Реферат по предмету "Философия"


Тантры

Тантры Тантры (санскр. tantra – «учение», «магический обряд»), один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы, включающий в широком смысле эзотерические (точнее, претендующие на эзотеризм) тексты вишнуитов, шиваитов и шактистов, в узком – только последних. Тантрические пассажи обнаруживаются уже в некоторых поздних Упанишадах, отдельных произведениях культовой индуистской поэзии (махатмии, стотры, некоторые бхактистские

поэмы), в еще большей степени в Пуранах, включающих диалоги мужского и женского божеств, а также информацию о тайных слогах, формулах и диаграммах, но в целом Тантры датируются позднее всех названных сочинений. Одни из первых упоминаний о Тантрах как текстах содержатся в Бхагавата-пуране, составленной в 10–11 вв а их первые непальские рукописи датируются 7–9 вв.

Общие характеристики Тантр в широком смысле (вишнуитские самхиты, шиваитские агамы и шактистские тантры) включают положение о том, что Веды были более актуальны для прошедших эпох, а в настоящее время замещаются современными тантрическими текстами, частичный отказ от варново-ашрамной дхармы и «демократизм» – адресатами этих текстов являются не только «дваждырожденные», но также шудры и женщины. Основными составляющими текстов являются тайные обряды и учения, которые могут быть получены только

от учителя-гуру после прохождения особой инициации (дикша) и не могут быть переданы никому из «непосвященных». Всем тантрическим текстам в широком смысле нормативно присущи четыре раздела: 1) «знание» (джняна), включающее как учения веданты и санкхьи, так и чисто оккультные познания тайных сил сакральных слогов, мантр и диаграмм (янтры); 2) «медитация» (йога) – упражнения по созерцанию и визуализации определенных объектов, предполагающие обретение оккультных сил;

3) «действие» (крия) – инструкции по изготовлению идолов, а также сооружению и освящению храмов; 4) «поведение» (чарья) – правила, касающиеся выполнения обрядов и обязанностей, а также участия в праздниках. Тантры в специальном смысле – тексты шактистов – почитателей обожествляемых женских космических энергий (шакти), прежде всего «Великой Шакти», «Матери», «Горянки» (Парвати), «Богини» (Дэви) и т.д которая, несмотря на множество имен, есть единая «Высшая владычица» (Парамешвари).

Шактистский культ неотличим от оккультизма: основное место в нем занимает употребление сакральных слогов (как правило, лишенных смысла), называемых «семенами» (биджа) будущих плодов, мантр – магических обращений и формул, янтр – диаграмм, изображаемыми на металле, бумаге или других материалах, мудр – определенных сложений пальцев и движений рукой, сопровождающих произнесение мантр. Благодаря этим «инструментам» адепт становится садхакой или магом, принуждающим божество выполнять

его желания. Шактистский культ включает также кундалини-йогу и знаменитые «пять „м“» – питье вина (мадья), мясная (мамса) и рыбная (матсья) пища, «опаленная» пища (мудра) и ритуальные соития (майтхуна): все эти действа осуществляются в узком круге посвященных (кула – «семья» Дэви), который состоит из пар мужчин и сидящих слева от него женщин (отсюда «тантра левой руки»). В некоторых текстах указывается, что Тантр всего 64, однако их значительно больше.

Как правило, они построены в форме диалогов между Шивой и Парвати: когда она задает вопросы и Шива отвечает как учитель, эти Тантры называются агамами, когда же они меняются местами – нигамами. I. Самая популярная среди первых – Махапаринирвана-тантра (Тантра о великой нирване). В главах I–II акцентируется значение Тантр для настоящего времени – эпохи кали-юги, следующей за предыдущими,

для которых были предназначены Веды, Дхармашастры, Пураны. В нынешнюю эпоху ведийский и прочий традиционный ритуал уже бесполезен – действуют только тантристские мантры и обряды. В главах III–V развертывается преимущественно шактистское «знание». Хотя о Брахмане здесь говорится в выражениях Упанишад, он отождествляется с вечной «первобытной» женской силой (шакти), от которой происходят все существа.

