Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Составление внутрифирменного плана производственно-коммерческой деятельности

МОСКОВСКАЯ     ГОСУДАРСТВЕННАЯ
               АКАДЕМИЯ   ПЕЧАТИ
                  Кафедра менеджмента
                     Курсовой проект 
  на тему: Составлениевнутрифирменного плана производственно-коммерческой                деятельности    
                                                                     Руководитель:Степанова Г.Н.
                                 Студент:Ермакова  М.В.
                                  Группа:  Э-3-1-В (Г-16)
                       МОСКВА   1996
              ***
Вцехе полностью в две смены будут загружено... машин,… из которых направлены в капитальный ремонт… машин будетзагружены не полностью на ...%
      
            Реферат   
    Планирование — один из важнейших факторовфункционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики.Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективнымитребованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственныхсвязей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иныхпараметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационныхформах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональныхкорпораций (ТНК) в мирохозяйственных связях.
        Планирование оказывает решающее воздействиена развитие общественного производства повышение его эффективности на основеинтенсификации. По мере развития российской экономики улучшаются методы планирования,усложняются его задачи.
        Единая система государственных плановвключает народнохозяйственное, отраслевое и внутрипроизводственное планирование.Основу, исходное звено народнохозяйственного планирования составляют планы низовыхорганизаций, промышленных предприятий (производственных объединений).
        С развитием экономики, расширениеммасштабов производства, усложнением межотраслевых, внутриоотраслевых ивнутрипроизводственных отношений постоянно совершенствуются методы плановогоруководства народным хозяйством. В условиях ускоряющихся темпов научно-техническогопрогресса и растущих потребностей общества происходят изменения в производстве,в сфере обращения и обслуживания. Повышается уровень концентрации производства,развивается внутрипроизводственная специализация. Неуклонно возрастает профессиональныйи культурный уровень трудящихся.
               Оглавление
 
·     Задание.................................2
·     Реферат .................................3
·     Оглавление ..............................5
·     Введение ................................7
·    1   Особенности планирования  производственно-коммерческойдеятельности  на  микроэкономическом  уровне. .................9
·   1.1Основные принципы планирования........9
·   1.2функционирования фирмы.Задачи планирования как совокупность целей............10
·   1.3  Особенности планирования в условияхограничения исходных данных. ............11
·   1.4  Этапы разработки внутрифирменного плана......................................12
·   1.5    Структурная схема планирования производственно-коммерческой деятельности фирмы. Взаимосвязь долгосрочного и краткосрочногопланирования. Последовательность разработки планов. ......................14
·    1.6   Структура  краткосрочного плана производственно-коммерческойдеятельности фирмы.  Целеполагающие ицелеобеспечивающие планы. ..................................15
·    1.7 Показатели эффективностипроизводства на микроэкономическом уровне. ...........15
·    2. План производства и сбыта продукции..20
·    2.1 План сбыта — основополагающийраздел внутрифирменного плана. .................20
·    2.2 Составляющие плана сбыта. Количественные и стоимостные показатели............24
·   2.3  Исходные данные производственного плана......................................24
·    3 Планирование потребностей в производственныхресурсах. ......................26
·    3.1 Планирование потребностей в трудовых ресурсах и занятости работников. ........26
·    3.2 Планирование ростапроизводительности труда. ..................................30
·    3.3 Планирование оплаты труда. .........33
·    3.4 Методы расчета потребности в материальных ресурсах.........................36
·    3.5 Организация закупок и материальных ресурсов в условиях рынка. Показатели эффективности использованияматериальных ресурсов. ....................................40
·    3.6 Размеры складских запасов и резервов (управление запасами)...................42
·    4 Планирование издержек производства. ..46
·    4.1 Планирование издержекпроизводства...46
·    4.2 Планирование прибыли................48
·    Заключение..............................50
·    Список литературы.......................51
Введение.
       Становление рыночных отношений и новогоэкономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности,необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров народногопотребления, услуг населению. В условиях молодого еще российского рынка,хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервахпроизводства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенноевнимание стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию.Стратегическое планирование —  этосущественный компонент менеджмента. Это непрерывный процесс анализа ипрогнозирования производственной деятельности любой, даже самой малюсенькойфирмы. Это система пяти взаимообусловленных стадий:
   а) постановка целей;
   б) оценка текущего состояния организации;
   в) определение стратегии;
   г) разработка долгосрочного плана;
   д) коррекция плана.
        Именно умелое планирование гарантируетуспех в бизнесе.
“Планирование— это осмысление, а затем детальное осмысление того, что Вы собираетесь делатьв будущем и как собираетесь этого достичь” (Д.Е.Н. Диксон).
        Сбалансированный внутрифирменный планпредставляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственнойдеятельности, эффективную обратную связь, опробированную стратегию совершенствованияпроизводства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленностьперсонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.
        Ведущими разделами внутрифирменногоплана являются: маркетинг, определяющий объем продаж и доходы, суммарныезатраты и коммерческие результаты. Исходными данными являются: производственныезадания на базе данных о потенциальном спросе, насыщенности рынка, движениирыночных цен. На основе его формируется ассортимент продукции, определяютсямасштабы и принципы организации производства, что в итоге определяет объем продаж.
 
