«Анатомия и физиология человека»Цели дисциплины: формирование у студентов знаний о строении и функциях различных органов и систем человека.Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студента) базовой части Математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Анатомия и физиология человека» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Биология». Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Экология человека», «Токсикология», «Антропология».^ Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре (ОК-11); обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2); иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);В результате освоения дисциплины студент должензнать: - строение органов и систем человека; - функционирование органов и систем человека; - развитие органов в онтогенезе.уметь: - строить рабочие гипотезы; - моделировать строение тела человека, некоторые свойства органов и систем организма;владеть: - основными методами исследования состояния человека; - терминологией и понятиями предмета.Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ», кафедра Биологии и экологии«Антропология»1. Цели дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний по антропологии.2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Антропологии» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Антропология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Педагогика», «Психология». Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Этноэкология», учебных и производственных практик.^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4); обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям (ОК-5); быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации (ОК-9); иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4).^ В результате изучения дисциплины студент должен знать: - важнейшие этапы эволюции биологического вида Homo sapiens; - морфологические и конституциональные особенности приматов; - экологические факторы формирования человека разумного; - роль трудовой деятельности в эволюции человека; - особенности формирования рас и этногенеза.уметь: - определять конституциональные типы человека; - характеризовать возрастные периоды развития человека; - анализировать типы высшей нервной деятельности человека; - оценивать роль этнических факторов в поведении людей.владеть: - методами антропометрического анализа; - методом определения биологического возраста; - антропологической терминологией.^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицРазработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ», кафедра Биологии и экологии«Безопасность жизнедеятельности»^ 1. Цель дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета, подготовка студентов, к безопасному поведению в повседневной жизни, к действиям в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера.^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, технических систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7):^ В результате изучения дисциплины студент должензнать: понятийно-терминологический аппарат в области безопасности; основные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них, в том числе применительно к сфере своей профессиональной деятельности; законодательные и правовые акты в области безопасности; требования к безопасности в сфере профессиональной деятельности;уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; владеть: способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; навыками применения средств индивидуальной и коллективной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях.^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ», кафедра Безопасности жизнедеятельности, общетехнических дисциплин и методики обучения«Биогеография»Цель дисциплины – изучение пространственной организации растительного и животного мира планеты, их ландшафтообразующей роли, взаимосвязи с окружающей средой.^ Место в дисциплины структуре ООП Дисциплина «Биогеография» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин модуля «Основы экологии». В преподавании данного предмета активно используются знания таких дисциплин данного модуля как «Общая экология», «Геоэкология» и «Охрана окружающей среды» а так же дисциплин базовой части Естественнонаучного цикла таких как «Биология» и «География» Биогеография базируется на основных разделах биологии и географии, таких разделов, как общая и прикладная экология, экология растений и животных, природопользование, физическая география и др. Настоящая программа рассчитана на раскрытие основ биогеографии как одной из важных отраслей естественнонаучного знания. В основу дисциплины положен принцип сравнительно-географического и сравнительно – экологического анализа растительного и животного мира Земли и отдельных ее регионов.^ Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2); знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5); знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8); знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10).В результате изучения данной дисциплины студент должен:знать: основные понятия и термины биогеографии; особенности формирования, типологию и классификацию флористических и биотических царств, фаунистических областей; процессы динамики и эволюции биоразнообразия, его антропогенной трансформации и синантропизации;иметь представление: об ареалогии; проблемах сохранения биоразнообразия и роли биоразнообразия в решении основных глобальных проблемы человечества;уметь: структурировать учебную информацию, выделять из содержания ключевые понятия; работать (анализировать, сравнивать, обобщать) с картами флористических царств, фаунистических областей и биотических царств, составлять систематизирующие таблицы; давать характеристику крупнейшим подразделениям живого (надцарств, царств и отделов), биомам, флористическим, биотическим царствам и фаунистическим областям с применением статистических, графических и картографических материалов; сравнивать основные показатели и особенности состояния биоразнообразия различных природных зон, континентов, суши и моря, отдельных регионов и стран;владеть: комплексом полученных знаний для характеристики экологического состояния стран и регионов мира.Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицыРазработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ», кафедра Биологии и экологии«Биоиндикация окружающей среды»Цели дисциплины: формирование у студентов теоретических и практических знаний и навыков по вопросам, связанным с оценкой наблюдаемых изменений и выявление эффекта деятельности человека, а также прогнозов предполагаемых изменений окружающей среды. ^ Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Биоиндикация окружающей среды» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студента) базовой (общепрофессиональной) части цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Биоиндикация окружающей среды» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология», «Химия», «География», «Почвоведение», «Математическое моделирование природных процессов и явлений», «Общая экология», «Геоэкология»., модуль «Учения о сферах земли», «Оценка воздействия на окружающую среду», модуль «Прикладная экология». Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Охрана окружающей среды», «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», «Геохимия окружающей среды», «Паспортизация. Экологическое инспектирование территорий и предприятий», «Прикладная Экология», «Промышленная экология».^ Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1); обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2); иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4); знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6); знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7); владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9); владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11); знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы (ПК-12); владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике (ПК-14). В результате освоения дисциплины студент должензнать: - теоретические основы экологического мониторинга; - теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов; - механизмы возникновения изменений состояния окружающей среды..уметь: - пользоваться наиболее простыми методами и приемами биологического мониторинга; - выявлять наиболее важные отклонения в тех или иных организмах в ответ на изменения в среде; - ухаживать за животными в уголках живой природы, питомниках, заказниках и заповедниках. владеть: - владеть методами обработки и анализа полученных результатов; - терминологией и понятийным аппаратом.^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.5.Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ», кафедра Биологии и экологии«Биология»^ 1. Цель дисциплины: Формирование у студентов систематизированных знаний о структуре живой материи и наиболее общих её законах, многообразии жизни и истории её развития на Земле.^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Биология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения модулей «Основы экологии», «Основы природопользования», «Прикладная экология».^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: обладать знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объёме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ экологии и природопользования; владеть методами химического анализа, а также методами отбора геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2).В результате изучения дисциплины студент должен:знать: цели и задачи, основные этапы развития комплекса биологических наук; урони организации и свойства живых систем; принципы структурной организации живых систем разного уровня; основные закономерности, свойственные всему живому; характеристики царств живой природы; современные взгляды на процесс возникновения и развития жизни на Земле; основные экологические понятия и законы; принципы охраны природы и рационального природопользования; проблемы и перспективы современной биологии.уметь: анализировать принципы взаимосвязи строения и функции живых систем; выявлять взаимосвязь между процессами и явлениями, наблюдаемыми в природе; применять знание общебиологических законов при изучении других дисциплин и в повседневной жизни.владеть: методами отбора биологических проб; навыками идентификации и описания биологического разнообразия.^ 4. Общая трудоёмкость дисциплины 4 зачётные единицы.5. Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ» кафедра Биологии и экологии«Биоразнообразие»^ 1. Цели дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области биологического разнообразия.2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Биоразнообразие» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Биоразнообразие» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология». Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Теория эволюции», «Охрана окружающей среды», профильной и производственной педагогических практик.^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2); знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8).^ В результате изучения дисциплины студент должензнать: видовой состав растений и животных планеты; - видовой состав растений и животных Ивановской области; - представителей редких и исчезающих видов растений и животных Ивановской области; - причины вымирания и сокращения численности растений и животных на территории Ивановской области; - роль человеческого фактора в сокращении численности и вымирании видов растений и животных.уметь: анализировать причины сокращения численности и вымирании растений и животных; - проводить мероприятия по сохранению видового разнообразия экосистем родного края; - организовывать просветительскую работу по проблемам биоразнообразия в условиях Ивановской области.