Реферат по предмету "Социология"


Западноевропейская модель социальной работы (Германия)

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯМОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (ГЕРМАНИЯ)
Корпоративная модельсоциальной работы, функционирующая в большинстве стран континентальной ЗападнойЕвропы (в Германии, Австрии, Франции, Италии и других государствах), по целомуряду позиций близка к скандинавской универсальной модели. Это, прежде всего,проявляется в такой общей особенности, как важная роль государства, егоструктур в организации и осуществлении социальной помощи. Однако между даннымимоделями имеются и различия, главное из которых заключается в разной степенизначимости корпоративно-страховых выплат в социальном обеспечении.Корпоративная модель социальной защиты отличается от универсальной тем, что вусловиях ее функционирования средства социальных фондов не подкрепляютсяширокомасштабным государственным субсидированием за счет налоговых поступлений.Они формируются преимущественно из страховых взносов трудящихся ипредпринимателей, что сокращает финансовую базу для социальной защиты населенияи, соответственно, уровень социальных пособий. Следовательно, важнейшую роль вкорпоративной модели социальной защиты играет страховой принцип. Характерныепризнаки западноевропейской государственно-корпоративной модели социальнойработы имеют системный характер. К их числу можно отнести:
— определяющее значениекорпоративно-страхового механизма в сфере социальной защиты;
— наличие действеннойсистемы государственной помощи и социальных гарантий;
— сочетание принциповцентрализации и децентрализации в оказании социальной поддержки;
— вспомогательную рольобщественных и благотворительных (ассоциативных) организаций, частных агентствв оказании социальной помощи.
Важнейшее значениестрахового механизма в корпоративной модели социальной защиты можно проследитьна примерах пенсионного и медицинского обеспечения, функционирования системыстрахования по безработице. Пенсионное обеспечение в Германии, Австралии,Франции, Италии, Греции и в большинстве других стран континентальной ЗападнойЕвропы формировалось исторически на основе известной модели Бисмарка, гдесистема обязательного социального страхования строится на солидарнойвзаимопомощи работодателей и работников.
Расходы на пенсионноестрахование в Германии занимают наибольший удельный вес в структуре социальногобюджета страны. Их объем составляет около 30 % всего социального бюджета. Втечение трудовой жизни немцы отчисляют ежемесячно в систему обязательногопенсионного страхования рабочих и служащих 10 % заработка, столько жеперечисляют сюда и работодатели за своих сотрудников. Подлежащий страхованиюдоход ограничивается верхним пределом в 4300 евро в месяц (к началу 2000-хгодов он составлял 6500 марок ежемесячно), сверх которого обязательноепенсионное страхование не допускается. Определенные дотационные взносы впенсионный страховой бюджет вносит государство. Их размер в начале 2000-х годовсоставлял около 20 % расходов страхового бюджета. Эти дотации рассчитываются сучетом тенденций и изменений заработной платы, а также относительной иабсолютной величины взносов. Они ослабляют риск, связанный с инфляционнымипроцессами. Для защиты от конъюнктурных колебаний и для пополнения страховыхсредств государство может предоставлять страховым учреждениям беспроцентныекраткосрочные кредиты.
Система пенсионногообеспечения в Германии состоит из трех основных уровней: обязательноепенсионное страхование, пенсионное страхование на предприятии и частноепенсионное страхование. Широкий круг застрахованных лиц охватывает обязательноепенсионное страхование, являющееся наиболее крупной частью немецкой системыпенсионного обеспечения. Обязательному пенсионному страхованию подлежат такиекатегории населения, как рабочие, служащие, государственные чиновники, надомныеработники, фермеры. Этот уровень пенсионного обеспечения распространяется нетолько на трудоспособных и занятых лиц, но и на группы людей, в силуопределенных причин, не имеющих полноценных трудовых отношений в обществе(инвалидов, вдов, учащихся, безработных и т.д.). Они не могут выплачиватьстраховые взносы, но, тем не менее, являются участниками системы пенсионногострахования за счет действующего в Германии принципа солидарногоперераспределения, действующего в рамках системы пенсионного обеспечения.Пенсия по старости по обязательному пенсионному страхованию выплачиваетсямужчинам по достижении 65 лет. Мужчина может выйти на пенсию и в 63 года, но втаком случае срок выплаты страховых взносов, дающий право на получение пенсии,должен составлять не менее 35 лет. Пенсия по старости для женщинпредоставляется по достижении 60 лет. В ходе пенсионной реформы, проводившейсяв Германии в первой половине 90-х годов, произведено повышение возрастногоценза, необходимого для получения пенсионного обеспечения по старости. Общийвозраст выхода на пенсию для мужчин и женщин составляет 48 % от среднегозаработка. Лицо, постоянно получавшее на протяжении не менее 45 лет участия в системепенсионного страхования заработную плату, равную средней заработной плате вГермании, при выходе на пенсию вправе получать ежемесячную выплату равную 70 %от чистого заработка. Так как средний заработок мужчин и женщин в Германиизаметно разнится, то отличаются и размеры среднемесячной государственнойпенсии: для мужчин – это 971 евро, а для женщин – 506 евро. Следует такжедобавить, что, по официальной статистике, 47,5 % женщин-пенсионеров и 12,1 %мужчин-пенсионеров получают менее 300 евро.
