Реферат по предмету "Экономика"


Анализ издержек обращения в торговом предприятии

--PAGE_BREAK--


         За отчетный год выручка составил 17055 тыс.руб., за прошлый год составила 14269 тыс.руб., отклонение -2786 тыс.руб. увеличение +19,52 %, показатель себестоимость за 2006 год  составил 18854 тыс.руб. за прошлый год составил 14699 тыс.руб., изменение -4155 руб. За 2006 год финансовый результат получен убыток 1799 тыс.руб., за 2005 год убыток равен -400 руб.
 
2.2. Анализ издержек обращения по общему объему
     Анализ издержек обращения розничной торговой организации (предприятия) начинается с сопоставления фактический данных с плановыми и данными прошлого периода. Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения (или  в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). Отклонение по уровню издержек обращения (от плана или от данного прошлого периода) называется размером снижения или повышения их уровня. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже планового (или прошлого года). Отношение размера снижения или повышения уровня издержек обращения к базисному уровню (плановому или фактическому за прошлый период), выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному (плановому или фактическому уровню за прошлый период), если последний принять за 100%.

         Для изучения изменений издержек обращения в динамике данные за анализируемый период сопоставляют не только с данными за прошлый год, но и за несколько прошлых лет. Сопоставление фактических издержек обращения изучаемого предприятия с расходами других однотипных торговых предприятий позволяет обобщить опыт работы лучших. Прежде чем проводить анализ издержек обращения, следует проверить достоверность, реальность используемых данных. В частности, необходимо установить обоснованность и полноту отнесения расходов на издержки обращения резервов предстоящих расходов и платежей и списания сумм на счет «Расходы будущих периодов», правильность исчисления издержек обращения на остаток товаров.

         Анализ издержек обращения должен проводиться с учетом и без учета расходов на оплату труда, что позволит увязать его результаты с данными изучения финансовых результатов и их распределения. Издержки  обращения розничной торговой организации ООО «Бойом» за 2006 год приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Выполнение плана издержек обращения ООО «Бойом» по общему объему
Тыс.руб.

Показатели

2005

факт

2006

отклонение

В % к прошлому году

план

факт

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

Розничный товарооборот

15597,7

18050

17055

94,49

— 995

1457,3

109,34

Общая сумма издержек обращения

14669

17996

18854

104,77

858

4185

128,53

Средний уровень издержек обращения в % к обороту

94,05

99,7

110,55

110,88

10,85

16,5

117,54

В том числе расходы на оплату труда:















сумма

3334

4900

5034

102,73

134

1700

150,99

уровень в % к обороту

21,37

27,15

29,52

108,73

2,37

8,15

138,14

Издержки обращения без расходов на оплату труда:















сумма

11335

13096

13820

105,53

724

2485

121,92

уровень в % к обороту

72,67

72,55

81,03

111,69

8,48

8,36

111,5


        

         На основе абсолютных отклонений нельзя дать объективную оценку выполнения плана по издержкам обращения. С перевыполнением плана товарооборота растет сумма издержек обращения и, наоборот, уменьшение объема товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии. Анализ выполнения плана по издержкам обращения следует увязывать с изучением изменения объема товарооборота, то есть анализировать не по сумме, а по их уровню в % к обороту. В ООО «Бойом» план товарооборота не выполнен на 5,51 %, а сумма издержек обращения возросла на 4,77 %, что и обусловило увеличение их уровня на 10,85 % к обороту (размер их увеличения). Темп увеличения уровня издержек обращения по сравнению с данными плана составил 10,88 (10,85:99,7*100). На практике по размеру снижения (повышения) уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии (или перерасхода) и дают оценку соблюдению сметы торговых расходов. Сумму относительной экономии (перерасхода) исчисляют умножением фактического объема товарооборота на размер снижения (повышения) уровня издержек обращения и делением полученного итога на 100. По ООО «Бойом» сумма относительного перерасхода издержек обращения составила 1850,47 тыс. руб. (17055*10,85:100). По сравнению с прошлым годом средний уровень издержек увеличился на 16,5 % к обороту, что дало перерасход 2814, 08 тыс. руб. (17055*16,5:100). Темп увеличения уровня издержек обращения в динамике составил 17,54 % (16,5:94,05*100). Аналогичная закономерность наблюдается и по издержкам обращения торговой организации без учета расходов на оплату труда.
2.3. Анализ издержек обращения по статьям расходов
Основной статьей издержек обращения в розничной торговле являются расходы на оплату труда. Их анализ обычно начинают с проверки выполнения плана по труду и заработной плате. В процессе анализа определяют соблюдение запланированной численности торговых работников, их должностных окладов, правильность и эффективность применяемой системы оплаты и организации труда; изучают закономерности изменения объема розничного товарооборота и израсходованных средств на оплату труда или темпов роста (снижения) производительности труда и средней заработной платы на 1 работника. Если будет установлено, что темпы роста товарооборота опережают рост суммы расходов на оплату труда, это значит, что торговая организация (предприятие) соблюдает один из основных принципов хозяйствования, и наоборот. Для оценки эффективности использования средств на оплату труда могут быть установлены темпы роста производительности труда на каждый процент увеличения средней заработной платы или размер сопоставимого по трудоемкости товарооборота на 1 рубль израсходованного фонда оплаты труда. Целесообразно также вычислить сумму доходов к распределению или прибыли от реализации товаров на 1 рубль использованных средств фонда оплаты труда. Такой анализ обычно проводится по данным за ряд лет.

