«Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива» и «Психологический анализ урока».(задания по психологии для студентов 5 курса)Вам предстоит выполнить 2 задания:Составление психолого-педагогической характеристики класса.Цель этого задания – с опорой на данные наблюдений, бесед с ребятами, классным руководителем, а также психодиагностических процедур научиться формировать целостный взгляд на социально-психологический климат и взаимоотношения в классе, барьеры и возможности в развитии коллектива. Проанализировать социально-психологический климат в классе, ничего не упустив, вы сможете, опираясь на схему из приложения 1. Основным методом исследования Вы можете выбрать социометрическую методику (см. приложение 2) или специально организованное наблюдение в психологических играх (см. приложение 3). Такие игры помогут не только в диагностике сложившихся межличностных отношений, но и могут способствовать большему сплочению коллектива. Также Вам помогут методики на изучение ценностей, установок в классе из приложения 4.^ Психологический анализ урока,.Цель этого задания – научиться использовать формализованное наблюдение для анализа психологической стороны учебного процесса в связи с обучающими, воспитательными и развивающими задачами отдельного урока. Анализируя урок, вы можете опереться на схему наблюдения из приложения 5 или схему наблюдения из приложения 6. Выберите для анализа урок другого учителя, лучше практиканта, но не свой урок. Ваша задача - объективно наблюдать, анализировать, составлять рекомендации по уроку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.Приложение 1. Схема изучения психологического климата и взаимоотношений в классе ^ Дать описание основных характеристик класса как малой группы. Ссылайтесь на данные методик. Результаты исследования поместите в приложения. 1. Описать историю развития группы, реорганизации класса, смену классных руководителей. преемственность при смене руководителей, взаимоотношения учителей и родителей, учителей и веников.^ 2. Дать общую оценку психологического климата (это — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде психологических условий совместной деятельности и влияющий на развитие личности в группе), признаки благоприятного климата: доброжелательность и доверие, ориентация на учебу, свободное выражение мнений, отсутствие авторитарного давления учителей и лидеров на учеников класса и признание за ними права на принятие решений (в пределах компетентности), информированность членов группы об общих проблемах, удовлетворенность группы взаимоотношениями, интерес друг к другу, классу и учебе, умение принимать новичков. ^ 3. Изучить взаимоотношения по горизонтали — систему отношений между учениками, (это — личные, избирательные отношения от симпатии, дружбы, до неприязни и враждебности). Структура взаимоотношений выявляется либо социометрией (Морено), либо длительными наблюдениями за взаимоотношениями ребят в классе и вне его. Анализируется расслоение по статусу (лидеры, предпочитаемые, изолированные, отвергаемые), существующие группировки и взаимоотношения между группировками (доброжелательные, безразличные, неприязненные). Оптимально, если каждый участник группы входит в какую-либо микрогруппу, микрогруппы сотрудничают друг с другом, нет явной отверженности отдельных учеников. Изучить лидеров класса и типы лидерства: положительное (соответствует целям группы — учебе, сотрудничеству) — отрицательное (прогульщики, нарушители дисциплины): деловое — эмоциональное: глобальное — частичное. Описать отношения между лидером и учителем, выяснить, используются ли возможности лидера для организации деятельности класса. Выяснить, кем и как выдвигались формальные активисты класса, являются ли они одновременно неформальными лидерами? Изучить причины отвергаемости отдельных учеников: зависящие от ученика (например негативные типы личности — высокомерие, нравственничество, конфликтующие), не зависящие от ученика (например дефекты здоровья и внешности, условия жизни). Выполняются ли задачи, стоящие перед классным руководителем: установлены ли хорошие отношения с лидером, передана ли ему часть полномочий? Осуществляется ли учителем влияние либо на ученика, либо на класс с целью повышения статуса отвергаемых? ^ 4. Изучить взаимоотношения по вертикали — (систему отношений между учителями и учениками). Влияние стиля руководства на развитие взаимоотношений в классе, соответствие стиля руководства уровню развития группы, влияние установок учителя по отношению к ученикам на развитие взаимоотношений в классе. ^ Стиль