Реферат по предмету "Разное"


«Рыночная экономика: сущность, достоинства и недостатки. Модель рыночной экономики в рк»

Министерство образования и науки Республики Казахстан Международная Бизнес – Академия Факультет БизнесаКафедра Экономики и менеджментаКУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Рыночная экономика: сущность, достоинства и недостатки. Модель рыночной экономики в РК»Студент: Тепляков ВладиславПреподаватель: Балан О.Н. 2008 ТЕМА: «Рыночная экономика: сущность, достоинства и недостатки. Модель рыночной экономики в РК»ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………………...3 Глава 1 Общая характеристика моделей хозяйствования…………………….5 Глава 2 Сущность рыночной экономики………………………………………11 2.1. Определение рынка и условия его возникновения ………........... 11 2.2. Важнейшие функции рынка ……………………………………….14 2.3. Виды рынков ......................................................................................17 2.4. Принципы функционирования рыночного механизма...................20 2.5. Понятие свободного рынка и механизм саморегулирования.........26 Глава 3 Модель рыночной экономики в Республике Казахстан......................30 3.1. Деформация рынка в условиях директивной системы хозяйствования...........................................................................................30 3.2. Особенности перехода к рынку в Республике Казахстан...............32 3.3. Регулируемый рынок..........................................................................37 Глава 4 Достоинства и недостатки рыночной экономики.................................42 Заключение.............................................................................................................45 Список использованных источников...................................................................48ВВЕДЕНИЕЛюбое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной актуальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и услуги производить и в каком объеме. Важно также оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использования каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу необходимо учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие и безработные. Длительное время в мире существовали две экономические системы: административно-командная и рыночная. Административно-командную, представляющую собой жесткую и строго иерархическую систему управления, в последнее время критикуют, называют тормозом экономического развития. В то же время нам навязывают идею, что в реальной жизни наилучшее (хотя и далекое от оптимальности) распределение ресурсов обеспечивает рынок, то есть совокупность правил координации выбора посредством ценовых сигналов в условиях различных форм собственности, свободных контрактов и конкуренции. В рыночной экономике кажущаяся простота отношений купли-продажи и преследования личной выгоды скрываются очень сложные механизмы, заставляющие каждого экономического субъекта нести расходы на получение информации о ценах, поставщиках, потребителях, условиях сделок, конкурентах и других элементах экономической системы. Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно- командной модели к рыночной экономике в Казахстане. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, смягчает многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Данной работой ставится цель анализа насколько успешно рыночная система может достигать поставленные перед ней цели. Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть определение, основные характеристики рыночной экономики, выявить ее основные структурные элементы; - зафиксировать положительные и отрицательные стороны; - последовательно проанализировать содержание положительных и отрицательных сторон рыночной экономики; - изучить предпосылки появления и процесс становления рынка в Республике Казахстан; - уделить достаточное внимание исследованию регулируемого рынка - наиболее актуального на данный момент типа хозяйствования; - сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.^ Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.Прежде чем говорить о характеристике моделей хозяйствования, следует разобраться в значении данного понятия. Модель хозяйствования – это экономическая система (совокупность взаимосвязанных и определенным образом упо­рядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества). Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, сущность, структуру. Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм[1]. Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом. Важным свойством экономической системы является наличие структуры. Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии. Существует несколько типов экономических систем. В литературе наиболее часто встречаются: традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная и традиционная. Их мы и рассмотрим ниже. Исторически первой моделью организации экономической жизни общества была традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. [2] Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов. В данной системе вопросы такого типа, как: выгодно ли это? Стоит ли выращивать что-то иное? Какой способ производства более рациональный? – здесь просто не приходили в голову. Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. По сей день существует множество народностей, которые придерживаются традиционной системы ведения хозяйства. Тем не менее со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество в большинстве своем. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах остатки такой собственности сохранились, и это не случайно. Например, Советский Союз, построив свой сельское хозяйство на коллективной собственности, так и не смог на протяжении 70 лет XX века добиться продовольственного изобилия, тогда как в странах Европы и Америки добились высоких результатов в хозяйстве.^ Административно-командная система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления. Рождение АКС явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим значением которых был марксизм. Конкретная же модель была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И. Лениным и И.В. Сталиным. Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств. Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства. В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам. Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.^ Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, и распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения различных типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах (сме­шанной экономике). Их отличительная особенность — гетерогенность (разнородность) вхо­дящих в них элементов. В современных условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах: — смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм; — смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика). Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни. Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновремен­ное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного сек­торов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал[3]. Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Од­нако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структур­ных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предпри­ятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекват­ной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на та­кой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического разви­тия, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, ча­стно-хозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономи­ческую структуру общества постиндустриальных начал. ^ Глава 2 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ2.1. Определение рынка и условия его возникновения.Можно дать несколько определений рынка: Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара[4]. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги[5]. Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм». Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении В условиях исследуемой формы хозяйства, рыночные отношения охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на 3 группы: 1) домашние хозяйства; 2) бизнес (предпринимательство); 3) правительство. Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты, сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли). Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение дело собственного или заёмного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве. Правительство предоставлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например, по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принцип сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах. Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности. И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться ресурсами и произведённой продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) коридорах, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.^ 2.2.Важнейшие функции рынкаСущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях: Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях. Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики. Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса. Также к важнейшим функциям относятся: 1. Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться. 2. Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда. 3. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними). 4. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. 5. Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.^ 2.3. Виды рынковПо структуре рынки можно подразделить по следующим критериям: 1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: * рынки благ и услуг; * рынки средств производства; * рынки научно-технических разработок; * рынки ценных бумаг; * рынки рабочей силы. Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д. 2. Рынки можно классифицировать по товарным группам: * рынки товаров производственного назначения; * товаров народного потребления; продовольственных товаров; * рынки сырья и материалов и т. д. Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов. 3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: * внутрирегиональные; * межрегиональные; * республиканские; * межреспубликанские; * международные (мировые). Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета. 4. По степени ограничения конкуренции различают: * монопольный; * олигопольный; * межотраслевые рынки. 5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: * рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; * рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; * рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами -- непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д. Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид -- установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли -- коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках: * обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения: * создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.). 6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: * легальные, официальные: * нелегальные >, > и т. д. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: * товаров потребительского назначения продовольственные и непродовольственные товары: * рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные; * рынки жилья и зданий непроизводственного назначения. Рынки факторов производства. В их состав входят: * рынки недвижимости; * орудий труда; * сырья и материалов; * энергетических ресурсов; * полезных ископаемых. Финансовые рынки. Это: * рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки; * кредитные рынки; * рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.; * валютно-денежные рынки. Рынки интеллектуального продукта -- инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики. Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.^ 2.4. Принципы функционирования рыночного механизмаМеханизм функционирования рынка основывается на следующих принципах:Свобода выбора видов и форм деятельности. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Всё остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в её коллективных и государственных формах деятельности. В рыночной экономике снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров как с самими товаропроизводителями, так и любыми посредниками, стоящими между производителями и потребителями. На определенных условиях открывается доступ всех экономических субъектов, в том числе индивидуалов, частников, к традиционно государственным работам и услугам, включая образование медицинское обслуживание, транспортные услуги, услуги связи.^ 2. Всеобщность рынка Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе даже не правомерно называть экономику рыночной. Конечно, какие то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономики. Точно также элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономики. Так что экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. Суть этого принципа – охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. ^ 3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Один из принципов рыночной экономики власти, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии. Естественно, что равноправие предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Разные формы собственности по неволе создают разные производственные и экономические возможности. К тому же не рационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения, для предприятия с большим и малым коллективами и частников. Речь идет о другом. О том, чтобы не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное другую. В сущности, эта предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона этого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, право быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду устранение геноцида по отношения к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного советской экономике.^ 4. Саморегулирование деятельности. Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, распространяются на создание предприятий. Этим стимулируются зарождение очагов развития экономики. Предоставление лицам, коллективам прав образования новых предприятий как изначально, так и на основе подразделений действующих предприятий представляет акцию демократизации управления экономикой и ещё одно направление реализации принципа экономической свободы. Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению, структурной динамичности производства, обновлению, но одновременно может порождать серьезные социальные напряжения.^ 5.Принцип договорных отношений. Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно- денежных отношений. С тем же основанием её можно назвать экономикой договорных отношений. Преимущества договоров между экономическими субъектами как инстГлава 3 МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ^ В РЕСПУЛИКЕ КАЗАХСТАН3.1. Деформация рынка в условиях директивной системы хозяйстваКак известно, кризис экономики Казахстана, как и всего бывшего Советского Союза, начал проявляться с середины семидесятых годов и выражался в снижении темпов роста и эффективности производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. Командно-приказные методы руководства обществом деформировали экономические конструкции. Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной, или директивной, системы хозяйства: 1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности; 2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Енергетична оцінка технологій у сільськогосподарському виробництві
Реферат Особенности политического лидерства в современной России
Реферат Особенности перевода рекламного текста
Реферат Иммунокорректоры
Реферат Технология хранения, поиска и сортировки информации
Реферат Вертикальная интеграция в нефтяных компаниях
Реферат Совершенные системы контроля как функция менеджмента
Реферат Виды сигналов, их спектры. Приборы для анализа спектров сигналов
Реферат Gothic Style Essay Research Paper The Gothic
Реферат Финансовая деятельность предприятия анализ и пути ее совершенствования на примере ООО Си-трейдинг
Реферат Образы Синцова и Серпилина в романе К.М. Симонова Живые и мертвые
Реферат Отношения Древней Руси и Византии
Реферат Ранняя история монголов
Реферат Апофатика - основной метод науки XXI века
Реферат Сергей Есенин и Николай Ставрогин