        1   Особенности  планирования производственно-коммерческой деятельности  на  микроэкономическом  уровне.
    1.1 Основные принципы планирования.
       Планирование производства является решающим фактором эффективноговедения хозяйства в условиях его интенсификации. Оно основывается наобъективных экономических законах, и прежде всего законе планомерного,пропорционального развития народного хозяйства. Необходимость планированияобусловлена высоким уровнем концентрации производства, общественной собственностьюна средства производства.
        Принцип единства народнохозяйственного планирования проявляется вкоординации планов всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и другихсфер общественной деятельности.
        Непрерывность планирования основывается нанепрерывности самого процесса производства. Она выражается в тесной взаимосвязиперспективного, текущего и оперативного планирования, в определении плановых заданийна сопряженные плановые периоды, в бесперебойном обеспечении процесса производствавсеми необходимыми ресурсами.
        В условиях возрастающих темпов развитиянародного хозяйства и ускорения научно-технического прогресса особое значениеприобретает принцип оптимальностипланирования. Он связан с применением многовариантных расчетов и выбором из нихнаиболее эффективных. Оптимальность планирования — это достижение наиболееполного использования производственных ресурсов в целях повышения эффективностипроизводства, его интенсификации, улучшения конечных показателей производственно-хозяйственнойдеятельности планируемого объекта.
        Стабильностьпланирования означает существенное сокращение возможных изменений вутвержденных планах, соблюдение порядка и сроков внесения уточнений в планыотраслей, научно-производственных и промышленно-производственных объединений,отдельных предприятий.     
      
     1.2 функционированияфирмы.Задачи планирования как совокупность целей
        Содержание внутрифирменного планированиякак функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определенииосновных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источниковего обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизациицелей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности наустановленный период;  определениихозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательностиреализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимыхдля решения поставленных задач.
        Таким образом, назначение планированиякак функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть повозможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятныеусловия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих вфирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющихпоследовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболееэффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением ивсей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку междуотдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическуюцепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельностьопирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ иоценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом иконтролем  с целью постояннойкорректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса нарынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее ТНК могут определитьего размеры и воздействовать на его развитие.
      1.3  Особенности планирования вусловиях ограничения исходных данных.
         Можно выделить некоторые характерныеособенности планирования в зависимости от целей:
— вамериканских компаниях главное — это объединение стратегий всех подразделений ираспределение ресурсов;
— ванглийских компаниях — ориентация на распределение ресурсов;
—  в японских компаниях — ориентация навнедрение новшеств и повышение качества решений.
        Планирование предполагает: обоснованныйвыбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий; методы достиженияцелей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
        Планирование направлено на оптимальноеиспользование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всехвидов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижениюэффективности деятельности фирмы.
        Планирование включает в себя определение:
— конечных ипромежуточных целей;
— задач,решение которых необходимо для достижения целей.;
— средств испособов их решения;
— требуемыхресурсов, их источников и способа и распределения.
         1.4  Этапы разработки внутрифирменного плана.
        Плановая система фирмы состоит изотдельных клиентов.  На практикевыделяется 3 основных результата хозяйственной или коммерческой деятельности:
      а) доля рынка;
      б) рентабельность;
      в) конкурентоспособность.
  
        Но в то же время сюда относят квалификациюи опыт персонала, мотивацию, действенность системы управления, четкость работывсех структурных подразделений, плановость, эффективность использования связанныхгрупп исполнителей.
           
                           анализ деятельности фирмы
   анализ состояния      анализ рыночной      анализ рыночной
      отрасли                         конъюнктуры           конкуренции
                                        
                                            анализ  системы
                                              управления   
                          
                                             
                                             финансовыйанализ


                                             предоставленные
                                              результаты


                                              синтез                                       Табл. №1
1.5   Структурная схема планирования производственно- коммерческойдеятельности фирмы. Взаимосвязь долгосрочного и краткосрочного планирования.Последовательность разработки планов.
                           Долгосрочноепланирование


Объекты  долгосрочного планирования, организационнаяструктура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности вфинансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка.


