Реферат по предмету "История"


Отношения Древней Руси и Византии

ВВЕДЕНИЕ
Значительныйрост в последние годы интереса образованных кругов российского общества кистории и культуре Византийской империи очевиден. Несомненно, существенную рольв усилении этого интереса сыграло широко отмеченное в 1988-1989 гг. российскойи мировой научной и культурной общественностью тысячелетие крещения Руси.Внимание к судьбам Византии, более полутысячи лет назад исчезнувшей с картымира, и к ее давним связям с Древней Русью не затухает ни в России, ни зарубежом. Имел некоторое значение также и проведенный в августе 1991 г. в Москве18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участиеоколо 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблема отношений Руси иВизантии была одной из самых приоритетных.
Главнаяже причина, сделавшая модной «византийскую тему», состояла и состоит в том, чтоРусь снова, как и тысячелетие назад, оказаласьныне перед судьбоноснымвыбором дороги в будущее. Снова на самом разном уровне знаний и культуры вобществе обсуждается вопрос о якобы открывавшихся некогда перед Русьюальтернативных и «упущенных» предками путях развития и о возможных глубоких и давнихпричинах часто поражающих Россию бедствий и крутых поворотов в ее истории.Снова, как некогда в спорах славянофилов и западников, поминается Византия — причем нередко в отрицательном смысле, с предвзятых, а еще чаще — попростуневежественных позиций.
Каксчитает русский византивист Литаврин: «из мрака язычества вывела Русь именноВизантия, самая культурная в то время страна Европы. Именно она, Византия,содействовала также Руси в обретении ею своего государственного достоинства иравноправия в семье европейских народов». Кроме того, Византия была источникомславянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогрессадревнерусской культуры. Наконец, именно Византия дала нам само наименованиенашей страны в принятой ныне нами форме – «Россия».
Главнаяцель моего реферата – показать, что, несмотря на все перипетии и сложности вотношениях с Византией, все-таки, со слов Литаврина: «Весь ход развития истановления Российского государства и само его геополитическое положениеобусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию«крестной матерью Древней Руси»

ГЛАВА 1. Могущество Древнерусского государства
ВIX в. в Византии начался подъем крупных городских центров. Укреплялись ирасширялись экономические связи с соседними народами. В то же время IX столетиебыло переломным и в экономической и политической истории восточных славян.Улучшалось ремесленное производство, прогрессировало пашенное земледелие, рослигорода. Происходила политическая консолидация восточнославянских племен,создалось единое Русское государство.
Ростмогущества Древнерусского государства вызвал тревогу у византийскихполитических деятелей. Тяга господствующей верхушки «варварских государств» кбогатствам империи была хорошо изведана в Византии. Империя готова была изсоображений безопасности границ пренебречь торговыми выгодами от сношений с«варварами-язычниками». Во многом эти опасения были основательными. Купцы«варваров» еще соединяли торговлю с грабежом, а правители молодых государств, стремясьутвердить свои права на международной арене, не останавливались перед чистограбительскими походами в чужие земли.
Инициаторомв развитии связей с Византией стало Русское государство. Чрезвычайнозаинтересованное в установлении регулярных отношений с Константинополем, оносилой оружия шаг за шагом преодолевало преграды, созданные усилиямивизантийской дипломатии.
Первымэтапом в развитии византийско-русских отношений было установление связей Руси свизантийской колонией в Крыму — Херсоном, торговля которого с «варварами»Причерноморья была главным источником его существования и процветания. Позднеепоявилась тенденция к установлению прямых связей с империей, минуяпосредничество херсонитов. В этом, однако, не были заинтересованы ни Херсон, ниКонстантинополь: первый — по экономическим, второй — по политическим мотивам.Херсон стал военным форпостом, препятствовавшим продвижению русских к южнымберегам Черного моря. Устье Днепра было издавна освоено херсонитами. Чтобывывести из Днепра в море большой купеческий караван или провести войско,необходимо было доброе согласие херсонитов.
Второйэтап византийско-русских отношений характеризуется попытками русских установитьнепосредственные связи с городами прибрежных черноморских провинций Византии. Византийцызнали русских задолго до их появления под стенами Константинополя.
«Таврическиескифы» уже в середине IX в. служили в императорской гвардии: вполне вероятно,что это были русские наемники. Согласно легенде о захвате Киева Олегом,путешествие купцов с товарами по Днепру в Византию — обыденное явление. Вовсяком случае нападение русских на Константинополь с многочисленным флотом немогло быть предпринято без достаточного знакомства с особенностями дальнегопути и без знания политической обстановки в империи и на ее границах.
Третийэтап византийско-русских отношений — начало непосредственных контактов сКонстантинополем. 18 июня 860 г. русские на 20 судах напали на Константинополь.Окрестности столицы были опустошены. Нападение русских было совершенно неожиданнымдля византийцев. Вестники херсонитов не сумели опередить русских, чтобысообщить в столицу о нашествии. Император срочно вернулся из похода противарабов, с трудом пробившись в осажденный город. По-видимому, русские не думалио штурме стен Константинополя. Так же внезапно, как напали, они 25 июня снялиосаду и ушли из-под города. Обстоятельства этого отступления остаютсянеизвестными. По одним данным, внезапно поднявшаяся буря разметала русскиекорабли, и только немногие из них уцелели. По другим — русские с триумфомвозвратились домой. Согласно свидетельству Фотия, очевидца нашествия, русскиеушли неожиданно для византийцев. Нападение русских произвело большоевпечатление на жителей Константинополя.
Источникиничего не сообщают о каких-либо переговорах русских с греками перед их уходомиз-под стен Константинополя. Однако вскоре какие-то переговоры были завязаны. В«Жизнеописании Василия I», составленном его внуком, Константином Багрянородным,утверждается, что Василий добился дружбы языческого народа русских, заключил сними соглашение и склонил к принятию христианства.
Вероятно,попытки обращения русских в христианство предпринимались неоднократно. Принятиехристианства Болгарией не могло не оказать влияния на господствующие кругиРусского государства. Повышение международного авторитета новообращеннойБолгарии, выгодные торговые отношения с Византией, усиление центральной власти — все это должно было привлечь внимание правителей Русского государства.
