Реферат по предмету "Разное"


«Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка»

Министерство образования Республики Марий Эл ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» Отдел дошкольного и начального образованияНаучно-исследовательский проект«Использование потенциала семьив системе коррекционного воздействия на ребёнка»г. Йошкар-Ола 2005 г.1.Информационная характеристика научно-исследовательского проекта«Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка».1.1 Автор проекта: Ковакина Елена Борисовна - учитель-логопед МДОУ №8 «Ягодка» г. Волжска; г.Волжск, ул. Интенациональная д.5, кв.45.^ 1.2 Научный руководитель: Софронова Тамара Ильинична- проректор по научно- методической работе, кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ДПО /ПК/С «Марийский институт образования» г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д.59.1.3 Исполнители: 1.Родители 2.Педагоги1.4 Заказчик проекта: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»^ 1.5 База экспериментальной работы: МДОУ № 8 «Ягодка» г. Волжска1.6 Сроки работы по НИП сентябрь 2004 г.- май 2006 г.2.Обоснование значимости.2.1 Актуальность В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Среди причин обращения к этой теме – развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. Родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети их слушают с позиции равенства, и по той причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Новые условия требуют новых подходов и методов работы с семьей. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, поскольку зачастую им не хватает психолого-педагогической грамотности. В этом случае приходит на помощь педагог, помогая семье в решении проблем. На протяжении 13 лет я работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении. В нашем детском саду функционируют две логопедические группы, которые посещают дети с общим недоразвитием речи. Данные научно-методической литературы и практика работы в логопедических группах с общим недоразвитием речи показывают, что успех формирования правильной речи у дошкольников с её нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях. В ряде исследований представлена система воспитательных мероприятий, которая оптимизирует коррекционно-обучающий процесс в данной группе детей, способствует более полной компенсации дефекта (Ю.Ф.Гаркуша,1992г.; В.В.Юртайкин, Л.Н.Ефименкова,1981г.; Н.В.Нищева,2000г.; Е.Н. Краузе,2003). Однако многие важные педагогические вопросы семейного воспитания детей с речевой патологией, и в частности с общим недоразвитием речи, исследованы недостаточно. Остаются мало изученными вопросы взаимодействия в коррекционном процессе логопеда, с одной стороны, и семьи ребёнка с речевой патологией - с другой. Вместе с тем эффективность преодоления общего недоразвития речи у дошкольников зависит не только от системы коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых логопедом и воспитателем в детском саду, индивидуальных особенностей личности ребёнка, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребёнка с нарушениями речи. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с ОНР в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.^ 2.2 Теоретическая значимость Заключается в разработке содержания и форм взаимодействия логопеда и семьи, которое предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей в коррекционно-воспитательных мероприятиях. ^ 2.3 Практическая значимость *Повышение качества образовательного процесса, сделать процесс обучения более увлекательным, эмоционально-насыщенным. *Создание методической копилки по данной проблеме. *Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностей. *Проведение обучающего семинара для учителей-логопедов дошкольного образования по данной теме.2.4 Новизна Заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя-логопеда и семьи ребёнка с речевой патологией.3. ПрограммаЦель: Разработка содержания и форм взаимодействия логопеда и семьи, направленного на повышение эффективности процесса преодоления общего недоразвития речи, воспитания гармонично развитого ребёнка.Задачи: *Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме. *Определить механизм взаимодействия логопеда с родителями. *Расширить знания родителей по преодолению ОНР у ребёнка, помочь им понять своеобразие его личности и умения правильно оценивать возможности ребёнка. *Обучить родителей элементарным приёмам психокоррекционной и воспитательной работы. *Разработать методические рекомендации для родителей по данной проблеме. *Разработать перспективное планирование работы с семьёй учителя- логопеда в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения (общее недоразвитие речи).^ Объект обследования: взаимодействие в коррекционном процессе логопеда и семьи ребёнка с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: процесс включения потенциала семьи в систему коррекционного воздействия на ребёнка по преодолению общего недоразвития речи.