                            Краткосрочноепланирование


план  това-   план по  производ.   план по план движен.  смета
рооборота      сырью     план          труду      запасов гото- расходов                                                                                                                                                                                             
                                                                             вой прод-ии  


планы рекламных
мероприятий                      С М Е Т А        Р А С Х О Д О В


планыдоходов      план по реализации      смета расходов
ордин. неордин.    и прибыли                       ордин.  неордин.


                  кред. план капитальных          план
                  вложений                                     разработок


краткосрочный  фин. план              краткосрочный фин. план
     доходы                                                 расходы


                                                                                             
                                                                                             Табл. № 2
 
1.6  Структура  краткосрочного планапроизводственно-коммерческой деятельности фирмы.  Целеполагающие и целеобеспечивающие планы.
       Краткосрочноепланирование — это планирование использования физических ресурсов.Краткосрочные планы разрабатываются на 1-2 года.
        Ведущими разделами внутрифирменногоплана является маркетинг, определение объема продаж и доходов, суммарныезатраты и коммерческие результаты. Исходными данными являются производственное задание на базе данных опотенциальном спросе, насыщенности рынка, движении рыночных цен.  На основе его формируется ассортиментпродукции, определяются масштабы организации производства, что в итогеопределяет объем продаж.
        Процесс планирования включает 4 этапа:
а) Разработкаобщих целей развития фирм;
б)Определение конкретных тотальных целей на заданный сравнительно короткий срок(период времени);
в)Определениепутей и средств их достижения;
г) Контрольза достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей сфактическими.
       1.7 Показатели эффективности производства на микроэкономическом уровне.
        Эти показатели включают:
1) показателипо прибыли;
2) показателирентабельности реализации продукции;
3) показателирентабельности активов;
4) показателирентабельности собственного и заемного капитала;
5) показателидоходности акционерного капитала.
   1. Показатели по прибыли.      
— показателиподсчета валовой прибыли;
— коэффициентваловой прибыли;
— показательподсчета чистой прибыли.
а) показательподсчета валовой прибыли:
 Валовая = чистые продажи — себестоимость
 прибыль  реализованной продукции
б)коэффициент   чистые продажи — с/с реали-
  валовой     = зованной продукции
   прибыли        чистые издержки
в) показательподсчета чистой прибыли.
Чистаяприбыль в стоимостном выражении исчисляется после выплаты налогов, дивидендов,процентов по облигациям, займам и кредитам, отчислений в пенсионные фонды. Онаостается в распоряжении фирмы. Для анализа сравниваются абсолютные показатели ивыявляется прирост или уменьшение чистой прибыли за отчетный период.
    2. Показатели рентабельности реализации продукции.
— коэффициентприбыльности продаж:
Характеризуетстепень рентабельности деятельности фирмы. Рассчитывается путем деления прибылина стоимость реализованной продукции. Используются три показателя:
   Показатель 1
                   валовая прибыль
                   чистые продажи
  Показатель 2     чистаяприбыль    
                    чистые продажи
  Показатель 3     операционнаяприбыль  
                     чистые продажи
— коэффициентрентабельности продаж:
   себестоимость проданной продукции
   чистые продажи
3. Показатели рентабельности активов.
— коэффициентрентабельности активов:
Показатель 1
               чистая прибыль
                 активы
Показатель 2
               прибыльность продаж * обора-           
               чиваемость активов
Показатель 3
               чистая прибыль *    
               чистые продажи
               
              * чистые продажи     
               среднегодовая стоимость     
               активов
Показатель 4   чистые продажи
                 активы
Характеризуетстепень рентабельности использования оборотного и необоротного капиталов.
— коэффициентрентабельности реального основного капитала:
 Показатель 1
                чистая прибыль
                реальный основной капитал
 
Показатель 2   чистые продажи
               реальный основной капитал
Характеризуетэффективность использования средств, вложенных в материальные ресурсы.
4. Показатели рентабельностисобственного и заемного капитала.
— коэффициентрентабельности собственного и заемного капитала:
                     чистая прибыль     
                     собственный капитал
Характеризуетэффективность использования собственных источников финансирования илирентабельность.
— коэффициентэффективности инвестированного капитала:
 
