Реферат по предмету "Государство и право"


Административно-правовой режим (понятия, виды)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Контрольная работа
по дисциплине «________________________________»
на тему: «Административно-правовой режим (понятия, виды)»
Выполнила студентка _____________
_______ группа
_________________________________
Проверил:
_________________________________
_________________________________
Орел 2009

Оглавление
Введение
1. Основы теории правовых режимов
2. Понятие административно-правовыхрежимов  
3. Виды административно-правовыхрежимов
Заключение
Библиографический список

Введение
Основаниями для установленияадминистративно-правовых режимов выступают экстраординарные ситуациисоциального и природно-техногенного характера, создание объекта-носителя дляэтого вида режима (образование заповедника, создание пункта пропуска черезгосударственную границу и т.п.), а также возникновение иных факторов, требующихрежимного регулирования.
Данные виды административно-правовыхрежимов предполагают некоторые ограничения прав и свобод человека и гражданина,в том числе конституционных. Кроме того, зачастую установлений специальногоадминистративно-правового режима может сопровождаться рядом трудностей, в связис этим тема данной контрольной работы является актуальной.
Целью данной контрольной работы являетсяизучение административно-правовых режимов. Для осуществления поставленной целирешается ряд задач:
1) изучить основы теории правовыхрежимов, выявить признаки правового режима;
2) рассмотреть понятиеадминистративно-правовых режимов, обозначить средства достиженияадминистративно-правовых режимов;
3) систематизировать административно-правовыережимы по разным критериям.

