах синтетического учетаопераций по движению денежных средств на расчетном счете;
— наличие записей в учетных регистрах по каждой выписке банка;
-• тождественность записей в учетных регистрах и выписке банка.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленныхпокупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственныхзапасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи подебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров посчетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами».
Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций ввиде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путемвстречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66«Краткосрочные кредиты банков», 67 «Долгосрочные кредиты банков», субсчетам ксчету 51 «Расчетный счет», счету 55 «Специальные счета в банках», а такжесверки выписок банка и приложенных к ним документов.
Чтобы установить, насколько реально и обоснованно перечисляютсяденежные средства с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам,следует анализировать расчетные операции по счету 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счетунарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в отчете порезультатам данного раздела аудиторской проверки.
2.2 Проверка операций по валютным счетам
 
При осуществлении внешнеэкономической деятельности организацииполучают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи поимпорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции виностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках РФ, а также заграницей. Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по нимрегулируется валютным законодательством и нормативными актами ЦБР.
В соответствии с действующими нормативными актами юридические лица- резиденты могут иметь следующие валютные счета:
— транзитный валютный счет для зачисления в полном объемепоступлений экспортной валютной выручки;
— специальный транзитный валютный счет для учета операций попокупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке РФ и ее обратной продаже;
— текущий валютный счет для учета средств, остающихся враспоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки исовершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;
— валютный счет за рубежом, который открывают по специальному разрешениюЦБР организации, имеющие представительства за границей.
При отражении операций на текущих и транзитных валютных счетахнеобходимо руководствоваться Инструкцией ЦБР от 30.03.2004 № 11-и «Обобязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынкеРоссийской Федерации».
Следует обратить внимание на то, что транзитный валютный счетвыполняет в основном функции счета, аккумулирующего поступающие в пользуорганизации средства в иностранной валюте и контролирующего эти поступления вчасти осуществления организацией обязательной продажи валютной выручки. Функциисчета расчетов транзитный валютный счет выполняет очень ограниченно.
Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно покаждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом. При этомследует иметь в виду, что если российская организация имеет в зарубежном банкесчет, открытый по лицензии ЦБР, то эта лицензия не является основанием длязачисления на него валютной выручки. В ЦБР должно быть получено специальноеразрешение на каждое зачисление валюты на счет в зарубежном банке.
Проверку операций по покупке (приобретению) валюты на соответствиевалютному законодательству и порядку отражения их в бухгалтерском учете можнопроводить с учетом контрольных вопросов, которые представлены в табл. 2 (см.приложение 2).
Продажа валюты согласно валютному законодательству может бытьклассифицирована как обязательная, обратная или добровольная.
Обязательная продажа включает продажу валютной выручки резидентовот экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности),зачисленной на транзитный валютный счет, а также поступлений в качестве авансови предварительной оплаты.
Операции по продаже валюты могут быть осуществлены со следующихвалютных счетов: транзитного, специального транзитного и текущего.
2.3 Законодательные аспекты регулирования учета валютных операций
В соответствии с ПБУ 3/2000 записи в бухгалтерском учете повалютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валютепроизводятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валютыпо курсу ЦБР, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанныезаписи производятся в валюте расчетов и платежей. Даты совершения отдельныхопераций в иностранной валюте для целей бухгалтерского учета указаны вприложении к ПБУ 3/2000. В частности, датой совершения банковской операции повалютному счету является дата зачисления (списания) денежных средств свалютного счета организации в кредитной организации; датой отражения в учетедоходов организации в иностранной валюте является дата признания этих доходов.
Порядок покупки иностранной валюты установлен указанием ЦБР от 20.10.1998 №383-У «О порядке совершения юридическими лицами — резидентами операций покупкии обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РоссийскойФедерации» (далее — указание ЦБР № 383-У), а также указанием ЦБР от 17.12.2002№ 1223-У «Об особенностях покупки юридическими лицами — резидентами иностраннойвалюты за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке РоссийскойФедерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров вРоссийской Федерации».
Иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке зарубли, подлежит обязательному зачислению в полном объеме на его специальныйтранзитный валютный счет в исполняющем банке. Данное зачисление отражается вбухгалтерском учете по дебету счета 52 «Валютные счета», субсчет 52-3«Специальный транзитный валютный счет», и кредиту счета 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами». Любые поступления в иностранной валюте в пользуюридических лиц первоначально подлежат обязательному зачислению в полном объемена транзитный валютный счет; при этом валютные средства, поступившие в качествевзносов в уставный капитал, не подлежат обязательной продаже.
