Реферат по предмету "Социология"


Институт семьи. Прошлое и будущее

Институт семьи: прошлое и будущее.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАДИЦИОННОМОБЩЕСТВЕ  5
1.1. Типы семьи. 5
1.2. Функции семьи. 11
2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1. Изменение функций в нуклеарной семье. 15
2.1.1. Общая характеристикануклеарной семьи. 15
2.1.2. Нуклеарная семья. Сексология. 16
2.1.3. Есть ли будущее унуклеарной семьи?.. 17
2.2. Современное состояние семьи в РФ. Кризис или эволюция. 18
2.3. Будущее семьи. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 28

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена следующим.
Как известно, семья – это ячейка (малая социальнаягруппа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная насупружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой,родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущимивместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизньсемьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семьюсменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, атакже от уровня культурного развития общества.
Семье принадлежитисключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающегопоколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. В то жевремя, семья – это самостоятельный мир. Она, подобно всем другим общественнымявлениям, представляет собой “живую единораздельную и целостную историческуюсистему” (А.Ф.Лосев).
В истории науки существуетдавняя традиция, связанная с теоретическим изучением семьи, насчитывающая неодну тысячу лет (начиная с Конфуция, Платона, Аристотеля).
Семья – одна из необходимыхи основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связьприродного и социального, обеспечивается переход от биологического ксоциальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью.Семья – способ физического и духовного бытия человека, выполняет функциипосредника, связующего звена между естественными и социальными основамиразвития общества.
Социологический подход кизучению семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества,выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новыхпоколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель данныхсвыше функций. Семья – активный элемент и агент социальных изменений. Семейнаяжизнедеятельность вплетена в социальную реальность, арену столкновениямногообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциациии специализации. С этой точки зрения социология семьи – это фокусировкавнимания на организации деятельности социальной системы по смене поколений впостоянном круговороте бытия.
Социология семьирассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованнодействующей группы людей – семьи. Социология семьи имеет дело с групповым, а неиндивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанныхсемейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности,которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместнойжизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.
Семья сочетает в себесвойства социальной организации, социальной структуры, института и малойгруппы.
Семья – многостороннееотношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальноеобразование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальнуюструктуру. А.Харчев определяет семью как исторически конкретную системувзаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малую группу,члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта ивзаимной моральной ответственностью социальная необходимость, в которойобусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводственаселения.
Первоначальную основусемейных отношений составляет брак – легитимное признание тех отношений междумужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которыесопровождаются рождением детей.[1]Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак:семья может объединять не только супругов и детей, но также и другихродственников. Поэтому можно заключить, что семья это основанная на единойобщесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества –родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения ипреемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержаниесуществования членов семей.
Для более полного пониманиясути семьи следует иметь в виду определённую пространственную локализацию семьи– жилище, дом; собственность – экономическую основу семьи; общесемейнуюдеятельность родителей и детей; некую общекультурную среду в рамках общейкультуры определенного народа, конфессии, государства: семья придает своимчленам известное своеобразие.
В зависимости от структурыродственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный типсемьи.
Далее в работе мырассмотрим типы и функции семьи, её развитие и современное состояние.
Таким образом, цельданной работы исследовать институт семьи — его прошлое и будущее. Соответственноцели определены и задачи:
-    рассмотреть происхождение семьи и ее эволюцию втрадиционном обществе, в том числе, типы и функции семьи;
-    рассмотреть развитие института семьи на современномэтапе, рассмотреть будущее семьи.
Работа состоит из двухглав, в которых последовательно решаются поставленные задачи.
Степеньразработанности темы высокая, чтообъясняется ее постоянной актуальностью, существует множество исследованийинститута семьи, как современных, так и уже ставших классическими, напримерП.Сорокина.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАДИЦИОННОМОБЩЕСТВЕ
1.1. Типы семьи
 Для начала напомним ключевые понятия. Семья –это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как историческиконкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми,как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями,общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость,которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовномвоспроизводстве населения.
 Семейные отношения регулируются нормами морали иправа. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношениймужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью зафизическое и моральное здоровье членов семьи. Согласно Семейному кодексу РФ,вступившему в силу 1 марта 1996 г., для заключения брака необходимы взаимноедобровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста.Брачный возраст – 18 лет, при наличии уважительных причин органы местногосамоуправления могут разрешить вступление в брак в 16 лет. Брак не может бытьзаключен «между: лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другомзарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямойвосходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой ивнуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьямии сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы однолицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства»[2].Никакие другие ограничения, например, разница в возрасте жениха и невесты,предел брака по старости и пр. на брак в России не распространяются. Наряду сзарегистрированным браком статистически выявляются такие формы брака, какбрак-сожительство (незарегистрированный брак), гостевой брак, открытый иповторный, а также полигамные варианты. Все варианты незарегистрированныхбраков не имеют в России юридического основания и не предполагают правовойзащиты супругов. О них мы поговорим несколько позже, а сейчас обратимся к типологиисемей.
 Спектр видов, форм и категорий современной семьидостаточно многообразен. Типологии семьи определяются различнымиподходами к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С.Торохтий проводит типологию по следующим признакам:
 - по детности: бездетная или инфертильная семья,однодетная, малодетная и многодетная;
— по составу: неполная, отдельная, простая илинуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнскаясемья, семья повторного брака;
— по структуре: с одной брачной парой с детьми или бездетей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и болеебрачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другихродственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
— по типу главенства в семье: эгалитарные иавторитарные семьи;
— по семейному быту, укладу: семья – «отдушина», семьядетоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба;семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
— по однородности социального состава: социальногомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
— по семейному стажу: молодожены, молодая семья,семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружескоговозраста, пожилые супружеские пары;
— по качеству отношений и атмосфере в семье:благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная,дезорганизованная;
— по географическому признаку: городская, сельская,отдаленная (районы Дальнего Севера);
— по типу потребительского поведения: семьи с«физиологическим» или «наивно-потребительским» типом поведения (преимущественнос пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. свысоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия ит.д., семьи с промежуточным типом потребления;
— по особым условиям семейной жизни: студенческаясемья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
— по социальной мобильности: реактивные семьи, семьисредней активности и активные семьи;
— по степени кооперации совместной деятельности:традиционные, коллективистские, индивидуалистические;
— по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;
— по состоянию психологического здоровья: здороваясемья, невротическая семья, виктимогенная семья.