1. Основы теории правовых режимов
Понятие «правовой режим» все болееутверждается в области юридической науки. Уже давно научные исследования,преследовавшие цель выяснить специфику юридического регулирования определенногоучастка деятельности, в особенности когда эта деятельность имеет строгоопределенный объект, проводились под углом зрения правового режима данногообъекта, вида деятельности. Когда же при изучении системы права выяснилось, чтодля каждой отрасли характерен свой специфический режим регулирования и в немкак раз концентрируется юридическое своеобразие отрасли, то стало очевидным,что рассматриваемое понятие выражает определяющие, узловые стороны правовойдействительности.
Помимо всего иного само существованиеявлений, обозначаемых термином «правовой режим», и их значение в правовойдействительности еще раз свидетельствуют о многомерности, многогранности,объемности права как институционного образования, о том, что ключевое значениенормативности при характеристике права вовсе не предполагает его сведение кодной лишь «системе норм».[1]
Правовойрежим, с одной стороны, объединяет разнообразный юридический инструментарий,заставляя его работать на единых правовых началах, а с другой — обеспечиваетего дифференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностейсубъектов в зависимости от целей и задач, времени и места совершениядеятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешнейсреды.[2]
Трактовку правовых режимов так жеможно рассмотреть со специально-юридической стороны.
Правовой режим — глубокое, содержательноеправовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств всоответствии со способами правового регулирования, его типами. Бережно относяськ понятию, выражающему это явление представим в несколько ином ракурсе, орежимах технико-юридического порядка, построенных на некоторых своеобразныхюридических приемах. Речь идет о том, что может быть названо режимомисключения. Этот технико-юридический режим, обладающий своего рода сквознымзначением (т.е. действующий во многих других правовых явлениях), образуетнеотъемлемую часть и общедозволительного порядка, и разрешительного порядка.Именно он обеспечивает высокий уровень нормативности и вместе с тем возможностьучета своеобразных жизненных ситуаций. Его компонентами являются, во-первых,общее правило («все») и, во-вторых, исключения из него, чаще всего переченьисключений, который в законодательстве нередко формулируется в качествеисчерпывающего.
В ряде случаев законодатель, включивв нормативный акт широкое нормативное обобщение, затем делает из него изъятия.Эти изъятия тоже могут носить характер нормативных обобщений, и потому из них всвою очередь могут быть сделаны изъятия, т.е. «исключения из исключений».
Технико-юридический прием исключенияпотому, надо полагать, можно рассматривать в качестве режима, что он, как ивсякий правовой режим, создает известный климат, настрой в регулировании. Он ивводится законодателем как изъятие из общего порядка. А значит, исключения немогут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах.
Помимо иных моментов режимомисключений и в то же время технико-юридическим приемом, играющим, по всейвидимости, более важную и юридически самостоятельную роль, чем это принятосчитать, является категория «исчерпывающий перечень». Путем установленияисчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть весьма большой степениточности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки (вчастности, ввести в такие рамки властные функции государственных органов,должностных лиц), исключить неопределенность в регулировании.[3]
Правовойрежим — это официально установленный особый порядок правового регулирования,отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых длязакрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленныйна обеспечение их устойчивого функционирования. Таким образом, правовому режимуприсущи следующие признаки:
1)правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах определенногообъекта, предмета или процесса — носителя правового режима;
2)совокупность используемых правовых средств образует специальные правилаповедения, деятельности, жизнедеятельности, официально установленные иобеспеченные системой организационно-правовых мер;
3)в правовых актах закрепляется определенное правовое состояние объекта илипроцесса, отличное от иных участков правовой действительности и выражающееся вустойчивых взаимосвязях носителя режима с иными социальными объектами;
4)специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующихнарушению статуса (состояния) носителя режима, поддержание заданных параметровего функционирования;
5)деятельность (действия) субъектов, реализующих режимные правила, основана наединых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точномсоответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.
Нормативно-правоваяоснова режимного регулирования зависит от характера и вида правового режима.Режимы, предусматривающие ограничения правосубъектности граждан и организаций,могут устанавливаться только федеральными законами. Указы Президента РФ,правительственные акты, акты иных органов исполнительной власти применительно ктаким режимам реализуют правоприменительную функцию, вводя предусмотренныйзаконом режим на определенной территории, закрепляя конкретные режимныеправила.
Структураправового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимныеправовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимногорегулирования, система организационно-юридических гарантий.
Вкачестве носителя режима выступают определенные территории (режим закрытогоадминистративно-территориального образования, режим исключительнойэкономической зоны), правовые образования и институты (режим законодательства,режим отрасли), организации (режим атомной электростанции, военного объекта,исправительно-трудового учреждения), социальные и природно-техногенные процессы(режимы труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального мира(режимы имущества, природных ресурсов, документов), административнаядеятельность (режим секретности, таможенные режимы). При этом возможность бытьносителем того или иного режима подлежит объективному выявлению, поскольку онпризван способствовать раскрытию социального предназначения объекта.
Режимныеправила представляют собой особое сочетание правовых средств, создающихнормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользованиясубъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями. Режимныеправила являются сердцевиной, ядром любого режима, обеспечивая соответствиедеятельности участников правоотношений объявленным целям и статусу носителярежима. Иногда режимные правила отождествляют с самим правовым режимом, чтоочевидно неправомерно. Без их фактической реализации, ежедневнойправоисполнительной деятельности, направленной на обеспечение их выполнения,вряд ли можно говорить о действии правового режима.
Режимнымиправовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав иобязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения,юридические санкции, методы и приемы административной деятельности. Каждыйправовой режим в зависимости от целей и задач регулирования обладает адекватнымнабором правовых средств. При этом следует учитывать общую правовуюнаправленность регулирования — ограничительную или стимулирующую. Если правовойрежим обеспечивает безопасность, охрану, предотвращение противоправныхдействий, то в основе его юридического инструментария будут лежать правовыеограничения, запреты, меры пресечения, санкции. Если же правовой режим призванстимулировать развитие какой-либо деятельности, то используются правовыестимулы — дозволения, льготы, поощрения. Среди правовых средств, образующихправовой режим, отдельно следует выделить правовые принципы, а также положения,определяющие функционально-целевое предназначение режима.
Субъектами,или участниками, правовых режимов являются физические и юридические лица, связанныес носителем режима (проживающие на режимной территории, работающие с режимнымидокументами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленныеправила. В качестве специального субъекта выступают государственные имуниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдениеустановленных правил. Правовой статус субъектов, участвующих в выполнениирежимных требований, — важнейший элемент режима. По его объему, степенисамостоятельности, характеру дополнительных прав и обязанностей можно судить орежиме в целом, его отраслевой принадлежности.
Кнаиболее общим, универсальным, правовым режимам относятся режимы отраслей праваи законодательства. Для них характерно использование регулятивного потенциалавсей совокупности юридических средств, имеющихся в распоряжении отраслевогометода правового воздействия. Отраслевые режимы тесно связаны с общимиправовыми принципами, присущими той или иной отрасли, а также системой правовыхисточников.
Подюридическим режимом отрасли «следует понимать особую, целостную системурегулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемамирегулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав иобязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, атакже действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на даннуюсовокупность норм». Как видно, подобная характеристика вполне применима клюбому, а не только отраслевому правовому режиму. Административному правуприсущ свой отраслевой режим, в основе которого лежат принципыадминистративно-правового регулирования, методы и способыадминистративно-правового воздействия, правовое положение участниковадминистративно-правовых отношений. Административно-правовой режим сопровождаетдеятельность органов и должностных лиц исполнительной власти при ихвзаимодействии с гражданами и организациями, а также между собой при реализацииими своих должностных обязанностей, регулировании различных социальных объектови процессов.[4]