руководства учителя: Авторитарный Демократический Либеральный Ориентированный “на себя” личное влияние Ориентирован насовместную деятельность Ориентирован насамоорганизацию Единоначалие Делегирование власти Власть мало централизирована Личный контроль Взаимная требовательность Контроль от случая к случаю Деловые, формальные отношения, либо патерналистские Решает проблемы социально-психологического плана Неформальные отношения Основная функция – информационная Контроль за информацией Свободная циркуляция информации Не всегда информирован Методы: приказ, команда Методы: инструктирование, убеждение, мотивирование Методы – уговоры, советы Критику не любит Критика разрешена, учитывается Критику выслушивает, но мало реагирует ^ Соответствует ли стиль руководства уровню развития группы? В группах: (1) умелых и желающих работать (с развитой самоорганизацией и мотивированных) — демократический и либеральный: (2) неумелых (с неразвитой самоорганизацией, но желающих учиться, повышающих компетентность) и желающих работать — демократический; (3) неумелых и немотивированных — демократический и элементы авторитарного. Выяснить в ходе общения, присутствует ли у учителя страх за свой авторитет в классе, вызванный: фальшивым положением (квалификация учителя недостаточна); объективными неудачами (трудности, неожиданные препятствия в работе класса и школы); чрезмерная сложность ситуации (уровень проблем стоящих перед учителем непосилен для него); психологическая «хрупкость» личности учителя (неуверенность в себе, в том числе и в своей компетентности, которая часто не осознается). Осознает ли учитель свою роль в классе и особенности своего стиля руководства? ^ Определить установки учителя по отношению к учащимся по признакам:1) Активно- положительная. Доброжелателен со всеми, имеет позитивные ожидания по отношению ко всем. Особенно трудным учащимся, показывает огорчение при неудачах и возникновении проблем в общении, открыто сообщает об этом. Ученики стремятся сохранить хорошую репутацию в глазах учителя, ориентированы на сотрудничество, искренне сообщают о наличии проблем. ^ 2) Нейтральная, безразличная. Формально правильно выполняет все функции учителя, но внутренне безразличен к учащимся, не интересуется их нуждами и особенностями их личности. Ученики проявляют ответное равнодушие или скрытую неприязнь. Атмосфера равнодушия может распространиться на предмет, взаимоотношения друг с другом, отношение к учебному заведению в целом. ^ 3) Скрыто отрицательная. Недоверие к учащимся, неосознанное (часто) убеждение в том, что воспитывать — значит указывать на недостатки, наказывать и заставлять. Из-за срытой недоброжелательности и страха отвержения плохо понимает учеников, поэтому склонен руководить не мотивируя учеников, часто вообще не интересуясь, хотят ли они выполнять задания, склонен к манипулированию. Вызывает ответную неприязнь, иногда проявляющуюся открыто, а иногда (из страха) скрыто при внешнем приспособлении. ^ 4) Функциональная. Делит учеников мысленно на три категории: хорошие, средние и плохие. Отношение к каждому в зависимости от категории: хорошие — положительная установка, средние — безразличная, плохие — отрицательная. Кроме соответствующих ответных установок учеников наблюдается ухудшение взаимоотношений между детьми в классе, появление конфликтующих группировок. ^ 5) Ситуативная. Установка меняется в зависимости от настроения, вне зависимости от поведения и успешности деятельности детей. Незаслуженные санкции вызывают появление защитных тенденций, непредсказуемых вспышек конфликтов, у части детей — приспособленчество к настроению учителя. Возможные варианты взаимоотношений: ^ Отношение учителя Отношение учеников Реакция учеников Доброжелательность Симпатия, уважение Активность Безразличие Безразличие, нет уважения Безразличие Скрытая недоброжелательность Антипатия, нет уважения Сопротивление Противоречивые отношения Конфликтное, защитное “сидячие забастовки” ^ 5. Изучить групповые нормы класса. Групповые нормы — общие представления о желательном и нежелательном поведении соучеников, проявления того и другого поведения санкционируются классом (высмеиваются или поощряются). Описать содержание групповых норм. По содержанию нормы касаются всех сторон жизнедеятельности класса: нормы отношения к учебе, внеклассной работе, нормы отношения к учителям, нормы дисциплины и т.п.; взаимоотношений между членами группы — нормы взаимоотношений, обращений, поддержки, сотрудничества, интенсивности общения, общих ценностей и т.