Показатель1   прибыль до вычета налогов +
              
               выплачиваемые проценты  +           
               собственный капитал    
               долгосрочный заемный капитал
Показатель2   чистая + долгосрочный заемный    
              прибыль     капитал
Характеризуетконечный результат эффективности использования всего инвестированного
за длительныйсрок капитала.
5. Показатели доходности акционерногокапитала.
Этипоказатели включают:
— коэффициентдоходности капитала.
Показываетуровень доходности вложений акционеров фирмы.
                 чистый доход акционеров     
              среднегодовая стоимость акцио-
               нерного капитала
— прибыль наодну акцию
                 чистый доход акционеров
                 среднее число обращающихся
                  акций
— Показательотношения рыночной цены акции к доходу на одну акцию.
                       цена акции
                      прибыль на одну акцию
Цена акции—  это отношение суммы проданных акций кобщему количеству акций, находящихся в обращении. Показатель показывает, какуючасть дохода на одну акцию фирмы инвесторы могут заплатить, и определяет мнениео перспективах развития фирмы на фондовой бирже.
— Коэффициентвыплаты дивидендов:
   дивиденды
   чистая прибыль
Показываетдолю прибыли на акцию, которая распределяется фирмой в виде дивидендов, или жедолю дохода, выплачиваемого как дивиденды.
— Коэффициентпокрытия процентов по облигациям:
        доходы до выплаты налогов
         процентные платежи по облигациям
Показывает,во сколько раз имеющиеся доходы фирмы превышают сумму процентных платежей пооблигациям.                        
2.План производства и сбыта продукции
       2.1 План сбыта — основополагающий разделвнутрифирменного плана.
        Существенное место в системе внутрифирменногопланирования занимает политика организации каналов товародвижения или сбытоваяполитика. Ее назначение — организация оптимальной сбытовой сети для эффективныхпродаж, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складовпромежуточного хранения, определения маршрутов товародвижения, организациитранспортировки, работ по отгрузке и погрузке, вопросы логистики, созданиесистемы снабжения и т.д.
        Планирование товародвижения — этосистематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачиправа собственности на товар и услугу от производителя к потребителю. Во многихслучаях выбор канала сбыта — наиболее важное решение для предприятия, так каквыбор сказывается и на расходах и прибыли. Фирмам, берущая на себя все функции,должна их оплачивать и получать все доходы. Фирма, использующая независимыеканалы, может уменьшить относительные издержки товародвижения, но у нее меньшеприбыль. Для ряда категорий продукции существуют традиционные каналы сбыта.Так, в пищевой промышленности производители обычно продают товар черезоптовиков, которые имеют дело с розничными магазинами, производителиоборудования и  машин — через дилеров.
         При выборе каналов товародвиженияследует учитывать ряд основных факторов:
—потребители:  характеристики, количество,концентрация, размер средней покупки, потребности, размещение торговых точек,ассортимент, условия кредита, мотивации и поведение;
—предприятие/фирма: цели, контроль, сбыт, прибыль, время;
—ресурсы: уровень, гибкость, потребности в сервисе;
—опыт: методы продвижения, отношения в системе сбыта;
—знания: функции, специализация, эффективность;
—товар/услуга: стоимость, сложность, техническая сторона, сохранность, частотаотгрузок, объем, разделяемость и т. д.
—конкуренция: характеристики конкурентов, концентрация, ассортимент, методытовародвижения, взаимоотношения в системе сбыта;
        Планируя сбытовую политику в рамкахмаркетинга, а затем и в ВП, фирма должна решить ряд важных вопросов:
    — определить стратегию сбыта во взаимоувязкес основными глобальными задачами маркетинговой стратегии;
    — определить каналы товародвижения: прямой,косвенный, традиции, монопольные договоренности, территориальные ограничения,юридические аспекты.
—определить методы и типы канала товародвижения, их сочетания по различнымтоварным группам;
    — определить число уровней канала (длину ипротяженность канала) по всей цепочке производитель — потребитель;
    — выбрать систему руководства канала товародвиженияи форму установления правовых и организационных отношений;
    — определить главенствующую роль фирмы-продуцента или торговой фирмы;
    — сформулировать уровень интенсивностиканала
(селективныйсбыт, избирательный опыт, интенсивный сбыт и т.д.) ;
    — определить целесообразность использованияпростых и двойных каналов или сложных каналов сбыта;
    — определить оптимальную структуру комбинированияи сочетания разнообразных каналов сбыта по всему товарному ассортименту выпускаемойпродукции.
        Только после этого анализа фирмапринимает решения о типе используемого канала, его интенсивности ииспользовании двойных каналов. В товародвижении понятие длины канала касаетсячисла независимых участников — посредников. При сокращении длины канала, т.е.объединении с оптовиком, имеет место вертикальная интеграция, что позволяет получитьбольшую независимость, обеспечить снабжение, сократить расходы на посредников,усилить контрольные функции и координацию по всей цепочке продукт — рынок.  Ширина канала определяет количествонезависимых участников на любом этапе товародвижения. В узком каналепроизводитель продает через нескольких участников сбыта, при широком — через многих.Если фирма хочет усилить свое положение на определенном этапе канала, то имеетместо горизонтальная интеграция, позволяющая увеличить рыночную долю иэффективнее использовать методы распределения и сбыта.
        Между участниками каналов сбыта существуют


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.