владеть: теорией и практикой проведения мероприятий по проблемам биоразнообразия; - методикой мониторинга видового состава растений и животных родного края; - технологией проведения тестов по перспективам сохранения биоразнообразия. - генетическое разнообразие, отражающее внутривидовое разнообразие и обусловленное изменчивостью особей; - видовое разнообразие, отражающее разнообразие живых организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов). В настоящее время описано около 1,7 млн. видов, хотя их общее число, по некоторым оценкам, составляет до 50 млн.; - разнообразие экосистем охватывает различия между типами экосистем, разнообразием сред обитания и экологических процессов. Отмечают разнообразие экосистем не только по структурным и функциональным составляющим, но и по масштабу - от микробиогеоценоза до биосферы;^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.5. Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ» кафедра Биологии и экологии«Биотехнология»^ 1. Цель дисциплины: Формирование у студентов систематизированных знаний об использовании биологических систем и процессов в производстве необходимых человеку веществ, переработке отходов и охране окружающей среды.^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Биотехнология» относится к дисциплинам по выбору студента математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Биотехнология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология», «Химия», «Физика». Знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения данной дисциплины, могут применяться для последующего изучения дисциплин «Токсикология», «Экохимия».^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2).В результате изучения дисциплины студент должен:знать: основы клеточной и генетической инженерии; основы энергетической биотехнологии; основы экологической биотехнологии; биотехнологические методы переработки отходов, утилизации ксенобиотиков; основы пищевой биотехнологии; биотехнологические методы добычи полезных ископаемых;уметь: анализировать степень воздействия биотехнологических производств на окружающую среду; определять эффективность разных методов биотехнологической защиты окружающей среды;владеть: навыками оценки эффективности различных биотехнологических методов для утилизации различных видов отходов и ксенобитиков.^ 4. Общая трудоёмкость дисциплины 4 зачётные единицы.5. Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ» кафедра Биологии и экологии«Биофизика»1. Цель дисциплины: Формирование у студентов систематизированных знаний по биологической физике.2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Биофизика» относится к дисциплинам по выбору студента математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Биофизика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология», «Физика». Знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения данной дисциплины, могут применяться для последующего изучения модулей «Основы экологии», «Основы природопользования», «Прикладная экология».^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объёме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1). обладать знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объёме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ экологии и природопользования; владеть методами химического анализа, а также методами отбора геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2).В результате изучения дисциплины студент должен:знать: основные понятия, теории и законы биологической физики; классификацию, методы работы и свойства биофизических систем;уметь: выполнять несложные биофизические исследования, интерпретировать и оформлять их результаты; решать расчётные задачи;владеть: навыками экспериментальной работы в области биологической физики.^ 4. Общая трудоёмкость дисциплины 4 зачётные единицы.5. Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ» кафедра Биологии и экологии«География» ^ 1. Цель дисциплины: освоение теоретико-концептуальных основ и практики географии как науки и учебной дисциплины, основанной на идее комплексности процессов и явлений, происходящих в окружающей среде; приобретение навыков решения конкретных теоретических и практических задач географическими средствами; формирование основ географического мировоззрения в области геоэкологии; обеспечение условия для изучения особенностей и проблем территориальной организации мирового хозяйства и общества в целом, а также его отдельных составляющих.^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «География» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «География» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология», «Физика», Химия». Знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения данной дисциплины, могут применяться для последующего изучения дисциплин «Геология», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере», «Дистанционные и ГИС-технологии в геоэкологических исследованиях», «Ландшафтоведение», «Геохимия ландшафта», «Геофизика ландшафта» и др.^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3); иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-3); знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5); знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10); владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11).В результате изучения дисциплины студент должен:знать: - основные понятия и термины географии, ее предмет, содержание, методологию, основные теории, концепции, научные школы и понятийно-терминологический аппарат; - особенности составляющих географической оболочки: атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы, принципы их взаимозависимости и взаимодействия друг с другом; - виды воздействия человеческой деятельности на природу и методы направленные на сохранение воздушного и водного бассейнов, верхних слоев литосферы, биосферы и ландшафтного разнообразия; - специфические черты географии важнейших межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства; - факторы размещения предприятий различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг; - особенности научно-технической революции; - основные глобальные проблемы человечества; - сферы применения географических методов для решения частных научных и учебно-научных задач.