 Брачно-семейные отношения формируются и развиваютсякак отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а такжесистемы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивациивступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешностьбудущих семейных отношений. В настоящее время выделяются следующие, наиболеераспространенные формы или типы брачно-семейных отношений:
1.        Брачно-семейные отношения наоснове честной контрактной системы.
Оба супруга четко представляют, чего они хотят отбрака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют ипомогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональнаяпривязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в такомсоюзе, как правило, с течением времени усиливается. Люди, вступившие в такойбрак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всехначинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическуювыгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супруговмаксимальная, а личная вовлеченность – минимальная: исполнил условия контракта– волен делать, что хочешь.
2.        Брачно-семейные отношения наоснове нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из бракаодносторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесьтоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений онабывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают иэксплуатируют, все терпит).
3.        Брачно-семейные отношения попринуждению.
Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силуопределенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается накомпромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже состороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладатьобъектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий»начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое вбраке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основысуществования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требуетсемейная жизнь, невозможны.
4.        Брачно-семейные отношения какритуальное исполнение социально-нормативных установок.
В определенном возрасте люди приходят к выводу, чтовсе вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это брак безлюбви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. Втаких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чащевсего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайнораспадаются, не оставляя глубоких следов.
5.        Брачно-семейные отношения,освященные любовью.
Два человека соединяются добровольно, поскольку непредставляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которыепринимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободноевремя вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг длядруга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте –высшая cтепень объединения людей, когда дети рождаются влюбви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность ииндивидуальность при полной поддержке второго.
 На взаимоотношенияя в семье оказывают влияние внешниеи внутренние факторы. К внешним относится совокупность материальных идуховных условий, существующих в данном обществе. К внутренним факторам,способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальныепсихологические особенности партнеров. Особую значимость приобретают основныежизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров:
— внутренний контроль — внешнийконтроль;
— эгоизм – альтруизм;
— ориентация на общественные нормы – на себя;
— принятие противоречий – их неприятие;
— чувство собственного достоинства – неверие в себя.
 К другим факторам, стабилизирующим семейныеотношения, относят:
— постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;
— желание и способность партнеров к согласованнымдействиям на благо семьи;
— инициативность каждого супруга в решении семейныхпроблем и реальный вклад каждого в общественные дела;
— разумное сочетание разнообразных личных целей ипотребностей с общесемейными делами и потребностями;
— стремление в трудную минуту к эмоциональномуединению и сплочению;
— эстетическая привлекательность (внешний вид, манераповедения и т.д.);
— способность эмоционально согреть супруга, т.е. вестисебя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.
 В предыдущих темах мы упоминали об эволюциироссийской модели семьи. А.И. Антонов, обобщает отличительные чертысовременных моделей семьи и отмечает ряд существенных перемен.
1.        Произошел перевес личных выгодиндивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства,отделение родства от социально-экономической деятельности. Для российской семьив этом характерна некоторая специфика, связанная с тем, что имеет место неперевес экономических потребностей индивида над ценностями родства, а их сплав,взаимопроникновение, что наблюдается во всех сферах социальной деятельности: вполитике, экономике, науке, даже криминале – с созданием фирм, подразделений винтересах семьи (часто в ущерб и за счет государственных), открытие счетов,фондов в пользу родственников, организация премий, форм обучения «своим» и пр.
2.        Современной модели семьихарактерно разделение дома и работы. Произошло распространение потребительскоготипа семьи, где общесемейная деятельность дополняется потреблением товаров иуслуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи запорогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностейженщины, участвующие в производительном внесемейном труде, продолжают вестидомашнее хозяйство – так называемая «двойная нагрузка» современной женщины.Переход от социального к семейно-бытовому обслуживанию вызвал трансформациюмужских и женских ролей в семье.
 Развитие западной модели пошло двумя путями: а)феминистским путем борьбы за равноправное распределение семейных функций междумужем и женой; б) путем «рационализации и индустриализации» ведения домашнегохозяйства (использование бытовых приборов и разнообразной домашней техники,массовый переход на услуги прачечных, химчисток, введение в домашнюю пищуполуфабрикатов и т.д.). Развитие российской семьи отличается некоейдвойственностью: с одной стороны, стремление к «справедливому» разделению трудамежду мужем и женой при низком уровне «технологизации» домашнего труда (малоеколичество бытовой техники, ее низкое качество), с другой – желание жить«по-господски» (дворянский вариант семейных отношений, с продолжительнымибеседами за столом, изысканностью вещей, свободным досугом и т.д.) в сочетаниис «крестьянским бытом» (шести — метровая кухня, коммунальные квартиры, ручнаястирка, уборка без вспомогательных средств и пр.), либо проживание как бы в«дворянском гнезде», но явно не с дворянскими манерами.
 Очень своеобразным является для российской женщинырешение проблемы выравнивания семейных функций в сфере бытового обслуживания. Впрежней семье, имеющей неблагоустроенное жилье, у мужчин и женщинсемейно-бытовых обязанностей было предостаточно. К настоящему времениобъективно в городской семье, а частично и в сельской, мужчина имеет меньшуюнагрузку. Приложение женского труда в семье по-прежнему остается объемным.«Выравнивание по-русски», считает А.И. Антонов, происходит за счет такогоявления как дача (садовый участок). Возможностей для приложения мужской силытам объективно больше. Однако заканчивается это, как правило, не «двойной», а«тройной» нагрузкой женщины: дом-работа-дача.
3.        Произошло размежевание дома ивнесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнемокружении.
4.        Современной семье свойственнасоциальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным инезависимым профессиональным и личностным самоопределением детей безнаследования социального статуса и профессиональной специализации родителей.
5.        Система «семьецентризма» сориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности,рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированиемавторитета родителей и родственников уступает место системе «эгоцентризма» сценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущенийсильного «Я».
6.        Происходит переход отцентрализованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованнымнуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся вышеродовых-родственных.
7.        Развод по инициативе мужа (преждевсего в связи с бездетностью брака) вытесняется разводом, вызванныммежличностной несовместимостью супругов («не сошлись характерами», «отсутствиевзаимопонимания», «испытали разочарование друг в друге»).
8.        Происходит переход от «закрытой» к«открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательностимолодыми людьми друг друга (хотя и при сохранении имущественных интересов исистемы наследования, закрепляемых брачным контрактом).
9.        На смену жестким табу наприменение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства врепродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности.
10.     Нормы, связанные с феноменоммногодетности семьи исторически изживают себя. В ХХ в. происходит спонтанноесокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки[3].