Текущий валютный счет открывается юридическому лицу на основаниидоговора о банковском счете, заключенного с банком, для учета средств,остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажиэкспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии свалютным законодательством. Указанные денежные средства могут использоватьсяорганизацией на любые цели в соответствии с действующим законодательством.
С 10.07.2003 размер обязательной продажи валютной выручки отэкспорта товаров (работ, услуг) составляет 25% суммы валютной выручки.
Обязательная продажа валюты производится юридическими лицами отвсей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, неявляющихся резидентами РФ, в том числе в качестве авансов или предварительнойоплаты.
По получении от юридического лица поручения на продажу валютыуполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностраннуювалюту, подлежащую обязательной продаже, с транзитного счета юридического лицана свой отдельный лицевой счет «Расчеты с клиентами по покупке и продажеиностранной валюты».
Списание с транзитного валютного счета части валютной выручки наобязательную продажу отражается по кредиту счета 52 в корреспонденции с дебетомсчета 57 «Переводы в пути».
В связи с повышением курса в период между датой зачисленияиностранной валюты на транзитный валютный счет и датой ее частичного списания уорганизации по счету 52 возникает положительная курсовая разница, которая всоответствии с п. 13 ПБУ 3/2000 включается в состав внереализационных доходов.При отражении курсовой разницы в бухгалтерском учете производится запись покредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», идебету счета 52 .
На основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходыорганизации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н, поступления от продажи иностранной валюты являются операционными доходами.При поступлении денежных средств от продажи валюты на расчетный счеторганизации в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 51 икредиту счета 91, субсчет 91-1.
Стоимость проданной валюты списывается со счета 57 в дебет счета91, субсчет 91-2 «Прочие расходы».
В связи с понижением курса в период между датой списания банкоминостранной валюты с транзитного валютного счета для продажи и датой ее продажипо счету 57 возникает отрицательная курсовая разница, которая в соответствии сп. 13 ПБУ 3/2000 включается в состав внереализационных расходов. При отражениикурсовой разницы в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 91,субсчет 91-2, и кредиту счета 57.
Расходы в виде отрицательной разницы, образующейся вследствиеотклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса ЦБР,установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту, дляцелей исчисления прибыли учитываются в составе внереализационных расходов всоответствии с подп. 6 п. 1 ст. 265 НК.
Сумма вознаграждения банка за продажу валюты согласно п. 11 ПБУ10/99 является операционным расходом и отражается по дебету счета 91, субсчет91-2, в корреспонденции, например, со счетом 76. Удержание банком суммывознаграждения из причитающихся организации рублевых средств от продажи валютыотражается по кредиту счета 51 и дебету счета 76. Для целей исчисления налогана прибыль сумма вознаграждения банку учитывается в составе внереализационныхрасходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК).
Датой совершения банковских операций по валютным счетам считается датазачисления денежных средств на валютный счет в кредитной организации или датаих списания с валютного счета (приложение к ПБУ 3/2000).
В соответствии с п. 1 указания ЦБР от 09.04.1999 № 535-У «Обуточнении порядка осуществления переводов в иностранной валюте с валютныхсчетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов»(далее — указание ЦБР № 535-У) с валютных счетов резидентов (текущего,транзитного и специального транзитного) переводы могут быть осуществлены(расчеты могут быть произведены) в любой иностранной валюте с проведениемуполномоченным банком, в случае необходимости, соответствующей конверсионнойоперации независимо от того, в какой иностранной валюте открыт валютный счетрезидента.
