Реферат по предмету "Разное"


«Лука и обитатели ночлежки. Споры о путях достижения идеала в пьесе М. Горького «На дне»

Министерство образования и науки РФМОУ «Гимназия №1»Урок литературы в 11 классе«Лука и обитатели ночлежки. Споры о путях достижения идеала в пьесе М. Горького «На дне»Учитель: ПотапушкинаИрина ГригорьевнаГ. Бийск 2007 г.Цели: 1) в ходе наблюдения над судьбами героев показать причины трагических судеб героев, столкновение разных мнений о правде;2) формирование навыка аналитического чтения, умения обобщать и систематизировать.Ход урока: Постановка задачи.Какой конфликт преобладает в пьесе?На первый взгляд, социальный, так как положение героев в обществе очевидно – они оказались изгоями, к таким людям двойственное отношение: с одной стороны, они вызывают отвращение, с другой стороны, им нельзя не сочувствовать. Но явного противоречия, например, между обитателями ночлежки и остальными персонажами пьесы не наблюдается. В диалогах и монологах героев на казалось бы совершенно бытовые и приземленные темы мы видим скрытое (или явное) стремление к идеалу, стремление постичь смысл жизни.Не случайно ключевым словом пьесы является слово «правда» как философская категория. У героев разное представление о правде. Мы должны выяснить, какая «правда» - правда, или, может быть, все герои по-своему правы?Накануне урока группы по 2-3 человека получают задание: выбрать из текста материал по персонажу, ответить на вопросы, предложенные учителем, сделать выводы. На уроке каждая группа представляет вниманию одноклассников итоги своей работы, которые должны быть зафиксированы в таблицу. В продолжение урока учащиеся обращаются к тексту, отвечают на вопросы учителя. ^ Герои-обитатели ночлежки О чем рассказывают Луке Отношение Луки к герою Как сложилась судьба героя после ухода Луки ^ Почему именно так сложилась судьба?(внешние обстоятельства или внутренние причины) Анна слабые Рассказывает о своей трудной жизни, о страданияхДействие 2«Не помню – когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь…За что?» Жалеет, проявляет милосердие«Эх ты, детынька! Устала? Ничего!» Умирает Жестокость мужа, равнодушие окружающих. нет физических сил сопротивляться судьбе Актер Ищет сочувствия, внимания, поддержки в осуществлении его мечты: «Идем, старик…я тебе продекламирую куплеты…» «Искать город, лечиться… Понимаешь – есть лечебница для организмов для пьяниц Превосходная лечебница Мрамор Мраморный пол! Я ее найду, вылечусь и …снова буду… Я на пути к возрожденью…как сказал…король…Лир!» Внимателен, снисходительно относится к слабостям других, верит в человека«Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь!» Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…Признали, видишь, что пьяница – тоже человек…и даже рады, когда он лечиться желает!»«Человек - все может…лишь бы захотел…» Задавился «веры нет» - иллюзия заменила собой реальность: «Пропил я душу, старик…я, брат, погиб… А почему погиб? Веры у меня не было… Кончен я…» Пепел Исповедуется перед Лукой, мечтает исправиться, ищет поддержки, жалости Действие 2, Разговор Луки с Пеплом: ^ Лука. А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места…и т. дДействие 3«Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь-то по своей воле надо идти…Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Я знаю… вижу!… Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут…только это мне не помогает! Это…не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить…иначе! Лучше надо жить! Надо так жить…чтобы самому себя можно мне было уважать…»«Вот – я вор…Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто, никогда не догадался назвать меня…»«Ты…пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует…Как в трясине тону…за что ни схватишься…все – гнилое…все – не держит» Терпим к чужим грехам, жалеет, дает советы, вселяет веру«А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места»«А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!»«А ты мне – поверь…Спасибо скажешь…И чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»«Во что веришь, то и есть» Попадает в тюрьму Становится жертвой интриги Настя Ищет поддержки, пониманияДействие 3. Настя рассказывает придуманную ею историю любви, сердится на Барона, который уличает ее в обмане«Разве…разве вы можете понимать…любовь? Настоящую любовь? А у меня была она…настоящая!»«Дедушка! Ей-богу…было это! Все быцло! Студент он…француз был…Гастошей звали…с черной бородкой…в лаковых сапогах ходил…разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил…так любил!» Сочувствие,понимание, одобрение, разделяет ее веру в возможность счастливой любви«Я – знаю…Я верю! Твоя правда, а не ихняя…Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она! Остается в ночлежке, становится озлобленной, пытается сопротивляться пошлости и цинизму окружающихДействие 4Спор Насти с Бароном, она не верит его рассказам:«Понял, каково человеку, когда ему не верят?» Появляется чувство собственного достоинства, научилась защищать себя, но способ защиты – недоверие, грубость. Циничность«…Всех бы вас…в каторгу…смести бы вас, как сор…куда-нибудь в яму!»