Министерство образования Республики Марий Эл ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» Отдел дошкольного и начального образованияНаучно-исследовательский проект«Использование потенциала семьив системе коррекционного воздействия на ребёнка»г. Йошкар-Ола 2005 г.1.Информационная характеристика научно-исследовательского проекта«Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка».1.1 Автор проекта: Ковакина Елена Борисовна - учитель-логопед МДОУ №8 «Ягодка» г. Волжска; г.Волжск, ул. Интенациональная д.5, кв.45.^ 1.2 Научный руководитель: Софронова Тамара Ильинична- проректор по научно- методической работе, кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ДПО /ПК/С «Марийский институт образования» г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д.59.1.3 Исполнители: 1.Родители 2.Педагоги1.4 Заказчик проекта: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»^ 1.5 База экспериментальной работы: МДОУ № 8 «Ягодка» г. Волжска1.6 Сроки работы по НИП сентябрь 2004 г.- май 2006 г.2.Обоснование значимости.2.1 Актуальность В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Среди причин обращения к этой теме – развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. Родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети их слушают с позиции равенства, и по той причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Новые условия требуют новых подходов и методов работы с семьей. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, поскольку зачастую им не хватает психолого-педагогической грамотности. В этом случае приходит на помощь педагог, помогая семье в решении проблем. На протяжении 13 лет я работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении. В нашем детском саду функционируют две логопедические группы, которые посещают дети с общим недоразвитием речи. Данные научно-методической литературы и практика работы в логопедических группах с общим недоразвитием речи показывают, что успех формирования правильной речи у дошкольников с её нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях. В ряде исследований представлена система воспитательных мероприятий, которая оптимизирует коррекционно-обучающий процесс в данной группе детей, способствует более полной компенсации дефекта (Ю.Ф.Гаркуша,1992г.; В.В.Юртайкин, Л.Н.Ефименкова,1981г.; Н.В.Нищева,2000г.; Е.Н. Краузе,2003). Однако многие важные педагогические вопросы семейного воспитания детей с речевой патологией, и в частности с общим недоразвитием речи, исследованы недостаточно. Остаются мало изученными вопросы взаимодействия в коррекционном процессе логопеда, с одной стороны, и семьи ребёнка с речевой патологией - с другой. Вместе с тем эффективность преодоления общего недоразвития речи у дошкольников зависит не только от системы коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых логопедом и воспитателем в детском саду, индивидуальных особенностей личности ребёнка, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребёнка с нарушениями речи. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с ОНР в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.^ 2.2 Теоретическая значимость Заключается в разработке содержания и форм взаимодействия логопеда и семьи, которое предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей в коррекционно-воспитательных мероприятиях. ^ 2.3 Практическая значимость *Повышение качества образовательного процесса, сделать процесс обучения более увлекательным, эмоционально-насыщенным. *Создание методической копилки по данной проблеме. *Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностей. *Проведение обучающего семинара для учителей-логопедов дошкольного образования по данной теме.2.4 Новизна Заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя-логопеда и семьи ребёнка с речевой патологией.3. ПрограммаЦель: Разработка содержания и форм взаимодействия логопеда и семьи, направленного на повышение эффективности процесса преодоления общего недоразвития речи, воспитания гармонично развитого ребёнка.Задачи: *Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме. *Определить механизм взаимодействия логопеда с родителями. *Расширить знания родителей по преодолению ОНР у ребёнка, помочь им понять своеобразие его личности и умения правильно оценивать возможности ребёнка. *Обучить родителей элементарным приёмам психокоррекционной и воспитательной работы. *Разработать методические рекомендации для родителей по данной проблеме. *Разработать перспективное планирование работы с семьёй учителя- логопеда в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения (общее недоразвитие речи).^ Объект обследования: взаимодействие в коррекционном процессе логопеда и семьи ребёнка с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: процесс включения потенциала семьи в систему коррекционного воздействия на ребёнка по преодолению общего недоразвития речи.Гипотеза: Повышение эффективности преодоления общего недоразвития у детей будет более успешным если: - разработать систему сотрудничества логопеда и семьи; -использовать потенциал семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка. При разработке содержания процесса, в котором используется потенциал семьи , был разработан механизм сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. (см..схему)^ Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты Этапы и задачи исследования Мероприятия Сроки Прогнозируемые результаты Первый этапПодготовительный Задачи первого этапа:-------------------------1.Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе. ------------------------- 2.Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству------------------------- 3.Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребёнка------------------------- 4.Информирование родителей о результатах обследования-------------------------5.Обучение родителей наблюдению за ребенком в домашних условиях ------------------------ Подбор и анализ литературы------------------------ - Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка с ОНР» - Индивидуальные беседы с родителями------------------------ -Индивидуальные беседы с родителями -Посещение индивидуальных занятий----------------------- -Индивидуальные беседы с родителями, консультирование------------------------Организация игротеки для детей и взрослых Сентябрь 2004г.------------- Сентябрь 2004г.------------- Сентябрь 2004г.------------ Сентябрь 2004г.------------- Сентябрь 2004г.------------- Сентябрь 2004г. -------------------------- Составление информационного банка по данной теме-------------------------- Составление картотеки «Педагогическое просвещение родителей» Разработка модели «Развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя --------------------------Сочинения родителей: «Мой ребёнок»-------------------------- Обработка данных диагностики, заполнение речевых карт. Совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию -------------------------- Самоотчёты родителей.