п. Классы могут иметь диффузные, единые или противоречивые нормы, что будет служить причиной появления разногласий и конфликтов. ^ Привести примеры реакций конформистов, самостоятельных и девиантов. (Конформность — податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с неразделяемой им вначале позицией большинства, самостоятельные действуют в зависимости от ситуации, девианты — противодействуют всегда.) Опишите нормы класса и принятие их различными учениками, попробуйте повлиять в ходе дискуссии на развитие групповых норм в позитивном для дела направлении. ^ 6. Дать рекомендации по улучшению психологического климата класса. В зависимости от выявленных особенностей коллектива составьте предложения учителю и другим специалистам, направленные на улучшение межличностных отношений в классе. Одно из мероприятий, например дискуссию по проблеме взаимоотношений, проведите и опишите результаты. Важно! Результаты социометрического исследования являются конфиденциальной информацией. Выносить на обсуждение можно только данные о сплоченности, количестве микрогрупп, отношениях между полами, то есть обобщенные сведения.Приложение 2.^ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТТест предназначен для определения структуры эмоциональных отношений в группе. Такая форма теста проводится с детьми, начиная с 4-го класса. С детьми 1-3 го класса структура эмоциональных отношений в классе выявляется с помощью игровых упражнений.Этап I. Процедура проведения Учеников просят ответить на приведенные ниже вопросы:1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? (другой вариант: «если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, кого из нынешних одноклассников ты записал бы в 1-ю очередь?»). Запиши, пожалуйста, 5 фамилий (5 выборов предлагается сделать, если в классе 22-25 человек; если численность класса меньше, можно взять меньшее количество выборов – 3 или 4, если больше – 6 – 7 фамилий).2. А кого из нынешних одноклассников ты не взял бы в свой новый класс? Запиши 5 фамилий (этот вопрос лучше не задавать, если в классе напряженные взаимоотношения и есть вероятность, что своим вопросом вы еще больше повредите им). Проследите, чтобы все учащиеся написали свое имя и фамилию, а также имена и фамилии выбранных ими одноклассников. ___________________________________________________________________________ Прим. Если школьник выбирает всех одноклассников, эти данные в подсчете не учитываются, так как предпочтение в сущности не отдано никому. Качественный анализ взаимоотношений этого ученика осуществляется по данным наблюдений.II. Заполнение социометрической матрицы. Условные обозначения:Вместо фамилии ставится номер учащегося по списку.Предположим, у нас есть группа из 10 человек. Тогда социометрическая матрица будет выглядеть таким образом: Кого выбирают 36789 10678 10Кто выбирает + + – – + – – – + – + – – + + – – + – – + + – – + + + + – – + – – + + – – + – + 4 3 5 0 3 4 0 6 3 2 – 3 3 1 0 5 3 7 2 3 4 + 1 2 2 0 1 1 0 2 1 2 – 1 1 1 0 0 1 3 1 1 1 III. Определение статуса человека в группе Высокостатусные получают положительные выборы половины группы и более (в нашем случае – №№ 3 и 8) Непопулярные – менее 2-3 положительных выборов. У нас это № 4 , 7 и 10 Среди непопулярных можно выделить следующие подгруппы: изолированные – не набравшие ни одного положительного и ни одного отрицательного выбора (№4); отвергаемые – имеющие много отрицательных выборов. При этом необходимо учитывать, что даже при большом количестве отрицательных выборов человека нельзя назвать отвергаемым, если у него есть хотя бы один взаимный положительный выбор (№7). пренебрегаемые – имеющие мало как положительных, так и отрицательных выборов. Среднестатусные находятся между двумя этими группами (№№ 1, 2, 5, 6, 9)IV. Построение социограмм Социограмма – схематическое изображение связей, существующих в группе. ^ Условные обозначения:Удобнее строить отдельно социограмму положительных выборов и социограмму отрицательных выборов. Если мальчики и девочки не выбирали друг друга, можно также отдельно строить социограмму для выборов (положительных или отрицательных) девочек и социограмму выборов (положительных или отрицательных) мальчиков.Иногда, если связей много, социограмму положительных или отрицательных выборов разделяют также на социограмму взаимных положительных (отрицательных) и социограмму односторонних положительных (отрицательных) выборов Такое разделение всей существующей в данной группе системы связей на несколько разных социограмм производится для того, чтобы, глядя на отдельные социограммы, можно было наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей, провести более глубокое качественное их описание. Если же в социограмме отмечено сразу очень большое количество связей, ее трудно понять и проанализировать. Кроме того, гораздо легче построить несколько социограмм, отражающих небольшое количество связей, чем одну, охватывающую все связи.