В отличие от обычногообязательного пенсионного страхования рабочих и служащих, пенсионноестрахование лиц свободных профессий (врачей, ветеринаров, адвокатов,нотариусов, архитекторов и др.) имеет в Германии свои особенности. Пенсионнымобеспечением этих лиц занимаются объединяющие их профессиональные палаты,которые имеют самостоятельные страховые кассы. Финансирование пенсионногострахования производится в обязательном порядке за счет взносов, которые устанавливаютсяв зависимости от категории работников. Те из лиц свободных профессий, ктоработают самостоятельно, платят повышенные страховые взносы. Соответственновыше и размер их пенсионного обеспечения.
Вторым уровнем системыпенсионного обеспечения в Германии является пенсионное страхование напредприятии. Эта форма защиты в старости носит вполне определенныйкорпоративный характер и не является обязательной. Предприятие само решает,будет ли оно предоставлять пенсии, часто называемые «пособием от фирм», а еслида, то в каком объеме. Пенсионное страхование на предприятии охватывает рабочихи служащих, заключивших коллективные или индивидуальные договоры опредоставлении им пенсии, а также – в случае их смерти – членов семей. Системаоформления таких пенсий может быть оговорена в тарифном соглашении между профсоюзамии ассоциациями работодателей. Пенсионное обеспечение на предприятии реализуетсяв различных формах, наиболее распространенной из которых являетсядополнительная пенсия, формирующаяся за счет добровольных взносов самихработников. Средний размер пенсии, предоставляемой от предприятий, составляетпримерно четвертую часть от пенсий по обязательному пенсионному страхованию.
Третьим уровнемсоциальной защиты в старости является частное пенсионное страхование. Оно даетгражданам возможность получения социального обеспечения сверх предусмотренногосистемой обязательного страхования, а также является альтернативной формойстрахования для лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Какдополнительное средство пополнения пенсионного содержания, частное страхованиеявляется добровольным. В данном случае с одной из частных страховых компанийзаключается индивидуальный договор о пенсионном страховании. Основанием дляобращения к системе частного страхования служит и невозможность страхования врамках системы обязательного пенсионного страхования для лиц, чей доходпревышает установленный законом предел. Как уже отмечалось, к началу 2000-хгодов в Германии доход, подлежащий обязательному пенсионному страхованию,ограничивался верхним пределом в 6500 марок в месяц. В отличие от обязательногопенсионного страхования, взносы  в частные страховые компании существенно выше,но выше и размер таких пенсий. Трехуровневая система пенсионного страхования вГермании выстроена преимущественно на распределительном принципе пенсионногообеспечения при наличии и определенных элементов накопительного характера.Эффективность этой системы проявилась в ходе объединения с бывшей ГДР. Однаконе следует ее идеализировать. Сохраняющиеся экономические и  демографическиесложности, характерные, кстати, для большинства индустриально развитых странмира, могут привести к «замораживанию» на несколько лет нынешнего размерапенсий с соответствующим снижением их процентного соотношения к уровню среднейзаработной платы по стране. По некоторым прогнозам, размер пенсий пообязательному страхованию может снизиться в Германии к 2040 году с 48 до 40 %от среднего заработка. Вероятно, вырастут и ежемесячные отчисления работников иработодателей в систему обязательного пенсионного страхования. Однако даже этивозможные изменения не в состоянии подорвать потенциал германской пенсионнойсистемы, являющейся одной из эффективных в мире.
