6 класс. ΙΙ четверть. УМК И.Н.Пономаревой.Тема урока: «Отдел Мохообразные. Разнообразие мхов. Сфагновые мхи». Тип учебного занятия: урок – путешествие. Форма проведения: ролевая игра, беседа, рассказ. Методы: групповой метод, исследовательская работа. Дидактическое сопровождение: компьютер, диск «КиМ», презентация №14, физическая карта, коллекции гербарных экземпляров сфагнума, кукушкина льна. Список использованной литературы: 1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишаники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996 2. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. – М.: Сфера :Творческий центр 2002.^ Урок – путешествие по теме:«Отдел Мохообразные. Разнообразие мхов. Сфагновые мхи».Цели: Обеспечить работу учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о местообитании, строении, размножении и значении мхов в жизни человека; продолжить работу над привитием учащимся желания проводить исследовательскую работу при изучении природных объектов.^ Средства обучения: компьютер, диск «К и М», презентация №14, физическая карта, коллекции гербарных экземпляров сфагнума, кукушкина льна.Ход занятия.Ι ОргмоментΙΙ Подготовка ребят к «путешествию» Сообщение учителем - цели путешествия; - названия станций, на которых предстоит сделать остановки; - определяется средство передвижения. Так же ребятам сообщается о том, что вернуться обратно они смогут только в том случае, если успешно ответят на вопросы, которые стоят на обратной стороне билета. ΙΙΙ Изучение нового материала.Запись на магнитофонной пленке:Сегодняшнее наше путешествие проходит на сверхзвуковом лайнере, который доставит нас в намеченные пункты – места произрастания мхов. Через несколько секунд наш лайнер приземлится на станции «Географическая», на северо-западе нашей страны – в краю лесов и болот.Учитель на физической карте определяет места произрастания мхов (Белоруссия, Прибалтика, Север Европейской части, Урал, Западная Сибирь). -- Кто из Вас бывал на таких болотах? Опишите свои впечатления. (В классе всегда можно найти ребенка, который ранее жил или просто отдыхал в одном из названных районов.)Демонстрируется кадр видеозаписи сфагнового болота. -- Какие условия необходимы для произрастания мхов? Краткое сообщение учащегося о сфагновых болотах. Сфагновые болота образуются в низинах и котлованах, где застаивается вода или близко к поверхности залегают грунтовые воды, из зарастающих озер, медленно текущих рек. Такие болота называются верховыми, так как получают воду лишь из атмосферы, торфяной слой в таких болотах может достигать 6-10 метров.^ Запись на магнитофонной пленке:Станция «Исследовательская». На данной станции учащимся предлагается провести самостоятельно исследовательскую работу по строению сфагнума и кукушкина льна. При проведении исследования ребята используют тексты в учебниках, гербарные материалы мхов, их рисунки и фотографии. Вопросы для проведения исследования: 1. Чем отличается сфагнум от кукушкина льна по внешнему виду? 2. Какое строение имеет лист сфагнума? В чем проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции? 3. Как размножаются сфагнум и кукушкин лен? По итогам работы ребята составляют опорные конспекты, лучшие из которых проецируются на экране. По ним проводится первичное закрепление знаний при проведении беседы по исходным вопросам.^ Запись на магнитофонной пленке:Станция «Историческая» Учитель рассказывает о том, что сфагновые болота хранят много неразгаданных тайн, о том, что предметы, попавшие в торф, сохраняются почти без изменения многие века. В беседе выявляются причины такой их сохранности.^ Запись на магнитофонной пленке:Станция «Промышленная» Наш лайнер приземляется на территории промышленного предприятия, занимающегося переработкой торфа. Просматривается фрагмент о значении и применении торфа в промышленности. Используя коллекцию «Что получают из торфа» предлагается учащимся дополнить рассказ о значении и применении торфа.