Шаги построения социограммы Шаг 1. На листе белой бумаги чертятся 3-4 концентрических окружности (рис.1)Рис.1Шаг 2. При построении социограммы положительных выборов в центральном круге располагают высокостатусных членов группы и отмечают все их связи, учитывая, что среднестатусные располагаются во 2-м от центра круге, низкостатусные – в 3-м, а изолированные – за пределами круга. Удобнее всего начать с человека, набравшего больше всех положительных выборов. (рис 2) При построении социограммы отрицательных выборов в центр помещаются отверженные, пренебрегаемые и изолированные, а высокостатусные располагаются на периферии картины.Шаг 3. Затем среди отмеченных на социограмме членов группы, исключая центральную фигуру, выбирается самый высокостатусный и обозначаются сделанные им выборы (рис.3) Далее процедура повторяется для следующего высокостатусного члена группы из уже обозначенных на листе.Рис. 3Хорошей считается та социограмма, которая содержит минимальное число пересекающихся на листе линий.V. Анализ данных1.Система социометрических статусов Какие статусы преобладают Есть ли «звезды» (высокостатусные члены группы, которых выбирают большинство других высокостатусных) Виды непопулярных статусов Чем могут быть объяснены полученные данныеЕсли в группе много непопулярных членов, это служит признаком низкого уровня развития группы и ее возможного распада. В формирующемся, недавно созданном коллективе, практически все имеют средний статус.^ 2. Наличие микрогрупп и взаимоотношения между ними. Подсчет индекса сплоченности группы. Есть ли в классе устойчивые микрогруппы (2 и более человек, связанные между собой положительными – чаще всего взаимными – связями) Каковы взаимоотношения внутри каждой микрогруппы? Конфликтны они или позитивны? Есть ли и каковы отношения между группами? Что объединяет учащихся в каждой из микрогрупп? Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы? Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группе? Каковы взаимоотношения между членами различных микрогрупп и теми, кто в них не вошел?Наличие в группе сплоченных, достаточно хорошо очерченных микрогрупп – признак ее зрелости. Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом: Где: ^ С — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне; К — общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы; — максимально возможное число взаимных выборов в данной группы; показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется, в свою очередь, по формуле: где n — число членов в изученной группе. Если индекс групповой сплоченности не превышает 0.4, группу еще нельзя назвать сплоченным коллективом.^ 3. Система взаимных выборов и отвержений. Отдельного внимания заслуживают случаи, когда один член группы выбирает другого, а тот, в свою очередь, отвергает первого (см. рис.4). Много ли в группе взаимных выборов – отвержений? Ситуация противоречивых выборов во многом болезненна и чревата негативными последствиями, особенно если такие выборы сделаны членами группы с приблизительно равными статусами.4. Взаимоотношения между различными статусными категориями Каковы взаимоотношения в группе популярных? Каковы взаимоотношения между популярными и непопулярными? Каковы взаимоотношения между непопулярными членами группы? На кого из высокостатусных они в большинстве своем ориентированы?VI. Рекомендации по улучшению взаимоотношений в классе.Здесь обобщается вся полученная по тесту информация, и выдвигаются предложения учителю и другим специалистам, направленные на улучшение межличностных отношений в классе.Важно! Результаты социометрического исследования являются конфиденциальной информацией. Выносить на обсуждение можно только данные о сплоченности, количестве микрогрупп, отношениях между полами, то есть обобщенные сведения.Приложение 3. Я и моя группа: игровые техники. Очень важный момент в работе любой группы — осознание ею себя как целого, своих свойств и особенностей, места каждого участника в групповом пространстве. Приемы, помогающие участникам понять группу и свое место в ней, иногда очень важны для достижения целей группы (скажем, если стоит задача создания сплоченной команды), и тогда ей могут быть посвящены часы и целые встречи. Однако в школьном классе чаще всего достаточно небольших упражнений, проводимых на классных часах. Ниже представлены упражнения, которые могут быть предложены группе и в середине, и в конце занятия. Они не требуют длительного времени для своего проведения и дают хороший эффект.