Договорырусских с греками 907 и 911 гг. свидетельствуют об уже сложившейся системедипломатических и торговых отношений, которые сохранялись, по всей вероятности,до конца IX в. Торговля с Византией способствовала увеличению экономическогомогущества правителей Руси — сюда они сбывали часть дани и военной добычи(меха, воск, мед, лен, шкуры, рабов). На константинопольском рынке можно былоприобрести дорогие ткани, ценное оружие, изделия роскоши, изысканные яства.
Торговляи политика были связаны теснейшими узами. Только правитель государства с егоаппаратом власти был в состоянии обеспечить выгодные условия торговли есоседней страной и безопасность торговых караванов на огромном протяжениисухопутного и морского пути. В IX-X вв. внешнюю торговлю Руси осуществляланепосредственно правящая верхушка Русского государства. Конвой сопровождалкупцов на всем пути до Константинополя. Купцы, не имевшие печатей или грамот,выданных князем, лишались права на льготы, обусловленные договорами сВизантией. Недружелюбное отношение к «гостям», нередко выполнявшим и дипломатическуюмиссию, рассматривалось как прямое оскорбление отправившего их монарха.
Вначале X в. внутреннее и внешнеполитическое положение Византии вновь сталотяжелым. Именно в это время, в 905-907 гг., русский флот и сухопутное войско сновапоявились под Константинополем. Очевидно, дело не дошло до серьезных военныхстолкновений, поэтому рассказ о походе не попал в византийские летописи. Однакосмутный намек на набег «руси-дромитов» можно усмотреть в одном из испорченныхмест хроники Псевдо-Симеона. По всей вероятности, византийцы предпочлипереговоры военным действиям против русских. Как это следует из русскойлетописи, византийцы богато одарили русских, выплатили контрибуцию исогласились уплачивать дань.
Важнейшимподтверждением известий летописи об удачном походе на Византию являютсядоговоры русских с греками, в подлинности которых ныне едва ли можносомневаться. Договоры свидетельствуют, что в Константинополе проживали русскиекупцы и воины; русские служили наемниками в императорских войсках; в Византиюбежали с Руси невольники; русские суда терпели бедствия близ византийскихберегов, а византийские — неподалеку от владений русских. Случались инедоразумения, споры, драки и тяжбы между русскими и византийцами. Иногдарусские полувоины-полукупцы творили грекам «пакости в селах». Свидетельствуетдоговор и о том, что эти мирные отношения были прерваны незадолго перед походоми заключением договора.
В907 г. под стенами Константинополя было достигнуто соглашение, важнейшие статьикоторого сообщает русская летопись. Русские получили право беспошлиннойторговли в столице империи. Во время пребывания в столице русским послампредоставлялось особое «посольское» довольствие, а купцам — месячина в течение6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыба, овощи. На обратный путь их снабжали якорями,парусами, канатами, продуктами. Местом пребывания русских устанавливалосьпредместье Константинополя близ храма св. Мамы.
Всентябре 911 г. был заключен еще один договор, торжественно скрепленныйвзаимными клятвами. Договор устанавливал порядок урегулирования конфликтов,обмена и выкупа пленных, возвращения беглых рабов и преступников, охраны ивозвращения имущества, находившегося на судах, потерпевших кораблекрушение,касался вопросов наследования и др. В момент заключения договора. 911 г. 700русских принимало участие в военной экспедиции византийцев против критскихарабов. Существенные перемены в характере отношений с русскими внеслоукрепление Византийской империи в 20-30-х годах X в. и вторжение впричерноморские степи полчищ печенегов. С этого времени печенежская угрозастановится важнейшим фактором антирусской политики империи. Однакодружественными отношения между Византией и Русью оставались в 20-х годах X в. Ещев 30-х годах X в. русские служили в византийской армии и принимали участие ввойнах в Италии. В договоре 944 г. как бы признается и вина Византии запроисшедший разрыв — взаимная неприязнь объясняется происками«враждолюбца-дьявола». Византия, по-видимому, не желала более соблюдать условиядоговоров 907 и 911 гг. Встревожило, по всей вероятности, империю и постепенноеукрепление русских на берегах Черного моря. Русские пытались обосноваться вустье Днепра, оставаясь там и на зимнее время. Очевидно, речь шла о попыткерусских использовать днепровское устье и другие районы Причерноморья в качествеплацдарма для подготовки весенних и летних военных экспедиций в бассейнеЧерного моря.
Подоговору 944 г. русские должны были защищать Херсон от нашествия черных болгар,занимавших степи между Доном и Кубанью. В договоре также решительноподчеркивается, что русский князь не имеет права распространять свою власть навладения империи на северных берегах Черного моря. Результатом византийско-русскихпротиворечий, выявившихся после заключения договора 911 г., был поход Игоря 941г. На этот раз поход не был неожиданностью для византийцев. Узнав оприготовлениях Игоря, херсониты и болгары тотчас известили императорский двор.Молва о нашествии русских распространилась в Константинополе еще до официальногооповещения херсонского стратига. 8 июня у входа в Босфор бесчисленныеоднодеревки Игоря были встречены византийскими кораблями, снабженными греческимогнем. Легкие суда Руси были рассеяны. Русские высадились на берегах Босфора,главные силы флота отошли в мелководье близ малоазийского побережья. Русскиеразорили Вифинию и берег Понта до Ираклии и Пафлагонии. Лишь в сентябре, стянувзначительные силы из Малой Азии, Фракии и Македонии, византийцы вытеснилирусских. Византийский флот напал на отходившие суда русских и нанес импоражение. Захваченные в плен были обезглавлены.
Несмотряна неудачу, русский князь, едва вернувшись на родину, принялся готовиться кновому походу. В 943 или 944 г. Игорь, заключив союз с печенегами, выступил посуше и по морю против Византии. Однако императорские послы встретили русскоевойско на Дунае и сумели склонить Игоря к миру. Вскоре был заключен новыйдоговор, более благоприятный для византийцев, чем договор 911. г. В договореуже не говорилось о беспошлинной торговле русских в Константинополе. Русскимкупцам запрещалось приобретать шелковых тканей более, чем на 50 номисм, русскиеобязывались помогать Византии, защищать ее крымские колонии.