Гипотеза: Повышение эффективности преодоления общего недоразвития у детей будет более успешным если: - разработать систему сотрудничества логопеда и семьи; -использовать потенциал семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка. При разработке содержания процесса, в котором используется потенциал семьи , был разработан механизм сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. (см..схему)^ Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты Этапы и задачи исследования Мероприятия Сроки Прогнозируемые результаты Первый этапПодготовительный Задачи первого этапа:-------------------------1.Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе. ------------------------- 2.Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству------------------------- 3.Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребёнка------------------------- 4.Информирование родителей о результатах обследования-------------------------5.Обучение родителей наблюдению за ребенком в домашних условиях ------------------------ Подбор и анализ литературы------------------------ - Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка с ОНР» - Индивидуальные беседы с родителями------------------------ -Индивидуальные беседы с родителями -Посещение индивидуальных занятий----------------------- -Индивидуальные беседы с родителями, консультирование------------------------Организация игротеки для детей и взрослых Сентябрь 2004г.------------- Сентябрь 2004г.------------- Сентябрь 2004г.------------ Сентябрь 2004г.------------- Сентябрь 2004г.------------- Сентябрь 2004г. -------------------------- Составление информационного банка по данной теме-------------------------- Составление картотеки «Педагогическое просвещение родителей» Разработка модели «Развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя --------------------------Сочинения родителей: «Мой ребёнок»-------------------------- Обработка данных диагностики, заполнение речевых карт. Совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию -------------------------- Самоотчёты родителей.Оформление пособия «Моя азбука» Второй этапПрактический Задачи второго этапа ------------------------- 1.Познакомить родителей с «Программой коррекционного обучения детей с ОНР». -------------------------2.Расширить знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития детей.------------------------- 3.Обучить родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье-------------------------Третий этап Обобщающий Задачи третьего этапа: ------------------------- 1.Определение наиболее эффективных приёмов работы с семьёй ребёнка.------------------------- 2.Закрепление умений родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания. ------------------------- 3.Стимулирование творческой деятельности родителей в коррекционном обучении дошкольников. ------------------------- 4.Применение различных форм контроля за выполнением заданий логопеда в домашних условиях-------------------------5. Теоретическое и практическое обоснование результатов ------------------------Родительское собраниеДень открытых дверей -------------------------Круглый стол «Задачи семьи и д/с в воспитании ребёнка с ОНР» -Родительское собрание------------------------ -Просмотр родителями логопедических занятий -Показ детьми сказки «Муха -Цокотуха» -Групповые досуговые мероприятия.------------------------------------------------ -Анкетирование, опрос, наблюдение -Семинар «Знаете ли вы своего ребёнка»------------------------ -Совместное занятие «В гости к осени» - Вечер вопросов и ответов «Как подготовить детей к школе» ------------------------ -Родительская конференция -Работа школы «Уроки для родителей»------------------------ Выставки совместных работ (родитель – ребёнок) «Моя азбука», «Алфавит своими руками», «Копилка слов» --------------------Разработка выводов и рекомендаций по теме; выбор оптимальных методов работы учителя-логопеда с родителями Октябрь 2004г. -апрель 2005г. -------------Октябрь 2004г.Ноябрь 2004г. -------------Декабрь 2005г.В течение периода------------- Декабрь 2004-апрель 2006г.Май 2005г.В течение периода-------------Май 2005 -сентябрь 2006г. ------------- В течение периода Сентябрь 2005г.------------- Октябрь 2005г.Декабрь 2005г.------------- Май 2006г. В течение периода------------- В течение периода-------------В течение периода --------------------------Составление и обработка анкет Папка-передвижка «Уроки для родителей» --------------------------Подборка статей из газет, журналов по проблеме речевого развития детей, реклама.-------------------------- Организация школы для родителей «Уроки для родителей» Подготовка родителей к участию в совместных занятиях с детьми. Организация и помощь в проведении мероприятий. Спонсорство. ---------------------------------------------------- -Обработка результатов анкетирования. Выпуск газеты «Дружная семья»-------------------------- Совместное творчество детей и родителей «Сочиняем сказку вместе»-------------------------Обобщение и распространение положительного семейного воспитания.