 Эта характеристика, безусловно отражает многие, нодалеко не все тенденции развития семейно-брачных отношений. В нее не вошла,например, такая важная тенденция, как рост числа нетрадиционных семей.К последним относятся неполные семьи. Это семьи, в которых только одинродитель. Можно выделить следующие типы таких семей:
— когда один родитель ушел из семьи, а оставшийся невступил во второй брак;
— когда одинокий человек официально усыновил ребенка;
— когда одинокая женщина зрелого возраста осознанноидет на рождение ребенка вне брака;
— когда ребенок появляется вследствие неплановойбеременности, у девушки-подростка (в этом случае, правда, более частым являетсявариант вхождения ребенка в родительскую семью девушки).
 К типу нетрадиционных относятся смешанные семьи.Исследователи выделяют три вида таких семей:
— когда женщина с детьми выходит замуж за мужчину бездетей;
— когда мужчина с детьми женится на женщине без детей;
— когда оба – и мужчина, и женщина – имеют детей отпредыдущих партнеров.
 Исследовательница В. Сатир в названные варианты семейвключает бывших супругов, что не характерно для отечественной фамилистики, но,на мой взгляд, оправдано, поскольку бывшие супруги хотя и не живут под однойкрышей, но они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга.Смешанная семья живет и развивается благополучно только при условии, если каждыйее член важен и нужен.
 Иной вариант смешанной семьи возникает, когда двачеловека вступают во второй брак после смерти у одного или у обоих первыхсупругов.
Еще одна форма смешанной семьи – это семья, берущая навоспитание ребенка. Она может включать только одного приемного ребенка инескольких родных детей, одного родного и нескольких приемных. В нашей стране в90-е гг. начали активно создавать семейные детские дома, но затем это движениев силу целого ряда причин ослабело.[4]
 Особую группу составляют социально незащищенные семьи. В нее входят:
— семьи с ребенком- инвалидом;
— семьи с умственно отсталым ребенком;
— семья с инвалидом-взрослым;
— многодетная семья.
У нас в эту группу часто входят и уже упоминавшиесянеполные семьи. (О группе социально незащищенных семей речь пойдет в отдельнойлекции).
1.2. Функциисемьи
 Некоторые исследователи считают, что возникновениеальтернативных форм брачно-семейных отношений сигнализируют о кризисетрадиционной, нуклеарной семьи. Мы не стали бы утверждать это столькатегорично. Обрисованные альтернативы семье и браку пока ограничиваютсяменьшинствами и молодыми людьми, т.е. прослеживается связь с возрастом исексуальной ориентацией. Большинство же людей живет традиционными формами семьии брака. Сильнейшим аргументом в пользу традиционных вариантов остаютсяинтересы детей. Но наличие альтернативы, так или иначе, повышает требования ккачеству супружеской и семейной жизни большинства.
 Это качество определяется глубиной удовлетворенностиреализацией семейных потребностей и функций. По мнению исследователя Г.Навайтиса, можно обозначить следующие основные группы семейных потребностей:
— создание и поддержание материальных условийжизнедеятельности семьи;
— потребности в любви и опеке, связанные сматеринством;
— потребность в психологической и физической близости;
— потребность в семейном общении.
Исходя из такого деления, можно четко обозначитьосновные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение.Несомненно, те потребности, которые удовлетворяются в семье, могут бытьреализованы вне семьи, но только семья может все эти потребности объединить иудовлетворить в комплексе. Происходит это через реализацию семейных функций:репродуктивной, воспитательной, экономической, хозяйственно-бытовой, досуговой,эмоциональной поддержки, статусной, сексуальной и др. Единого перечня основныхфункций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной наборфункций и терминов, их определяющих, исходя из своей концептуальной модели.Однако исследователи единодушны в том, что функции отражают историческийхарактер связи между семьей и обществом, а также динамику семейных изменений наразных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшиеее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. Однако частьфункций являются устойчивыми к изменениям. В этом смысле их можно назватьтрадиционными. К ним можно отнести следующие функции:
1)        хозяйственно- экономическая(хозяйственно-бытовая). Она связана с питанием семьи, приобретением исодержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища,созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием ирасходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируютсявнутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственнойдеятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевыекомпоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формированиясплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные областивзаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. За годыэкономических реформ в нашей стране активизировалась собственно экономическаясоставляющая этой функции семьи. У этой активизации две стороны: первая –возрастание значимости финансового обеспечения семьи, вторая — появление и рост числа семейных предприятий в различных сферахпроизводственной и непроизводственной деятельности (т.е. превращение частисемей из только потребительских ячеек общества еще и в производственные).
2)        Репродуктивная функция.Многолетние опросы показывают, что большинство россиян создает семьи, чтобыбыли дети. Однако в советское время и особенно в условиях пореформенной Россиинаблюдается постоянное снижение рождаемости. Этому существует целая массапричин, на которых мы сейчас останавливаться не будем. Отметим лишь, чтопроблема деторождения в настоящее время сопряжена с часто неразрешимымпротиворечием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а сдругой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий дляжизнеобеспечения детей до складывающихся и со временем деформированныхвзаимоотношений между супругами («Важно, чтобы каждый шел своей дорогой и чтобывсе равно им было по пути»).
3)        Регенеративная функция (от лат. regeneratio – возрождение, возобновление). Ее еще называют социально — статусной.Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.
4)        Воспитательная функция. Онавключает самовоспитание супругов, взаимовоспитание, воспитание детей ивоспитание детьми родителей. Семейное воспитание, в отличие от общественного,более эмоционально. Чтобы эта эмоциональность работала на укрепление и развитиесемьи, семья должна осваивать культуру брачно-семейных отношений. (Об этойкультуре речь пойдет в следующей лекции.) Эмоциональность семейного воспитаниясвязана с тем, что «проводником» его является родительская любовь к детям,вызывающая ответные чувства детей к родителям.
5)        Рекреативная функция (лат. recreatio – восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботойо здоровье и благополучии членов семьи.
6)        Психотерапевтическая функция илифункция эмоциональной поддержки. Она состоит в психологической защите каждогочлена семьи, его эмоциональной стабилизации. Эту функцию считают новой, онабыла присуща семье всегда, но в современных условиях, когда все более широкоераспространение приобретает партнерская семья, роль этой функции, естественно,возрастает. В нашей стране, где большинство населения в последние десятилетияживет в стрессогенных условиях, значимость этой функции возростает многократно.
7)        Функция сексуальногорегулирования. Через семью упорядочиваются естественные сексуальные потребностилюдей, приобретая форму супружеских отношений.