         Анализ использования средств на оплату труда проводиться также в разрезе отдельных элементов (оплата по ставкам, тарифам, расценкам, премии, надбавки, доплаты). Сопоставление абсолютных и относительных показателей по каждому элементу средств на оплату труда с данными плана и прошлых периодов позволяет сделать выводы о более правильном их расходовании, имеющихся резервах относительного сокращения расходов на оплату труда.

         Значительный удельный вес в издержках обращения розничных торговых организаций и предприятий занимают транспортные расходы. Анализ транспортных расходов осуществляется как в целом по статье, так и по видам транспортных средств. Это позволяет более глубоко изучить и оценить транспортные издержки.

         Расходы по статье «Амортизация основных средств» включают амортизационные отчисления на полное восстановление собственных основных средств (кроме собственной инвентарной тары и тары-оборудования, амортизация которых отражается на статье «Расходы на тару») и капитальные затраты на арендованные строения и помещения, подлежащие по истечении срока на аренду передаче арендодателю. Снизить расходы на амортизацию можно прежде всего за счет реализации или безвозмездной передачи другим предприятиям излишних и неиспользуемых машин и оборудования.

         Досрочный ввод в эксплуатацию основных средств обычно ведет к росту расходов на амортизацию. Однако это нельзя ставить в вину торговому предприятию, так как досрочная сдача в эксплуатацию зданий и помещений ведет к росту товарооборота, улучшению обслуживания покупателей, повышению рентабельности. Нельзя также ставить в заслугу торговой организации полученную экономию расходов на амортизацию основных средств в связи с несвоевременным вводом в действие отдельных объектов строительства. По каждому случаю несвоевременной сдачи в эксплуатацию основных средств устанавливают причины и виновников, а также определяют, как увеличение сроков строительства повлияло на показатели хозяйственной деятельности торговой организации. Это обычно делается прямым счетом. По капитальным затратам на арендованные основные средства проверяют правильность произведенных амортизационных отчислений, целесообразность и эффективность этих расходов.

         Статья «Расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров» отражает следующие виды издержек обращения: расходы на подработку, подсортировку и упаковку товаров (стоимость упаковочной бумаги, пакетов, гвоздей, стружки и так далее); оплату услуг фасовочных предприятий; стоимость временного хранения товаров на «чужих» складах; содержание холодильных установок; расходы по сохранению товаров от порчи. Их анализ проводиться в целом по статье и по элементам затрат. Большинство указанных расходов зависит от изменения объема и структуры розничного товарооборота, от доли в товарообороте штучных и фасованных товаров, что необходимо учитывать при их изучении. Издержки на упаковку, фасовку и подработку товаров зависят от количества израсходованных упаковочных материалов и цен на них, влияние которых можно измерить приемом цепных подстановок или приемом разниц. Экономия, полученная в результате уменьшения расхода упаковочных материалов, не должна ставиться в заслугу торговым предприятиям, так как это ухудшает качество обслуживания покупателей. Если же расходы на упаковку снижены в результате рационального использования упаковочных материалов, снижения стоимости упаковочных материалов за счет уменьшения доли в них транспортно-заготовительных расходов, то такая экономия должна рассматриваться как положительное явление в работе. Необходимо также изучить эффективность применения холодильного оборудования и разработать меры по экономии электроэнергии, воды, смазочных материалов и запасных частей. На данной статье учитываются не все расходы по хранению, подработке, подсортировке, упаковке товаров и содержанию холодильных установок. Значительная их часть отражается на статьях расходов на оплату труда, аренду, амортизацию, содержание и текущий ремонт основных средств. Для определения общего размера этих расходов следует к сумме издержек по одноименной статье приплюсовать указанные расходы, отраженные на других статьях издержек обращения.