«Попробуй! Тронь!» Клещ ОтчаяньеДействие 3«Какая – правда? Где – правда? Вот- правда! Работы нет…силы нет! Вот – правда! Пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол! На…что мне она – правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду?» Жалость«…не всегда правдой душу вылечишь…» Остается в ночлежке, терпимее стал относиться к людямДействие1- «Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…» - Действие 4 « Ничего…Везде – люди… Сначала – не видишь этого…потом – поглядишь, окажется, все люди…ничего!» Бессилен против жизненных обстоятельств Барон сильные Исповедуется, рассказывает о своей судьбеДействие 1«Я…бывало…проснусь утром и , лежа в постели, кофе пью…кофе! – со сливками…да!» Проявляет внимание Остается в ночлежке, начинает размышлять о смысле жизни, о будущем«А… ведь зачем-нибудь я родился…а?» «нет характера» Бубнов Недоверчив, с сомнением относится ко всему, что проповедует Лука, но самисповедуется, рассказывает о прошломДействие 3«Было так: жена у меня с мастером связалась…»«Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается…» Проявляет внимание,снисходителен к слабостям людей«Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…» Остается в ночлежке,Ведет привычный образ жизни Нет желания сопротивляться, лень«… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю!… Сатин Исповедуется, рассказывает о прошлом«Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…а после тюрьмы – нет ходу!»«Я не люблю, когда меня расспрашивают…» Проявляет внимание«Легко ты жизнь переносишь!» Остается в ночлежке,с одной стороны, становится добрее, начинает размышлять о смысле жизни, с другой стороны, проявляет равнодушиеДействие 4Монологи Сатина:«Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда!…и т. д»«Человек – свободен…он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…и т. д»«Испортил песню, дурак» Покорность обстоятельствам ^ Выводы по каждому разделу - Почему к Луке все тянутся, говорят о самом сокровенном?Любой человек жаждет быть услышанным, понятым, холодное равнодушие окружающих очень страшно- Кому Лука нужнее?Тем, кто верит в свою мечту, у кого появляется надежда, под влиянием Луки она укрепляется. Но эти люди оказываются более ранимыми, слабыми перед жизненными обстоятельствами, перед препятствиями.Учащиеся на основании таблицы делают вывод о том, что всех героев можно условно разделить на «сильных» и «слабых» - Сравните отношение Луки к разным группам ночлежников. В чем отличие?Жалость, снисхождение нужны больше «слабым», и они получают это.«Сильные» нуждаются только во внимании, жалость для них унизительна.- А в чем заключается их сила?Многие учащихся утверждают, что их сила – в равнодушии, в умении отстраниться от проблем.-Сам Лука верит в то, во что он призывает верить?«И…чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»«Коли веришь, -есть; не веришь, - нет…Во что веришь, то и есть…»«Ты бы не мешал ей…пускай плачет-забавляется…Она ведь для собственного удовольствия слезы льет…чем тебе это вредно?»«Человека приласкать – никогда не вредно…»« Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»- Почему он такой добрый?Действие 3 –притча- «не всегда правдой душу вылечишь» - значит, Лука лечит души людей ложью? Так какая правда нужнее: утешительная ложь Луки или правда факта Бубнова?^ Жестокой, убийственной, голой, ббесбесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте - Каковы итоги пьесы?Страшные, на сцене в 4 действии – обстановка 1 акта: все то же раздражение, брань, пьянка- Так что же, все проповеди Луки впустую?^ Вера Луки в человека оказалась бессильной против жестокой реальности. Утешительная ложь не избавляет человека от страданий, не изменяет жизнь- Обещал ли Лука героям вывести их со дна жизни?Нет, он просто поддержал их робкую веру в то, что выход есть- Способен ли сам Лука к практическим действиям?Не вмешался в драку, не остановил Пепла, его оружие – не пистолеты и кулаки, а слово. Лука – идеолог пассивного сознания - Так кто же является виновным в том, что так безрадостно сложилась судьба героев? Например, почему повесился Актер?Используем текст притчи.Праведная земля – это поиски путей лучшей жизни. Лука считает, что нельзя лишать человека надежды, даже если она иллюзорна. Автор же уверяет нас, что ложная надежда может привести человека к гибели. Самоубийство Актера – акт отчаянья и неверия в собственные силы.Вера самих людей оказалась слишком непрочной (каждый сделал первый шаг навстречу мечте), но с исчезновением Луки, то есть поддержки внешней, она угасла. Все дело в слабости героев, в неспособности и нежелании сделать хоть что-то немногое из того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам. Это одна из черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, критическое к ней отношение и в то же время неготовность что-то реально изменить. бесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте.«Надо жить иначе» - говорит Васька Пепел. пассивного сознания И Лука объясняет неудачи героев внешними обстоятельствами, но не склонен винить самих героев. Подведение итога беседыЛука дал импульс для возникновения новой жизненной позиции.Обращаемся к монологам Сатина из Действия 4- Что утверждает Сатин?Верит в необходимость высокой мечты, но вместо жалости должно быть уважение, жалость унижает человека. Назначение сильного – не утешать, а искоренять зло, приносящее страдания. Сильному не нужна опора, и ждать лучшего будущего в бездействии не для настоящего человека. Чтобы стать сильным, нужно измениться внутренне так, чтобы человек нуждался больше в правде, чем в утешительной лжи.Идеал человека будет недостижим, если человек будет верить в свою зависимость от среды, в то, что от него ничего не зависит, и недостижим, если будет только верить в мечту, находясь в бездействии. Нашим героям недостает воли, действия, силы характера.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.