Реализация продукции на экспорт облагается НДС по нулевой ставке (подп. 1п. 1 ст. 164 НК) при условии представления в налоговые органы документов,предусмотренных ст. 165 Н К, которые подтверждают обоснованность ее применения.Денежные средства, полученные экспортером-налогоплательщиком за товары последаты оформления региональными таможенными органами грузовой таможеннойдекларации на вывоз товаров в режиме экспорта, не включаются в налоговую базупо НДС до момента ее определения, предусмотренного п. 9 ст. 167 НК (т.е. допоследнего дня месяца, в котором собран полный пакет документов в соответствиисо ст. 165 НК). При этом указанные денежные средства не включаются в налоговуюбазу по НДС только в размере средств, соответствующем доле отгруженнойпродукции (письмо МНС России от 24.09.2003 № ОС-6-03/994 «О порядке исчисленияи уплаты налога на добавленную стоимость»). Упомянутые документы в налоговыеорганы представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней, считая сдаты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларациина вывоз товаров в таможенном режиме экспорта (п. 9 ст. 165 НК). Они такжеявляются основанием для применения налогового вычета сумм НДС, уплаченных приприобретении товара на территории РФ (п. 1 ст. 165 НК). Таким образом, доистечения указанного срока экспортер не обязан делать в бухгалтерском учетезапись, отражающую начисление НДС. Принять к вычету «входной» НДС экспортеримеет право после предоставления в налоговые органы документов, предусмотренныхст. 165 НК (п. 3 ст. 172 НК).
2.4 Аудит операций по прочим счетам в банках
Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву,чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета вбанках». К нему могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2«Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.
Если на предприятии осуществляются подобные расчеты, то аудиторунеобходимо провести проверку:
— правильности и законности применения аккредитивной формырасчетов;
— правильности документального оформления операций, оплаченныхчеками из лимитированных и не лимитированных чековых книжек;
— наличия депозитных сертификатов, приобретенных у банка (еслибыли такие операции);
— полноты и правильности документального оформления операций подвижению средств целевого финансирования, поступивших на содержание социальныхучреждений (детского сада, яслей и т.д.) от родителей и прочих источников;
— предоставления балансов и других необходимых документов отструктурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
— правильности составления бухгалтерских проводок. Соответствиезаписей в выписках банка по операциям счета 55 сверяется с Главной книгой ижурналом-ордером № 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурауправления предприятием заключается не только в умении найти подход к клиенту ипорядочности по отношению к партнерам. В большей мере она состоит в умениирационально распорядиться денежными средствами и другими финансовыми ресурсами.
Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требуетпредварительной работы, планирования и составления программы аудита.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемымэкономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, видыдеятельности, учетную политику организации и т.д. Необходимо ознакомиться такжес отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабыдеятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
Результатом аудиторской проверки операций является установлениесоответствия применяемой в организации методики учета операций денежными средствами действующим в проверяемом периоде нормативнымдокументам РФ для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
На стадии предварительного обследования необходимо обозначитьнаиболее важные вопросы, дающие ответ на вопрос об объеме операций по счетамучета денежных средств и позволяющие составить план и программу аудита операцийс денежными средствами.
В начале проверки следует оценить эффективность внутреннегоконтроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей вкассе организации. Это можно сделать с помощью тестирования, которое дастпредварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявитнаиболее уязвимые участки, определит особенности ведения учета в организации.
Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает всебя следующие вопросы:
- проверку соблюдения,установленного ЦБ РФ лимита остатка наличных средств в кассе и порядка ведениякассовых операций;
- проверку законности исвоевременности расчетов наличными и безналичными денежными средствами (врублях и в валюте);
- проверку денежныхдокументов по существу;
- проверкубухгалтерского учета денежного оборота организации;
- проверку достоверностибухгалтерской отчетности в части остатков по счетам учета денежных средств иденежных оборотов, отраженных в «Отчете о движении денежных средств» (форма№4).
Обязательнымусловием осуществления аудиторской проверки является документированиеосуществленных процедур. По результатам проверки составляется отчет, которыйсодержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон от 21 ноября1996г. № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998г., 28 марта, 31 декабря 2002г.,10 января, 28 мая 2003г.);
2. «Об аудиторской деятельности»: Федеральный закон от 7августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.);
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая 2003 г.);
4. Аудит:Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит,2004, — 583 с.
5. БеловН.Г. Контроль и ревизия. – М.: Агропромиздат. 2004
6. БогомоловА.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. — М.:Экзамен, 2004.
7. БурцевВ.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. — М.:Экзамен, 2005.