Финансированиеобязательного медицинского страхования лиц, занятых трудовой деятельностью,осуществляется за счет взносов, уплачиваемых поровну немецкими работодателями исамими работниками. Сумма ежемесячного взноса может значительно различаться взависимости от возможностей той или иной больничной кассы. Соответственноразным будет и уровень предоставляемых услуг. Ведь далеко не каждая больничнаякасса может оплатить лечение в роскошной частной клинике. Однако неизменнойостается норма: к тому, что вносит в больничную кассу работающий по найму,столько же обязан перечислить и работодатель. В зависимости от больничной кассывеличина взносов в систему обязательного медицинского страхования в Германииварьировалась в начале 2000-х годов в пределах от 10,5 до 13,5 % доходазастрахованного лица. Люди, не имеющие собственных заработков и получающиеденежные пособия или помощь (пенсию, пособие по безработице и др.), уплачиваютстраховые взносы в больничные кассы в меньшем размере (6 – 8 % их дохода). Итакой же размер ежемесячного страхового взноса вносит пенсионный фонд, а забезработных – Федеральное ведомство по труду. Лишь в одном случае – дляподдержания материнства – определенные дотационные суммы перечисляет вбольничные кассы государство.
В Германии действует итакое правило: полис обязательного медицинского страхования, который имеет хотябы один из работающих родителей, распространяется на второго супруга и на детейдо достижения ими 18 лет. Для нетрудоспособных детей этот срок может бытьпродлен до 23 лет. Определенные льготы по оплате взносов на обязательноемедицинское страхование предусмотрены для многодетных семей и студентов.
На граждан Германии,которые в силу высоких доходов или профессиональной деятельности не подлежатобязательному медицинскому страхованию, распространяется частное медицинскоестрахование. Кроме того, участвовать в этом виде страхования могут и другиелица, которые имеют средства и желание получить дополнительную медицинскуюпомощь сверх предусмотренной системой обязательного страхования.
Механизмом борьбы сбезработицей, используемым активно в странах континентальной Западной Европы,является контракт по найму на определенный срок действия. Такой контрактповышает для предпринимателей гибкость использования трудовых ресурсов,предоставляя возможность нанимать рабочую силу на фиксированный срок.Корпоративный интерес в данном случае соединяется с государственным. Внекоторых случаях правительственные органы идут на компенсационные выплаты,чтобы привлечь к трудовой деятельности через контракты по наймумалоквалифицированных работников, представителей молодежи. В конце 90-х годовво Франции реализовалась социальная программа по обеспечению нескольких сотентысяч молодых безработных пятилетними не возобновляемыми трудовыми контрактами.Правительство возмещало 80 % зарплаты трудоустроенных, а остальное поступало отработодателей. В  данном случае вновь использовался механизмгосударственно-корпоративного взаимодействия в решении сложных социальныхпроблем. Эти меры вместе с другими позволили сократить уровень безработицы воФранции с 12 % в 1998 г. До 9 % в 2002 г. Тогда же, благодаря развитию новыхформ занятости и улучшению организации производства, рынок труда пополнился вцелом по странам Европейского Союза почти на 10 млн. новых рабочих мест (из них6 млн. для женщин) и на 4 млн. уменьшилась безработица.
Сохраняя действующуюсистему страхования по безработице, континентальные государства Западной Европывносят в нее определенные коррективы, нацеленные на скорейшее привлечениебезработных к труду. Так, в Германии недавно было решено отменить правило,согласно которому безработный может оказаться от предложенного службойзанятости места трудоустройства, если его потенциальный чистый доход меньшепособия. Не будут теперь рассматриваться в виде аргументов для отказа от работыи такие обстоятельства, как большая удаленность предприятия от места проживания,уровень образования, плохие условия труда.
Корпоративно-страховаянаправленность системы социальной защиты в странах континентальной ЗападнойЕвропы обеспечивает приличный уровень пенсий, пособий и других страховыхвыплат. При этом здесь успешно осуществляется и государственное регулированиепроцессов, происходящих в социальной сфере.
Как уже отмечалось,важным проявлением государственно-корпоративной модели социальной работыявляется наличие действенной системы государственной помощи и социальных гарантий.Социальная помощь является одним из составных элементов системы социальнойзащиты. В отличие от социального страхования, в соответствии с которымзастрахованное лицо получает социальные выплаты, гарантированные его взносами,социальная помощь не обуславливается отношениями страхования, а  основываетсяна одностороннем праве получения помощи для обеспечения средств к жизни и приопределенных жизненных обстоятельствах. В основе системы помощималообеспеченным гражданам лежит принцип попечительства, согласно которому наподдержку может рассчитывать каждый нуждающийся в том случае, если для него непредставляется возможным самостоятельно выйти из затруднительного положения. Поэтой причине, например в Германии, социальная помощь понимается как «последняяпомощь», оказываемая тогда, когда исчерпаны или не существуют иные способысоциальной поддержки, к которым относятся различные формы социальногострахования. Такая помощь предоставляется преимущественно за счет средствгосударственного бюджета. Характерной ее чертой является адресность,предусматривающая проверку имущественного и финансового положения получателяпомощи с целью выявления соответствия его положения условиям, необходимым дляее предоставления.