 Для того, чтобы семейные функции реализовывались впроцессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли. Роль– это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведениялюдей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системемежличностных отношений. Процесс возникновения ролевой структуры семьи являетсяодной из главных сторон ее становления как социальной и психологическойобщности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. Втрадиционной семье за супругами в соответствии с их полом закрепленыопределенные роли: жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основномответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения. В эгалитарнойсемье фактически роли между мужем и женой распределяются поровну. Приведемклассификацию основных ролей в семье, описанных Ю.Е. Алешиной:
1.        Ответственный за материальноеобеспечение семьи.
2.        Хозяин – хозяйка.
3.        Роль ответственного по уходу замладенцем.
4.        Роль воспитателя.
5.        Роль сексуального партнера.
6.        Роль организатора развлечений.
7.        Роль организатора семейнойсубкультуры (семейных традиций).
8.        Роль ответственного за поддержаниеродственных связей.
9.        Роль «психотерапевта».
 Рассмотрение функций семьи и ролей супругов приводитнас к пониманию того, что семейные отношения не могут сложиться сразу иокончательно, что семья развивается. В этом развитии выделяются определенныепериоды, которые называются этапами жизненного цикла семьи. Зачастуютакая периодизация основана на месте детей в семейной стркутуре. Вариантов влитературе представлено много[5].На их основании представляется возможным описать некий условно-обобщенныйвариант, выделив основные стадии цикла, разграничив их определенными знаковымисемейными событиями:
1.   Стадия бездетности илипредродительства. Начинается заключением брака и заканчивается появлением всемье первенца.
2.   Стадия социализационногородительства. Внутри нее выделяются два этапа: репродуктивного родительства ипострепродуктивный этап. Стадия начинается рождением первенца и заканчиваетсявступлением в брак одного из детей.
3.   Стадия «пустого гнезда».Начинается с уходом последнего ребенка из родительской семьи и заканчиваетсяпоявлением первого внука.
4.   Стадия прародительства. Начинаетсярождением первого внука и заканчивается распадом семьи из-за смерти одного илиобоих прародителей.
Конечно, это очень условная схема. В ней указанаидеальная последовательность стадий цикла. Например, при наличии в семье одногоребенка этап репродуктивного родительства по сути отсутствует, а у многодетнойсемьи или семьи, где возрастная разница между старшим и младшим ребенком оченьвелика, пострепродуктивный этап может перейти в прародительство без стадии«пустого гнезда», если внуки появятся до того, как из родительской семьи уйдетпоследний ребенок. И, понятно, что к неполным или бездетным семьям эта схеманеприменима.
 Возможно выделение определенных этапов развития семьине в детоцентрическом ключе, а по соответствующим им задачам. Тогда мы получаемследущую этапность:
1. Брак – принятие супружеских социальных ролей.
2. Этап «медового месяца». Данное название может бытьи слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы изадачи деятельности, которые решаются на этом этапе. На нем радость взаимногоузнавания дополняется установлением психологической и пространственнойдистанции с родительскими семьями, приобретением опыта взаимодействия в решениивопросов организации каждодневного быта семьи, первичным согласованием семейныхролей.
3. Этап молодой семьи. Рамки этапа: рождение идекретный период, начало посещения ребенком дошкольного учреждения, возвращениежены к профессиональной деятельности. Для данного этапа свойственно разделениеролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальноеобеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим ипсихологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределамисемьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.
4. Зрелая семья, т.е. семья, успешно выполняющая своифункции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений.Если на предыдущем этапе семья пополнилась новым членом, то на этом онадополняется новой личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Ихвозможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должныдополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичнойнезависимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считатьрешенными, когда психологическое влияние родителей и детей друг на другаприходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
5. Семья людей старшего возраста. На данном этапе семья освобождаетсяот некоторых функций (репродуктивной, например), а некоторым придается новоесодержание (воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

2. РАЗВИТИЕИНСТИТУТА СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Изменение функций в нуклеарной семье.
2.1.1. Общая характеристика нуклеарнойсемьи
Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие измужчины и женщины и их детей, часто противопоставляются расширенным семьям.Один из теоретических подходов предполагает существование «функциональногосоответствия» между нуклеарной семьей и процессом индустриализации,поскольку нуклеарная семья свободна от широких родственных связей, являетсяболее мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональнуюсвободу посредством неограниченности выбора партнера по браку и делает возможнымзаполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, чтосоответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, семейнаяструктура в современном обществе состоит как бы из относительно изолированныхнуклеарных семейных домов, хотя при этом допускается существование значительныхсоциальных различий. Однако согласно исследованиям последнего времени:
1) не все семейные структуры в период до промышленнойреволюции имели классическую форму расширенной семьи;
2) собственно процесс индустриализации сопровождалсяболее широким использованием расширенных родственных контактов, отчастипосредством обмена услугами и финансовой помощи;
3) в настоящее время имеются данные о том, что длясемейных структур индустриальных обществ не характерно наличие изолированныхсупружеских домов.
Современные семьи правильнее рассматривать какмодифицированные расширенные семьи, в которых между не обязательно совместнопроживающими родственниками поддерживаются широкие контакты в форме визитов,телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важнаяроль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с даннойсемьей, что приводит к возникновению модифицированной первичной группы вокругкаждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известнойстепени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей изжены, мужа и детей, существует целый ряд других структур дома. В Британии впоследние два десятилетия наблюдалась тенденция к уменьшению размеров домов,увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вне брака,увеличению числа разводов, повторных браков и количества внебрачных детей.
Такие изменения в структуре домов в какой-то мереставят под сомнение функциональные теории семьи, распространенные сорок илипятьдесят лет назад. Представители функционализма считали, что семья являетсяуниверсальным социальным институтом, поскольку она выполняет в обществеключевые функции социализации, заботы о детях и воспроизводства населения.Однако в современных обществах число семей такого типа уменьшается.
Вероятно также и то, что данная семейная структурасоздает определенные сложности для общества и для членов семьи. Семьи могутбыть как функциональными, так и характеризоваться дисфункцией. Например,некоторые современные исследователи говорят об угнетенном положении женщины врамках современной семьи, что наносит психологический ущерб также и другиминдивидам.
2.1.2. Нуклеарная семья. Сексология
Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесснуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничениядеторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, ихавтономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно ибесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной,спаянной.
Напротив, недостаточная подготовленность к брачной итем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферуинтимных отношений) и увеличивает бракоразводность. Последнее чаще всеговстречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были вродительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффектисключительности и на её основе — взаимопроявляемой антагонистической авторитарности.Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов,например, на основе неравной материальной обеспеченности, то принедостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзныесложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляютсоциальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а такженеудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее времясемья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многихобщественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики,демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.