2.Понятие административно-правовых режимов
В общественной жизни государствавсегда возникают нетрадиционные или неординарные ситуации, когдаадминистративно-правовые нормы не могут обеспечить устойчивость и динамичностьразвития управленческих отношений в различных сферах и областях государственнойи общественной жизни. Особо это касается развития негативных явлений, например,обострения межнациональных вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, массовыхзаболеваний населения или животных, когда действующим административнымзаконодательством эти общественные отношение не могут быть урегулированы истабилизированы.
Административно-правовые режимы — этоспециальный комплекс оперативных государственных управленческих решений иадминистративно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечитьдостаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе илигосударстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений,вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия.Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права исвободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методовадминистративного принуждения. Эта возможность ограничения прав и свободграждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может бытьустановлена только федеральным законом «в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороныстраны и безопасности государства».[5] Тем самым на уровнеКонституции Российской Федерации сформулирован один из важнейших признаковадминистративно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека игражданина в целях, прямо указанных Конституцией Российской Федерации.[6]
Административно-правовой режим достигаетсяс помощью таких средств, как:
1) дополнительные запреты иобязывания, причем режим не просто ограничивает какое-либо поведение, апредусматривает превентивный контроль за исполнением этого требования;
2) специальные административные меры,направленные на установление и поддержание режимных правил — государственнаяэкспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация,лицензирование;
3) разрешительный способ и типреализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающийпредварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить теили иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица,который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает этонецелесообразным;
4) система контроля и надзора завыполнением режимных требований физическими, юридическими лицами, а такжедолжностными лицами. К ним относятся сплошная и выборочная проверка соблюденияправил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и мерыответственности;
5) организационно-техническоеобеспечение установленных режимных правил, позволяющее эффективнопредупреждать, выявлять и пресекать их нарушения. К таким мерам можно отнестииспользование транспортных средств, связи, специального оборудования,предназначенного для досмотра, осмотра местности и т. п.
Административно-правовые режимы могутбыть рассмотрены как институт административного права. Их правовой основойвыступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ ипостановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти,а также законы и иные правовые акты субъектов РФ. Среди них выделяются акты,специально посвященные одному виду административно-правовых режимов — оветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чрезвычайномположении, исключительной экономической зоне, закрытомадминистративно-территориальном образовании, государственной границе,лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Но большинство вопросоврегулируются тематическими законодательными актами, отводящимиадминистративно-правовым режимам роль одного из элементов в системеорганизационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видовадминистративной деятельности (ГсК РФ, УИК РФ, ТмК РФ).[7]
Например, принятый Федеральный конституционныйзакон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан наконституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционнойцели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условияхадминистративно-правовых режимов меняется административно-правовой статусграждан, оказавшихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительнойвласти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии собстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливаютсвое воздействие за счет методов административного принуждения. Поэтомуадминистративно-правовые режимы ощутимо влияют на объем административной правосубъктностипрактически каждого гражданина, оказавшегося в правовом поле специальногоадминистративно-правового режима. Общая черта административно-правовых режимовв том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административногоправа в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных восновном мерами административного принуждения.
При осуществлении мер обеспеченияразличных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральныезаконы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующимиорганами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченнымидолжностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающимидействие этого правового режима.
В федеральных законахрегламентированы общие и особые права и обязанности субъектов управленческихотношений в сфере осуществления задач и функций административно-правовогорежима, которые в свою очередь могут быть изменены подзаконными актами, чтотребует установления особых режимов административно-предупредительногохарактера. В итоге административно-правовой режим как совокупностьгосударственных мер и средств административно-правового характера, основанныхна нормах законодательства и определяющих особый порядок осуществленияадминистративно-правовых отношений в неординарных для них условиях с цельюуменьшения вероятности дезорганизации отношений в сфере государственногоуправления и последующего приведения управленческих отношений к упорядочению истабилизации.
В условиях действияадминистративно-правового режима существенно изменяется объем административнойправосубъектности граждан, оказавшихся в поле его действия.[8]
3. Виды административно-правовыхрежимов
Административно-правовыережимы широко распространены в сфере публичного управления и отражаютмногообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чемболее развита система административно-правовых средств, чем большеразнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение идифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам.
Взависимости от подведомственности административно-правовые режимы могут бытьразделены на три группы:
1)федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органамигосударственной власти;
2)региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектовРФ;
3)местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территориимуниципальных образований.
Некоторыевиды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуацииприродно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).
Еслив качестве критерия разграничения выбрать объект — носитель режима, товыделяются:
1)территориальные режимы — режим закрытого административно-территориальногообразования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономическойзоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;
2)объектовые режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища,режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;
3)режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественнуюопасность или имеющие важное государственное значение, — режимы оружия, наркотическихвеществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;
4)функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС России,противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористическоиоперации, таможенные режимы.
Административно-правовыережимы можно различать по предмету регулирования:
1)природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков,лечебно-оздоровительных местностей и курортов);
2)режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы,защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России ивъезда в Россию);
3)режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).
Покритерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные иэкстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайныхситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессиейпротив Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т.п.
Экстраординарныережимы — это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществленияхозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционированияорганов государственной власти и органов местного самоуправления на территории,где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайнойситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.
Экстраординарныережимы — это временные административно-правовые режимы, которые действуюттолько в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, взаконодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться этирежимы, а с другой — уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов,если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их установления.
ЗаконодательствоРФ предусматривает три типа экстраординарных режимов — чрезвычайное, военное иособое положение.[9]