^ Запись на магнитофонной пленке:И вот мы приземляемся на последней станции «Экологическая». Мы сейчас находимся в лаборатории охраны окружающей среды одного из ведущих научно-исследовательских институтов страны.Здесь из сообщения специалиста института (им является ученик класса) узнают о роли мхов. Мхи, как и другие растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле; входя в состав биоценозов, мохообразные тесно связаны с другими членами сообщества.ΙV.Закрепление. Закрепление проводится в форме беседы. Ученик – консультант от каждой команды (команды разноуравневые) получает билет в обратный путь. На нем даны вопросы, на которые ребята должны ответить. ^ Контрольные вопросы (на обратной стороне билетов)Станция «Исследовательская» (получает команда №1) В чем сходство и различие в строении сфагнума и кукушкина льна? 3. Докажите, что сфагнум является высшим споровым растением. 3. Почему сфагнум может поглотить воды в 25 раз больше своей массы.Станция «Исследовательская» (вопросы для команды №2) 1. Как размножается мох сфагнум? 2. В чем отличие процесса размножения сфагнума от кукушкина льна? 3. Какую роль в процессе размножения играет вода?Станция «Географическая» (получает команда №3) 1. Где можно встретить мох сфагнум и кукушкин лен? 2. Покажите на карте районы произрастания этих мхов. 3. Какие условия можно считать благоприятными для произрастания мхов.Станция «Историческая» (получает команда №4) 1. Почему в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных? 2. О чем могут рассказать остатки растений и животных, найденных в толще старых торфяников? 3. Какие видели фильмы или читали книги, в которых описаны или показаны торфяные болота? Чем они опасны?Станция «Промышленная» (вопросы для команды №5) 1. Как образуется торф? 2. Какова роль мхов в природе и жизни человека? 3. На основе, каких свойств мох сфагнум можно использовать при остановке кровотечения?V. Подведение итога урока. Вот и закончилось наше путешествие. Вы успешно преодолели расстояние в сотни тысяч километров, при этом получили большой запас знаний о мхах, о чем говорят сегодняшние ваши оценки. Выставление оценок за работу ребят на уроке.6 класс. ΙΙ четверть. УМК И.Н.Пономаревой. Тема урока: «Ботанический экспресс». Тип учебного занятия: урок –конкурс Форма проведения: ролевая игра, беседа, рассказ. Методы: групповой метод, исследовательская работа. Дидактическое сопровождение: Кроссворды, фотографии и слайды растений, занесенных в Красную книгу, презентация «КиМ», магнитофон. Список использованной литературы: 1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишаники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996 2. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. – М.: Сфера :Творческий центр 2002.^ Ботанический экспресс. (урок – конкурс)Цели: Обеспечить закрепление и обобщение знаний учащихся по курсу «Ботаника»; продолжить работу над привитием чувства ответственного отношения к живой природе.^ Средства обучения: Кроссворды, фотографии и слайды растений, занесенных в Красную книгу, презентация №10, магнитофон.Ход занятия.Ι Оргмомент.ΙΙ Основная часть занятия. Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем ботаническом экспрессе по стране «Занимательная биология» Мы будем останавливаться на разных станциях и участвовать в занимательных конкурсах. Та команда, которая доберется до конечной станции быстрее, станет победителем. Схема маршрута (на экране)13 5 7 Ботаническая Ботанические лесенки Красная книга Сказочная 2 Всезнайка 4 Угадай-ка 6 Ошибочная(После прохождения каждой станции звучит музыкальная заставка)^ 1. Первая станция «Ботаническая». Здесь Вас ждут вопросы ботанической викторины.1) В одном фермерском хозяйстве луговую траву на сено скосили до, а в другом после цветения. Какое сено будет более питательным? ( Более питательным будет сено, скошенное до цветения. В этом случае все питательные вещества останутся