Оформление пособия «Моя азбука» Второй этапПрактический Задачи второго этапа ------------------------- 1.Познакомить родителей с «Программой коррекционного обучения детей с ОНР». -------------------------2.Расширить знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития детей.------------------------- 3.Обучить родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье-------------------------Третий этап Обобщающий Задачи третьего этапа: ------------------------- 1.Определение наиболее эффективных приёмов работы с семьёй ребёнка.------------------------- 2.Закрепление умений родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания. ------------------------- 3.Стимулирование творческой деятельности родителей в коррекционном обучении дошкольников. ------------------------- 4.Применение различных форм контроля за выполнением заданий логопеда в домашних условиях-------------------------5. Теоретическое и практическое обоснование результатов ------------------------Родительское собраниеДень открытых дверей -------------------------Круглый стол «Задачи семьи и д/с в воспитании ребёнка с ОНР» -Родительское собрание------------------------ -Просмотр родителями логопедических занятий -Показ детьми сказки «Муха -Цокотуха» -Групповые досуговые мероприятия.------------------------------------------------ -Анкетирование, опрос, наблюдение -Семинар «Знаете ли вы своего ребёнка»------------------------ -Совместное занятие «В гости к осени» - Вечер вопросов и ответов «Как подготовить детей к школе» ------------------------ -Родительская конференция -Работа школы «Уроки для родителей»------------------------ Выставки совместных работ (родитель – ребёнок) «Моя азбука», «Алфавит своими руками», «Копилка слов» --------------------Разработка выводов и рекомендаций по теме; выбор оптимальных методов работы учителя-логопеда с родителями Октябрь 2004г. -апрель 2005г. -------------Октябрь 2004г.Ноябрь 2004г. -------------Декабрь 2005г.В течение периода------------- Декабрь 2004-апрель 2006г.Май 2005г.В течение периода-------------Май 2005 -сентябрь 2006г. ------------- В течение периода Сентябрь 2005г.------------- Октябрь 2005г.Декабрь 2005г.------------- Май 2006г. В течение периода------------- В течение периода-------------В течение периода --------------------------Составление и обработка анкет Папка-передвижка «Уроки для родителей» --------------------------Подборка статей из газет, журналов по проблеме речевого развития детей, реклама.-------------------------- Организация школы для родителей «Уроки для родителей» Подготовка родителей к участию в совместных занятиях с детьми. Организация и помощь в проведении мероприятий. Спонсорство. ---------------------------------------------------- -Обработка результатов анкетирования. Выпуск газеты «Дружная семья»-------------------------- Совместное творчество детей и родителей «Сочиняем сказку вместе»-------------------------Обобщение и распространение положительного семейного воспитания.-------------------------- Организация мероприятия «Праздник правильной речи» Публикации родителей в групповой газете «Дружная семья» -------------------------- Получение оптимального эффекта от научно-поисковой деятельности. Участие в научно-практических конференциях районного и республиканского значения.Публикация статей по теме. ^ 4. Средства контроля 1.Проведение экспресс-опроса, анкетирования родителей, анализ. 2.Модифицированная методика диагностирования детей Тесты для детей 6 лет». Программа развития и обучения дошкольника; М., «ОЛМА-ПРЕСС».5. Заключение Результат работы по данной проблеме покажет, что использование разработанной системы сотрудничества логопеда и семьи будет способствовать повышению эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей. Определение содержания и дифференцированных форм взаимодействия логопеда и родителей, выяснение путей его организации обеспечит расширение педагогических и психологических функции сотрудничества. Одним из важнейших итогов такой работы станет возрастание коррекционно-педагогического потенциала каждого участника процесса воспитания детей с ОНР. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей окажется необходимым условием осознанного участия семьи в процессе коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, а с другой стороны явится важным фактором, способствующим гармоническому развитию личности ребёнка с данным видом речевого нарушения.Литература. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? Как? М., 1993 Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми.– СП б., 2001 Домнина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М., 2005 Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей. М., Просвещение, 2005 Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005 Как учить и развивать детей с нарушениями развития: курс лекций и практических занятий. / Сост. К. Грюневальд, пер. с англ. – СП б., 2000 Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребёнком. – М., Просвещение, 1993 Софронова Т.И., Васеева Г.В., Кошкина Л.И. искусство быть родителями. Й-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004 Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьёй. М., Просвещение, 1993 Хоменко И.А. Философско – психологические модели взаимодействия детей и родителей. – Образование, 1995г. Приложение. 1. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР. 2. Пути реализации преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов логопедической группы и семей детей с общим недоразвитием речи. 3. Формы работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОНР. 4. Модель развития качеств и умений, способствующая личностному росту педагога и родителя. 5.Показатели эффективности работы педагогов логопедической группы с семьёй. 6. Листок самооценки опыта сотрудничества с родителями.^ Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР Этапы Основное содержание Результат 1. Организационный Стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. Конструирование индивидуальной коррекционно-речевых планов помощи ребёнку в ДОУ и семье.Конструирование планов подгрупповой работы с детьми, имеющими сходную структуру речевого развития. Конструирование планов взаимодействия учителя-логопеда и родителей ребёнка с ОНР. 2. Основной Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных планов. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование и уточнение (при необходимости корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. 3. Заключительный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми с ОНР. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников логопедической группы с ОНР. Решение о прекращении логопедической работы с детьми, изменение её характера или корректировка индивидуальных планов и продолжение логопедической работы.