Исследования не зафиксировали ярко выраженнойвзаимосвязи между прочностью брака, удовлетворением сексуальной стороной жизнии типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная)с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можносказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет большевозможностей для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточноукромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества посравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовыхусловиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут бытьдостаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимногоудовлетворения.
Сексология выдвинула проблему воспитания этики,эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающихв брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся неэкономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностныхотношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений(снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей идр.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленнойтрансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.
2.1.3. Есть ли будущее у нуклеарной семьи?
Современная (объяснительная)демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся ирешаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов.Теория демографического перехода в своей содержательной части представляет собойразновидность теории социального развития (эволюционизма, девелопментализма ит.п.), т.е. той теории, которая сопряжена с идеей социального прогресса икоторая описывает феномены модернизации со знаком плюс. Другая теория — демографических изменений — сосредоточена на динамических аспектах социальнойреальности, рассматриваемой в качестве «поля» взаимодействия, а не вкачестве «объекта», подверженного «фундаментальным»,«необратимым » и т.п. «сдвигам». В социологии изменений нетпоиска «перводвигателя», нет выбора из факторов — главных причиннаблюдаемого хода событий. Человеческая деятельность является источником причини следствий, история есть продукт человеческой деятельности. В рамках этих двухподходов обычно рассматриваются все трансформации семьи[6].
В теорииразвития анализируется переход от «традиционной» семьи к«современной», к альтернативным семейности формам организациичеловеческих отношений. Из факта изменения семейных структур выводитсянеизбежность этих изменений, легко переходящая в фаталистическую интерпретациюнаблюдаемых феноменов, как якобы независящих от человеческих действий,совершаемых помимо воли людей и ведущих к предопределенному финалу, какправило, оцениваемому позитивно. В парадигме прогрессистского развития всенынешнее многообразие форм семейной жизни оценивается по степени приближения ихк идеалу современной семьи.
В концепцииисторического отмирания многодетной семьи утверждается, что социальныедействия, направленные на самосохранение существующих поколений, а не навоспроизводство их, ведут к сокращению рождаемости вплоть до однодетности, т.к.в социуме нет регуляционного механизма защищающего от этого поворота событий.Становление индустриального капитализма связанное с разделение семьи и работы,вовлечением женщин в производство и эмансипацией детей от семьи былоподготовлено революцией идей, где семья рассматривалась как тормоз к прогрессуобщества и личности. Философия государственничества (Гоббс, Дж. Ст. Милль, Ж…Руссо) способствовала распространению общественного мнения, направленного на«освобождение» личности от «деспотизма» семьи. В русле этойнаправленности осуществлялась государственная политика по ограничению автономиисемьи как института. Факты злоупотребления родительской властью служили поводомдля отмены права родительского контроля над детьми в связи с запретом детскоготруда, всеобщим школьным образованием, борьбой с беспризорностью и девиантнымповедением детей и подростков и т.п. На фоне перехвата семейных функций другимиинститутами эмансипация индивида от семьи привела к усилению контролягосударства над личностью.
Огосударствлениесемейной жизни сужает суверенитет семьи и сферу частной жизни, посколькуограничивает первичность, интимность семейных отношений. Современноегосударство становится терапевтическим и превращает полную семью (и ееосколочные формы) в клиента государственных служб. В связи с неэффективностьюсемьи как института (невыполнение специфических функций, элиминирование автономностисемьи, снижение привлекательности брака и семьи для личности) возникает задачаприватизации семейной жизни. Активная семейная политика по укреплению полнойсемьи с несколькими детьми предполагает такое устранение кризиса семьи, прикотором ограничиваются регламентированные воздействия государства наразъединение семейных поколений, на сведение семейности к супружеству и к семейнымдиадам типа «мать-ребенок», «взрослый — иждивенец» и др.
2.2. Современное состояние семьи в РФ.Кризис или эволюция
Запоследние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовойпопулярной печати термин «кризис семьи» буквально прорвался вупотребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейныхпроблем. Порой этот термин используется в ка­честве некоторой аксиомы,используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в даннойсфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностейфамилизма (семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы,побуждающие их вступатьв брак и заводить детей)[7].Сюда добавляются такие негативные явления как подъем уровня разводимости,распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций,ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантныхформ семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричинароссийской де­популяции[8].
Междутем, заслуживает рассмотрения вопрос о том, какие представления скрываются заэтой аксиоматикой. Этот вопрос отнюдь не праздный, он связан с формировани­емсоциологического подхода к изучению семьи, выработкой соответствующихисследователь­ских программ. Современная семья — наиболее приватная сферасоциокультурной реальности и здесь, как нигде, проявляются последствия такназываемой индивидуализации жизненных сти­лей, увеличивающейся вариативности еемодели. Все это вряд ли можно оценить с точки зрения какого-то нормативистскогомасштаба. Наличие же указанных кризисных атрибутов в реаль­ности нуждается всоциологическом доказательстве. Существуют исследования, результаты ко­торыхделают подобные диагнозы проблематичными[9](нельзя безапелляционно утверждать — семья перестает быть ценностью).
Наиболееподробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И., Мед-коваВ.М. и др. Краеугольный камень этой позиции составляет положение осуществовании двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл, — «либерально-прогрессистской», или эволюционной, и«консервативно-кризисной». Смысл первой парадигмы заключен в убеж­дении,что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативныеструктуры семьи, а второй — в предупреждении возможности исчезновения семейногообраза жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении егодисфункций и патологии.
Втораяпарадигма явно содержит два момента: во-первых, определенную оценку историчес­когопроцесса, приведшего к изменению семьи и некий идеал семейного бытия;во-вторых, рас­смотрение семьи как социального института в русле парсонианскихидей. История уже предло­жила вариант семейной целостности, самосохраняющейся,противостоящей воздействиям извне -традиционалистскую (патриархальную) модельсемьи. Крестьянскую по преимуществу. Для нее характерны родственно-семейный принципорганизации жизни; «перевес ценности родства над максимизацией выгодиндивида», над экономическими целями индивида; естественность домо­хозяйствав качестве основы семейной жизни; социокультурная заданность семейных ролей,принцип семейного «Мы» в отношении с внешним окружением;семьецентризм в противовес эгоцентризму; многодетность в противовесмалодетности; семейный авторитет в социализации детей. Вряд ли в связи с этимвозможно выставление требования возвращения в прошлое, скорее идеал традиционализмапризван использоваться в качестве некоторой шкалы оценок происходящих измененийв семье, поиска социокультурных констант семейной жизни. Таким образом, можнозаключить о выдвижении нормативистского подхода.