Очевидно, что системасоциального страхования не позволяет учесть все возможные риски. Различныежизненные ситуации обуславливают необходимость оказания социальной помощи состороны государства. Среди таких обстоятельств следует назвать естественныепричины раннего ограничения или потери трудоспособности, влекущие за собойневозможность участия в системе социального страхования за счет утраты взносов,увеличение числа одиноких или разведенных женщин с детьми, нуждающихся вфинансовой поддержке от государства, и др.
Определение размерапомощи малоимущим, выдаваемой в виде социального пособия, производится наоснове специальных стандартов. Раньше их уровень рассчитывался с учетомстоимости «потребительской корзины», соотносящейся с прожиточным минимумом.Однако с 90-х годов во многих странах континентальной Западной Европы расчетстал производиться исходя из индекса цен и уровня жизни отдельных домохозяйств.В федеральных государственных величина основной ставки социальной помощи наразных административных территориях может различаться. Для содействия решению актуальныхзадач жилищной политики в ряде стран континентальной Западной Европы введенасистема государственного дотирования жилья. В той же Германии доплата отгосударства выдается не только малоимущим на наем жилья, но и в случае егопокупки или строительства. Дотации выдаются начиная с первого года постройки,или приобретения жилья в течение последующих семи лет. Выплаты прерываются,если владелец продал жилье или сдал его в аренду. Государственные дотации нажилье предоставлялись в середине 2000-х годов только лицам, доходы которых втечение года приобретения дома (квартиры) и предыдущего года не превышали81 807 евро для одиноких и 163 614 евро для супругов. Если в семьеимелись несовершеннолетние дети, то на каждого ребенка предельный доход увеличивалсяна 30 678 евро. Дотация на вновь построенный дом или квартиру составляла 5% от стоимости объекта в год, но не более 2556 евро ежегодно в течение восьмилет, то есть до 40 % затрат на приобретение или покупку нового жилья.
Возвращаясь к проблемегосударственной поддержки малообеспеченных граждан, следует отметить, что такаяпомощь оказывается в континентальной Западной Европе и при особых жизненныхобстоятельствах, не предусмотренных страховыми рисками. К их числу можноотнести раннюю потерю трудоспособности, длительную безработицу илинизкооплачиваемую работу, наличие неполной семьи с детьми и др. Во всех этихслучаях предусмотрены социальные выплаты от государства. Так, во Франции длясодействия поиску работы назначаются пособия на трудоустройство.
Среди форм социальнойгосударственной поддержки в особых жизненных обстоятельствах следует выделитьпомощь, предоставляемую людям с ограниченной трудоспособностью, возникшейвследствие болезни или других причин, а также нуждающимся в постоянном уходе.Размер выплачиваемого пособия в данном случае зависит от сложности ухода.Государственная помощь для преодоления социальных трудностей предоставляетсябездомным, бывшим заключенным, больным туберкулезом и людям с психическимирасстройствами.
Социальная помощьнакладывается на ее получателя – жителя Западной Европы определенныеограничения. Например, в Германии он не может иметь машину (даже поддержанную),тратить пособие на спиртное, наркотики, азартные игры, поездки за границу.Такие действия ведут к сокращению и даже лишению социального пособия, что некасается членов семьи его получателя.
Как свидетельствуетвышеприведенный материал, в ведущих странах континентальной Западной Европыфункционирует действенная система оказания социальной помощи. Ее предоставлениеобеспечивает нуждающимся минимально необходимый уровень жизни, соответствующийчеловеческому достоинству.
В 90-х годах ХХ века вГермании социальной работой занимались более 6 000 служб и организаций,значительное число которых имело централизованное государственноефинансирование. Во всех этих социальных заведениях тогда было занято более700 000 штатных сотрудников.
В странах ЗападнойЕвропы, где действует государственно-корпоративная модель социальной работы,общественные и благотворительные организации, именуемые нередко ассоциативными,а также частные агентства играют в деле оказания социальной поддержкивспомогательную роль. Нередко ассоциативные организации обращаются спредложениями об оказании социальных услуг в государственные социальные службы.Благотворительные организации в данном случае берут на себя финансированиеотдельных социальных мероприятий. При этом государственные службы социальногообеспечения оказывают организационную поддержку общественным структурам,необходимую для эффективного осуществления последним своих благотворительныхнамерений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.