Реферат по предмету "Разное"


«Несказанное, синее, нежное »

«Несказанное, синее, нежное...» Занятие, посвящённое творчеству Сергея Есенина (Провела: учитель русского языка и литературы Очкина Л.С.)Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное- Дышит запахом меда и роз. С.ЕсенинВедущая. «Несказанное, синее, нежное...» - тема на­шего сегодняшнего занятия. Эти слова принадлежат Сергею Есенину - мастеру художественного образа, которого в полном смысле слова можно назвать поэтом-­художником. Как художник мазками создает свое живо­писное полотно, так и Есенин словами рисует красочную, объемную, наглядную картину.^ 1-й ученик. Он, как будто чародей, Превращал зарю в котенка, Руки милой - в лебедей, Светлый месяц - в жеребенка. Говорить учил леса, Травы, рощи в брызгах света. И слились их голоса С чистым голосом поэта.(Н. Кутов)2-й ученик. Мимо склонившихся старых берез Лугом ромашковым женщина пела, Вышла к реке на высокий откос, Вдаль загляделась и тихо запела. Женщина пела... Как хорошо Здесь на откосе дышалось и пелось, Словно душа говорила с душой, Словно Россию обнять ей хотелось.(В. Полторацкий)Звучит фонограмма песни «Сыпь, тальянка» (музыка г. Пономаренко, стихи С. Есенина). После первого куп­лета громкость уменьшается, ведущая произносит свои слова на фоне музыки.Ведущая. На необъятной карте России затерялась едва приметная точка - старинное приокское село Кон­стантиново, где родился Сережа Есенин. Здесь впервые он видел, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как тоскуют тающие поля. Здесь, на Рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои пер­выe стихи. И лежит без конца и края в лесах и перелесках, среди хлебов, возле рек и озер оплаканная русским певцом Россия. Шапки долой, Россия! Есенина поют! Из любви к родным местам, к своей «малой родине» выросло его беззаветное чувство к «большой родине» ­Руси, России. «Моя лирика, - говорил сам Есенин,- жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство ро­дины - основное в моем творчестве». И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная ширь, и красота>одного края с его садами - все это слилось в стихи, полные любви к русской земле.Ученики по очереди читают отрывки из стихов Сергея Есенина.З-й ученик. Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой ­ Ножку рад поцеловать.4-й ученик. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.5-й ученик. Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек.6-й ученик. Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.7 -й ученик. Серебристая дорога, Ты зовешь меня куда? Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда.8-й ученик. Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.Ведущая. Он принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песни. Природа в стихах Есенина всегда живет своей простой, целомудренной жизнью, сходной с жизнью простого человека.^ Ученики читают отрывки из стихов С.Есенина.9-й ученик. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.10-й ученик. Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черемуха в белой накидке.11 -й ученик. Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали.Ведущая. «Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Здесь, в Константинове, все было мило сердцу Сережи: у него в душе «звенит таль­янка», а сердцем он учится «цвет черемух в глазах бе­речь».12-й ученик. Идет рассвет из-под Рязани, И тает месяц запятой... «Ах, мальчик с синими глазами, Ах, золотистый, золотой».13-й ученик. Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот: «Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет».(С. Есенин)Ведущая. От матери Сережа унаследовал живой, са­мобытный, впечатлительный ум, песенный склад души. Село Константинова привольно раскинулось на бере­гу реки Оки. «...Местность на Оке очень живописная. Здесь река огибает возвышенное плоскогорье, выступа­ющее по направлению к востоку крутым обрывистым мысом над заречной низменностью, состоящей из об­ширных и превосходных поемных лугов». Особенно поэт любил бывать в лугах во время сенокоса.14-й ученик. Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.(С. Есенин)Звучит фонограмма песни ..Заиграй, сыграй, тальяноч­ка» (музыка А. Федякина, стихи С. Есенина). Ведущая. Не сосчитать, сколько зим, сколько лет В вечность ушло с той поры, как отсюда Также глядел синеглазый поэт ­ Родины нашей светлое чудо...(В. Полторацкий) Кто бы мог представить, глядя на деревенского па­ренька, что пройдут годы и он станет поэтическим серд­цем России. Но где бы Есенин ни жил, везде и всегда вспоминал родные места, часто наведывался е отчий дом. «Хорошо в Питере, - писал он друзьям, - а здесь в миллион раз лучше». Навсегда сохранил Есенин светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под от­чим кровом.^ Ученики читают отрывки из стихов С. Есенина.15-й ученик. Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, ­ Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.16-й ученик. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде.17-й ученик. Что поет теперь мать за куделью? Я навеки покинул село, Только знаю - багряной метелью Нам листвы на крыльцо намело.^ Звучит фонограмма песни «Письмо матери» (музыка В. Липатова, стихи с. Есенина). Ведущая. Сергей Есенин любил своих родных. Мно­го стихов он посвятил своей маме, сестре, деду, бабушке. Дом Есенина - это воплощение тепла, уюта, святой мате­ринской любви. Есенин вспоминал: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные песни о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька, старуха-приживаль­щица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все кре­стьянские дети. Стихи начал слагать рано. Толчки дава­ла бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Дом - это историческая память, духовная колыбель, олицетворение Родины, семейного очага. Позже Есенин напишет:Я знаю мир... Люблю мою семью... Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.Или:...Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.^ Звучит фонограмма романса "Не жалею, не зову, не плачу» (музыка Г. Пономаренко, стихи С. Есенина).Ведущая. Борис Пастернак писал: "Самое драгоцен­ное в Сергее Есенине - образ родной природы, передан­ной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве» . Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина учат нас любить и хранить мир земной красоты. В по­эзии Есенина все деревья очеловечены, природа поет, звенит, переливается. Ученики читают отрывки из стихов С. Есенина.18-й ученик. Хвойной позолотой Взвенивает лес...19-й ученик. В роще по березкам Белый перезвон...20-й ученик. И мне в окошко постучал сентябрь Багряной веткой ивы...21-й ученик. Тучи - как озера, Месяц - рыжий гусь. Пляшет перед взором Буйственная Русь.^ 22-й ученик. Дрогнул лес зеленый, Закипел родник...2З-й ученик. Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре береза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, мое сердечко, Слушать песни гусляра.^ 24-й ученик. Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.Ведущая. Поэт как бы растворяется в природе, сли­вается с ней.^ Звучит фонограмма романса "Белая береза».25-й ученик. Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил печальный Твой предосенний шум.Ведущая. А помните эти слова? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол. И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.^ Звучит фонограмма романса «Отговорила роща золо­тая» (музыка г. Пономаренко, стихи с. Есенина).Ведущая. «...Меня поразила одна черта Сережи, ко­торая потом проходила сквозь все воспоминания, - вспо­минал Андрей Белый. - Это - необычайная доброта, нео­бычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность». Был знаком с Есениным и Владислав Ходасевич. «Он как-то физически был приятен... Смотрел прямо в глаза и сразу производил впечатление человека с правдивым сердцем».В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым ­ Самое высшее в мире искусство. (С. Есенин) Эти слова сказаны около ста лет назад. Большое рас­стояние! Сколько светлой надежды и веры в будущее Руси в стихах Есенина, сколько человеколюбия и мило­сердия!^ 26-й ученик. Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судорогу щек. (С. Есенин)Ведущая. Эти строки актуальны и сегодня. Стоит вспомнить войны, терроризм на нашей планете. В пого­не за материальным мы начинаем все больше терять че­ловечность, милосердие.^ 27-й ученик. Шел господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: «Вишь, какой убогой, ­ Знать, от голода качается, болезный». Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь». (С. ^ Есенин)Ведущая. Если бы каждый человек сызмальства за­помнил эти строки, может, меньше было б зла на свете­больше любви! Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народ­ных традиций. Искренним было его желание «стать пев­цом и гражданином... в великих штатах СССР». Патрио­тизм от истоков отцов. В нем отражается все, что состав­ляет его сущность. Это мать, родственники, родная зем­ля. В 1914 году юный поэт писал: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою». Есенин остался верен этой юношеской клятве: до пос­ледних дней своей недолгой жизни он не мыслил себя, своей жизни без России.28-й ученик. Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, ­ Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким "Русь».(С. Есенин)Ведущая. После смерти Есенина в село Константи­ново часто наведывались любители поэзии. Встречались с матерью поэта Татьяной Федоровной. Она почти до самой кончины (в 1955 году) жила в доме, в котором по­том в 1965 году был открыт музей С. А. Есенина. А в 1985 году музей получил статус Государственного музея-за­поведника – это один из самых популярных литератур­ных музеев в нашей стране. Стихи Есенина любит весь российский народ: они звучат на концертах, по радио и телевидению, много пе­сен написано на стихи Есенина. В Москве, Рязани и дру­гих городах есть памятники Сергею Есенину, учебные за­ведения имени Есенина, улицы и бульвары носят его имя. Так люди чтят память великого русского поэта.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.