Россияпереживает кризис «фамилистической цивилизации», считают А.И. Антонови В.М. Медков[10],усматривая корень кризиса в семейной аномии — нарушении семейного равнове­сия,распада семейных связей, ценностных ориентации. Социокультурная тенденцияиндивидуализации жизни, отмечаемая на протяжении нескольких столетий,описывается как конфликт между личностью и обществом, скрываемый иллюзией ростасамосознания личнос­ти, увеличения экологической, политической, демографическойи т.п. сознательности, которая призвана расширить на основе свободы выбора зонуличных решений и ответственности во благо общества. «Эмансипация личностиот семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений,массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализа­циипотомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждамобщества, потому, что оно прежде в семье мотивируется подчинять эгоцентрическиеинтересы семейным, -все это привело в XX в. впромышленно развитых странах к устранению семейного влияния, по­средничествасемьи в противостоянии личности и общества»[11].
Посредничествосемьи понимается институционально. Так, являясь базисной институцио­нальнойподсистемой общества, семья призвана, как утверждал Т. Парсонс, «увязыватьоргани­ческую систему с человеческой деятельностью». Невыполнение семьейсвоих функций (репро­дуктивной и социализационной) свидетельствует о глубокойинституциональной дисфункции. Наблюдаются и структурные изменения в семье — различные составляющие (брак, родительст-во, дети, домохозяйство) как быприобретают самостоятельное значение. Принципиально но­вые модели семьивыступают, с этой точки зрения, остатками деградации расширенной семьи, которыеуказывают на отмирании семьи вообще, а не только «традиционной семьи»[12].Подобный пессимистический, скажем так, алармистскийвзгляд не исключает иных тракто­вок кризиса семьи. Например, Свадьбина Т.В.склонна употреблять несколько смягченное вы­ражение «точкабифуркации» и полагает, что нужно определить, в каких параметрах семьи-как социального института, малой группы, формы социальной общности илиэкономической ячейки общества — наблюдается ее кризис. В какой ипостасивозможна модернизация ее форм? Например, Свадьбина Т.В. считает, что вотечественном семьеведении преобладает трактовка семьи как исключительнонравственно-психологического союза, с одной стороны, и девальва­цияинституционального взгляда на семью как социальное явление, с другой[13]. Она полагает, что кризис семьисвязан с крахом семейной экономики, с разделением работы и дома, и выход видитв перспективе развития постиндустриальной цивилизации в версии О. Тоффлера,восста­навливающей статус малого семейного бизнеса. Только на этой основевозможны преодоление кризисных явлений семьи как социального института и малойгруппы.
Институциональнойпарадигме противостоит ценностная концепция моделей семьи, кото­рая вышеобозначена как эволюционная. В отечественных исследованиях известны работы С.И.Голода еще в начале 80-х годов XX в., в которыхв духе М. Вебера предлагалось в совре­менном обществе рассматривать реалии трехидеальных типов моногамии — патриархального, детоцентристского и супружеского.Сегодня можно констатировать, что эта гипотеза нашла сторонников, а не толькокритиков, и очевидное признание множественности идеальных типов семей,фактический плюрализм их моделей.
Вобщекультурном плане меняются ценностные приоритеты, возвышается ценность чело­веческойжизни, происходит движение от публичности к приватности, самореализация личнос­тиобретает ценностно-целевой характер. В результате социальных сдвигов,экономической и гражданской эмансипации женщин тенденции, сопровождающиеиндивидуализацию мужчин (расширение избирательности в семейно-брачномповедении, рост внутренней ответственности за семью и автономии от социальныхобщностей), распространяются на женщин. Многообраз­ные стратегии«ненасильственной» социализации детей опираются на воспитание ихсамостоятель­ности, умении разрешить жизненные проблемы, трудностимежличностного общения. Естествен­но, все это предполагает достаточно высокийуровень морально-нравственного развития инди­видов, а без этого не исключеныиздержки и в отношениях между супругами, и с детьми. Супружеский тип семьи сэтой точки зрения выступает во всей сложности, хрупкости; очевид­нымстановится, что ее создание и сохранение нельзя уподоблять неким шаблонам,заранее за­программированным действиям, а потому простым и ясным. Кризисныетенденции как раз и связаны с переходом от патриархальных стандартов к новымценностным ориентирам.
На нашвзгляд, выдвижение концепции ценностных типов семьи обладает плодотворностью восмыслении современных проблем семьи. Вместе с тем обращение с даннойконцепцией будет корректным, если не забывать, что мы имеем дело с определеннойнаучной конструкцией, иде­ально-типической, которая, подобно художественномуобразу, не имеет непосредственного ана­лога в действительности. Назначениеэтого познавательного инструмента в ином — в обнаруже­нии близости реальногообъекта к тому или иному типу, анализе соответствующих практик, коллизий иконфликтов, выявлении возможных тенденций изменения в конкретныхсоциокультурных условиях.
Близки кэтой концепции ценностных моделей семьи тендерные исследования, в которых пе­ресматриваетсянормативистский институциональный анализ, а статусно-ролевые семейные от­ношениярассматриваются в изменениях, модификациях под влиянием различных практик. Ва­риативностьсемейных стилей во многом выступает продуктом стихийной адаптации к изменя­ющимсяэкономическим обстоятельствам и выработки стратегий разными группами, так илииначе реализующими свои жизненные ценности.
Феноменмногообразия моделей семьи и зарубежными, и отечественными исследователямисвязывается с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальныехарактеристики и выражающимися в смене ценностных парадигм. Традиционнаяпарадигма, до­минировавшая после Второй мировой войны, заменяется инновационнойпарадигмой, личностно ориентированной, децентралистской, направляющей насаморазвитие и автономию личнос­ти в вопросах выбора стратегии поведения.Естественно, это изменение сводить к ценност­но-нормативному произволу, аномиибыло бы крайне необоснованно. Речь идет о замене жестко регулирующей ролитрадиции, внешнего авторитета, института ответственностью и возможностямирациональности личности в определении целей, ориентиров, идеалов своей жизни.Вариативность, плюрализм типов семей отражает повсеместно происходящий процессразмывания стандартной системы семейно-брачных поведенческих норм, содержаниясемейных ролей, но вместе с тем индивид приучается самостоятельно выбирать длясебя рамки бытия, выработанные культурой, отделять ценное, выработанное ипроверенное культурой от имитации, поддельного, в конечном счетеразрушительного.