8. ИвановаН.Г. Аудиторская проверка кассовых операций // Бухгалтерский учет, №2, январь,2005г.;
9. КондраковН.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. — М: ИНФРА-М, 2003;
10. БарсуковаИ.В. Аудит кассовых операций // Аудиторские ведомости, №7, июль, 2003г.;
11. КостюкГ.И. Аудиторская проверка счетов организации в банках // Бухгалтерский учет,№19, октябрь, 2004г.;
12. ДанилевскийЮ.А., Шапигузов С.М., Старовойтова Е.В. Аудит. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
13. ХоринА.Н. Отчет о движении денежных средств // Бухгалтерский учет, №5, март, 2002г.;
14. КостюкГ.И. Учет денежных средств // Бухгалтерский учет, №6, март, 2004г.;
15. ТихомироваО.Н. Покупка и продажа иностранной валюты // Главбух, №23, декабрь, 2004г.;
16. ЧетвертковА.В. Штрафы за неправильное ведение кассовых операций // Главбух, №15, август,2005г.;
17. КленовскийА.С., Кассовая дисциплина и работа с денежной наличностью // Налоговый вестник,№ 12, декабрь, 2002 г.;
18. КизякинаО.А. Курсовые разницы в налоговом и бухгалтерском учете // Российский налоговыйкурьер, №12, июнь, 2002г.;
19. НиловаН. Открытие специальных валютных счетов // Финансовая газета. Региональныйвыпуск, № 7, февраль, 2003 г.;
20. НиловаН. Продажа иностранной валюты: бухгалтерский и налоговый учет // Финансоваягазета. Региональный выпуск, № 8, февраль, 2003 г.;
21. ЮцковскаяИ.Д., Наличное денежное обращение в организации // Финансовые и бухгалтерскиеконсультации, № 4, апрель, 2001 г.
22. Аудитпредприятия. Методология аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельностипредприятия: Учеб. пособие/Сост. В.В.Нитецкий, Н.Н.Кудрявцев. – М.: Дело, 2004.
23. ШереметА.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник.-2-е изд., доп. И перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004.-352 с.
24. ЧекинВ.Д. Учебное издание. Курс лекций по аудиту, 2005 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
Перечень вопросов, составленных аудиторомВопрос Да Нет Примечание 1. Установлена ли сигнализация в кассе? 2. Хранятся ли денежные средства в сейфе? 3. Заключен ли договор на охрану? 4. Где и у кого хранятся дубликаты ключей? 5. Инкассируется ли данная организация? 6. Хранятся ли в кассе денежные документы (бланки ценных бумаг, путевки, билеты и т.д.)? 7. Сопровождается ли кассир при сдаче и получении денежных средств в банк? 8. Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров? 9. Имеются ли распоряжения руководителя предприятия (организации) о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера? 10. Своевременно ли производятся записи в отчете кассира? Каков срок сдачи отчета? 11. Сменялись ли кассиры в проверяемом периоде? 12. Была ли произведена ревизия при смене кассира? 13. Назначена ли приказом руководителя предприятия комиссия для производства ревизии кассы? 14.Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности? 15. В каком размере банком установлен лимит остатка наличности в кассе? 16. Выдаются ли денежные средства при наличии в расходном кассовом ордере одной подписи (руководителя, главного бухгалтера)? 17. Проводятся ли внезапные проверки кассы? 18. Существует ли периодичность плановых инвентаризаций кассы? 19. Принимает ли участие в инвентаризации кассы главный бухгалтер? 20. Регистрируются ли кассовые ордера в журналах регистрации? 21. Ведется ли на предприятии кассовая книга? 22. Проверяются ли бухгалтером отчеты кассира? 23. Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию? Установлен ли срок, на который выдаются деньги? 24. Ведется ли на предприятии журнал учета депонентов?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 
Таблица 2
Перечень вопросов, составленных аудиторомВопрос Да Нет Примечание 1… Соблюдается ли порядок зачисления валютной выручки от реализации и других валютных операций при совершении внешнеэкономических операций? 2. На законных ли основаниях открыты валютные счета? 3. Соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, отраженным в первичных документах? 4. Правильно ли применялись формы расчетов при внешнеэкономической деятельности? 5. Своевременно ли предоставляются платежные поручения на продажу выручки, если ее зачисление прошло по транзитному счету? 6. Правильно ли оплачено комиссионное вознаграждение за открытие валютных счетов? 7. Правильно ли отражены в учете операции по покупке и продаже валюты? 8. Правильно ли рассчитаны и отнесены курсовые разницы? 9. Правильно ли перечислены авансы за импортную продукцию? 10. Соблюдается ли порядок ведения учетных регистров?
11. Ведутся ли регистры синтетического учета
по каждому счету, открытому в банке, составляется ли
сводный регистр? 12. Своевременно ли отражаются в регистрах синтетического учета операции по движению денежных средств; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка? 13. Тождественны ли записи в учетных регистрах и выписке банка?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.