Дэви воплощается во всех божествах и энергиях подобно тому, как одна луна отражается во всех водах, в ней сосредоточены Брахма и Вишну со своими супругами-шакти, а также Шива, «великий отец, время»; она есть поэтому женский создатель, хранитель и разрушитель миров, а также великая «магиня» (Махайогини) и мать Шивы как Махакалы («Великое время»), который послушно исполняет перед ней свой космический танец. В главе V, посвященной «действию», описывается храмовый культ

Дэви – в число жертвоприношений включается, наряду с вещественными жертвами, духовное почитание, молитва, но также и знаменитые «пять „м“», которым специально посвящены главы VI–VII. После разъяснений символического смысла этих «тантристских сакраментов» (последний из которых изображает интимную жизнь Шивы и Шакти) в главе VIII излагаются традиционные правила поведения по варново-ашрамной схеме Дхармасутр и Дхармашастр, включающие необходимость почитания родителей и прочие общие

норм добродетели, с тем различием, что к четырем варнам добавляется пятая – аскеты-санньясины, а из четырех ашрам остаются две – домохозяин и аскет. В главах IX–X описываются традиционные домашние обряды-санскары, завершая поминальными, с немаловажным, правда, уточнением: традиционный «постоянный» брак восполняется временным, в котором мужчина и его «шакти» соединяются в «семье» посвященных. Здесь же прославляется заимствованный из адвайта-веданты идеал «освобожденного

при жизни» (дживан-мукти), что вполне соответствовало установкам шактистов на «быстрое освобождение» посредством оккультной техники. В главах XI–XII излагается гражданское и судебное право в соответствии с Законами Ману. В главе XIV прославляется новая дхарма тантриков (кула-дхарма – «семейная дхарма» – подразумеваются шактистские группы как «семьи Богини»): «подобно тому, как следы всех животных теряются в следе слона, так и все дхармы – в кула-дхарме». II.

Кулярнава-тантра (Тантра волны «семей») – второе по популярности сочинение – прославляет образ жизни «семьи Богини» как единственный путь к «освобождению». В ответ на вопрос Дэви о средствах достижения этой цели Шива отвечает, что таковым является только познание Брахмана – успехи аскетов, этого знания не предполагающие, не более чем успехи животных, которые также

ходят нагими. В главе III подчеркивается эзотерический аспект тантризма: Веды, Пураны и шастры могут распространяться, но агамы шайвов и шактов (т.е. Тантры) суть тайные учения. Подробным образом детеализируется практика «пять „м“», прежде всего «религиозное» потребление алкогольных напитков. В главе 5 выясняется, что правильно совершающие «пять „м“» – только те, кто сублимирует свои животные желания до посвящения их соединению

Атмана с Шакти или Кундалини, а в главе 7 снова прославляется потребление спиртных напитков. III. Кулячудамани (Драгоценный венец семьи Дэви) относится к подклассу нигам: Шива задает вопросы, а Дэви на них отвечает. Она заверяет его в том, что он попеременно принимает образ то ее учителя, то сына, то ученика, а также что они с ним вместе суть все во всем от вечности, поскольку они одно целое. Здесь же снова «санкционируется» эзотеризм: тайное учение нельзя передавать никому из

непосвященных, будь он даже Вишну или сам Брахман. IV. Прапанчасара-тантра (Тантра о сущности миропроявления) приписывалась самому Шанкаре. Описание миросозидания сопровождается «трактатами» по хронологии, эмбриологии, анатомии, физиологии и психологии, которые «исполнены» в духе кундалини-йоги, когда описываемая как свернутая в три с половиной кольца у первой чакры змееподобная женская энергия кундалини постепенно поднимается по центральному

артериальному каналу, пока не достигает точки слияния с Шивой. В главе IX расписываются эротические переживания тяжело «озабоченного» адепта-садхаки, который с помощью мантр возбуждает желания и даже стриптиз супруг богов, демонов и полубогов, не желающих ничего другого, как только соединиться с ним. В главе XVIII рекомендуются мантры и медитации для почитания индийского Эрота – Камадэвы с его супругами, а соединение мужчины и женщины трактуется как соединение

двух начал космологии санкхьи – Эготизма (аханкара) и Мысли (буддхи). Глава XXVIII посвящена образу гермафродита Ардханиришвары, правая часть которого соответствует Шиве, а левая – Шакти. В главе XXXIII предлагается помощь против бездетности, а затем рассматриваются отношения между учеником и учителем. В главе XXXVI компилятор вторгается в интимные отношения еще одной

пары – на сей раз уже Вишну и Шри; у супруги Вишну немало проблем потому, что все «божественные женщины» стремятся в объятия победителя демона Мадху. V. Тантрараджа-тантра (Тантра царь Тантр) посвящена преимущественно диаграмме Шриянтаре, изображаемой в виде девяти треугольников и девяти кругов, «продетых» друг в друга, которые помогают достичь осознания всеединства – того, что все в мире едино с Дэви. VI. Другие известные тексты этого класса, например

Калавиласа-тантра, свидетельствуют о том, что отношение к «пять „м“» среди тантристских школ не было однозначным, и о том, что возлюбленная Кришны – Радха отождествлялась с богиней Кали. Джнянарнава-тантра, была посвящена обрядам и медитациям, Кумарипуджана – почитанию дев, Шарадаталика-тантра, написанная Лакшмана Дешикой (11 в.), – миросозиданию, источнику речи, но более всего магии.