Вместе стем применительно к тематике кризиса семьи очевидна перспективность сближе­нияразличных подходов, прежде всего ценностного и институционального. Возможностив этом направлении подсказывает история социологии в России. Имеется в видупозиция П. Соро­кина, который еще в 1916 г. писал о семье (как общественномустановлении), которая «пережи­вает острый перелом; старые и отчастисовременные ее формы мало-помалу исчезают и усту­пают место иным формам,известным пока в общих чертах». На основе статистического материала онпоказал, что союз мужа и жены, союз родителей и детей и союз родственников исвойственников ослабевает. Ослабление супружеской связи демонстрируют растущийпроцент разводов, уменьшение числа браков, рост внебрачного союза, проституции,падение рождаемо­сти детей, освобождение женщин из-под опеки мужа и изменениеих взаимоотношений, уничто­жение религиозной основы брака, все более слабаяохрана супружеской верности и самого бра­ка государством. Падениенеограниченной родительской власти над детьми делает их равно­правными с отцамиличностями. Все эти институциональные изменения связываются им со степеньюплотности населения, развитием крупных городов и промышленных центров, ростомсвободы личности, фактом эмансипации женщин, падением старых религиозных верований.«Семья, — пишет он, — как бы тает и рассасывается, распадаясь на части,теряя одну за другой свои связи и свои функции...». Но этот процесс есть иосвобождение «личности из пеленок семейного права» и будущая семья,по его мнению, склеится свободным соглашением, вызван­ным «действительнойлюбовью симпатией и взаимным уважением одних к другим».
Этотценностный аспект кризиса семьи осмысливался им позднее в контексте трактовкикризиса культуры западного общества, характерной чертой которой являются своеобразныйперекос творческой деятельности в пользу Правды и Красоты — открытий,изобретений, твор­чества в области эмпирических наук и мирской красоты,искусств, и отставание сферы Добра, регресс в моральном отношении. Новое зданиепринципиально иной культуры, в его термино­логии идейной или идеалистической(интегральной), еще не построено и человечество как бы зависло в этомпереходном, промежуточном состоянии, чреватом войнами, революциями, мя­тежами,преступлениями, моральной анархией. Причем, под явлением культуры он понимал«нематериальный компонент» «смысла» (как идея, ценность,моральная норма), положенный на физический и/или жизненный компоненты. В работе«Моя философия — интегрализм» он констатировал подтверждение своегодиагноза-прогноза. В рамках столетий старой культу­ры человек оставался мягкоговоря неизменным, таким же «эгоистичным и в такой же степени подвластнымбиологическим силам „борьбы за существование“[14], секса, погони за наслаждения­ми,материальными ценностями». Нарушение равновесия в высшем триединстве ве­личайшихценностей (Правды, Красоты, Добра) привело к «взрыву индивидуального игруппо­вого индивидуализма, а также к усилению и ужесточению межличностных имежгрупповых конфликтов», кровавым катастрофам XX в.
Выход онвидел в увеличении производства и аккумуляции неэгоистической любви к чело­векуи человечеству (добра), только так можно остановить моральную деградациючеловека до уровня «усложненного человеческого животного, оправдывающего спомощью напыщенных идеологий наихудшие из своих действий», человека,потерянного «в дебрях дезинтегрированно­го чувственного мира иобщества». Вместе с тем он признавал, что об этой любви мы знаем ма­ло и вкачестве ее проявлений и указаний на нее называл следующее: любовь — это сердцеи ду­ша свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей, это сильноепротивоядие против тенденций преступности, патологии самоубийств, противненависти, страха, психоневро­зов, она продлевает жизнь, животворит физическое,духовное и нравственное здоровье; дети, лишенные любви, имеют тенденцию кморальному и социальному уродству. И сравнивая раз­личные группы людей, в томчисле дружеские, религиозные, касты и т.д., он отдавал предпо­чтение впроизводстве любви семье как особой организации, в которой только и могут новыепоколения людей воспринимать в процессе детского воспитания дух любви, ееособую атмосфе­ру взаимности, бескорыстности, жертвенности и потом уже вовзрослом возрасте искать и стре­миться воспроизвести этот дух[15].
В идеяхП. Сорокина выражено современное понимание семьи как величайшей культурнойценности. В наши дни общекультурное значение представляет вопрос, как связатьиндивидуа­лизм, вменяемый обыденной жизнью, с первоначальной для человекаценностью межиндивиду­ального единения, индивидуализм и коммунитарность. Издесь, вероятно, предстоит огромная моральная работа во всех сферах жизни, но, возможно,в сфере семейных отношений она ока­жется наиболее важной.
2.3. Будущее семьи
 Помнению ряда исследователей[16],современная российская семья находится в процессе модернизации, суть которого впереносе “центра тяжести” в системе взаимодействий “социум-семья-индивид” собщества на индивида. На первый план выходит удовлетворениеиндивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейнойобщности в обход решения общесемейных задач и выполнения всей совокупностисемейных функций.
 Напротяжении всей своей истории институт семьи служил в большей степени обществу,чем индивиду. И только в наши дни семья как малая группа становится структурой,жизненно необходимой для отдельной личности. Иерархия соподчиненности внутривзаимосвязи “общество-семья-индивид” приобрела противоположный вид, и теперьэто взаимосвязь “индивид-семья-общество”. В данной перемене – кореньмодернизации института семьи в России.
 В чемже проявляется эта перемена? Прежде всего в отсутствии на сегодня единогоисторического типа семьи и наличии возможности выбора. Существует два ключевыхварианта: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества,многодетность, непопулярность развода) и модернизационный исверхмодернизационный – западный (супружеское партнерство, малодетность,разнообразие вариантов и типов семейных структур). При этом быстрые,кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например,новые формы брака: бигамию, групповой брак, партнерство вне брака и т.п.
 В этомконтексте перемена проявляется в разрыве между брачными и семейными отношениями(мы уже ранее говорили о пробных браках, о семейных группах кровнородственноготипа, о неполных семьях и т.д.).
 Еслипосмотреть на процесс модернизации с точки зрения выполнения российской семьейсвоих функций, то здесь очевидны существенные изменения. Реформы 90-х гг. ХХ в.то ослабляли, то усиливали процесс утраты российской семьей своей экономическойнезависимости. Семья оказалась на грани финансовой несостоятельности ипотребности в переходе на полное (для отдельных категорий семей) или частичное(для основной их части) государственное обеспечение. Именно в таком положении(об этом мы говорили чуть раньше подробно) находятся семьи инвалидов,пенсионеров, многодетные семьи, семьи безработных и студентов, мигрантов ивынужденных переселенцев, неполные семьи и т.д.