Заключение
В жизни любого общества и любогогосударства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того идругого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, различные социальныеявления, приобретающие разрушительные черты. Постоянное развитие науки итехники наряду с многочисленными благами цивилизации порождает и риски утратыконтроля со стороны человека за своими достижениями. Побочными результатамипрогресса становятся масштабные техногенные катастрофы, распространяющиенегативные последствия далеко за пределы того места, где произошел непосредственныйтехнологический сбой. Также чрезвычайной ситуаций может явиться война илиугроза ее возникновения.
Чрезвычайность ситуации независимо отее основы предполагает и чрезвычайность мер, направленных на ее скорейшееразрешение. Приемы и методы управления, оптимальные в спокойное время, могутоказаться бесполезными перед лицом серьезного кризиса. В чрезвычайных ситуацияхнаряду с проявлениями мужества, самопожертвования, стойкости проявляется ивсплеск самых темных человеческих инстинктов, среди которых паника имародерство, возможно, далеко не самые страшные. Поэтому при решении любойчрезвычайной ситуации должно происходить устранение не только основы еевозникновения, но одновременно, а возможно и раньше, и тех негативных явлений,которые порождены в обществе самим фактом возникновения чрезвычайной ситуации.
Кроме чрезвычайных ситуаций угосударства и общества есть определенные сферы жизнедеятельности, требующиеповышенного внимания и особенностей регулирования. Они могут быть обусловленыразными причинами: необходимость рационального использования ограниченныхресурсов, сохранение уникальных объектов, недопустимость причинения вредаинтересам общества и государства, обеспечение безопасности определенныхобъектов. Такие специфические сферы обусловливает определенные, весьмаспецифичные нормы и правила, носящие, по сути, режимный характер.
В перечисленных выше ситуацияхгосударство и общество заинтересованы в действенных инструментах контроля ивоздействия. Таким инструментом являются административно-правовые режимы,которые призваны решить две задачи:
1) недопущение негативных дляобщества и государства последствий, обусловленных чрезвычайными ситуациямиприродного, социального и техногенного характера;
2) в случае возникновения негативныхдля общества и государства последствий чрезвычайных ситуаций природного,социального и техногенного характера обеспечить преодоление последствийуказанных чрезвычайных ситуаций, минимизацию ущерба, помощь пострадавшим.

Библиографический список
 
1. Нормативные акты
1.1 Конституция Российской федерации. М.: Норма, 2006.
 
2. Специальная литература
2.1 Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995.с.243, 245-247
2.2 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н.Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. М.:Норма, 2007. с. 479-485, 488-490.
2.3 Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. Административноеправо: Учебник. М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2007. с. 202.
2.4 Четвериков В.С. Административное право. Ростов н/Д.:Феникс, 2004. с. 200-203.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.