-------------------------- Организация мероприятия «Праздник правильной речи» Публикации родителей в групповой газете «Дружная семья» -------------------------- Получение оптимального эффекта от научно-поисковой деятельности. Участие в научно-практических конференциях районного и республиканского значения.Публикация статей по теме. ^ 4. Средства контроля 1.Проведение экспресс-опроса, анкетирования родителей, анализ. 2.Модифицированная методика диагностирования детей Тесты для детей 6 лет». Программа развития и обучения дошкольника; М., «ОЛМА-ПРЕСС».5. Заключение Результат работы по данной проблеме покажет, что использование разработанной системы сотрудничества логопеда и семьи будет способствовать повышению эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей. Определение содержания и дифференцированных форм взаимодействия логопеда и родителей, выяснение путей его организации обеспечит расширение педагогических и психологических функции сотрудничества. Одним из важнейших итогов такой работы станет возрастание коррекционно-педагогического потенциала каждого участника процесса воспитания детей с ОНР. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей окажется необходимым условием осознанного участия семьи в процессе коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, а с другой стороны явится важным фактором, способствующим гармоническому развитию личности ребёнка с данным видом речевого нарушения.Литература. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? Как? М., 1993 Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми.– СП б., 2001 Домнина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М., 2005 Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей. М., Просвещение, 2005 Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005 Как учить и развивать детей с нарушениями развития: курс лекций и практических занятий. / Сост. К. Грюневальд, пер. с англ. – СП б., 2000 Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребёнком. – М., Просвещение, 1993 Софронова Т.И., Васеева Г.В., Кошкина Л.И. искусство быть родителями. Й-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004 Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьёй. М., Просвещение, 1993 Хоменко И.А. Философско – психологические модели взаимодействия детей и родителей. – Образование, 1995г. Приложение. 1. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР. 2. Пути реализации преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов логопедической группы и семей детей с общим недоразвитием речи. 3. Формы работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОНР. 4. Модель развития качеств и умений, способствующая личностному росту педагога и родителя. 5.Показатели эффективности работы педагогов логопедической группы с семьёй. 6. Листок самооценки опыта сотрудничества с родителями.^ Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР Этапы Основное содержание Результат 1. Организационный Стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. Конструирование индивидуальной коррекционно-речевых планов помощи ребёнку в ДОУ и семье.Конструирование планов подгрупповой работы с детьми, имеющими сходную структуру речевого развития. Конструирование планов взаимодействия учителя-логопеда и родителей ребёнка с ОНР. 2. Основной Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных планов. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование и уточнение (при необходимости корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. 3. Заключительный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми с ОНР. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников логопедической группы с ОНР. Решение о прекращении логопедической работы с детьми, изменение её характера или корректировка индивидуальных планов и продолжение логопедической работы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политология предпринимательства Политические проблемы и трудности становления отечественного
Реферат Диффузия водорода из мантии Земли в космос
Реферат Интернет как новая коммуникативная социальная реальность
Реферат Малые предприятия. Правовые основы их деятельности.
Реферат Принцип роботи лабораторного стенду для дослідження та перевірки датчиків Холла
Реферат Використання засобів та методів лікувально фізичної культури при лікуванні слабкої форми короткозорості
Реферат Синтез портретного и анималистического жанров
Реферат Администрация муниципального образования сосновоборский городской округ ленинградской области постановление
Реферат Промежуточная бухгалтерская отчетность организации, порядок составления и анализ ее основных показателей
Реферат Модули и объекты в языке Турбо Паскаль 7.0
Реферат Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действительностью в романе Г Флобера Госпожа Бовари
Реферат Пути предупреждения алкогольной зависимости в работе социального педагога с детьми школьного во
Реферат Соответствие лекарственного вещества показателям мутности. Условия титрования
Реферат Особенности поэзии и философская лирика Фета
Реферат Понятие социологии, факторы возникновения