в растении. Они не будут израсходованы на цветение и образование плодов ).2) Какой орган употребляют в пищу у – картофеля (клубень – видоизмененный подземный побег) - свеклы: (корнеплод – видоизмененный корень) - цветной капусты (соцветие) - лука (луковица - видоизмененный побег) - салата (листья) - подсолнечника – (плод- семянка) - ржи (плод зерновка)3) Почему увеличивается урожай, если до этого высевают на поле бобовые растения? (У бобовых растений на корнях имеются клубеньковые бактерии, которые могут фиксировать азот из воздуха. В результате почва обогащается соединениями азота.)4)Под соснами в лесу встречаются молодые елочки, а сосенки под елями – нет. Почему? (Под пологом елей мало солнечного света, а сосны светолюбивые растения и не могут расти в таких условиях. Ели же, теневыносливы и света под пологом сосны им вполне хватает.)5) Почему у многих растений наблюдаются видоизменения органов? ( Приспособления к определенному месту обитания и накапливание органических веществ)^ 2. Экспресс прибыл на станцию «Всезнайка». Будьте внимательнее, ведь здесь Вас ждут интересные загадки.1) Золотист он и усат, В ста карманах – сто ребят! (колос)2) Встали в ряд богатыри, Верно службу служат Голова у них внутри, Борода снаружи! (кукуруза)3) Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок… Остался стебелек. (одуванчик)4) Стоит он задумчивый В желтом венце Темнеют веснушки На круглом лице. (подсолнечник)5) Голова на ножке, В голове горошки. (мак)^ 3. Следующая остановка – «Ботанические лесенки» Здесь Вы должны проездной талон, дающий Вам право на дальнейший проезд. Выпишите названия растений из семейств: а) злаковые п р о с о (пырей, рожь, овес, рис, овсюг)б) лилейные и амариллисовые И И ИИ (лилия, гиацинт, нарцисс, амариллис)в) сложноцветные О О О О (бодяк, одуванчик, георгина, ромашка)г) пасленовые А А А Е (дурман, картофель, паслен, перец)д) розоцветные И И И И (малина, земляника, вишня, шиповник0^ 4. Мы приближаемся к станции «Угадай-ка». Здесь Вам нужно разгадать анаграммы, назвать зашифрованные слова.1) Под моей листвою пышной Можно скрыться в летний зной, Если «К» сочтете лишним, Смысл получится иной. Стану белым и пушистым, волокнистым, шелковистым, полотенце, простыня могут выйти из меня. (клен – лен)2) Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь – поставь меня в вазу, Но с буквою «К» в огород я пойду, И если капусту на грядке найду, Капусте достанется сразу. (коза – лоза)3) Чтоб отгадать – имей терпенье, С «Л» - часть лица А с «Б» - растение. (лоб – боб)4) Местоимение, предлог, Меж них фамилия поэта, А целое – известный плод, Что зреет на исходе лета. ( я – блок – о) 5) Меня ты видишь часто по утрам На прекрасно зеленой траве Без буквы «Р» летаю по цветам Ну, ведь жало есть во мне. (роса – оса)^ 5. Станция «Красная книга» Здесь много растений, занесенных в Красную книгу. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение растения, занесенного в Красную книгу, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить и рассказать все, что знаете об этом растении. (Ландыш майский, пролеска сибирская, Кувшинка белая, Кубышка желтая, Сон-трава)^ 6. Станция «Ошибочная». Здесь Вам нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте внимательны! « В этот яркий июньский день светило солнце, которое отражалось в «ярко-голубых» цветах мать - и – мачехи. По краям дороги росли растения росянки, которые ловили птичек. Капустницы сливались с розовыми цветками клевера, кое-где можно было заметить двухметровые кусты подорожника. Возле леса мы обнаружили рой майских жуков, которые обосновались в дупле дерева. Вскоре мы увидели озеро, в котором растут розы, липы и красивоцветущие кактусы. 7. Последняя станция на нашем пути «Сказочная». Все вы получали домашнее задание: ставить сказку, используя при этом названия известных Вам растений. Давайте посмотрим, как Вы его выполнили. (Инсценировка сказок)ΙΙΙ Подведение итога урока.