Средирусской знати, скреплявшей договор 944 г., была довольно многочисленная группахристиан, принесших клятву в церкви св. Ильи. Согласно арабским авторам,русские приняли христианство в 912/913 г., т. е. вскоре после заключениядоговора 911 г. Можно предполагать, что христианская община на Руси постепенноросла и становилась все более влиятельной. Недаром в 972 г. папа Иоанн XIIIсчитал русских христианами.
Втечение четверти века после заключения договора 944 г. отношения Византии иРуси были мирными. Русские купеческие караваны ежегодно прибывали вКонстантинополь. Одновременно русские продолжали вести торговлю с Херсоном.Участвовали русские и в военных предприятиях Византии. В 954 г. они были всоставе войск империи в Азии. Гарнизоны из русских воинов стояли по крепостям Византии.
В957 г. Русь сделала шаг навстречу империи: русская княгиня Ольга всопровождении большой свиты, половину которой составляли купцы, совершилапутешествие в Константинополь и была принята Константином VII Багрянородным.По-видимому, в Константинополе она крестилась под христианским именем Елены.
Однакоуже в это время в отношениях Руси с империей проскальзывают чертынастороженности и враждебности. Константин Багрянородный видел в Русипотенциального врага и делал ставку на печенегов как на союзников противрусских. Русская летопись сохранила предание о недовольстве княгини Ольгиприемом, оказанным ей в Константинополе. Правительница крупнейшего государстваВосточной Европы была принята в соответствии с церемониалом приема мелкихвладетельных князьков Востока. По возвращении Ольга пыталась завязатьпереговоры с германским королем об организации христианской церкви на Руси.
Дело,тем не менее, не дошло до открытого разрыва с Византией. По-видимому, ни та, нидругая сторона не выполняли всех условий договора 944 г. Русская летописьсообщает, что Константин VII просил у Ольги «вой в помощь», но оскорбленная приемомв столице империи княгиня ответила отказом. Русские, правда, продолжали служитьв византийской армии. В 960-961 гг. отряд русских принимал участие в отвоеванииКрита у арабов, но не известно, были ли это войска, посланные из Киева попросьбе императора, или отряд вольных русских наемников.
Противоречия,нараставшие между Византией и Русью, вылились в конце 60 — начале 70-х годов вкрупное военное столкновение. Оба государства достигли к тому временизначительных успехов на международной арене. Византия вела успешные войны сарабами. Болгарский двор находился под ее политическим влиянием. Одновременно,в 964-966 гг. князь Святослав значительно расширил пределы Русскогогосударства. Он победил вятичей, разгромил волжских болгар и хазар, взялкрепость Саркел, подчинил ясов и касогов. Владения русских теперь охватываливизантийские колонии в Крыму с севера и востока.
Византийскийдвор, несомненно, был осведомлен о победоносных походах Святослава. Когда в 965-967гг. возник новый острый конфликт с Болгарией, Никифор Фока решил столкнутьболгар и русских, чтобы ослабить их взаимной борьбой. Обращение к Святославу спросьбой о походе против болгар не было, однако, простой реализацией соответствующейстатьи договора 944 г. Чтобы добиться выступления Святослава в поход, ему былопослано 15 кентинариев золота.
Вавгусте 968 г. Святослав с союзными печенежскими отрядами появился на Дунае,разгромил высланные против него болгарские силы и занял города по Дунаю.Обстановка, сложившаяся в Болгарии в течение первого полугодия пребывания в нейрусских, и перемены в отношениях между Русью, Болгарией и Византией,происшедшие в это время, к сожалению, не нашли отражения в источниках. Вероятно,в результате дипломатических маневров Византии печенеги весной 969 г. осадилиКиев. Святославу пришлось покинуть Болгарию. По-видимому, уже тогда империяокончательно убедилась, что Святослав преследует на Балканах собственныеинтересы, отнюдь не совпадающие с интересами империи. Святослав хотелукрепиться на Дунае и перенести сюда, в Переяславец, даже столицу своегогосударства. В июле — августе 969 г., отогнав печенегов от Киева, Святославснова появляется в Болгарии, и его действия сразу же принимают ярко выраженнуюантивизантийскую направленность.
Никифорпоспешил возобновить союзные отношения с Болгарией, опасаясь начинать войнуодновременно «против двух народов» (русских и болгар). Очевидно, междуСвятославом и определенными кругами болгарской знати сложился союз, к которомупримыкали венгры и часть печенегов. Никифор старался отколоть болгар отСвятослава. Этот замысел, как видно, увенчался успехом лишь в отношениинепосредственно правящей группировки болгарской знати во главе с Борисом (Петрумер еще в январе 969 г.).
Цимисхий,один из крупнейших полководцев X в. весной 971 г. быстрым маршем вторгся вБолгарию. Одновременно флот, вооруженный греческим огнем, был направлен в устьеДуная, чтобы отрезать русским путь к отступлению и помешать подходуподкреплений с левого берега реки. 12 апреля Цимисхий осадил Цреслав. 14 апрелявизантийцы вошли в город. Только группе воинов удалось прорвать кольцо врагов идостигнуть Доростола, где находился Святослав с главными силами. Царь Борис ссемьей попал в плен. Болгарская казна оказалась в руках Цимисхия.
Императори его окружение развернули широкую кампанию против русских, выступая в ролиосвободителя болгар от «тирании» Святослава. Борису оказывались знаки почтениякак царю Болгарии. Часть болгарской знати, деморализованная падением столицы ипленением царя, отошла от Святослава. Многие города и крепости Болгарии без сопротивлениясдавались Цимисхию. Святослав срочно отозвал в Доростол русские гарнизоны издругих городов и крепостей. Антирусские настроения проявились и среди знатиДоростола. Святослав прибег к репрессиям: часть знатных бояр была казнена,часть брошена в тюрьмы.
Вконце апреля армия Цимисхия окружила крепость. Византийский флот блокировалДоростол с Дуная. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этомувремени покинули Святослава. Осада продолжалась три месяца, в течение которыхрусские совершали частые вылазки. Осажденные терпели голод. К Цимисхию междутем непрерывно прибывали подкрепления. 21 июля Святослав дал последнеесражение. Русские сначала теснили греков, но Цимисхий бросил в бой тяжелуюконницу и отбросил русских внутрь стен. Святослав был ранен. Византийцы считалипобеду достигнутой «сверх всякого ожидания».