«.Наша группа как...» Ведущий предлагает участникам представить себе их группу в виде определенного предмета или процесса и затем определить, роль какой детали или составляющей процесса выполняет каждый член группы. Скажем, можно предложить представить группу в виде автомобиля, парохода. При этом на первом этапе ведущий не ограничивает желание участников стать той или иной деталью. У автомобиля может быть 5 колес, 3 клаксона с разным звучанием и ни одного руля или двигателя; у парохода — несколько труб, якорей, капитанских мостиков, но не быть перил, машинного отделения. Идеальный образ получившегося автомобиля желательно воплотить в реальности: предложить участникам сесть или встать так, чтобы получился гот самый автомобиль или пароход. Если перед Вами стоят только диагностические цели, на этом упражнение можно остановить и перейти к обсуждению получившегося образа группы. В целях развития группы можно провести еще одну процедуру. Ведущий ставит перед группой условие: ваша машина должна обрести возможность работать, то есть в ней должны появиться все необходимые для этого части (их ведущий задает, исходя из численности группы, частей может быть несколько больше, чем участников). Члены группы должны сами определить, кто из них возьмет на себя ту или иную необходимую роль, отказавшись, возможно, от выбранной сначала роли. Интересным это упражнение получается, когда группе предлагается представить себя в виде фантастического животного. Процесс его создания лучше никак не контролировать, так как в этом случае начнут разворачиваться лидерские процессы, и группа сама решит организационную задачу. Получившееся животное затем может быть сыграно и изображено в цвете на листе ватмана (каждый рисует ту часть тела, которой являлся). Упражнение вызывает оживление и дает хороший материал для обсуждения. Вопросы для обсуждения: 1. Как вы определяли, какая часть механизма (организма) ваша, что вы вкладываете в его деятельность? 2. Что вы чувствовали, когда брали на себя ту или иную необходимую роль, отказавшись, возможно, от выбранной сначала роли. 3. Что было трудно, что получалось легко? 4. Как вы понимаете цели получившегося механизма (организма)? Вопросы для анализа: 1. Кто из ребят проявил себя, координируя работу других, и как именно (например, сколько он говорит, качество его высказываний, количество интересных вопросов, способ влияния на других)? 2. Кто испытывал затруднения при выборе роли? Кто подражал другим, не принимая самостоятельных решений? 3. Как проявились симпатии и антипатии, когда участники группы выбирали себе роль? (вербальное и невербальное поведение остальных ребят)«Групповой портрет» Ведущий объявляет, что в помещении, в котором работаетгруппа, открылась уникальная фотостудия. В ней можно сделать портрет группы в целом. Возможны два варианта дальнейшего проведения упражнения. Первый вариант: ведущий предлагает участникам создать групповой портрет, то есть расположиться так, чтобы все попали в «кадр» (пространство «кадра» условно обозначается) и чтобы всем в этом пространстве было комфортно. Участники создают некоторую композицию, после чего ведущий просит каждого проанализировать свое состояние: хорошо ли ему, уютно, не хочется ли расположиться ближе к кому-то или отодвинуться, нет ли желания попросить кого-то другого поменять свое расположение в пространстве и т.д. «Кадр получится красивым, четким только в том случае, если каждому будет в нем эмоционально уютно», — поясняет ведущий. После различных перемещений и трансформаций (кстати, все они совершаются без комментариев и объяснений) ведущий просит участников подготовиться к съемке и «фотографирует» группу. Второй вариант: каждый член группы по очереди становится «фотографом»: он создает из участников портретную группу по своему представлению, тоже ничего особенно не объясняя. Участники в этом варианте должны подчиняться его желанию, а свои неудовольствия они могут высказать после, во время обсуждения. Это более длительный вариант, и в отличие от предыдущего, который имеет смысл проводить в середине работы группы, он хорош на завершающем этапе. Кстати, для него желательно иметь настоящий фотоаппарат, а фотографии затем раздавать участникам. Вопросы для обсуждения при проведении игры по 2 варианту: 1. Кто из «фотографов» угадывал, где вы хотите быть в кадре? Если вы оказывались не там, где хотели, какие были переживания? 