Дополнение к собственно Тантрам составляют бесчисленные пособия по отдельным разделам тантрического ритуала, а также компиляции из разных Тантр. Буддийские Тантры находятся с индуистскими тантрами в своеобразных хронологических отношениях: в целом они безусловно имитируют их и являются во всех отношениях вторичными (достаточно сказать, что во многих из них мужское и женское божество прямо называются Шивой и Шакти), но отчасти ощущается и их обратное влияние на более

поздние шактистские тексты. Средой буддийских Тантр была и остается ваджраяна, типологически точно соответствующая шактизму, хотя тантристские мотивы обнаруживаются в сутрах махаяны, которые параллельны индуистским Пуранам, а также в буддийских махатмьях и стотрах, сделанных по образцу своих индуистских прототипов. В тибетский канон ваджраяны входит 2606 текстов, относящихся к классу Тантр. Их делят на те же четыре раздела, что и Тантры индуистские.

Параллели шактистских агам и нигам – «отцовские» и «материнские» тексты. Параллель диалогам Шивы и Шакти – диалоги Будды и богини Тары или «Переводящей» (она же Бхагавати – «Госпожа», Праджня – «Мудрость» и т.п.). Параллель оккультному инструментарию шактистов – использование мантр (недаром ваджнаяна иногда называется мантраяной), а также «семенных» слогов, диаграмм-мандал, мудр и

т.д. Параллель «мистическому» использованию концептов веданты и санкхьи – адаптация на уровне «эзотерики для масс» конструкций мадхьямики и йогачары. Наконец, параллель «пять „м“» – рекомендации нарушения вегетарианской диеты, употребления спиртных напитков и связей с девушками низкого происхождения. Наиболее древней и авторитетной считается Татхагата-гухьяка = Гухьясамаджа-тантра (Тантра тайного собрания адептов), датируемая обычно 7 в наставления которого воспроизводят

обет бодхисаттвы в махаянских сутрах. Спасительная миссия бодхисаттвы выражена в образе «целительной девушки» (которую знаменитый врач Дживака, известный и из палийских текстов, «слепил» из всех лекарств) – соединяясь с ней, все больные получают исцеление. Панчакрама (Пять ступеней) считается разделом Гухьясамаджи: ее основной «пункт» – достижение очищения тела, речи и мысли, приобретающих «алмазную природу» в результате работы буддийского мага со слогами,

мандалами, мантрами и почитания махаянских и ваджраянских божеств. Для практиканта мать не отличается от жены, жена – от блудницы, брахманка – от женщины низкой касты, солома – от драгоценного камня, вино – от мочи, пища – от грязи и т.п. В Манджушри-мулякальпе три действующих лица – Будда, богиня Виджая и бодхисаттва Манджушри; последний выступает инструктором по мантрам.

В Чандамахарошана-тантре шесть традиционных махаянских совершенств-парамит обретаются через ритуальное соитие, ибо сам Будда утверждает, что «без женщины нет блаженства». Другие известные тексты – Шричакрасамбхара Махакала Самвародая Тара Калачакра-тантра, высокопочитаемые в Тибете.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Частотные характеристики цепей с операционными усилителями и транзисторами
Реферат Плоскостопие 3
Реферат Транспорт газов кровью
Реферат Ринок послуг, особливості його комерційного забезпечення
Реферат Ломоносов М.В. - жизнь и творчество великого русского гения
Реферат Healthcare And Coranare Heart Disease Essay Research
Реферат Проект реконструкции цеха первичной переработки нефти и получения битума на ОАО «Сургутнефтегаз»
Реферат Leon Uris
Реферат Принципиальные основы бытия народа Израиля в эпоху Танаха и второго храма
Реферат Gatsby Essay Research Paper The Great GatsbyIn
Реферат Особенности психологизма А С Грина на примере рассказов Крысолов и Рассказ Бирка Зеленая лампа
Реферат Знаходження оберненої матриці за формулою
Реферат Функционирование фондовых бирж мировый опыт и российская практика
Реферат Развитие скоростных качеств у пловцов в учебно-тренировочных группах 2–3-го года обучения
Реферат О создании системы непрерывного образования учителей физики (из опыта работы)