уметь: - пользоваться основными методами географии; - ориентироваться в существующих теоретических и практических разработках; - применять методы физико-математических наук для решения частных географических задач; - объяснять основные природные явления, события и процессы, происходящие в различных сферах географической оболочки; - составлять характеристику отрасли мирового хозяйства; - давать характеристику глобальных проблем современного мира, устанавливать взаимосвязи между ними.владеть: - понятийно-терминологическим аппаратом географии; - навыками проведения полевых и камеральных географических исследований; - составления тематических карт; - проведения основных операций по сбору, систематизации и анализу пространственной информации; - использования современной компьютерной техники (персонального компьютера, ноутбука, карманного персонального компьютера (PDA) и др.); - владения географическим научным языком и описания явлений и процессов географической терминологией.^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.5. Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ» кафедра Географии и методики обучения«Геология»^ 1. Цели дисциплины: формирование у студентов основ геологических знаний. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Геология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Геология » студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Химия», «География», «Физика», «Биология». Изучение данной дисциплины является необходимой основой для понимания процессов, происходящих в земной коре, то есть в той геосфере, в которой происходят активные процессы, имеющие экологические последствия глобального, регионального и местного уровней. ^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-3);В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные понятия и определения геологии; состав и строение Земли и земной коры; многообразие и особенности эндогенных и экзогенных геологических процессов; развитие земной коры во времени и этапы геологической истории земной коры; основные направления эволюции органического мира прошлого; стратиграфическую шкалу; особенности и объем геологической деятельности человека и основные направления охраны геологической среды.уметь: формулировать определения основных геологических понятий; применять экспериментальные методы изучения геологии на практике.владеть: научным языком при описании геологических явлений и процессов; навыками чтения различных видов геологических карт и схем. владеть различными способами представления геологической информации; владеть основными методами изучения геологии, в том числе навыками полевых и камеральных исследований;^ 4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы5. Разработчик: ГОУ ВПО «ШГПУ» кафедра Географии и методики обучения^ «Геофизика ландшафта» 1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области геофизики ландшафта как науки и учебной дисциплины, основанной на идее комплексности процессов и явлений, происходящих в окружающей среде; приобретение навыков решения конкретных теоретических и практических задач ландшафтно-географическими и физико-математическими средствами.^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Геофизика ландшафта» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла (Б.3.38). Для освоения дисциплины «Геофизика ландшафта» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Ландшафтоведение», «Почвоведение», «Геохимия ландшафта», «Геоэкология», «География», «Геология», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере», «Дистанционные и ГИС-технологии в геоэкологических исследованиях» и др.^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3); знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5); знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10); владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11). В результате изучения дисциплины студент должен:знать: - основные понятия и термины геофизики ландшафта, ее предмет, содержание, методологию, основные теории, концепции, научные школы и понятийно-терминологический аппарат; - физико-математические основы ландшафтоведения; - основы организации сети полевых измерений; - методологические основы изучения структуры, функционирования и динамики геосистем; - способы и логику проведения исследований с использованием данных полевых наблюдений; - особенности функционирования основных типов ландшафтов; - сферы применения ландшафтных методов для решения частных научных и учебно-научных задач.уметь: - ориентироваться в существующих теоретических и практических разработках; - применять методы физико-математических наук для решения частных задач ландшафтоведения; - пользоваться основными методами ландшафтоведения; - использовать современные инструментальные ГИС и системы обработки векторной и растровой графики и собирать пространственные данные с помощью систем спутникового позиционирования.владеть: - понятийно-терминологическим аппаратом ландшафтоведения и ландшафтного планирования; - навыками проведения полевых и камеральных ландшафтно-географических исследований; - навыками использования современной компьютерной техники (персонального компьютера, ноутбука, карманного персонального компьютера (PDA) и др.); - навыками использования основных современных ГИС-технологий, проведения основных операций по сбору, систематизации и анализу пространственной информации; - навыками трансформирования картографической и иной информации в различного рода таблицах, схемах, профилях; - навыками применения полученных знаний для