2. Что вы чувствовали, когда были «фотографом»? Почему расположили остальных именно так? Вопросы для анализа: 1. Как проявились симпатии и антипатии, когда участники группы выбирали себе место в кадре? 2. Кому из «фотографов» удалось быстро и легко создать кадр?«Потерявшийся» Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, последить за своим дыханием и состоянием, а затем погрузиться в следующую ситуацию: «Представьте себе, что наша группа отправилась на чудесную летнюю прогулку в лес. Мы идем по тропинке, разговариваем, смеемся... С кем вы идете рядом? Как далеко разбрелась группа по лесу? Теперь представьте себе, что вы как-то случайно и незаметно отстали от группы. Может быть, свернули в сторону за цветком, ягодой, увидели муравейник... или что-то еще привлекло ваше внимание. И вот вы понимаете, что вокруг никого нет. Вы начинаете кричать, звать остальных, но никто не откликается. Как вы себя ощущаете? Вот вы нашли какое-то удобное место. Как оно выглядит, рассмотрите его внимательнее. Вы ждете, когда вас найдут. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что в это время делают остальные? Как долго вы уже так сидите и ждете? И вот вы слышите голоса: вас нашли! Присмотритесь внимательнее: кто именно вас нашел? Что он (они) говорят? Куда теперь вы направляетесь? Через некоторое время ведущий предлагает участникам «вернуться» обратно в комнату, открыть глаза и поделиться тем, что они увидели и пережили. Как правило, это очень интересные и информативные рассказы. Вопросы для анализа метафоры: 1. Кто из ребят скорее сам проявлял инициативу, чем ждал, что его найдут в данной визуализации? 2. Кто из ребят не верил, что его найдут, не хотел, чтобы его нашли и т.п.?«Символ группы» Ведущий предлагает лист ватмана и цветные мелки. «Каждый из нас, — говорит он, — пришел в группу со своими задачами и целями. Каждый каким-то образом представляет, что дает ему эта группа, чем она является для него. Сейчас мы попробуем понять что такое наша группа в целом как сложное производное целей и представлений каждого из нас». Каждый участник по очереди, молча берет понравившийся ему мелок, подходит к ватману и рисует некоторый символ, который для него отражает его цели участия в группе, ценность группы для него. Когда все участники сделают по одному подходу, желающим предлагается нарисовать еще один символ. Количество подходов не ограничивается, каждый раз можно изобразить только один символ. Затем ведущий просит внимательно посмотреть на получившийся коллаж и поделиться своими чувствами.«Я в пространстве группы» Ведущий кладет в центр круга или прикрепляет к стенке лист ватмана, набор цветных мелков. «Это — пространство нашей группы», — объясняет он, показывая на чистый лист. Каждому участнику предлагается взять мелок и на листе очертить область любого размера и формы, которая для него обозначала бы его место в группе. Области могут перекрываться, это вполне допустимо. Место для своего островка каждый выбирает по желанию: в центре, ближе к краю, у самого края. Затем обсуждаются чувства, которые вызывает картина в целом; каждый вправе сказать, нравится ли ему, что его «островок» оказался перекрыт «островками» других (или наоборот, не перекрыт) и т.д. Упражнение может быть значительно усилено предложением ведущего изобразить получившееся групповое пространство например в виде звезд, созвездий, планет… Как правило, такое действие сопровождается сильными чувствами. Вопросы для анализа символов: 1. Кто из ребят рисовал свои рисунки далеко от центра ватмана, был ли рисунок к тому же мелким? 2. Кто из ребят старался всегда рисовать крупнее, ярче, скрывая рисунок соседа? Как на это реагировали другие ребята? 3. Какие получились созвездия (архипелаги островов), чьи там рисунки, приглашают ли ребята одноклассников к себе?^ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА Задание 1 «Квадрат» Это задание моделирует ситуацию, в которой можно выявить степень организованности коллектива. Задача, решаемая в данном случае, заключается в сложении квадрата, предварительно разрезанного на части. Дается следующая инструкция. Первое задание включает сложение квадрата. Для его выполнения вам необходимо разделиться на четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает по конверту и должна будет как можно быстрее собрать квадрат из вложенных в него деталей. Этот квадрат составляет четвертую часть того, который изображен на рисунке (эта часть выделена пунктирными линиями). После того как задание будет выполнено, вы выбираете в