Святославпрекратил сопротивление и завязал с Цимисхием переговоры. Цимисхий сготовностью пошел на установление мира. По заключенному под Доростолом договоруСвятослав должен был покинуть Болгарию и никогда впредь не посягать ни на этустрану, ни на византийские колонии в Крыму. В случае необходимости русскийкнязь обязался оказывать империи военную помощь. Византийцы в свою очередьпредоставляли русским свободный выход из Болгарии, снабжали каждого из 22 тыс.воинов Святослава продовольствием и обязывались впредь относиться «как кдрузьям» к русским, прибывавшим в Константинополь по торговым делам. Императордолжен был также убедить печенегов не нападать на дружину Святослава, когда онабудет возвращаться на родину. Попытка русского князя распространить своегосподство на часть Болгарии не увенчалась успехом. Однако авторитет Руси вглазах византийцев, составивших отчетливое представление о силах Русского государства,повысился, несмотря на поражение русских.
ПослеДоростольского договора торговые и дипломатические отношения Византии с Русьювозобновились. Русская летопись сохранила предание о переговорах князяВладимира с империей о принятии христианства в качестве государственной религии.
В986 (987) г. теснимый в Европе болгарами, а в Азии мятежником Вардой Фокой,Василий II обратился к Руси за военной помощью. Обращение Василия было актом,подготовленным предшествующими дипломатическими сношениями. В завязавшихсяпереговорах Василий был вынужден принять встречные условия русских, а именно — выдать за русского князя порфирородную царевну, свою сестру Анну. Русские, ипрежде всего сам князь, обязались принять христианство.
Вусловиях того времени тесное родство с императорским константинопольским дворомозначало значительное повышение международного авторитета Руси. СогласиеВасилия на брак Анны с Владимиром было дано только под давлением чрезвычайнотяжелых обстоятельств. Что касается согласия русского князя принятьхристианство, то оно явилось не только следствием «дипломатической победы»Византии, но и закономерным итогом предшествующего развития Русскогогосударства. Византийское влияние не могло бы привести к христианизации Руси,если бы там не созрели для этого социально-политические предпосылки. Процессхристианизации Руси ко времени княжения Владимира длился уже более столетия.Русская знать успела убедиться, что христианство сулило и повышение авторитетаРуси в сношениях с другими государствами, и оформление социального господствафеодальной верхушки, и приобщение к культурным традициям Византии.Экономические и политические связи с империей, ее значительное культурноевлияние обусловили принятие христианства из Византии, однако это было нестолько делом византийской дипломатии, сколько глубоко продуманнымгосударственным актом дальновидного русского князя.
Весной988 г. (а может быть, в конце лета или осенью 987 г.) из Руси на помощь Василиюприбыл 6-тысячный корпус. Летом 988 г. русские принимали участие в разгромевойск Фоки под Хрисополем. Положение Василия значительно укрепилось. Император,по всей вероятности, не спешил с выполнением достигнутого соглашения — Анна небыла отправлена на Русь. Чтобы принудить Василия к этому, Владимир веснойследующего, 989г., осадил Херсон (который был взят в начале лета). В те же дни русскийкорпус способствовал разгрому основных войск Варды Фоки под Авидосом. Опасаясьуглубления конфликта с ними и желая вернуть крымские колонии, императорраспорядился отправить порфирородную сестру к Владимиру. Брак, которомупредшествовало принятие христианства Владимиром, состоялся, по-видимому, летом989 г. Владимир приступил к крещению языческого населения своего государства.Среди духовных лиц, принимавших в этом участие, находились митрополиты иепископы, отправленные Василием из Византии.
Политикахристианизации в руках византийских дипломатов являлась испытанным средствомполитической экспансии. Болгария, сперва принявшая христианство от греков, былав дальнейшем подчинена Византией. В отношениях с Русью планы империи не моглипростираться столь далеко. Однако византийское правительство, несомненно,рассчитывало на политическое верховенство. Но возможность этого не сталадействительностью. Ни христианизация, ни родственные узы не привели кподчинению Руси интересам империи. Русь не следовала в фарватере внешнейполитики Византии, но русская угроза ее северным границам временно исчезла.Гораздо больше выиграла от этого союза Русь, ставшая в один ряд с крупнейшимихристианскими державами средневековой Европы. Попытки византийских дипломатовпредставить Русь как часть Романии, как народ, подчиненный империи, не принеслини вреда Русскому государству, ни выгод Византии.
ГЛАВА2. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XI-XII ВВ.
Послезаключения соглашения между Василием II и Владимиром отношения между Русью иВизантией вступили в новую фазу. Ни с каким другим независимым государствомЕвропы Византия не была тогда столь связана, как с Русью. Обе правящие династиибыли связаны тесными родственными узами. С согласия Владимира русскийшеститысячный корпус остался на императорской службе и стал постоянной боевойединицей византийского войска. Число русских наемников на военной службе вВизантии стало весьма велико.
ВВизантии сложилось два центра, к которым тяготели все русские, по той или инойпричине оказавшиеся в империи. Одним из них стал русский монастырь на Афоне,основанный, по-видимому, на рубеже X-XI или в самом начале XI в. Первоеупоминание об этом монастыре, носившем имя Ксилургу («Древодела»), относится к1016 г. Русский монастырь на Афоне возник, несомненно, в силу особойдоговоренности между правителями обеих стран. Русские поддерживали монастырьвкладами и пожертвованиями. Русские паломники стали частыми гостями на Афоне, атакже в Константинополе и в далеком Иерусалиме.
Гораздобольшую роль играл русский центр в столице империи. Здесь создалосьсвоеобразное землячество, объединявшее не только купцов и дипломатов, но ивоенных, служивших в византийском войске, паломников, путешественников,духовных лиц. Русская колония в столице империи была, по всей вероятности,многочисленной и составляла, с точки зрения византийских государственныхдеятелей, определенную политическую и военную силу. В 1043 г., когда сталоизвестно о походе русских против Константинополя, император, опасаясь мятежавнутри города, распорядился выселить в разные провинции проживавших в столицерусских воинов и купцов. С русскими в Константинополе находились в тесномобщении норманнские купцы и воины. Норманнские наемники входили, по-видимому, всостав русского корпуса.