         Статья «Расходы на ремонт». Анализ расходов по указанной статье проводиться вместе с изучением правильности использования средств по каждому объекту ремонта, а внутри их – по отдельным видам работ. В частности, анализируют соответствие сумм израсходованных средств объему и качеству выполненных ремонтных работ, правильность составления сметы расходов на ремонт, ее соблюдение. При проведении ремонта хозяйственным способом устанавливают правильность отпуска и списания ремонтных материалов, эффективность применения техники и рабочей силы. По текущему и капитальному ремонтам, выполненным подрядным способом, определяют правильность предъявляемых счетов за ремонтные работы. Следует иметь в виду, что невыполнение плана по ремонту зданий и помещений отрицательно сказывается на состоянии материально-технической базы торговых предприятий, ухудшает культуру торговли и не может быть оценено положительно. Особенно тщательно следует проанализировать соблюдение сроков проведения ремонтов, так как их удлинение ведет к недовыполнению плана розничного товарооборота, перерасходу издержек обращения, ухудшению финансовых показателей деятельности торговых предприятий и организаций.

         Анализ статьи «Прочие расходы» проводится по видам затрат, входящих в нее. Изучая расходы на охрану труда и технику безопасности, проверяют, как используются средства на эти цели, как улучшаются условия труда и нет ли случаев расточительства. Отчисления на государственное социальное страхование производятся от суммы расходов на оплату труда и поэтому они должны анализироваться вместе с фондом оплаты труда. Расходы на ведение кассовых хозяйств, на инкассацию торговой выручки, оплату информационно-вычислительных услуг, оказываемых по договорам вычислительными установками, не состоящими на балансе торговой организации, зависят от степени выполнения плана товарооборота и в связи с этим изучаются по уровню в % к обороту. Расходы на командировки и перемещения, содержание собственного легкового транспорта, подписку и покупку справочной литературы, а также канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы в основном не зависят от выполнения плана розничного товарооборота, а поэтому они анализируются по абсолютны данным. По каждой сумме указанных расходов устанавливают их целесообразность и разрабатывают меры по проведению режима экономии.

         Для анализа влияния факторов на размер издержек обращения следует произвести дополнительные расчеты, которые приведены в таблице 2. В частности следует определить плановый размер издержек обращения при фактическом объеме товарооборота, т.е. рассчитать сумму пересчитанных или скорректированных на фактическую реализацию товаров издержек обращения. Для этого следует плановую величину переменных расходов скорректировать на выполнение плана реализации товаров (104,73%), а постоянные расходы прибавить в измененном виде к пересчитанным издержкам обращения.

         Полученная сумма сравнивается с фактической суммой издержек обращения. Сравнивая скорректированную сумму издержек обращения с плановой, получаем отклонение издержек обращения за счет изменения объема товарооборота.

          По экономическому содержанию и целевому назначению отдельные виды расходов весьма различны. Поэтому анализ общей суммы издержек обращения необходимо дополнить изучением их в постатейном и групповом разрезе. Такой анализ позволит углубить изучение издержек обращения с учетом их роли в процессе обращения, даст возможность выявить резервы экономии.

                                                                                           Таблица 2.

Анализ расходов по элементам затрат за 2005-2006 гг.
Тыс. руб.

Наименование



2005 г.

2006 г.

Отклонение

(+;-)

% вып. плана

Материальные расходы

9733

7328

-2405

75,29

Затраты на оплату труда

3334



5034



+1700

150,99

Отчисления на социальные нужды ЕСН

904



1473



+569

162,94

Амортизация

484

2692

+2208

556,2

Прочие затраты

214

2327

+2113

1087,38

Итого

14669

18854

+4185

128,53
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.