 На фоненеэффективности осуществления семьей своей экономической функции, исполнение еювсех других социальных функций становится необязательным. Среди нихусиливается, пожалуй, роль лишь одной – функции эмоциональной поддержки какпсихотерапевтической, релаксационной, позволяющей индивиду снять стресс,освободиться от того перенапряжения нравственных и физических сил, котороеявляется следствием интенсификации общественного труда. Приходитсяконстатировать, что семья, приспособившись к ухудшившимся жизненным условиям иперейдя на режим экономии материальных и духовных ресурсов, была вынуждена доминимума свернуть свою структуру и сократить немалую часть своих функций.
 Кусловиям кардинальных общественных перемен адаптировалась не столько семейнаягруппа, сколько отдельная личность, разделив свое “Я” на семейное и внесемейноеи выбрав для себя ту модель брачности и родительства, которая для нее удобнее визменившихся социальных условиях.
 Можнодаже сказать, что в процессе социальных трансформаций личность в определеннойстепени вступила в противоречие с институтом семьи так же, впрочем, как иинститут семьи с обществом, которое на практике игнорирует социальную сферу.Такое положение сохранится до тех пор, пока со стороны государства и обществане будет реально признан приоритет интересов семьи над иными социальнымиинтересами, а личность не почувствует больших преимуществ в семейном образежизни по сравнению с несемейным.
 Всовременном российском обществе институт семьи занимает подчиненное положение,зависит от других социальных институтов. И более всего от института государства.Эта зависимость усложняется в силу того, что государство, как основнойпроводник социальной и семейной политики, заняло выжидательную позицию поотношению к семье, рассчитывая на ее самостоятельный выход из критическогоположения.
 Витоге, если в недалеком прошлом семья выступала в качестве посредника междуобществом и индивидом, то в эпоху перехода к новым социальным отношениямсоотношение сил между данными субъектами деятельности меняется. Сегодняпосредническую миссию берет на себя индивид, и пока лишь его усилиямискрепляется семейная общность, сохраняется институт брачно-семейных отношений.В связи с этим актуальнейшей задачей, в реализации которой должны бытьзадействованы социальные работники, становится создание обществом черезпосредство государства благоприятных условий для сохранения устойчивостимодернизировавшегося института семьи и повышения авторитета семейной общности вобщественном сознании.
 Решениюэтих задач служит, в частности, формирование новых политических подходов исоответсвующей законодательной базы государственной семейной политики, которая,в основном, отвечает принципам демократического федерального правовогосоциального государства, провозглашенного новой Конституцией РоссийскойФедерации.
 Воснову новой концепции государственной семейной политики положены важнейшиемеждународно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Международнойорганизации труда, Европейской социальной Хартии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим основные моменты. рассмотренные вработе и сделаем выводы.
Мысли и интересы детей отнюдь не ограничиваются темирамками, какие мы воображаем, предполагая, что их мир — это детская исверстники. Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по-своему наблюдаютих, предъявляют к ним свои требования и судят их. Конеч­но, их запросы иинтересы детские, их суждения — дет­ские, но они существуют, и рядом синдивидуальными чертами здесь, как увидим, можно подметить и нечто общее.Наблюдения детей касаются не только характеров и отношений, непосредственнозатрагивающих их интере­сы, но захватывают область гораздо шире. Им есть делодо того, как живут между собой отец с ма­терью, какое занимает общественноеположение отец, лю­бимы ли и уважаемы ли родители и прочее. Жизнь взрос­лыхчленов семьи кладет свои отпечатки в их сознании гораздо раньше, чем ониначинают отдавать себе от­чет, что у них уже сложились привычки, потребности,вкусы, готовые представления и сознание...
Семья — неотъемлемая ячейка общества, и невозможноуменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованноеобщество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслитсябез семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почтикаждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив всвоем доме.
Семья — это и результат, и, пожалуй, еще в большеймере — творец цивилизации. Семья — важнейший источник социального иэкономического развития общества. Она производит главное общественное богатство- человека.
Когда человек относится к семье как к важнейшейжизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главныхзадач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен ивнутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот,если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейныеобязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать,что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки.Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это илибезрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или егораспад.
Семья как социальный институт возникла с формированиемобщества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной,старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. Свозникновением нравственности, религии, а затем государства регулированиеполовой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило ещебольше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходилиопределенные изменения в брачно-семейных отношениях.
Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизньюсупругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается насоблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга,верности и т.д.
Семья — это такой фундамент общества и такаямикросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных ифизических сил человека, становлению его как социального существа. Именно всемье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитиюличности.
Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействиясемьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды ивкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющийхарактер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формывоздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственноенаблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенкаорганически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьитрудно переоценить.
Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно инравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороныгосударства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшенииматериальных, жилищных и бытовых условий.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.  Антонов А.И., Медков В.М. Социологиясемьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996.
2.   Антонов А.И. Современная семья: двавзгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. — с. 30-40.
3.  Бодро­ва В.В,Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социол. исслед.2002. № 6Бойко В.В., Оганян К.М.,Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейсяРоссии. – СПб, Издательство “Сударыня”, 1999.
4.  Голосенко И.А. Социология ПитиримаСорокина (русский период деятельности). – Самара: Социологический центр “Социо”,1992.
5.  Груко ТА. Родительствов изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.
6.  Ионин Л.Г. Культура исоциальная структура // Социол. исслед. 1996. № 3
7.   Карцева Л.В. Модель семьи в условияхтрансформации российского общества // Социол. исслед. 2003. № 7.
8.  Климантова Г.И. Государственнаясемейная политика современной России: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2004.
9.   Медков М.В. Семьи «звезд»шоу-бизнеса // Социол. исслед. 2002. № 1. С. 131.
10.     Панкова Л.М. Человек и семья:философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. Авторефератдокторской дисс. – СПб, 2003.
11.     Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. — 171 с.
12.     Савинов Л.И. Семьеведение: Учебноепособие. — Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000.
13.     Свадъбина Т.В. Семья ироссийское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.
14.     Семейный кодекс  РоссийскойФедерации (краткий комментарий) – М.: Издательство БЕК, 1996.
15.     Сорокин П. Моя философия — интегрализм // Социол. исслед. 1992. № 2. С. 135.
16.     Сорокин П. Человек. Цивилизация.Общество. М., 1992. С. 148-149.
17.     Федотова Ю. В.Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. – 108 с.
18.     Черняк Е.М. Социология семьи:Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговаякорпорация “Дашков и К”, 2003.
19.     Шнейдер Л.Б. Психология семейныхотношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
20.     Есть ли будущее у нуклеарнойсемьи. //
 http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/konfer_015.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.