НаРуси, прежде всего в Киеве, в свою очередь появилось греческое население: штатгреческого митрополита, возглавившего русскую православную церковь,византийские архитекторы, живописцы, мозаичисты, стеклоделы, певчие. Многиеепископские кафедры Древнерусского государства были заняты греками.
Значениерусского корпуса в военных силах империи ромеев было особенно велико именно впериод между 988 и 1043 гг. Русский отряд принимал участие в войнах Василия IIза завоевание Болгарии; в 999-1000 гг. русские участвовали в походе в Сирию ина Кавказ; в 1019 г. они защищали византийские владения в Италии от норманнов;в 1030 г. благодаря мужеству русских телохранителей Роман III Аргир избежалплена во время похода в Сирию. В 1036 г. русские входили в состав войска,взявшего крепость Перкрин на армянской границе; в 1040 г. они были в составеармии Георгия Маниака, посланного в Сицилию.
Отношениямежду Византией и Русью не претерпели существенных изменений и после смертиВладимира в 1015 г., несмотря на новое столкновение между византийцами ирусскими. В конце царствования Василия II перед византийской столицей появилсяна однодеревках отряд русской вольницы во главе с родственником Владимира некимХрисохиром. Прибывшие заявили о своем желании поступить на византийскую службу.Однако на требование императора сложить оружие и явиться для переговоровХрисохир ответил отказом, прорвался к Авидосу, разгромил отряд стратигаПропонтиды и появился у Лемноса. Здесь русские были окружены превосходящими византийскимисилами и уничтожены. Набег Хрисохира не отразился заметно на отношениях междуобоими государствами.
Довойны 1043 г. мирные дипломатические и торговые сношения Византии с Русьюразвивались непрерывно. Более того, можно предполагать, что в это времяпостепенно возрастала не только военная, но и политическая роль русских вВизантии. Вполне вероятно, что русские были среди тех «варваров», которыхприблизил к своей особе родной брат русской княгини Анны Константин VIII. Сними он решал важнейшие вопросы, возводил их в высокие достоинства и щедронаграждал. Не изменилось отношение к русским и при Романе III Аргире. В начале30-х годов XI в. совершившие набег на Кавказ русские возвращались домой сдобычей через земли империи, выйдя к Черному морю. При Михаиле IV ЯрославМудрый заложил в Киеве храм св. Софии с помощью византийских архитекторов. Вэто время собранные Ярославом «письце многы» переводили на славянский языкгреческие книги. При Михаиле IV явился на службу к императору с 500 воиновдруг, а впоследствии зять Ярослава Гаральд Гардар. Михаил V окружил себя«скифами»: «одни из них были его телохранителями, другие служили его замыслам».Русских и болгар отправил Михаил V против патриарха, приверженца сосланнойимператором Зои. Иноземная гвардия защищала дворец, когда уже весь город былохвачен восстанием против Михаила V.
Резкиеперемены в отношениях с русскими произошли с приходом к власти Константина IXМономаха. Враждебность нового правительства отразилась на положении всех слоеврусского населения империи. Должны были пострадать все, кто пользовалсярасположением Михаила IV и Михаила V. Немилость императора — ставленникастоличной гражданской знати отразилась особенно сильно на командном составевизантийского войска. Мономах удалил не только советников Михаила V, но ивоенные контингенты. Важное значение для политического курса Константина поотношению к русским имел, несомненно, факт участия русского корпуса в мятежеГеоргия Маниака .
Мономахвоцарился в июне 1042 г. Антирусский курс Мономаха достаточно явно проявилсяуже в 1042 г. К этому времени следует относить и ссору на константинопольскомрынке между русскими и греками. В результате ссоры был убит знатный русский ирусским был причинен материальный ущерб. Убийство знатного русского вКонстантинополе, конечно, не могло быть подлинной причиной последовавшеговоенного столкновения. Ярослав Мудрый, весьма дороживший международными связямии авторитетом Руси, использовал этот факт лишь как повод к походу, причины котороголежали в изменении общей политики Византии по отношению к Руси. У Мономаха быливсе основания остерегаться войны с русскими.
Вмае или июне 1043 г. флот русских во главе с сыном Ярослава Владимиром достигболгарского побережья. Кекавмен препятствовал русским высаживаться на берег. Всоставе русского войска находились и норманские союзники Ярослава. В июне 1043г. множество русских судов появились у Константинополя. Мономах пыталсязавязать переговоры, обещая возместить ущерб, понесенный русскими, и призывая«не нарушать издревле утвержденного мира». Владимир был непреклонен. Однако взавязавшемся морском сражении русские потерпели поражение. Византийские судажгли русские однодеревки греческим огнем и опрокидывали их. Поднявшийся ветервыбросил часть русских ладей на прибрежные скалы. Спасшихся на берегу встречаловизантийское сухопутное войско. Русские отступили, однако посланные вдогонкувизантийские военные корабли были окружены ими в одной из бухт и понеслитяжелые потери.
По-видимому,вскоре после похода между русскими и византийцами начались переговоры. Обестороны желали мира. Очевидно, Византия пошла на уступки. Новый договор былскреплен в промежуток между 1046 и 1052 гг. браком сына Ярослава Всеволода сдочерью Мономаха, которая носила, может быть, имя Марии. Вероятно, в 1047 г. напомощь Константину IX прибыл русский отряд, принимавший участие в подавлениивосстания Льва Торника. Таким образом, дружественные отношения русских симперией были восстановлены.
Новыеосложнения возникли в 1051 г. Русь в это время находилась в дружественныхотношениях с западноевропейскими странами и с папством. Вероятно, непомерныеполитические притязания Кирулария, попытавшегося через киевского митрополитавоздействовать на внешнюю политику Древней Руси, получили отпор. Ярослав былнедоволен митрополитом-греком, и в 1051 г. вопреки воле Константинополя возвелна митрополичий престол русского церковного деятеля Илариона. Конфликт был,однако, вскоре улажен. Митрополитов на Русь по-прежнему поставлялаКонстантинопольская патриархия.