каждой подгруппе одного человека, который должен запомнить, как был сложен малый квадрат. Вслед за этим квадрат разбирается, его детали вновь вкладываются в конверт, и выделенный в подгруппе человек подходит с ним к общему столу. Заключительная часть задания выполняется тогда, когда представители всех групп соберутся у стола. Она состоит в том, чтобы из имеющихся в них распоряжении деталей собрать один общий, большой квадрат в соответствии со схемой, показанной на рисунке. Как только это будет сделано, задание 1 считается выполненным. ^ Задание 2 «Общежитие». Цель этого задания — выяснить, готовы ли члены коллектива уступать друг другу, способны ли они учитывать интересы друг друга, когда приходится принимать совместные решения. Инструкция, которую участники получают перед выполнением этого задания, выглядит следующим образом: представьте себе, что вашему классу необходимо поселиться в общежитии и в домиках летнего лагеря отдыха, где имеются только двухместные, трехместные и четырехместные комнаты, причем самых удобных из них — двухкомнатных и трехкомнатных — всего по две, а остальные — четырех комнатные. Распределите имеющиеся комнаты между собой так, чтобы все были заняты и все остались довольны распределением (число мест во всех комнатах соответствует количеству ребят в классе). Первыми должны быть заполнены двухместные комнаты, затем трехместные и только после этого — четырехместные.^ Задание 3. «Алфавит». При выполнении этого задания определяется умение членов коллектива совместно решать задачи. Русский алфавит от А до Я. Каждый из вас получит сейчас по листку бумаги и должен написать на нем как минимум одну из букв алфавита. Затем из написанных букв необходимо будет сложить алфавит, причем так, чтобы ни одна из букв не была пропущена и ни разу не повторялась дважды. Если это не получится с первого раза, то процедуру написания букв на отдельных листочках нужно повторять до тех пор, пока не будет выполнено. Задание 4. «Фигура». В этом задании проверяется способность членов коллектива организованно выполнять довольно сложную умственную и физическую работу, требующую хорошего взаимоотношения и четкой координации действий Дается инструкция к заданию: «Ваш класс получает задачу запомнить и по памяти воспроизвести серию разных по форме и штриховке геометрических фигур, расположенных в определен ном порядке. Для этого вы должны произвольно разбиться на три подгруппы, каждая из которых будет выполнять свою роль в процессе решения общей задачи. Одной из подгрупп предстоит запомнить предложенные фигуры, другой — нарисовать их на основе сведений, полученных от первой, а третьей проконтролировать правильность выполнения рисунка. Необходимое для успешного выполнения задания количество членов в подгруппах и их составление определите сами после прослушивания задания. Фигуры, изображенные на рисунке, будут показаны первой подгруппе всего на одну минуту. За это время ее участники должны запомнить форму, штриховку и порядок расположения фигур. После запоминания члены первой подгруппы передают полученную информацию участникам второй и отходят в сторону на значительное от нее расстояние. Вторая подгруппа приступает к воспроизведению фигур на листе бумаги, и как только она закончит свою работу, третья подгруппа, переходя от первой подгруппы ко второй, проверяет правильно ли ребята из второй подгруппы по рассказу учеников первой воспроизвели фигуры. Если они убедят ведущего в том, что все сделано верно, задание считается выполненным. Признаками организованности класса как коллектива в этих экспериментах считается качество, скорость выполнения всех заданий и характер работы. Оценка последнего дается по системе перечисленных ниже признаков, каждый из которых рассматривается как отдельная характеристика организованности. 1. Возникновение в процессе работы «органа самоуправления», координирующего работу всех членов коллектива и определенной структуры их соподчинения; 2. Четкое распределение обязанностей между членами коллектива; 3. Выработка плана совместных действий и руководство ими в процессе работы; 4. Отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений; 5. Строгая дисциплина; 6. Минимальная достаточность физических и умственных усилий, прилагаемых членами коллектива в процессе выполнения задания; 7. Высокая деловая активность всех участников; 8. Проявление всеми инициативы и творчества в процессе работы; 9. Демонстрация единства мнения по существенным вопросам на всех этапах работы. Вы, наверное, заметили, что каждое из предложенных упражнений содержит в себе много ра