Тема урока: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта, его творчество»Цель: образовательная – познакомить учащихся с биографическими данными, показать их отражение в стихотворении «Тучи»; обучающая – продолжить работу по приобретению навыков и умений анализа лирического произведения; воспитательная – прививать любовь к поэзии, расширить кругозор, повысить интеллект. Оборудование: иллюстрации, портрет М.Ю. Лермонтова, компьютер. Ход урока Организационный момент. Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве М.Ю. Лермонтова. Его стихи знакомы вам с детства. Проведем викторину, чтобы вспомнить многие из них? Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? «Бородино» Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… «Парус» Там, где, сбегаясь, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, был монастырь… «Мцыри» В пустынных краях Аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли… «Три пальмы» Но я люблю, за что, не знаю сам, ее полей безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям… «Родина» Молодцы. А знаете ли вы, что поэт оставил после себя не только стихи? Посмотрите на экран (акварельные работы М.Ю. Лермонтова). Как видим, он был и талантливым художником. Что вас привлекает на его полотнах? Внимание на экран (Автопортрет). Каким изобразил себя поэт? Почему? (военная форма, на плече бурка, служба на Кавказе). А что мы можем «прочесть» на его лице? Обратите внимание на глаза? (печальное, напряженное, тоска). Как вы думаете, почему ему грустно? Учитель читает стих: «И больно, и грустно, и некому руку подать в минуты тяжелой невзгоды». Да, поэт прожил короткую, но такую сложную жизнь. Но успел за свои 27 лет создать удивительные стихи, написать картины, вальс, роман и драму. У него есть и сказки. Это неполный перечень произведений М.Ю. Лермонтова. На этом стенде представлены книги из нашей школьной библиотеки (Комментарий учителя). Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с ним. Детские годы будущий поэт провел в имении Тарханы Пензенской губернии. Бабушка очень любила внука, заботилась о нем, дала хорошее образование. Лермонтов учился в Благородном пансионе, в Московском университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Его кумиром был Пушкин. Когда Александр Сергеевич погиб, Лермонтов написал резкое обвинительное стихотворение, за которое был сослан на Кавказ. Бабушке удалось через некоторое время добиться отпуска внуку, но встреча была недолгой. За дуэль с сыном французского посланника он был вновь отправлен на Кавказ, где погиб на дуэли. В Пятигорске есть склеп, где был похоронен поэт. Тело его через некоторое время перевезли в Тарханы. Ребята подготовили рассказы о поэте. Я предлагаю послушать воспоминания тех, кто видел Лермонтова, общался с ним (материал по книге Полухиной В.П. «Читаем, думаем, спорим». М.; «Просвещение». – С. 50-54). Выступление учащихся с короткими сообщениями. Чем интересе был поэт для современников, что отмечали все в нем? Учитель: Открыли учебники с. 153. Самостоятельно прочитаем статью о Лермонтове, запишем в тетрадях 2-3 тезиса, в которых были бы отмечены штрихи личности поэта. Внимание на экран. На нем три цитаты. Какие слова выбраны и почему? (заранее подготовлены 3 ученика). Согласны ли вы с ними? А что подчеркнули вы в характере Лермонтова, прочитав статью? На экране: Основу эстетического и литературно-художественного воспитания составляли немецкая философия, английская поэзия и русская словесность, в частности - стихи А. Пушкина. Особое место занимала в его жизни поэзия Байрона. Семейная драма стала причиной глубокий и напряженных размышлений. Он стал замкнутее, ранимей. Растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт испытывал искренние чувства…глаза были влажные от слез. (Ребята делятся своими мыслями, впечатлениями, о значимости подобранных слов, читают свои цитаты из текста, комментируя их). Узнать о поэте можно не только из воспоминаний о нем, его биографии, статьи учебника, но и из произведений. Сегодня мы познакомимся с одним из них. (Учитель читает наизусть стихотворение «Тучи»). Что поразило вас в нем? Внимание на экран. (В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Граф В.А.Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом и тут растроганный поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над летним садом, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!» Софья Карамзина и несколько человек окружили поэта и попросили прочесть только что написанное им. Он … прочел его. Когда закончил читать, глаза были полны слез: он увидел сходство между мчавшимися тучами и своим изгнанием.) Читает один ученик вслух. Что удалось передать Сологубу в своих воспоминаниях? (Чтение учащимися стихотворения). Что удалось поэту передать в стихотворении? (Чувства. Настроение.) Анализ стихотворения. Как вы понимаете слова «степью лазурною»? Найдите толкование слова «лазурь» в словаре Ожегова. Что значит синева по отношению к степи? Как называется художественное средство, которое основано на сходстве понятий? Есть ли в стихотворении еще метафоры? Читаем первую строфу. Как вы думаете, что нарушает описание чудесной картины? Найдите слово, которое по стилю не подходит к описанию туч? Как вы думаете, что сближает поэта с тучами? Случайность ли это? Почему совсем по-другому он говорит о севере, какой использует эпитет для передачи своих чувств? Как мы называем такое чувство? Читаем вторую строфу. В чем особенность построения предложений? Для чего поэтом использованы риторические вопросы? К чему он привлекает внимание читателей? Найдите эпитет, используемый поэтом для выражения отношения к друзьям? Внимательно читаем третью строфу. Посмотрите, какое слово повторяется? Подумайте, для чего использован этот прием? Как называется художественное средство, когда что-то противопоставляется друг другу? Внимание на экран: Эпитет – это.. Метафора – это… Антитеза – это.. Риторический вопрос – это.. Напишите свои ответы в тетрадь, сверьте их с ответами, данными на экране. Эпитет – это художественное определение, которое подчеркивает какое-либо отличительное свойство слова. Метафора – это иносказание, основанное на сходстве свойств. Антитеза – это противопоставление. Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа.Поставьте себе оценку, какую вы заслужили, по вашему мнению. Подводим итог: Можно ли сказать, что, создавая, свои произведения, Лермонтов говорит о себе, о своей участи? Как автобиографические данные находят отклик в стихотворении? Какие художественные средства использованы? Для чего?Оценки за ответы. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть; проанализировать стихотворение, используя теоретические знания и биографические данные.