Послесмерти Ярослава ослабла власть великого князя. Разные княжеские центры Русистремились к независимой внешней политике. Глухое соперничество вылилось вмеждоусобицы, захлестнувшие Русь после 1073 г. Отношение к Византии утратилохарактер единой государственной политики. В борьбе за политическое преобладаниеважное значение приобрел вопрос о взаимоотношениях между епископскими центрами,обострились отношения отдельных епископий с Киевской митрополией. Князьямечтали об учреждении автокефальной церкви или собственной митрополии,независимой от киевского митрополита. Все это позволило византийской дипломатиивести тонкую и сложную игру на Руси. Наибольшее внимание Византии привлекал,как и прежде, Киев, затем Тмуторокань и Галицкая Русь.
Вторговых отношениях Византии и Руси в XI-XII вв., очевидно, не произошлоособенно глубоких перемен. Русские купцы торговали на рынках империи, агреческие приезжали на Русь. Вероятно, непосредственная зависимость торговли отполитики, характерная для IX-X вв., постепенно ослабевала. Падало значениерусских военных сил в византийской армии. Экономический прогресс местныхрусских центров и возрастание потребности соперничавших друг с другом князей ввоенной силе обусловили сокращение потока русских наемников в Константинополь.В 50-70-х годах XI в. русские наемники еще служили в византийском войске.Однако к концу XI в. сведения о них становятся редкими. С 1066 г. место русскихв византийской армии постепенно занимают англичане, С середины XI в. взорывизантийских императоров все сильнее привлекает Тмуторокань. К 1059 г. Византиявладела Восточным Крымом (Сугдеей). Между населением греческих колоний в Крымуи жителями Тмуторокани установились дружественные отношения. Экономическоезначение Херсона падало, и овладение богатой и удаленной от основных русскихземель Тмутороканью становилось для Византии все более заманчивым делом. ОднакоВизантия соблюдала осторожность. Случай представился лишь в царствованиеАлексея I. В 1079 г., еще при Вотаниате, по соглашению с византийским дворомвеликому князю Всеволоду удалось сослать в Византию тмутороканского князяОлега. Олег и стал орудием замыслов Алексея I. Он прожил в Византии четырегода. Там он женился на знатной гречанке. В 1083 г. Олег вернулся и, видимо, спомощью империи снова утвердился в Тмуторокани, которой владел, может быть, досвоей смерти в 1115 г. С 1094 г. упоминания о Тмуторокани исчезают из русскихлетописей. Разгадку этого, по всей вероятности, следует видеть в том, что,помогая Олегу вернуться, Алексей обеспечил себе верховные права на Тмуторокань.
До1115 г. между Киевом и Константинополем сохранялись тесные дружественные связи,заключались династические браки, члены семьи киевского князя путешествовали вКонстантинополь, ширилось паломничество. И совершенно неожиданно в 1116 г.русские войска великого князя приняли участие в походе против Византии наДунай. Эти действия могли быть ответом на захват Тмуторокани Алексеем I.Владимир Мономах даже попытался удержать за собой несколько византийских городовна Дунае.
Мирныеотношения были, однако, вскоре восстановлены и сохранялись почти до серединыXII в. В 40-х годах этого столетия Русь оказалась втянутой в конфликт междуВенгрией и Византией. Киевская Русь вступила в союз с враждебной ВизантииВенгрией. Галицкая и Ростово-Суздальская Русь были, напротив, врагами Венгрии иКиевской Руси и союзницами империи. Таким образом, тылам каждого участникаодной из этих обширных коалиций угрожал участник другой коалиции.
Этарасстановка сил не замедлила сказаться на отношениях между Киевом иКонстантинополем. Шурин венгерского короля Гейзы II киевский князь Изяслав в1145 г. прогнал греческого митрополита. На митрополичий престол был возведенрусский иерарх Климент, который занимал этот пост дважды, в 1147-1149 и в 1151-1154 гг. Став великим князем, ростово-суздальский князь, союзник Византии, ЮрийДолгорукий вернул русскую церковь под византийское верховенство. Однако черезнесколько лет после его смерти греческий митрополит был снова изгнан из Киева.Киевский князь Ростислав отказался в 1164 г. принять нового греческогомитрополита. Лишь с помощью богатых даров Мануил I смог заставить Ростиславауступить. Великий князь требовал, чтобы патриарх впредь назначал митрополита сего согласия, и, может быть, постепенно этот порядок стал неофициальным правиломв отношениях Руси и Византии.
В60-х годах XII в., таким образом, наметился союз между Византией и КиевскойРусью. Галицкая Русь, напротив, разорвала при Ярославе Осмомысле дружественныесвязи с империей, вступила в союз с Венгрией и оказала поддержку соперникуМануила I — знаменитому авантюристу Андронику Комнину. Но императору удалось нетолько упрочить союз с Киевом, но и отколоть Галицкую Русь от Венгрии.Свидетельством тесных дружественных связей Византии с Русью в это времяявляется быстрый рост числа русских монахов на Афоне. В 1169 г. афонский протатуступил русским большой запустевший монастырь Фессалоникийца со всеми еговладениями, сохранив за русскими и обитель Ксилургу. Монастырь Фессалоникийца,или Русский монастырь св. Пантелеймона, скоро стал одним из крупнейшихмонастырей Афона, и в течение многих веков играл значительную роль в развитиикультурных русско-византийских и русско-греческих связей. Существовал к концуXII в. и в Константинополе специальный русский квартал.
Дружественныеотношения Византии с русскими сохранялись при представителях династии Ангелов.Политика доброго согласия с Русью стала с середины XI в. традиционной длявизантийских государственных деятелей, несмотря на все превратности внутреннейполитической жизни империи. Можно предполагать, что в какой-то степени этаполитика обусловливалась общей половецкой опасностью, угрожавшей и Руси иВизантии. Борьба русских с половцами отвечала интересам империи. Иногда русскиекнязья оказывали прямую военную помощь Византии против половцев.
Постепеннов тесные отношения с империей втягивались и другие русские центры (Новгород,Ростов, Суздаль, Владимир, Полоцк, Перемышль). Именно в XI-XII вв. сложились иокрепли те культурные русско-византийские связи, которые оставили глубокий следв духовном развитии Руси. Падение Константинополя в 1204 г. и завоеваниеевропейских владений империи латинянами временно нарушило нормальное развитие русско-византийскихотношений.
/>ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНЫХОТНОШЕНИЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ И ВИЗАНТИИ
 
Врусской литературе на этот счет нельзя указать установленного и господствующегомнения. Чаще, впрочем, раздаются порицательные приговоры о Византии ивысказываются неблагоприятные мнения начет качеств наших заимствований от греков.
Оченьнезначительное меньшинство ученых и литераторов говорят и византийском влияниина Россию со всею сдержанностью, ссылаясь на то, что у нас очень мало сделанодля оценки этого влияния. В самом деле, прежде чем составить себе понятие околичестве и качестве византийских влияний на Россию, нужно предпринять рядотдельных исследований по специальным вопросам: о влиянии Византии на древнерусскую литературу, о заимствованиях из Византии по части художественныхидеалов, нашедших применение в искусстве, об обмене в области юридическихпонятий, в устройстве государственности, в домашнем быте и т. п. В X в. Россия не могла не бытьвовлеченной в общий исторический поток; для всех европейских новых народовпредставлялась одна и та же альтернатива: или принять христианство и темположить начало к созиданию государственности, или уступить свое место другому.В этом отношении заслуги византийской империи бесспорны и никакая научнаятеория не вычеркнет их из истории.
Попреимуществу на долю Византии выпала воспитательная роль новоевропейскихнародов. Признавая ее заслуги, оказанные человечеству тем, что она имелаблагодетельное влияние на дикие орды варваров, воспитанные ею в историческиенароды, мы не должны забывать и понесенных ею великих жертв на пользу всей Европы.Следует ли перечислять последовательный ряд варварских вторжений в Европу,которым Византия ставила преграды и полагала пределы? Мало того что, устоявпротив врагов, она долгое время оставалась очагом и светочью просвещения, онастаралась частью убеждением, частью проповедью христианства и цивилизующимвлиянием укротить и облагородить дикарей, приучив их к выгодам гражданскойжизни. Под ее влиянием разрозненные славянские колена и племена, равно какболгарская и мадьярская орда, выросли в исторические народы. Словом, онасослужила для восточноевропейского мира ту же благодетельную миссию, и Рим — для галлов и германцев. Восточные народы обязаны ей верой, литературой игражданственностью.
Русскийвизантинист С.Д. Сказкин опровергает мнение, которое в корне исторически неверно, что мы приняли из Византии не настоящее просвещение и, не разобравхорошего от дурного, стали слишком рабски воспроизводить испорченные идеалывизантинизма. Прежде всего, иных организующих начал нам неоткуда было принять,кроме того, Западная Европа того времени была ниже Византии и сама пользоваласьплодами эллинской культуры.
Византияисполняла свою миссию с полным самоотвержением в этом величайший успехгреческого духовенства и разнообразных и влияний Византии между восточноевропейскиминародами. Она не налагала тяжелого и неудобоносимого ярма на новопросвещенных,отличаясь значительною терпимостью в делах веры: припомним хоть то, греческоедуховенство на Руси не имело политического значения и не стремилось корганизации, ограничивающей светскую власть.
Принятиемхристианства Русь становилась в ряды европейских государств и вместе с темобнаружила желание занять твердое положение на Дунае и Черном море. Расширениеполитического кругозора, как следствие предыдущих сношений с империей, должнобыло привести русских князей к сознанию, что в старой вере отцов нельзя иметьвлияния ни между болгарами, ни между греками. Христианскую веру и сопутствующуюей письменность на славянском (родном для древних русов) языке Древняя Русьполучила от Византии, первую — непосредственно от империи, вторую — в основномчерез посредство болгар, принявших крещение раньше Руси на столетие счетвертью, а едва через полвека после этого освоивших и усовершенствовавшихславянскую грамоту.
Культурныйобмен далеко не всегда подвергался строгому контролю и регламентации со стороныофициальной власти. Культурные связи с Византией и южнославянскими странамистали уже в XI в. настоятельной потребностьюрасширяющегося круга просвещенных людей русского общества, и удовлетворениеэтой потребности далеко не всегда целиком зависело от политических акций высшейвласти обеих сторон. Устойчивости культурных связей способствовали, разумеется,никогда не прерывавшиеся официальные связи между русской и Византийскойцерквами. Даже в периоды резкого обострения отношений в политической сферерусская церковь должна была функционировать как неотъемлемая частьКонстантинопольской патриархии.
С рубежаX-XI вв. в Древней Руси в течение длительного времени проживалипредставители культурных кругов империи: священнослужители, архитекторы,живописцы, мозаичисты (они концентрировались в основном в подворье киевскогомитрополита-грека), а в Византии часто и подолгу пребывали русские послы,воины, купцы, паломники. В Константинополе существовала русская колония,обладавшая определенными юридическими правами; русы жили и близ столицы империипостоянно, ежедневно вступая в тесное общение с греками.
Взаимнаяотдаленность двух стран затрудняла общение, но она же и исключала осложнения,вызываемые обычно пограничными конфликтами. Древняя Русь приняла крещение, неиспытав на себе, в отличие от балканских стран, никакого военного илиполитического давления со стороны Византии, как не знала она и ее притязаний нанепосредственное господство над неофитами. Атрибуты византийской цивилизацииникогда не были на Руси символами иноземной власти.
Разумеется,более или менее точная датировка начала культурных связей невозможна.
Первыеконтакты со славянами Восточной Европы уходят в глубокую древность. В письменныхисточниках они фиксируются с VI в. Начало проникновения на Русь христианстваотносится уже к рубежу VIII-IX вв. Русские стремились к регулярным связям сВизантией, а имперская дипломатия никогда не упускала случая, чтобы непопытаться крестить желавших общения с империей «варваров». За 100 летконтактов до крещения десятки тысяч русов из самых разных социальных слоевознакомилась с византийскими формами жизни, с бытом богатых и бедныхвизантийцев, нормами морали и основами их религии. Во всяком случае, числохристиан на Руси к 980 г. и число осведомленных об основах христианского учениябыл, по всей вероятности, гораздо значительнее, чем это признано висториографии.
Крещениеот Византии было исторически обусловлено всей совокупностью геополитических условийи обстоятельств жизни восточного славянства в VI-X вв. Формы язычества имусульманство племен, давивших на Русь с востока и юго-востока и чаще всего ейвраждебных, были совершенно чужды русам, как и сам образ их жизни: это были попреимуществу кочевники и полукочевники. Русь стала страной европейской культурызадолго до ее крещения.
Гораздоменее предопределен был выбор Руси между восточным и западным христианством,хотя вся предшествующая история связей Руси с христианским миром вела ее скореев хорошо знакомый Константинополь, чем в далекий Рим. Однако не был совершенночужд Руси в X -первой половине XI в. и христианский Запад. «Католицизм» еще невоспринимался как принципиально иной, противостоящий византийскому вариантхристианства. Не случайно византийцы рассматривали опасность перехода Руси подсупрематию папства как вполне реальную даже в XI в. опасность, что и нашлоотражение в деятельности греческих митрополитов на Руси. ОтданноеКонстантинополю предпочтение было, несомненно, результатом обстоятельногоанализа и внутренней борьбы в правящих кругах Руси.
Какрешение принять крещение, так и обращение с этой целью к Константинополю, а нек Риму целиком зависели от самих русов. Ни та, ни другая христианская столицане имела возможности оказать на Русь какое то ни было внешнее давление. Не Русьсогласилась на крещение на предложенных императором условиях, а, напротив,уступила Византия, дав согласие крестить Русь на условиях, поставленныхВладимиром.
Данные опроникновении на Русь христианства до официального крещения вполне различимы.Сколь ни длителен был этот процесс, и в самом Киеве и на периферии крещениесовершалось в целом без масштабных социальных потрясений.
Безучета культурных связей Руси с Византией в дохристианский период невозможнообъяснить последовавший уже через полвека после крещения бурный расцвет самыхразных сфер древнерусской культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вотношениях с Русью Византия искала такие формы связей которые соответствовалибы ее целям, но не вызывали раздражения Руси. Хотя договоры с ней обязывалипартнеров оказывать империи союзную помощь, ее политическая независимостьпризнавалась как факт.
Византиявесьма редко обращалась к христианской Руси с просьбой об экстраординарнойвоенной помощи, тогда как у языческой Руси просила ее неоднократно. КрещениеРуси не внесло, на первый взгляд, коренных перемен в ее политические отношенияс империей. Сохранение контактов с Византией стало на Руси древней традицией,питаемой исторической памятью не только о том, что именно Византия избавиларуссов от язычества, но и вступила одновременно с Русью в кровное родство черезбрак князя-крестителя с порфирородной царевной.
ЯзыческаяРусь ходила походами против Византии, но она же часто оказывала ей и военнуюпомощь.
Имелись,однако, три коренных отличия в отношениях Византии с Русью после ее крещения,сравнительно с отношениями империи с Болгарией и Сербией в христианскую эпохуих истории. Во-первых только крещеная Русь не ставила цели овладетьКонстантинополем (разоряя его окрестности, русы ни разу не штурмовали егостен). Во-вторых, только князья Руси никогда официально не посягали на титулвасилевса. Русь находилась вне борьбы за престижное преобладание в ойкумене.
В-третьих,наконец, наиболее тесными были действительно только узы между Византией иРусью. Именно христианская Русь (и только она) оказывала империи военную помощьв течение почти столетия, шеститысячный русский отряд стал постоянным союзнымподразделением византийского войска. Со времен крещения Руси правительствоимперии рассматривало воинов-русов не как частных наемников, а какпредставителей дружественного (союзного) Древнерусского государства, условияслужбы которых были установлены межгосударственным договором.
Тообстоятельство, что Русь никогда не была (и не могла быть) в какой-либополитической зависимости от Византии, обусловило ее более лояльную в течениепочти полутысячелетия позицию в отношении к империи. Используя затрудненияимперии, Русь вынудила ее к крупному вкладу в утверждение своего имиджа намировой арене в период упрочения Древнерусского государства. Заключив почетныйдинастический союз с правящим в империи домом, получив от нее христианство, авместе с ним ( в основном — через посредство болгар) и изобретенную в Византииписьменность на родном для славян языке и другие феномены высокой культуры,Русь испытала, как до нее Болгария в первое полустолетие после крещения, бурныйрасцвет культуры и искусства. Используя богатый опыт древней христианскойдержавы, правители Руси укрепили центральную власть и систему управленияогромной страной с разным уровнем развития ее регионов, с этнически разнороднымнаселением и крайне трудными коммуникациями. Русь усматривала огромные выгоды втом, чтобы не только поддерживать, но и демонстрировать перед другими странамисвои связи с империей в качестве ее друга и союзника. Наконец, ныне широкопризнано в историографии, что русские князья до середины XII в. никогда (кроме спорного случая сИлларионом) не возражали против поставления во главе русской церквимитрополитов — греков и никогда эти митрополиты не были в чужой и далекойстранепроводниками выгодной империи политики. /> 

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.Бибиков М.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. – СПб.:Алетейя, 2001. – 314 с.
2.Васильев А.А. История Византийской империи: В 2 т.Т.1. – СПб.: Алетейя, 2000. –512 с.
3.Георгиева. Русская культура: история и современность.- М.: Юрайт, 1998. – 576с.
4.Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь. – СПб.: Алетейя, 2000. – 415 с.
5.Рапов О.М. Русская церковь в IX– первой трети XII в. Принятиехристианства. – М., Мысль, 1998. – 324 с.
6.Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. IX– первая половина X в. — М.: Мысль,1980. – 426 с.
7.Сказкин С.Д. История Византии. – М.: Наука, 1967.- 523 с.
8.Успенский Ф.И. История Византийской империи. – М., 1997. – 527 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Казахский орнамент
Реферат Реконструкция прав, обязанностей и взаимоотношений князя и дружины по Повести временных лет
Реферат Религиозные построения Л.Н.Толстого в зеркале своего времени
Реферат George Segal Essay Research Paper George Segal
Реферат Супружеский конфликт, как нарушение коммуникации
Реферат Оценка эффективности использования рекламы в системе маркетинга
Реферат Административно-правовое управление социально-культурной средой
Реферат Реинкарнация в Древней Греции и Христианстве
Реферат Зависимость численности населения от экономического развития и нац
Реферат Political Socialization Essay Research Paper Political SocializationA
Реферат Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ
Реферат Финансирование расходов республиканского и местных бюджетов РБ
Реферат Административно-территориальное устройство субъектов РФ
Реферат Что ожидает человечество от развития науки и техники в 21 веке
Реферат Расчет ЧМ РПУ на ИМС